Как заниматься со своим ребенком с нарушениями речи. Советы учителя-логопеда родителям


Статья:

Детей с речевыми проблемами становится все больше. Поэтому родители все чаще обращаются за помощью к логопеду. Большинство полагает, что им не нужно ничего делать – пускай коррекцией занимается специалист. Но эффективность и успех занятий зависит от того, насколько точно будут выполнять логопедические рекомендации родители. Также есть профилактические меры, позволяющие предотвратить появление речевых нарушений.
Советы логопеда нужны не только родителям, но и воспитателям и учителям. Потому что они могут включать в свои занятия некоторые упражнения для развития речи и коррекции звукопроизношения. Обычно специалист составляет памятку, в которой дает общие рекомендации и отдельные советы по каждому речевому дефекту.

Общие рекомендации

Чтобы у дошкольника не возникло затруднений со звукопроизношением нужно проводить каждый день артикуляционную гимнастику. Для этого достаточно выделить 10 минут. Малыша просят произносить гласные звуки, вместе с тем вы формируете базовое положение губ и сильный продолжительный выдох.

Кроме таких упражнений для губ, включите задания для язычка (удерживать его на нижней губе, поднимать−опускать его, двигать из стороны в сторону). Когда ребенок станет постарше, включите упражнения уже более специфичные – для формирования нужных групп звуков. Самой первой малыш осваивает артикуляцию свистящих, потом шипящих и сонорных звуков.

Проводите с малышом пальчиковую гимнастику, занимайтесь с ним аппликацией, учите обращаться с ножницами. Используйте все виды деятельности, в которой формируются дифференцированные движения пальцев. Покупайте одежду с пуговицами, шнурками – это благоприятно влияет на развитие пальчиковой моторики, которая оказывает влияние и на речевое развитие.

Во время чтения используйте интонацию, читайте с выражением. Обязательно спрашивайте у ребенка, о чем вы прочитали, что ему понравилось. Можете не дочитывать предложение, а предложить малышу самому придумать продолжение. Поощряйте его фантазию.

Обязательно следите за качеством своей речи. Говорите четко, понятно, чтобы малыш запоминал правильное произношение звуков.

Не нужно сюсюкать с детьми дошкольного возраста – это нормально при общении с малышом. Но когда ребенок становится старше, он начинает воспринимать такую речь за норму, что приводит к появлению речевых нарушений.

В формировании речевых навыков большую роль играет общение ребенка со взрослыми. Поэтому и родители, и педагоги должны следить за своей речью. И всячески поощрять малыша к ее использованию. Это общие рекомендации, которые помогут сформировать необходимые речевые навыки у малыша.

Современные подходы к изучению, обучению и воспитанию детей с проблемами в развитии

Пути активизации общения детей с общим недоразвитием речи (ОНР)Роль общения для развития речи и личности ребенка трудно переоценить. Речь как средство общения возникает и развивается в процессе коммуникации.К проблеме изучения смысловой стороны слова детьми с ОНР III уровняФормирование лексики ребенка тесно связано с развитием его познавательной деятельности. Овладение словом отражает, прежде всего, процесс соотношения мышления и речи в сознании ребенка.К вопросу о специфике понимания невербальных средств общения детьми с ОНРПсихологи, и психолингвисты убедительно доказали, что невербальные средства играют огромную роль и в общении, и в процессах речепорождения и речевосприятия.Особенности культуры общения у дошкольников с общим недоразвитием речиВ процессе социализации человек овладевает языком, моделями поведения, нормами и правилами общения, узнает культурные идеалы.

Когда обращаться к логопеду

С некоторыми речевыми нарушениями, не вызванными недоразвитием речевых центров головного мозга, родители могут справиться самостоятельно. А логопед поможет подобрать упражнения в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Специалист проведет диагностику и определит структуру речевого дефекта. От этого зависит успех коррекционной работы.

