Логопедические сказки и скороговорки
Четкое произношение звуков тесно связано с постановкой хорошей дикции. У многих детей старшего дошкольного возраста наблюдается проблема с дикцией. Речь часто смазанная и неясная. Причина этому — вялые движения губами, неэнергичное движения языком. Нижняя челюсть малоподвижна. Из-за того, что рот недостаточно открывается — гласные звучат нечетко.
Все эти дефекты речедвигательного аппарата можно исправить с помощью игр на звукосочетание. Проще это сделать у детей младшего возраста. У дошкольников с малоподвижными губами, процесс приучения проходит значительно сложнее. Логопед, показывая как нужно произносить звуки, делает четкие движения ртом и слегка протягивает гласные.
Логопедические скороговорки для детей 6-7 лет
Для улучшения дикции используют скороговорки. Сначала новая скороговорка произносится медленно, четко, с выделением значимых звуков. Логопед должен прочитать ее несколько раз, тихо, ритмично, без резких перепадов интонации. Затем ребенок должен сам попробовать повторить скороговорку. Сначала медленно и четко, а со временем ускорять темп.
Чтобы детям было интересней запоминать скороговорки — они должны быть смешными и забавными. Вот несколько примеров на проработку самых проблемных звуков:
Для детей 5-6 лет тоже можно использовать скороговорки как метод исправления дикции.
Примеры скороговорок, для коррекции произношения конкретных звуков можно найти в работах Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Жуковой Н. С., Куликовской Т. А.
Чем интересней и понятней будет скороговорка, тем лучше и быстрее малыш ее запомнит. Родители могут самостоятельно проговаривать с ребенком скороговорки по дороге в сад. 5-7 минут в день в итоге дадут заметный результат.
Объяснительная и другие виды речи как уровень развития дошкольника
Логопедические сказки для развития речи
Все дети любят сказки. Через сказки они познают мир, различие добра и зла. С помощью сказок развивается воображение и пробуждаются эмоции. Логосказки — еще один занимательный метод работы с детьми с ОНД и коррекции различных речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Благодаря такому подходу, дети воспринимают обучение как игру, они лучше усваивают информацию.
Важно! Дети развиваются эмоционально, благодаря общению со сказкой, повышается развитие детской речи в монологах и диалогах. Помимо этого дети приобщаются к красоте художественного слова, создается здоровая образовательная атмосфера .
Логопедическое занятие в форме сказки можно провести в несколько этапов:
- Осмысливается сюжет сказки. Дети узнают новые выражения и речевые повороты. По интонации должны догадаться о настроении героев сказки. Происходит развитие артикуляционного аппарата благодаря интонированию голосам героев, использованию звукоподражательных слов, голосов животных.
- Обучение детей управлению эмоциями с помощью словесных описаний. Дети пересказывают понравившиеся эпизоды. Описывают свое отношение к тем или иным событиям в сказке. Логопед в это время следит за полнотой и правильностью предложений.
- Логопед предлагает детям разыграть эпизод из сказки. Целью такого задания является обучение словесной импровизации, передаче аффективного состояния мимикой и словами.
Логопедические сказки преподаватель-логопед может обыгрывать на уроках самостоятельно. А можно брать готовые. Целая серия логосказок есть у Савченко С. Ф. и Петровой Е. А. Например сказка «Теремок» является прекрасным пособием для детей, с нарушениями речи и интеллектуального развития разной степени.
В форме сказки можно также проводить артикуляционную гимнастику. В интернете очень много сказок о язычке, вот пример одной из них:
Во время занятий по материалам сказок отрабатываются упражнения на развитие голоса, внимания, речевого дыхания. Для большей наглядности используются игрушки, картинки, костюмы. После проведения занятия дети могут нарисовать рисунок на тему только что проработанной логосказки. Детям также можно предложить рассказать сказку дома родителям.
Самостоятельный анализ логопедического занятия в ДОУ
Самоанализ занятий по логопедии является важным элементом в деятельности педагога. Это основной способ повышения квалификации. Качество самоанализа зависит от критического отношения логопеда к своим занятиям, от привычки к рефлексии своих действий.
