Начальные этапы коррекционно-развивающей работы с безречевыми детьми

Аннотация:

Материал, представленный в методических рекомендациях «Начальные этапы коррекционно-развивающей работы с безречевыми детьми», поможет учителям-логопедам и родителям в формирования речи за счет скоординированного воздействия на неречевые функции в процессе ведущей деятельности.

В данной статье подробно описывается: полиморфная группа детей с неспособностью пользоваться средствами языка. В ДОУ компенсирующего вида дети, входящие в эту группу, могут иметь задержки речевого развития (до 4 лет), общее недоразвитие речи, алалии. Особенности детей с данной речевой патологией развиваются в условиях дизонтогенеза.

Основные этапы работы с учетом уровня развития, на котором находится ребенок к моменту начала обучения.

Реализация данного материала может включаться в педагогический процесс: в занятиях познавательного цикла, игры, труд, свободная деятельность, развлечения, досуг.

Безречевые дети – условно выделяемая полиморфная группа детей с неспособностью пользоваться средствами языка. В ДОУ компенсирующего вида дети, входящие в эту группу, могут иметь задержки речевого развития (до 4 лет), общее недоразвитие речи, алалии. Основанием для их объединения являются следующие положения:

1. Дети с данной речевой патологией развиваются в условиях дизонтогенеза.

Онтогенез понимается как индивидуальное развитие организма, которое особенно интенсивно до достижения половой зрелости. Термином «дизонтогенез» обозначают отклонения пренатального (внутриутробного), натального (в период родов) формирования структур организма от нормального развития, которые могут активно развиваться в постнатальном онтогенезе, преимущественно раннем, когда морфологические системы организма не достигли зрелости. (Развитие ребенка происходит на дефектной основе. Когда клетки мозга поражены, незрелы, инактивированны, нарушены процессы нейродинамики — созревания клеток).

Развитие ребенка в условиях дизонтогенеза обусловливает наличие устойчивой неврологической симптоматики в виде минимальной мозговой церебральной дисфункции (ММД или ММЦД), которая является отдаленным последствием «перенатальной энцефалопатии» (диагноз «перенатальная энцефалопатия» ставится только на первом году жизни ребенка) и проявляется повышенной возбудимостью, эмоциональной неустойчивостью, нарушением восприятия, диффузными и легкими очаговыми неврологическими симптомами. Моторное развитие грубо не страдает, однако выявляется своеобразная моторная неловкость и стертые двигательные нарушения. У детей с минимальной мозговой дисфункцией в анамнезе вы найдете рассеянную неврологическую симптоматику: ассиметрию лицевой иннервации, может быть наличие небольшой спастики, вальгусную или варгусную установку стоп, сколиоз, косоглазие, небольшое снижение остроты зрения, признаки частичной моторной незрелости (тремора, проявляющегося при нагрузке, волнении), отставание в формировании общего динамического праксиса. В психическом состоянии этих детей отмечаются отдельные черты общей эмоционально-волевой незрелости, недостаточность функций активного внимания, утомляемость или повышенная возбудимость. Патогенетической основой этого состояния является задержанное созревание поздно формирующихся структур и функций мозга.

При психоорганическом синдроме неврологические и психологические нарушения, описанные в первой группе (ММЦД), будут более грубо проявляться в виде:

а) гипертензионно-гидроцефального синдрома (повышение внутричерепного давления). Его признаки: выраженность лобных бугров, увеличение окружности головы, расширенная венозная сеть в области лба, висков и век Нарушения умственной работоспособности проявляются при данном синдроме в виде повышенной утомляемости и истощаемости и сочетаются с недостаточностью памяти, внимания, переключаемости, замедленностью мыслительных процессов, недостаточной их целенаправленностью, склонностью к побочным ассоциациям. Для некоторых детей характерна повышенная возбудимость, раздражительность. Эти дети плохо переносят жару, транспорт, жалуются на головные боли и головокружения;

б) церебрастенического синдрома, который проявляется в виде повышенной нервно-психической истощаемости, эмоциональной неустойчивости, нарушений активного внимания, памяти. В одних случаях синдром сочетается с проявлениями гипервозбудимости — признаками общего эмоционального и двигательного беспокойства, в других — с преобладанием заторможенности, вялости, пассивности.

