Псевдобульбарная дизартерия у детей: причины, симптомы, лечение

Дизартрия – патология речи, при которой наблюдается неправильное (искаженное или затрудненное) произношение звуков, слов, фраз, слогов. Данное расстройство речи вызвано поражением головного мозга или различными нарушениями работы артикуляционного аппарата (поэтому часто можно встретить такое выражение, как «артикуляционная дизартрия»).

Данное нарушение может наблюдаться при нормальном интеллекте, на фоне задержки психического развития и при умственной отсталости – олигофрении, тогда оно имеет специфические особенности. При дизартрии специалистами часто применяется логопедический массаж.

Можно выделить следующие симптомы дизартрии:

  • нарушения, связанные с моторикой речи;
  • нарушение звукопроизношения;
  • неправильное речевое дыхание;
  • голосовые нарушения;
  • нарушения просодической стороны речи.

Органическое поражение центральной нервной системы в данном случае происходит во внутриутробном, родовом или раннем периоде развития ребенка (как правило, до 2-х лет). Именно поэтому, как правило, специалисты говорят о развитии дизартрии у детей дошкольного возраста.

Кроме того, в раннем детстве поражение центральной нервной системы и дизартрия речи у ребенка может развиться в результате перенесения следующих заболеваний:

  • нейроинфекции (минингит, энцефалит);
  • гнойный средний отит;
  • гидроцефалия;
  • черепно-мозговые травмы;
  • тяжелые интоксикации.

Формы дизартрии классифицируются на основании выделения различных локализаций поражения мозга. При коррекции дизартрии в Первом детском медицинском центре применяются различные методы логопедического воздействия.

Степень нарушения речевой или артикуляционной моторики может быть различной. Условно выделяют три степени дизартрии: легкую, среднюю, тяжелую.

1. Легкая степень дизартрии (стертая дизартрия) характеризуется дефектами звукопроизношения, а также отсутствием грубых нарушений моторики артикуляционного аппарата.

2. Дети со средней степенью дизартрии речи составляют наиболее многочисленную группу. Для них характерна амимичность: отсутствие движений лицевых мышц.

3. Тяжелая степень дизартрии (анартрия) — глубокое поражение мышц и полная бездеятельность речевого аппарата.

Диагностика дизартрии должна включать в себя тщательное обследование речевой моторики, звукопроизношения и общего речевого развития.

Симптомы заболевания

Симптомы псевдобульбарной дизартрии зависят от степени тяжести, которых существует всего четрые:

  • 1-ая степень – отсутствую выраженные дефекты речи, выявить которые может логопед.
  • 2-ая степень – речь ребенка понятна, но заметны некоторые речевые расстройства.
  • 3-яя степень – речь непонятна окружающим людям, в том числе близким.
  • 4-ая степень – речь пациента не понятна абсолютно.

Общая симптоматика этой формы дизартрии имеет некоторые составляющие:

  • искаженные слоги, звуки;
  • гипертонус лицевых мышц;
  • ограниченность подвижности языка, губ;
  • повышенное слюнотечение;
  • слабый тихий голос;
  • аритмичность дыхания.

Поставить диагноз «псевдобульбарная дизартрия» может исключительно специалист логопед или невролог на основании определенных результатов исследований.

Причины речевого нарушения

Речевые нарушения появляются при поражении путей между бульбарными нервами и корой головного мозга. Это может возникать по ряду причин:

  1. Цереброваскулярные расстройства. Такими являются инсульты, ишемия мозга, церебральный атеросклероз. Эти заболевания часто приводят к развивающимся псевдобульбарным расстройства, приводящим к расстройству речевого аппарата.
  2. Травма головы. Эта причина самая частая для детей старше одного года.
  3. Перинатальная патология. К этой группе относятся гипоксия плода, внутриутробные инфекции, родовая травма. В результате этих процессов происходит функциональные кортико-бульбарные нарушения.
  4. Нейроинфекции.

По всем этим причинам при псевдобульбарной дизартрии страдает и нарушается структура речевого дефекта.

Формы псевдобульбарной дизартрии

Существует три формы этого типа дизартрии:

  • спастическая (спазматическая);
  • паретическая;
  • смешанная (то есть спастико-паратическая).

Каждая из этих форм имеет свою симптоматику, особенности лечения.

Спастическая форма псевдобульбарной дизартрии

Такая форма псевдобульбарной дизартрии характеризуется напряженностью дыхательных мышц или гиперкинезией гортани, спастическим парезом языковой мышцы, напряженностью губных мышц и нарушенным тонусом нёба.

