§ 1 Согласование имени прилагательного с именем существительным Начнём урок с наблюдения.
Из телепрограммы выпишем три названия телепередач, включающих прилагательные, а также вспомним и запишем три названия художественных произведений, включающих имена прилагательные.
Я нашла такие названия телепередач: «Местное время», «Дорожная азбука», «Чудеса Солнечной системы», вам предстоит найти и другие названия, соответствующие нашему заданию.
Из названий художественных произведений я предлагаю записать: «Безумная Евдокия» (автор повести Анатолий Алексин), название повести «Весенние перевёртыши» (В. Тендряков), название рассказа В.А. Бахревского «Собака на картофельном поле».
Определим род, число и падеж имен существительных, к которым относятся имена прилагательные, а также род, число и падеж имен прилагательных.
Занесём полученные данные в таблицу, состоящую из трех колонок, где
1 колонка это название художественных произведений и телепередач,
2-ая — род, число, падеж имени существительного,
3-я — род, число и падеж имени прилагательного.
Сравним результаты.
Название | Род, число, падеж имени существительного | Род, число и падеж имени прилагательного |
«Местное время» | время — ср.р., ед.ч., И.п. | Местное (н.ф. — местный) – употреблено в ср.р., ед.ч., И.п. |
«Дорожная азбука» | азбука – ж.р., ед.ч., И.п. | Дорожная (н.ф. — дорожный) — употреблено в ж.р., ед.ч., И.п. |
«Чудеса Солнечной системы» | системы (н.ф. — система) — ж.р., ед.ч., Р.п. | Солнечной (н.ф. — солнечный) — употреблено в ж.р., ед.ч., Р.п. |
«Безумная Евдокия» | Евдокия — ж.р., ед.ч., в им. п. | Безумная (н.ф. — безумный) — употреблено в ж.р., ед.ч., И.п. |
«Весенние перевёртыши» | перевёртыши (н.ф.- перевёртыш) – м.р., мн.ч., И.п. | Весенние (н.ф. — весенний) – употреблено во мн.ч., И.п. Род определить нельзя, т.к. прилагательное во мн.ч. |
«Собака на картофельном поле» | (на) поле (н.ф. — поле) – ср. р., ед.ч., П.п. | картофельном (н.ф. — картофельный) — употреблено в ср. р., ед.ч., П. п. |
Какой вывод можно сделать?
Называя признаки предметов, прилагательные поясняют существительные, поэтому и морфологические признаки прилагательного помогают ему приспособиться к имени существительному.
Прилагательные согласуются с существительными в роде, числе и падеже, т.е. имеют тот же род, число и падеж, что и существительные. Если существительное женского рода, то и прилагательное принимает форму женского рода (дорожная азбука), если существительное употреблено в предложном падеже, то и прилагательное употребляется в том же падеже (на картофельном поле), если существительное в форме множественного числа, то и прилагательное принимает форму множественного числа: весенние перевёртыши.
Изменяются имена прилагательные по родам, числам и падежам. Даже в самых сложных случаях прилагательное сообщает нам о роде существительного.
Например,
ценная бандероль (прилагательное ценная в женском роде),
просторный вестибюль (прилагательное просторный в мужском роде).
А если существительное неизменяемое? Какаду, пальто, шимпанзе, пенальти. Опять же, на помощь приходит имя прилагательное, потому что по его форме можно определить род неизменяемого существительного:
решающий пенальти прилагательное в м.р.,
модное пальто прилагательное в ср.р.,
смешной какаду прилагательное в м.р.,
заботливая шимпанзе прилагательное в ж.р., здесь речь идёт о самке шимпанзе.
Во множественном числе род прилагательного не различается:весенние перевёртыши, весенние птицы, весенние деревья. Независимо от рода существительного в единственном числе (перевёртыш, птица, дерево), форма прилагательного одна и та же (весенние).
Дидактические игры для детей 5-7 лет. Тема: «Прилагательное»
Дидактические игры для знакомства и закрепления темы «Прилагательное».
