Неразборчивая речь или стертая дизартрия? Советы логопеда
Бывает, родители и учителя ругают ребенка за невнимательность, снижают оценки за пропущенные буквы и за невнятные ответы на уроках. Но проблема — не лень и не невнимательность, а функциональные нарушения нервной системы. О стертой дизартрии — неразборчивости речи, вызванной органическими причинами — на онлайн-площадке Института дополнительного профобразования работников социальной сферы рассказала доктор педагогических наук, профессор, логопед Елена Архипова.
Дизартрия — не чисто детская проблема, нарушение речи может встречаться и у взрослых. И в этом случае также необходима помощь логопеда. Давайте разберемся в том, что же такое дизартрия, каковы ее причины и как с ней работать.
Точное определение будет звучать так: дизартрия — это нарушение звукопроизношения и просодии вследствие нарушения иннервации мышц речевого аппарата. И сразу еще два незнакомых слова! Будем разбираться дальше
Просодия — интонационная выразительность речи. Она выражается в темпе речи, голосовых модуляциях, интонации, логическом ударении и др.
Иннервация — неврологический термин, означающий проведение нервного импульса от мозга к мышцам.
Получается, что дизартрия имеет органические причины, то есть, связана с нарушениями в развитии нервной системы. А это значит, что и работу с ней надо начинать не на логопедическом, а на неврологическом уровне. Собственно, дизартрия — это только симптом, сигнализирующий о поражении нервной системы.
Причины дизартрии у детей:
- внутриутробная патология;
- родовые травмы;
- резус-конфликт ребенка и матери;
- черепно-мозговые травмы и др.
Причины дизартрии у взрослых:
- нарушение мозгового кровообращения;
- черепно-мозговая травма;
- опухоли мозга.
С чего начинается работа с дизартирей?
Первый этап — медицинский. Его проводит врач-невролог. В арсенале медиков — необходимые медицинские препараты, физиотерапия, лечебный массаж, рефлексотерапия, словом, средства, направленные на укрепление ЦНС и устранение патологической симптоматики.
Второй этап — психолого-педагогический. В нем участвует целая команда специалистов: воспитатели, дефектологи, психологи, логопеды. Важно подключать и родителей. Цель этого этапа — развитие сенсорных функций, пространственных представлений, крупной моторики, тонкой моторики.
Третий этап — собственно логопедический. Логопед устраняет дизартрию на индивидуальных занятиях.
Стертая дизартрия — самое распространенное нарушение у дошкольников и младших школьников. К сожалению, диагноз ставят далеко не всегда. Родители и учителя ругают ребенка за невнимательность, снижают оценки за пропущенные буквы и за невнятные ответы на уроках. Но часто оказывается, что ученик старательно выполняет домашние задания, учит правила и не делает грамматических ошибок, зато пропускает буквы на письме, говорит односложно. Его проблема — не лень и не невнимательность, а функциональные нарушения ЦНС. И простым усилием воли он с этим не справится.
Прежде чем начинать работу с таким ребенком, логопеду необходимо тщательно разобраться в причинах проблемы, и только после этого выбирать методы коррекции.
Тесты на выявление стертой дизартрии.
- На статическую координацию движений. Попросите ребенка несколько секунд постоять на одной ноге. Затем на другой.
- На динамическую координацию движений. Надо попасть небольшим мячом в цель. Например, в другой мяч.
- Еще одно динамическое задание: перепрыгнуть через натянутую резинку.
- На исследование скорости движений. Ребенок должен по вашей команде сесть на пол и встать без помощи рук.
- На двигательную память. Повторить показанный вами ряд простых движений именно в той последовательности и с той скоростью, которые вы задали.
- На одновременность движений. Намотать нитку на катушку, шагая на месте.
Исследования показывают, что у детей со стертой дизартрией по всем этим показателям есть отклонения от нормативов.
Обратите внимание, что эти тесты направлены не на диагностику речевого развития, а на моторику. Дело в том, что развитие психомоторики значительно опережает развитие речи и мышления. Двигательное развитие — это базис для становления высших психических функций. Вот почему коррекционная работа с дизартрией начинается с формирования моторики — общей, ручной, пальцевой, мимической. Здесь в помощь специалистам целый набор упражнений: пальцевые игры, «волшебный мешочек», выполнение привычных бытовых действий с закрытыми глазами, оригами, аппликация, адаптивная физкультура и многое другое. Главное — помнить: чем раньше выявить и начать работать со стертой дизартрией, тем меньше трудностей будет у ребенка в школе, а затем и во взрослой жизни. Ведь неразборчивая речь очень осложняет общение, а иногда даже мешает выбору профессии.
Еще больше вебинаров Института дополнительного профобразования смотрите на портале «Я дома» в разделе «Онлайн-мастерские»
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
Как помочь ребенку со стертой дизартрией в детском саду
Дизартрия – это нарушение звукопроизношения, голосообразования и просодики, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата: дыхательного, голосового и артикуляционного отделов.
