«Из опыта работы учителя-логопеда о создании персонального сайта»


Если ребенок окружён критицизмом, он учится обвинять. Если ребёнок видит враждебность, он учится драться. Если ребёнок окружен терпимостью, он учится быть терпимым. Если ребёнка поддерживают, он учится уверенности. Если над ребёнком насмехаются, он учится быть робким. Если ребёнка постоянно стыдят, он учится быть виноватым. Если ребёнка одобряют, он учится нравиться самому себе. Если ребёнка принимают и обращаются с ним дружелюбно, он учится находить любовь в этом мире.

Дорис Ноу Ноулт
Недавно начал свое существование мой личный сайт учителя-логопеда, который создавался для того, чтобы делиться полезной информацией как для родителей, так и для педагогов. Заходите в гости: личный сайт учителя — логопеда «КУ КА РЕ КУ»

О себе

Здравствуйте! Позвольте представиться — Мнацаканян Светлана Викторовна, учитель — логопед. По образованию я коррекционный педагог и специальный психолог для работы с детьми с отклонениями в развитии. Специализация — ЛОГОПЕДИЯ. В 2004 году окончила Московский Педагогический Государственный Университет и начала свое путешествие в страну, где самые важные жители — это дети))).

Заниматься с детьми мне нравилось ещё с самого раннего детства. Всегда охотно оставалась приглядеть за младшими детишками во дворе и любила проводить время у мамы в детском садике, где она работала воспитателем. С тех пор прошло много времени, но реакция детей с которыми я занимаюсь остается неизменной: им нравится учиться и они ждут наших встреч. Секрет прост: всё обучение построено на игровых моментах, сменяющих друг друга и чередующих различные виды деятельности с интервалом 3-5 минут. Я использую адаптированный и современный подход к занятиям, а также постоянно ищу новые методы подачи информации. Так, например, я стараюсь использовать ИКТ технологий в образовательном процессе. А также разрабатываю ЦОР игры — презентации, в которые дети могут играть (а играя — развиваться) как на занятиях, так и дома.

Мой взгляд на мир

«Уважать всякого человека, как самого себя, и поступать с ним, как мы желаем, чтобы с нами поступали,- выше этого нет ничего». – Конфуций

«Всё в наших руках, поэтому их нельзя опускать». – Коко Шанель

«Самое дорогое у человека-это жизнь. Она даётся ему один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». – Николай Алексеевич Островский

Я думаю, что вышеперечисленные высказывания в наиболее полной мере отражают мой взгляд на мир. Я абсолютно уверенна, что уважение, открытость, понимание, доброжелательность — это то, из чего должен складываться фундамент любых человеческих взаимоотношений. Поэтому, я стараюсь относиться к каждому человеку, независимо от его возраста, пола и социального статуса, со всей открытостью, в соответствии с этими основополагающими моральными качествами.

Моё портфолио

Работа учителя-логопеда начинается с развития у детей внимания, зрительного и слухового восприятия (узнавания и различения), памяти и мышления. Это – необходимая база для развития всех сторон речи. Самый благодатный период для преодоления нарушений речи – это дошкольный возраст. Именно в это время дети быстро учатся правильно говорить, легче привыкают к новому произношению звуков. Важно не упустить это время, вовремя обратиться к учителю-логопеду в детском саду! Правильная, красивая, связная речь – это залог успешного обучения ребёнка в школе, овладения им не только родным, но и иностранными языками. Поэтому работа учителя-логопеда в детском саду заключается в развитии речи детей в целом, профилактике нарушений речи, подготовке детей к обучению грамоте, а также развитии внимания, слуха, памяти и мышления.

Добавить учебный материал в портфолио Код для вставки списка публикаций на другие сайты

Мои публикации:

Добавить грамоту в портфолио

Мои достижения

Награды 1.Благодарственное письмо №185 от 27.04.10 г.
(Городской информационно-методический центр города Владимира)2.Благодарственное письмо №396 от 15.11.10 г.(Городской информационно-методический центр города Владимира)3.Благодарственное письмо №520 от 17.11.11 г.(Городской информационно-методический центр города Владимира)4.Благодарственное письмо №19 от 17.05.11 г.(Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение)
«Детский сад № 6» г. Владимира)
5.Благодарственное письмо от 17.05.12 г.(Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 6» г. Владимира)6. Сертификат участника 11 педагогического марафона учебных предметов 27.03.13г.(Городской информационно-методический центр города Владимира)7.Благодарственное письмо №151к-п от 04.09.12 г.
(
Управление образования администрации г. Владимира)Публикации: 1.Сертификат №506 за публикацию статьи в сборнике материалов
Международной заочной научно-практической конференции

«Новые образовательные технологии», по теме :

«Развитие творческих способностей дошкольников на логопедических занятиях»,2013 г.

