Дислексия: болезнь гениев или лентяев? Разбираемся в ее причинах и симптомах

Когда страдает устная речь — тут всё ясно, требуется логопед. Когда страдает письменная речь — требуется… что? Суровое наказание за отсутствие прилежания? Или «надо просто учить лучше», как говорят либерально настроенные родители?

Иногда — «лучше учить». А иногда — и учить, и чуть-чуть лечить. И вообще придётся обратиться к логопеду (да-да, и с письменной речью тоже), чтобы он разобрался, не нужна ли скорая логопедическая помощь. Некоторые родители очень удивляются, когда в школе им советуют провериться у логопеда. И ещё больше удивляются, когда логопед советует позаниматься. И ни в коем случае не использовать ремень и другие средневековые способы воздействия на личность. Ещё логопед говорит слово — дисграфия, что означает расстройство письменной речи.

Что такое дислексия

Альберт Эйнштейн, Уолт Дисней, Киану Ривз и Владимир Маяковский, – казалось бы, что может быть общего у этих людей из разных эпох, профессий, кроме того, что их имена знают многие на планете? Все они столкнулись с дислексией, которая не помешала добиться мировой славы.


Дислексия это не болезнь

Дислексия – это не болезнь или отсутствие интеллекта. Особенность мозга, которая не дает его владельцу воспринимать информацию так, как это делают обычные люди. Выражается она в разных формах, основные из которых:

  • сложности с навыком чтения;
  • проблемы с навыком письма;
  • трудности с грамматикой;
  • периодическое нарушение моторики и координации;
  • слабая концентрация внимания.

Впервые выявили дислексию в конце XIX века, в Германии. Офтальмолог Рудольф Берлин описал признаки после работы с юным пациентом, который не имел трудностей с общением и физическим развитием, но совершенно не воспринимал грамматику и чтение. Врач отнес отклонение к зрительным патологиям.

В 1925 году теорию опроверг невролог Самюэль Ортон, согласно его изысканиям, дислексики имели асимметрию долей головного мозга. Это утверждение также оказалось ложным и лишь в 1970-х годах ученые сошлись на том, что дислексия проявляется у людей со слабым метафонологическим и фонологическим развитием. То есть, из-за сбоя в процессе обретения взрослых речевых паттернов. В период раннего развития каждый ребенок постепенно овладевает навыками речи, поначалу они не договаривают слова, путают слоги местами или невнятно выражают мысли. По мере взросления, нейроны большинства людей преодолевают это, речь обретает четкость. Позже им легче дается письмо и чтение, в отличие от дислексиков.


Ребенок овладевает навыком чтения

Согласно исследованиям, пациенты с дислексией:

  • обладают активным правым полушарием головного мозга;
  • имеют различие в весе полушарий;
  • большинство пережили родовые травмы;
  • пережили травму головы;
  • перенесли опасную инфекцию (например, менингит);
  • в утробе переболели инфекций (корь, краснуха, герпес) или роды прошли у зависимой матери.

Усугубляют проявления отклонения: отсутствие педагогического воспитания, нехватка общения, губительное окружение, физическая изоляция (которая грозит полной потерей речи, при здоровом мозге и нормальном физическом развитии). У мальчиков дислексия встречается в 5 раз чаще, чем у девочек. Это особенность на всю жизнь, но можно скорректировать ее проявления и адаптировать ребенка (или взрослого). Чем раньше она выявляется, тем проще принятые меры будут усваиваться мозгом.

Диагностика дисграфии

По каким признакам можно догадаться, что у ребёнка дисграфия? Прежде всего — если он допускает при письме ошибки… скажем так, странные. Они не связаны с нарушением грамматических правил. Под эти ошибки невозможно подобрать правила. Ошибки бывают в совершенно невинных словах, написание которых не допускает двусмысленности.

Вместо «дом» пишет «дон» или «том», вместо «для» пишет «дял», вместо «кот» — «кто», вместо «пришёл» — «присёл», «белка» превращается в «блка» и так далее. Ребёнок может не дописывать слова, вставлять лишние буквы или пропускать их.