Такие проявления делают речь более монотонной, с наличием назализованного оттенка. Ребенку сложно удерживать артикуляционную позу, есть сложности с их переключением, может наблюдаться длительное время в дыхательном процессе, что приводит к проблемам в голосообразовании (артикуляции). При псевдобульбарной дизартрии наблюдаются следующие характерные явления:

  • беззвучная артикуляция;
  • нет продолжительного покоя речевой мускулатуры;
  • спазмы губных мышц;
  • напряжение при улыбке;
  • ограниченность в движениях языка;
  • наблюдаются нарушения сосущих и глотательных движений;

Часто у детей с таким нарушением отсутствует первый крик, а дыхание выраженно слабо и аритмичное, наблюдается слабый короткий выдох, речь происходит на вдохе. Также для этого вида характерно наличие речевых фонаций, слабый тихий голос, темп речи быстрый, но не выдерживается ее ритм. Другими словам, у которого обнаружена спастическая форма псевдобульбарной дизартрии, разговаривает от спазма до спазма, что приводит к употреблению коротких фраз с плохой разборчивостью, зависящей от силы голоса. При этом смысл произнесенного не страдает.

Паретическая форма псевдобульбарной дизартрии

Такая форма наблюдается при гипотонии речевой и скелетной мускулатур. У ребенка наблюдается паретичность языка, губ, нёба. Наблюдается трудность в переключении артикуляционных поз, асинхронность в дыхании и артикуляционных движений. Часто у такого ребенка может быть повышенное слюнотечение (саливация).

Вдох при разговоре короткий и неполноценный, выдох при этом также слабый. Сам голос громкий, звонкий, но быстрозатухающий. Речь при этом имеет носовое произношение, слабая и тихая. Некоторые изолированные звуки полностью сохранны, но в речевом потоке они смазаны. Прием пищи имеет нарушенный темп, имеются затруднения в координации жевательных движений.

Смешанная форма

Такая форма является самой распространенной. В научной литературе она называется спастико-паретическим синдромом. При ней наблюдается гипертонус одной группы мышц, например, мышц губ и щек, а язык при этом имеет пониженный тонус.

Прогноз и профилактика дизартрии

Только рано начатая, систематическая логопедическая работа по коррекции дизартрии может дать положительные результаты. Большую роль в успехе коррекционно-педагогического воздействия играет терапия основного заболевания, усердие самого пациента-дизартрика и его близкого окружения.

При этих условиях на практически полную нормализацию речевой функции можно рассчитывать в случае стертой дизартрии. Овладев навыками правильной речи, такие дети могут успешно обучаться в общеобразовательной школе, а необходимую логопедическую помощь получают в поликлиниках или на школьных логопунктах.

При тяжелых формах дизартрии возможно лишь улучшение состояния речевой функции. Важное значение для социализации и образования детей с дизартрией имеет преемственность различных типов логопедических учреждений: детских садов и школ для детей с тяжелыми нарушениями речи, речевых отделений психоневрологических стационаров; содружественная работа логопеда, невролога, психоневролога, массажиста, специалиста по лечебной физкультуре.

Медико-педагогическая работа по предупреждению дизартрии у детей с перинатальным поражением головного мозга должна начинаться с первых месяцев жизни. Профилактика дизартрии в раннем детском и взрослом возрасте заключается в предупреждении нейроинфекций, травм головного мозга, токсических воздействий.

Диагностика псевдобульбарной дизартрии

Пациента должны вести логопед, невролог и другие узкие медицинские специалисты. Для точной диагностики используются следующие методы исследований:

  • логопедическое исследование речи;
  • электроэнцефалография;
  • электромиография;
  • МРТ головы.

В отдельных случаях может быть назначено исследование цереброспинальной жидкости путем люмбальной пункции. Такой анализ выявляет нейроинфекционные причины. В диагностике должен принимать участие невролог. Им должны быть проведены осмотр, специальные тести, изучение моторики и мимики ребенка. Эти методы дают возможность оценить степень, вид, причины расстройства, а также на основании полученных данных сформулировать эффективную программу лечения.

Лечение псевдобульбарной дизартрии

Коррекционная работа строится на логопедических занятиях и упражнениях. Они проводятся обязательно под контролем специалиста и направлены на развитие мелкой и речевой моторики. В некоторых случаях может применяться медикаментозное лечение. Общая коррекция этой формы дизартрии состоит из:

  • физиотерапии;
  • лечебной физической культуры;
  • приема ванн;
  • рефлексотерапии и других.

Для медикаментозного лечения используются ноотропы. Важно понимать, что в этом вопросе крайне важна ранняя диагностика. Все лечебные мероприятия коррекционной программы должен назначать исключительно специалист, заниматься самолечением может быть опасно.

Для коррекции используется этиопатогенетическое лечение. Оно устраняет этиологические факторы речевого развития. Если дизартрия вызвана нейроинфекциями, необходимо назначать противовирусную и антибактериальную терапии. Методы лечения зависят от причин появления этого речевого нарушения.

Важную часть составляют специальные логопедические занятия. При гипертонусе может использоваться логопедический массаж, дыхательная гимнастика и другие упражнения. Эта часть коррекции направлена на получение плавности речи, ее эмоциональности и выразительности.

Стертая дизартрия у детей

Стертая дизартрия, как говорилось ранее, — первая степень тяжести дизартрии. При данном нарушении наблюдаются легкие расстройства фонетического и просодического (сила голоса, темп, ритм, интонация) компонентов речи. Данные расстройства обусловлены недостаточной обеспеченностью (иннервацией) артикуляторных органов нервными клетками.

