Фронтальное логопедическое занятие на тему «Профессии»


Общие рекомендации по проведению логопедического занятия на тему «Профессии» в ДОУ

Когда проводится логопедическое занятие «Профессии» важно учитывать особенности детского восприятия. Малыши пока еще не имеют навыков самодисциплины. Поэтому важно, чтобы занятие носило игровой характер и увлекало их.

Развивающие виды деятельности для занятий

При проведении занятий могут применяться не только игры, расширяющие знания малышей, но и упражнения в том, чтобы учились правильно произносить звуки в словах и совершенствовали речевые навыки. Рекомендуется планировать обучение детей на ближайшие недели.

Игры по теме: «Профессии»

В этом случае задаются загадки и вопросы, ответы на которые расширяют знание детей о различных специальностях. Иногда делаются ложные утверждения для того, чтобы малыши нашли ошибку.

Составляются рассказы, относящиеся к различным специальностям.

Список литературы для чтения в группе

Когда рассматриваются лексические темы по логопедии, связанные с профессиями, для работы с детьми можно использовать, например, чтение следующих произведений:

  1. Дж. Родари «Какого цвета ремесла».
  2. Я. Аким «Неумейка».
  3. А. Шибарев «Почтовый ящик».

Обратите внимание! Чтение и обсуждение художественных произведений поможет детям лучше освоить изучаемую тему. Полезно, если такие чтения проводят дополнительно их родители дома.

Тематическая физкультминутка

Далее описан один из примеров физкультминутки.

Малыши выполняют движения под чтение стихотворения «Почтальон» воспитателем:

Что принес нам почтальон(Сжимают кулачки)

С толстой сумкой ходит он

Перевод, журнал, газету

В бандероли две кассеты (Малыши разгибают и загибают пальцы)

И письмо от тети Вали

Чтоб приезда ее ждали (Руки разводят в стороны).

Гимнастические упражнения

Обычно при занятиях используются физкультминутки, а также пальчиковая гимнастика. При этом воспитатель читает стишок, относящийся к рассматриваемой теме. В определенные моменты дети выполняют движения, которые относятся к произносимым фразам. Если необходимо, учитель подсказывает, что делать.

Использование интерактивных досок и ИКТ в процессе обучения

Использование ИКТ позволяет предложить малышам увлекательные обучающие компьютерные игры.

Например, им могут предлагаться картинки с людьми и предметами, которые они используют в работе. При этом дети должны будут описать словами то, что изображено на рисунках и составить небольшой рассказ об этой профессии. Использование компьютерной техники способно расширить возможности обучения дошкольников. Однако необходимо учить детей работать с ней на подгрупповых занятиях.

Дидактические игры по теме «Профессии» для детей подготовительной группы

Дидактические игры «Цветок профессий» и «Женские и мужские профессии» к лексической теме «Профессии» в подготовительной группе
Автор: Резчикова Людмила Валентиновна, учитель-логопед ГБОУ школа №1619, г. Москва Описание материала: Предлагаю Вам дидактические игры «Цветок профессий» и «Женские и мужские профессии» к лексической теме «Профессии» в подготовительной группе (6-7лет) Эти игры направлены на закрепление полученных знаний по лексической теме. Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие. Цель: развивать способность к анализу полученной информации, расширять представление детей о разнообразных профессиях, учить классифицировать профессии по группам и гендерной принадлежности. Задачи: Коррекционно-образовательные: 1) уточнить и закрепить знания о профессиях; 2) совершенствовать диалогическую и монологическую речь. Коррекционно-развивающие: 1) развитие грамматического строя речи; 2) развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. Коррекционно-воспитательные: 1) воспитывать уважение к труду взрослых, желание выбрать профессию и потребность трудиться.
Игры:
1). Дидактическая игра «Цветок профессий»


Делаем цветок с шестью лепестками. Середина цветка и лепестки отдельно друг от друга. Круг с буквой П будет серединой цветка, а на каждом лепестке определенная группа профессий связанные — с лечением людей; — с сельским хозяйством; — со строительством; — с транспортом; — с приготовлением пищи; — с искусством и т.д. Ребенок берет один лепесток, крепит на магнитную доску и рассказывает, какие профессии там изображены и к какой группе относятся. И так каждый ребенок. Можно сделать дополнительные лепестки. 2). Дидактическая игра « Женские и мужские профессии».


