Из опыта работы с неговорящими детьми — советы логопеда


Работа с родителями

Работа с неговорящими детьми начинается с их родителей. А они по-разному относятся к такой ситуации. Одни не видят проблемы в том, что ребенок в 2,5 года молчит… Действительно, многие дети начинают говорить после 2,5-3 лет. Но подобная задержка сама по себе уже должна насторожить: значит какие-то, пусть минимальные, но изменения в развитии есть.

Другие родители, напротив, много читают, ищут выход из ситуации, но, четко следуя советам, не могут или не хотят признать, что у всех детей разные стартовые возможности, и удивляются: Я все делаю, как рекомендуется: не сюсюкаю, говорю полными словами, много читаю, ставлю для прослушивания аудиокассеты. А он по-прежнему молчит. Таким родителям приходится объяснять, что они награждают ребенка непосильной работой. Да, один малыш встанет на ножки и легко потопает сам, без посторонней помощи, а другой будет долго ходить по стенке, и ему придется специально формировать, корригировать походку. Так же и с речью. Если родитель видит, что ребенок не справляется, он должен помочь ему, облегчить задачу. Некоторые искренне удивляются совету использовать в общении с ребенком звукоподражания, лепетные слова ку-ку, би-би, бай-бай: «Что вы, мы это делали, когда ему был годик, сейчас мы говорим только «машина, полотенце».

Советы логопеда

Учитель-логопед МБДОУ «Вишенка» — Седик Алена Васильевна

«Почему ваш ребенок плохо говорит. Что предпринять»

«Как организовать логопедические занятия дома»

Октябрь, 2021 учитель-логопед Седик А.В.

Что делать, если ребенок плохо говорит в 4-6 лет? Существует несколько основных условий для правильного и своевременного развития речи:

  • Разговаривать с малышом. Это самый главный пункт. Дети учатся, перенимая, поэтому нуждаются в образце для подражания. В семье важно разговаривать, много общаться с ребёнком. Известный факт, что если ребёнок растёт в семье глухонемых, то даже при отсутствии у него патологии, разговаривать он не начнёт, так как научиться ему будет просто не у кого. Жест и мимика будут его способами выражения мыслей, речевой навык не сформируется (это при условии, что малыш не будет посещать детские коллективы). Специалисты советуют проговаривать вслух все действия, которые взрослый совершает вместе с сыном или дочкой. И, даже если кажется, что ребёнок ничего не понимает и не отвечает, то делать это всё равно нужно. Малыш слышит речь, запоминает и учится.
  • Наполнить жизнь маленького человека впечатлениями и эмоциями, организовать его досуг. Это основная задача. Если он будет сидеть, не видя интересного и манящего окружающего мира, ребёнок заговорит гораздо позднее, словарный запас его будет более скудным. Поэтому необходимо организовать совместные прогулки в новое место, походы в парки, музеи, на интересные детские площадки, записать в кружок.
  • Создать комфортную психологическую атмосферу в семье. Семья, это культурная ниша ребёнка и лучшее средство для его развития. Если в доме царят постоянные скандалы, используется ненормативная лексика, то эмоциональное и соответственно и речевое развитие ребёнка будет страдать.

«Как весело и эффективно научить ребенка заниматься артикуляционной гимнастикой»

Консультация для родителей от учителя-логопеда Сентябрь, 2021

При выполнении упражнений ни в коем случае нельзя заставлять малыша, принуждать удерживать позицию губ или языка насильно. Негативные эмоции не принесут пользы.

Лучшее, что может быть: это – ИГРА! Игровые задания ваш ребенок будет воспринимать с радостью и потом сам будет вас просить еще с ним поиграть.

Устройте соревнования: чей язык длиннее?

— Кто может сделать глубже «Чашечку из язычка» — «Кто дольше продержит на языке соломинку без движения?…

— У кого «Грибок» больше похож на настоящий?

— Как «поиграть язычком в футбол»

— Или как посадить «маленького человечка на кончик язычка и покатать его на «Качелях»….

И т.д…Простор для фантазий необьятен. Занимайтесь вместе, придумывайте, творите радость и ваш малыш, не замечая, что серьезно занимается, будет укреплять свой артикуляционный аппарат, что непременно ведет к улучшению звукопроизношения, и чистой речи!

Консультация для родителей: учитель-логопед Седик А.В. Март, 2021

«5 ПРАВИЛ ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ».

Практические советы родителям на тему: «САМ СЕБЕ ЛОГОПЕД»

Известный факт, что интеллектуальное развитие ребенка напрямую зависит от его речи. Чем раньше и чище ребенок начнет произносить звуки и слова, складывать слова во фразы и предложения, тем активнее будут развиваться его мозг и интеллектуальные способности. Как это ни банально звучит, но развивать речь ребенка нужно с самого младенчества. Как это делать?

