Артикуляция звука Г
Артикуляция звука [Г] такая же, как и у звука [К], только с участием голоса. Губы нейтральны и принимают положение следующего гласного. Зубы разомкнуты. Кончик языка опущен и касается нижних резцов. Боковые края языка прижаты к задним верхним зубам. Задняя часть языка образует смычку с нёбом. Мягкое нёбо поднимается и закрывает проход в полость носа. Голосовые складки разомкнуты. Выдыхаемая струя взрывает смычку между языком и нёбом, в результате образуется характерный звук. Голосовые складки смыкаются и вибрируют.
Как научить ребенка различать звуки
Дети лучше всего воспринимают информацию, если она подается в игровой форме. Придумайте вместе с ребенком интересную историю, которая поможет объяснить сложные взаимоотношения между твердыми и мягкими согласными звуками.
Когда-то твердые и мягкие звуки жили они дружно. Не было между ними ни вражды, ни ссор, пока однажды амбициозная группа гласных, в которую вошли Е, Ё, Я, Ю и И, не захотела получить власть над всеми. Началась война, которая длилась долгие годы. А, О, У, Э и Ы сохраняли нейтралитет и предпочли держаться в стороне, потому что никак не могли принять чью-то сторону. Война затягивалась, поэтому гласные решили воспользоваться хитростью. Они обратились за помощью к мягкому знаку, который собственного звука вообще не имеет, но любит стравливать других между собой.
Эта вредная буква рассказала гласным о месте, в котором прятались согласные, а взамен потребовала ряд привилегий после успешного завершения военной компании. В результате согласные попали в окружение. Группа воинственно настроенных гласных выдвинула им ультиматум и согласным пришлось принять их условия. Война была проиграна и победители с помпой отметили свой успех.
Небольшая группа гласных получила безраздельную власть. Теперь они определяют, каким будет согласный звук: мягким или твердым. Точно такие же права получил и мягкий знак. Он теперь тоже может помыкать побежденными. Хотя в рядах согласных были и те, кто не захотел мириться с обстоятельствами. Все шипящие вместе с парочкой соратников не подняли белый флаг и ушли партизанить в леса. Покладистые согласные теперь строго подчиняются законам гласных, а несколько мятежников продолжают вести диверсионную деятельность, хотя и без особых результатов.
Эта незамысловатая история ярко демонстрирует особенности взаимоотношений гласных и согласных звуков. Имена бунтарей, которые мы упомянем дальше, стоит сразу же внести в черный список. За непокорность их до сих пор разыскивают гласные. Табличку с подписью «Разыскиваются» можно закрепить на холодильнике или возле рабочего стола маленького ученика.
Эта подсказка должна постоянно находиться перед глазами ребенка. Остальные согласные, которые подчинились победителям, теперь вынуждены становиться то мягкими, то твердыми в зависимости от своих соседей. Если за ними стоят гласные буквы Е, Ё, Я, Ю, И или Ь, то они становятся мягкими, потому что теряют волю перед победителями. Если же к ним на хвост села другая гласная (А, О, У, Э или Ы) или согласная, то они становятся твердым, так как чувствует поддержку.
Автоматизация звука [Г] в начале слов со слиянием согласных
Повторять слова чётко, выделяя голосом звук [г].
гнать гнуть гнев гнет гнездо
грач груша громко грива грибы
гвозди глушь глина глянец глазурь
глубина глазомер гладиолус грань гром грош груз гриб
грим гриф грамм груздь грунт
груша грамота гравер грызун гребень
Все непонятные ребёнку слова ВСЕГДА объясняем!!!
Автоматизация звука [Г] в середине слов
Повторять слова чётко, выделяя голосом звук [г].
яга нега нога рога снега
вьюга книга ватага радуга телега
навага отвага мотыга пирога лачуга
фрамуга бродяга благо огонь багор бугор вагон загон
гогот погон ноготь бегом кругом
иголка огород угодье погода разговор
нагорье бегония полигон агат багаж наган загар пугач
бригада делегат рогатина богатство могут прогул драгун лагуна фигура
ягуар чугун балагур лягушка попрыгунья
Все непонятные ребёнку слова ВСЕГДА объясняем!!!
Словосочетания со звуком г: повторять по 2-3 раза чётко, выделяя голосом звук [г].
гоголь-моголь гнилая груша
гребни гор огромный город
пограничный гарнизон игра органиста
гроздья винограда пергаментная бумага
громкий голос прогноз погоды
горные луга чугунная ограда
Упражнение «Придумай словосочетание по картинкам».Например: Говорящий попугай грязные сапоги
Слова, в которых два звука г.