Отмечаются следующие характеристики данного речевого дефекта:

  • нечеткая артикуляция;
  • искажение звуков нескольких фонетических групп;
  • сложность автоматизации;
  • маловыразительная речь.

Коррекция стертой дизартрии речи предполагает использование артикуляционной, дыхательной и пальчиковой гимнастики, а также логопедического массажа. Особый упор делается на автоматизацию вызванных звуков и нормализацию просодики. Занятия с логопедом проводятся параллельно с лечением у невролога. При лечении необходимо учитывать особенности дизартрии — форму тяжести патологии, ее вид, а также уровень речевого развития ребенка.

Отличие бульбарной дизартрии от псевдобульбарной таблица

Основные отличия бульбарной дизартрии от псевдобульбарной состоят в следующем:

  • Они отличаются особенностями паралича речевой мускулатуры. При бульбарном типе наблюдается периферической, а при псевдобульбарной парез имеет центральный характер.
  • При бульбарной нарушаются произвольные и непроизвольные движения речевой моторики. При псевдобульбарной страдают только произвольные звуки.
  • При бульбарной дизартрии происходит поражение диффузной артикуляционной моторики, а при втором типе наблюдается избирательный характер нарушения артикуляционных движений.

Также отличаются нарушения в звукопроизношении. Бульбарный тип делает произношение гласных букв нейтральным.

Статья:

Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем.

Дети с дизартрией по клинико-психологической характеристике могут быть условно разделены на несколько групп в зависимости от их общегопсихофизического развития:

  • дизартрия у детей с нормальным психофизическим развитием
  • дизартрия у детей с ДЦП
  • дизартрия у детей с олигофренией
  • дизартрия у детей с гидроцефалией
  • дизартрия у детей с ЗПР
  • дизартрия у детей с минимальной мозговой дисфункцией(ММД). Эта форма дизартрии встречается наиболее часто среди детей специальных дошкольных и школьных учреждений. У них наряду с недостаточностью звукопроизносительной стороны речи наблюдаются обычно не резко выраженные нарушения внимания, памяти, интеллектуальной деятельности, эмоционально-волевой сферы, легкие двигательные расстройства и замедленное формирование ряда высших корковых функций.

Двигательные нарушения проявляются обычно на более поздних сроках формирования двигательных функций, особенно таких, как развитие возможности самостоятельно садиться, ползать, ходить, захватывать предметы кончиками пальцев и манипулировать с ними.

Эмоционально-волевые нарушения проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости и истощаемости нервной системы. На первом году жизни такие дети беспокойны, много плачут, требуют к себе постоянного внимания. Они, как правило, метеозависимы. В дошкольном и школьном возрасте они двигательно беспокойны, склонны к раздражительности, колебаниям настроения, суетливости, часто проявляют грубость, непослушание. Двигательное беспокойство усиливается при утомлении.

Несмотря на то, что у детей не наблюдаются выраженные параличи и парезы, моторика их отличается общей неловкостью, недостаточной координированностью, они неловки в навыках самообслуживания, отстают от сверстников по ловкости и точности движений, у них с задержкой развивается готовность руки к письму, поэтому долго не проявляется интерес к рисованию и другим видам ручной деятельности, в школьном возрасте отмечается плохой почерк. Выражены нарушения интеллектуальной деятельности в виде низкой умственной работоспособности, нарушений памяти, внимания. Для многих детей характерно замедленное формирование пространственно-временных представлений, оптико-пространственного гнозиса, фонематического анализа, конструктивного праксиса.

Симптоматика дизартрии:

При дизартрии на разных уровнях нарушена передача импульсов из корыголовного мозга к ядрам черепно-мозговых нервов. В связи с этим, к мышцам (дыхательным, голосовым, артикуляторным) не поступают нервные импульсы, нарушается функция основных черепно-мозговых нервов, имеющих непосредственное отношение к речи (тройничный, лицевой, подъязычный, языкоглоточный, блуждающий нервы).

  • Тройничный нерв иннервирует жевательные мышцы, нижнюю часть лица. При поражении — трудности в открывании и закрывании рта, жевании, глотании, движениях нижней челюсти.
  • Лицевой нерв иннервирует мимическую мускулатуру лица. При поражении – лицо амимично, маскообразно, тяжело зажмурить глаза, нахмурить брови, надуть щеки.
  • Подъязычный нерв иннервирует мускулатуру двух передних третей языка. При поражении — ограничивается подвижность языка, возникают затруднения в удержании языка в заданном положении.
  • Языкоглоточный нерв иннервирует заднюю треть языка, мышцы глотки и мягкого неба. При поражении — возникает носовой оттенок голоса, наблюдается снижение глоточного рефлекса, отклонение маленького язычка в сторону.
  • Блуждающий нерв иннервирует мышцы мягкого неба, глотки, гортани, голосовых складок, дыхательную мускулатуру. Поражение ведет к неполноценной работе мышц гортани и глотки, нарушению функции дыхания.