Здравствуйте уважаемые коллеги! Меня зовут Аверьянова Яна Станиславовна, я воспитатель подготовительной группы игровой школы Монтессори. Сегодня я хочу представить вам материал из раздела «язык», который я разработала на основе трёхчасных карт М. Монтессори. Очень много языкового материала существует в системе Монтессори, который был адаптированный к особенностям нашего родного языка последовательницей Монтессори в России Ю.И.Фаусек. Упорядочивание слов языка по тем или иным признакам является главным способом углубления и расширения языковой интуиции ребёнка. Не выучивание неких грамматических правил и применение их в письменной и устной речи, а тренировка в интуитивном сопоставлении слов по определённым параметрам, заданным в грамматическом материале. Ю.И.Фаусек говорила о том, что сознательное изучение грамматики русского языка с 5-6 лет следует начинать с интуитивного определения ими рода и числа существительных. И когда дети освоили такие грамматические единицы, как « имя существительное», «род», «число» можно приступать к изучению других частей речи. И первым из них будет «Имя прилагательное». Перед началом работы с материалом ребёнка необходимо познакомить с данной частью речи. Не обязательно давать понятие, но ребёнок уже должен знать, на какой вопрос отвечает данная часть речи и то, что она обозначает признак предмета, для этого в Монтессори-педагогике используется пособие «Ферма», но можно использовать и то, что есть под рукой, например:
На столе разложено множество карандашей и педагог просит: -Дай мне карандаш. (ребёнок приносит любой понравившийся ему карандаш) -Нет, ты принёс мне не тот карандаш, мне нужен другой. Т. к. карандашей много, то ребёнок в растерянности и у него естественно возникает вопрос-какой? -Синий. Ребёнок подаёт карандаш и педагог говорит: -Назови вопрос, который ты мне задавал. (КАКОЙ?) -Какой карандаш ты мне принёс? -На вопрос, какой? отвечает прилагательное. (ребёнок повторяет, как называется часть речи за педагогом и старается запомнить) — А как ты думаешь, что обозначает прилагательное? (этот вопрос может вызвать трудность и поэтому педагог может предложить ребёнку порассуждать: а карандаш может быть только синим? Значит, карандаш остаётся неизменным, но у него меняется цвет. Цвет это признак карандаша, по которому мы можем узнать его среди других таких же карандашей. А у карандаша может меняться только цвет? А что ещё? (форма, толщина, длина). Это всё признаки , по которым мы можем отличить одинаковые предметы друг от друга.) После этого идёт закрепление знаний: -Задай вопрос к слову синий. -Какая это часть речи и что она обозначает? -Назови мне все признаки, по которым можно узнать этот карандаш (цвет, форма, длина, ширина) Для закрепления полученных знаний, можно поиграть в игру «Сыщики» (педагог и ребёнок по очереди описывают различные предметы, которые необходимо угадать) В системе Монтессори практикуются индивидуальные уроки-презентации, но когда дети уже все знакомы с материалом (в данном случаи с именем прилагательным) можно использовать и групповую работу -игра «Сыщики» (ребёнка педагог просит либо найти предмет по указанным признакам, либо ребёнок сам описывает предмет, чтобы другие догадались, какой предмет он описал) -поочерёдно называют признаки предмета (дом какой может быть?) -что может быть круглым? (квадратным, мягким…..) -назовите прилагательные, которые отвечают на вопрос какая?(какое? Какой?..) Для того чтобы ребёнок углубил и отточил свои знания и умения в определении прилагательных я предлагаю, разработанные мной дидактические игры.
Дидактическая игра «Прилагательные»
Цели: Прямая
: познакомить детей с частью речи — Имя прилагательное
Косвенные:
Обогащение словаря Развитие внимания, мышления, речи Научить детей классифицировать прилагательные Совершенствование навыков письма и чтения Развитие речи
Материал:
Трёхчастные карточки с прилагательными (карточка контрольная (на ней картинка и слово объединены) и карточки, где отдельно картинка и слово). Качественные: лиловый, синий, голубой, зелёный, жёлтый, оранжевый, красный, белый, коричневый, чёрный, серый, розовый, солнечный, дождливый, огненный, шершавый, волнистый, гладкий, клетчатый, полосатый, пятнистый, разноцветный, ребристый, пасмурный, квадратный, пупырчатый, цветастый, пушистый, мягкий, серебристый, твёрдый, круглый. Относительные: бумажный, вязанный, деревянный, джинсовый, железный, каменный, кожаный, ледяной, меховой, пластмассовый, снеговой, стеклянный, чешуйчатый, резиновый, кирпичный, берёзовый. Притяжательные: беличий, лисий, заячий, волчий, конский, коровий, птичий, жирафья, козья, собачья, кошачья, пингвинья, овечья, дельфинья, страусиная, тюленья, черепашье, куриное, крокодилье, страусиное, перепелиное, змеиное, утиное, орлиное.
