Презентация «Периодизация речевого развития»
Воскресенская Марина Олеговна
Презентация «Периодизация речевого развития»
Периодизация речевого развития. Характеристика последовательных этапов речевого развития в детском возрасте
В.Гумбольдт: «Усвоение детьми языка не есть приспособление слов, их складывание в памяти и оживление с помощью речи, но развитие языковой способности с возрастом и упражнением».
Процесс формирования речевой деятельности в онтогенезе в концепции «речевого онтогенеза»
А. А. Леонтьева подразделяется на ряд последовательных
периодов или «стадий»
.
1-й — подготовительный (с момента рождения до года)
;
2-й — преддошкольный (от года до 3 лет)
;
3-й — дошкольный (от 3 до 7 лет)
;
4-й — школьный (от 7 до 17 лет)
.
Первый этап формирования речи охватывает первые три года жизни ребенка. Развитиедетской речи до трех лет в свою очередь подразделяется на три основных этапа:
1. доречевой этап (первый год жизни, в котором выделяются периоды гуления и лепета,
2. этап первичного освоения языка (дограмматический)
— второй год жизни и
3. этап усвоения грамматики (третий год жизни)
.
А. А. Леонтьев указывает, что временные рамки этих этапов крайне вариативны; кроме того, в развитии детской речи имеет место акселерация — сдвиг возрастных характеристик на более ранние возрастные этапы онтогенеза.
Язык представляет собой систему специальных знаков и правил их сочетания. Помимо внутреннего содержания знаки языка имеют и внешнюю форму — звуковую и письменную.
Ребенок начинает освоение языка с освоения звуковой формы выражения языкового знака.
Освоение артикуляции звуков речи — очень сложная задача, и хотя ребенок начинает «упражняться»
в произнесении звуков уже с полугора-двухмесячного возраста, для овладения
речепроизносительными навыками ему требуется три-четыре года. У всех нормально развивающихся детей существует определенная последовательность в освоении звуковой формы языка и в развитии предречевых реакций: гуление, «свирель»
, лепет и его
«усложненный вариант»
— модулированный лепет.
Ребенок появляется на свет, и свое появление он знаменует криком. Крик — первая голосовая реакция ребенка. И крик, и плач ребенка активизируют деятельность артикуляционного, голосового, дыхательного отделов речевого аппарата.
Для ребенка первого года жизни «речевой тренинг»
в произнесении звуков — это своего рода игра, непроизвольное действие, которое доставляет ребенку удовольствие. Ребенок упорно, на протяжении многих минут, может повторять один и тот же звук и таким образом упражняться в его артикулировании.
Период гуления отмечается у всех детей. Уже в 1,5 месяца, а затем — в 2—3 месяца ребенок проявляет голосовые реакции в воспроизведении таких звуков, как а-а-бм-бм, блъ, у-гу, бу и т. д. Именно они позднее становятся основой для становления членораздельной речи. Гуление у всех детей народов мира одинаково.
В 4 месяца усложняются звуковые сочетания: появляются новые, типа гн-агн, ля-аля, рн и т. п. Ребенок в процессе гуления как бы играет со своим артикуляционным аппаратом, несколько раз повторяет один и тот же звук, получая при этом удовольствие. Гулит ребенок тогда, когда он сухой, выспавшийся, накормлен и здоров. Если рядом находится кто-то из родных и начинает «разговаривать»
с малышом, тот с удовольствием слушает звуки и как бы
«подхватывает»
их. На фоне такого положительного эмоционального контакта малыш начинает подражать взрослым, пытается разнообразить голос выразительной интонацией.
Чтобы развить навыки гуления, педагоги рекомендуют родителям и так называемое «зрительное общение»
, во время которого ребенок всматривается в мимику взрослого и пытается воспроизводить ее. В большинстве случаев при первых проявлениях гуления его родители начинают разговаривать с младенцем. Ребенок подхватывает услышанные им звуки из речи взрослых и повторяет их. В свою очередь взрослый повторяет за ребенком его
«речевые»
реакции. Такое взаимное подражание способствует быстрому
развитию все более сложных предречевых реакций ребенка. Предречевые реакции, как правило, недостаточно хорошо развиваются в тех случаях, когда с ребенком хотя и занимаются, но он не может слышать себя и взрослого. Например, если в комнате звучит громкая музыка, разговаривают между собой взрослые люди или шумят другие дети, ребенок очень скоро умолкает. Есть еще одно важное условие нормального развития предречевых реакций: ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, доступные для восприятия движения органов артикуляции разговаривающего с ним человека.
