Перспективное планирование учителя-логопеда с детьми с ОНР
Светлана Ермакова
Перспективное планирование учителя-логопеда с детьми с ОНР
учитель — логопед Ермакова С. Г, Мотина А. А.
Общее недоразвитие речи с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее, как фонематическую, так и лексико — грамматическую систему языка.
Прежде чем приступить к работе по формированию лексико — грамматических средств языка, развитию связной речи и формированию правильного звукопроизношения, учитель — логопед составляет перспективный план работы на весь срок обучения. Планирование-это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления коррекционно -образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов. При грамотном планировании появляется возможность прогнозировать результаты деятельности каждого ребёнка, что облегчает достижения коррекционно-образовательных задач.
Примерное перспективное планирование составлено нами с опорой на программу «Логопедическая работа про преодолению ОНР у детей»
разработанной Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной, Т. В. Тумановой и др. ,а также
учитывает рекомендации, типовой программы детского учреждения «От рождения до школы»
под. ред. Н. Е. Вераксы,Т. С., Комаровой,М. А. Васильевой. Основной формой обучения в нашей работе для детей с ОНР являются логопедические занятия, на которых осуществляется развитие языковой системы.
Существует последовательность прохождения тематического речевого материала в каждом из периодов обучения.
В перспективном плане, разработанном нами,выделены следующие основные разделы:
-общие речевые навыки; общая моторика, речь с движениями; мелкая моторика; зрительное и слуховое внимание, речевой слух, развитие памяти и мышления; развитие лексики и связной речи; развитие грамматического строя речи; звукопроизношение; грамота, развитие навыков языкового анализа и синтеза;
При работе над перспективным планом мы старались учитывать то, что совместная работа учителя-логопеда и воспитателя является залогом успеха коррекционной работы. Такой раздел планирования, как «Лексика и связная речь»
и предполагает совместную работу специалистов, в которой ведущим является
учитель-логопед, а воспитатель лишь закрепляет материал, уже пройденный и отработанный с детьми логопедом. Работу по звукопроизношению, развитию навыков языкового анализа, общих речевых навыков, совершенствования грамматического строя речи и обучение связной речи также ведёт логопед, а воспитатель, являясь его помощником, закрепляет результаты достигнутого.
Предлагаем образец перспективного плана работы I год обучения, II период.
В перспективном плане в скобках указана методическая литература и номер страницы.
Список литературы первый год обучения
1. Нищева Н. В. «Система коррекционной работы в логопедической группе с ОНР»
.
2. Коноваленко В. В, Коноваленко С. В. «Фронтальные логопедические занятия»
(старшая группа 1,2,3 период)
3. Кузнецов Е. В., Тихонова И. А. «Развития и коррекция речи детей 5-6 лет»
.
4. Кислова Т. А. «По дороге с Азбукой»
.
5. Смирнова Л. Н. «Логопедия в детском саду»
(4-5 л. – I, 5-6 л. – II, 6-7 л. — III)
.
6. Арефьева Л. Н. «Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет»
.
7. Васильева С. Л. «Рабочая тетрадь по развитию речи дошкольника»
.
8. Ткаченко Т. А. «Если дошкольник плохо говорит»
(а)
— развитие связанной речи (б)
— развитие фонематического слуха (в)
— развитие лексико — грамматических средств языка (г)
— физминутки (д)
9. Курдвановская Н. В. «Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет»
.