В раннем периоде развития ребенка эти нарушения проявляются следующим образом:

  • Грудной возраст: вследствие паретичности мышц языка, губ затруднено грудное вскармливание — к груди прикладывают поздно (3-7 сутки), отмечается вялое сосание, частые срыгивания, поперхивание.
  • На раннем этапе развития речи у детей может отсутствовать лепет, появляющиеся звуки имеют гнусавый оттенок, первые слова появляются с опозданием(к 2-2,5 годам). При дальнейшем развитии речи грубо страдает произношение практически всех звуков.

При дизартрии может иметь место артикуляторная апраксия (нарушение произвольных движений артикуляционных органов). Возникающая в связи с недостаточностью кинестетических ощущений в артикуляторной мускулатуре.

Нарушения звукопроизношения, обусловленные артикуляторной апраксией, отличаются двумя характерными особенностями:

  • искажаются и изменяются звуки, близкие по месту артикуляции
  • нарушение звукопроизношения не постоянно, т. е. ребенок может произносить звук и правильно, и неправильно

Выделяют два варианта артикуляторной апраксии:

  • кинестетическая, связанная с патологией теменных отделов головного мозга, характеризуется трудностями нахождения отдельной артикуляторной позы
  • кинетическая, обусловленная патологией премоторных отделов мозга. Нарушена динамическая организация артикуляторных движений, затруднен переход от одного звука к другому. При этом наблюдаются повторы звуков, слогов, пропуски, перестановки, вставки.

Этиология дизартрии:

Дизартрия является симптомом тяжелого мозгового поражения или недоразвития бульбарного или псевдобульбарного характера, которые могут затрагивать целый ряд мозговых систем: корково-бульбарную (или пирамидную), мозжечковую, ретикулярную формацию, корковую прецентральную и постцентральную речедвигательные зоны. Дизартрическое расстройство может быть симптомом ДЦП.

Причины ДЦП и дизартрии изучены недостаточно. До недавнего времени, основной причиной ДЦП считалась родовая травма. В последнее время установлено, что 80% случаев ДЦП является врожденной патологией, нарушение происходит внутриутробно, что в свою очередь сказывается на течении родов. Патология родов может усугубить первопричину.

  • Пренатальный период: нарушения внутриутробного развития и внутриутробное поражение головного мозга может быть обусловлено патологией беременности, заболеваниями матери (вирусные инфекции, сердечно-сосудистая, почечная недостаточность, психические и физические травмы, радиация, алкоголизм, лекарственная интоксикация. Особенно важны первые три месяца беременности). При этом ребенок рождается с патологией, которая может проявиться не сразу (например, различные парезы проявляются по мере созревания пирамидных путей).
  • Натальный период: поражение головного мозга ребенка во время родов. Это может быть черепно-мозговая травма, кровоизлияние в мозг, рождение ребенка в асфиксии и пр.
  • Постнатальный период: менингиты, менингоэнцефалиты, черепно-мозговые травмы в ранний период развития ребенка. Эти заболевания могут обуславливать недоразвитие или поражение премоторно-лобной, теменно-височной областей головного мозга.

Классификации дизартрии:

  • По степени выраженности:

анартрия — полная невозможность произносительной стороны речи

дизартрия (выраженная) — ребенок пользуется устной речью, но она нечленораздельная, малопонятная, грубо нарушено звукопроизношение, а также дыхание, голос, интонационная выразительность

стертая дизартрия — все симптомы (неврологические, психологические, речевые) выражены в стертой форме. Стертую дизартрию можно спутать с дислалией. Отличие в том, что у детей со стертой дизартрией наблюдается наличие очаговой неврологической микросимптоматики.

  • По локализации поражения:

При поражении периферического двигательного нейрона и его связи с мышцей возникает периферический паралич. При поражении центрального двигательного нейрона и его связи с периферическим нейроном развивается центральный паралич.

  • Периферический паралич характеризуется отсутствием или снижением рефлексов, мышечного тонуса, атрофией мышц. Все это объясняется прерывом рефлекторной дуги.
  • Центральный паралич возникает при поражении центрального двигательного нейрона в любом его участке (двигательная зона коры головного мозга, ствол головного мозга, спинной мозг). Для центрального паралича характерна мышечная гипертония, гиперрефлексия, наличие патологических рефлексов и патологических синкинезий.

-При периферическом параличе страдают произвольные и непроизвольные движения, при центральном — преимущественно произвольные.

-Для периферического паралича характерно диффузное нарушение артикуляционной моторики, при центральном — нарушены тонкие дифференцированные движения.

-Наблюдаются различия и в мышечном тонусе: при периферическом параличе тонус отсутствует, при центральном – преобладают элементы спастичности.

-При периферическом параличе (бульбарная дизартрия) артикуляция гласных сводится к нейтральному звуку, гласные и звонкие согласные оглушены. При центральном параличе (псевдобульбарная дизартрия) артикуляция гласных отодвинута назад, согласные могут как озвончаться, так и оглушаться.

