Постановка «С» и «3»: этапы, эффективные способы, упражнения

Автоматизация звука С в словах при помощи презентаций проходит в игровой форме.

Звук «С» в норме формируется у детей к 4 годам. Причины отсутствия или искаженного произношения звука «С» разные. Но если у вашего малыша к пяти годам нет в речи данного звука, то следует задуматься.

Помочь правильно произносить данный звук может выполнение специальных упражнений (артикуляционной гимнастики). Если это не исправит ситуацию, тогда рекомендуем обратиться за помощью к специалисту.

Далее мы приступаем к автоматизации поставленного звука в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, связной речи. Весь этот материал вы сможете найти по ссылке.

Так как процесс автоматизации обычно занимает длительное время то и материала необходимо огромное количество. Все это для того, чтоб у ребенка не угас интерес и он не отказывался заниматься.

Именно для этих целей была разработана ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА «С» В НАЧАЛЕ СЛОВ.

Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков

1. Упражнения для губ.

  • «Улыбка» — максимально растянуть губы в улыбку. Зубы должны быть сомкнуты. Удер­живать губы в таком положении несколько секунд. Повторить несколько раз.
  • «Трубочка» — зубы сомкнуты, губы вытягива­ются вперед.

2. Упражнение для развития воздушной струи — уметь с силой выдувать воздух через губы, сложенные тру­бочкой. Воздушная струя должна быть резкой и хо­лодной. Повторять несколько раз.

  • «Футбол» — нужно взять маленький кусочек ватки. Это будет мяч. Поставить импровизи­рованные ворота. Ребенок должен с силой дуть на ватку и пытаться забить гол. Следить за направлением воздушной струи. Она долж­на быть сильной, холодной, губы «трубочкой».

3. Упражнения для языка.

  • «Почистим нижние зубы» — улыбнуться, рот приоткрыть, кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, двигая язык из стороны в сторону.

Это игры и упражнения:

  • «Назови и повтори»;
  • «Большой — маленький»;
  • «Один — много»;
  • «Четвертый лишний»;
  • «Посчитаем».

Данные игры помогут не только автоматизировать звук «С» в словах, но и разовьют грамматический строй речи. Дети очень часто допускают ошибки в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, ошибки в образовании существительных множественного числа, в согласовании существительных с числительными и т.д.

Данные презентации помогут вам справиться и с этой проблемой, а также разовьет внимания, мышление и память.

Автоматизация звука «С» в словах при помощи презентаций — это увлекательное занятие. Оно обязательно понравится детям.

Это не скучное повторении слов и фраз, а игровое компьютерное пособие.

Речевые упражнения для закрепления произношения звука «С»

Произнесение твердого звука «С» в прямых слогах

1. Произнесите или прочитайте слоги, протягивая звук «с»:

  • «са-са-са»; «сы-сы-сы-сы»; «су-су-су-су»; «со-со-со-со».
  • «са-сы-со-су»; «сы-со-су-са»; «со-су-са-сы»; «су-са-сы-со».

2. Игра «Запомни и повтори»:

  • «са-са-со»; «со-са-со»; «со-са-еа»; «сы-са-сы»; «са-сы-сы»; «са-сы-са»; «са-са-сы»; «сы-со-су»; «су-еы-су».

3. Повтори потешку и запомни ее:

  • Са-са-са — вот бежит лиса.
  • Со-со-со — она катит колесо.
  • Сы-сы-сы — рыжий хвостик у лисы.
  • Су-су-су — не боимся мы лису.

Произнесение слогов

  • «Со»: сок, сом, сон, Соня, сода, сокол, сор, соп­ка, босой, косой, песок, носок, лесок, поясок, колосок, колесо, фасоль, высокий, осока.
  • «Са»: сам, сад, сало, сани, Саша, сахар, сайка, санки, оса, лиса, коса, роса, кусать, писать, краса, колбаса, полоса, самбо, посадка, уса­тый, садик, написать.
  • «Су»: суп, сук, суд, сумка, судно, посуда, несу, рисую, несут, сосуд.
  • «Сы»: сыр, сын, сыч, сыт, весы, усы, носы, ко­сынка, посылка, сыпь, насыпь.

Произнесение слов

1.С безударными слогами:

  • Салат, сады, сапог, салют, касса, масса, само­лет, сарафан, Лариса, крыса, суметь, сундук, сувенир, сырок, сынок, сырой, осы, бусы, рельсы, волосы, русые, посылать.

На данном этапе рекомендуется использовать наглядный материал, картотеки предметных картинок, игровые приемы работы.

2. Произнесите правильно слоги:

  • «ска-ско-ску-скы»; «сла-сло-слу-слы»; «сма-смо-сму-смы»;
  • «сва-сво-сву-свы»; «спа-спо-спу-спы»; «ста-сто-сту-сты».