По данным ряда экспериментальных исследований, уже к 6 месяцам звуки, произносимые детьми, начинают напоминать звуки их родного языка.
В период гуления звуковая сторона детской речи лишена четырех важнейших особенностей, присущих речевым звукам: а) коррелированности; б) «фиксированной»
локализации (
«стабильной»
артикуляции); в) константности артикуляционных позиций (имеет место большой и в значительной мере случайный
«разброс»
артикуляций); г) релевантности, т. е. соответствия этих артикуляций орфоэпическим
(фонетическим)
нормам родного языка.
Только в период лепета (который выражается в произнесении сочетаний звуков, соответствующих слогу, и продуцировании различных по объему и структуре слоговых рядов) эти нормативные особенности звукопроизношения постепенно начинают проявляться. В этот период складывается «синтагматическая организация»
речи: формируется
«структурация»
слога, отмечается разделение потока речи на слоговые кванты, что свидетельствует о формировании у ребенка физиологического механизма слогообразования.
Через 2—3 месяца речевые проявления ребенка получают новое «качество»
. Появляется своеобразный эквивалент слова, а именно — замкнутая последовательность слогов, объединенная акцентуацией, мелодикой и единством уклада артикуляционных органов. Псевдослова не имеют еще предметной отнесенности и служат исключительно для выражения той или иной
«витальной»
потребности или еще не полностью осознанного
«оценочного»
отношения к внешнему миру.
При нормальном развитии ребенка «гуление»
в 6—7 месяцев постепенно переходит в лепет. В это время дети произносят слоги типа ба-ба, дя-дя, де-да и т. д., соотнося их с определенными окружающими людьми. В процессе общения со взрослыми ребенок постепенно пытается подражать интонации, темпу, ритму, мелодичности, а также воспроизводить ряды слогов; расширяется объем лепетных слов, которые ребенок пытается повторить за взрослыми.
В 8,5—9 месяцев лепет уже имеет модулированный характер с разнообразными интонациями.Но не у всех детей этот процесс однозначен: при снижении слуховой функции гуление «затухает»
, и это нередко является диагностическим симптомом.
В возрасте девяти-десяти месяцев происходит качественный скачок в речевом развитии ребенка. Появляются первые «нормативные»
, предметно отнесенные слова. Круг артикуляций в течение двух-трех месяцев не расширяется,равно как нет отнесения звуков к новым предметам или явлениям: при этом тождество употребления псевдослова обеспечивается не только и не столько тождеством артикуляции, сколько тождеством звукового облика целого слова. В возрасте 10-12 месяцев ребенок все существительные употребляет в именительном падеже в единственном числе. Попытки связать два слова во фразу
(Мама, дай)
появляются позднее
(примерно в полтора года)
. Затем усваивается повелительное наклонение глаголов
(Иди-иди! Дай-дай)
. Традиционно считается, что, когда появляются формы множественного числа, начинается овладение грамматикой. В зависимости от индивидуальных различий в темпах психофизического и познавательного
развития, все дети по-разному продвигаются и в своем языковом развитии.
«Приостановка»
фонетического
развития в этот период «речевого онтогенеза»(на срок в 3-4 месяца)
связана со значительным увеличением числа слов активного словаря. В речи ребенка появляется языковой знак. Слово начинает выступать как структурная единица языка и речи.
Усвоение ребенком последовательности звуков в слове есть результат выработки системы условных связей. Ребенок подражательным путем заимствует определенные звукосочетания из речи окружающих людей. При этом, осваивая язык как целостную систему знаков, ребенок осваивает звуки сразу как фонемы. Ребенок достаточно быстро схватывает существенные признаки звуков своего языка.
