Учимся читать по слогам – этот этап в обучении детей чтению является одним из самых важных и непростых. Часто родители просто не знают, как научить ребёнка произносить две буквы слитно и надолго «застревают» на этом. Устав от бесконечного повторения «МЭ и А будет МА», ребёнок быстро теряет интерес, и обучение чтению превращается в мучение для всей семьи. В результате дети, уже с двух-трёх лет знающие буквы, даже к пяти годам не могут читать простые слова, не говоря уже о чтении предложений и книг.
Что же делать дальше, когда ребёнок запомнил буквы? Сразу оговоримся, что обучение дошкольника чтению слогов можно начинать и ДО того, как он освоил весь алфавит (более того, некоторые педагоги настаивают на том, что переходить к слогам нужно как можно быстрее, не дожидаясь изучения всех букв). Но те буквы, которые мы будем соединять в слоги, ребёнок должен называть без запинок.
Для того чтобы начать обучение чтению по слогам, ребёнку достаточно знать 3-4 гласных и несколько согласных. Возьмите в первую очередь те согласные, которые можно тянуть (С, З, Л, М, Н, В, Ф), это поможет научить ребёнка слитному произношению слога. А это принципиально важный момент.
Итак, рассмотрим несколько, на наш взгляд, самых эффективных методик, которые современные педагоги предлагают для обучения ребёнка складыванию букв в слоги.
Играем в «Паровозики»
(игра из пособия Е. Барановой, О. Разумовской «Как научить вашего ребёнка читать»).
Вместо скучной зубрёжки, предложите ребёнку «прокатиться на поезде». На рельсах, по которым поедут наши вагончики, написаны все согласные, а на самих вагончиках – гласные. Помещаем вагончик на рельсы так, чтобы в окошечко показалась согласная, и называем, какая станция у нас получилась (например, БА). Далее перемещаем вагончик вниз по рельсам – до следующей согласной и читаем появившийся слог.
Есть похожее пособие в карточках «Игра «Паровозик». Читаем слоги.» от Е. Сатаевой
Эта игра хороша тем, что ребёнку не нужно специально объяснять, как складывать слоги. Достаточно сказать: «Сейчас мы покатаем букву А, она будет нашим пассажиром, называй все станции, на которых мы будем делать остановку». Для начала «прокатитесь» сами – пусть ребёнок перемещает вагончик по рельсам, а вы громко и чётко называйте «станции»: БА, ВА, ГА, ДА, ЖА, ЗА и т.д. Затем предложите ребёнку делать это с вами по очереди. В процессе игры, слушая вас, дети легко схватывают, как произнести два звука слитно. На третий раз ребёнок уже без особого труда «прокатится» сам.
Если ребёнок знает не все буквы – останавливайтесь только на тех «станциях», которые ему хорошо знакомы. Далее меняем вагончик. Теперь катаем буквы О, У, Ы. Если ребёнок легко справляется с заданием, усложняем задачу. Например, катаемся на скорость – засекая время, какой из вагончиков доберётся до конца пути первым. Или другой вариант: останавливаясь на станции, ребёнок должен назвать не только слог, но и слова, начинающиеся с этого слога (БО – бочка, бок, Боря; ВО – волк, воздух, восемь; ГО – город, гольфы, гости; ДО – дождь, дочка, доски и т.д.).
Обратите внимание, что с помощью этой игры можно отработать чтение не только открытых слогов (с гласным звуком в конце), но и закрытых (с согласным в конце).
Для этого берём вагончики там, где гласные буквы написаны перед окошечком, и действуем аналогично. Теперь у нас буква на вагончике не пассажир, а машинист, она главная, она впереди. Прочитайте сначала получившиеся «станции» с закрытыми слогами сами: АБ, АВ, АГ, АД, АЖ, АЗ и т,д., затем предложите «прокатиться» ребёнку.
Помните, что и в этом, и в других упражнениях мы сначала тренируемся складывать слоги с гласными первого ряда (А, О, Э, У, Ы), а затем вводим гласные второго ряда (Я, Ё, Е, Ю, И) — так называемые, «йотированные» гласные, которые делают предшествующий им звук мягким.