1.Бульбарная дизартрия: представляет собой симптомокомплекс речедвигательных расстройств, развивающихся в результате поражения ядер, корешков или периферических отделов 7, 9, 10 и 12 черепно-мозговых нервов. При бульбарной дизартрии имеет место периферический парез речевой мускулатуры. В детской практике наибольшее значение имеют односторонние избирательные поражения лицевого нерва при вирусных заболеваниях или при воспалениях среднего уха. В этих случаях развиваются вялые параличи мышц губ, одной щеки, что приводит к нарушениям и нечеткости артикуляции губных звуков. При двусторонних поражениях нарушения звукопроизношения наиболее выражены. Грубо искажается произношение всех губных звуков по типу их приближения к единому глухому щелевому губно-губному звуку. Все смычные согласные также приближаются к щелевым, а переднеязычные — к единому глухому плоскощелевомузвуку, звонкие согласные оглушаются. Эти нарушения произношения сопровождаются назализацией.

Разграничение бульбарной дизартрии от паретической псевдобульбарной проводится в основном по следующим критериям:

  • характер пареза или паралича лицевой мускулатуры (при бульбарной — периферический, при псевдобульбарной — центральный)
  • характер нарушения речевой моторики (при бульбарной нарушены произвольные и непроизвольные движения, при псевдобульбарной — преимущественно произвольные)
  • характер поражения артикуляционной моторики (при бульбарной дизартрии — диффузный, при псевдобульбарной — избирательный с нарушением тонких дифференцированных артикуляционных движений)
  • специфика нарушений звукопроизношения (при бульбарной дизартрии артикуляция гласных приближается к нейтральному звуку, при псевдобульбарной — отодвинута назад; при бульбарной — гласные и звонкие согласные оглушены, при псевдобульбарной — наряду с оглушением согласных наблюдается их озвончение)
  • при псевдобульбарной дизартрии даже при преобладании паретического варианта в отдельных мышечных группах отмечаются элементы спастичности.

2.Псевдобульбарная дизартрия: возникает при двустороннем поражении двигательных корково-ядерных путей, идущих от коры головного мозга к ядрам черепных нервов ствола. Для псевдобульбарной дизартрии характерно повышение мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре по типу спастичности -спастическая форма псевдобульбарной дизартрии. Реже на фоне ограничения объемапроизвольных движений наблюдается незначительное повышение мышечного тонуса в отдельных мышечных группах или понижение мышечного тонуса — паретическая форма псевдобульбарной дизартрии. При обеих формах отмечается ограничение активных движений мышц артикуляционного аппарата, в тяжелых случаях — почти полное их отсутствие.

При отсутствии или недостаточности произвольных движений отмечается сохранность рефлекторных автоматических движений, усиление глоточного, небного рефлексов, а также в ряде случаев сохранение рефлексов орального автоматизма. Имеются синкинезии. Язык при псевдобульбарной дизартрии напряжен, оттянут кзади, спинка его закруглена и закрывает вход в глотку, кончик языка не выражен. Произвольные движения языка ограничены. Особенно трудным является движение высунутого языка вверх с загибанием его кончика к носу. При выполнении движения видно повышение мышечного тонуса, пассивность кончика языка, а также истощаемость движения.

Во всех случаях при псевдобульбарной дизартрии среди переднеязычных звуков в первую очередь нарушаются наиболее сложные и дифференцированные произвольные артикуляционные движения, непроизвольные рефлекторные движения обычно сохранны.

Диссоциацией в выполнении произвольных и непроизвольных движений при псевдобульбарной дизартрии определяются характерные нарушения звукопроизношения — избирательные трудности в произношении наиболее сложных и дифференцированных по артикуляционным укладам звуков (р, л, ш, ж, ц,ч). Таким образом, при псевдобульбарной дизартрии, так же, как и при корковой, нарушается произношение наиболее сложных по артикуляции переднеязычных звуков, но в отличие от последней, нарушение носит более распространенный характер, сочетается с искажением произношения и других групп звуков, нарушениями дыхания, голоса, интонационно-мелодической стороны речи, часто — слюноотделением. Особенности звукопроизношения при псевдобульбарной дизартрии в значительной степени также определяются смещением спастически напряженного языка в задний отдел полости рта, что искажает звучание гласных, особенно передних (и, э).

При диффузной спастичности мышц речевого аппарата отмечается озвончение глухих согласных звуков (в основном при спастической псевдобульбарной дизартрии). При этом же варианте спастическое состояние мышц речевого аппарата и шеи нарушает резонаторные свойства глотки с изменением величин глоточно-ротового и глоточно-носового отверстий, что наряду с чрезмерным напряжением глоточной мускулатуры и мышц, поднимающих мягкое небо, способствует появлению носового оттенка при произнесении гласных, особенно заднего ряда (о, у), и твердых сонорных (р, л), твердых шумных (з, ш, ж) и аффрикаты ц.