По данным ряда исследований, фонематический слух формируется в очень раннем возрасте. Сначала ребенок учится отделять звуки окружающего мира (скрип двери, шум дождя, мяуканье кошки)
от звуков обращенной к нему речи. Ребенок активно ищет звуковое обозначение элементов окружающего мира, улавливая их из уст взрослых. Однако он использует заимствованные у взрослых фонетические средства языка
«по-своему»
. Можно предположить, что дети при этом используют свою
«строго упорядоченную систему»
.
Ребенок в процессе освоения языка создает собственную промежуточную языковую систему. Впоследствии звонкость (определяемая звучностью голоса)
становится контрастным дифференциальным признаком
речевого звука, что позволит ребенку удвоить свой запас классов согласных. Ребенок не в состоянии заимствовать такое правило у взрослых. Причина не в том, что ребенок не умеет произносить, скажем, звук [д] — он умеет его произносить, но считает, что этот звук может стоять только в начале слова. Позже данная «система правил»
корректируется, и ребенок
«доводит»
ее до системы языка взрослого. Когда речь идет о фонетической стороне речи, ясно, что ребенку даже необязательно уметь произносить звук, чтобы адекватно воспринимать его дифференциальные признаки.
Сначала ребенок овладевает чисто внешней структурой знака, которая впоследствии, в процессе оперирования знаками, приводит ребенка к правильному функциональному его употреблению. В целом же говорить о сформированности артикуляционного аппарата можно только при достижении ребенком пяти-шести лет.
В период первоначального усвоения языка расширяется объем лепетных и полнозначных слов в активном словаре ребенка. Данный этап характеризуется повышенным вниманием ребенка к речи окружающих, заметно возрастает его речевая активность. Употребляемые ребенком слова чаще всего «многозначны»
; одновременно одним и тем же словом или сочетанием ребенок обозначает несколько понятий.
После полутора лет наблюдается рост активного словаря детей, появляются первые предложения, состоящие из целых слов и аморфных слов-корней.
Педагогические наблюдения показывают,что дети не сразу овладевают правильным воспроизведением знаков языка: одни явления языка усваиваются раньше, другие позже. Чем проще по звучанию и структуре слово, тем легче оно запоминается ребенком. В этот периодособенно важную роль играет совокупность следующих факторов:
а) имитация речи окружающих;
б) сформированность сложной системы функциональных механизмов, обеспечивающих осуществление речи;
в) условия, в которых воспитывается ребенок (психологическая обстановка в семье, внимательное отношение к ребенку, полноценное речевое окружение, достаточное общение с взрослыми).
Анализируя количественные показатели роста лексического запаса детей в этот период,можно привести следующие данные педагогических наблюдений и психолого-педагогических исследований: в полтора года объем словарного запаса детей составляет 30-50 слов, к концу второго года — 80-100 слов, к трем годам — примерно 300-400 слов.
Характерным показателем активного речевого развития детей на этом этапе является также постепенное усвоение ими грамматических категорий.
Можно выделить в этот период отдельный «подэтап «физиологического аграмматизма»
, когда ребенок пользуется в общении предложениями без соответствующего грамматического оформления составляющих их слов и словосочетаний. При нормальном
речевом развитии этот период длится от несколько месяцев до полугода.
В преддошкольный период речевого развитияу детей проявляются разнообразные фонетические нарушения: многие звуки родного языка они пропускают, переставляют, заменяют более простыми по артикуляции. Эти недостатки речи (определяемые понятием «физиологическая дислалия»
) объясняются возрастным несовершенством артикуляционного аппарата, а также недостаточным уровнем
развития фонематического восприятия. Вместе с тем, характерным для этого периода является достаточно уверенное воспроизведение детьми интонационно-ритмических, мелодических контуров слов.
Н. С. Жукова отмечает, что качественный скачок в развитии речи ребенка происходит с момента появления у него возможности правильно строить несложные предложения и изменять слова по падежам, числам, лицам и временам. К концу преддошкольного периода дети общаются между собой и окружающими, используя структуру простого распространенного предложения, употребляя при этом наиболее простые грамматические категории речи.
