Особенности фонематического восприятия у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи — развитие фонетико-фонематической стороны языка в онтогенезе


Развитие фонетико-фонематической стороны языка в онтогенезе

Фонетико-фонематическая сторона языка является показателем общей культуры речи, соответствия речи говорящего нормам произношения.

Под фонетической стороной речи понимается произнесение звуков в результате согласованной работы всех отделов рече-двигательного аппарата.

Периферийным отделом анализатора речевой моторики является речевой аппарат, который включает в себя следующее:

  • Дыхательный аппарат, который является энергетической основой речи (диафрагма, легкие, бронхи, трахея, гортань);
  • Голосовой аппарат, обеспечивающий образование звука (гортань с голосовыми складками);
  • Артикуляционный аппарат, который преобразует звук, производимый в гортани, в различные звуки речи (ротовая и носовая полости).

Проводящая часть анализатора включает три пары черепных нервов (языкоглоточный, возвратный, подъязычный), подкорковые образования, обеспечивающие проведение информации к коре головного мозга.

Центральной частью речедвигательного анализатора является теменная кора, которая анализирует информацию о положении органов речевого аппарата во время речи, и лобная или центр Брока, который программирует и контролирует выполнение движений. Фонематическая сторона языка относится к способности различать и дифференцировать фонемы родного языка.

Фонематическая сторона речи обеспечивается работой слухового анализатора. Его периферическая часть расположена в коре головного мозга и принимает слуховую информацию, включая звуки речи.

Проводящая часть передает информацию в кору головного мозга, которая частично анализирует ее — определяет направление и расстояние до источника звука. Эту функцию выполняет большое количество передаточных соединений (VIII. пара черепных нервов, продолговатый мозг, мозжечок, средний мозг, медиальное коленчатое тело и слуховой радиус).

Центральной частью слухового анализатора является височная область речевого доминантного полушария (левого полушария у праворуких детей), центр Вернике, где происходит анализ речи: Он контролирует наличие звука в слове, характеристики его позиционного звучания, количество и порядок звуков в слове, различение звуков, сходных по акустическим параметрам.

В книге «Воспитание правильного произношения у детей» М.Ф. Фомичева подчеркивает, что восприятие и воспроизведение звуков родного языка — это согласованная работа лингвослухового и лингвомоторного анализаторов, где хорошо развитый фонематический слух позволяет выработать четкую дикцию — подвижность и тонкую дифференцированную работу органов артикуляции, которая обеспечивает правильное произношение каждого звука (1989).

Исследования ряда психолого-вологов, педагогов, лингвистов (Д.Б. Эльконин, А.Р. Лурия, Д.Н. Богоявленский, Ф.А. Сохин, А.Г. Тамбовцева, Г.А. Тумакова и др.) подтверждают, что элементарное осознание фонетических особенностей звучащего слова влияет и на общее языковое развитие ребенка — усвоение грамматики, лексики, артикуляции и дикции. И лучше, чтобы ребенок с языковыми нарушениями не только ходил в школу фонетически правильно, грамматически правильно и лексически развитым, но и умел читать.

В онтогенезе развитие и формирование фонетического и фонематического аспектов языка происходит постепенно.

Главная роль в овладении языком отводится слуху. Вместе с развитием слуха у ребенка развиваются голосовые реакции: разнообразные звуки, различные сочетания звуков и слогов. В возрасте 2-3 месяцев у ребенка появляется рычание, а в возрасте 3-4 месяцев — невнятная речь.… лепетать. В этом возрасте происходит первичное развитие фонематического слуха: Ребенок прислушивается к звукам, находит источник звука, поворачивает голову к говорящему.

В 6 месяцев в лепете ребенка появляются четкие звуки, но они еще недостаточно устойчивы и произносятся в виде коротких сочетаний звуков. В гласных четко звучит а, в согласных — р, б, м, к, т. На этом этапе ребенок понимает интонацию взрослого и реагирует на тон голоса.

