Введение. Логопедическая тетрадь «Различай парные согласные»


При нормальном развитии речи дети в 4,5-5 лет на слух могут определять присутствие или отсутствие конкретного звука в слове. Естественно, если с ними занимались родители или педагоги. За это умение отвечает фонематический слух (не путать с физиологическим слухом). Он помогает ребёнку узнавать и различать звуки, понимать их последовательность и расположение. За счёт фонематического слуха дети отличают похожие слова и понимают их смысл. Это важная часть развития речи.

Если ребёнок путает звуки или слышит их в слове в 5 лет, то это может свидетельствовать о нарушениях фонематического слуха. Это частный случай ОНР (общего недоразвития речи). Впоследствии это может привести к трудностям при обучении ребёнка письму и чтению.

Как развивается фонематический слух?

Фонематический слух формируется во время общения ребёнка с родными и окружающими людьми. Поэтому специалисты советуют разговаривать с малышом, читать ему книги и стихи с момента появления на свет. Наиболее значительный прогресс в становлении фонематического слуха наблюдается в возрасте от полугода до двух лет. Однако отделы коры мозга, отвечающие за его функционирование, окончательно формируются к 5-7 годам.

  1. От рождения до 1 года. Ребёнок начинает реагировать на громкие звуки спустя три недели после появления на свет, а на тихие – через 2 месяца. В 3 месяца малыши хорошо определяют их источники, переводя взгляд в их сторону. В 4 месяца ребёнок может подражать звукам, а в 5 – понимает своё имя. В год малышу удаётся различать часто используемые слова.
  2. От 1 года до 2 лет. В этом возрасте наблюдается активное развитие фонематического слуха. Ребёнку удаётся различать звуки в родном языке. К двум годам малыши определяют на слух ошибочные фонемы. Ребёнок способен сказать, какое слово было произнесено правильно.
  3. От 2 до 4 лет. К трём годам малыш перестаёт путать похожие звуки. Также происходит формирование правильной слоговой структуры слова. Хотя при произношении звуков могут наблюдаться проблемы, например, дети говорят «на-ни-на» вместе «машина».
  4. От 4 до 6 лет. В пяти годам кроха учится определять количество и последовательность звуков в слове. Это важный этап, от которого зависит формирование навыков чтения и письма. У шестилетнего ребёнка получается различать темп и громкость речи.

Безусловно, что нормы развития у каждого ребёнка свои. Но сильные отклонения могут свидетельствовать о фонетико-фонематическом недоразвитии.

Особенности проявления задержки речевого развития у детей 4 лет

Особенностями задержки речевого развития у детей 4 лет являются замедленная или быстрая речь, смазанность звуков, пропуски букв или слогов. Некоторые малыши не произносят слов совсем или сокращают их, заменяя слова слогами, жестами, мимикой.

Характерные симптомы:

  • затруднения с формулировкой вопроса, и с ответом на вопрос, обращенный к нему, ответы обычно односложные («да», «нет», «там», «тут»);
  • скудный словарный запас — обычно использует только те слова, которые используются в обиходе;
  • неправильное произношение сложных слов;
  • пропуск слогов и звуков;
  • отсутствие навыков составления простого рассказа, предложения по картинке;
  • замена слов, схожих по звучанию;
  • в артикуляции отсутствуют шипящие, свистящие или пациент произносит их неправильно;
  • замена звуков более простыми для произношения;
  • отсутствие критики к речевым ошибкам у себя, у других людей.

Почему ребёнок путает звуки?

Если ребёнок в 5 лет путает звуки, то это свидетельствует о фонетико-фонематическом недоразвитии. Это речевое нарушение связано с дефектами произношения и восприятия речи. Чаще всего ФФН диагностируется в возрасте 5-7 лет.

Специалисты выделяют три степени фонетико-фонематического недоразвития:

  • лёгкую. Ребёнку сложно находить различия между звуками, которые у него не получается выговорить. При этом способность к фонематическому анализу сохранена;
  • среднюю. У ребёнка наблюдаются серьёзные проблемы при фонематическом анализе. Он испытывает сложности с различением большого количества звуков, присутствующих в его речи;
  • тяжёлую. У ребёнка не получается выделять звуки. Он не различает их, а также не может определить их месторасположение в слове.

