Статья:
В статье предложены и охарактеризованы обязательные разделы информационного стенда родителям в логопедической группе, способствующие развитию ребенка: развитию слухового восприятия, развитию мелкой моторики, развитию внимания и памяти, развитию речи. Вопросам взаимосвязи детского сада с семьей в последнее время уделяется все большее внимание, так как личность ребенка формируется прежде всего в семье и семейных отношениях. Важной частью работы с родителями является развитие ребенка, формирование тесной взаимосвязи родителя и ребенка. Поэтому педагогом уделяется большое внимание работе с родителями. Наглядно-информационное направление дает возможность донести до родителей нужную информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности их выполнения для развития ребенка. Поэтому необходимо информировать родителей воспитанников об особенностях работы через стендовое оформление. На стенде для родителей должны быть следующие разделы: Развитие слухового восприятия у детей. Всегда с ребенком необходимо разговаривать и это знает каждый. Чем больше ребенок слышит, тем больше узнает, так как посредством слухового восприятия обозначается представление об окружающем мире. Развитие слухового восприятия имеет решающее значение для возникновения устной речи. Этому способствовать будут различные игры и игровые приемы. — Игра «Где звенит будильник», ребенок должен найти по звуку и по возможности сказать или показать. — Игра «Какие часы тикают». Ребенок должен определить какие часы издают звук, маленькие или большие. Развитие мелкой моторики. Развитие мелкой моторики у детей имеет большое значение. Возможно использовать игры и игровые приемы: — обведи по контуру. Обводить трафареты, изображающие различные предметы, вырезать, штриховать. В дальнейшем использовать детские работы для игр в группе и дома; — вышивка. По контуру вышивать на картоне простое предметное изображение; — игра «Накорми цыпа и цып –цыпа». Рис и пшено смешивают. Цып любит пшено, а цып- цыпа рис. Развитие внимания и памяти. Игры, способствующие развитию внимания и памяти. — «Телевизор»; — Угадай чего не стало?», «Угадай чего прибавилось?» и т. д. — «Запомни картинки»; — «Повтори слова». Развитие речи. Предлагаются игры по лексической теме: — «Что будет, если…»; — «Что сначала, что потом»; — «Больше, чем…меньше чем»; — «Кто что делает?» Солнце — светит, сияет, греет, а еще… — «Один — много»; — Игра «А, что если…» (развитие связной речи и мыслительных процессов); — «Чьи покупки?». Таким образом, материал на стенде для родителей носит информационный, обучающий, рекомендательный характер и направлен на сотрудничество родителей и ребенка.
Организация логопедического уголка в группе комбинированной и компенсирующей направленности
Эффективность коррекционно-развивающей работы с детьми с ТНР во многом зависит от взаимодействия в работе логопеда и других специалистов. И, прежде всего, учителя-логопеда и воспитателей. Воспитатели в вечернее время закрепляют полученные детьми навыки по заданию учителя-логопеда. Для того, чтобы коррекционная работа была успешной, это выполнять необходимо и не только логопед несет ответственность за коррекционную работу, основными помощниками являются воспитатели и родители.
Взаимодействие с воспитателями учитель-логопед осуществляет в разных формах: консультации, беседы, тетрадь взаимодействия/
Занятие в логопедическом уголке воспитатель проводит во второй половине дня по заданию логопеда. Дети совместно с воспитателем делают артикуляционную и дыхательную гимнастику. С детьми отрабатывается артикуляция звуков, автоматизация в словах на предметных картинках. Составляются предложения и небольшие рассказы с этими словами, игры по дифференциации поставленных звуков. Ведется работа по расширению словарного запаса, грамматического строя и связной речи. Для проведения качественной работы необходимо, чтобы речевые уголки были наполнены практическим материалом и функционировали!
Речевой уголок в группе должен включать в себя следующие разделы:
- артикуляционная моторика: (зеркало, картотека, картинки к артикуляционным упражнениям, комплексы упражнений для определенных групп звуков).
- автоматизация звуков: альбомы по автоматизации звуков В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко; игровые упражнения Л.А. Комаровой; дидактические пособия Спивак, Егорова, скороговорки, картотеки.
- дыхание: картотеки, вертушки, дудочки, шары для надувания, пузырьки, мыльные пузыри, поддувалочки, тренажеры для развития дыхания, одноразовые трубочки, игры с водой (расти пена, буря в стакане, кораблики), футбол на воздушную струю, «язык змеи» и т.п.;
- фонематический слух: музыкальные игрушки, шумящие коробочки, картотека игр.
- лексика: картинки, отражающие изучаемую лексическую тему (сюжетная и предметные); развивающие пазлы, игры: лото, «Подбери пару», «Кто больше назовет», «Часть и целое», д\и «Профессии» , «круглый год», «семья», «деревья» и др.; картотека игр.