Правило №1: Общайтесь с пеленок! Разговаривайте со своим ребенком так часто, как можете, с самых первых дней его жизни. Даже если ему только один месяц! Пойте песни, комментируйте словами свои и его действия, например, когда переодеваете, купаете, гуляете… Дальше — больше: по-тешки, стихи, сказки, рассуждайте вслух с ребенком, советуйтесь с ним. К двум-трем годам с ними можно было уже полноценно общаться.

Правило №2: Не сюсюкайте Общаясь с ребенком, не сюсюкайте с ним! Даже если он совсем кроха. Я имею в виду коверканье слов, этакое подражание речи малышей.

Правило № 3: Отучайте от неправильных слов, даже если они смешные…Поправляйте ребенка, если он неправильно произносит слова, делайте это аккуратно. Да, слова часто бывают смешные, иногда их в шутку употребляет вся семья («капет» вместо пакет, «коклета» вместо котлета). У каждой мамы найдется целый список таких детских словечек….Но позволять неправильным словам закрепляться в речи категорически не нужно.

Правило № 4: Выполняйте увлекательные упражнения для речевого аппарата! Тренируйте мышцы ротового аппарата. Звучит страшно, но на самом деле речь идет о работе мышц языка, губ, щек. Пока ребенок совсем маленький, научите его передавать звуки, которые произносят разные животные и птицы: му-у-у, кар, кря-кря, гав-гав, мяу, ко-ко, хрю-хрю, пи-пи, бе-е-е, ме-е-е, чив-чив, ку-ка-ре-ку и так далее. Эти короткие слоги разнообразны и богаты на мимику и фонетику. Разрешайте ребенку иногда погримасничать дома: достать кончиком языка до кончика носа, надуть щечки, сделать язык трубочкой или чашечкой, вытянуть вперед губки так, чтобы на верхней губе удерживался карандаш….Научите ребенка щелкать, свистеть, цокать, дуть долго и прерывисто….Если ваш ребенок сможет изобразить, как цокает лошадка или щелкает дрозд с разной ритмичностью и громкостью, то услуги логопеда вам могут и не понадобиться.

Иногда можно устраивать праздники непослушания во время домашнего чаепития и то, что обычно непозволительно за столом, разрешать! Например, слизывать языком с блюдца варенье или сгущенку. Это отличное упражнение для языка.

Языком можно «почистить» зубки, проводя по зубам с внешней и внутренней стороны. Можно посчитать зубки, дотрагиваясь язычком поочередно до каждого зубика. Именно гибкость языка, эластичность уздечки — перемычки под языком — позволяет нам четко и внятно произносить звуки. Моя дочь, к примеру, научилась сама говорить звук «р», когда мы с ней придумали фразу: «Кролики на роликах ехали по дворику…». А сын научился говорить букву «р», потому, что его зовут «Марк Алексе-евич», и к 2-м годам он уже четко рассказывал сказку «Колобок». Во фразе «От тебя, лиса, нехитро уйти» очень удачное сочетание буквы «р» в слове «нехитро». Главное, не быть равнодушным к звуковой и речевой культуре своих детей, активизировать их и принимать самое активное участие в становлении речи.

Правило № 5: Учите звуки и буквы до школы! Научиться четкому произно-шению звуков и букв ребенку нужно до школы. Это важно, потому что в школе дети начинают изучать фонетику — науку о звуках. А изучать звуки просто невоз-можно, если эти звуки произносятся неправильно. Если звуки все-таки никак сами не встают, то лучше обратиться к логопеду, он обязательно поможет. И тогда вмес-то слова «рыба» ваш ребенок не ответит «селёдка»!

«КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ЗАПОМНИТЬ БУКВЫ»

учитель-логопед Седик А.В. Февраль, 2021

Ребенок, бывает, не способен запомнить графический образ буквы и соотнести его с соответствующим звуком, что вызывает трудности при чтении и письме. Для того, чтобы ребёнок прочно усвоил зрительный образ буквы, можно использовать разные приемы, игры и упражнения:

• Называние буквы. Дети знакомятся с тем, что звук можно обозначать графически, т. е. буквой. Буквы называем кратко (не «бэ», а «б», демонстрируем черно-белый печатный вариант.

• Читаем и запоминаем стихи о буквах (В старом дереве дупло — ну, совсем, как буква «О»; «Т» в антенну превратилась и на крыше очутилась).

• Рисование на тему «На что похожа буква» (почитайте об этом азбуки, например В. Степанова, С. Маршака, Г. Виеру).

