Логопедическое занятие на тему «Знакомство с органами артикуляции. Артикуляционная гимнастика»


Заказать звонок

Речевой аппарат

— это совокупность и взаимодействие органов человека, необходимых для производства речи. Он состоит из двух отделов: центрального и периферического. Центральный отдел — это головной мозг с его корой, подкорковыми узлами, проводящими путями и ядрами соответствующих нервов. Периферический отдел — это вся совокупность исполнительных органов речи, включающая в себя кости, хрящи, мышцы и связки, а также периферические чувственные и двигательные нервы, при помощи которых осуществляется управление работой указанных органов.

Периферический речевой аппарат состоит из трех основных отделов, которые действуют совокупно.

1-й отдел

— дыхательные органы, поскольку все звуки речи образуются только при выдохе. Это легкие, бронхи, трахея, диафрагма, межреберные мышцы. Легкие опираются на диафрагму — эластичную мышцу, которая в расслабленном состоянии имеет форму купола. Когда диафрагма и межреберные мышцы сокращаются, объем грудной клетки увеличивается и происходит вдох, когда расслабляются — выдох;

2-й отдел

— органы речи пассивные — это неподвижные органы, служащие точкой опоры для активных органов. Это зубы, альвеолы, твердое небо, глотка, полость носа, гортань. Они оказывают наибольшее влияние на технику речи;

3-й отдел

— органы речи активные — это подвижные органы, производящие основную работу, необходимую для образования звука. К ним относятся язык, губы, мягкое небо, маленький язычок, надгортанник, голосовые связки. Голосовые связки — это два небольших пучка мускулов, прикрепленные к хрящам гортани и расположенные поперек нее почти горизонтально. Они эластичны, могут быть расслабленными и напряженными, могут раздвигаться на разную ширину раствора;

Первый отдел периферического речевого аппарата служит для подачи струи воздуха, второй — для образования голоса, третий является резонатором, дающим звуку силу и окраску и таким образом образующим характерные звуки нашей речи, которые возникают в результате деятельности отдельных активных частей артикуляционного аппарата. К последним относятся нижняя челюсть, язык, губы и мягкое нёбо.

Нижняя челюсть опускается и поднимается; мягкое нёбо поднимается и опускается, таким образом, закрывая и открывая проход в носовую полость; язык и губы могут принимать самые разнообразные положения. Изменение положения речевых органов влечет за собой образование затворов и сужений в различных частях артикуляционного аппарата, благодаря чему и определяется тот или иной характер звука.

Язык богат мышцами, делающими его весьма подвижным: он может удлиняться и укорачиваться, делаться узким и широким, плоским и выгнутым.

Мягкое нёбо, или нёбная занавеска, оканчивающееся маленьким язычком, лежит вверху ротовой полости и является продолжением твердого нёба, начинающегося у верхних зубов альвеолами. Нёбная занавеска имеет способность опускаться и подниматься и таким образом отделять глотку от носоглотки. При произнесении всех звуков, кроме м и н, нёбная занавеска поднята. Если нёбная занавеска почему-либо бездействует и не поднята, то звук получается носовой (гнусавый), так как при опущенной нёбной занавеске звуковые волны проходят преимущественно через носовую полость.

Нижняя челюсть благодаря ее подвижности является весьма важным органом артикуляционного (звукопроизносительного) аппарата, так как способствует полному развитию ударных гласных звуков (а, о, у, э, и, ы).

Болезненное состояние отдельных частей артикуляционного аппарата отражается на правильности резонирования и четкости произносимых звуков. Поэтому для воспитания необходимой артикуляции все органы, принимающие участие в образовании звуков речи, должны работать правильно и согласованно.

Органы речи представлены на следующем рисунке:

1 — твердое небо; 2 — альвеолы; 3 — верхняя губа; 4 — верхние зубы; 5 — нижняя губа; 6 — нижние зубы; 7 — передняя часть языка; 8 — средняя часть языка; 9 — задняя часть языка; 10 — корень языка; 11 — голосовые связки; 12 — мягкое небо; 13 — язычок; 14 — гортань; 15 — трахея.