Один мальчик 11 лет написал во время обследования: «Девочка спряталсь вдубло». Ему продиктовали фразу: «Белочка спряталась в дупло». На вопрос, как, мол, мы пишем предлоги, страдалец ответил правильно — «отдельно». Правило знает, а на практике его применить не может.

А ведь этот ребёнок не плохой, не глупый, он очень славный. Ему просто тяжело писать. Помочь смогут только специальные упражнения и уверенность в себе.

Часто у дисграфиков очень плохой почерк — мелкий или очень крупный, неразборчивый. Ребёнку тяжело соблюдать строку, слова заезжают на поля, друг на друга, сползают со строки или вдруг взлетают над ней, слово вольные птицы. Также юные дисграфики не дописывают окончания. Могут писать зеркально, переворачивая буквы, могут не дописать отдельные элементы буквы или добавить лишние.

Когда ребёнок только учится писать, у него ещё могут быть такие странные ошибки в самом начале обучения, но они быстро сходят на нет. А дисграфик очень медленно осваивает грамотное письмо. Создаётся ощущение, что ему некомфортно писать, он не любит это делать. И это действительно так. Часто школьнику кажется страшным сам объём того, что надо выучить, прочитать, написать. А когда за неудачи ещё и ругают, то руки совсем опускаются.

Симптомы дислексии

Чаще всего родители замечают первые признаки дислексии, так как ребенку до 4-5 лет она не доставляет неудобств. Если из следующего списка 5 и более признаков совпадают, требуется консультация опытного нейропсихолога и логопеда.


Проблемы общения с ребенком

Для дошкольников:

  • проблемы в общении;
  • поздняя речь;
  • неправильная постановка в руке карандаша или ручки после неоднократных тренировок;
  • с трудом понимает новые слова, проблемы с их произношением;
  • беспорядочная последовательность слов в речи и на бумаге, перестановка букв;
  • трудности с основными принципами написания букв и чтения.

В обычной жизни можно заметить неаккуратность в рисовании, особенно при работе с раскрашиванием. Ребенок не может запомнить, где право, а где лево, трудно обучить пониманию времени на часах. Он не может назвать подряд месяцы или времена года, пропускает окончания в словах, добавляет несуществующие буквы. Бросаются в глаза большие сложности с завязыванием шнурков или застегиванием пуговиц. Конечно, эти признаки должны согласовываться с возрастом ребенка, точное диагностирование возможно только при проведении тестирования у специалистов.


Ребенок не понимает арифметики

Явные признаки появляются к 5 классу школы:

  • меняет слова, которые читает на похожие по звуку;
  • переставляет буквы, слоги, когда читает;
  • не понимает того, что только прочитал;
  • путает цифры и знаки арифметики;
  • плохо запоминает простые понятия;
  • не может сконцентрироваться, постоянно отвлекается;
  • поведение неловкое, неуклюжее, импульсивное;
  • информацию воспринимает медленно;
  • координация нарушена.

Можно заметить, как ребенок непроизвольно меняет местами слоги при чтении, он неусидчив, нетерпелив. При выполнении домашней работы постоянно болтает ногой или ерзает, то встает, то садится. Теряет вещи, забывает просьбы или сказанное несколько минут назад. Часто поведение маленького человека связывают с ленью и банальной невоспитанностью, но это ошибка.

Взрослы люди обладают схожими симптомами, которые часто принимают за собственную глупость или рассеянность. Дислексия способна принести немало трудностей, например, невозможность прочитать нормально даже короткую записку, плохую память на события и лица, проблемы с письмом и счетом.


Дислексия доставляет много проблем в жизни

«Врачи выявили у меня дислексию, когда потребовался рецепт на очки. При обследовании мне дали огромные очки с одной красной линзой, а с другой синей. Попросили прочитать отрывок и затем спросили 10 вопросов по тому, что я только что прочитала. Я смогла ответить только на три. Они изучили как двигаются мои глаза в процессе чтения. Выяснилось, что я прочитывают четыре слова, потом возвращаюсь на два назад. Некоторые слова я вовсе не читала.»