• После анализа буквы (из каких элементов состоит буква, как расположены эти элементы в пространстве, можно из счётных палочек, верёвочек, цепочек, спичек, фасоли выложить эту букву.

• Тактильное узнавание букв, созданных из бархатной и наждачной бумаги. • «Чудесный мешочек» — ребёнок наощупь определяет пластмассовые (металлические, картонные) буквы.

• Обведение буквы по трафарету, шаблону; вырезание буквы ножницами; лепка из пластилина.

• Обрывание буквы по контуру.

• Письмо букв по манке, на песке.

• Создание букв из резиночек в игре «Геометрик».

Использование приёма «Дермолексия», когда педагог рисует букву на спине, либо на ладони ребенка: «Какую букву я написала?».

• «Какой буквы не стало» — перед ребёнком выкладывается ряд букв, начиная с 3-4-х, педагог предлагает запомнить, в какой последовательности они расположены. Ребёнок закрывает глаза, а педагог убирает одну.

• Узнавание буквы по словесной инструкции – «Эта буква овальной формы», «Эта буква состоит из двух скрещенных под наклоном линий» и т. д.

• Найти букву среди других(без наложения и с наложением друг на друга). Обвести найденную букву красным или синим карандашом.

• Игра «Буква сломалась». Допечатать недостающие элементы буквы.

• Реконструкция букв. Например: из буквы «П» можно сделать букву «Н», передвинув одну палочку.

• Узнавание букв, написанных разными шрифтами.

• Игра «Зоркие глазки». Вычеркивание заданной буквы из текста.

В результате таких игр у детей улучшается зрительное внимание, восприятие и память, формируются творческие способности, пробуждается интерес к процессу чтения и письма, снимается эмоциональное напряжение и тревожность.

Как правильно читать и слушать книги

Роль литературы в развитии связной речи детей

Учитель-логопед Седик А.В., январь, 2021

Литература для детей является не только источником радости, но и источником всестороннего воспитания, и речевого развития. Она знакомит с окружающим миром, обогащая представления детей о человеческих отношениях, добре и зле, правде и справедливости. Но любовь к книге, умение использовать в жизни полученные знания не приходят к ребенку сами по себе. В дошкольные годы ребенок – активный слушатель, и его путь к книге лежит через взрослых. Совместное чтение может быть веселым, развлекательным, вдумчивым, серьезным, и при умелом отборе, книга оказывает глубокое воспитательное воздействие на ребенка. Литература для самых маленьких имеет свои особенности, и родители, должны это понимать. Различают возраст появления интереса детей к книге от 5-6 месяцев до 1 года. Дети в возрасте от 8 месяцев до 2-2,5 лет могут слушать чтение 5-20 минут, в возрасте от 2,5 до 3 лет, как правило, 1 час и более. Некоторым детям при знакомстве с книгой не важно видеть картинки. Важно слушать текст. «Узнавание» изображений у многих детей возникает только после 1 года – 1года 2 мес., и тогда в их лексиконе начинают появляться слова, источником которых являются книги. На этой стадии для детей актуальны «дидактические» книги – собрание картинок. Рассматривание и комментирование картинок в книге, совместное со взрослым или самостоятельное, — особый вид «чтения», значимый для маленького ребенка. К 2 годам в речи детей появляются цитаты из любимых книг, а также слова и выражения, с которыми ребенок встречается только в сказках и стихах: жили-были, рыщет, притих, косой, рык. В этом возрасте дети помнят множество стихов и вставляют подходящие фразы при общении. Чтение приучает детей слышать, понимать и использовать художественную речь. Пятый год жизни очень благоприятный для развития языкового чутья, но для этого взрослому нужно при чтении, выделять яркие в образном отношении слова и фразы, проговорить их с ребенком. Читая детям книги, необходимо учить их сравнивать, выделять общее и различное в характере героев одного художественного произведения, а также сопоставлять вид персонажей, их поступки из двух различных произведений. Сравнивая, например, сказки, нужно обратить внимание детей на то, что в них общего: добро борется со злом и всегда побеждает; на долю героев выпадают большие испытания; в сказке действуют фантастические персонажи. Роль сказки состоит в том, чтобы дать образы, в которых выражаются и которыми питаются чувства детей. Наблюдения показывают, что для детей слова имеют глубокую и таинственную связь с вещами, названиями которых являются. Любимой для ребенка становится та сказка, сюжет которой наиболее близок миру его внутренних переживаний. После пяти лет, когда у ребенка появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, он с удовольствием начинает придумывать, сочинять, проявляя творчество. Хорошая книга является источником радостных переживаний детей, оказывает огромное влияние на умственное и речевое их развитие. Необходимо всем взрослым поставить перед собой задачу научить детей беречь книгу, объяснить им, что книга является источником знаний, результатом труда многих людей.

