Специфика работы учителя логопеда в условиях школьного логопункта.


Под управлением логопеда — принцип успешного развития речи


Решить проблему с произношением комплексно может только логопед
Заботливые родители, стремясь избавить своего ребенка от возможных осложнений в школе, начинают заниматься с ним развитием речи. Правильно составленная программа упражнений и грамотная методика работы принесёт ощутимый результат в двух направлениях:

  1. Активное расширение лексикона, ребёнок осознаёт особенности состава слов разных частей речи;
  2. Совершенствование устной речи, что, в свою очередь, мобилизует области мозга, отвечающие за мышление, память, внимательность, концентрацию и реакцию.

Однако добиться максимального результата можно лишь в подходящих условиях жизни и обучения. И для этого необходимо обеспечить ребёнку, особенно если он страдает речевой недостаточностью, занятия с учителем логопедом.

Школьный логопед занимается проблемами в области дефектов речи, коррекцией и профилактикой речевых нарушений, обладает знаниями из разных областей педагогики, гуманитарных, точных и естественных наук, связанных с речью и медициной, психологией, нейролингвистикой и другими смежными дисциплинами. Занятия и консультации логопеда помогут компетентно и своевременно диагностировать нарушение, составить комплекс необходимых упражнений, направленных на коррекцию и дальнейшее устранение проблем в произношении.

При этом работа логопеда в школе не ограничивается решением частных задач по исправлению конкретных нарушений у отдельных учащихся. Его главная цель – систематическое выявление из потока учеников ребят с недостатками речи.

Коммуникация, обучение, адаптация — векторы логопедического воспитания


Занятия с логопедом учат детей адаптироваться в различных жизненных ситуациях
Логопедические занятия помогают детям не только в их речевой практике, но и попутно развивают в них навыки обучения, познавательные функции, готовят их к интенсивной работе с преподавателями, учат разделять игровую и учебную деятельность.

Формирование произвольности

В пограничный период между жизнью дошкольной и в стенах учебного заведения особенно важно вместе с развитием речи сформировать у ребёнка правильное восприятие новой действительности. Больше половины (78%) шестилетних детей морально не готовы к школе, в случае с детьми семи лет – процент вдвое меньше, но тоже остаётся значительным (20-30%). И здесь на помощь также должен прийти специалист.

Исследователи пришли к выводу, что психологически готовый к школе ребёнок должен обладать достаточным уровнем произвольного и волевого развития.

Несформированность произвольности может быть присуща даже одарённым детям, которые отличаются познавательной активностью.

Несмотря на это, они могут допускать ошибки, не связанные ни с грамматикой, ни с дисграфией, свойственной ребятам с нарушениями речи. Часто это выражается в оформлении письма – неаккуратность, грязь в тетрадях, недостаточное нажатие на ручку, низкая скорость письма.

Такие дети допускают следующие специфические ошибки:

При письме

  1. не различают «к» и «п»
  2. неправильно списывают с доски;
  3. неправильно воспроизводят предложения, словосочетания, слова и звуки
  4. утомляются и допускают больше неточностей к концу занятия
  5. затрудняется в работе с алфавитом
  6. испытывает трудности в усвоении элементарных орфографических закономерностей

При чтении

  1. пропускает или повторяет произношение строк
  2. читает с ошибками
  3. медленно читает
  4. плохо запоминает прочитанное

Произвольные навыки предполагают осознание ребёнком собственного поведения, он должен уметь относиться к себе словно со стороны, рассматривая себя немного отстраненно, анализировать порядок своих действий. В условиях современного образования сформировать произвольное внимание у детей довольно тяжело, так как все задачи исходят от взрослого, а за ребёнком остаётся лишь беспрекословное подчинение.

Этапы подготовки к произвольной деятельности

Чтобы ребёнок всё же был подготовлен к произвольной деятельности, ему нужно пройти несколько коммуникационных этапов с самых малых лет.

  • На первом этапе слово выступает заключительной фазой какого-либо действия, оно словно закрепляет результат.
  • На следующем уровне, в более старшем возрасте ребёнок уже в словесной форме самостоятельно ставит задачу и только затем следует действие.
  • К 5-6 годам ребёнок может уже сам регулировать своё поведение и контролировать свои действия, сопровождая их речью.

Именно грамотная речь, четко сформулированные задачи и планы позволяют достигать своих целей. Вследствие этого первоклассник, владеющий навыками произвольной деятельности, уже может отличать главное от второстепенного, анализировать речевое пространство.

Развитие произвольного внимания поможет сформировать и развить в ребёнке творческое начало, способность успешно коммуницировать, решать задачи разной сложности, быстро и безболезненно адаптироваться в новых условиях. Всего этого можно добиться на занятиях с учителем-логопедом, в небольших группах, где важен как индивидуальный подход, так и командные занятия.

Более подробно о компетенциях логопеда смотрите видео.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]