Логопед работает в ДОУ, поэтому большинство родителей не обращаются за его помощью раньше трех лет. Но если вы заметили что:

  • первые слова и фразовая речь у ребенка появились намного позже, чем у сверстников;
  • он не говорит;
  • плохо понимает обращенную речь;
  • не стремится к общению с окружающими;
  • его речь с трудом понимают другие люди.

В таком случае необходима консультация логопеда. Он может посоветовать обратиться к другим специалистам, если у малыша сложное речевое нарушение и нужно комплексное воздействие.

Советы при дислалии

Дислалия – одно из наиболее простых и распространенных нарушений речи. При данном дефекте родители должны внимательнее следить за своей речью, потому что одна из причин ее появления – это социальный фактор. Больше всего внимания уделяют артикуляционной гимнастике – заниматься ей нужно каждый день по 10 минут в день. Продолжительность занятия зависит от возраста ребенка.

Взрослый делает гимнастику вместе с ребенком – он быстрее освоит правильное положение органов артикуляции. Озвучивайте свои действия. При работе с маленькими детьми можете проводить ее в стихотворной форме и показывать картинки.

При дислалии логопед дает на дом задания и по развитию фонематического слуха. Попросите малыша совершить какое-нибудь действие, когда он услышит нужный звук. Придумайте вместе сказку про отрабатываемые звуки.

Дислалия – это нарушение, легко поддающееся коррекции. А участие родителей в обучении повысит его эффективность.

Тревога, страх и ожидание

Тревога и предчувствиеУ некоторых людей тревога возникает настолько часто и с такой интенсивностью, что человек практически становится недееспособен.Тревога и беспокойствоТревожное беспокойство и предчувствие роднят три аспекта: страх, неопределенность и желание действовать.Тревога и будущееТревога — чувство, связанное с будущим. Ощущающий тревогу человек испытывает ее не по поводу уже происшедшего и даже не по поводу происходящего, но он тревожится о том, что может произойти.Тревога, вина и депрессияРассмотрим отношение тревоги к вине и депрессии — двум чувствам, более сложным в психологическом отношении и присущим лишь человеку.Вина и депрессияЛюдей, страдающих от невротической вины, для удобства можно разделить на тех, кто ощущает себя уже совершившим какое-то преступление, и тех, кто ощущает себя способным совершить его в любой момент.Депрессия и гореМеланхолическая депрессия может рассматриваться как форма горя, в которой тяжелая утрата является внутренней потерей, созданной меланхолической фантазией при наличии какого-либо разрушенного внутреннего авторитета.СтыдСтыд — чувство унижения, вызванное осознанием вины или недостатка, делающего человека смешным или оскорбляющее право собственности, благопристойность или приличия.

Советы при дизартрии

При данной речевой патологии с ребенком занимается не только логопед, но и невролог, дефектолог. Часто родители боятся давать малышу препараты, выписываемые неврологом. Но они помогают нормализовать работу речевых центров головного мозга.

Родители должны понимать, что дизартрия – это нарушение, коррекция которого может занять длительное время. С ребенком необходимо заниматься каждый день артикуляционной и пальчиковой гимнастикой, играть в дидактические игры на отрабатываемый звук.

От того насколько точно родители будут выполнять требования логопеда зависит успех коррекционной работы. Очень важно при дизартрии уделять внимание развитию грамматического строя и связной речи. Во время прогулок обращайте внимание малыша на то, что его окружает. Описывайте ему цветы, птиц, животных, которых видите. Отрабатывайте навыки счета, согласования слов по рекомендациям логопеда, подобранных в соответствии со структурой дефекта.

Полезен при дизартрии курс массажа – логопедического и общего для нормализации мышечного тонуса.

Важно, чтобы родители чаще спрашивали ребенка о его впечатлениях, чтобы у него формировался навык связной речи. Для коррекции дизартрии необходимо комплексная работа, потому что это сложный речевой дефект и только общие упражнения не помогут справиться с этим нарушением.

Родители не должны ругать ребенка, если у него возникают сложности в автоматизации звука. Регулярность занятий и терпение – это основные составляющие успеха работы при коррекции сложных речевых дефектов.