Повторять слова чётко, выделяя голосом звук [г].
гага гангрена гоголь глагол
гагара гангстер гогот загогулина
Все непонятные ребёнку слова ВСЕГДА объясняем!!!
Предложения со звуками Г и Г’
Я его догнал и обогнал. Я мигом Олега догоню.
Гога долго болел гриппом. Галя гоняла голубей.
Голуби влетели в голубятню. Я бегу по лугу.
Галя загадала загадку. У Гоги — гаммы.
Гера играет на гобое. На Урале громадные гранитные горы.
В огороде на грядке растут огурцы. Гусь гогочет: «Га—га—га!»
Грачи вьют гнезда на дереве. В вагоны грузят арбузы.
На берегу стоят пингвины. Дорогу посыпают галькой.
На заводе гудит гудок. У Гоги — гири.
Гена помогает другу. Гена на гобое играет гимн.
На пороге вытри ноги. Листья герани испаряют достаточно влаги.
Вечная слава героям. На флаге — герб.
Из-за вьюги не придут подруги. На берегу Волги много лагерей.
Едят Гена и Галя геркулесовую кашу. Гена просит Геру сыграть на гитаре.
Галя надула губы. Детский лагерь находится у горы.
В городе висят красные флаги. У Гоги болит нога.
Упражнение «Придумай предложения по картинкам».Например: Гриша играет на гитаре.
Конспект занятия «Звуки Г, ГЬ и буква Г»
Цели:
Коррекционно-развивающие:
— познакомиться со звуками Г, ГЬ. — учить выделять звуки среди других звуков, в слогах, из состава слова, дифференцировать звуки по твёрдости и мягкости; -познакомить с графическим обозначением звуков — буквой Г; — совершенствовать навыки звуко-слогового анализа: умение определять место звука в слове; — способствовать развитию памяти, внимания, мышления, зрительного и тактильного восприятия;
Образовательные:
— учить детей спрягать глаголы; — продолжать учить детей правиьному употребдению в речи; прилагательных, согласовывая их с существительными в роде, числе, падеже; числительных,согласовывая их с существительными в роде, числе,падеже; -продолжать работу по профилактике дисграфии; упражнять в подборе антонимов; Воспитательные: -воспитывать организованность, дружелюбие, самостоятельность, критичное и осознанное отношение к речи; воспитывать потребность детей к правильной речи.
Оборудование:
Разрезные картинки со звуком Г, альбом 2 «Я учусь говорить и читать» стр.27,29, зеркала, картинка гуся, гусёнка, фонарики: синий – зелёный, конверты с элементами буквы Г, предметная картнка Ганса.
Ход занятия:
1. Орг. момент -Откройте конвертики, у вас разрезаны картинки. -Соберите картинки. -Назовите свои картинки, выделяя голосом 1 звук. ( дети называют картинки) — Назовите, какой звук есть во всех этих словах? ( Г) Сегодня на занятии мы познакомимся со звуками Г – ГЬ и буквой Г. 2.1) Знакомство со звуками Г-ГЬ. -Отгадайте мою загадку: По лужку он важно бродит, Из воды сухим выходит, Носит красные ботинки, Дарит мягкие перинки. Кто это? ( гусь) -Как гогочет гусь? (га-га-га) -Назовите 1 звук в слоге: га? Поставьте зеркала, произнесите звук Г, обратите внимание в каком положении у вас губы, зубы, где находится кончик языка. (губы в улыбке, зубы разомкнуты, кончик языка лежит внизу и отодвинут от нижних зубов) Ещё раз произнесите звук Г и скажите, при произнесении звука Г встречается ли преграда? -Что мешает? ( воздушная струя разрывает преграду между спинкой языка и нёбом) А если встречается преграда, значит звук Г какой? -А теперь проверьте звонкий или глухой? ( голос включается) -А в слоге ГА, звук Г твёрдый или мягкий? -Расскажите про звук Г. -Скажите, как зовут детёныша у гуся? ( гусёнок) -А гусёнок гогочет: ГЯ-ГЯ-ГЯ -Как гогочет гусёнок: ГЯ -Назовите 1 звук в слоге ГЯ? ГЬ -Расскажите про звук ГЬ.
2. Упражнение в произношении звуков Г-ГЬ.