Делаем три карточки: на первой изображена женщина, на второй – мужчина, на третьей – мужчина и женщина вместе. Еще понадобится большой набор карточек с разными профессиями. Проводим предварительную беседу с детьми о том, какими качествами должны обладать люди – мужских профессий: мужество, сила, ум, ответственность, смелость…. – женских профессий: нежность, доброта, порядок, уют…… А такие качества, как: доброта, вежливость, честность должны присутствовать в каждой профессии и в мужчине и в женщине. Карточки с профессиями дети раскладываем на три столбика, сопровождая объяснениями о своем выборе.

Рекомендуем посмотреть:

Итоговое развлечение в старшей группе. Профессии Конспект НОД в старшей группе по теме: Все профессии важны Конспект познавательной НОД в старшей группе детского сада с использованием ИКТ на тему: Профессии Интеллектуально-творческая игра «Что? Где? Когда?» в детском саду о профессиях. Подготовительная гру

Похожие статьи:

Раскраски на тему «Профессии» для детей дошкольного возраста

Беседа о работниках образования в старшей – подготовительной группе

Конспект занятия в средней группе «Кто нас лечит»

Конспект занятия в старшей группе на тему. Профессия — швея

Конспект занятия в старшей группе. Профессия — пекарь

Возрастные особенности и коррекция речевых нарушений в процессе групповых занятий

Знание особенностей жизни взрослых, связанных с их работой жизненно важно для малышей, однако в разном возрасте подход к изучению вопросов, связанных с профессиями, должен быть разный. Он обязан учитывать возрастные особенности малышей.

Плакат о различных профессиях

Лексическая тема «Профессии» в средней группе

На занятиях в средней группе не только развиваются речевые навыки, но и даются начальные знания о том, что такое профессии и какими они бывают.

Цель и задачи занятия: знакомимся с разными профессиональными специальностями

Выполняются следующие задачи:

  • При работе с детьми им дается понятие о том, что существуют различные профессии и рассказывается об их основных особенностях.
  • Развивается словарный запас, совершенствуется артикуляция при произнесении звуков.
  • У малышей развивают слуховое внимание, логическое мышление.

Рекомендуется провести планирование занятий на ближайшее время.

Краткий план-конспект занятия

С детьми выполняется пальчиковая гимнастика. Ее делают следующим образом:

Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста

Много есть профессий знатных (При этом поочередно каждый палец правой руки соединяют с большим).

И полезных и приятных (Делают такие же движения пальцами левой руки).

Повар, врач, маляр, учитель, продавец, шахтер, строитель (Соединять пальцы левой руки и правой руки с большими).

Сразу всех не называю (При этом малыши сжимают и разжимают кулачки несколько раз).

Вам продолжить предлагаю (дети вытягивают руки вперед, держа ладони обращенными вверх).

Далее воспитатель проводит стихотворный диалог с малышами: «Был сапожник?/Был!/Шил сапожки?/Шил!/Для кого сапожки?/Для соседской кошки!» это упражнение предназначено для улучшения четкости дикции и работы над выразительностью произношения предложений.

В занятии используются скороговорки для развития отчетливости произношения, правильности выговаривания различных звуков. При этом учитель вместе с ребятами стараются произносить определенные фразы. Вот пример скороговорки: «Кран протекший очень хочет подкрутить водопроводчик».

Важно! В течение всего занятия с детьми проводят разнообразные лексические упражнения.

Тематические стихи и скороговорки

Стихотворная форма подачи материала детям помогает им лучше усваивать материал. Поэтому важно использовать стихотворения и читать их вслух воспитателю совместно с детьми. Один из вариантов упражнений — загадывать стихотворные загадки.