2.Сертификат №507 за публикацию статьи в сборнике материалов

Международной заочной научно-практической конференции

«Новые образовательные технологии», по теме: «Индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения у детей с нарушением слуха, как фактор их успешной социализации»,2013 г. (ГОУ ВПО «Московский государственный университет технологии и управления» филиал в г. Чебоксары Центр дистанционных интеллектуальных проектов «Intel»)

Учитель — логопед в дошкольном учреждении

Некоторые родители, к своему счастью, даже не знают, для чего нужен логопед в детском саду. А родителям детей, имеющих речевые нарушения, пришлось тесно соприкоснуться с наукой логопедией и познакомиться со специалистами этой области.

Логопедия – это наука о нарушениях речи, их преодолении и предупреждении посредством специального коррекционного обучения и воспитания, которая является одним из разделов специальной педагогики – дефектологии, подразделяется на дошкольную, школьную и взрослую. Эта статья своей большей частью будет посвящена дошкольной логопедии. Логопедия совмещающая в себе медицину, психологию и педагогику, и без знания основ этих специальностей, может быть бесполезной, а иногда и «опасной»

.
Учитель-логопед детского сада — это специалист широкого профиля, который работает со всеми видами нарушений речи детей дошкольного возраста.
Какие же функции выполняет логопед в детском саду? Логопед в детском саду проводит полное и подробное обследование каждого ребенка на предмет особенностей его речевого развития. Чаще всего это происходит в начале учебного года, используются специальные протоколы обследования, изучается медицинская карта ребенка, проводится опрос родителей, при необходимости логопед может направить ребенка на консультацию к лор – врачу, окулисту, неврологу, сурдологу, дефектологу. В идеальном варианте заключение о речевом развитии ребенка ставится коллегиально: логопедом, психологом и неврологом. А после этого логопед, учитывая особенности психики ребенка, тяжесть речевого деффекта, подбирает программу коррекции речи.

Программа коррекции речи осуществляется поэтапно, и в большинстве случаев, включает в себя :

— формирование правильного речевого дыхания,

— развитие фонетического восприятия,

— нормализация речевой моторики,

-коррекция нарушения звукопроизношения,

— преодоление нарушения и развитие лексико-грамматической стороны речи,

— развитие связанной речи.

Если ребенок успешно усваивает и выполняет программу коррекции речи, то в дальнейшем логопед обучает его элементам грамоты, подготавливает к обучению в общеобразовательной школе. Длительность коррекционной программы зависит от тяжести речевого нарушения, психологического и неврологического статуса ребенка, от профессионализма логопеда. Каждое занятие, которое проводит логопед в детском саду, представляет собой целый комплекс игр и упражнений, а также различных видов гимнастик и массажей для язычка детей. На занятиях логопед использует игрушки, картинки, музыкальные инструменты и много разнообразного дидактического подсобного материала. А самый главный атрибут занятий – это зеркало, перед которым выполняются большинство заданий. Есть у логопеда и логопедические инструменты – зонды для массажа и постановки звуков. Логопед в детском саду регулярно проводит не только фронтальные (занятия со всей группой, но и подгрупповые и индивидуальные занятия.

Какие же речевые нарушения исправляет логопед в детском саду?

1.Нарушение устной речи:

-дислалия (косноязычее)

– нарушение звукопроизношения принормальном слухе и сохранненой иннервации речевого аппарата;

-дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата;

-ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо – физиологическими дефектами речевого аппарата;

-заикание – нарушение темпо – ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата;

-брадилалия – патологически замедленный темп речи;

-тахилалия — патологически ускоренный темп речи;

-алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.

Кроме проблем с устной речью, дети страдают нарушением письменной речи, которое корректируется уже в школе.

2.Нарушение средств общения:

-ФНР – фонетическое недоразвитие речи. Это нарушение звукопроизношения при нормальном физическом и фонематическом слухе и нормальном строении речевого аппарата. Может наблюдаться расстройство отдельного звука или нескольких звуков одновременно.Такие расстройства могут проявляться:

• в отсутствии (пропуске)

звука – акета вместо ракета

• в искажениях – горловое произнесение звука р, щечное — ш и т. д.

Неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого согласного звука, но реже нарушаются те звуки, которые просты по способу артикуляции и не требуют дополнительных движений языка (м, н, п, т,чаще всего нарушаются:

-свистящие звуки – С, З (и их мягкие пары, Ц;

-шипящие звуки – Ш, Ж, Ч, Щ;

-сонорные (язычные)

– Л, Р
(и их мягкие пары)
;

-заднеязычные – К, Г, Х (и их мягкие пары)

.

Чаще всего детей с ФНР логопед в детском саду берет на занятия полгода.