Возраст: 5-7 лет Знакомство можно начинать в старшей группе детского сада (без разделения на качественные, относительные и притяжательные) и продолжить знакомство в подготовительной группе, уже разделяя эти слова по группам и делая выводы о том, чем они отличаются друг от друга (не давая понятий, на интуитивном уровне). Так же материал можно использовать в начальной школе при знакомстве с темой «Имя прилагательное» и в среднем звене школы, где идёт знакомство с видами прилагательных. Способы проверки: Правильность выполнения работы проверяет педагог, ребёнок может проверить себя сам по контрольной карте, может проверить старший товарищ.
Знакомство с материалом.
Ребёнок в Монтессори-группах уже с младшей группы знаком с трёхчасными карточками и алгоритмом работы с ним: — раскладываются контрольные карты на коврике (можно и на столе, но на коврике детям работать удобнее и больше места) с левого верхнего угла вниз друг за другом, если не влезли все в один ряд, то следующий ряд выстраивается так, же сверху вниз, но не вплотную к первому ряду, а на расстоянии, чтобы можно было разместить рядом картинку и слово (фото 1). -ребёнок подбирает картинки, подходящие к контрольным (ребёнок раскладывает все картинки к контрольным картам) (фото 2) -ребёнок подбирает все слова и раскладывает их под картинками (если ребёнок не умеет читать, то подбирает слова по образу — «интуитивное чтение») (фото 3) Карта картинка слово Для начала ребёнок работает с одним набором карт (качественные, относительные, или притяжательные, начинать лучше с качественных, т.к. это более близко ребёнку и легче для восприятия). -Когда разложен весь материал, ребёнку предлагается рассмотреть его и подумать, что общего у всех этих картинок, на какие группы его можно разделить (обозначают признаки по цвету, по форме, текстуре) -Переписываю слова в тетрадь. -составляют словосочетания и предложения с данными словами (можно сочинить сказку или рассказ с использованием этих прилагательных) В старших классах на данном материале даётся понятие качественные прилагательные, и дети могут сделать выводы, по каким признакам можно отнести прилагательные к данной группе. Так же проходит работа с материалом на остальные виды прилагательных.
Дополнительные упражнения:
-для усложнения работы и отработки полученных знаний, дети раскладывают вначале картинки, затем подбирают слова и потом проверяют правильность выполнения по контрольной карте. -можно проводить групповую работу с этим материалом • Разделить карточки в кармашки на доске на качественные, относительные и притяжательные • Раздать карточки детям и предложить объединиться в группы по видам прилагательных (поднимите руки те, у кого качественные прилагательные, у кого прилагательные обозначают цвет, у кого прилагательные отвечают на вопрос чей? и т.д.) • Поиграть в загадки: встанут те дети, у которых слово обозначает признак предмета по материалу, из которого он изготовлен…. • Доскажи словечко: мой мячик …(могут встать дети, у которых карточки подходят по цвету, по форме, по текстуре, по материалу: красный, круглый, гладкий, резиновый) Можно придумать и другие игры, в зависимости от целей и задач использования материала. фото 1
фото 2
фото 3
Продолжением работы над прилагательными служит другой материал «Существительное +Прилагательное», на базе которого формируется правильное согласование этих частей речи.
Дидактическая игра «Существительное + Прилагательное»
Цели: Прямая:
научить детей согласовывать существительные с прилагательными в роде.
