Тетрадь взаимосвязи логопеда с воспитателем. Лексическая тема «Овощи. Огород»консультация по логопедии (старшая группа) на тему


«Логопедическое занятие на лексическую тему «Овощи» с домашним заданием»

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе на тему «Овощи»

Занятие №1

Цель занятия:

формирование лексико-грамматического строя речи по лексической теме «Овощи».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Систематизировать знания об овощах, активизировать словарь по данной теме.
  • Учить образовывать множественное число имен существительных.
  • Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
  • Упражнять в образовании относительных прилагательных, согласовании прилагательных с существительными.
  • Упражнять в правильном употреблении предлогов «на, в».

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать артикуляционную моторику.
  • Развивать общую и мелкую моторику.
  • Развивать лексико-грамматический строй речи.
  • Развивать память, внимание, мышление.

Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать самостоятельность, умение слушать ответы детей.
  • Воспитывать доброжелательность, желание помочь другим.

Оборудование:

  • магнитная доска,
  • картинки с изображениями овощей,
  • сюжетная картинка «Огород»,
  • мяч,
  • зеркала.

Ход ОД:

1. Организационный момент.

Логопед:

Ребята, к нам в гости пришел Гномик, и он подготовил много интересных игр. Но для начала отгадайте-ка его загадку:

Они разные бывают, В огородах созревают, Одним словом называют, В борщ их мама добавляет!

Дети:

Овощи!

Логопед: Правильно. Тема сегодняшнего занятия – овощи. Послушайте и отгадайте, какой это овощ.

Под землёй росла девица, Но свежа и круглолица. Громко лает пёс Артошка: — Гав-гав-гав – привет, …! (картошка)

Сто одежек – Все без застежек. (капуста)

Красна девица Сидит в темнице, А коса на улице. (морковь)

2. Основная часть.

Логопед

: Ребята, расскажите Гномику, какие овощи вы еще знаете?

Дети:

огурец, помидор, кабачок, лук, свекла. (
Поочередно овощи прикрепляются к магнитной доске).
Логопед:

А вы знаете, что овощи растут в огороде на грядках (
к доске прикрепляется картинка «Огород»).
Одни овощи растут на земле, к ним относятся помидоры, огурцы, капуста. Некоторые овощи растут в земле, к ним относятся картофель, морковь. Какие еще овощи растут в земле, назовите их. Когда овощи созревают, их надо собрать. Овощи, которые растут на земле, срывают, срезают. Овощи, которые растут в земле, выкапывают, выдёргивают.

1) Пальчиковая гимнастика

Ребята, мы уже сказали, что овощи растут в огороде на грядке. Давайте посмотрим сколько овощей растёт на нашем огороде.

В нашем огороде В нашем огороде много овощей Их пересчитаем, станет веселей. (сжимаем – разжимаем пальцы)

Морковка, лук и огурец, Помидор и перец. (загибаем пальцы, начиная с большого

)

Пять видов овощей назвали, Пять пальчиков в кулак зажали. (сжимаем – разжимаем пальцы)

2) Массаж биологически активных точек лица «Горох».

В магазине жил горох – массируем щеки круговыми движениями.

Закричал горох: «Ох – Ох!» –
массируем уши движениями сверху вниз
Тут я, детки, посмотрите, на конфеты не глядите –
массируем внешние уголки глаз
Ну, скорей меня купите –
нажимаем на крылья носа указательными пальцами.
От конфет ведь пользы нет –
указательными пальцами массируем уголки губ
Я нужней, чем сто конфет! –
прижимаем ладони к щекам.
3) Игра «Назови ласково»

Логопед:

Наш гость живет в волшебной стране, где все предметы маленькие, поэтому там все называют ласково. Сейчас мы попробуем назвать ласково овощи:

Дети:

огурец – огурчик, помидор – помидорчик, капуста – капустка, картошка – картошечка, лук – лучок.

4) Игра «Один – много»

Логопед:

Ребята, Гномик подготовил для вас следующую игру. Сейчас я буду называть вам один овощ, а вы – когда их много.

Дети:

огурец – огурцы, лук — луковицы, кабачок – кабачки, помидор – помидоры.

5) Физминутка «Сажаем огород»

Логопед:

Гномик очень любит кушать овощи круглый год, вот только забыл, что нужно сделать, чтобы собрать хороший урожай. Давайте вместе вспомним. Смотрите и повторяйте за мной.

Мы лопатки взяли, Грядки раскопали. Грабли в руки взяли, Грядки разровняли. Семена рядами Дружно мы сажали, А потом водою Теплой поливали.

6) Дидактическая игра «Собираем урожай»

Логопед:

На огороде вырос хороший урожай, давайте его соберём. Скажите, какие овощи срываю, какие выдёргивают, какие срезают, а какие выкапывают?

Срывают: (помидор, огурец

), Выдёргивают: (
лук, морковь
), Срезают:
(кабачок, капуста
), Выкапывают: (
картофель
).

7) Игра «Кулинар»

Логопед:

Ребята, скажите, что можно приготовить из овощей?

Дети:

сок, суп, салат…

Логопед:

Подумайте и скажите, сок из моркови – какой сок?

Дети:

Морковный.
Сок: морковь, огурец, помидор. Салат: капуста, огурец, овощи. Суп: помидор, картофель, овощи.
Логопед:

Молодцы!