Консультация для родителей: учитель-логопед Седик А.В.

«АЗБУКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: РЕКОМЕНДАЦИИ ЛОГОПЕДА»



«ЧТОБ КРАСИВО ГОВОРИТЬ – НАДО С ЯЗЫЧКОМ ДРУЖИТЬ»

Каждый день делайте с ребенком артикуляционную гимнастику, это поможет быстрее и эффективнее поставить все проблемные звуки. Речь Вашего малыша станет более четкой и красивой!


Консультация для родителей № 1:

«Ждать пяти лет или идти к логопеду раньше»

Многие родители думают, что к логопеду надо идти только тогда, когда нет звук [Р] либо надо ждать 3 или 5 лет, чтоб записаться на консультацию. Это не так! Мне хочется развеять это миф, так как пропадает драгоценное время у ребенка, которое ускорило бы процесс коррекции речи. Бывают случаи, когда родители обращаются за помощью слиш-ком поздно. В итоге ребенок идет в специализированную школу…

?С 0 до 1 года — В этом возрасте стоит обратиться к логопеду, если ребёнок не гулит/лепечет, нет первых слов, или в принципе, вас что-то смущает. Да и для профилактики не помешает. Тут скорее нужны не занятия, а консультации, что и как делать маме! Справедливости ради стоит отметить, что лишь небольшая часть логопедов работает с такими малышами.

? С 2 до 3 лет — Стоит срочно обращаться к логопеду, если малыш молчит, «говорит на своём» языке, не понимает вас или вы не понимаете его, если есть только пару осознанных слов (или даже 20) – К ЛОГОПЕДУ. В речи малыша не должно быть грамматических ошибок — «красный сумка и т.д.». Если у ребенка много слов – но нет фразы – СРОЧНО к логопеду.

?3-6 лет — Бегом к логопеду, если есть проблемы со связной речью, бедный словарный запас, грамматические ошибки (мама пришёл, красивая дом), нарушения звукопроизношения. Если ребёнок неправильно произносит звук (шепелявит, сюсюкает), заменяет, говорит в принципе непонятно, путает слооги – покажите ЛОГОПЕДУ. Специалист скажет, возрастное это или нарушение речи.

?6-9 лет — Если на письме ребёнок совершает «глупые ошибки» — пишет буквы вверх ногами, пропускает буквы, пишет текст одним предложением, делает ошибки типа «папушка, саяз» — БЫСТРО К ЛОГОПЕДУ, это можно исправить, но лишь до определённого возраста. Многие ошибки могут быть и в 1 год и в 5 лет. Если что-то из перечисленного есть у малыша – покажите ЛОГОПЕДУ, пока не поздно:

1. Малыш не понимает речь; 2. Малыша понимает только мама – остальные нет;

3. Речь невнятна; 4. Нет фразовой речи или она очень бедна;

5. ЗАИКАНИЕ – сразу к логопеду!!! – независимо от возраста;

6. Нарушен голос (очень тихий, хриплый, сиплый);

7. Нарушена слоговая структура слова (вместо собака получается бака);

8. Есть хоть какие-то грамматические ошибки .

Нарушений речи бывает много, всех их кратко не описать. И, к сожалению, многие из них можно исправить только до определенного возраста. Так что лучше раньше обратиться к логопеду и услышать, что все хорошо, чем опоздать так, что ситуация будет неисправима.

Учитель-логопед Седик А.В.

Консультация для родителей № 2:

«Как и зачем делать артикуляционную гимнастику»

Зачем нужна артикуляционная гимнастика?

Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата: языку, нижней челюсти, мягкому небу, голосовым связкам. Таким образом, произношение звуков речи – это сложный двигательный навык. Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляторно-мимических движений языком, губами, челюстью. Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Как проводить артикуляционную гимнастику?

1. Артикуляционная гимнастика обязательно должна проводиться систематично, иначе, новый навык не закрепится. Желательно заниматься ежедневно 2 раза в день по 3-5 минут (лучше, чтобы после последнего приема пищи прошло не менее 1 часа). Не следует предлагать детям более 2-3 заданий за один раз, каждое выполняется по 5-6 раз. Статические упражнения выполняются по 5-7 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

2. В процессе выполнения необходимо следить за качеством выполнения движений, снижение качества – признак переутомления, лучше этого не допускать.

3. Артикуляционные упражнения необходимо выполнять перед зеркалом. Размер зеркала должен быть таким, чтобы ребенок видел в нем себя и взрослого.