Если ребёнок путает фонемы, то в первую очередь необходимо обратиться к специалисту и выявить причину ФФН.

Роль родителей в лечении ЗРР в 4 года

Устранение задержки речевого развития у детей 4 лет — дело специалистов с соответствующим образованием и навыками. Но большую роль играют и родители. В первую очередь на состояние ребенка, в том числе и на развитие речи, оказывает обстановка в семье. Конфликты, ссоры, даже если в них малыш не задействован, влияют на психику ребенка. Это чревато замедлением темпов развития.

К тому же, в некоторых семьях детьми никто не занимается. Они предоставлены сами себе. Если есть предпосылки, например, у близких родственников имеется патология речи, значит, можно говорить о наследственном факторе. У такого малыша речь будет отставать.

Следующий момент — наличие в окружении человека с неправильной речью. Малыш будет подражать ему и разговаривать неправильно. Специалисты рекомендуют максимально оградить чадо от людей с патологической речью. Именно поэтому родители всегда должны разговаривать правильно, четко и медленно произнося все звуки. Нельзя сюсюкать малыша, коверкать слова — это правило должны соблюдать все члены семьи.

Гиперопека также способствует задержке речевого развития у детей 4 лет. Не требуйте от малыша сверхъестественного. Каждый человек развивается в своем темпе. Перегружая сына или дочь занятиями, не оставляя ни минуты свободного времени, вы делаете только хуже: это постоянный стресс для детей. Так могут появиться другие дефекты: заикание, энурез, нарушения сна.

Причины ФФН

Фонетико-фонематическое недоразвитие может быть врождённым или приобретённым. В первом случае ребёнок может путать звуки из-за:

  • аномалий при формировании плода;
  • инфекционных и эндокринных заболеваний матери во время беременности;
  • тяжелого токсикоза;
  • резус-конфликта между ребёнком и матерью;
  • родовых травм (асфиксии, обвития и пр.).

Приобретённое ФФН возникает вследствие:

  • инфекционных заболеваний, перенесённых в первые месяцы жизни;
  • наследственного фактора;
  • черепно-мозговой травмы;
  • педагогической запущенности;
  • эмоционального потрясения в период формирования речевых навыков;
  • травмирующей психику ситуации;
  • негативного влияния окружающей среды.

Чтобы выяснить, почему ребёнок отстаёт в речевом развитии и путает звуки, необходимо пройти обследование у невролога и логопеда.

Лечение

Логопед в 3-5 лет может определить, нет ли логопедических проблем, которые могут вызвать дисграфию. При необходимости посоветует специальные занятия.

Лечение дисграфии должно быть комплексным и успех мероприятия напрямую зависит от того, насколько тесно и продуктивно будут взаимодействовать между собой пациенты и лечащие специалисты.

Лечением дисграфий различного рода занимаются логопеды и психологи. Естественно, желательно выбирать тех, которые давно практикуют работу с такими пациентами. Наравне с коррекцией письма нужно будет развивать память, улучшать концентрацию внимания.

Следует помнить, что дисграфия — не приговор. Желание избавиться от нее и упорство помогают вылечить патологию навсегда и без следа.

Коррекционная работа

Коррекция фонетико-фонематического недоразвития требует много сил и времени. В обязательном случае ребёнку назначаются групповые или индивидуальные занятия с логопедом. При ФФН необходимо скорректировать звукопроизношение, развить фонетические навыки и провести подготовку к обучению чтению и письму.

На логопедических занятиях с ребёнком осуществляется развитие:

  • правильного произношения звуков и артикуляции;
  • фонематического анализа и синтеза речи;
  • пассивного и активного словарного запаса;
  • навыка связной речи, составления словосочетаний и предложений;
  • грамотного письма и чтения.