Дженнифер Энистон, источник: Instagram.

Лечение дисграфии

Лучше не пытаться сразу справиться со всеми проблемами. Надо выбрать одну — и сосредоточиться на ней. Например, ребёнок путает б-п, д-т, а ещё и предлоги путает с приставками. Если сразу взяться за всё — объём работы может испугать. А вот если попробовать справиться только с б-п, а потом обратить внимание школяра, что вот, дескать, ошибок-то стало меньше, то можно разбудить энтузиазм. И дальше борьба за всеобщую грамотность пойдёт гораздо веселее.
Логопед в поликлинике сможет при своевременном посещении (в три года, в пять лет и перед самой школой) определить, нет ли логопедических проблем, которые потом аукнутся дисграфией, при необходимости посоветует специальные занятия. К логопеду могут присоединиться нейропсихолог и невропатолог.

Часто на приёме мне приходится видеть очень унылых детей. Они морщатся, когда им предлагают написать диктант, сразу признаются, что «плохо учатся». Тогда, чтобы подбодрить их, я начинаю вспоминать разных известных людей, которые тоже не дружили с письмом и чтением. Может быть, современному ребёнку не интересно будет узнать, что Сергей Рахманинов, Никола Тесла, Альберт Эйнштейн, скорее всего, тоже были дисграфиками, но уж, я думаю, почти любого мальчишку тронет информация, что великий Нео, победитель страшных агентов Смитов из «Матрицы», тоже с трудом справлялся в детстве с буквами и словами. Ну, вернее, актёр Киану Ривз. Девочкам я обычно рассказываю про Агату Кристи. Несмотря на то, что создательница Пуаро и мисс Марпл училась плохо и писала с ошибками, она стала знаменитой писательницей. Главное — верить в себя.

Виды дислексии

Понятие этого отклонения обширное, как и симптоматика. По признакам, которые проявляются у ребенка или взрослого, можно определить конкретный вид дислексии.

Типология особенности в проявлениях:

  • Тактильная. Встречается у незрячих, в процессе чтения пальцами по Брайлю, они перескакивают с одной строки на другую, возвращаются назад или читают в обратном порядке.
  • Мнестическая. Сложности в понимании речи, обращенной к дислексику. Невозможность полноценного восприятия информации на слух.
  • Семантическая. Не понимает сути прочитанного, при этом навыком чтения может обладать в совершенстве.
  • Аграмматическая. Неправильная постановка слов, ошибки в окончаниях, произносит род, времена неправильно («белый лошадь», «я хочу сходил в магазин»);
  • Оптическая. Когда дислексик читает, его глаза перескакивают со строчки на строчку, двигаются в обратном направлении, мозг одинаково воспринимает буквы похожие по написанию (например, «м», «ш», «и»).
  • Акустическая. Часто можно встретить у учеников начальных классов, когда слова заменяются похожими по звучанию или слоги переставляют местами (например, кот-крот-торт-тот, сосна-насос).

Несмотря на особенное восприятие информации, дислексики часто обладают талантливым и пытливым умом. Они мыслят иначе, имеют развитое воображение, смотрят на стандартные вещи с необычной стороны. С этой особенностью родилось много деятелей искусства, в том числе Леонардо да Винчи, Квентин Тарантино.

Дислексия: болезнь гениев или лентяев? Разбираемся в ее причинах и симптомах

Если ваше чадо плохо читает, абсолютно безграмотно и к тому очень рассеянно, не спешите ругать и критиковать. Возможно, у него дислексия. О причинах ее развития и о том, как помочь ребенку, говорим с представителями частной общественной инициативы «Dyslexia Belarus».

Что такое дислексия?

Специалисты называют дислексией сложности в овладении чтением и письмом. Заболевание является врожденным. Из-за нехватки знаний родители часто путают особенность своего ребенка с обычной ленью или низким интеллектом. Однако это является особенностью нейрофизиологического развития мозга.