4. В начале занятий упражнения нужно выполнять в медленном темпе.

5. Прежде чем начать занятия, лучше познакомить ребенка с названиями артикуляционных органов. Такое знакомство лучше провести в форме сказки. В результате ребенок должен усвоить названия органов: зубы, нижняя и верхняя губа, небо, язык.

6. Все упражнения должны выполняться точно и плавно, иначе артикуляционная гимнастика не имеет смысла.

7. Артикуляционную гимнастику выполняйте не торопясь, под счет, следя за точностью, координированностью движения, за полнотой объема.

Учитель-логопед Седик А.В.

Консультация для родителей № 3:

«Чистоговорки — для повышения эффективности работы логопеда»

Чистоговорки – дело нешуточное! Развитие речи происходит у всех детей неодинаково: у кого-то быстро пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы, а кому-то не обойтись без дополнительной помощи со стороны. Поэтому, необходимо учить малышей четко и правильно произносить, а также слышать и различать звуки в словах.

Чистоговорка — игровой ритмичный речевой материал, содержащий сложные сочетания звуков, слогов, слов, трудных для произношения. Чистоговорки еще называют логопедическими загадками, они помогают детям освоить интонацию вопроса и развивают у них чувство ритма.

Рифмы и ритм этих шуток облегчают произношение и запоминание звуков. Слоговой компонент шутки – чистоговорки способствует формированию правильного звукопроизношения и стимулирует развитие слухового восприятия речи. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста более всего подходят небольшие шутки — чистоговорки с применением игрушек, картинок.

Важно помнить, что в речевой игре от ребёнка требуется использование приобретённых ранее знаний в новых связях и обстоятельствах, а помочь ему в этом можете именно вы: родители, бабушки и дедушки – самые первые и близкие его наставники и воспитатели.

Например, при автоматизации звука [с] используется чистоговорка:

«Са-са-са – идёт хитрая лиса».. — «на носу сидит оса…»

1. Автоматизация звука, работа над выразительностью, дикцией. -произносим с различной интонацией (вопросительной, восклицательной, с грустью…) -произносим голосом разным по тембру (как мишка, как мышка); -произносим тихо или громко; -произносим в разном темпе (медленно или быстро); -произносим, меняя место логического ударения (ударяем молоточком на разные слова).

2. Развитие фонематического восприятия, звукового и слогового анализа и синтеза.Чистоговорки способствуют привлечению внимания детей к звучащему слову, его звуковому и слоговому составу.

Виды заданий: — Добавляем слог с определённым звуком: Сы-со-са – на бумаге поло… (са). Су-са-сы – у девчушки две ко… (сы). Сы-су-со – покатилось коле… (со). Са-со-су – маме я цветы не… (су) и т.д. — Прошагаем по слогам: Ла-ла-ла – ост-ра-я пи-ла. Ча-ча-ча – на-ша ка-ша го-ря-ча. Ще-ще-ще – в дож-дик мы и-дём в пла-ще и т.д. — Закончим чистоговорку (выбираем слово с соответствующим слогом): Са-са-са – … (каша, коза, коса)? Са-са-са – коса. Ро-ро-ро – (ведро, весло, верно)? Ро-ро-ро – ведро. Ча-ча-ча – (гуща, куча, суша)? Ча-ча-ча — куча и т.д. — Повторяем без ошибок: Су-шу, су-шу – я письмо пишу. За-жа, за-жа – есть иголки у ежа. Ща-ча, ща-ча – у Танюши два мяча и т.д. — Поменяем звуки: «л» на»р»: Ал-ал-ал – бал. Ар-ар-ар – бар. «ш» на»с»: Ша-ша-ша – крыша. Са-са-са – крыса.

3. Совершенствование лексико-грамматического строя и связной речи.

На материале чистоговорок можно учить детей изменять форму слова, образовывать слова, согласовывать их между собой, употреблять предлоги, составлять предложения и небольшие рассказы.

Виды заданий: — Изменяем форму слова: Са-са-са – вот опять идёт … (лиса). Сы-сы-сы – прибежали две … (лисы). Су-су-су – дети видели … (лису). Сой-сой-сой – волк погнался за …(лисой). Се-се-се – много сказок о … (лисе). Ис-ис-ис – в лесу есть много … (лис) и т.д. — Отвечаем чистоговоркой на вопрос (признаки, действия): Ра-ра-ра – какая детвора? Ра-ра-ра – весёлая, шумная, дружная детвора и т.д. Ра-ра-ра – что делает детвора? Ра-ра-ра – играет, напевает, танцует детвора и т.д. — Подбираем слово с заданным звуком (с опорой на слова-признаки): Са-са-са – хитрая, рыжая, пушистая? Са-са-са – это лиса. — Отвечаем чистоговоркой на вопрос (можно использовать схемы, картинки): Ла-ла-ла – где юла? Ла-ла-ла – в столе юла, на столе юла, под столом юла и т.д. — Называем слова, противоположные по значению: Ра-ра-ра – высокая гора. Ра-ра-ра – низкая гора. Ро-ро-ро – полное ведро. Ро-ро-ро – пустое ведро и т.д. — Называем слова»ласково»: Лу-лу-лу – стул в углу. Лу-лу-лу – стульчик в углу. Ре-ре-ре – искра в костре. Ре-ре-ре – искорка в костре и т.д.