Критерии и оценки занятий по логопедии
Проводя самоанализ логопедического занятия в школе или детском саду, логопед должен ответить себе на такие вопросы:
- Какова мотивация отбора материала для конкретного занятия
- Дать характеристику группы в целом
- Совпадают ли цели занятия с намеченным планом
- Какова психологическая оценка заданий, которые дети выполняли на занятии
- Какова педагогическая выполненных упражнений
- Охарактеризовать свою общую удовлетворенность занятием
- Оценить результаты и наметить меры по устранению недоработок
Важно! Самооценка является условием творческой работы преподавателя-логопеда. В проведении самоанализа поможет технологическая карта самоанализа логопедического занятия.
Конспект группового логопедического занятия для детей старшей группы. Тема: «Звук [С], [СЬ]».
Конспект группового логопедического занятия для детей старшей группы.
Тема: «Звук [С], [СЬ]».
Цель:
Учить
детей различать звуки [с] и [сь]
; закрепление правильной артикуляции и произношения
звуков [с], [сь].
Задачи:
Коррекционно-образовательные: Упражнять в дифференциации звуков
по твердости – мягкости с опорой на зрительные, слуховые и кинестетические ощущения; учить определять место
звука в слове
, делать
звуковой анализ слов
, определять количество
слогов
в слове и их порядок, выкладывать схему;
Коррекционно — развивающие: развивать связную речь, общую и мелкую моторику, зрительную координацию, внимание, память, мышление.
Коррекционно-воспитательные: формирование навыков самостоятельности и инициативности.
Оборудование:
карточки с буквой
«С»
, карточки синего, зеленого, красного цвета, картинки с животными и предметами, мяч.
Ход работы:
1. Организационный момент:
Логопед
:
— Ребята, я рада вас видеть! Здравствуйте! Давай вспомним речевые правила которые нам помогаю контролировать свою речь. (повторяют речевые правила, голос логопеда спокойный
, разговор идет с движением руки, сверху вниз, повтор начинается со вдоха)
— Молодцы! Переходим к дыхательной гимнастики («Шарик»
,
«Подуем на снежинку»
,
«Пропевка гласных»(А, О, У, И)
.
— Хорошо, а сейчас проведем артикуляционную гимнастику («Чистим зубы»
(рот открыт и закрыт,
«Качелька»
,
«Окошко»
,
«Часики»
,
«Лошадка»
,
«Грибок»
, замечательно, у вас отлично получается. Давай поиграем в кукольный театр
(мимическая гимнастика)
.
— Очень хорошо, а сейчас проведем релаксацию (дети ложаться на ковер, учитель – логопед
читать расслабляющий стих).
2. Основная часть:
Логопед
:
— Молодцы. Проходите на стульчики. Посмотрите кто это? (логопед
показывает картинку «Слон). Правильно, слон.
(проговаривают слово выделяя звук [С])
А какой первый
звук в этом слове
? ([С], показывает картинку с буквой [С], а какой это
звук твердый или мягкий
, когда мы произносим этом
звук
, мы
«улыбаемся»
или нет? (если твердый
«не улыбаемся»
, если мягкий
«улыбаемся»
). Правильно этот
звук твердый
, каким цветом мы его будем обозначать
(твердый – синий, мягкий – зеленый)
. Молодцы! Посмотрите, а это кто? (показывает картинку
«Гусь»
, правильно. Скажите в слове гусь,
звук [С] какой
?
(мягкий и обозначается зеленым цветом)
. Вы все правильно сказали, сегодня мы с вам будем знакомится со
звуком [С] и его другом звуком [СЬ]
.