Тревога и тревожность

СтрахСтрах — это прежде всего то, что можно почувствовать. Это ощущение носит характер неудовольствия.Защитные процессы и их взаимодействия со страхомСуществует тесное взаимодействие между страхом и механизмами защиты.Взаимозависимость страха и тревожностиТревога и страх имеют общую онтологическую основу, но на самом деле они различны.Взаимодействие страха с другими эмоциями как формы тревожностиВ раннем детстве опасность связана с потерей объектов.

Советы при работе с алалией

Родители ребенка-алалика должны посещать не только логопедические занятия, но и дефектолога. Обязательно им необходима консультация невролога, который выпишет необходимые медикаменты, стимулирующие работу речевых центров. Многие родители утешают себя примерами поздно заговоривших детей без всякой помощи. Но у таких детей имеется большое отставание в речевом развитии: звукопроизношение и слоговая структура искажена, речь непонятна окружающим и т. д.

Если в три года малыш не говорит или общается только простыми фразами – не откладывая, записывайтесь на консультацию к логопеду. Самостоятельно родители не смогут приблизить речевое развитие ребенка к норме. Таким детям часто предлагают специализированный детский сад, а если особо сложная форма алалии, то и вовсе домашнее обучение.

С такими детьми нужно заниматься каждый день, продолжительность занятий зависит от возраста. Обязательными для них являются физиотерапевтические процедуры, полезными будут занятия плаванием. Алалики часто отказываются говорить, потому что они привыкли к тому, что близкие понимают их без слов. Некоторые дети не хотят общаться, потому что для них – это трудный вид деятельности.

Поэтому главная задача родителей таких детей – это стимулирование их к общению.

Это не значит, что нужно просить малыша говорить сразу сложные слова. Важно добиться на начальных этапах любой голосовой реакции. Постепенно повышайте требования к качеству речи. Поощряйте малыша даже за маленькое достижение.

Постоянно комментируйте свои действия. Цель этого не в том, чтобы ребенок все повторял за вами – таким образом, вы расширяете и уточняете его словарь. Больше играйте с ним в сюжетно-ролевые игры – так вы будете проводить коррекционную работу по поведению малыша.

Дети с алалией отличаются повышенной утомляемостью, часто капризничают, у них нет стремления делать все самостоятельно. Родителям нужно сформировать у них необходимые навыки самообслуживания, которые упростят процесс социализации ребенка. Алалия – это сложная речевая патология, поэтому для таких детей создают специальные условия для обучения. Родителям нужно набраться терпения, потому что быстрого результата вы не получите. Но если коррекционная работа была начата рано, и родители выполняют все рекомендации специалистов, то вы сможете максимально скорректировать дефект и интегрировать малыша в нормальную речевую среду.

Проблемы, которые встречаются многим

Как бы ни хотелось родителям, нередко малыши испытывают сложности в общении. Задача заботливых родителей — вовремя выявить проблему и предложить грамотное решение.

Ребенок заикается

Преодоление заикания – это сложный, трудоемкий и длительный процесс, который требует комплексного подхода. Столкнувшись с заиканием, необходимо стараться устранить проблему как можно раньше. Идеальный вариант — отправиться на прием к специалисту, когда речевой дефект только успел себя проявить. Также стоит пройти всестороннее обследование здоровья.

Сами родители также могут помочь своему малышу, для этого Вам стоит:

  • Соблюдать четкий режим дня, включающий восьмичасовой ночной сон.
  • Говорите с ребенком неторопливо, спокойно, негромко. Избегайте резких жестов и ярких выражений эмоций.
  • Не подгоняйте ребенка во время разговора, выслушивайте его внимательно и спокойно.
  • Чаще проявляйте ласку, не критикуйте малыша.

Ребенок «захлебывается» словами, говорит слишком быстро

Дети редко говорят быстро и четко, чаще всего маленькие. С быстрым темпом речи приходят и другие проблемы: проглатывание слов и звуков, заикание, запинания. Эта проблема часто связана с перевозбуждением и излишней эмоциональностью малыша, поэтому переживать не стоит — с проблемой Вы можете справиться самостоятельно.

