Что делать, если ребенку поставили диагноз «дизартрия»: советы логопеда


Общие сведения

Локализация патологического процесса, приводящая к дизартрии у детей, может развиваться на разных уровнях нервной системы, ответственных за формирование звуков, логическую стройность рассказа:

  • ядра черепных нервов, отвечающих за нервный контроль языка, губ, мягкого неба и т.д.;
  • проводящие пути между корой и церебральными ядрами;
  • подкорковые центры;
  • мозжечок и пути, проводниковые пути от него и к нему;
  • кора головного мозга.

Диагностику проводят одновременно невролог (выясняет уровень топического поражения нервной системы и характер патологического процесса) и логопед (определяет степень речевых нарушений, чтобы составить прогноз коррекции).
Лечение направлено на устранение или стабилизацию фоновой патологии, которая привела к речевым расстройствам, а также артикуляционную коррекцию.

Классификация

Существует несколько вариантов классификации детской дизартрии. Наиболее распространенная из них связана с локализацией патологического очага, влияющего на работу речевого центра. Выделяют следующие формы заболевания:

  • псевдобульбарная (встречается наиболее часто);
  • бульбарная;
  • экстрапирамидная (подкорковая);
  • мозжечковая;
  • корковая.

В зависимости от степени поражения и выраженности основных симптомов выделяют следующие формы дизартрии:

  • стертая: характеризуется минимальными расстройствами произношения;
  • средней степени: выраженные дефекты артикуляции, невнятная речь, тихий голос;
  • анартрия: полное отсутствие речи или отдельные звуки.

Симптомы, которые могут заметить родители

Стертая дизартрия как начальная стадия заболевания проявляется незначительными дефектами произношения. При более серьезных расстройствах отмечаются пропуски звуков, нарушение дыхания, скомканная и непонятная речь, или же полное отсутствие возможности говорить из-за паралича артикуляционных мышц. Восприятие речи на слух бывает затруднено. Артикуляционная дизартрия может протекать при высоком мышечном тонусе, провоцировать дискоординационные расстройства, спазмы. Напротив, особенности дизартрии, протекающей при гипотонии, — это вялость мышц лица, шеи, языка, у пациента приоткрыт рот, происходит слюнотечение.

Симптомы дизартрии у детей

Патогенетические механизмы дизартрии многоплановы и связаны с неполноценной иннервацией органов, участвующих в формировании речи. Это дыхательные мышцы, мышцы губ, языка и мягкого неба, гортань и голосовые складки. Как результат – речь становится невнятной и нечеткой. Сопутствующие признаки дизартрии у детей связаны с нарушением иннервации мускулатуры, отвечающей за произношение звуков. В зависимости от типа нарушения, симптомы несколько различаются:

  • Спазм мышц. Напряжение губ, языка, лица и шеи. Губы плотно сомкнуты. Ограничение движений при произношении звуков.
  • Гипотония мышц. Язык вялый, практически неподвижно лежит на дне ротовой полости. Рот полуоткрыт, т.к. губы не смыкаются. Отмечается повышенное слюноотделение. Из-за неподвижности мягкого неба голос приобретает носовой оттенок (становится гнусавым).

При дизартрии нарушается произношение практически всех звуков – как согласных, так и гласных. Ребенок смягчает твердые согласные. При произношении шипящих и свистящих звуков язык отодвигается не вперед, а в бок, задействуются межзубные промежутки.
Из-за комплексного нарушения иннервации изменяются и характеристики голоса. Он становится тихим, слабым, глухим, приобретает гнусавость и т.д. Дисбаланс в контроле дыхательного акта приводит к тому, что выдох укорачивается, а при произношении речи – дыхание учащается и становится прерывистым.

Из-за нечленораздельности речи ребенок не может четко дифференцировать звуки на слух. Это приводит к несформированности словарного запаса и невозможности грамматически правильно построить предложение. Поэтому так важно не упустить время и как можно раньше начать коррекцию речевых расстройств.

Виды дизартрии и их клиническая характеристика

Деление дизартрии на виды происходит по месту локализации повреждения, степени нарушения речи и определяющему, наиболее выраженному симптому.

Выделяют следующие виды дизартрии:

  • Бульбарная
  • Псевдобульбарная
  • Корковая
  • Мозжечковая.