Иногда дислексия может быть приобретенной. Например, в результате травм головного мозга. Тогда обычно в слове используется приставка «а»: дислексия – алексия, дисграфия (неспособность к овладению письмом) – аграфия.

По статистике мировых исследований, каждый десятый человек страдает дислексией. Заболевание, как правило, трудно диагностируется, поэтому более 700 миллионов человек остаются неграмотными и социально изолированными.

Тем не менее при своевременной коррекции и ранней диагностике проблемы 90% детей-дислексиков могут учиться в обычной школе.

Какие симптомы указывают на дислексию?

  1. Ребенку не нравится читать сказки. Им он предпочитает энциклопедии с упорядоченной информацией. Дислексикам сложнее запомнить сюжет произведений. Прочитав второй абзац, они уже могут забыть содержание первого.

Для таких детей не существует прилагательных и наречий. Им сложно воспринимать абстрактные слова. Они легче запоминают существительные, обозначающие предметы, которые можно потрогать.

  1. Ребенок с дислексией может пропускать паузы в конце предложений и читать текст без знаков препинания. Также у него отсутствует интонирование.
  2. У ребенка нарушена оперативная память. Например, можно попросить его повторить три числа, но в обратном порядке. Дислексику это будет сложно сделать.
  3. Если постучать по столу с определенными интервалами, дети с описываемой особенностью не смогут повторить ритм.
  4. Ребенку сложно прочитать слова с тремя согласными: взгляд, всплеск.
  5. У дислексиков нарушена координация. Им сложно ловить мяч, производить манипуляции с руками, например, сделать «бэтмена».
  6. В 8 лет такие дети могут игнорировать строчки, читать слева направо, путать похожие буквы «а», «о», «и», «у», в английском языке – буквы «b» и «d». Дислексики не запоминают словарные слова.
  7. Часто дислексию сопровождает диспраксия – нарушение координации. В этом случае дети могут ударяться об углы, стены. Движения у них неловкие. Ребенку трудно обращаться с канцелярией: карандаши всегда выпадают из пенала, например.
  8. У ребенка начинаются сильные головные боли при чтении от перенапряжения.
  9. При дислексии дети могут неправильно держать ручку. Это сигнал того, что мозг еще не готов к освоению письменных навыков.

Когда нужно бить тревогу

Диагноз «дислексия» специалист может поставить только после двух лет обучения ребенка письму и чтению, то есть во 2–3-м классе. Именно в этот период увеличивается нагрузка на него, появляется оценочная система и ускоряется темп обучения, к которому школьнику трудно приспособиться.

Иногда предрасположенность к дислексии с вероятностью в 100% профессионалы могут определить у малыша уже в 4 года. Если обнаружить проблему в этом возрасте, то можно эффективнее и быстрее помочь ребенку сориентироваться и получить навык чтения на уровне низкой нормы к началу активной учебы. При ранней коррекции есть все шансы получить уровень освоения русского языка на уровне 7 баллов. При этом школьник будет чувствовать себя намного увереннее среди сверстников.

Что делать, если у ребенка появились симптомы дислексии

Для начала нужно обратиться в Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР), где специалисты проведут обследование малыша, чтобы понять, что стало причиной нарушения.

Для примера: если ребенок не видит строчку, виной тому может быть астигматизм (дефект зрения, при котором искажена форма хрусталика), физиологические проблемы или продолжительное взаимодействие со смартфоном.

Для коррекции дислексии нужны профессиональные логопеды-дефектологи и клинические психологи, нейропсихологи. Специалисты, практикующие общую психологию, не смогут помочь: они не изучали структуру интеллекта, последствий повреждения участков мозга или их дисфункции.

В зависимости от типа проблемы специалисты решают, как должен обучаться ребенок и как будут оцениваться его знания. Если школьник, к примеру, не способен заучивать словарные слова, учителям могут порекомендовать заменить способ опроса. Дислексики часто не различают твердый и мягкий знаки – преподаватель может делать скидку на эту особенность при проверке диктантов.