Когда у ребёнка будет хорошо получаться чтение отдельных дорожек со слогами – чередуйте вагончики с пассажирами и машинистами, при этом не подсказывая – какой именно вагончик мы будем катать. Это поможет ребёнку научиться чётко видеть, где именно в слоге стоит гласный (с него начинается слог или им заканчивается). На первых порах обучения чтению по слогам у ребёнка с этим могут возникнуть сложности.
Как научить ребенка читать по слогам так, чтобы ему понравилось?
Если ваш ребенок уже знает буквы, но никак не хочет учиться читать по слогам, скорее всего, вы просто не объяснили, зачем ему это нужно. Доводы вроде «чтобы научиться читать», «чтобы хорошо учиться в школе и быть не хуже других» не работают. Ребенку нужно понять, зачем ему это в данный момент? То есть вы должны «продать» ему идею научиться читать по слогам так, чтобы он сам этого захотел и еще остался доволен.
Как же это сделать?
Начните с того, что ребенку интересно. Например, идя по городу, обратите его внимание на афишу кинотеатра или цирка и спросите: «Тебе интересно узнать, какой мультфильм будут показывать в кино? Давай почитаем». Или вот еще хороший пример: «Мороженое, с каким вкусом ты бы хотел? Давай прочтем, что здесь предлагают?». Конечно, ребенок скажет, что не умеет читать и попросит вас ему помочь. Тут- то вы и объясните ему, зачем нужно уметь читать и какая от этого польза.
«Бежим» от одной буквы к другой
(из «Азбуки для малышей» О. Жуковой)
Это наглядное упражнение, которое поможет ребёнку научиться произносить две буквы слитно.
Перед нами дорожка от одной буквы к другой. Чтобы её преодолеть, нужно тянуть первую букву, пока палец, который мы ведём по дорожке, не дойдёт до второй буквы. Главное, над чем мы работаем в этом упражнении: чтобы не возникло паузы между первым и вторым звуком. Для того чтобы было интереснее заниматься, замените палец на фигурку любого зверя/человечка – пусть он бежит по дорожке и соединяет две буквы.
Основные методики
Есть несколько методик, позволяющих научить ребенка читать, плюсы и минусы каждой из них представим в форме таблицы.
Наименование метода | Краткое описание | Достоинства | Недостатки |
Звуковой (фонетический) | Дети учатся произносить слова и звуки, к чтению приступают тогда, когда запомнят достаточно фонем для чтения своих первых слов. | Используется в школе, поэтому малыш будет спасен от необходимости переучиваться. Избавляет от дефектов речи, учит правильно не только читать, но и проговаривать слова. Заниматься можно в любое время в любом месте. | Требует длительного времени, обучение будет долгим. В первое время малыш будет настолько сосредоточен на процессе верного произнесения фонем, что не поймет смысла прочитанного. |
Кубики Зайцева | Обучение читать по складам (склад – это пара «согласный + гласный, или согласный + Ъ, Ь). | Обучение в игре доставит удовольствие и детям, и взрослым. Ребенок учится читать быстро, с радостью, не страдает от выполнения скучного и малопонятного ему действия. Система не привязана к конкретному возрасту, может использоваться хоть в годик, хоть в 5-6 лет. | В школе малышей будут переучивать, поскольку преподавать будут фонематический разбор слова, а не деление его по складам. Могут возникнуть некоторые проблемы с буквой Э: на кубиках много вариантов типа «БЭ», «ДЭ», а в русском языке слов подобного рода очень мало. |
Карточки Домана | Распознание целого слова – без его деления на составные части. Скорее, не чтение, а запоминание и воспроизведение. Ребенок быстро делает успехи благодаря своей удивительно пластичной памяти, постепенно у него формируется понимание принципов чтения той или иной группы букв. | Развитие памяти, возможность обучать чтению с раннего возраста. | Требуется предварительная подготовка (сделать множество аккуратных карточек), регулярность занятий. Карточки с конкретными словами следует показывать малышу несколько раз в день, учитывая его индивидуальный темп восприятия информации. Нередко дети, обучаемые таким образом, учатся читать ситуативно, не в состоянии прочесть, например, знакомое слово, но напечатанное другим шрифтом. |
Методика Марии Монтессори | Сначала дети учатся писать (для этого задействованы рамки-контуры), только после этого знакомятся с буквами. | Занятия проходят весело и нескучно, дети одновременно учатся читать и писать, при этом в процессе чтения не подразделяют слово на слоги, прочитывая его полностью. Занятия способствуют также развитию мелкой моторики. | Методика предназначена для работы в группе детского сада, а не в домашних условиях. Потребуется большое количество дидактического материала, который придется приобрести. |
Программа Ольги Соболевой | Построена по методике узнавания буквы и нацелена на творческое развитие малыша. Механическое запоминание практически отсутствует, работа построена на ассоциациях. | Дети занимаются с удовольствием и учатся любить чтение. Методика помогает узнать много новых слов и не пасовать перед новым видом деятельности, смело использовать творческий подход. | Подходит для творческих малышей и их не менее творческих родителей. Нет четкого описания, что и как надо делать, поэтому необходимо проявить фантазию. |
Каждая из рассмотренных методик имеет как плюсы, так и минусы, поэтому родителям предстоит выбрать элементы каждой из них, более всего соответствующие особенностям их малыша, и использовать их в ежедневной целенаправленной работе. Есть несколько интересных упражнений, которые родители могут использовать на разных этапах обучения чтению.