в) неврозоподобных синдромов в виде страхов, нарушения сна, тиков мышц лица и конечностей, преходящего или более стойкого энуреза;

г) редких или эпизодических судорожных состояний или эпи- синдрома,

д) двигательных нарушений: асимметрии сухожильных рефлексов, неустойчивой походки при остаточных явлениях гемисиндрома или мозжечкового синдрома (тремор, нарушения координации движения и артикуляционной моторики).

е) более грубых нарушений зрения (частичной атрофии дисков зрительного нерва и др.).

2. Поражение центральной нервной системы различной степени тяжести определяет нарушения формирования психических, довербальных и собственно вербальных функций в виде:

— отсутствия или резкого ограничения лепета у части детей (признак дизонтогенеза),

— возможного нарушения ощущений в виде гипо- и гиперестезий (изменение порога чувствительности), гиперакузии (повышенной чувствительности к звукам, безразличным для окружающих: шуму сминаемой бумаги, шуршанию спичек в коробке, звуку капающей воды. Шумы становятся сверхсильным раздражителем для незрелых клеток коры), что свидетельствует о нарушениях в области заднего мозга, где происходит прием и переработка информации об окружающем мире,

— несформированности коммуникативных умений: от отказа от контактов до избирательности в общении (трудности установления зрительного контакта, неумение слушать и др.),

— нарушения или недостаточности гностико-праксических функций (слухового гнозиса – различения на основе узнавания, праксиса — целенаправленных действий, сложных движений, артикуляционного праксиса – артикуляторных движений и поз),

— нарушения поведения (негативизм, гиперактивность и др.),

— единства механизма нарушений.

Дети с алалией широко пользуются кинетическим языком – жестами эмоциональными, указательными, изобразительными.

Образное и понятийное мышление, которое выражается в невербальной форме, не страдает. Дети правильно понимают сформированные пространственные отношения, однако в речи отражают их неверно.

3. ЗРР, ОНР, алалия, имеют единую природу, мозговые механизмы нарушений.

Развитие собственно вербальной функции связано с левополушарной латерализацией функций (передачей функций правого полушария в левое). Алалия диагностируется, если связь между зонами мозга грубо нарушена. При задержках речевого развития латерализация происходит не вовремя, взаимодействие между зонами неполноценно, развитие отстает в сроках. Общее недоразвитие речи, отмечается, когда срок активного развития прошел (после 5 лет). Причины задержки шире: двигательные нарушения, сенсорная депривация и др. Симптоматика ЗРР, ОНР и алалии — различна, причина одна – не зреют структуры мозга. Компенсация может осуществляться прямым путем как при задержках, или обходным, как при алалиях и недоразвитии.

Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.

Алалия (по В.А. Ковшикову) рассматривается как языковое расстройство, которое характеризуется невозможностью или деструкцией (разладом) порождения языковых операций.

Логомаг

Примерные типы занятий для безречевых детей на лето.

Уважаемые родители, программа составлена именно для ваших занятий с ребенком. Мы убеждены, что организуя летнее время с учетом нижеследующих рекомендаций, Вы сможете добиться положительных результатов в развитии речи. Учитывая, что «летний воздух» благотворно влияет на развитие нервной системы, мы предлагаем проводить на улице большую часть дня, и большинство игр способствуют выполнению этой рекомендации.

Задачи:

развитие мотивации к речевой деятельности, расширение внутреннего лексикона, развитие высших психических функций, входящих в состав функциональной речевой системы, развитие продуктивных видов деятельности, ознакомление с окружающим миром.