3. Прочитайте или произнесите «трудные» слова — со стечением согласных:

  • Свая, свалить, свалишь, свой, небосвод; скал­ка, скатить, скатерть, скамья, скорый, Слава, сладкий, слон, слово, слух; смог, сможем, смыть, сметь, сноп, снова, сны; спать, спор, спорт, спутник, спутать, стан, сталь, ставить, поставить, старик, стакан, достать, привстать; сто, стол, столько, стойка; настойка; стул, стук, ступеньки, проступок, поступок.

Польза презентаций:

  1. Все дети любят играть в компьютерах и всевозможных гаджетах. Поэтому этот вид игровой деятельности их заинтересует точно.
  2. Весь материал и картинки доступны для понимания малышей.
  3. В презентации ребенок сможет сам переключать файлы, а это дополнительный игровой момент.
  4. Презентация очень доступный учебный материал, который не потребует никаких затрат. Нужен только компьютер, ноутбук или планшет.

Также в данном игровом пособии представлены артикуляционные упражнения для звука «С». Их необходимо проводить перед началом занятия, чтобы подготовить речевой аппарат ребенка к произношению звука «С» правильно.

Более полную информацию по проведению артикуляционной гимнастики вы найдете по выделенной ссылке.

Презентация: «Автоматизация звука «С» в словах» разработана в нескольких вариантах и разбита на части. Это сделано для того, чтобы не утомить ребенка длительным занятием. А главное соблюдено основное правило — автоматизация звука «С» происходит поэтапно.

Именно для этих целей были разработаны презентации в 4-ех вариантах:

  1. Автоматизация звука «С» в начале слов
  2. Автоматизация звука «С» в середине слов
  3. Автоматизация звука «С» в конце слов»
  4. Полная версия презентации (содержит все три этапа по автоматизации звука «С»)

На сайте представлена только одна презентация: «Автоматизация звука С в начале слов». Данная версия содержит 22 страницы на автоматизацию звука «С» в начале слов.

Вашему вниманию также могут быть представлены презентации на автоматизацию звука «С» в середине слов, на автоматизацию звука «С» в конце слов, полная версия презентации. Они содержат 20, 17 и 61 страницу соответственно.

Данные презентации вы сможете получить, написав на электронную почту

Написать также можно на электронную почту обратной связи. Ее вы сможете найти в конце каждой страницы.

Кроме этого, в презентации на автоматизацию звука «С» Вы сможете поиграть с малышом в дидактические игры и упражнения.

Автоматизация звука «С»презентация

Слайд 1

Автоматизация звука « C » Подготовила: Тучина Валентина Анатольевна, Учитель-логопед МДОУ № 78 г. Энгельса

Слайд 2

КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ЗВУКА « C » При постановке правильного произношения звука C , проводится целенаправленная работа над речевыми движениями, которые не сформировались у ребёнка в процессе речевого развития. Каждое артикуляционное упражнение в соответствии с выполняемым действием имеет своё название. Картинка-образ служит образцом для подражания предмету или действиям выбранного предмета.

Слайд 3

Часики Тик-так, тик-так. Язычок качался так, Словно маятник часов. Ты в часы играть готов? Давай покажем, как работают часики: улыбнись, открой рот, тянись попеременно то к левому углу рта, то к правому. п овтори пять-десять раз.

Слайд 4

Иголочка Язык в иголку превращаю, Напрягаю и сужаю. Острый кончик потяну, До пяти считать начну, Раз, два, три, четыре, пять, Иголку я могу держать! Открыть рот ; Язык высунуть далеко в перед ; Напрячь мышцы языка и сделать его узким ; Удерживать иголочку считая от одного до пяти.

Слайд 5

Заборчик Улыбнуться, с напряжением обнажить сближенные зубы.

Слайд 6

Желобок Высунуть широкий язык, боковые края загнуть вверх, втянуть в себя щеки и воздух.

Слайд 7

Чистим зубки Покажи, как язычок чистит зубки: улыбнись, открой рот, кончиком языка сильно «чи­сти» (води влево-вправо)за нижними зубами под счёт (семь-восемь раз). Теперь почисти за верхними зубами (рот широко открыт). Не спеши, «чисти» под счёт взрослого. Чищу зубы, чищу зубы, И снаружи и внутри. Не болели, не темнели, Не желтели чтоб они.

Слайд 8

Киска сердится Давай покажем, как киска сердилась и выгибала спинку. Улыбнись, открой рот, кончик языка упри за нижние зубы, «спинку» выгни, а боковые края языка прижми к верхним коренным зубам. Удерживай язык в таком положении под счёт до восьми-десяти.