Чтобы малыш перестал путаться в звуках, специалисты используют логоритмику, развивающие игры, наглядные материалы и так далее. Занятия с педагогом делают ребёнка более внимательным, спокойным и учат концентрироваться на выполнении конкретных задач. Для улучшения произношения звуков также развивается мелкая и крупная моторика. Рекомендуется посещать детского психолога. Это позволит нивелировать последствия стресса или эмоциональной травмы, которые могли привести к ФФН.

Методы диагностики дисграфии

Если вы сами обратили внимание на «смешные» ошибки на письме, которые делает ребенок при выполнении школьных заданий, или вам указал на них классный руководитель, необходимо обратиться для консультации к логопеду. Заключение врача будет наиболее ценным и достоверным, если на прием вы принесете несколько школьных тетрадей.

Необходимость комплексного подхода

Каждое речевое нарушение состоит из комплекса симптомов. Поэтому и обследование ребенка должно быть комплексным. Невролог осматривает на предмет неврологических заболеваний, которые могут мешать правильному формированию письменной речи (такие как гиперактивность, СДВГ, неврозоподобные состояния и т.п.). Детский психолог поможет выявить эмоциональные аспекты, мешающие ребенку полноценно овладевать письмом, проблемы с памятью и вниманием. А детский психотерапевт подтвердит отсутствие умственной отсталости, аутистического спектра и психических заболеваний. Дополнительно обследуется состояние зрения и слуха. Логопед установит уровень сформированности грамматического строя речи, развитие моторных функций, состояние фонематического анализа, состоятельность словарного запаса, отклонения в формировании звукопроизношения.

Записаться на диагностику Чтобы точно продиагностировать заболевание, запишитесь на прием к специалистам сети «Семейный доктор».

Прогноз и профилактические меры

Если ребёнок путается в звуках, то важно своевременно обратиться к логопеду. При регулярных занятиях и помощи родителей речевое недоразвитие можно устранить в течение года. В зависимости от тяжести ФФН работа занимает от 1 до 12 месяцев.

Родители оказывают сильное влияние на формирование навыков устной речи. Очень часто проблемы с произношением звуков возникают из-за педагогической запущенности. Поэтому рекомендуется заниматься с малышом с момента его рождения. Особо внимательными стоит быть мамам, перенесшим тяжелые роды и беременность. Важно своевременно посещать специалистов, не пуская ситуацию на самотёк.

Способы лечения ЗРР в 4 года

Коррекция задержки речевого развития у детей 4 лет проходит с участием логопеда, невролога, психолога, ЛОР-врача. Сначала проводится диагностика, во время которой специалисты выявляют причину дефекта, выясняют особенности течения антенатального, интранатального (период родов) и послеродового периода. Изучают амбулаторную карту, перенесенные заболевания, характер физического и нервно-психического развития до года и в более старшем возрасте.

Далее следует этап аппаратных методов обследования для уточнения диагноза и исключения органической патологии уха, головного мозга, органов артикуляции. Проводятся электроэнцефалография, рентген, МРТ или КТ головного мозга, аудиометрия. После выставления точного диагноза приступают к лечению ЗРР в 4 года: оно должно быть комплексным, с использованием различных методов.

Проводится:

  1. Медикаментозное лечение — ноотропы, седативные препараты, витамины, а также фитопрепараты;
  2. Логопедическая коррекция — логопедический массаж языка, губ, мимических мышц, артикуляционная гимнастика, дыхательные упражнения;
  3. Физиотерапевтические процедуры, включая магнитотерапию, иглорефлексотерапию;
  4. Общий массаж;
  5. Лечебная физкультура.

Все лечебные процедуры назначает специалист. Он знает особенности ЗРР в 4 года у вашего ребенка, причину, и исходя из этого подбирает индивидуальную схему лечения. Недопустимо самостоятельно назначать препарат, даже если он растительный, менять дозу назначенного врачом лекарства или отменять его.

Важной составляющей успешного лечения является устранение причины дефекта. Следует избегать конфликтов, ссор, умственного и физического перенапряжения.