Бульбарная дизартрия развивается вследствие поражения черепно-мозговых нервов, которые располагаются в продолговатом мозге. При данной форме дизартрии нарушается связь между мышцами, обеспечивающими артикуляцию, с центральной нервной системой. В результате пациент с трудом выполняет правильные движения языком и губами, которые находятся в расслабленном состоянии. Его лицо становится малоподвижным, повышается слюноотделение.

Псевдобульбарная дизартрия преимущественно возникает вследствие ишемического инсульта головного мозга у людей старше 50 лет или в любом возрасте при черепно-мозговой травме. У пациентов выражена атрофия мышц речевого аппарата, что приводит к монотонности речи, затруднению жевания и глотания, повышенному слюноотделению.

Корковая, или кортикальная дизартрия – нарушение речи, вследствие следующих причин:

  • Повреждения коры лобной доли головного мозга при травме
  • Наличия опухоли лобной доли
  • Перенесенных заболеваний (энцефалита, менингита) в результате которых частично утрачиваются нейромедиаторные функции.

При данном виде дизартрии нарушается произношение согласных и темп речи, пропадает автоматизм артикуляции, появляется гнусавость.

Мозжечковая дизартрия возникает вследствие поражения мозжечка. Этот вид расстройства речи встречается достаточно редко. Она чаще всего сопровождает другие фирмы дизартрии. Из-за нарушения функции мозжечка и его связей с другими отделами мозга у пациентов развиваются нарушения:

  • Мягкость языка и нёба
  • «Пьяная речь»
  • Затухание речи в конце фразы
  • Скандирование отдельных слогов или звуков
  • Нарушение ударений.

Афазиологи причисляют корковую дизартрию к лёгким нарушения речи при моторных афазиях. Различают эфферентную (премоторную) и афферентную (постцентральную) формы корковой дизартрии. Эфферентная форма корковой дизартрии возникает при поражении области передней центральной извилины, в которой представлена иннервация мышц, обеспечивающих артикуляцию. У пациентов нарушаются артикуляторные движения, но не нарушается содержательная сторона речи. Это кардинально отличает корковую дизартрию от афазии. Артикуляторная корковая дизартрия касается только специфических речевых движений. Другие произвольные и непроизвольные движения губ и языка остаются в сохранности.

Афферентная форма корковой дизартрии возникает при поражении постцентральных областей коры больших полушарий. У взрослых паретическая дизартрия бывает при опухолях мозга. Такая дизартрия у взрослых компенсируется после удаления новообразования. Мезэнцефально-диэнцефальная дизартрия связана с повреждением ядер черепно-мозговых нервов.

Гиперкинетическая дизартрия возникает у больных детским церебральным параличом. Характеризуется избыточными непроизвольными движениями в артикуляционном аппарате, которые усиливаются во время речевого акта. У пациентов во всех отделах речедвигательного аппарата и мимической мускулатуре ярко выражены гиперкинезы. Они отмечаются также в верхних конечностях, учащаются и усиливаются при попытке говорить. Реже проявляются непроизвольные движения в плечевом поясе, нижних конечностях и плечевом поясе.

Атактическая дизартрия наблюдается при атонически-астатической форме детского церебрального паралича. Редко встречается в чистом виде. Чаще является сопутствующим синдромом на фоне спастического пареза или гиперкинеза. Ведущим синдромом при атактической дизартрии является атаксия. Она проявляется в гиперметрических, асинергических нарушениях артикуляционных движений и в скандированности ритма речи. Оптические нарушения бывают при стёртой форме дизартрии.

Пароксизмальная дизартрия наблюдается у пациентов, страдающих рассеянным склерозом и другими заболеваниями нервной системы. У пациентов возникают отдельные приступы, которые обычно длятся менее 1 минуты, но могут повторяться до нескольких раз в сутки. Иногда они провоцируются волнением или гипервентиляцией. Дизартрия может достигать такой выраженной степени, что речь человека становится полностью неразборчивой. У лиц, страдающих дизартрией, могут наблюдаться такие сопутствующие симптомы, как онемение, двоение в глазах или слабость. Смешанная дизартрия развивается у детей после перенесенной травмы.