Букварь Н.С. Жуковой
По букварю Жуковой родителям будет легко научить читать ребенка по слогам. Содержание книги простое и понятное. В ней есть дополнительные советы и заметки на каждой странице. Они будут помогать родителям обращать внимание на сложные моменты в обучении, и более подробно объяснить ребенку то, что не понятно.
Страницы оформлены так, чтобы в глаза бросалась буква. На каждом листе иллюстрации, которые заинтересуют малыша. Чтобы ему легче было научиться читать по слогам, изображена волнистая линия между буквами, а над ней бегущий человечек.
Приобрести букварь можно в любом книжном магазине.
Как определить, что ребенок готов к обучению?
В психологии разработан ряд физиологических признаков, сигнализирующих о готовности ребенка к обучению чтению:
- Ребенок произносит предложения и свободного говорит. У детей, которых обучали чтению по кубикам до того, как они начали говорить, наблюдались задержки в речевом развитии.
- У ребенка развит слух фонематического типа: малыш слышит отдельные звуки в словах и умеет отделить их от соседних, знает, какие звуки входят в слово, может легко подобрать ряд слов, начинающихся, например, на букву Н и оканчивающихся на букву А или выделить общий звук в словах «мошка, шина, кошка».
- У ребенка отсутствуют серьезные проблемы логопедического характера, например, малыш не в состоянии нормально выговорить половину алфавита, что значительно нарушает фонематический слух и мешает ему правильно читать.
- Ребенок хорошо ориентируется в пространстве, например, знает, где левая сторона и где правая. Уметь правильно ориентироваться очень важно, так как ребенку придется читать слова слева направо. Если ориентация нарушена, дети могут, например, начинать читать слово с любой буквы, путать низ и верх (например, Ь и Р).
Обычно все вышеуказанные признаки проявляются у детей к пяти годам.
Возрастные особенности восприятия букв и звуков
Ребенок осваивает звуки мира и пробует их произносить с самого рождения.
- Младенец начинает «гулить», говоря на своем языке с мамой. Засыпая, он как будто поет, повторяя мамино укачивание, сам себя баюкая.
- Подрастая, он начинает повторять звуки, с которых начинаются слова, определяющие понятные ему действия и персонажи.
- К году человечек уже вполне отчетливо говорит «мама», «папа», «дай», «на» и им подобные слова. Он знает названия своих игрушек, действия, связанных с кормлением, купанием, сном, одеванием. Но такие сложные слова говорить еще не в состоянии.
- К двум годам обычно ребенок уже отчетливо говорит не только слова, но и фразы. Пока еще не выговаривая всех звуков, он может сказать: «пойдем гулять», «дай кушать», «хочу спать». В этот период вполне можно начинать обучению буквам по картинкам или кубикам. Звуки он уже знает, может их складывать в слова в устной речи. И это есть сигнал, что можно показать, как эти звуки выглядят в речи письменной.
Начинать необходимо именно со знакомых ему образов: машинка, лошадка, совок, тарелка, яблоко, снег, окно… Для наглядности можно из снега выложить букву С, а из машинок собрать М. Он станет запоминать, как конкретная буква выглядит, какому предмету или действию она соответствует. Разумеется, слово целиком ему еще в это время недоступно.