Откройте учебники по закладке, посмотрите в верхнем левом углу у вас нарисован гусь и гусёнок Гусь гогочет: ГА-ГА-ГА А гусёнок: ГЯ-ГЯ-ГЯ (дети строят из пальцев рук гусей и произносят звуки) А в правом верхнем углу: Юпик руки вверх поднял, Нам 2 фишки показал. -Почему Юпик поднял 2 фишки? Сейчас мы отправимся в путешествие. А кто будет путешествовать вместе с нами вы должны догадаться, я назову слово по звукам, а вы должны сказать кто это : Г, А, Н, С.
3. Выделение звука.
А) Ловим звук: среди других звуков: О, К, Г, Б, М, Ш, …. Б) среди слогов: ГА, ДА, ТО, ДО, ГО,ГУ, ЛЫ, АГ, АШ, АМ, ОГ, ОК, ОБ В) Посмотрите на картинку в учебнике «Ганс собирается в дорогу» -Назовите слова со звуком Г. -Назовите слова со звуком ГЬ.
4. Введение сюжета в занятие.
Гансу гном принёс подарки- Пироги, варенье в банке. Угощенье Ганс принял, А спасибо не сказал. -За это гном Ганса превратил в крошечного мальчика и сказал: «Если пройдёшь через все испытания, станешь опять большим» Физминутка. Сначала буду маленьким, К коленочкам прижмусь. Потом я вырасту большим, До лампы дотянусь Вот я какой: Маленький-большой!
5. Ганс идёт по лугу и проговаривает предложения. Давайте и мы поможем Гансу договорить предложения.
Я гуляю по лугу. Ты …… Вы….. Мы…. Он…. Она….. Они….
6. Дифференциация звуков Г -ГЬ
А мы с вами будем в дороге светить фонариками для Ганса. Игра «Зажги фонарик» Если услышите в слове звук Г – поднимите синий фонарик, а если ГЬ – зелёный. ГУСИ, ГЕНА, ШАГИ, НОГИ, ГАРАЖ, ГИРЯ, ГЕРОЙ, ГНОМ, ЛУГА, ГРАЧ, ГОРОХ, ГИТАРА. (объясняют какой звук, место звука в слове) Молодцы, мы помогли пройти 1 испытание Гансу.
7. Игра «Наоборот»
А вот вам задание — 2 испытание: Скажите слова наоборот: В них Г поставте вперёд: Тихий – громкий, чистый — …, весёлый -…, умный -…., сытый -…. редкий -…. мелкий -…., шершавый -… Молодцы, мы помогли пройти Гансу 2 испытание.
8. Звуко-слоговой анализ слов.
Ганс плывёт на корабле. Вдруг на море буря. Ганс воскликнул: «Быть беде! Неужто утону я?» -Надо спасти Ганса. Мимо тонущего корабля проплывает яхта капитана Врунгеля. Капитан Врунгель бросает Гансу спасательные круги. Ганс поймает круги, когда будут составлены схемы слов: Ганс, гуси. Молодцы, мы опять помогли Гансу.
9. Знакомство с буквами Г г.
-Напомните о каких звуках мы сегодня говорим? -Расскажите о звуке Г, ГЬ. Звуки Г, ГЬ обозначаются буквой Г. Рассмотрите букву в голубой рамочке. -На что похожа буква? -Посмотрите на гусыню в левом верхнем углу страницы. Она вытянула шею, изображая букву Г. Вот и вы с помощью руки покажите букву Г. Посчитайте сколько букв Г нарисовано в учебнике? Возьмите конверты и постройте из элементов букву Г. А теперь пальчиком проведите по букве и напишите её. Молодцы мы с вами выполнили ещё одно испытание: построили буквы.
10. Образование множественного числа существительных.
И последнее испытание. Игра « Один — Много» Огурец – огурцы, голубь — ……., ягода -….., луг -……, магазин -….., город -….., гараж-….., гусь -……гость -……, гроза -……, гора -……, газета -…..попугай -…..
11. Сисчитай предметы , чётко произнося звук Г.
Один голубь, 2…, 5, Одна пуговица, 2,5, Одно гнездо, 2,5. Молодцы, ребята все испытания мы выполнили.
12. Итог занятия.
Ганса гном расколдовал, Прежний рост ему отдал. Воротился Ганс домой Он не маленький – большой! — С какими звуками мы сегодня познакомились? -Расскажите о звуке Г, ГЬ. -Какой буквой обозначены звуки Г,ГЬ? -Придумайте слова со звуками Г,ГЬ.
Автор материала: Минина Наталия Николаевна
Также по теме:
Конспект логопедического занятия тема: Звуки М – Мь. Зима