Причины дизартрии

Среди наиболее частых причин развития дизартрии у детей выделяют:

  • токсикозы;
  • антенатальная гипоксия;
  • иммунный конфликт по системе АВО и резус-фактора;
  • хронические патологии у матери, вынашивающей ребенка;
  • осложненное течение родов;
  • родовые травмы;
  • роды раньше 37 недель;
  • асфиксия.

Все эти факторы способны привести к органическому поражению головного мозга, в т.ч. центров, отвечающих за развитие речи. Одновременно с этим нередко формируется детский церебральный паралич, причем его тяжесть коррелирует с тяжестью речевых нарушений.
Помимо этого дизартрия может развиться в раннем детстве у изначального здорового ребенка. В этом случае причины кроются в тяжелых нейроинфекциях и интоксикациях, например, угарным газом, отравлением алкоголем и т.д., а также опухолях и травмах головного мозга.

Диагностика дизартрии у детей

Дизартрия у детей – это такое нарушение, которое нередко сопровождается другими неврологическими симптомами и расстройствами, так что ребенка должны в обязательном порядке обследовать не только логопеды, но и неврологи.
Невролог проводит объективный осмотр, оценивает выраженность рефлексов и назначает дополнительные методы диагностики. Как правило, нейросонография – ультразвуковое обследование головного мозга, позволяющее выявлять очаговые поражения. Также может проводиться реоэнцефалография и энцефалография.

Логопедическое тестирование направлено на оценку речевых и неречевых нарушений. Неречевые параметры:

  • развитие мимической и речевой мускулатуры;
  • объем движений в височно-нижнечелюстном суставе;
  • характер дыхания и др.

Речевые параметры оценки:

  • произносительная речь;
  • синхронность работы органов, участвующих в формировании речи;
  • правильность произношения звуков, построения предложений и т.д.

На основании комплексного обследования определяется выраженность дизартрии. Различают 4 степени нарушений речи:

  • Первая степень (стертая форма) – речевые расстройства незаметны окружающим, выявляется только при логопедическом обследовании.
  • Вторая степень – речь понятная, но дефекты в произношении звуков присутствуют.
  • Третья степень – речь становится невнятной, понимают ее только люди из близкого окружения.
  • Четвертая степень (анартрия) – речь полностью невнятная, ее не понимают даже люди, постоянно находящиеся с ребенком.

Основные отличия дизартрии от других логопедических диагнозов

От дислалии дизартрия отличается выраженной неврологической симптоматикой. Кроме того грубо нарушено звукопроизношение, страдают не только звуки раннего онтогенеза, но и гласные. Голос при этом глухой, слабый, нарушена мелкая и общая моторика, понижены психические процессы: память, внимание, мышление. У ребенка наблюдаются частые смены настроения, гиперактивность. С алалией дифференцируется по принципу отсутствия первичных нарушений производства речи и языковых операций, что выражается в особенностях развития лексико-грамматического строя речи.

Основные направления коррекционной работы при дизартрии

При лечении дизартрии используется комплексный подход, обязательна работа логопеда. Речевая терапия проводится наряду с медикаментозными и немедикаментозными средствами воздействия: физиотерапия, лекарства, чтобы снять спазм в мышцах, ЛФК, рефлексотерапия, массаж. Также важна психолого-педагогическая работа, которая включает в себя:
  • развитие сенсорных функций, зрительного внимания и восприятия, формирование у ребенка представлений о форме, цвете, величине, пространстве и времени.
  • развитие высших психических функций: внимания, памяти, мышления.
  • развитие стереогноза, тактильных ощущений, умения на ощупь определять форму и качество предметов, считать пуговицы с закрытыми глазами, искать в песке буквы и цифры. Применяется игра «Волшебный мешочек».
  • развитие тонкой моторики пальцев рук, рисование, вырезание, использование пальчиковых игр, мозаики.
  • развитие познавательной деятельности, математических представлений, чтение сказок.
  • формирование детских видов деятельности, умение играть с предметами, в сюжетно-ролевые игры.

Лечение дизартрии

Лечение дизартрии у детей зависит от выраженности симптомов, причины заболевания и локализации патологического очага. Вне зависимости от формы расстройства терапия включает два базовых направления: терапевтическое (неврологическое) и логопедическое.
Невролог проводит терапию основного заболевания, приведшего к нарушению речи. Для этого могут назначаться сосудистые препараты, ноотропы, витамины и другие. При наличии опухоли мозга, сдавливающей речевой центр, показано удаление (на этом этапе присоединяется нейрохирург).