Вот несколько примеров:

  • «Доктор но не для детей, а для птиц и для зверей. У него особый дар. Этот врач … .» (Ветеринар).
  • «Мы учим детишек читать и писать. Природу любить, стариков уважать.» (Учитель).
  • «На работе день-деньской, он командует рукой. Поднимает та рука. Сто пудов под облака.» (Крановщик на стройке).

Скороговорки позволяют не только совершенствовать словарный запас, но и дают возможность улучшать дикцию детям.

Могут быть использованы такие скороговорки:

  1. «Матросы в матросках. Матроски в полосках».
  2. «Два дровосека, два дроворуба на дворе дрова топорами рубят».
  3. «Ткет ткач ткани на платье Тане».

При работе с детьми в логопедическом занятии на тему «Профессии» может быть использована следующая игра. Она называется «Стихи-небылицы».

Ее целью являются: улучшение слухового внимания, совершенствование способности логически мыслить, развитие лексики детей, относящегося к теме профессий.

Игра состоит в том, что детям читают стихи о профессиях взрослых, причем в них воспитатель делает ошибочные утверждения. От малышей требуется, чтобы они определили, где правда, а где нет. При этом логопед и дети подробно обсуждают ответы.

Лексическая тема «Профессии» в старшей группе

Важно! В этом возрасте дети способны освоить не только начальные понятия о различных специальностях, но и приступить к созданию общих представлений о мире взрослых и месте, которая в нем занимает профессиональная деятельность.

Задачи занятия: формируем целостную картину мира

Малышей учат коротко рассказывать о профессиях. Во время занятия они больше узнают о видах занятий взрослых. Когда выполняются задания для детей логопедической группы по теме «Профессии», детей учат тому, что труд является необходимым, объясняют его общественную значимость.

Малыши тренируются образовывать от названий работников слова мужского и женского рода (военный и военная, воспитатель и воспитательница).

Обратите внимание! У ребят воспитывают способность распознавать речь на слух, совершенствуют зрительное восприятие, внимание. Им помогают развивать память, внимание и способность к связной речи.

В детях воспитывают активность, инициативность и способность к коллективному труду.

План-конспект занятия

При рассмотрении лексических тем в старшей группе сначала происходит тематическая физкультминутка.

Проводится беседа о том, что означает для взрослого человека профессия. Рассказывают о том, что профессии бывают разными, приводят соответствующие примеры. Говорят о необходимости зарабатывать деньги для покупки домашних вещей, которые необходимы семье.

Особенности усвоения звуковой стороны речи дошкольниками

Рассказывается история от имени малышей, которые спорили, чья профессия главнее. Воспитатель и дети обсуждают этот спор и дают свои ответы.

Проводится игра в рифму. Произносятся, например, фразы о профессиях, связанных с транспортом: «Поезд водит … (Машинист). Пашет поле … (Тракторист) …» Дети должны заканчивать каждую фразу.

Дети достают карточки из конвертов и видят изображения работающего человека. Они должны рассказать о его специальности.

Дети с помощью воспитателя составляют свои рассказы о различных профессиях, руководствуюсь примерным планом и картинками.

Проводится физкультминутка. При этом читаются стихи о профессиях, во время которых дети имитируют соответствующие движения.

Воспитатель приводит фразы, а дети угадывают, кто мог их произнести.

Малышам предлагают назвать работников в мужском и женском роде (например, летчик-летчица).

В заключение подводятся итоги, воспитатель напоминает детям, что нового они узнали.

Игровые технологии в обучении

В процессе работы с ребятам активно используются лексические упражнения, проводятся физкультминутки. Малышей учат самостоятельно составлять несложные рассказы о различных специальностях. Активно используются вопросы и загадки, на которые дети должны находить ответ.

Лексическая тема «Профессии» в подготовительной группе

В этом возрасте важно подготовить людей к школе, дать им знания о том, как живут взрослые люди.

Цель и задачи занятия

В занятиях с дошкольниками необходимо не только расширить словарный запас относящийся к рассматриваемой теме, но и сформировать кругозор, придать знаниям больше систематичности, развивать коммуникационные навыки детей, способность связно выражать свои мысли.