- грамматический строй речи: дидактические пособия Н.Э.Теремкова, Н.С.Русланова, З.Агранович, Косинова Е.М, картотека игр
- связная речь: сюжетные картины, схемы описательных рассказов, серии картинок, мнемотехника, тексты для пересказывания, пособия Арбековой по возрастам
- грамота: схемы слов, схемы предложений, пособие для звукового анализа слова, светофорчики, простые ребусы, изографы и др. пособие З.Агранович
- мелкая моторика: мелкие игрушки, волчки, шнуровки, мозаика, пазлы, трафареты для штриховки, внутренней и внешней обводки, карандаши и т.п.;
- высшие психические функции: разрезные картинки, домино, «Четвертый лишний», «Цвет и форма», «Узнай по контуру» и др…
Желаю успехов!
Зайцева Любовь Викторовна учитель-логопед, МОДОУ «Детский сад № 211» г. Ярославль
Практика использования информационного блока для родителей по лексическим темам.
Проблема организации коррекционной работы по преодолению нарушения речи у детей дошкольного возраста (5 – 6 лет) с таким видом речевой патологии, как недоразвитие лексико–грамматического строя, актуальна на наш взгляд, тем, что лексико–грамматические операции порождения речи являются чрезвычайно сложными и предполагают достаточно высокий уровень развития аналитико–синтетической деятельности.
Для повышения эффективности коррекционного воздействия мы рассматриваем необходимость интегрированной работы во взаимодействии всех субъектов образовательной деятельности: учителей- логопедов, воспитателей, родителей, инструктора по физкультуре, музыкального руководителя, преподавателя по изобразительной деятельности.
Комплексный подход к преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нем родителей, которые все речевые навыки и умения детей, полученные в детском саду, закрепляют в повседневной жизни.
Цель педагогического опыта: создание в детском саду необходимого информационного блока комплексной коррекционной работы по преодолению лексико–грамматических нарушений речи у детей дошкольного возраста (5-6 лет).
Данная система работы применяется в работе учителей-логопедов МАДОУ «Детский сад № 395» города Перми А. Ф. Бузмаковой, Е. Г. Бугровой в течение 15 лет, имеет положительное экспертное заключение ст. научного сотрудника лаборатории специального образования ПКИПКРО Е. Е. Аюповой.
Материал для оформления стенда «Логопед советует»
Всю систему знаний ребенку предстоит усвоить при помощи устной и письменной речи. Для успешного овладения чтением и письмом у детей к началу обучения в школе должны быть сформированы следующиеКОМПОНЕНТЫ РЕЧИ:
1. УМЕНИЕ СЛУШАТЬ И СЛЫШАТЬ ДРУГИХ.
Если такое умение не сформировалось, у ребёнка могут возникнуть трудности в усвоении материала, который предъявляется учителем устно. Такой ребёнок с трудом общается со сверстниками, не контролирует свое поведение.
2. ЗВУКОВАЯ СТОРОНА РЕЧИ.
Правильное произношение и четкое различение звуков на слух – необходимые условия для освоения письма и чтения. Ребёнок должен не только уметь внятно произносить сложные слова (например: мотоциклист, регулировщик), но и уметь говорить громко или тихо, быстрее или медленнее. Письмо – отражение устной речи ребёнка. Нарушения в этой сфере приводят к ошибкам на письме из-за опоры на неправильное проговаривание.
3. ФУНКЦИИ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА.
Для правильного письма дети должны уметь: делить предложения на слова; делить слова на слоги; уметь выделять все звуки в словах и устанавливать их. Ошибки языкового анализа проявляются на письме в искажении слов и предложений (пропуски букв, перестановки и пр.)
4 .
ЛЕКСИЧЕСКАЯ СТОРОНА РЕЧИ (СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС).
Дети должны уметь точно подбирать слова, употреблять сложные слова (например: длинноногий), использовать фразы с переносным значением (например: сломя голову), подбирать синонимы (например: храбрый – смелый – отважный). Недостаточность словарного запаса влияет на понимание прочитанного, даже при технически правильном чтении. В дальнейшем могут возникать ошибки в подборе проверочных слов на письме.
5. ГРАММАТИЧЕСКАЯ СТОРОНА РЕЧИ.
Для правильного письма дети должны уметь изменять слова и образовывать новые, понимать и правильно употреблять предлоги, иначе могут возникнуть ошибки в окончаниях, пропуски или замены предлогов (над столом – «на столом», пошли в лес – «пошли лес»). Могут наблюдаться трудности в составлении предложений, пропуски членов предложений и пр.
6. СВЯЗНАЯ РЕЧЬ.
Дети должны уметь свободно общаться с взрослыми и сверстниками, рассказывать о пережитых событиях, пересказывать сказки, описывать предметы. Нарушение самостоятельной связной речи могут вызвать трудности пересказа или составления рассказа, написания сочинений и изложений.
ДляОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ
учащимся, имеющим такие нарушения речи, необходима своевременная коррекция речи, профилактическая работа по предупреждению нарушений чтения и письма. Для этого в нашей школе работают учителя-логопеды, которые проводят специальные коррекционные занятия. На логопедических занятиях у ребенка формируется кратковременный навык правильной речи, который должен контролироваться всеми взрослыми, окружающими ребенка, и закрепляться в различных видах деятельности. Благодаря совместной работе учителя-логопеда, педагога- психолога, учителей и родителей можно своевременно и качественно помочь детям преодолеть нарушения речи, успешно овладеть программой по русскому языку и чтению, сформировать положительное отношение к учёбе.