При паретической псевдобульбарной дизартрии страдает произношение смычных губных звуков, требующих достаточных мышечных усилий, особенно двугубных (п, б, м) язычно-альвеолярных, а также нередко и ряда гласных звуков, особенно тех, которые требуют подъема спинки языка вверх (и, ы, у). Отмечается носовой оттенок голоса. Мягкое небо провисает, его подвижность при произнесении звуков ограничена. Речь при паретической форме псевдобульбарной дизартрии медленная, афоничная, затухающая, плохо модулированная, выражены слюнотечение, гипомимия и амимия лица. Часто имеетместо сочетание спастической и паретической форм, т. е. Наличие спастико-паретического синдрома.

3. Корковая дизартрия представляет собой группу моторных расстройств речи разного патогенеза, связанных с очаговым поражением коры головного мозга. Для диагностики корковой дизартрии необходимтонкий нейролингвистический анализ, позволяющий определить, какие из переднеязычных звуков страдают в каждом конкретном случае и каков механизм их нарушений.

Клинические формы корковой дизартрии:

  • афферентная — обусловлена поражением постцентральной извилины коры головного мозга. Для нее характерна кинестетическая диспраксия в органах артикуляции, речевой мускулатуре и пальцах рук (ребенок затрудняется в поисках артикуляции, нет праксиса позы, наблюдаются трудности переключения от одной артикулемы к другой, замены звуков сходными по артикуляции звуками). Артикуляторная диспраксия проявляется, с одной стороны, в неправильной, нечеткой артикуляции звуков, с другой стороны – в активных поисках правильной артикуляции. Все это делает речь неплавной, нечленораздельной. В легких случаях афферентной корковой дизартрии эти проявления могут быть ведущими в клинической картине. Своеобразное застревание на каких-либо звуках может быть принято за заикание. При афферентной корковой дизартрии более нарушены согласные звуки. Ребенок затрудняется найти место и способ образования звука, чем объясняются различные замены. Основная трудность при афферентной корковой дизартрии — выбор и дифференциация артикуляционных укладов звуков.
  • эфферентная — связана с поражением прецентральной извилины коры головного мозга. Для нее характерно: двигательные навыки распадаются на отдельные составляющие их движения, которые приобретают персеверативный характер (наблюдается повторение одних и тех же элементов движения). При эфферентной корковой дизартрии наблюдается кинетическая диспраксия, при которой затруднено переключение с одного движения на другое, с одного звука (коартикуляции) на другой. Артикуляторные движения замедленны, инертны. Фонетический дефект больше напоминает искажение слоговой структуры слов (пропуски, персеверации, перестановки слогов), но наблюдаются также повторы, пропуски и замены звуков.

При корковой дизартрии нет повышенного слюнотечения, нарушений голоса или дыхания. Иногда у одного ребенка могут наблюдаться элементы как кинетической, так и кинестетической артикуляторной диспраксии. В легких случаях корковой дизартрии могут нарушаться только темп и скорость тонких дифференцированных движений мышц кончика языка. Это проявляется в замедленном произнесении переднеязычных звуков, слов с этими звуками. Какуминальные согласные (при произнесении кончик языка поднимается вверх) могут заменяться дорсальными (при произнесении передняя часть спинки и кончик языка опущены).

4.Экстрапирамидная дизартрия. Экстрапирамидная система автоматически создает тот фон предуготовности, на котором возможно осуществление быстрых, точных и дифференцированных движений. Она имеет важное значение в регуляции мышечного тонуса, последовательности, силы мышечных сокращений, обеспечивает автоматизированное, эмоционально выразительное выполнение двигательных актов.

Нарушения звукопроизношения при экстрапирамидной дизартрии определяются:

  • изменениями мышечного тонуса в речевой мускулатуре
  • наличием насильственных движений (гиперкинезов)
  • нарушениями проприоцептивной афферентации от речевой мускулатуры
  • нарушениями эмоционально-двигательной иннервации

Объем движений в мышцах артикуляционного аппаратапри экстрапирамидной дизартрии может быть достаточным. Особые трудности ребенок испытывает в сохранении и ощущении артикуляционной позы, что связано с постоянно меняющимся мышечным тонусом и насильственными движениями. Поэтому при экстрапирамидной дизартрии часто наблюдается кинестетическая апраксия. В спокойном состоянии в речевой мускулатуре могут отмечаться легкие колебания мышечного тонуса (дистония) или некоторое его снижение (гипотония), при попытках к речи в состоянии волнения, эмоционального напряжения, наблюдаются резкие повышения мышечного тонуса и насильственные движения. Язык собирается в комок, подтягивается к корню, резко напрягается. Повышение тонуса в мышцах голосового аппарата и дыхательной мускулатуре исключает произвольное подключение голоса, и ребенок не может произнести ни одного звука.

При менее выраженных нарушениях мышечного тонуса речь смазанная, невнятная, голос с носовым оттенком, резко нарушена просодическая сторона речи, ее интонационно-мелодическая структура, темп. Эмоциональные оттенки в речи не выражены, речь монотонная, однообразная, немодулированная. Наблюдается затухание голоса, переходящее в неясное бормотание.

Особенностью экстрапирамидной дизартрии является отсутствие стабильных и однотипных нарушений звукопроизношения, а также большая сложность в автоматизации звуков.