Во-первых, снизьте количество эмоциональных раздражителей. Возможно, у малыша возникает слишком много эмоциональных потрясений в течение дня, из-за чего он просто не может сдержать поток слов. А может быть Вы уделяете слишком мало времени на душевные разговоры, поэтому ребенок пытается «выжать максимум» из каждой минуты?

Во-вторых, научите ребенка говорить медленно. Это можно сделать в виде просьбы, периодических напоминаний или даже в формате игры «Кто медленнее скажет?» — как Вам и Вашему ребенку удобно. После регулярных тренировок речь ребенка несколько замедлится и достигнет «золотой середины».

Если же решить проблему самостоятельно не удается, обратитесь к педиатру. Дело в том, что быстрая речь может быть признаком болезни — тахилалия. Тахилалия характеризуется быстрым речевым потоком, в устранении которого участвуют психолог, логопед, психиатр и невролог.

Ребенок говорит медленно и монотонно

Нередко возникает и обратная проблема — ребенок произносит слова слишком медленно и тягуче. Подобная ситуация более серьезная, мы рекомендуем сразу же обратиться к логопеду, чтобы выявить возможную брадилалию.

Однако Вы можете облегчить состояние ребенка, помочь быстрее справиться с проблемой:

  • Внимательно выслушивайте малыша, не выражайте своего нетерпения. Ребенок не должен испытывать стеснения при разговоре, не должен «зажиматься», чтобы разговаривать как можно больше.
  • Говорите в нормальном темпе. Многие родители вслед за ребенком начинают замедлять ритм речи — делать этого не стоит. У малыша должен быть пример правильной речи, к которому стоит стремиться.
  • Учите стихи и скороговорки. Пусть ребенок учится повышать темпы речи на привычных ему предложениях.

Ребенок не выговаривает звуки

Если ребенок до 3-4 лет путает, проглатывает или заменяет звуки — это нормально. Главное, чтобы к 5 годам эти проявления прошли и ребенок правильно и четко произносил все звуки речи. Таким образом, до 5-6 лет проблемы с произношением отдельных звуков можно решить в домашних условиях, а позже — обращаться к логопеду.

Отрабатывать отдельные звуки не так уж и сложно. Для начала покажите малышу правильную артикуляцию при произношении звука: посадите его перед собой таким образом, чтобы его глаза были на уровне Вашего рта и четко произносите звук много раз. Когда малыш научится повторять движения и станет выдавать нечто похожее на желаемый звук, начинайте отрабатывать навыки при помощи скороговорок на этот звук.

Проблемы с речью встречаются у 50% детей, так что не стоит паниковать — Ваше беспокойство передастся ребенку и это только усугубит ситуацию. Если у Вас возникают вопросы по развитию речи ребенка, Вы всегда можете задать их логопедам детской студии «Поколение».

Советы при заикании

При данной речевой патологии важно нормализовать состояние нервной системы ребенка. Поэтому родителям советуют водить детей на плавание, дельфинотерапию, на конные прогулки – все это благотворно влияет на эмоциональное состояние. Также одна из причин заикания – это неправильное речевое дыхание. Детям с заиканием рекомендуют занятия пением, которые формируют сильный и длительный выдох.

Очень важно при данной речевой патологии – это соблюдать особенности всех этапов коррекционной работы. Сложнее всего соблюдать этап полной тишины – в этот период нужно максимально оградить ребенка от информационного потока и заикающийся не должен на данном этапе вообще говорить или только шепотом.

Родители должны обеспечить ребенку с заиканием общение с наиболее близким эмоционально ему человеком. Таким образом, вы уменьшите риск появления судорог во время разговора. Взрослые должны создать максимально комфортную для ребенка с заиканием речевую среду.

Отрабатывайте с заикающимся определенные речевые шаблоны: как вести себя в магазине, в гостях и т. д. Тем самым, он не будет бояться общаться с окружающими. Основная задача родителей ребенка с заиканием – это нормализация его нервной системы и создание благоприятной расслабляющей эмоциональной обстановки.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]