Уместно использование не только кубиков с буквами и картинками. Это прекрасно, что на кубике ребенок сможет наглядно увидеть, что каждая буква соответствует определенной картинке:
- машинка — М
- юла — Ю
- лопатка — Л
- санки — С
Но не стоит и пренебрегать книжными иллюстрациями. Во-первых, ребенок сразу сможет воспринимать аналогию между буквами и печатной книгой. Привить интерес именно к бумажному изданию, в котором есть знакомые персонажи, очень важно. Если заинтересовать ребенка в игровой форме познавать по рисункам графические наименования предметов, то дальнейшее обучение чтению пойдет легче.
Игры с буквами, которые дружат
(«Букварь для малышей» Е. Бахтиной, «Русская азбука» О. Жуковой и др.).
Многие авторы букварей и азбук используют одушевлённые образы букв, которые нужно сложить в слог, – они дружат, ходят вместе парами, тянут друг друга через препятствия. Главное в таких заданиях, как и в предыдущем упражнении, называть две буквы слитно, чтобы две буквы-подружки остались вместе.
Для использования этого приёма вам даже не нужны специальные пособия или буквари. Распечатайте несколько фигурок мальчиков и девочек (животных, сказочных или вымышленных персонажей), напишите на каждом из них по букве. Пусть на фигурках мальчиков будут написаны согласные, а на фигурках девочек – гласные. Подружите детей. Проверьте вместе с ребёнком, что дружить могут мальчики и девочки или две девочки, а вот подружить двух мальчиков (произнести слитно две согласные) не удаётся. Меняйте пары, ставьте в них сначала вперёд девочек, а потом мальчиков.
Читайте слоги сначала в одном порядке, потом в обратном.
Этих нескольких приёмов вполне хватит для того, чтобы научить складывать ребёнка две буквы в слог. А обучение в форме игры позволит избежать зубрёжки и скучного повторения одного и того же.
Идея «продана» – можно приступать к обучению!
В случае если ваш ребенок еще не знает весь алфавит, то одновременно с изучением букв можно начинать составлять из них маленькие слова. Ребенок выучил две – три буквы? Например «М», «У», «Я». Отлично! Сложите их сразу в слово «МЯУ» и спросите ребенка, кто так делает. Затем попросите его повторить за вами по слогам: «мя-у», делая паузу после первого слога.
Благодаря такому подходу в дальнейшем ребенку будет проще читать по слогам более длинные слова.
Игры для закрепления навыка сложения букв
Далее мы переходим к закреплению этого навыка и чтению простых слов. Закрепить навык сложения букв в слоги вам помогут различные игры со слогами, такие как:
— Слоговые лото
Их очень просто сделать самим, для этого нужно подобрать несколько картинок – 6 для каждой карточки и распечатать соответствующие слоги.
- Вам поможет пособие «Слоги. Выбери картинку по первому слог БА-, ВА- , МА-, СА-, ТА-. Развивающие игры-лото. ФГОС ДО» Е. В. Васильевой — в этой серии есть еще несколько пособий
- Игра «Буквы, слоги и слова. Лото с проверкой» А. Аникушеной
- Подобные упражнения есть в книге «Слоговые таблицы. ФГОС» Н. Нещаевой
— Игра в магазин
Разложите на прилавке игрушечные товары или картинки с их изображениями (например, РЫ-ба, ДЫ-ня, ПИ-рожки, БУ-лка, ЯБ-локи, МЯ-со). Приготовьте «деньги» — бумажки с названием первых слогов этих слов. Ребёнок может покупать товары только за те «купюры», на которых написан правильный слог.
— Альбомы со слогами
Сделайте своими руками с ребёнком альбомчик, в котором на одной странице разворота будет написан слог, а на другой – предметы, название которых начинается на этот слог. Периодически рассматривайте и дополняйте эти альбомчики. Для более эффективного обучения чтению закрывайте то одну, то вторую половинку разворота (чтобы у ребёнка не было лишних подсказок при назывании слога или подборе слов на определённый слог).
В этом вам помогут «Карточки для звукового и слогового анализа слов.»
— Игра в аэродром (гаражи)
На листах бумаги крупно пишем слоги, раскладываем их по комнате. Это будут в нашей игре разные аэродромы (гаражи). Ребёнок берёт игрушечный самолёт (машину), а взрослый командует – на какой именно аэродром (в какой гараж) нужно посадить самолёт (припарковать машину).