Ребенок хорошо произносит простые звуки: Гласные — a, u, и согласные — p, b, m, n, t, e, k, d.

Развитие и формирование произношения у всех детей происходит в разные сроки. Одни дети говорят все более четко, другие — все менее четко. Качество произношения зависит от состояния и подвижности артикуляционного аппарата, который только начинает активно функционировать. Об этом А. И. Максакова.

Развитие фонематического слуха

В современной педагогической, психологической и методической литературе для определения фонематического аудирования используются различные термины: речевая слуховая обработка, фонематическая слуховая обработка, фонематическое осознание.

Термин «речевой слух» означает способность различать отдельные звуки речи в речевом потоке, что позволяет понимать слова и их значения. Речевая коммуникация невозможна без речевого слуха. Дети развивают свои навыки аудирования, слушая речь других или создавая свои собственные слова. Слушание языка является неотъемлемой частью языковой интуиции. По мере того, как дети учатся читать и писать, механизм восприятия речи меняется, поскольку развивается способность анализировать буквы и звуки в соответствии с правилами родного графического языка. Все это связано с необходимостью ориентации в морфемном составе слов и словообразовании. Методики формирования речевого слуха различны: практика аудирования и говорения; фонетический анализ и синтез и т.д.

В методической литературе по русской методике развития речи и языка используется термин «речевой слух». В психологических исследованиях и логопедии восприятие речи на слух называется фонематическим восприятием.

В первые недели жизни ребенка активно формируется слуховое внимание. Когда ребенок слышит звук человеческого голоса, он перестает сосать грудь матери и перестает плакать, когда с ним разговаривают. К концу первого месяца ребенка можно успокаивать колыбельной песней. В конце третьего месяца жизни он поворачивает голову в сторону говорящего человека и следит за ним глазами. В период лепета ребенок повторяет и пытается имитировать видимую артикуляцию губ взрослого. Многократное повторение кинестетических ощущений определенного движения приводит к закреплению двигательной способности артикуляции. С 6 месяцев ребенок имитирует отдельные звуки и слоги и перенимает тон, темп, ритм, мелодию и интонацию речи. К двум годам дети уже способны распознавать тонкости родного языка, понимать и реагировать на слова, состоящие только из одной фонемы. Таким образом, у ребенка развивается фонематическое восприятие, способность воспринимать звуки человеческой речи.

С 3 до 7 лет у ребенка все больше развивается способность слухового контроля над своим произношением, способность в некоторых случаях его корректировать. В возрасте 3-4 лет фонематическое восприятие ребенка совершенствуется настолько, что он начинает различать гласные и согласные звуки, затем мягкие и твердые, сонные, шипящие и свистящие. В возрасте 4 лет ребенок должен нормально различать все звуки, то есть фонематическое восприятие должно быть сформировано. Одновременно ребенок завершает формирование правильного произношения.

Развитие произношения звуков зависит от способности ребенка к анализу и синтезу звуков речи, то есть от определенного уровня развития фонематического слуха, который обеспечивает восприятие фонем речи. Фонематическое восприятие звуков речи происходит благодаря взаимодействию слуховых и кинестетических стимулов, поступающих в кору головного мозга. Постепенно эти стимулы дифференцируются, и становится возможным различать отдельные фонемы. Здесь важную роль играют первичные формы аналитико-синтетической деятельности, благодаря которым ребенок обобщает признаки определенных фонем и отличает их от других.

Через аналитико-синтетическую деятельность ребенок сравнивает свою несовершенную речь с речью старших и формирует здоровое произношение. Отсутствие анализа или синтеза обычно мешает развитию произношения. Однако, если наличие первичного фонематического слуха достаточно для повседневного общения, то для овладения чтением и письмом этого недостаточно.