Виды деятельности

В это время по-прежнему важны физкультминутки и игровые моменты, однако особую важность приобретает формирование кругозора, умение выражать свои мысли и способность вести целенаправленный диалог с другими людьми.

Предварительная работа по изучению литературного материала

Учитель рассказывает детям об описаниях различных работников, которые имеются в детской литературе.

С детьми происходит чтение вслух тематических литературных произведений.

Оборудование

Когда рассматривается лексическая тема «Профессии» в подготовительной группе, нужны картинки в качестве раздаточного материала. На них должны быть изображены представители различных профессий.

Обратите внимание! У воспитателя должны быть подготовлены демонстрационные изображения по теме занятий. Может использоваться доска или ширма, на которой будет показан наглядный материал.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ПРОФЕССИИ».

https://www.liveinternet.ru/users/4619293/post215428872/

ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ : Названия разных профессий. Назначение разных профессий.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: врач, строитель, учитель, пожарник, фотограф, повар, парикмахер, милиционер, портной, сапожник, пекарь, писатель, летчик, водитель, библиотекарь, продавец, садовник, плотник, маляр, каменщик, электрик, крановщик, экскаваторщик, сварщик, стекольщик, мастер, архитектор, тракторист, комбайнер, доярка, птичница, педиатр, стоматолог, окулист, хирург, невропатолог, медсестра.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: добрый, внимательный, заботливый, ответственный, профессиональный, умелый, знающий, добросовестный, дисциплинированный;

ГЛАГОЛЫ: лечит, учит, воспитывает, тушит, фотографирует, варит, готовит, стрижет, укладывает, следит, шьет, чинит, кроит, печет, пишет, сочиняет, летает, водит, возит, выдает, принимает, продает, считает, ухаживает, выращивает, кладет, устанавливает, поднимает, управляет, красит, копает, строгает, стеклит, сваривает, сеют, сажают, копают.

ОДИН — МНОГО. Учитель — учителя — учителей. Врач — врачи — врачей. Продавец — продавцы — продавцов. Пекарь — пекари — пекарей. Фотограф — фотографы — фотографов. Портной — портные — портных. Доярка — доярки — доярок. Почтальон — почтальоны — почтальонов.

НАЗОВИ ПО ОБРАЗЦУ (детям от 6 лет): Он художник, а она — художница. Он учитель, а она — … . Он писатель, а она — … . Он проводник, а она — … . Он певец, а она — … . Он переводчик, а она — … .

КТО ЧТО ДЕЛАЕТ ? Учитель — учит читать, писать, считать. Пожарный — тушит пожар. Строитель — строит и ремонтирует дома. Маляр-штукатур — красит, белит, штукатурит. Фотограф — фотографирует. Повар — … . Портной — … . Парикмахер — … . Библиотекарь — … . Врач — … . Писатель — … . Водитель — … . Тракторист — … . Доярка — … . Птичница — … .

КОМУ ЧТО НАДО ДЛЯ РАБОТЫ ? Парикмахеру — ножницы, расческа, фен, бигуди. Врачу — лекарство, белый халат, градусник. Художнику — … . Учителю — … . Портному — … . Маляру — … . Рыболову — … . Продавцу — … . Садовнику — … . Плотнику — … . Доярке — … . Трактористу — … .

УГАДАЙ ПРОФЕССИЮ (детям от 6 лет). Кто носит багаж? (Носильщик.) Кто сваривает трубы? (Сварщик.) Кто вставляет стекло? (Стекольщик.) Кто работает на кране? (Крановщик.) Кто укладывает кирпичи? (Каменщик.) Кто точит ножи? (Точильщик.) Кто чинит часы? (Часовщик.) Кто работает на экскаваторе? (Экскаваторщик.) Кто красит стены? (Маляр.) Кто ухаживает за птицами? (Птичница). Кто сочиняет музыку? (Композитор.) Кто играет на рояле? (Пианист.)

ПУТАНИЦА. Маляр шьет одежду. Водитель управляет самолетом. Парикмахер вяжет кофту. Библиотекарь разносит почту. Фотограф сочиняет музыку. Тракторист шьет одежду.