Логопедические методы работы с ребенком, страдающим дизартрией, включают:

  • стабилизацию тонуса мышц, отвечающих за артикуляцию: логопедический массаж, тейпирование, речевая гимнастики;
  • упражнения, направленные на развитие моторики: ритмика, пальчиковая гимнастика и т.п.;
  • тренировка контроля дыхания и владения голосом;
  • постановка звуков;
  • развитие лексического запаса и т.п.

На коррекцию нарушений требуется большое количество времени. Важно помнить, что лечить дизартрию у ребенка должны как врачи и логопеды, так и родители. Регулярные тренировки и занятия в домашних условиях также способствуют скорейшему восстановлению речевых функций.

В достижении желаемых результатов большое значение играет как можно ранее начало терапии, усердие родителей и самого пациента. Специалисты «СМ-Доктор» строят программу работы с ребенком таким образом, чтобы мотивация к достижению цели не пропадала ни на одном этапе, а только возрастала. Это и высокий профессионализм логопедов, неврологов и других участвующих врачей позволяют добиваться высоких результатов и восстанавливать внятность речи.

Пробы по Мастюковой

Наряду с обследованием подвижности артикуляционного аппарата в изолированных пробах используются функциональные пробы Мастюковой на дизартрию. Проба № 1 выполняется следующим образом. Пациенту предлагают открыть рот, высунуть язык вперёд и удерживать его неподвижно по средней линии. Одновременно он должен следить глазами за перемещающимся в боковых направлениях предметом (карандашом, пальцем). С помощью этой пробы оценивается возможность удерживать язык по средней линии, наличие синкинезий (дополнительных движений, которые непроизвольно возникают при основных функциональных движениях).

При проведении второй пробы пациенту предлагают выполнять движения языком вверх и вниз. При этом руки исследователя лежат на шее пациента. Отмечается наличие или отсутствие напряжения шейной мускулатуры и синкинезий при движении языка.

Врач проверяет изолированное произнесение гласных и согласных звуков. Затем проверяется умение произносить звуки в слогах, словах, фразах. Применяются задания, которые состоят в многократном повторении одного звука. При этом создаются условия, которые уменьшают артикуляционное переключение с одного звука на другой. Это позволяет неврологу обнаружить трудности иннервации артикуляционного акта, особенно в случаях «стёртой» дизартрии.

При исследовании просодической стороны речи логопед обращает внимание на следующие характеристики:

  • Темп (нормальный, медленный, быстрый);
  • Ритм (нормальный, аритмичный);
  • Сохранность пауз в потоке речи (скандированность, деление слов на слоги);
  • Силу голоса (громкий, громкий, немодулированный);
  • Высоту голоса (низкий, высокий);
  • Тембр голоса (нормальный, гнусавый, сиплый, хриплый);
  • Внятность речи (отчётливая, смазанная).

Врач проверяет состояние словарного запаса и грамматического строя речи. Трудные случаи дизартрии обсуждаются на заседании Экспертного Совета с участием ведущих специалистов в области неврологии, психологии, логопедии. Делается заключение, в котором указывается форма дизартрии, характер нарушения звукопроизношения и просодической стороны речи, лексико-грамматической стороны речи. Наряду с клиническим диагнозом, который ставит невролог, делается логопедическое заключение.

Прогноз и профилактика

Результат лечения зависит от вида нарушения и его степени. Важное значение имеет регулярность занятий. Только постоянные тренировки и доскональное выполнение рекомендаций врача позволит полностью или частично справиться с проблемой. Если речь идет о тяжелой инвалидности, при которой дизартрия возникла на фоне других патологий, вероятность успешной коррекции значительно снижается.

Профилактика заболевания включает общие мероприятия: снижение риска травм, здоровый образ жизни во время беременности и т.п.

Как только стали замечать первые признаки дизартрии у дошкольника, не затягивайте визит к специалистам. Только комплексное специализированное обследование позволит выявить или исключить проблему. В «СМ-Доктор» вас встретят грамотные врачи и логопеды, которые помогут установить объективный диагноз и провести коррекцию выявленных нарушений. Записывайтесь на консультацию к профессионалам в удобное время! Мы находим подход к каждому ребенку, даже самому трудному.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]