4. Придумываем рассказ по картинке или вопросам:

Са-са-са – кто это? Са-са-са – это лиса. Са-са-са – какая лиса? Са-са-са – рыжая лиса. Са-са-са – что же делает лиса? Са-са-са – гуляет по лесу лиса. Са-са-са – кого встретила лиса? Са-са-са – волка встретила лиса и т.д.

«Помощь семьи в коррекционной работе логопеда»

ПОИГРАЙТЕ В ЛОГОПЕДА ДОМА!!!

Консультация учителя-логопеда

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛОГОПЕДА И СЕМЬИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве — одно из основных условий нормального развития ребёнка и в дальнейшем его успешное обучение в школе. Любая задержка и нарушение в ходе развития речи ребёнка отражается на его поведении и в жизни.

Родители спрашивают: почему ребёнок безграмотно пишет; пропускает буквы при чтении и письме; не может применять на практике выученные правила правописания и пр. А ведь они занимались своим ребёнком, водили его в кружки, центры развития, и вроде бы — ребёнок умеет читать и писать. Только взаимодействие педагогов д/сада, воспитателей, логопедов и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты получаются там, где педагоги и родители действуют согласованно.

Участие семьи в речевом развитии начинается с момента прихода ребенка к логопеду, все усилия специалистов без помощи родителей безрезультатны. Помогайте логопеду , выполняя домашнее задание с ребенком.

Помните, чтобы домашние логопедические занятия были успешными, необходимо:

  • Определить четкое и ежедневное время занятий, а не от случая к случаю. Это время развития ребенка. Очень важна самоорганизация родителей, т.к. всегда находится «1000 неотложных дел». Помните: на исправление упущенного в коррекции речи детей потом уходит во много раз больше времени и сил.
  • Определить продолжительность занятий. Для каждого возраста занятия должны быть регламентированы: 10-15 минут – для детей 3-4 лет; 15-20 минут – для детей 4-5 лет; 20-30 минут – для детей старшего дошкольного возраста.
  • Предварительно изучить задание к моменту занятий (не делать этого при ребенке). Часть задания выполните в игровой форме (по дороге, на кухне и т.д.), а над чем-то нужно поработать перед зеркалом, за столом в установленное время. Предвидя отказ, использовать альтернативные вопросы типа: «Что будем сначала делать – учить скороговорку или составлять рассказ?» Речь взрослых должна быть четкой и ясной.
  • Занятия проводить в виде игры или во время игры. С детьми младшего и среднего возраста стараться не использовать прямые инструкции «Скажи!», «Повтори!».
  • Во время занятия разговаривать с ребенком мягко и не авторитарно.
  • Вводить в занятия разнообразие, сюрпризные моменты. Можно попробовать выполнить задание «за компанию» со сверстником, братом, сестрой, «поучить» любимую игрушку (куклу), медвежонка.
  • Подкреплять достижения ребенка похвалой и радостными восклицаниями. Подчеркивайте, что вам нравится заниматься с ним.
  • Родителям – иметь терпение, выдержку, желание помочь своему ребенку добиться успехов. Если ребенок затрудняется, никогда не выполняйте задание за него. Лучше предложите ему несколько вариантов, пусть он выберет правильный ответ или исправит вашу ошибку. Дети очень любят находиться в роли «учителя». Поэтому при выполнении некоторых заданий полезно меняться с ребенком ролями.

Хорошие плоды приносит только та работа, которая выполняется с удовольствием. Доброе отношение, похвала, игровая форма, соревновательный момент – все это повысит интерес ребенка к занятиям, а значит, возрастет и их результативность.

Светы родителям неговорящего ребенка

В результате подобных бесед были составлены рекомендации для родителей, чьи дети долго не могут заговорить.