А.Н. Гвоздев, В.И. Бельтюков, Н.Х. Швачкин, Г.М. Лямина доказали, что необходимо развивать высшие формы фонематического слуха, при которых дети могут разлагать слова на составляющие их звуки, определять порядок звуков в слове, т.е. анализировать звуковую структуру слова.

Д.Б. Эльконин назвал эти специальные действия по анализу звуковой структуры слов фонематическим осознанием. В контексте овладения грамотой эти действия формируются в процессе специального обучения, в ходе которого детей обучают средствам звукового анализа.

Особенности развития фонетического строя речи дошкольников ОНРстатья на тему

Особенности развития фонетического строя речи дошкольников ОНР

При общем недоразвитии речи у детей нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. Речевая недостаточность у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия у них общеупотребительной речи до наличия развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития [Филичева, 2013]

Изучая причины возникновения фонетико-фонематических расстройств Г.В. Гуровец, С.И. Маевская выявили, что в их основе лежат нарушения различных уровней и отделов нервной системы [Гурский, 2015]

У детей старшего дошкольного возраста с ОНР распространенными являются трудности в овладении звукопроизношением.

При нарушении фонетико-фонематической стороны речи у детей с ОНР Г.Р. Шашкина выявляет несколько состояний:

  • недостаточное различие и затруднение в анализе только тех звуков, которые нарушены в произношении (наиболее легкая степень недоразвития);
  • нарушение звукового анализа, недостаточное различие большого количества звуков, относимых к разным фонетическим группам при сформированной их артикуляции в устной речи;
  • не различие звуков в слове, неспособность выделить их из состава слова и определить последовательность (тяжелая степень недоразвития) [Шашкина, 2012].

Произносительные ошибки оцениваются по-разному: одни затрагивают лишь оттенки фонем и не нарушают смысла высказывания, другие ведут к смешению фонем, к их различению. Последние — более грубые, так как затрудняют понимание высказывания.

У детей с нарушением формирования фонематических процессов наблюдаются общая смазанность речи, недостаточная ее выразительность и четкость [Шашкина, 2013]

Особенности звуковой стороны речи и фонематического восприятия впервые были представлены в работах Р.Е. Левиной

У детей I уровня речевого развития фонетико-фонематическая сторона речи характеризуется фонематической неопределенностью и нестойким фонематическим оформлением. Произношение звуков носит диффузный характер, что обусловлено неустойчивой артикуляцией и низкими возможностями слухового распознавания. У таких детей дефектных звуков может быть больше, чем правильно произносимых.

В произношении детей I уровня речевого развития противопоставляются друг другу лишь гласные — согласные, ротовые — носовые, взрывные-щелевые. Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии: задача выделения отдельных звуков для ребенка с таким развитием непонятна и невыполнима [Левина, 1978].

Фонематическая сторона речи детей II уровня речевого развития характеризуется наличием множества искажений, замен и смешений; у них нарушено произношение мягких и твердых звуков, шипящих, свистящих, аффрикат, звонких и глухих. При этом звуки, находящиеся в изолированной позиции, дети могут произносить правильно, ошибки возникают при спонтанном произношении. При правильном воспроизведении контура слов нарушается их звуконаполняемость («морашки» вместо ромашки)

По данным Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной замена некоторых звуков другими, более простыми по артикуляции, чаще всего встречается в группе сонорных «дюка» вместо рука, «палоход» вместо пароход), свистящих и шипящих («тотна» вместо сосна, «дук» вместо жук). Смешение чаще всего касается йотированных звуков и звуков ль, г, к, х, при этом наблюдается искажение артикуляции некоторых звуков (межзубное произношение свистящих и шипящих, горловое р) [Филичева, 2012: 69].

Одной из характерных особенностей детей II уровня речевого развития является недостаточность фонематического восприятия, неподготовленность к усвоению навыков звукового анализа и синтеза.