— Давайте с вами поиграем в игру «Топни – хлопни»
, я буду называть слоги, а вы когда буде слышать твердый
звук [С] будете топать
, а когда услышите мягкий
звук [СЬ] хлопните
. (
логопед
называет слоги СА – СЯ, СО – СЕ, СУ – СЮ, СЫ – СИ)
Логопед
:
— Молодцы. Посмотрите (логопед
раздает карточки с тремя квадратами, которые означают начало, середину и конец слова, мы с вами будем искать на каком месте в слове находиться
звук [С]
, [СЬ]. Я буду называть слова, а вы ставить карточки на места где слышите этот
звук
, если твердый
звук – синяя карточка
, если мягкий – зеленая
(сом, апельсин, гусь, сон, автобус, лиса)
.
Логопед
:
— Молодцы! Давайте поиграем, вставайте в круг. Игра называется «Назови слово»
. Я буду кидать мяч, а вы его ловите и называете слово на
звук [С]
, [СЬ] и кидаете его обратно
(играют)
.
Логопед
:
— Хорошо. Садитесь обратно за столы. Давайте проведем пальчиковую гимнастику «Счет транспорта»
.
(проводиться пальчиковая гимнастика)
Посмотрите что это за рыба, кто – нибудь знает? (показывает картинку – сом)
. Это сом. Сейчас мы с вами попробуем составить схему слова
«СОМ»
, напомните чем обозначаются твердые
звуки
(синяя карточка, мягкие
звуки
(зеленая карточка, гласный
звук (красная карточка)
.
(составляют схему слова, проговаривая каждый звук)
.
Упражнение на дыхание:
«Гармошка». И. п. — стоять прямо, руки опустить. Положить ладони на животик, сделать глубокий вдох через нос. Задержать дыхание на 1—2 секунды. Выдох через рот. Развитие силы выдоха. Выработка правильного направления воздушной струи по средней линии языка
«Холодный ветер». Набрав в легкие воздух, с силой дуть через вытянутые вперед трубочкой губы. Поднести ко рту тыльную сторону ладони. Должна ощущаться резкая бьющая холодная струя.
Упражнения для губ и лицевых мышц
Игровые упражнения
«Улыбка». «Радуемся встрече с другом». Растянуть губы в улыбке до предела и удерживать их в напряженном положении некоторое время. Зубы сомкнуты. Повторить 3—4 раза. «Обезьянки-кривляки». Движения сомкнутыми губами в правую и левую сторону. (В случае затруднения помочь указательными пальцами.)
Упражнения на распластывание и укрепление боковых краев языка
«Дорожка». Положить широкий распластанный язык на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет до 5.
«Язычок ищет щелочку в заборчике». Выдвижение распластанного языка между зубами и его покусывание. (На языке должны оставаться следы от зубов.)
«Язычок спит на кроватке». Опускание спинки языка. Кончик языка прижать к нижним резцам, спинку опустить.
Примечание. В случае затруднения предложить детям покашлять, зевнуть, при этом непроизвольно поднимается мягкое небо и опускается корень языка. Заинтересовать детей можно предложением познакомиться или поздороваться с маленьким язычком.
Развитие фонематического восприятия
Выделение на фоне слогов и слов звука [с] среди звуков, далеких по акустическим и артикуляционным признакам.
Игра «Поймай звук». Ребенок должен хлопнуть в ладошки, услышав звук [с]. Сначала педагог произносит звуки [л], [с], [р] [с], [л], [м], [б], [с], затем слоги ла, со, ро, су, па, су, сы, ба.
Если ребенок выделяет звук из звукового или слогового ряда, даются слова мак, сыр, сук, полка, сынок, булка, лампа, сом.
Развитие голоса и переключаемости органов артикуляционного аппарата
Произношение гласных звуков с изменением силы и высоты голоса.
«Споем колыбельную кукле»: а-а-а-а-а-а-а-а-а. «Заболели зубы»: о-о-о «Гудок парохода»: у-у-у.
3. Подведение итогов:
— Молодцы! Все правильно сделали. Скажите ребята, с какими звуками
мы с вами сегодня знакомились ([С], [СЬ], каким цветом обозначатся твердый
звук
(синий, мягкий (зеленый, гласный
(красный)
. А что мы делали сегодня
(дети перечисляю)
. Спасибо ребята за
занятие
, до свидание!