В любом случае определять уровень послабления в оценивании конкретного ученика должны специалисты после анализа психофизиологии. И ни в коем случае родители и учителя. Также профессионалы могут посоветовать школьнику пользоваться ноутбуком при конспектировании физики и химии.

Своевременное обследование поможет избежать и некоторых вторичных проблем, например, – зависимости от оценки окружающих, робости и застенчивости.

Существенную помощь в распространении достоверной информации, помощи родителям и школьникам оказал бы развитый штат школьных психологов. Желательно, чтобы с ребенком работал профессионал на специальных интегрированных занятиях.

Что может сделать семья для помощи ребенку

  1. Обязательное качество для родителей школьника-дислексика – терпение.

Такие дети начинают оценивать себя через качество своей работы. Они думают: «Я буду хорошо работать, тогда меня будут любить». Из-за этого у них развивается трудоголизм и как следствие – выгорание.

  1. Необходимо перейти на формат аудиокниг. Дислексики могут не слышать окончаний, поэтому часто их пропускают, «сглатывают». Им нужно включать аудиокниги на более медленной скорости, чтобы было комфортнее слушать. Учебный материал тоже желательно читать вслух.

Чтобы ребенок понял параграф завтра на занятии, прочитайте его с ним сегодня вечером. Перейдите на интернет-уроки, которые позволяют работать с информацией в сжатом варианте. Такие методы помогут ребенку легче воспринимать слова преподавателя, и он будет чувствовать себя комфортнее.

  1. Смотрите больше фильмов и мультфильмов совместно. При этом дислексикам противопоказаны сериальные мультики с простыми фразами и не говорящими героями, которые общаются звукоподражанием.

Полезнее всего смотреть полнометражный фильм с обсуждением. Нужно просить ребенка пересказывать, чтобы у него развивалась устная развернутая речь. Это способствует развитию хорошего чтения и письма.

  1. При дислексии сложно усваивать тексты с большим количеством архаизмов и словами с тремя согласными и более. Ребенок их не прочитает, поэтому желательно работать с текстами «полногласными» – с так называемым «аканьем». Для этой цели подойдут былины. Они певучие, их можно простукивать.
  2. Дети быстро начинают читать, когда отстукивают себе ритм, например, мячиком.
  3. Главное – покажите ребенку, что он гений. Постарайтесь выделить его сильные стороны. Тогда получится определенный баланс: малыш будет принимать, что он талантлив, и понимать: «Да, у меня оценки от 1 до 2. Ну вы же сказали, что это из-за медлительности. Я с этим и работаю». В таком случае ребенок принимает свое качество и не считает его недостатком. Гениальность школьника-дислексика не обсуждается, а только сфера ее применения: режиссер, полководец или художник. Завышенная самооценка должна быть обязательно, тогда влияние болезни минимизируется.
  4. Корректировать дислексию можно через любимое занятие: спорт, мультики. Не стоит требовать от ребенка слишком многого. Наоборот, нужно больше поддерживать.
  5. Если школьнику трудно писать конспекты, их можно заменить комиксами. Например, читать текст, а ребенок будет визуализировать его на бумаге.
  6. Помогайте сыну или дочке нарабатывать словарный запас. Так им будет легче запоминать текст и не испытывать скованности при пересказах.

Как количество дислексиков зависит от языка

Чем сложнее язык, его правила, количество непроизносимых согласных в словах, тем больше дислексиков среди пользователей. Детям с такими особенностями легче усваивать белорусский, русский, итальянский языки, сложнее – французский, китайский, английский.

Можно ли помочь взрослым людям с дислексией

Корректировать дислексию можно практически в любом возрасте. Главное, чтобы у человека было хобби, через которое можно воздействовать даже на взрослого.

Дислексики очень талантливые

И это правда. Дети с дислексией стараются найти применение своим сильным сторонам. Часто к страдающим данным расстройством относят и гения Леонардо да Винчи. Но это скорее коммерческий ход для мотивации: «Если он смог это сделать, то и ты сможешь». Однако знаменитостей и действительно талантливых людей с подобной болезнью очень много. Среди них культовые режиссеры Стивен Спилберг и Квентин Тарантино. Второй, к слову, даже школу не окончил.