Родители и воспитатели должны быть информированы о том, что наиболее благоприятный и интенсивный период в развитии речи ребенка падает на первые 3 года жизни. Именно в этот период все функции центральной нервной системы, обеспечивающие формирование системы условно-рефлекторных связей, лежащих в основе постепенно складывающихся речевых и языковых навыков, наиболее легко поддаются направленному педагогическому воздействию. Если условия развития в это время неблагоприятны, то формирование речевой деятельности может задерживаться.
Многие родители оценивают речевое развитие своего ребенка только по степени правильности звукопроизношения. Такой подход является ошибочным, поскольку показателем становления детской речи является своевременное развитие у ребенка способности использовать свой лексический запас в речевом общении с окружающими, в разных структурах предложений. Уже к 2,5-3 годам дети пользуются трех-четырех-словными предложениями, используя различные грамматические формы.
Дошкольный этап «речевого онтогенеза»
характеризуется наиболее интенсивным
речевым развитием детей. Нередко наблюдается качественный скачок в расширении словарного запаса. Ребенок начинает активно пользоваться всеми частями речи; в структуре складывающейся в этот период языковой способности постепенно формируются навыки словообразования.
Процесс усвоения языка протекает столь динамично, что после 3-х лет дети с хорошим уровнем речевого развития свободно общаются не только при помощи грамматически правильно построенных простых предложений, но и некоторых видов сложных предложений; речевые высказывания уже строятся с использованием союзов и союзных слов.
В это время активный словарь детей достигает 3-4-х тысяч слов, формируется более дифференцированное употребление слов в соответствии с их значениями; дети овладевают навыками словоизменения и словообразования.
В дошкольный период наблюдается достаточно активное становление фонетической стороны речи, дети овладевают умением воспроизводить слова различной слоговой структуры и звуконаполняемости. Если и отмечаются при этом отдельные ошибки, то встречаются они, как правило, в наиболее трудных для воспроизведения, малоупотребительных или незнакомых детям словах. При этом достаточно всего 1—2 раза поправить ребенка, дать образец правильного произношения и организовать небольшую «речевую практику»
в нормативном произнесении слова, как ребенок достаточно быстро введет это новое слово в свою самостоятельную речь.
Развивающийся навык речеслухового восприятия помогает контролировать собственное произношение и слышать ошибки в речи окружающих. В этот период у детей формируется «чувство языка»
, что обеспечивает правильное употребление в самостоятельных высказываниях всех грамматических категорий и форм слов.
К концу дошкольного периода развития речевой деятельности дети в норме овладевают развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной. Отступления от орфоэпических норм устной речи не имеют стойкого фиксированного характера и при соответствующей педагогической «корректировке»
со стороны взрослых достаточно быстро устраняются.
Достаточный уровень развития фонематического слуха позволяет детям овладеть навыками звукового анализа и синтеза, что является необходимым условием усвоения грамоты в период школьного обучения.
В преддошкольном периоде речь ребенка как средство общения со взрослыми и другими детьми непосредственно связана с конкретной наглядной ситуацией общения. Осуществляясь в диалогической форме, она носит выраженный ситуативный характер. С переходом к дошкольному возрасту, появлением новых видов деятельности, новых отношений со взрослыми происходит дифференциация функций и форм речи. У ребенка возникает форма речи-сообщения в виде рассказа-монолога о том, что с ним происходило вне непосредственного контакта со взрослым. С развитием самостоятельной практической деятельности у ребенка появляется потребность в формулировании собственного замысла, в рассуждении по поводу способа выполнения практических действий. Возникает потребность в речи, которая понятна из самого речевого контекста — связной контекстной речи. Переход к этой форме речи определяется, прежде всего, усвоением грамматических форм развернутых высказываний. Одновременно происходит и дальнейшее усложнение диалогической формы речи как в отношении ее содержания, так и в плане возросших языковых возможностей ребенка, активности и степени его участия в процессе Живого речевого общения.