При своевременном начале коррекционной программы, отсутствии грубой неврологической и психической патологии, активном участии ребенка и родителей в лечебном процессе прогноз благоприятный. У деток исчезают патологическое произношение звуков, они начинают говорить правильно, четко и выразительно. Грамотно задают вопросы и отвечают на них. Постепенно пополняется словарный запас.

Ребенок с диагнозом ЗРР 4 года находится на диспансерном учете. Специалисты наблюдают за ним, следят за дальнейшим развитием речевых навыков. Это нужно, чтобы предотвратить рецидив болезни. Если такое случится — важно вовремя начать терапию.

Устраняем дисграфию с помощью упражнений

Конечно, ребенка, страдающего дисграфией, необходимо показать специалисту. Нужна правильная диагностика заболевания, которая позволит подобрать необходимые упражнения. Родители также могут помочь своему малышу, занимаясь с ним дополнительно. Вот некоторые упражнения для таких занятий:

  • исправь текст. Берем текст и размещаем в нем лишние буквы. Ребенок должен найти их и вычеркнуть;
  • вставь пропущенную букву. Готовим текс с пропущенными буквами в словах. Вначале это может быть всего несколько слов. Потом текст можно увеличить, когда навык поиска пропущенных букв будет у ребенка развит хорошо. Такая игра — великолепная профилактика дисграфии;
  • лабиринт. Задача данного упражнения научиться проводить линию достаточной длины, не отрывая ручку от бумаги. Великолепно тренируется крупная моторика у детей разного возраста;
  • напишем диктант. Начинайте диктовать текст, состоящий из самых простых слов. Постепенно усложняйте задание. Важно работать систематически и регулярно. Тогда у ребенка навык правильного письма будет постоянно совершенствоваться;
  • поиграем в буквы. Готовим магнитные буквы. Составляем их них слова. Потом можно эти слова записать в тетрадь.

Дисграфия и ее виды

Дисграфия представляет собою нарушения в процессе письма, которые проявляются в регулярных ошибках одного вида при письме.

При нормально сформированном интеллекте чаще всего эти нарушения идут вместе с нарушениями лексики, когда человек испытывает трудности в правильном произношении слов – дислексией. По отдельности дисграфия и дислексия встречаются достаточно редко.

Дисграфия бывает нескольких видов:

  • Акустическая. При таком виде ребенок выговаривает все буквы, но при написании может испытывать трудности с парными по звучанию звуками.
  • Аграмматическая. Данный вид дисграфии выявляется обычно только во втором-третьем классе школы, когда ребенок уже изучил начальные правила грамматики. Проблему составляет склонение по родам и числу. Ошибочное согласование основных членов предложения. Чаще всего этот вид дисграфии присутствует у детей с недостаточно развитой речью.
  • Оптическая. Дети с таким видом дисграфии допускают ошибки, при письме добавляя буквам лишние детали или же не дописывая их до конца.
  • Зеркальное письмо также является одним из видов оптической дисграфии. В случае, если ребенок при письме теряет слово или же пишет его повторно, допускает смену местами слогов в слове или пропускает пробелы между слов, следует говорить о нарушении языкового анализа и синтеза.
  • Артикуляторно-акустическая дисграфия присутствует у детей с дефектами речи, которые переносят неправильное произношение на письмо.

У ребенка может присутствовать как один из перечисленных видов дисграфии, так и несколько.

Подтверждение диагноза и коррекция дисграфии проводится при помощи логопеда и самостоятельной работы по устранению причин. Важно при первых подозрениях о наличии того или иного отклонения посоветоваться со специалистом. Каждый вид дисграфии требует своих подходов и для каждого ребенка подбирается своя программа.