Косвенные
: Развитие внимания, мелкой моторики Обогащение и активизация словаря Развитие связной речи Совершенствование навыков чтения и письма
Материал:
Трёхчастные карты. Прилагательные: цветастый, пятнистый, клетчатый, лиловый, жёлтый, красный, зелёный (я взяла только качественные прилагательные, но в дальнейшем можно использовать и относительные и притяжательные, когда ребёнок достаточно хорошо освоит работу с данным материалом). Кайма у карточек синяя и рядом со слово синий треугольник- символ прилагательного в системе М. Монтессори. Только контрольная карточка. Существительные: М.р.- кувшин, зонт, мяч, слон, цветок. Ж. р.- рубашка, кастрюля, шляпа, бабочка, ваза. Ср. р.- ружьё, полотенце, ведро, пальто, платье. Кайма у карточек чёрная и рядом со словом чёрный треугольник- символ существительного у Монтессори. Все картинки на существительные чёрно – белые. В надписях выделены окончания.Только контрольная карточка. Согласование: цветастый кувшин, пятнистый кувшин, клетчатый кувшин, лиловый кувшин, жёлтый кувшин, красный кувшин, зелёный кувшин; цветастый зонт, пятнистый зонт, клетчатый зонт, лиловый зонт, жёлтый зонт, красный зонт, зелёный зонт; цветастый мяч, пятнистый мяч, клетчатый мяч, лиловый мяч, жёлтый мяч, красный мяч, зелёный мяч; цветастый слон, пятнистый слон, клетчатый слон, лиловый слон, жёлтый слон, красный слон, зелёный слон; цветастый цветок, пятнистый цветок, клетчатый цветок, лиловый цветок, жёлтый цветок, красный цветок, зелёный цветок; цветастая рубашка, пятнистая рубашка, клетчатая рубашка, лиловая рубашка, жёлтая рубашка, красная рубашка, зелёная рубашка; цветастая кастрюля, пятнистая кастрюля, клетчатая кастрюля, лиловая кастрюля, жёлтая кастрюля, красная кастрюля, зелёная кастрюля; цветастая шляпа, пятнистая шляпа, клетчатая шляпа, лиловая шляпа, жёлтая шляпа, красная шляпа, зелёная шляпа; цветастая бабочка, пятнистая бабочка, клетчатая бабочка, лиловая бабочка, жёлтая бабочка, красная бабочка, зелёная бабочка; цветастая ваза, пятнистая ваза, клетчатая ваза, лиловая ваза, жёлтая ваза, красная ваза, зелёная ваза; цветастое ружьё, пятнистое ружьё, клетчатое ружьё, лиловое ружьё, жёлтое ружьё, красное ружьё, зелёное ружьё; цветастое полотенце, пятнистое полотенце, клетчатое полотенце, лиловое полотенце, жёлтое полотенце, красное полотенце, зелёное полотенце; цветастое ведро, пятнистое ведро, клетчатое ведро, лиловое ведро, жёлтое ведро, красное ведро, зелёное ведро; цветастое пальто, пятнистое пальто, клетчатое пальто, лиловое пальто, жёлтое пальто, красное пальто, зелёное пальто; цветастое платье, пятнистое платье, клетчатое платье, лиловое платье, жёлтое платье, красное платье, зелёное платье. У карточек на согласование чёрная кайма, окончания существительных и прилагательных выделены красным цветом (цветовое выделение поможет сделать вывод об изменении окончания в зависимости от рода и сделать вывод по родовым окончаниям существительных и прилагательных). На согласование необходимы не только трёхчасные карты, но и отдельные карточки со словами, чтобы в дальнейшем ребёнок мог без опоры на наглядность составлять пары на согласование существительного и прилагательного. Символы частей речи: чёрные и синие треугольники (когда дети составляют словосочетания самостоятельно, символами обозначают часть речи) Все карточки разделены на отдельные конверты или коробочки(5 штук), в каждой из которых: — 3 карточки с существительным (м.р., ж. р., ср. р.) — карточки с прилагательными — карточки на согласование этих существительных с прилагательным — карточки со словами
Возраст: 6-7 лет Начинать работу с карточками можно начинать в подготовительной группе детского сада и продолжить в начальной школе в период изучения темы «Согласование имени существительного с именем прилагательным».
Способы проверки:
Ребёнок может проверить себя по контрольной карте, проверяет педагог, проверяет ребёнок, владеющий материалом в достаточной мере.