Дислекия не помешала стать знаменитыми актрисам Кире Найтли и Дженнифер Энистон. На постсоветском пространстве среди знаменитостей-дислексиков – режиссер Федор Бондарчук, писатель Евгений Гришковец и ученый, врач-психиатр Андрей Курпатов.

Дарья ЗИМАК

Фото автора и из открытых интернет-источников

Как выявить и оценить дислексию

Как самостоятельно родители могут проверить свои догадки:

  • попросить найти какую-либо букву в тексте;
  • озвучить сочетание букв;
  • вырезать букву из бумаги;
  • обвести картинку по контуру;
  • попросить найти недостающие буквы в алфавите или в слове.

Первым шагом к постановке диагноза станет посещение педиатра (или терапевта взрослым). Он рассмотрит признаки, на основании которых отправит к логопеду и неврологу. Узкие специалисты проверят уровень овладения письмом, чтением, способность правильно выражать мысли и воспринимать информацию разными способами. С помощью специального оборудования проверяют состояние слуха, зрения, строение речевого аппарата. Невролог проведет анализ ЭЭГ и ЭхоЭг, они выявят особенности в строении мозга.


Школьник

После того, как дислексия будет выявлена специалистами, не стоит впадать в панику. Эта особенность никак не влияет на развитие интеллекта, умственных или физических возможностей.

Причины возникновения нарушения

Детям достаточно сложно научиться читать и писать. Во время обучения задействованы 4 анализатора:

  1. Речедвигательный — отвечает за правильность произношения слов и звуков.
  2. Речеслуховой — отвечает за определение и выбор нужного звука.
  3. Зрительный — определяет нужную букву.
  4. Двигательный — определяет, как правильно написать букву.

Развитие и сформированность речи, умение правильно выговаривать все звуки, восприятие и воспроизведение слов — всё это в полной мере влияет на процесс обучения ребёнка письму и чтению. За речь и письмо отвечает теменно-затылочно-височная область головного мозга, которая полностью формируется только к 10 годам жизни.

Особенно трудно учиться читать детям, у которых диагностируют проблемы с произнесением и в различении близких по звучанию звуков. Это связано с недостаточно развитыми фонематическими процессами у ребёнка, вследствие чего он просто не знает, как правильно произносится проблемный звук. Поэтому учить малыша с таким нарушением читать и писать не следует, пока специалист не сформирует у него правильное звукопроизношение.

Существует также особое зрение на буквы. Просто хорошо видеть, для того чтобы научиться писать, недостаточно. С помощью этого чувства малыш учится запоминать и потом правильно воспроизводить буквы. Он должен быть интеллектуально развитым, иметь хороший речевой слух и зрение для того, чтобы процесс обучения письму и чтению не составил особых сложностей.

На появление таких проблем могут повлиять физиологические особенности ребёнка. Иногда возникает нарушение, связанное с неравномерным развитием полушарий мозга, в результате чего свои функции менее развитая часть органа будет выполнять хуже. В каждом полушарии находятся центры, которые отвечают за разные возможности организма (чтение, речь, зрение, слух, обоняние).

Часто родители сталкиваются с проблемой зеркального написания букв. Причин такой особенности может быть много, но чаще всего логопеды диагностируют левшество. Человек может быть скрытым или явным левшой, а для таких людей характерно зеркальное письмо.

Существует наследственная склонность к перестановке букв при чтении. Если родители или другие близкие члены семьи испытывали трудности, когда учились писать или читать, есть большая вероятность того, что ребёнку тоже будет сложно это делать.

Известны случаи, когда проблема сама проходит, ребёнок её перерастает и дальше нормально учится без сторонней помощи. Но есть и другие ситуации, при которых проблема запускается и человек испытывает серьёзные трудности уже во взрослом возрасте. На видео ниже приведена подобная история:

Также причиной может стать ряд физиологических и генетических нарушений. При этом человек отличается нормальным умственным развитием. Он может быть успешным в любых областях науки, но с письмом и чтением у него будут большие проблемы.