Слайд 9

Змейка Подражаем мы змее, Мы с ней будем наравне: Высунем язык и спрячем, Только так, а не иначе. Давай изобразим змею. Улыбнись, от крой рот, сильно высуни язычок изо рта и спрячь (рот не закрывать). Повтори три — четыре раза.

Слайд 10

Автоматизация звука «С» СЛОГИ СЛОВА ПРЕДЛОЖЕНИЯ СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

Слайд 11

Как течет вода? Произнеси : с-с-с.

Слайд 12

Назови картинки, вставляя пропущенные буквы … анки … алют … ахар … абли … самовар

Слайд 13

Назови картинки, вставляя пропущенные буквы … лон … коворода … ок … тул … умка

Слайд 14

Назови картинки, вставляя пропущенные буквы Но…ки Ве…ы Па…та Ли…а О…а

Слайд 15

Назови картинки, вставляя пропущенные буквы ? Но… Автобу… Вопро… Космо… Какту…

Слайд 16

Отгадай загадки, назови отгадки Больше всех на свете он, Очень, очень добрый …. Сперва с горы летишь на них, А после в гору тянешь их.

Слайд 17

Отгадай загадки, назови отгадки Не сеют, не сажают — сами вырастают. В дом чужого не пущу, Без хозяина грущу.

Слайд 18

Логопедические рифмовки Са-са-са, са-са-са, Летит оса! Сы-сы-сы, сы-сы-сы. Не боимся мы осы! Су-су-су, су-су-су Видел кто из вас осу? Сы-сы-сы, сы-сы-сы, Мы не видели осы. Са-са-са, са-са-са, Укусила в нос оса. Со-со-со, со-со-со, Стал мой нос, как колесо! Сы-сы-сы, сы-сы-сы, Не боюсь я злой осы! Су-су-су, су-су-су, Я осу в руке несу!

Слайд 19

Доскажи словечко СА! СА! СА! СА! СА! СА! Вкусно пахнет … (колбаса). СА! СА! СА! СА! СА! СА! Улетел шар в … (небеса). СО! СО! СО! СО! СО! СО! Прокололи … (колесо). СА! СА! СА! СА! СА! СА! На траве с утра … (роса).

Слайд 20

Произнеси предложения У Сони два листа. У Сони много бус.

Слайд 21

У нас погас свет. Автобус едет в лес. Произнеси предложения

Слайд 22

Произнеси предложения На столе спелая редиска. Саша и Слава строили мосты.

Слайд 23

Сачок зацепился за сучок. Ест киска суп из миски. Сыта киска, пуста миска Хитрую сороку поймать морока, А сорок сорок – сорок морок. С хрустом, с хрустом едим капусту. Старый лис любит рис. Произнеси скороговорки

Слайд 24

Выучи стихотворение Гусаки. Идут леском Гусак за гусаком. Смотрит свысока Гусак на гусака.

Слайд 25

Выучи стихотворение Слоненок Слоненок удивил ребят, Слоненок встал на самокат. Немного покатался И … самокат сломался .

Слайд 26

Спасибо!

Постановка звука С в словах, слогах и словосочетаниях

Для начала ребенок должен научиться произносить звук [С] изолированно. Существует несколько способов постановки звуков:

1. По подражанию.

Вместе с ребенком садитесь перед зеркалом и показывайте ребенку правильную артикуляцию звука «С». Попросите ребенка открыть рот, улыбнуться, распластать язык, напряженным кончиком упереться в нижние резцы и пропустить по языку «ветерок», слышится звук «С».

2. По подражанию с введением игровых приемов:

  • насосом накачиваем колесо (с-с-с);
  • дует холодный ветер (с-с-с);
  • сдувается шарик (с-с-с);
  • подуй в бутылочку с узким горлышком (получится звук с-с-с).

3. От опорных звуков.

Для звука [С] это звуки [И] и [Ф]. Звук [И] одинаковый по месту образования (переднеязычный), кончик языка за нижними резцами и одинаковый подъем передней части спинки языка. Звук [Ф] – одинаковый по способу образования (щелевой), отрабатывается направленная воздушная струя. Когда опорные звуки ребенок научился произносить хорошо, попросите его произнести звук [И], сблизить зубы и пропустить по языку ветерок, получается свист, напоминающий звук [С].

4. Механический способ.

Взять узкую палочку (каминную спичку), палочку от чупа-чупс, положить посередине на распластанный язык, упирающийся в нижние резцы. Губы в улыбке, попросить ребенка зубами прикусить палочку, затем с силой плавно выдуть воздух. Тыльной стороной ладони ребенок должен ощутить выдыхаемую струю воздуха. Слышится звук [С]. Далее, когда этот прием отработан, делаем то же, но без палочки. Звук [С] поставлен.

Рассмотрим разные виды парасигматизма.