Советы родителям

  1. Больше говорите с ребенком, озвучивая все действия (кормление, одевание, купание), комментируя окружающее, не боясь повторения одних и тех же слов, произносите их четко, терпеливо, доброжелательно.
  2. Развивайте понимание речи, используя простые инструкции типа «Дай ручку», «Где ножка?» Опирайтесь на то, что ребенку доступно. Неоднократно повторяйте уже усвоенное.
  3. Используйте в речи наряду с полными словами их упрощенные варианты: машина — би-би, кукла — ля-ля, упал — бах.
  4. Пойте ребенку перед сном. Лучше не менять часто репертуар.
  5. Вызывайте желание подражать взрослому. Это возможно, когда сочетаются эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребенок произносит во время совместных игр (Прятки — ку-ку, Паровозик — ту-ту). Можно вместе удивляться увиденному: «Ух ты»! Первые слова, произносимые на эмоциональном фоне, могут быть междометиями: ой, ай, ух. Ребенку позволительно повторять только гласные: о, а, у.
  6. Почаще рассказывайте, читайте первые детские сказки, стихи. Побуждайте досказывать слова по мере речевой возможности.
  7. Не перегружайте ребенка телевизионной, видео- и аудиоинформацией. При чтении сокращайте текст до понятных фраз.
  8. Не говорите при ребенке о его отставании.
  9. Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит. Не проявляйте излишнюю тревогу: у каждого свои сроки, свои проблемы.
  10. Не дожидаясь, пока ребенок заговорит. Начинайте учить его различать предметы по размеру (большой — маленький); соотносить цвета, форму (дай такой же); количество (один — много).
  11. Проводите массаж пальчиков рук и ладошек, игры типа «Сорока-белобока».

Общие советы по проведению занятий дома.

Важно, чтобы занятия дома были похожи не на уроки, а на игру. Придумывайте различные истории, чтобы увлечь ребенка. Если проводить занятия в виде игр, то малыш будет охотнее учиться правильно говорить, что, безусловно, поможет достичь больших результатов в короткие сроки.

Ни в коем случае не злитесь, если у ребенка что-то не выходит! Исправить произношение непросто, нельзя за одно занятие научить малыша произносить четко и ясно все звуки, а также использовать сложные слова. В любом занятии важную роль играет время. Ошибки – это неотъемлемая часть процесса обучения.

Будьте терпеливы, хвалите ребенка даже за самые малые успехи, поддерживаете, если что-то не выходит. Если срываться и ругать малыша, то лучше говорить он не будет, а лишь замкнется в себе, что может усугубить речевые проблемы.

Занятия должны быть регулярными. Лучше упражняться по 5 минут в день, чем раз в неделю 1,5 часа. В самом начале можно начинать занятия с 3-5 минут в день, постепенно увеличивая их до 15-20 минут два раза в день.

Упражнения со специальной литературой.

В настоящее время ассортимент методических пособий огромен. При выборе нужно ориентироваться на издания с яркими иллюстрациями, они привлекают внимание и поддерживают интерес у ребенка.

Если ваш малыш выговаривает все звуки, но испытывает трудности в согласовании слов и в пересказе или имеет скудный словарный запас, то отдавайте предпочтение литературе : Н.В. Нищева «Обучение детей рассказыванию с опорой на картинки», Н.Э. Теремкова «Я учусь пересказывать», Н.Э. Теремков «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР», О.А. Новиковская «Логопедическая грамматика».

Артикуляционная гимнастика.

Артикуляционные упражнения играют огромную роль, т. к. они способствуют развитию речевого аппарата, благодаря чему дети учатся управлять им и справятся с произношением даже сложных звуков.

Делать артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, 1-2 раза в день по 3-5 минут. Все упражнения должны выполняться без напряжения (ребёнок сидит спокойно, плечи не поднимаются). Каждое упражнение следует выполнять по пять раз, каждый подход не дольше 5 секунд (под счёт, который ведёт взрослый). В день добавлять по одному новому упражнению, а при затруднении выполнения упражнения нужно вернуться к более простому.

Базовый комплекс артикуляционных упражнений:

  • «Заборчик» – удерживание губ в улыбке, передние верхние и нижние зубы обнажены.
  • «Трубочка» – вытягивание губ вперёд трубочкой (зубы сомкнуты).
  • «Заборчик-трубочка» – чередование положения губ в улыбке и трубочкой.
  • «Лопатка» – удерживание широкого языка на нижней губе в спокойном, расслабленном состоянии.
  • «Иголка» – удерживание узкого языка между резами.
  • «Лопатка-иголка» – чередование соответствующих упражнений.
  • «Шлагбаум» — поднимание языка за верхние зубы (рот открыт, но не слишком широко).
  • «Качели» — чередование движений языка вверх и вниз с удерживанием в течение пяти секунд в каждой позиции.
  • «Блинчик» — удерживание языка за нижними зубами в спокойном, расслабленном состоянии.
  • «Потягушки» — высунуть язык и тянуться им к носу, к подбородку, к правому уголку рта и к левому.