-ФФНР — фонетико – фонематическое недоразвитие речи. Это нарушение процессов формирования произносительной системы (родного)

языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения звуков. При сохранном физическом слухе, дети не могут различить или путают близкие звуки
(свистящие и шипящие; сонорные; мягкие и твердые; звонкие и глухие)
. Например, при просьбе повторить ряд разных звуков или
слогов, ребенок повторяет все звуки или слоги как одинаковые (па-па-па вместо па-ба-па)
. И, когда
логопед в детском саду спрашивает, какие звуки он слышит? Малыш отвечает, что звуки одинаковые. За процесс различения близких звуков отвечает не физический, а фонематический слух (слух на фонемы)
. А он, вследствие, ряда причин оказывается нарушенным или несформированным.

Фонема — минимальная единица звукового строя языка. Каждая фонема в речи представлена своими вариантами (аллофонами)

. Фонема имеет основной вариант — звук,находящийся в сильной позиции: для гласных — это позиция под ударением, для согласных — позиция перед гласным или сонорным.

В фонетико-фонематическом недоразвитии детей выявляется несколько состояний:

• трудности в анализе нарушенных в произношении звуков;

• при сформированной артикуляции, неразличение звуков, относящихся к разным фонетическим группам;

• невозможность определить наличие и последовательность звуков в слове.

Основные проявления,характеризующие ФФНР:

1. Недифференцированное произношение пар или групп звуков, т. е. один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух или более звуков. Например, вместо звуков «с»

,
«ч»
,
«ш»
ребенок произносит звук
«сь»
:
«сюмка»
вместо
«сумка»
,
«сяська»
вместо
«чашка»
,
«сяпка»
вместо
«шапка»
.

2. Замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию, т. е. сложные звуки заменяются простыми. Например, группа шипящих звуков может заменяться свистящими сапка вместо шапка, «р»

заменяется на
«л»
лакета вместо ракета.

3. Смешение звуков, т. е. неустойчивое употребление целого ряда звуков в различных словах. Ребенок в одних словах может употреблять звуки правильно, а в других заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Например, ребенок умеет правильно произносить звуки «р»

,
«л»
и
«с»
изолированно (т. е. один звук, не в слоге или слове, но в речевых высказываниях вместо
«рыжая корова»
говорит
«лызая калова»
.

Кроме перечисленных особенностей произношения и фонематического восприятия у детей с ФФНР наблюдаются: общая смазанность речи, нечеткая дикция, некоторая задержка в формировании словаря и грамматического строя речи (ошибки в падежных окончаниях, употребление предлогов, согласовании прилагательных и числительных с существительными).

Детей с таким речевым нарушением логопед в детском саду должен брать на коррекционные занятия в течение года.

-ОНР – общее недоразвитие речи. Как видно из названия, при данном виде расстройства страдают все компоненты речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики)

– нарушение звукопроизношения и фонематического восприятия; смысловой стороны
(лексики, грамматики)
– бедный словарь, мало обобщений, синонимов, антонимов и т. д., ошибки словоизменения и словообразования, трудности согласования слов; плохое развитие связная речь – умение рассказывать и пересказывать.

Для детей с ОНР характерно:

•более позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4 годам, фразовая речь из двух слов к 5 годам;

• речь полна аграмматизмов (неправильных форм и вариантов слов)

и недостаточно фонетически оформлена;

• экспрессивная речь отстаёт от импрессивной, то есть ребёнок, понимая обращенную к нему речь, не может сам правильно озвучить свои мысли;

• речь детей с ОНР малопонятна.

Чаще всего, говоря про ОНР, подразумевают речевые расстройства детей с нормальным интеллектом и слухом. Дело в том, что при нарушениях слуха или интеллекта недоразвитие речи, разумеется, возникает в большинстве случаев, однако при этом ОНР уже носит характер вторичного дефекта.

Формирование правильного речевого развития – это сложный процесс — необходима совместная работа врача — невролога, логопеда, психолога, воспитателя, музыкального работника, специалиста по физическому воспитанию. Эта работа должна носить согласованный комплексный характер. Активно воздействуя на ребенка специфическими профессиональными средствами, педагоги строят свою работу на основе общих педагогических принципов. При этом, определяя объективно существующие точки соприкосновения различных педагогических областей, каждый педагог осуществляет свою работу не обособлено, а дополняя и углубляя влияние других. Поэтому, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка с нарушениями речи, специалисты ДОУ намечают единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы, направленной на формирование и развитие двигательной, интеллектуальной, речевой и социально-эмоциональной сфер развития личности ребенка-дошкольника.

И в завершении своей работы, хотелось бы сказать, что родители играют не менее важную роль в речевом развитии детей. Поэтому кроме занятий с ребенком логопед в детском саду проводит консультирование родителей, во время которого родителям объясняет дефект речи ребенка, обучает необходимым приемам и упражнениям для домашних занятий.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]