Экстрапирамидная дизартрия нередко сочетается с нарушениями слуха по типу нейросенсорной тугоухости, при этом прежде всего страдает слух на высокие тона.

5.Мозжечковая дизартрия. При этой форме дизартрии имеет место поражение мозжечка и его связей с другими отделами центральной нервной системы, а также лобно-мозжечковых путей.

Речь при мозжечковой дизартрии замедленная, толчкообразная, скандированная, с нарушенной модуляцией ударений, затуханием голоса к концу фразы. Отмечается пониженный тонус в мышцах языка и губ, язык тонкий, распластанный в полости рта, подвижность его ограничена, темп движений замедлен, отмечается трудность удержания артикуляционных укладов и слабость их ощущений, мягкое небо провисает, жевание ослаблено, мимика вялая. Движения языка неточные, с проявлениями гипер- и гипометрии (избыточности или недостаточности объема движений). При более тонких, целенаправленных движениях отмечается мелкое дрожание языка. Выражена назализация большинства звуков.

  • По проявлениям (построена на основе синдромологического подхода):
  1. спастико-паретическая дизартрия
  2. спастико-ригидная дизартрия
  3. спастико-гиперкинетическая дизартрия
  4. спастико-атактическая дизартрия
  5. атактико-гиперкинетическая дизартрия

Данная классификация учитывает и дифференцируетпрежде всего неврологическую симптоматику. Выделение формы дизартрии по этойклассификации возможно лишь при участии невропатолога.

Стертая дизартрия:

Данная патология находится на границе между дислалией и дизартрией. Стертая дизартрия легко смешивается с дислалией по внешним проявлениям, однако при этом имеет свой специфический механизм нарушения и, по сравнению с дислалией, отличается трудностью преодоления.

Стертая дизартрия характеризуется нарушениями звукопроизношения и просодической стороны речи, которые обусловлены наличием очаговой неврологической микросимптоматики.

Неречевая симптоматика: для неврологического статуса характерно наличие неврологической микросимптоматики (стертые парезы, изменения тонуса мышц, нерезко выраженные гиперкинезы в мимической лицевой мускулатуре, наличие патологических рефлексов и т. п.).

Основное поражение черепно-мозговых нервов связано, как правило, с подъязычным нервом, что проявляется в ограничении подвижности языка (в стороны, вверх, вниз, вперед), пассивности кончика языка, напряженности спинки языка, слабости половины языка, беспокойстве языка в заданной позе, повышенном слюнотечении, недифференцированности движений кончика языка.

В ряде случаев при стертой дизартрии отмечают поражение глазодвигательных нервов, что проявляется в косоглазии, одностороннем птозе. При стертой дизартрии, как правило, не наблюдается тяжелых расстройств со стороны тройничного, блуждающего, языкоглоточного нервов, но во многих случаях у детей отмечают одностороннее сглаживание носогубных складок за счет асимметрии лицевых нервов. Может наблюдаться недостаточный тонус мышц мягкого неба и, как следствие, гнусавый оттенок голоса.

Рефлекторная сфера при стертой дизартрии может характеризоваться наличием патологических рефлексов.

Также у детей отмечают изменения со стороны вегетативной нервной системы (потливость ладоней, стоп и т. д.).

Речевая моторика характеризуется истощаемостью движений, их низким качеством (недостаточная точность, плавность, неполный объем). Наиболее ярко моторные недостатки проявляются при выполнении сложных двигательных актов, требующих четкого управления движениями, их правильной пространственно-временной организации.

Психический статус детей со стертой дизартрией имеет свои особенности, выраженные в недостаточности ряда психических процессов (слуховое и зрительное восприятие, внимание, память, мыслительные операции) и снижении познавательной активности в целом.

Речевая симптоматика:

  • нарушения звукопроизношения: отсутствие, замены, искажения звуков. Для таких детей характерно упрощение артикуляции, т. е. замена сложных звуков более простыми по артикуляционно-акустическим признакам. Среди искажений наиболее часто встречается боковое произнесение шипящих, свистящих, переднеязычных звуков, смягчение звуков
  • просодические нарушения: речь монотонна, маловыразительна, тембр чаще низкий, голос тихий, темп речи замедленный или ускоренный
  • нарушение фонематического слуха (чаще носит вторичный характер, т. к. собственная «смазанная» речь не способствует формированию четкого слухового восприятия и контроля).

Дифференциальная диагностика стертой дизартрии идислалии:

  • разница в этиологии: у большинства детей со стертой дизартрией отягощен анамнез. После рождения дети плохо берут грудь, вяло сосут, их дыхание поверхностное и учащенное, аритмичное. Может наблюдаться незначительная задержка речевого и психомоторного развития. Неврологи выявляют наличие неврологической микросимптоматики (стертые парезы, ММД, особенности общей и речевой моторики и др.)
  • при дислалии нарушено только произнесение звуков, а при стертой дизартрии — вся фонетическая сторона речи (голосообразование, дыхание, просодика, звуки)
  • при дислалии страдают, как правило, только сложные по артикуляции согласные звуки. При стертой дизартрии страдают как сложные, так и простые согласные, гласные звуки. Косноязычие в этом случае всегда полиморфно
  • динамика коррекции и результат более благоприятны при дислалии (за исключением механической)
  • при стертой дизартрии более выражены нарушения речевой моторики.