Основные правила:

  • Опираемся на первоначальные возможности ребенка: если ребенок может и хочет повторить за Вами, это замечательно. Если не может или в данный момент не хочет, продолжайте занятия – Ваша информация войдет в его внутренний лексикон (пассивный словарь).
  • Основная Ваша цель — максимум сенсорных впечатлений при кратком, эмоциональном речевом комментарии. Например, ребенок копается в грязи, а Вы рядом: «Ух, ты какая грязь» с неподдельным восторгом.

Формирование навыков произнесения звукоподражаний, первых слов.

Игра «Пальцеход» на звукоподражания, вот такая:

Игра «Машинка из одеяла».

Взрослый стелит на пол небольшое покрывало, ребенок садится на него, получая в руки что-то, имитирующее руль. Ребенку объясняют, что он едет на машине и нужно «сигналить», произнося «би-би». Взрослый, взяв одеяло за два угла, катает ребенка по комнате, стимулируя его к произнесению звукоподражания. Взрослый предлагает ребенку попрощаться с игрушкой, уезжая из комнаты: «Пока!», стимулирует к воспроизведению жеста.

«Мусорка» — логопед по очереди с ребенком бросает различные бумажки, тряпочки в коробку, при этом выкрикивая «оп» — если попал, «бум» — если что-то упало с грохотом». При этом логопед сопровождает все это словами: бросать, кидать, швырять. Таким образом, ребенка подводят к осознанию того, что одно и то же действие может иметь разные значения «Дождик». Рассыпать рис, гречку, обозначив крупы дождем и проговаривать звукоподражания «Кап-кап». «Снег». Для закрепления простого слова «вата» можно сдувать ватки со стола, отщипывать вату от большого куска, постоянно проговаривая слово. «Будильник». Для развития кинестетических ощущений (что очень важно при моторной алалии» и закрепления или вызова звукоподражания «тик-так», звука «з» используется эта игра. Логопед пальцем заводит на руке ребенка будильник, приговаривая «тик-так», затем трясет руку ребенка- будильник зазвонил «з-ззз». Затем предлагается ребенку завести будильник логопеду, маме, самому себе. Также можно «заводить будильник» на животе, спине, голове. «Чудесный мешочек». Знаменитую игру можно использовать для закрепления простых слов. Сложить в мешочек: вату, мох, бусы и т.д. И предложить ребенку на ощупь определить, что он достает и назвать этот предмет.

Игра «Обертки».

Ребенок разворачивает различные мелкие предметы, завернутые в ткани/бумагу разной фактуры, увидев, что в обертке, взрослый стимулирует ребенка к произнесению: «Опа!» или названий предметов.

Формирование грамматического компонента языковой способности, формирование навыков словоизменения.

Сортировка игрушек. Купите несколько однотипных коробок или контейнеров, на каждый наклейте условное обозначение – машины, куклы, лейки, формочки и т.п. Главное, что игрушки, которые Вы выберете для сортировки в им.падеже, мн.числе имели окончания: -ы, -и. предоставьте ребенку возможность самостоятельно поиграть с разными игрушками в песочнице, сопровождая игру ребенка простым речевым комментарием, состоящим из глаголов: едет, топает, льется, поливаем, лепим и т.п. По окончанию игры покажите ребенку одну игрушку, произнося «одна, один», а затем много таких же игрушек — «много». Далее: «Это лейкА, это лейкИ; Это куклА, это куклЫ». Окончания слов выделяйте интонацией. Дайте задание: разложить игрушки по коробкам. Будет лучше, если Вы вместе с ребенком подготовите логотип для коробки: вырежете картинку из журнала, нарисуете вместе, свяжете, переведете аппликацию и т.п. По окончанию игры предложите ребенку на ощупь угадать содержание коробки, по возможности употребляя слово во мн.числе и сопровождая указательным словом, например: «Тут машинЫ».

Игра «Теремок».

Для закрепления понимания предлогов ребенку предлагается провести в теремок героев сказки по сооруженному лабиринту. Взрослый четко формулирует инструкцию: «Посади В дом мышку». Если позволяют речевые возможности ребенка, логопед просит его произнести, куда он посадил животное, проговаривая ответ вместе с ребенком, интонационно выделяя предлог: «В дом!». Игра способствует профилактике нарушений чтения и письма за счет развития зрительно-моторной координации. Для этой игры можно использовать деревянные конструкторы «Сказки».