— Дорожки из слогов
Для этого упражнения подойдут кубики Зайцева или любые карточки со слогами (можно их сделать в виде следов). Строим из них длинную дорожку – из одного конца комнаты в другой. Выбираем две фигурки/игрушки. Одной играете вы, другой — ребёнок. Кидайте кубик — ходите по очереди вашими фигурками по карточкам на столько ходов, сколько выпало на кубике. Наступая на каждую карточку, называйте слог, написанный на ней.
Для этой игры также можно использовать различные «бродилки», написав слоги в кружочках на игровом поле.
Уроки для развития сопутствующих навыков и способностей
Заниматься этими уроками можно с детьми от 5 лет. Лучше всего делать это дважды в день по 15-20 минут. Выполнять задания можно в любой последовательности. Не следует выполнять более 3-4 заданий в день.
1
Урок для развития у ребенка зоркости
Помочь развить малышу зоркость помогут два простых упражнения:
- На альбомном листе напишите несколько пар слов с одной различающейся буквой, например: «кот кит», «сук сок», «вес лес», «сок ток» и т.д. Дайте ребенку задание найти отличия в словах.
- На альбомном листе напишите несколько рядов из 5-6 согласных букв, вставляя в каждый по одной гласной, к примеру: «б т к л а в м», «к г б г о ж ч к», «п р с т у в г» и т.д. Дайте ребенку задание найти лишнюю букву. Задания можно видоизменять.
2
Урок для развития артикуляции
Предложенная гимнастика способствует улучшению произношения и четкости речи и постановке правильно дыхания:
- Подберите несколько несложных слов, состоящих из двух слогов. Для одного занятия требуется подобрать десять слов. Вырежьте из картона десять карточек и напишите на них слоги, составляющие эти слова. Дайте ребенку задание верно составлять слова, при этом постоянно меняя карточки.
3
Урок для тренировки внимания
Суть этого урока такова: напишите на альбомном листе много простых слов из двух слогов. По вашей команде малыш начинает чтение, а когда вы говорите «Стоп!», сразу закрывает глаза и немного отдыхает. Затем вы даете команду «Старт!», а ребенок должен продолжить чтение с того места, на котором остановился.
4
Урок для развития дедукции
Задание построено на смысловых догадках, и выполняется следующим образом: на альбомном листе напишите несколько слов, где пропущен какой-то слог или буква. Задача малыша – читать слова и догадываться, каких букв или слогов в них не хватает.
5
Урок для развития слуха на ударения
Напишите на альбомном листе несколько слов с 3-4 слогами. Читайте вместе с малышом, ставя ударение на каждом из слогов. Малыш должен определить, какое ударение является верным (имейте в виду, что слова должны быть ему уже немного знакомы).
6
Урок для развития техники чтения
Смысл занятия предельно прост: найдите несколько видео- или диафильмов, обучающих чтению, и смотрите их вместе со своим ребенком.
Кроме того, можно применять и другой метод: дайте малышу прочитать несложный текст, например, детский стишок:
«Козлик-козлик: — Ме-ме-ме! Я учусь считать в уме! Cколько будет два плюс пять? — Ме-ме-ме, забыл опять! Очень мама огорчится! — Ме-ме-ме – бегу учиться»
Читать ребенок должен про себя, не размыкая букв и как можно быстрее. После прочтения пусть малыш перескажет то, что узнал. На следующем этапе дайте ему задание прочитать то же самое вслух.
7
Урок для развития поля зрения
Здесь можно выделить два задания:
- Начертите на альбомном листе таблицу, в каждой из клеток которой будет находиться по одной букве алфавита (можно сделать большую таблицу с повторяющимися буквами). Дайте малышу задание читать указанные вами карандашом буквы.
- Возьмите в руку детскую книгу, а ребенок пусть сидит у вас на руках. Выберите любое слово и произнесите его, а малыш должен найти его в тексте.
8
Урок для развития правильного дыхания
Напишите на альбомном листе ряд согласных букв или ряд простейших слогов. Пусть ребенок читает написанное, делая по вашему указанию вдох через каждые 4, 6 или 8 букв. В будущем ваш малыш будет правильно дышать во время чтения.
Применяя все вышеизложенное на практике, вы научите свое чадо отлично читать по слогам уже через 1,5-2 месяца занятий, а заодно подготовите к более серьезному чтению. В итоге, даже еще не начав ходить в школу, ребенок сможет осиливать простейшие детские книжки.