Стертая дизартрия (легкая степень дизартрии, МДР – минимальные дизартрические расстройства) в логопедической практике – одно из самых распространенных и трудно поддающихся коррекции нарушений произносительной стороны речи.
Стертая дизартрия встречается очень часто у дошкольников и школьников. Основные жалобы при стертой дизартрии следующие: невнятная невыразительная речь, плохая дикция, искажение и замена звуков в сложных по слоговой структуре словах и другие. Дети, имеющие стертую дизартрию, нуждаются в длительной, систематической индивидуальной логопедической помощи.
Стертая дизартрия чаще всего диагностируется после пяти лет. Все дети, чья симптоматика соответствует стертой дизартрии, направляются на консультацию к неврологу для уточнения или подтверждения диагноза и для назначения адекватного лечения, т.к. при стертой дизартрии методика коррекционной работы должна быть комплексной и включать: медицинское воздействие; психолого-педагогическую помощь; логопедическую работу.
Для раннего выявления стертой дизартрии и правильной организации комплексного воздействия необходимо знать симптомы, характеризующие это нарушения. При обследовании ребенка в возрасте 5-6 лет со стертой дизартрией выявляются следующие особенности и негативные симптомы:
ОБЩАЯ МОТОРИКА. Дети со стертой дизартрией характеризуются моторной неловкостью. У некоторых ограничен объем активных движений. Мышцы быстро утомляются при функциональных нагрузках. Неустойчиво стоят на одной какой-либо ноге, не могут попрыгать на одной ноге, пройти по «мостику» и т.п. Плохо подражают при имитации движений: как идет солдат, как летит птица, как режут хлеб и т.д. Особенно заметна моторная несостоятельность на физкультурных и музыкальных занятиях, где дети отстают в темпе, ритме движений, а также при переключаемости движений.
ТОНКАЯ МОТОРИКА РУК. Дети со стертой дизартрией поздно и с трудом овладевают навыками самообслуживания: не могут застегнуть пуговицу, развязать шарф и т.д. На занятиях по рисованию плохо держат карандаш, руки бывают напряжены. Многие не любят рисовать. Особенно заметна моторная неловкость рук на занятиях по аппликации и с пластилином. В работах по аппликации прослеживаются еще и трудности пространственного расположения элементов. Нарушение тонких дифференцированных движений руками проявляется при выполнении проб-тестов пальцевой гимнастики. Дети затрудняются или просто не могут без посторонней помощи выполнять движение по подражанию, например, «замок» – сложить кисти вместе, переплетая пальцы; «колечки» – поочередно соединить с большим пальцем указательный, средний, безымянный и мизинец и другие упражнения пальцевой гимнастики и другие
На занятиях по оригами испытывают огромные затруднения и не могут выполнять самые простые движения, т.к. требуются и пространственная ориентировка, и тонкие дифференцированные движения рук. Многие дети до 5-6 лет не интересуются играми с конструктором, не умеют играть с мелкими игрушками, не собирают пазлы.
У детей со стертой дизартрией уже в первом классе могут отмечаться трудности при овладении графическими навыками. У некоторых детей наблюдается «зеркальное письмо». Например, может быть замена букв «д» на «б». Возможны замены гласных, окончаний слов при письме. Нередко отмечается плохой почерк и медленный темп письма.
Стертая дизартрия, которая в дошкольном возрасте в основном проявляется в неразборчивой речи, в школьном возрасте осложняется трудностями освоения письменной речи. Это большое число ошибок на письме и трудности овладения чтением. Все это препятствует успешному освоению школьной программы. В то же время специалисты-логопеды, педагоги детского сада и родители могут еще в дошкольный период помочь ребенку со стертой дизартрией и устранить нарушения, мешающие четкой и внятной речи, а также убрать предпосылки нарушений в письменной речи детей.
ОСОБЕННОСТИ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА. У детей со стертой дизартрией выявляются патологические особенности в артикуляционном аппарате. У некоторых детей отмечается вялость мышц (паретичность, гипотония).
Мышечная гипотония органов артикуляции проявляются в следующем: лицо гипомимично (слабая мимика), мышцы лица вялые. Отмечается вялость жевательной мускулатуры, дети плохо жуют. Рот чаще открыт, губы вялые, углы их опущены. Во время речи губы остаются вялыми, что ухудшает интонационно-выразительную сторону речи. Язык ребенка находится на дне полости рта, вялый, кончик языка малоподвижный.