Упражнение «Разноцветный сундучок».

Ребенок по инструкции взрослого достает из красочной шкатулки различные предметы, одинаковые по цвету: достань КРАСНЫЙ, достань КРАСНУЮ.

Игра «Домики для животных».

Взрослый предлагает расселить в большие домики (построенные ребенком из природного материала) мам, а в маленькие – деток. «В большой домик поселим белку, а в маленький – бельчонка. Дай бельчонка, дай белку».

Формирование семантического компонента языковой способности, формирование внутреннего и активного лексикона, внутренней речи.

Для закрепления прилагательных разложите наборы конструкторов по коробкам (в одну коробку – самые высокие бруски; в другую – самые маленькие кубики, в третью – самые толстые цилиндры и т.д.).

Привлекайте ребенка к работе по дому: закладывая белье в стиральную машину, сопровождайте свои действия комментарием – пусть малыш подаст вам необходимые вещи; по возможности старайтесь готовить пищу совместно – позвольте ребенку бросить овощи в суп, расставить посуду и т.п. Такие совместные действия способствуют не только развитию навыков самообслуживания, но и развивают понимание речи, обогащают лексикон ребенка прилагательными, наречиями и др.

Совместное приготовление пищи поможет закрепить в словаре ребенка многие глаголы, в том числе с близким значением: жарить-варить-печь; кипятить, чистить, солить и т.д. Обращайте внимание ребенка на запахи при приготовлении пищи, в следующий раз попросите угадать ребенка по запаху – что готовится на кухне.

Перед походом в магазин составьте наглядный (например, с помощью вырезок из каталогов и газет) список покупок, поручите ребенку, руководствуясь этим списком находить товары: подобная деятельность также способствует развитию социализации ребенка. Привлеките ребенка к разбору сумок после похода в магазин, пусть ребенок поможет вам в классификации предметов на группы: «еда» и «напитки». Предложите ребенку сложить купленные яблоки в вазу по очереди, при этом приговаривайте эмоционально: «я, ты, я, ты», повторяя эту игру несколько дней, добивайтесь того, чтобы ребенок начал повторять за Вами эти простые слова.

Активно включайте в игры с ребенком природные материалы: разложите камушки, пусть малыш пройдет по ним босиком – гуляем по дну озера; разложите ракушки – по дну моря; одновременно показывая мультимедийную презентацию или картинки с изображением этих водоемов, можно закрепить у ребенка представление об их сходствах и различиях. Советуем также прогуливаться босиком по собранным листьям, траве (используя специальное ковровое покрытие), можно совершать прогулки по жарким странам (нагретой ткани) и крайнему Северу (холодной грелке). Такие упражнения стимулируют ощущения в стопах ног, подошвы стоп – скопления активных точек, рефлекторно связанных с внутренними органами (Г.Г. Колос, 2007).

Для речевого развития ребенка родители могут использовать не только книги, предназначенные для детей. Например, читая «женский журнал» мама может обращать внимание ребенка на иллюстрации, называть их, совместно с ребенком вырезать и наклеивать в «логопедический альбом». Для закрепления лексических тем: «овощи», «фрукты», «продукты» целесообразно использовать кулинарные энциклопедии (безусловно, иллюстрированные), журналы с рецептами приготовления блюд. Ребенку будет интересно рассматривать «мамины» журналы и книги. Иллюстрации в рекламных изданиях крупных магазинов позволят закрепить названия мебели, посуды и т.п.

Перед началом занятий с ребенком, предложите ему самому выбрать, чем именно вы займетесь в этот момент: ребенок может изъявить свою волю, выбрав соответствующий предмет-символ (краски – рисовать, конструктор – собирать развивающие паззлы и т.п.). Таким образом ребенок будет учиться планировать свою деятельность.
Желаю Вам успехов! М.Лынская

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]