Дисграфия и дислексия могут появляться у упрямых детей, когда в семье нет гармонии и связи матери с ребёнком. Например, если малыша кормят насильно, вопреки его желанию, в будущем он будет отказываться учиться, сопротивляться учителю и матери, таким образом выражая свой протест.

Если у ребёнка проблемы с концентрацией, то при чтении ему сложно следить за строчкой. Последствием опять же является перестановка букв в словах и слов в предложениях. Следует тренировать умение концентрировать внимание на объектах, делать зарядку для зрительных мышц.

Методы коррекции дислексии

Печально, но факт – дислексия будет с человеком всю жизнь и нужно приспосабливаться жить с этой особенностью. Начинать коррекцию результативнее в детском возрасте, пока мозг находится в стадии роста. Поэтому так важно провести раннюю диагностику и вовремя начать действовать.


Школьник читает

Основная задача: научить дислексика распознавать слова, в зависимости от вида конкретного отклонения (письменно, или в речи и т.д.). Единой методики коррекции отклонения нет, каждый случай индивидуален и подбирать способы нужно индивидуально. Работа проводится постепенно, шаг за шагом, метод зависит от вида дислексии:

  • Для тактильной проводится развитие пространственного воображения, постепенное объяснение сути воспринимаемых предметов и схем.
  • Для мнестической проводится развитие памяти на слух, зрительного восприятия букв и написания слов.
  • Для семантической развивается понимание слогов, уточнение понятий, развитие словарного запаса, проводится работа на усвоение норм грамматики.
  • Для аграмматической формируются грамматические схемы, понятие об изменении слов и окончаний.
  • Для оптической тренируется зрительный анализ, пространственное воображение, анализ поступающей зрительной информации и ее обработка.
  • Для акустической методы последовательно восприятия и распознавания информации на слух, повторение, запоминание.

В целом, коррекция сводится к тому, что дислексик должен улавливать свое состояние, и направлять себя действиями, чтобы добиться нужного результата (восприятия информации). У людей с особенностью очень развито пространственное воображение, именно им и предлагают пользоваться специалисты в процессе коррекции.

Предупреждён — почти вооружён

Дисграфию лучше предупреждать в раннем возрасте, не дожидаясь, когда во втором или третьем классе вдруг возникнут проблемы, а у ребёнка появится отвращение к учёбе. Следует смотреть в оба за ребёнком, пристально наблюдать за процессом овладения письменной речью:

  1. если ребёнок посещал логопедический детский сад;
  2. если в 2–3 года была задержка речевого развития;
  3. если у ребёнка есть проблемы с памятью и вниманием;
  4. если ребёнок левша или переученный левша;
  5. если у ребёнка были травмы головы;
  6. если к семи годам не исправлены нарушения звукопроизношения.

Упражнения для коррекции дислексии у школьников

Для каждого ребенка упражнения подбирают индивидуально. Предлагаем воспользоваться следующими простыми вариантами для развития правильного восприятия:

  1. Придумайте слово, дайте ребенку его запомнить и записать. После перейдите на словосочетание, потом на предложение.
  2. Напишите в строчку без пробелов слова, например: РЕПКАДЕДКАБАБКАВНУЧКАЖУЧКАКОШКАМЫШКА. Задача ребенка: разделить этот поток на отдельные слова. Начинать можно с 3-х слов, после усложнять и делать предложения, например: МЫСЕГОДНЯПОЕДЕМКБАБУШКЕИПРИВЕЗЕМЕЙТОРТ.
  3. Сыграйте в игру: в комнате нужно найти слова на букву М. Ребенок ищет предметы, которые начинаются на эту букву, например машинка, мишка и пр. Усложните задание, например, надо найти предметы, которые заканчиваются на определенный слог или звук.
  4. Предложите несколько слов из которых надо составить предложение. Начинать можно со слогов, чтобы составить слово.
  5. Игра в слова помогает развить понимание букв и звуков. Поочередно называют слова на букву, которой заканчивается предыдущее слово: матрас-стол-лампа и так далее.
  6. На спине ребенка пальцем или тупой стороной карандаша чертят буквы, ему нужно угадать какую именно.
  7. Из одного длинного слова составлять несколько коротких слов. Например, из АККОРДЕОН: рок, рак и т.д.
  8. Спрятать слово в буквы, а ребенок должен его найти. Пример: ПМКАРШМИУНПА (если читать через букву, получится МАШИНА).