Бывает и другая симптоматика, когда тонус мыщц повышен (спастичность). При этом лицо амимично (отсутствуют мимические реакции), мышцы лица напряженные. Губы у такого ребенка постоянно находятся в полуулыбке: верхняя губа прижимается к деснам. Во время речи губы не принимают участие в артикуляции звуков. Многие дети, у которых отмечается подобная симптоматика, не умеют выполнять артикуляционное упражнение «трубочка», то есть вытянуть губы вперед и другие. Язык при повышенном тонусе чаще толстый, без выраженного кончика, малоподвижный.
ЗВУКОПРОИЗН0ШЕНИЕ. При обследовании звукопроизношения выявляются: смешение, искажение звуков, замена и отсутствие звуков. Но, в отличие от дислалии (простого нарушения звукопроизношения), речь при стертой дизартрии имеет кроме нарушений звукопроизношения недостатки и в просодической стороне речи, то есть нарушения в интонационно-выразительной окраске речи.
Нарушения звукопроизношения и просодики влияют на разборчивость речи, внятность и выразительность. При обследовании выявляется, что многие дети, которые искажают, пропускают, смешивают или заменяют звуки, изолированно эти же звуки могут правильно произносить. Наиболее распространенным нарушением является дефект произношения свистящих и шипящих звуков.
Достаточно часто отмечаются такой дефект звукопроизношения как межзубное произнесение и боковые призвуки. Дети испытывают трудности при произношении слов сложной слоговой структуры, упрощают звуконаполняемость слов, опуская некоторые звуки при стечении согласных.
ПРОСОДИКА. Интонационно-выразительная окраска речи детей со стертой дизартрией резко снижена. Страдают голос, голосовые модуляции по высоте и силе, ослаблен речевой выдох. Нарушается тембр речи и появляется иногда носовой оттенок речи. Темп речи чаще ускорен. При рассказывании стихотворения речь ребенка монотонна, постепенно становится менее разборчивой, голос угасает. Голос детей во время речи тихий, не удаются модуляции по высоте, по силе голоса (ребенок не может по подражанию менять высоту голоса, имитируя голоса животных: коровы, собаки и т.п.).
У некоторых детей речевой выдох укорочен, и они говорят на вдохе. В этом случае речь становится захлебывающейся.
Довольно часто выявляются дети с хорошим самоконтролем, у которых при обследовании речи отклонений в звукопроизношении не проявляется, т.к. произносят слова они скандированно, то есть по слогам. При этом выражены нарушения просодики, от чего страдает коммуникативная функция речи, ухудшаются возможности речевого общения ребенка и с другими детьми и с взрослыми.
ГРУППЫ ДЕТЕЙ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ. Дети со стертой дизартрией являются неоднородной группой. В зависимости от уровня развития языковых средств дети относятся к разным группам.
Так если нарушены звуки и просодика, а речь по словарному запасу является богатой и грамматически верной, то такой ребенок войдет в группу с фонетическими нарушениями (ФН).
Если же у ребенка кроме нарушений звуков и просодики еще будет нарушен фонематический слух, то такой ребенок со стертой дизартрией уже будет отнесен к группе с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН).
Фонематический слух – это способность выделять и различать фонемы родного языка на уровне слова. Способность к различению звуков формируется в норме у ребенка с 6-месячного возраста ребенка до 1 года 7 месяцев.
В том же случае, когда у ребенка плохо развита речь и отмечается бедный словарный запас, выраженные нарушения в формировании слоговой структуры слов и грамматического строя речи да к тому же еще выявляется грубое нарушение звукопроизношения и просодики, то в этом случае ребенка отнесут к группе с общим недоразвитием речи (ОНР).
КОМПЛЕКСНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ. Для устранения стертой дизартрии необходимо комплексное воздействие, включающее медицинское, психолого-педагогическое и логопедическое направления.
Медицинское воздействие определяется неврологом. Лечение должно включать медикаментозную терапию, ЛФК, рефлексотерапию, массаж, физиотерапию и другие.
Психолого-педагогическое воздействие осуществляется психологами, воспитателями, родителями и учителями-логопедами на групповых занятиях. Психолого-педагогическое воздействие должно быть направлено на развитие сенсорных функций; уточнение пространственных представлений; формирование конструктивного праксиса; стереогноза, развитие высших корковых функций; формирование тонких дифференцированных движений рук; формирование познавательной деятельности; психологическую подготовку ребенка к обучению в школе.
Логопедическое направление реализует учитель-логопед, на специальных индивидуальных логопедических занятиях, учитывающих специфические особенности ребенка со стертой дизартрией.
Литература
- Архипова Е.Ф.Стертая дизартрия у детей (учебное пособие) М.: АСТ-Астрель, 2006.
- Архипова Е.Ф.Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии (учебной пособие) М.: Астрель, (серия «Библиотека логопеда») 2008.
- Архипова Е.Ф.Логопедический массаж при дизартрии (учебное пособие). М.: Астрель (серия «Библиотека логопеда») 2008.
Архипова Е.Ф. доктор педагогических наук, профессор МПГУ , г.Москва.