Рекомендуется проводить артикуляционную гимнастику перед зеркалом. Делайте упражнения вместе с ребенком. Лучше купить большое зеркало, в котором будет видно не только ребенка, но и вас. В этом случае малыш сможет повторять все действия. Так как оптимальный вариант – упражняться сидя, то лучше приобрести настольное зеркало.

Упражнения для развития мелкой моторики.

Уровень развития речи ребенка напрямую связан с развитием мелкой моторики. Для её тренировки эффективным инструментом станет даже обычный пластилин. Малышам достаточно мять этот материал и лепить простые одноцветные фигуры. С детьми постарше учитесь делать более сложные многоцветные фигурки, к примеру, разных животных.

Во время игр с пластилином изучайте цвета и формы.

Можно слепить несколько фигурок и придумать им историю, в этом случае у ребенка будут развиваться воображение, и увеличиваться словарный запас. Например, история про поход в овощной магазин — можно слепить фрукты и овощи, выставить их на «прилавок» и играть в продавца и покупателя. Благодаря такой игре ребёнок расширит свой словарный запас, запоминая названия овощей и фруктов, сможет повторить цвета и формы.

Вот ещё несколько идей и приёмов как развить моторику малыша:

* Купите шарик су-джок, который состоит из двух частей: колючего шарика и пружинки. Пружинку надевайте поочередно на пальчики, проговаривая потешки или просто называя пальчики, а шарик катайте по ладошкам и пальчикам малыша.

* Соревнуйтесь в перетягивании пальчиками ленточек, верёвочек, карандашей, шнурков.

* Заверните в фольгу мелкие предметы — пусть малыш их разворачивает.

* Пусть ребёнок летом, по дороге с дачи, обрывает по одному лепестку с ромашки.

* Пускай давит пузырьки на воздушно-пузырьковой упаковочной пленке.

* Разрешайте ребёнку самому застегивать и расстегивать пуговицы, откручивать и закручивать крышки у пластиковых бутылок.

* Дайте миску со смешанным горохом и фасолью или с более мелкими крупами для усложнения задачи — попросите ребёнка рассортировать.

* Дайте ребёнку мелкие предметы и попросите сложить их по одному в пластиковую бутылку через горлышко. Вариант игры на море — собирание мелких камушков в бутылку. Это игра также учит малыша определять на глаз размер предметов.

* Пусть ребёнок наматывает ленту на палочку или пальчик.

* Поиграйте с прищепками! Пусть ребёнок развешивает сушиться кукольную одежду. А если присоединить прищепки к желтому кругу, вырезанному из картона, то получится солнышко!

Игра «Кто что ест» должна быть в арсенале как специалистов, так и мам. В этой игре реализуется большое количество педагогических задач, а самое главное — она привлекательна и интересна для детей (да и для взрослых). Можно отработать грамматику, лексику, автоматизировать непослушный звук. А ещё такая игра полезна для неговорящих малышей: используя правильные игровые инструкции, взрослый может стимулировать речевую деятельность ребёнка.

* Очень полезно заняться аппликацией. Движения руки, которые задействованы в вырезании с использованием ножниц — очень хорошо влияют не только на мелкую моторику, но и отлично развивают мозг. Полезно будет сделать аппликацию и придумать историю про неё. Например, делая аппликацию стрекозы, предложите ребёнку придумать про неё рассказ. Помогите малышу, задавая ему наводящие вопросы:

Как зовут твою стрекозу? Какая она? Что она любит делать? Где она летала? Кого встретила?

Вот пример рассказа, который может получиться:

«Стрекоза Забава»

Жила-была стрекоза. Её звали Забава. Она была разноцветная и крылышки у неё переливались на солнце всеми цветами радуги. Однажды, стрекоза полетела охотиться на пруд. Она мечтала поймать комара пожирнее. Над прудом она увидела толстого-претолстого комара, который летал над водой и весело распевал песенку: зу-зу-зууууу, зу-зу-зууууу, не борюсь я стрекозуууу!

Песенка так понравилась стрекозе, Забаве, что она передумала ловить комара и решила с ним подружиться. Она подлетела к комару и стала подпевать ему: за-за-заааа, за-за-заааа — я большая стрекозааааа. Так и началась первая в истории дружба стрекозы и комара.

Такая аппликация будет способствовать не только развитию моторики, но и фантазии, связной речи, укрепит добрые отношения со взрослым, поднимет настроение, а также будет способствовать закреплению в речи звука [З], если этот звук находится на этапе автоматизации.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]