Для детей III уровня речевого развития характерно недифференцированное произнесение звуков (свистящих, шипящих, сонорных) когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной или близкой фонетической группы (звук сь заменяет звуки с, ш, ц, ч, щ) Кроме того, звуки сложные по артикуляции, заменяются простыми (ф или т заменяют группу свистящих или шипящих, звук й — звуки л, р).

У детей с ОНР звукопроизношение нарушается по типу дислалии, дизартрии или ринолалии. Для оценки особенностей нарушения звукопроизношения необходимо провести соответствующее обследование. [Шашкина, 2013].

При наличии большого количества дефектных звуков у детей с ОНР нарушается слоговая структура и произношение слов со стечением согласных звуков. Встречаются ошибки при передаче звуконаполняемости слов: перестановки, сокращения и замены звуков и слогов. Правильно повторяя за логопедом сложные слова, дети нередко в самостоятельной речи их искажают, сокращая обычно количество слогов (вместо: дети слепили снеговика — «дети сипили новика») Много ошибок наблюдается при передаче звуконаполняемости слов: перестановки замены звуков и слогов, сокращение при стечении согласных в слове («товотик» вместо животик). Типичными для детей являются персеверации (астобус-автобус); добавление лишних звуков и слогов (лимон-лимонт) [Фомичева, 2012: 116]

Исследователи отмечают, что характер ошибок слогового состава обусловлен состоянием сенсорных (фонематических) или моторных (артикуляционных) возможностей ребенка. Ошибки, выражающихся в перестановке или добавлении слогов, свидетельствуют о первичном недоразвитии речи слухового восприятия ребенка. Ошибки типа сокращения числа слогов, уподобление слогов друг другу, сокращение, стечение согласных указывает на преимущественное нарушение артикуляционной сферы, и носят более стабильный характер.

Характер нарушенного звукопроизношения у детей с ОНР указывает на низкий уровень развития фонематического восприятия. Фонематическое недоразвитие детей данной группы проявляется в несформулированности процессов дифференциации звуков. Недоразвитие фонематического восприятия отмечается при выполнении элементарных действий звукового анализа. Дети с ОНР испытывают трудности, когда им предлагают, внимательно слушая, поднимать руку в момент произнесения того или иного звука. Такие же трудности возникают при повторении за логопедом слогов с парными звуками, при самостоятельном подборе слов, начинающихся на определенный звук, при выполнении начального звука в слове, при подборе картинок на заданный звук.

Многие авторы (Левина Р.Е., Орфинская В.К., Каше, Г.А., Филичева Т.Б., Мастюкова Е.М. и др.) указали на недостаточную дифференцированность фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи. (Г.А. Каше , В.К. Орфинская, Т.Б. Филичева).

Признаком фонематического недоразвития является незаконченность процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Несформированность звуков выражается в следующем:

  • замена звуков более простыми по артикуляции (звонкие заменяются глухими р и л звуком ль и йот, с-ш или ф и т.д.);
  • несформированность процесса дифференциации звуков (вместо нескольких артикуляционно — близких звуков ребенок произносит неотчетливый звук, например, мягкий звук [ш] вместо [ш];
  • некоторые звуки ребенок изолированно способен произнести правильно, но в речи не употребляет или заменяет. Например, ребенок правильно произносит простые слова собака, шуба, но в связной речи наблюдается смешение звуков с и ш;
  • наблюдается нестойкое употребление звуков в речи. Одно и то же слово ребенок в разных контекстах или при неоднократном повторении произносит различно [Мастюкова, 2011].

Количество неправильно произносимых звуков может достигать большого числа (до 16-20). Чаше всего оказываются несформированными свистящие и шипящие звуки ([с], [сь], [з], [зь], [ц], [ш], [ж], [ч, [щ]), звуки [т], [д], звуки [л], [р]. [рь], звонкие нередко замещаются парными глухими, реже — недостаточно противопоставлены некоторые пары мягких и твердых звуков, отсутствует непарный мягкий согласный [йот], гласный [ы].