ОПИШИ ПРОФЕССИЮ ПО ПЛАНУ: Название профессии. Какие инструменты нужны для работы по этой профессии. Что делает человек этой профессии.

НАЗОВИ (детям от 6 лет): Детского врача — … (педиатр). Зубного врача — … (стоматолог). Глазного врача — … (окулист). Врача, делающего операции, — … (хирург). Врача, лечащего нервы, — … (невропатолог). Помощник врача — … (медицинская сестра).

Медицинскую одежду — …(колпак, косынка, халат, перчатки). Медицинские инструменты — …(шприц, шпатель, пипетка, градусник, молоточек, пинцет).

Что такое профессия? (Дело, работа, занятие.) Назовите профессии своих родителей. Для чего нужны профессии? Кем вы хотите стать, когда вырастете? Для чего надо учиться профессиям? Где им обучаются?

МИНУТКА ОТДЫХА

Мы учим детишек читать и писать, Природу любить, стариков уважать. (Учитель.)

Встаем мы очень рано, ведь наша забота — Всех отвозить по утрам на работу. (Водитель.)

Наведет стеклянный глаз, Щелкнет раз — и помним вас. (Фотограф.)

С огнем бороться мы должны — С водою мы напарники. С нами будут не страшны Газы вам угарные. Мы очень людям всем нужны, Так кто же мы? — … (Пожарные).

Скажи-ка, кто так вкусно Готовит щи капустные, Пахучие котлеты, салаты, винегреты, Все завтраки, обеды? (Повар.)

ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО.

В сумке плотника найдешь молоток и острый … (нож). Инструмент любой у места – и рубанок, и … (стамеска).

С огнем бороться мы должны. Мы смелые работники. C водою мы напарники. Мы очень людям всем нужны. Так кто же мы? – … (пожарники).

Я бы летчиком-пилотом Непременно стать хотел, Я тогда на самолете До Москвы бы … (Долетел).

Бежит за иголкой торопливая нить Я все что угодно могу себе… (сшить).

Не трудно самой мне заштопать носок Карман починить, обметать… (поясок).

В нем пудов, наверно, тыща! Тяжеленный… (молотище).

Я не хвастая, скажу: Всех друзей омоложу! Идут ко мне унылые – С морщинками, со складками. Уходят очень милые – Веселые и гладкие. Значит я надежный друг, Электрический… (утюг).

В мире слов разнообразных, Что блестят, горят и жгут Золотых, стальных. Алмазных Нет священней слова … (труд).

В небо синее пилот поднимает… (самолет).

Выгнал коз на бугорок развеселый… (пастушок).

Рубанок в руки – работа другая: Сучки, закорючки рубанком… (строгаем).

Но не с кистью и ведром наш маляр приходит в дом: Вместо кисти он принес механический… (насос).

Чтоб не мокли люди под дождем Кровельщик железом покрывает… (дом).

Ходит кран подъемный – огромной высоты Подает на крышу железные… (листы).

Летят опилки белые, летят из-под пилы: Это плотник делает рамы и… (полы).

Надо хлеба нам купить иль подарок подарить – Сумку мы с тобой берем и на улицу идем. Мы проходим вдоль витрин и заходим в… (магазин).

Ну, а в этом магазине крендель, булки на витрине, С отрубями хлеб лечебный. Магазин зовется… (хлебный).

Каждый день газету в дом нам приносит… (почтальон). Семь молодцов удалых косцов косы точили, траву… (косили).

На глазах у детворы крышу красят… (маляры).

Доски на гору везем, будем строить новый… (дом) Кукол я лечу с утра. Я сегодня… (медсестра).

Красить комнаты пора. Пригласили… (маляра). Баруздин С.

Циркач умеет гарцевать, зверей и птиц… (дрессировать).

Ир-ир-ир-мой папа …(командир).

Южных рыбок нам привёз, юнга будущий… (матрос).

Не пила и не спала, грызла дерево… (пила).

Шьёт, зашивает и колется колко остроносая… (иголка).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]