Но, естественно, на освоении слогов останавливаться не нужно, а потому в следующем уроке речь пойдет о чтении слов и упражнениях, посредством которых этому можно научить любого ребенка.
Виды упражнений со слоговыми таблицами
Сейчас у всех есть компьютера, поэтому распечатать таблицу и карточки не представляет особой сложности. В крайнем случае, можно начертить пособие вручную. Изучение требуется проводить поэтапно, более наглядно в таблице ниже.
Вид упражнений | Пример | Методика |
Изучение простых открытых слогов | БА, КУ, МИ, ТО | Один столбик требуется читать несколько дней, до полного закрепления материала. Можно читать как слева-направо, так и справа-налево. |
Изучение закрытых слогов | МОЛ, ВОЛ, ПОЛ | Нужно составить несколько подобных таблиц, с разными согласными и периодически их менять. |
Изучение слов с сочетанием гласных и согласных, состоящих из 4 букв | МРАК, СЛАН, БРАК, СТОЛ | Ребенок тренируется соединять разные сочетания букв, можно использовать несуществующие сочетания. |
Изучение трудночитаемых сочетаний букв | АРКАН, БРОМК, ВРОКС, ТРИБС | Ребенок закрепляет навык скорочтения. |
Изучение слогов с Ь, Ъ, Й | СЪЕ, ЛЬЯ, ЙОД | Закрепляется навык звукопроизношения для трудных сочетаний букв. |
Малышам сложно сразу включаться в учебу и изучать понятия – открытый и закрытый слог. Для начала можно закрепить навык в игровой форме.
Существуют такие виды игр:
- Разбивка слова. Для этого используется, как слоговая таблица, так и карточки. К примеру, слово нужно составить слово КО-РА, ребенок должен найти эти слоги.
- Закрепление навыка изучения слога. К примеру, на букве К, ребенку нужно придумать слово с сочетанием КА, КО – КОШКА, КОРОВА.
- Тренировка слуховой памяти. Для обучения уже нужны карточки, взрослый составляет перед ребенком слово и добавляет лишний слог, например – МА-СО-ША, дошкольник должен определить, где ошибка.
Если ребенок затрудняется назвать букву, можно помогать, но называть ее нужно не отдельно, а прочитать весь слог. Таким образом, не будет пауз при чтении.
Дидактические игры обучения чтению
Игра «Солнышко»
На рисунке изображено солнышко с лучиками. В центре помещается изучаемая буква, а на концах лучиков остальные буквы. Переходя от центра по лучику нужно назвать слог, который получается. Можно двигаться и в обратном направлении.
Схожая игра называется «Часики». В центре стрелки помещается основная буква, а по циферблату остальные. Перемещая стрелку, называем получившийся слог.
Игра «Побежим по дорожке»
Подобрать картинку с короткой извилистой дорожкой. На ней разместить кружочки с напечатанными слогами. Ребенок получает фишку и начинает ее передвигать вперед, называя по пути слоги. Можно устроить командную игру — кто пройдет быстрее и не ошибется.
Игра с кубиками
Для кубиков со слогами можно придумать множество заданий:
- прочесть все слоги на кубике;
- выбрать кубики, чтобы составить слово;
- заменить (добавить) в составленном слове один слог, чтобы получилось новое слово;
- подобрать к картинке слог, который первый в названии изображенного предмета.
Можно даже просто давать ребенку коробку с такими кубиками, а способ игры с ними он может придумывать сам.
Слоговые таблицы Зайцева
Методика Зайцева основана на чтении по складам. Материал предоставляется в виде набора кубиков разных размеров, на которые нанесены различные буквы и слоги, в комплект также входит 4 таблицы, они имеют достаточно крупный шрифт.
Считается, что данная методика подходит даже самым маленьким, так как малыши имеют наглядное пособие. Кубики имеют специальные наполнители, ребенку так проще понять, где твердый, мягкий или звонкий звук. Слоги написаны разными цветами.
Слоговые таблицы Зайцева
Слоговые таблицы Зайцева
Дошкольник формирует образ склада на основе ощущений, не отделяя буквы от слов. Логическое мышление формируется и за счет зрительного закрепления информации в табличном виде. Занятия ведутся в игровой форме, но одновременно закрепляются навыки беглого чтения.