У детей возникают трудности, когда им предлагают внимательно слушать и поднимать руку (фишки, сигнальную карточку и т.п.) в момент произнесения определенного звука или слога. Не меньшие трудности возникают при повторении за логопедом слогов с парными звуками (например, па-ба, ба-па), при самостоятельном подборе слов, начинающихся на какой-либо определенный звук, при выделении звука, у которого начинается слово и т.п. У большинства детей значительные затруднения наблюдаются при необходимости подобрать с помощью картинок слова, начинающиеся на какой-либо определенный звук [Каше, 2009].

Анализ литературных данных показал, что фонематический слух является одним из более рано формирующих сенсорных процессов. Как свидетельствуют наблюдения Р.Е. Левиной, В.К. Орфинской, Н.Х Швачкина, уже у новорожденных имеется чувствительность к звукам, которая обнаруживает себя изменением общей двигательной активности ребенка, нарушением частоты и ритма дыхания.

Благодаря раннему развитию фонематического слуха ребенок впервые учится различать разнообразные фонематические элементы, их точные слуховые представления, которые становятся регулятором для выработки этих элементов в его собственном произношении [Швачкин, 2009].

От развития фонематического восприятия зависит формирование всей фонематической системы ребенка, а в дальнейшем и процесс овладения устной и письменной речью. Значимость проблемы исследования фонематической системы у дошкольников с общим недоразвитием речи требует постоянной корректировки направлений логопедической работы по формированию фонематических процессов.

Список литературы

Горелов И. Н. Избранные труды по психолингвистике / И. Н. Горелов — М.: Лабиринт, 2013. 241 с.

Гуровец Г.В., Маевская С.И. Генезис, клиника и основные направления работы при моторной алалии / Г. В. Гурцкий Г.В. Маевская //Недоразвитие и утрата речи: вопросы теории и практики. — М., 2015. №12. С. 12-14.

Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: пособие для логопеда / Г.А. Каше. –– М.: Просвещение, 2009. — 207 с.,

Левина Р.Е. Роль исследований института дефектологии в развитии теории и практики логопедии / Р.Е. Левина // Пятая научная сессия по дефектологии. М., 1967. 315 с.

Левина Р. Е. К проблеме овладения фонетической стороной речи в детском возрасте / Р.Е. Левина, Р.М. Боскис // Советская педагогика. -1978. № 6. С. 144-154.

Левина Р. Е. Разграничение аномалий речевого развития у детей / Р.Е. Левина // Дефектология. 1975. № 2. С. 12-16.

Мастюкова Е. М., Ипполитова М. В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом: кн. для логопеда . —— М.: Просвещение, 2011. 297 с.

Орфинская, В. К. Спорные вопросы обучения слышащих детей без речи / В. К. Орфинская. – Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1959.128 с.

Павлюк, Е. Познаем мир вместе : коррекционно-логопедическая работа с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР в условиях логопункта ДОУ / Е. Павлюк // Дошкольное воспитание. 2010. № 3. С. 80-85.

Филичева Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение: учебно-методическое пособие / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. — М.: ГНОМ и Д, 2012. 194 с.

Филичева Т.Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: учебное пособие для студентов дефектологических факультетов педагогических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов и родителей / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. — М.: МГЗПИ, 2014. -188 с.

Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста: дис. … д-ра. пед. наук в форме научного доклада / Т.Б. Филичева. М., 2011. 148 с.

Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии / М.Ф. Фомичева.–– М.: Просвещение, 2012. 239 с.

Шашкина, Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина. – М. : Академия, 2012. 192 с. Шашкина Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова.– М. : Академия, 2013. 240 с.

Швачкин Н.Х. Развитие речевых форм у младшего дошкольника. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст. / Отв. ред. А.Н.Леонтьев, А.В. Запорожец. М., 2009. 143 с.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]