По каким признакам определяется дисграфия

Какая-то ранняя диагностика заболевания отсутствует. Пока не начнешь учить ребенка письму, дисграфию не выявишь. Различные тесты, проверочные упражнения на ранних этапах мало что дадут. Проблема проявляется чаще всего во 1-2-м классе. Вот признаки, по которым можно определить склонность к заболеванию:

  • малыш записывает речь с постоянными фонетическими ляпами. Вместо «б» он постоянно пишет «п», а «д» у него превращается обязательно в «т»;
  • слоги формируются неправильно;
  • в словах все время присутствуют лишние буквы;
  • нужные слова регулярно пропускаются;
  • слова пишутся слитно;
  • почерк ребенка неровный и неразборчивый;
  • школьник старается, пыхтит, а пишет все равно крайне медленно;
  • малыш молчалив, а если говорит, то, боясь ошибок, делает это кратко и односложно;
  • «дисграфик», понимая, что он не такой, как все, старается уйти от общения с детьми своего возраста.

Рекомендации для родителей

Обучая ребенка грамоте на дому, старайтесь не навредить учебному процессу своими действиями. Родители вполне способны помочь ребенку прийти к грамотности. Она появляется благодаря устойчивым навыкам, которые сформировались настолько прочно, что стали привычкой.

Что принесет пользу?

  1. Самопроверка. Приучите малыша рефлексировать сначала над устной, а затем и над письменной речью. Написали слово — обдумали. Нет ли здесь ошибки? Со временем сформируются мыслительные шаблоны: ребенок начнет анализировать слова до написания.
  2. Помогает аккуратное списывание. Скажите ученику, чтобы он внимательно переписал текст с книги, учебника. Выбирайте для начала крупный шрифт. Такое упражнение тренирует внимательность.
  3. Регулярность — лучший друг ребенка, который хочет стать более грамотным. Если малышу лень садиться за стол и писать, не идите у него на поводу, предлагая взамен другие виды деятельности. Хотя бы 20 минут в день следует посвятить письму.
  4. Обращайте внимание на почерк детей. Графические символы, точность их изображения напрямую влияют на грамотность: запоминаются окончания слов, осознается разница между буквами и звуками, которые за ними стоят.

Что способно помешать прогрессу?

Вот наиболее распространенные ошибки, которые допускаются родителями и мешают ребятам осваивать грамотное письмо как можно быстрее.

  1. В учебе редко можно переборщить с похвалой, положительными оценками. Часто взрослым людям кажется: ребенок продвинулся вперед, но успехи слишком ничтожны, чтобы хвалить за них. Одобрение старших — лучшая опора для малыша. Поощряйте любой успех в нелегком деле постижения грамоты.
  2. Не ругайте ребенка, попрекая за плохие отзывы педагогов: «Мне стыдно слушать, что о тебе говорят учителя! Работаешь хуже всех в классе!» К перечисленным проблемам добавится чувство вины, но успешнее ученик от вашей критики не станет.
  3. Дайте понять: вы всегда готовы прийти на помощь. Не стоит бросать малыша один на один с проблемами, которые ему не по силам. Сдерживайте обещание, ежедневно интересуясь, как ребенок оценивает собственный прогресс, предлагайте проверить домашнюю работу.

Базовые принципы помощи детям с дисграфией

  1. Не настаивайте, чтобы ребенок часами занимался за столом. Делайте упражнения для спины, пальцев, кистей рук. Проветривайте комнату. Полчаса в день — оптимальная продолжительность занятия.
  2. Купите орфографический словарь и понемногу учите ребенка им пользоваться. Начнет работать зрительная память и аналитическое мышление.
  3. Не ругайте ребенка за ошибки — стресс блокирует рациональное мышление и ребенок может впасть в ступор. Проявите сочувствие, поддержите малыша: ему нелегко.
  4. Если ситуация ухудшается, обратитесь к репетитору, который занимается подобными расстройствами.

Что можно сделать самостоятельно для исправления дисграфии

Для коррекции пропуска букв нужно позаниматься с ребенком специальным видом написания. Когда взрослый читает ребенку слово, после чего предлагает написать ему столько черточек, сколько слогов в слове. После этого повторно читает слово и предлагает написать, сколько букв в слове поставив соответствующее количество точек.