Ознакомление детей с основными органами артикуляционного аппарата

(проводится как целое занятие)

Тема. Знакомство с органами артикуляционного аппарата и их основными движениями.

Цель. Познакомить детей с основными органами артикуляционного аппарата: ртом, губами, зубами, языком, нёбом и с основными движениями языка (поднимать язык вверх, опускать вниз, направлять к углам рта).

Краткое описание

Воспитатель, обращаясь к детям, спрашивает: «Чем мы говорим? («Ртом».) Правильно, ртом. А чем мы снимаем пищу с ложки? («Губами».) А чем кошка лакает молоко? («Язычком».) Вот и послушайте сказку о Веселом язычке.

Жил да был Веселый язычок, У него был домик. Домик был очень интересный. Что это за домик? Это рот. Вот какой интересный дом был у Веселого язычка. Чтобы Веселый язычок не выбегал, его домик всегда был закрыт. А чем закрыт домик? Губами. Но кроме одной дверки, у этого домика есть вторая дверка. (Улыбается и показывает детям зубы.) Как называется эта дверка? («Зубы».) Но чтобы увидеть вторую дверку, надо научиться правильно открывать первую дверку. (Улыбается, показывая верхние и нижние передние зубы.)

Однажды захотелось Веселому язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Сначала открылась первая дверка (приоткрывает губы и предлагает детям сделать то же самое), а затем вторая. И Язычок высунулся, но не весь, а только кончик. Показался Язычок и спрятался — холодно на улице, лето прошло.

В домике у Веселого язычка есть постелька, где он спит. (Обращает внимание детей на то, как спокойно лежит язык.) Пока не будем его будить, пусть Язычок спит. Закроем сначала вторую дверку, а затем первую.

Наш Язычок очень веселый, он любит веселиться, прыгать. Да так прыгать, чтобы доставать до потолка и щелкать. (Обращает внимание детей, что потолок — это нёбо. Просит погладить нёбо языком.)

На следующий день Язычок решил еще раз проверить, не стало ли теплее. Когда все дверки были открыты, Язычок выглянул, посмотрел влево, вправо, вверх, вниз и, почувствовав, что стало холоднее, ушел в свой домик. Сначала закрылась одна дверка, а затем вторая. Вот и вся сказка про Веселого язычка».

Воспитатель просит детей показать, как открывались и закрывались дверки домика, как спал Язычок, как он смотрел влево, вправо, вверх, вниз.

Методические указания. Во время занятия обращать внимание на каждого ребенка, проверять, как он выполняет упражнения.

Развитие речевого дыхания

Тема. Развитие длительного целенаправленного ротового выдоха.

Цель. Добиваться умения направлять воздушную струю посередине языка.

Предшествующая работа. У детей отрабатывался длительный ротовой выдох.

Подготовительная работа. Воспитатель заготавливает стеклянные пузырьки (по количеству детей) высотой примерно 7 см, диаметром горлышка 1—1,5 см, прикрепляет к ним наклейки с именами детей.

Игра «Чей пароход лучше гудит?»

Краткое описание

Каждому ребенку дают чистый пузырек. Воспитатель говорит: «Дети, послушайте, как гудит мой пузырек, если я в него подую. (Гудит.) Загудел как пароход. А как у Миши загудит пароход?» Воспитатель по очереди обращается к каждому ребенку, а затем предлагает погудеть всем вместе.

Методические указания. Чтобы погудеть в пузырек, надо слегка высунуть кончик языка так, чтобы он касался края горлышка. Пузырек касается подбородка. Струя воздуха должна быть длительной и идти посередине языка. Если гудок не получается, значит, ребенок не соблюдает одно из данных требований. Каждый ребенок может дуть лишь несколько секунд, чтобы не закружилась голова.

Звук и.

Описание правильной артикуляции

губы в улыбке;

зубы сближены, но не сомкнуты, передние зубы обнажены;

кончик языка упирается в нижние резцы. Боковые края языка касаются верхних коренных зубов. Передняя часть спинки языка поднята к твердому нёбу, задняя часть спинки опущена;

мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки так, что проход в носовую полость закрыт; воздушная струя идет через рот;

голосовые связки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос (см. рис. на заднем форзаце).