Знакомство с материалом:
Педагог берёт один из конвертов и предлагает ребёнку познакомить его с новым материалом. Затем раскладывает карточки, начиная с верхнего левого угла. Сначала раскладывает карты на существительное сверху вниз (ФОТО 1). -А что общего у этих карточек? (это карточки с существительными) Затем раскладывает контрольные карты на прилагательные слева на право (фото 2). -Посмотри внимательно на карточки, что у них общего? (все карточки на имя прилагательное) -Сейчас мы будем подбирать карточки, когда существительные будут сочетаться с прилагательными (педагог показывает первые 3 согласования и просит ребёнка продолжить самостоятельно, если у ребёнка возникают трудности, то продолжают работу вместе). Раскладываются вначале контрольные карты, а потом подбираются картинки и слова. Если ребёнок уже умеет читать, он прочитывает все получившиеся словосочетания, если нет, то он проговаривает все словосочетания с опорой на наглядность, подбирает слова по образу — «интуитивное чтение» (фото 3, 4, 5). Когда все карточки разложены, педагог обращает внимание на существительное мужского рода и на его окончание: -красным цветом выделены окончания слов. Какие окончания у прилагательных со словом зонт? А к какому роду относится слово зонт? -какой вывод можно сделать? Так же проводится работа с окончаниями женского и среднего рода. Постепенно ребёнок прорабатывает все карточки во всех 5 конвертах.
Дополнительные упражнения
— когда ребёнок уже достаточно хорошо работает с материалом, можно предложить ему работать без контрольных карточек, т. е. сразу подбирать картинку и слова. — можно убрать контрольные карты существительных и прилагательных и самостоятельно составлять словосочетания (картинка-слово) — для усложнения работы существуют карточки со словами, которые дети подбирают в пары самостоятельно на основе опыта, полученного от работы с карточками — придумывать свои словосочетания Можно предложить групповую работу: — часть детей получают карточки с существительными, а оставшиеся – с прилагательными и «ходят друг к другу в гости» — объединяются в пары и проговаривают, получившиеся словосочетания — на доске прикреплены карточки с существительными и детям розданы фишки — прикрепите фишку к тому существительному, которое может быть цветастым, красная, лиловое. Фото 1
фото 2
Фото 3
фото 4
Фото 5
Может быть, кого-то удивит, что я предлагаю такую работу для дошкольников, но, работая по системе М. Монтессори, я убедилась, что многие грамматические категории дети могут освоить уже в детском саду. Надеюсь, что моя работа будет интересна и полезна коллегам.
Литература: «Русская грамматика по методу Монтессори» Ю. Фаусек, Санкт-Петербург 2011год
Рекомендуем посмотреть:
Дидактические игры для детей 5-7 лет: Зимние виды спорта Развивающая игра для детей 4-7 лет: «Волшебный мешочек с карточками» Дидактическая игра на социально – коммуникативное развитие для детей старшей группы Игры на развитие речи в старшей группе детского сада
Похожие статьи:
Задания по теме «Лес» для детей 6-8 лет
Методика использования дидактических игр в детском сада в старшей – подготовительной группе
Какой бывает игра:
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо!
Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: избиваться
— это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Нейтральное Положительное Отрицательное Не знаю
Ассоциации к слову «игра»
Синонимы к слову «игра»
Предложения со словом «игра»
- Смотрит в учебник – а сам мечтает о том, как он будет в новую компьютерную игру
играть, которую ему вчера на день рождения подарили.
Цитаты из русской классики со словом «игра»
- Несколько генералов и тайных советников играли в вист [Вист — командная карточная игра
, предшественница бриджа и покера.
Значение слова «игра»
ИГРА́ , -ы́, мн.
и́гры, игр,
ж.
1.
Действие по глаг.
играть (в 1 знач.). (Малый академический словарь, МАС)
Афоризмы русских писателей со словом «игра»
- — исчадье разума и духа, Особый род особого недуга, — И разочаровываться в ней нельзя…
Отправить комментарий
Дополнительно
Смотрите также
Значение слова «игра»
ИГРА́ , -ы́, мн.
и́гры, игр,
ж.
1.
Действие по глаг.
играть (в 1 знач.).