8) Дидактическая игра «Поваренок»

Логопед:

Давайте приготовим угощение (
суп или салат
). Выбирайте нужные овощи для блюда, назовите их и объясните, как будете готовить это «угощение» (
брать, мыть, чистить, резать, варить
).

9) Логопед:

Ребята, давайте вспомним, какие овощи растут под землей, а какие на земле.

Логопед кидает ребенку мячик и называет овощ.

Дети: Морковь растет под землей и т.д.

Итог занятия.

Повторение и обобщение материала, с которым дети познакомились на занятии.

Логопед:

Дети, нашему гостю понравилось, как вы отвечали на его загадки и охотно играли. Давайте повторим, что изображено на картинках, где растут овощи, что можно приготовить.

— Молодцы, ребята, а гномик приготовил для вас сюрприз, принес вам волшебные листочки, на них вы найдете разные овощи!

Домашнее логопедическое задание в старшей группе, по лексической теме:»Огород. Овощи» —

ОГОРОД. ОВОЩИ.

Родителям рекомендуется:

· рассмотреть дома с ребенком натуральные овощи: картофель,

огурец, морковь, капусту, фасоль, свеклу, тыкву, редиску, горох, лук, перец;

· обратить внимание на следующие признаки овощей: цвет, форму, вкус;

· по возможности рассказать и показать ребенку, где и как растут овощи, что из них готовят (суп, салат, винегрет…).

Расширение словарного запаса детей:

Названия:

огурец, помидор (томат, картофель, свёкла, морковь, лук, репа, капуста, редиска, перец, чеснок, баклажан, кабачок, патиссон, зелень, петрушка, укроп, редька, тыква, бобы, фасоль, горох, стручок, ботва, корни, плоды, семена, клубни, листья, кочан, салат, свекольник, винегрет, сок, мешок, ящик, удобрение, вредители, урожай, огород, грядка, земля, посадка, полив, прополка.

Признаки:

красный, зелёный, жёлтый, спелый, неспелый, вкусный, невкусный, сладкий, кислый, горький, солёный, сырой, маринованный, консервированный, варёный, полезный, круглый, овальный, вытянутый, продолговатый, гладкий, созревший, душистый, ароматный, сочный, овощной.

Действия:

сажать, ухаживать, расти, сеять, рыхлить, созревать, поливать, поспевать, собирать, брызгать, выдергивать, выкапывать, срезать, мыть, натирать, варить, тушить, жарить, кушать, хрустеть, заготавливать, солить, квасить, консервировать, мариновать, сушить.

1.
«Убираем урожай».
Ребёнок должен уметь объяснить, почему так, а не иначе.

Морковь, свёклу, репу, редис — выдёргивают;

Огурцы, помидоры, кабачки, горох — срывают;

Капусту — срезают;

Картофель — выкапывают.

2. «Назови ласково»
(образование существительных в уменьшительной форме).
огурец ‒ огурчик

помидор ‒
помидорчик
перец‒
перчик
лук‒ лучок

горох‒
горошек
морковь ‒
морковка
3. «Чем мы наелись?»
(образование сущ. во множественном числе творительного падежа)
Помидоры ‒ мы наелись помидорами Огурцы ‒ мы наелись огурцами

Перцы ‒ мы наелись перцами Баклажаны ‒ мы наелись баклажанами

Бобы ‒ мы наелись бобами Кабачки ‒ мы наелись кабачками

4. «Скажи, какой? Какая?» (подбор однородных прилагательных к существительным)

Тыква какая?–
оранжевая, круглая, сладкая, большая, ароматная,…
Помидор какой?


круглый, мягкий, сочный, кисло-сладкий, витаминный,…
Овощи какие?


полезные, вкусные, сочные, спелые, разноцветные,…
5. «Есть – нет»
(родительный падеж единственного числа)
баклажан – нет баклажана

картофель –
нет картофеля
луковица –
нет луковицы
петрушка – нет петрушки

огород –
нет огорода
земля –
нет земли
грядка – нет грядки

корень –
нет корня
стебель –
нет стебля
6. «Что приготовим»
(образование относительных прилагательных от существительных)
Из картошки ‒ картофельное
пюре
Из тыквы –
каша тыквенная
Из огурцов –
салат огуречный
Из помидора –
салат, сок томатный
Из моркови – сок морковный

Из гороха –
суп гороховый
Из кабачков – икра кабачковая

Из чеснока –
соус чесночный
7. Пересказ рассказа по наводящим вопросам. КТО КАК ОДЕТ?

Дни стали ненастные, ночи холодеют. На огородах стали овощи убирать, чтобы не попортились, не померзли. Сначала убрали огурцы-голыши. Потом лук в бумажных рубашках. Потом бобы в шерстяных чулочках. Убрали репу, брюкву, редьку, морковку, свёклу и разную петрушку. Одна капуста осталась. Её позже всех убирают. У неё, у капусты, семьдесят одёжек, она холода не боится!

1.
Когда убирают овощи?
2.
Какие овощи убирали с огородов?
3.
Что осталось в огороде?
4.
У капусты семьдесят одежек. Почему так говорят?
5.
(Ребёнок должен вспомнить загадку о капусте).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]