I этап работы

(проводится как часть занятия)

Тема. Подготовка артикуляционного аппарата для правильного произношения звука и.

Цель. Вырабатывать у детей умение ненапряженно улыбаться, показывая верхние и нижние передние зубы.

Предшествующая работа. Детей уже познакомили с тем, что губы могут открывать и закрывать зубы, что они могут вытягиваться вперед трубочкой.

Подготовительная работа. Продумать объяснение для тех детей, которые будут улыбаться напряженно или не обнажая зубы. (Эту игру лучше провести перед рассказыванием сказки.)

Игра «Кто умеет улыбаться?»

Краткое описание

Дети сидят полукругом. Воспитатель говорит: «Когда мы радуемся, мы улыбаемся. Вот так. (Показывает, как надо улыбаться.) Когда мы хорошо улыбаемся, мы показываем зубы. Улыбнитесь, дети». Дети улыбаются, воспитатель следит, чтобы у всех были видны зубы, затем спрашивает: «Дети, вы хотите, чтобы к нам в гости пришел Петрушка? («Да».) Вы рады ему?» («Рады».)

Воспитатель показывает Петрушку и просит: «Улыбнитесь ему». Дети улыбаются. Затем он прячет Петрушку: «Дети, Петрушка спрятался, и вы спрячьте свои зубы, закройте их губами. А когда он снова покажется, опять улыбнитесь ему. Теперь спрячьте зубы, закройте их губами, сидите тихо и послушайте сказку».

Методические указания. Игра повторяется 3—4 раза. Воспитатель следит за тем, чтобы дети улыбались естественно, без напряжения, показывая зубы. (Чтобы у воспитателя при показе получилась хорошая улыбка, он про себя произносит звук и.)

II этап работы

(проводится как часть занятия)

Тема. Уточнение произношения звука и, развитие речевого дыхания.

Цель. Добиваться длительного произношения звука и на одном выдохе.

Предшествующая работа. Дети научились улыбаться, обнажая верхние и нижние зубы, что необходимо для правильного произношения звука и.

Подготовительная работа. Продумать, какие указания давать детям, если они будут воспроизводить звук и неправильно; с каким видом работы можно сочетать на занятии эту игру.

Игра «Лошадки»

Краткое описание

Дети, изображая лошадок, стоят в конюшне (отгороженный стульями угол комнаты). Воспитатель говорит: «Наступило утро, все лошадки идут гулять». Дети друг за другом идут по комнате, высоко поднимая ноги, как лошадки. По сигналу «лошадки, домой» дети произносят: «иии…» — и друг за другом быстро бегут в конюшню.

Методические указания. Во время игры воспитатель следит за тем, чтобы дети произносили звук и длительно.

III этап работы

(проводится как целое занятие)

Тема. Воспитание четкого произношения звука и в словах, развитие фонематического слуха.

Цель. Упражнять детей в четком произношении звука и в словах, учить произносить его более длительно.

Предшествующая работа. Детей учили четко произносить изолированный звук и.

Подготовительная работа. Подобрать предметы или картинки, в названии которых имеется звук и, например: мишка, вилка, слива, вишни, пирамидка, коньки, сапоги, филин, птица, книга, чулки и т. д. Надо подбирать слова, доступные пониманию детей данного возраста и с ударением на звуке и. Количество предметов или картинок должно соответствовать числу детей.

Игра «Покажи и назови»

Краткое описание

Воспитатель показывает детям красивую коробку с предметами, игрушками или картинками, в названии которых есть звук и. Первый предмет достает сам и, показывая его, называет четко и громко. Потом дети по очереди достают предметы и, показывая всем, громко называют их. Названия отдельных предметов можно повторить всем вместе.

Методические указания. Называя предмет, воспитатель голосом выделяет звук и, фиксируя на нем внимание детей. Надо следить, чтобы дети тоже немного выделяли звук и, произнося его несколько длительнее других звуков.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]