Таким образом, стертая дизартрия является сложным речевым расстройством центрального генеза, которое характеризуется комбинаторностью стертых нарушений процесса моторной реализации речи (артикуляция, дикция, голос, дыхание, просодика, мимика). Ведущий дефект -фонетическое расстройство.

Структура дефекта при дизартрии включает нарушение звукопроизносительной и просодической сторон речи, обусловленное органическим повреждением речедвигательных механизмов центральной нервной системы. Нарушения звукопроизношения при дизартрии зависят от тяжести ихарактера поражения.

Основными клиническими признаками дизартрии являются:

  • нарушения мышечного тонуса в речевой мускулатуре
  • ограниченная возможность произвольных артикуляционных движений из-за параличей и парезов мышц артикуляционного аппарата
  • нарушения голосообразования и дыхания

Дизартрия нередко сочетается с недоразвитием других компонентов речевой системы (фонематического слуха, лексико-грамматической стороны речи)

Возможные осложнения

Речевые нарушения затрудняют, а в некоторые случаях вовсе сводят на нет коммуникации с другими людьми. Понимание наличия проблемы с артикуляцией, неспособность донести информацию окружающим негативно влияют на общее психическое здоровье, а также способны привести к невротическим расстройствам, таким как неврастения, депрессия и другие. При дизартрии часто наблюдаются трудности с приемом пищи. Человек часто давится едой и водой, что опасно асфиксией или аспирационной пневмонией.

У детей страдающих псевдобульбарной дизартрией часто наблюдается общее недоразвитие речи (ОНР), что в свою очередь опасно дислексией и дисграфией. Дети с легкой формой могут сталкиваться с проблемами в школе (общение с учителями и одноклассниками). Дети со средней и тяжелой формой проходят обучение в специализированных школах. Если не проводит коррекционную работу с ребенком вовремя, вероятен риск развития интеллектуальной недостаточности и общей задержкой психического развития.

КАК РАСПОЗНАТЬ ДИЗАРТРИЮ

Несмотря на то, что дизартрия является очень сложным речевым нарушением, она все же поддается коррекции, особенно если речь идет о стертой форме расстройства.

Распознать дизартрию можно с первых дней жизни ребенка, и родителей должны насторожить такие моменты:

  • при грудном вскармливании слабый захват соска и сосательный рефлекс могут свидетельствовать о слабости мышц артикуляционного аппарата. Молоко вытекает изо рта и даже носа;
  • ребенок позже своих сверстников начинает держать голову (5-7 месяцев), пытаться садиться и ползать (8-11 месяцев), ходить (после 18 месяцев);
  • у ребенка поздно появляется речь, звуки однообразные, артикуляция невыраженная;
  • повышенное слюноотделение. Ребенок не может сглатывать собственную слюну из-за вялых мышц языка, щек и губ. Рот всегда открыт;
  • проблемы с питьем из чашки, пережевыванием пищи;
  • отсутствие предметной деятельности. Малыш не проявляет интерес к игрушкам, его действия с ними неадекватны или не соответствуют возрасту;
  • малыш не реагирует на близких людей, не проявляет радости. Отсутствует улыбка, гуление, двигательная активность ручек и ножек.

В более позднем возрасте о дизартрии может свидетельствовать нарушение дыхания и ритма речи. Ребенок, разговаривая, произносит слова с различной громкостью и интонацией или по слогам. При дизартрии появляется гнусавость. Из-за повышенного тонуса артикуляционных мышц ребенок может уставать в процессе разговора.

Кроме речевых нарушений при дизартрии возникают и двигательные нарушения. Ребенок может слишком сильно или слабо захватывать предметы. Хватательный рефлекс может отсутствовать вовсе. Также страдает пространственное и зрительное и пространственное восприятие. Ребенок не может правильно определить форму и размер предмета, например, при играх с различными сортерами или пирамидками. Возникают трудности при выполнении физических упражнений.

Особенно сильно страдает у детей дизартриков мелкая моторика. Уже давно доказано, что существует взаимосвязь между умением выполнять точные скоординированные движения кистями, становлением речи и психическим восприятием. Недостаточность двигательного отдела головного мозга приводит к тому, что пинцетный захват пальцами ребенку выполнить очень сложно, либо он не выполняется вообще. При стертых формах дизартрического расстройства развитие мелкой моторики помогает быстро «запустить» речь.

Дети, которые имеют в анамнезе патологии, связанные с внутриутробным и родовым периодом, в обязательном порядке наблюдаются у детского невролога. Врач должен обратить внимание на имеющиеся проблемы. Если выраженные отклонения в развитии малыша не наблюдаются, то его снимают с учета.

Дальнейшее наблюдение за состоянием ребенка осуществляется его родителями. При появлении первых тревожных симптомов лучше сразу обратиться к специалистам.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]