1. Звук [С] заменяется на [Ф]:

Губно-зубной парасигматизм. Ребенок говорит так: «фанки» – вместо «санки», «пефок» – вместо «песок» и т.д.

Для того, чтобы начинать работу по постановке звука [С] в этом случае, необходимо сделать следующее:

  • развивать фонематический слух (подобрать упражнения для развития умения различать данные звуки [Ф] и [С]);
  • выполнять комплекс артикуляционной гимнастики.

При постановке звука нужно учитывать, что ребенок уже произносит этот звук и произносит неправильно. При этом типе замен в произнесении звука принимают участие губы.

Движения губ надо тормозить, можно придержать пальцем. Ребенку можно даже объяснить, в чем причина неправильного произношения звука. Показать правильную артикуляцию звука [С] и только после этого приступить к постановке звука.

Поэтому лучше начать с постановки по опорным звукам, в данном случае со звука [И]. Когда правильное положение языка будет отработано, попросите ребенка пустить ветерок по языку, если при этом движения губ сохраняются, придержите их пальцем. Если и в этом случае трудности сохраняются, воспользуйтесь спичкой.

2. Звук [С] заменяется на звук [Т]:

Призубный сигматизм. Ребенок говорит так: «толдат» – вместо «солдат», «нотки» – вместо «носки» и т.д.

Работа строится по следующим направлениям:

  • Развитие фонематического слуха.
  • Артикуляционная гимнастика.
  • Упражнения для выработки воздушной струи.

Звук [С] при призубном парасигматизме можно начинать ставить с применением опорных звуков [И] и [Ф] и попросить пустить «ветерок» по языку. Слышится звук [С]. Можно проводить постановку звука [С] от звука [Т], меняя способ образования звука. Просим ребенка медленнее и медленнее произносить звук [Т], при этом кончик языка ребенок переводит в положение звука [С], т.е. заводит за нижние резцы.

3. Звук [С] заменяется на звук [Ш]:

Шипящий парасигматизм. Ребенок говорит так: «шадик» – вместо «садик», «лашточка» – вместо «ласточка» и т.д. Работать следует также над развитием фонематического слуха, научить ребенка на слух различать, где произносится [Ш], а где [С]. Следует подобрать ряд упражнений для развития умения различать эти звуки.

Далее занимаемся артикуляционной гимнастикой.

При исправлении шипящего парасигматизма следует уделить внимание на:

  • Разницу в месте артикуляции. При произношении звука «С» кончик языка находится у нижних резцов. А при произношении звука «Ш» язык поднят кверху.
  • Различие выходящей воздушной струи. При произношении звука «С» воздушная струя сильная, узкая, холодная. При произнесении звука «Ш» воздушная струя сильная, широкая, теплая. Держа руку ребенка у рта взрослого, обратить внимание на разницу выдыхаемой воздушной струи. Ребенок должен чувствовать эту разницу тепловых ощущений.

4. Звук [С] заменяется на звук [Щ]:

Шипящий парасигматизм. Ребенок говорит так: «щанки» – вместо «санки», «лища» – вместо «лиса» и т.д.

При исправлении шипящего парасигматизма следует объяснить правильную артикуляцию звука [С] и воспользоваться спичкой. Это не дает возможность языку подниматься, что приведет к правильному звучанию звука [С].

После постановки звука и отработки изолированного произношения, нужно переходить к автоматизации звука [С] в слогах, словах, словосочетаниях и т.д. Начинать всегда нужно со слогов, постепенно усложняя задачу.

Полезно выполнять следующие дыхательные упражнения для постановки звука [С].

Для примера приведем некоторые из них:

«Трубач».

  • Положение – сидя.
  • Кисти рук сжаты в трубочку, их нужно поднять вверх.
  • Медленный выдох с громким пронзительным звуком Ф-Ф-Ф.
  • Количество повторений – 4-5 раз.

«Каша кипит».

  • Положение – сидя.
  • Одна рука лежит на животе, вторая – на груди.
  • Нужно втягивать живот и набирать воздух в грудь, выпячивая после этого живот.
  • При выдохе громко произносить Ф-Ф-Ф.
  • Количество повторений – 3-4 раза.

Упражнения для артикуляционного аппарата (активизация губ):

  • Трубочка. Губы сложить в трубочку, как будто при произношении звука У. Беззвучно.
  • Шлепки губами. Беззвучно шлепать губами, как будто при произношении звуков П-Б.
  • Зевок. Широко открыть рот (беззвучно) как при зевке и произношении звука А.

Упражнения для артикуляционного аппарата (активизация языка):

  • Маятник. Языком нужно попеременно дотрагиваться до уголков рта, как будто качается маятник.
  • Винтик. Нужно делать кругообразные движения языком.
  • Трубочка. Высунуть язык и сложить его в трубочку.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]