С 5-6 лет ребенок начинает интенсивно овладевать монологической речью. В старшем дошкольном возрасте заметно снижается характерная для младших дошкольников ситуативность речи. Уже с 4 лет детям становятся доступны такие виды монологической речи, как описание и повествование, а на 7-ом году жизни — и короткие рассуждения. Высказывания детей 5-6 лет уже достаточно распространенные и информативные, в них присутствует определенная логика изложения. Нередко в их рассказах появляются элементы фантазии, желание придумать эпизоды, которых в их жизненном опыте еще не было.
Однако полноценное овладение детьми навыками монологической речи возможно только в условиях целенаправленного обучения. К необходимым условиям успешного овладения монологической речью относится формирование специальных мотивов, потребности в употреблении монологических высказываний; сформированность различных видов контроля и самоконтроля, усвоение соответствующих синтаксических средств построения развернутого сообщения. Овладение монологической речью, построением развернутых связных высказываний становится возможным с возникновением регулирующей, планирующей функций речи. Исследования показали, что дети старшего дошкольного возраста способны овладевать навыками планирования монологических высказываний. Это, в свою очередь, во многом определяется постепенным формированием внутренней речи ребенка. Переход внешней «эгоцентрической»
речи во внутреннюю в норме происходит к 4—5-летнему возрасту.
Формирование навыков построения связных развернутых высказываний требует применения всех речевых и познавательных возможностей детей, одновременно способствуя их совершенствованию. Следует отметить, что овладение связной речью возможно только при наличии определенного уровня сформированности словарного запаса и грамматического строя речи. Поэтому на решение задач формирования связной речи ребенка должна быть направлена и речевая работа по развитию лексических и грамматических языковых навыков.
В школьный период речевого развития продолжается совершенствование связной речи. Дети сознательно усваивают грамматические правила оформления свободных высказываний, полностью овладевают звуковым анализом и синтезом. На этом этапе формируется письменная речь.
Развитие речи ребенка — это сложный, многообразный и достаточно длительный процесс. Дети не сразу овладевают лексико-грамматическим строем, словоизменениями, словообразованием, звукопроизношением и слоговой структурой. Одни группы языковых знаков усваиваются раньше, другие — значительно позже. Поэтому на различных стадиях развития детской речи одни элементы языка оказываются уже усвоенными, а другие — освоены лишь частично. При этом усвоение фонетического строя речи тесно связано с общим поступательным ходом формирования лексико-грамматического строя родного языка.
Что происходит после 3-х лет
Ребенок идет в детсад. К этому моменту он знает 250-700 слов – колоссальная цифра, правда? Детсадовец строит предложения из 5-8 слов, выполняет задания («надень это на шею»). А еще знает свое имя, понимает короткие рассказики и сказки.
Дальше речь развивается стремительно (хотя в обыденности мы этого не замечаем). Например:
- 4 года. Ребенок употребляет 1500-2000 слов (больше, чем некоторые из нас знают из английского). Использует предлоги и союзы, начинает правильно произносить шипящие звуки.
- 5 лет. Словарный запас 2500-3000 слов. Исчезают из слов перестановки слогов. В предложениях употребляются все части речи.
- 7 лет. Ребенок дошкольного возраста употребляет до 3500 слов, из них много образных. И даже устойчивые выражения употребляет («без задних ног», «в поте лица» – иногда очень смешно слышать).
К подготовительной группе ДОУ у дошкольника развивается память, внимание и логическое мышление. Он может сам, связной речью объяснить значение какого-либо понятия («зима – это когда холодно и рано темнеет»). Ребенок имеет предпосылки для успешного школьного обучения.
До скорой встречи в статьях о развитии речи!
Речевое развитие – одна из моих любимых тем. Иногда приходится останавливать себя, чтобы не написать 80 страниц. Сделаю вывод сегодняшней статьи: чем лучше у ребенка развиты все виды речи, тем лучше он будет воспринимать информацию при обучении. А виды речи – это разговорная, монологическая, диалогическая, внутренняя, пассивная и т.д.
Поэтому что делаем? Не ленимся и целенаправленно болтаем! С целью и расстановкой. Конечно, и дети-молчуны тоже могут хорошо учиться. У многих молчаливых стесняшек главные диалоги идут внутри.