Если ребенок не правильно пишет букву в ударном слоге или опускает окончания, то предложите ему поиграть в игру на подобии городов. В зависимости от слова, которое вызывает затруднение, попросите его назвать слово, например, на последнюю букву в вашем слове, или на третью букву с конца или вторую в слове. Для усложнения задания вы можете поставить условие о том, что слова должны быть на определенную тематику.

Хорошим тренингом будет предложить ребенку придумать историю с заданными вами словами, после чего предложить написать ее на бумаге. После этого проверить слова вместе с ребенком и, если есть ошибки, предложить ему выделить сложные места в слове, используя фантазию.

Для улучшения почерка — вырезание, раскраски по номерам, обведение по точкам. Нужно предоставить ребенку возможность заниматься развитием мелкой моторики и в некоторых случаях искать дополнительные стимулы для повышения интереса к этим занятиям.

Проблемы с произношением звуков решаются занятиями перед зеркалом. Копирование слов по образцу, когда ребенку задается слово, которое он должен произнести побуквенно, после чего записать и сравнить с образцом.

Развитие внимания. Ребенку предлагается некий текст и предлагается вычеркнуть из него все встречающиеся заданные буквы. Выбор буквы должен быть основан на той, которая вызывает наибольшее затруднение.

Хорошо акцентирует и развивает внимание ребенка ролевая игра, в которой вы будете изображать ученика, а ребенок учителя. Смысл данного занятия заключается в том, что ребенок должен продиктовать и проверить написанный вами текст. При написании текста вам нужно допустить самые нелепые ошибки и позволить ребенку их самостоятельно найти и исправить.

Как предотвратить дисграфии у дошкольника?

  1. Ребенок дошкольник должен знать и играть в различные ролевые игры и игры с определенными правилами. Это приучает его к регулировке своего поведения и действий. Именно непроизвольная регуляция становится основой для грамотного письма.
  2. Яркая, насыщенная речь ребенка в дошкольный период позволяет осваивать правила и использовать их при написании гораздо быстрее. Развитие речи напрямую связано богатством речи, обращенной к ребенку. Чаще разговаривайте с ним.
  3. Ребенок должен много времени проводить на улице, чтобы мозг насыщался кислородом.
  4. Отличным тренажёром для работы по исключению дисграфии является посещение спортивной секции или танцев.
  5. Положительно на развитие моторики и налаживанию грамотного письма влияет занятие на фортепьяно.
  6. Если при обучении ребенка буквам и словам у него возникает вопрос о том, какая буква должна быть написана, то не стоит говорить ребенку два варианта. Нужно всегда отвечать четко и ясно правильный вариант. Недопустимо, например, на вопрос, какая пишется буква, говорить «тут пишется «А», а не «О». Ваш ответ должен содержать только правильный вариант.
  7. Если ребенок пишет с ошибкой, то подкорректируйте его незаметно, не акцентируйте внимание на его ошибках, а только фиксируйте правильное написание.

Чтение художественной литературы, как способ развития грамотности

Очень популярный и действенный метод по предупреждению и коррекции дисграфии у детей основан на чтении литературы.

Важно отметить, что читать ребенок должен именно так, как написано слово.

Не стоит проявлять недоверие и думать о том, что ребенок в устной речи будет употреблять так слова, нет, он прекрасно понимает, как нужно говорить, а чтение с выраженной правильностью позволит запоминать слова на подсознательном уровне, развивая грамотность.

Все дети учатся читать по слогам, но с овладением технологии чтения постепенно перестают обращать внимания на слоги. Для коррекции и предупреждения дисграфии полезным будет обратить внимание ребенка на слоги. Пусть ребенок по 5-10 минут в день читает текст не так, как мы говорим, а как пишем. Важно, чтобы в это время рядом были родители, которые бы смогли корректно в мягкой форме поправить ребенка и предложить ему повторно причитать правильно. Используя зрительную, слуховую и моторную память ребенок на подсознательном уровне будет запоминать, как правильно писать слова.