Упражнений существует бесчисленное множество, важно найти то, что будет нравиться ребенку и приносить результат. Периодически нужно менять их, чтобы мозг каждый раз срабатывал по-другому.

Профилактика дислексии

Начинать работу с речью, восприятием, памятью и координацией нужно с самого раннего возраста. Подбирать упражнения по годам, заниматься в игровой форме, больше читать.


Учитель учить навыкам общения детей

Первыми разрабатываются навыки звукопроизношения и постановки речи. Для этого с ребенком повторяют слоги (как лает собачка, как мяукает кошка и пр.). Игры воспринимаются ребенком лучше всего. Хорошо работают с пространственным воображением карточки Домана.

Примерно с 1,5 лет начинают занятия по изучению большого и маленького, лево-право, найди отличие, найди лишний предмет и другие. Визуальное восприятие у маленьких детей развито лучше всего.


Развитие мелкой моторики

Важно развитие мелкой моторики, она напрямую связана с функциями речи и работой мозга. Помогут игры в песок, с водой, крупами и пластилином, рисование пальчиковыми красками, звуковые игры («сорока-ворона», например).

Коротко о главном: что такое дисграфия

Дисграфия — это специфическое и стойкое нарушение процесса письма, обусловленное отклонениями от нормы в деятельности тех анализаторов и психических процессов, которые обеспечивают письмо.

Нарушение встречается как у детей, так и у взрослых. У детей поражение или недоразвитие соответствующих отделов коры чаще всего бывает связано с патологией беременности или родов у матери, травмами.

Симптомы: специфические и повторяющиеся ошибки на письме, не связанные с незнанием грамматических правил. Особенность этих ошибок заключается в следующем: они допускаются там, где написание слов не вызывает, казалось бы, никаких затруднений.

Советы учителю

Не всегда преподаватель может распознать дислексию и относит ее к непослушанию. Рекомендации для учителя при наличии дислексика в классе:

  • набраться терпения, проявлять больше внимания, на ответ таким детям требуется больше времени (многим свойственна медлительность);
  • посадить ребенка за первые парты, чтобы его внимание не рассеивалось и можно было контролировать процесс обучения;
  • первым вызывать к доске, чтобы ему не страшно было выступать на фоне других;
  • не писать красной ручкой замечания и исправления в его тетрадях, лучше зеленой.

Советы родителям

Для родителей важно:

  • поддерживать, любить и ценить ребенка таким, какой он есть;
  • развивать его сильные стороны;
  • развивать зрительно-пространственные функции;
  • не очень баловать, не разрешать отлынивать от учебы, занятий и чтения;
  • лепить, рисовать, вырезать буквы;
  • больше играть в игры на улучшение памяти, лексико-грамматического строя, внимания, обогащение словарного запаса;
  • в понимании идите от простого к сложному (буквы-слоги-слова-словосочетания-предложения и т.д.);
  • проговаривайте скороговорки, учите стихи;
  • делайте пальчиковую и артикуляционную гимнастику;
  • тщательно выбирать учителя;
  • пройти всех необходимых специалистов (логопед, невролог, дефектолог, позаниматься с нейропсихологом).

Главное, всегда сохранять эмоциональный контакт. Все наработанные логические, речевые и грамматические цепочки должны доводиться до автоматизма. Дислексики – люди креативные, с нестандартным мышлением, работать и заниматься с ними интересно.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]