Можно проводить занятия со словами, вызывающими у ребенка сложности. Родитель может подготовить небольшой текст из слов, которые ребенок пишет с ошибками и предложить ему несколько раз прочитать их правильно вслух.

Обратите внимание! Не стоит, проверяя работы ребенка, подчеркивать ошибки красным цветом, так как это усиливает запоминание неправильного написания. Наилучшим вариантом для закрепления будет выписывание и проработка необходимых слов чтением вслух.

Подбор книг для занятий важная задача. Учеными было замечено, что наибольший эффект для предупреждения и коррекции дисграфии оказывает чтение классических произведений. Так советуют читать И. Бунина, Л. Толстого и т.д.

Не стоит проводить занятия по устранению дисграфии и ее предупреждению по первым, попавшимся под руку текстовым материалам. Ребенку не будет интересно вчитываться в газетный текст или журнальные статьи, предназначенные для взрослых. Существует связь между запоминанием правильного написания и интересом к тексту. Потратьте немного времени для выбора подходящей литературы, и вы увидите результат не только в грамотном написании слов.

Использование классических текстов русской литературы насыщает речь ребенка, позволяет обогатить знания и пробуждает вкус к чтению. Прививайте детям любовь к книгам!

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Как научить ребенка грамотно писать диктанты в школе

Чтобы ребенок получал высокие оценки за диктанты в школе, нужно соблюдать несколько простых, но важных принципов.

  1. Необходима кропотливая работа над ошибками. Разбирайте каждое замечание учителя вместе с ребенком. Пытайтесь понять, что вы упустили во время занятий, что стало причиной ошибки.
  2. Составляйте карточки для особо сложных случаев, время от времени возвращайтесь к ним. Пару раз в неделю нужно повторять пройденный материал.
  3. Проводите домашние диктанты, чтобы малыш привык к подобному формату контрольной работы. Это снизит напряженность во время школьных тестов.
  4. Не забывайте про развитие устной речи, которая сильно влияет на грамотность. Читайте вместе любимые книги, выписывайте непонятные слова в личный словарик. Почаще просите ребенка пересказывать прочитанные истории.
  5. Пусть ребенок побудет в роли учителя. Родитель садится за стол и пишет текст под диктовку, допуская несколько ошибок. Малыш проверяет работу папы или мамы, комментирует, дает рекомендации, объясняет материал самостоятельно. Это упражнение избавляет от стресса и страха перед диктантами.

Способность писать правильно, грамотно формируется вплоть до 10 лет, поэтому не огорчайтесь, если дети с трудом запоминают правила в начальной школе. Любые проблемы решаемы с помощью родителей, психологов, логопедов и усилий самого ребенка.

Русский язык для учеников 1-4 классов

Развиваем навыки мышления, готовим к олимпиадам и подтягиваем результаты по русскому языку в интерактивном формате
узнать подробнее

Разбираем пары

Чтобы легче запомнить парные и непарные глухие и звонкие звуки, подключаем зрение. Визуализируем пары согласных в форме таблицы.

Для этой цели можно сочинить фонематическую сказку о том, как в русском языке жили гласные и согласные звуки, у одних согласных были братики, а у других – нет. Рисуем в левой части листа два значка, которые будут обозначать звонкость и глухость (например, колокольчик и наушники). Напротив колокольчика вписываем звонкие, напротив наушников – их глухих братишек. Посчитайте вместе, сколько пар братьев в нашем языке? Правильно, 6. Пусть ребенок визуально увидит, какие буквы имеют пару.

Иногда братики в словах меняются местами. Например, парный звонкий на конце слова становится глухим (зуб, берег, поезд), а парные глухие перед другими звонкими становятся звонкими (рюкзак, просьба).

Но есть такие согласные, у которых братиков нет. Они ни в кого не превращаются и потому дружат только со «своими». Теперь в таблице над звонкими дописываем непарные звонкие, а под глухими – непарные глухие. При таком зрительном восприятии ребенку будет легче запомнить правило: М, Л, Н, Р, Й – только звонкие, Х, Ц, Ч, Щ – только глухие.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]