Однако, школьники, которых учили, используя этот метод, испытывают трудности в заданиях, где необходимо выделять слоги, так как склады с ними не совпадают. Например, в слове РУЧКА, имеется 2 слога – РУ-ЧКА, но оно состоит из 3 складов – РУ-Ч-КА.
Знакомство со звуками
Прежде чем познакомиться с внешним видом букв, расскажите ребенку о звуках. Разделите их на несколько групп. Например, гласные — их можно петь, звонкие — покажите на примере звуков природы (гром гремит, тигр рычит), глухие соотнесите с тихими, не мелодичными звуками (тс-с-с, пых).
На этом этапе важно сформировать образ, фонетическую оболочку букв.
Это поможет ребенку производить слоговой и фонематический анализ слов в школе.
На заметку! Для различения звонких и глухих при речи используйте прикладывание пальцев к горлу. При произношении Р, Д, М и других звонких согласных под пальчиками будет вибрация. При произнесении глухих (Ш, П, С и др.) — вибрация отсутствует.
«Поймай звук»
Называем ребенку слова, а он должен хлопать в ладоши, когда услышит определенный звук (например, [л]).
Проблема мотивации
Дошкольники и первоклассники на самом деле имеют не так много возможностей для того, чтобы полюбить чтение. Ведь на данный момент самые интересные книжки им еще недоступны, так как слишком объемные. Что же делать в этом случае?
- Читайте вслух вместе с ребенком
. Сначала договоритесь о том, что вы читаете страницу, а ребенок одно предложение, постепенно объем прочитанного вами и ребенком должен сравняться. - Постарайтесь найти интересную книгу с маленьким объемом текста
, это может быть: книга стихов, детская энциклопедия, комиксы и даже сборник анекдотов. - Используйте внешнюю мотивацию, например игру.
- Книга, которую вы предлагаете почитать малышу не должна быть объемной с мелким шрифтом и без картинок. Текст малышу нужно подавать “порциями”.
- Чтение не должно становиться наказанием
, поощрять за него также нет необходимости, как и наказывать. - Постарайтесь подобрать такие произведения, по которым сняты фильмы или мультики: сначала читайте книгу, а потом смотрите фильм
, обращая внимание на то, что далеко не все интересные моменты из книги были экранизированы и в целом книга на много интереснее фильма. - Читайте сами
. Ребенок должен видеть, что родители получают от чтения удовольствие.
В заключении скажем о том, что не все дети способны научиться читать правильно и без ошибок без помощи специалиста. Существует такая проблема, как дислексия, о которой мы поговорим в следующих статьях.
Что такое слоговые таблицы и как с ними работать
Слоговая таблица для дошкольников состоит из столбцов гласных букв и рядов согласных, а при их пересечении создаются слоги. Детям изначально проще выучить гласные буквы, так как звук тянется, его можно петь.
Обучение основывается на получении навыка соединения гласного и согласного звука по порядку. К примеру, выбрав букву М, ребенок должен будет составить слоги МА, МЕ, МУ, МО, МИ, МЫ. Слоговая таблица идеально для этого подходит. Таким образом, ребенок осваивает новую букву, учится создавать слоги.
Таблицы могут быть черно-белыми, но чаще всего цветными, согласные имеют синий цвет, гласные красный. Некоторые ячейки будут пустыми, так как сочетание невозможно, к примеру, не употребляются слова со слогами ГЯ или ЖЮ.
Виды слоговых таблиц
Слоговые таблицы служат средствам обучения для дошкольников и помогают детям привыкнуть к визуальному восприятию букв и открытых слогов. Формирование навыков чтения осуществляется от простого – к более сложному, поэтому существуют отдельные пособия для дошкольников и учеников начальных классов.
Для дошкольников
Это наиболее простой вид таблиц, который закрепляет навык формирования простых слогов, одновременно с этим происходит изучение букв. На этом этапе, ребенок учится соединять буквы – на пересечении горизонтали и вертикали. Понимание звукобуквенной структуры, помогает воспринимать и читать слоги как единое целое.
Слоговая таблица для дошкольников
Далее ребенок уже учится быстро соединять буквы, затем он может находить слоги, которые читает взрослый. Дошкольники тратят очень много сил на чтение и воспроизведение двух букв, поэтому изучать сложные слова на этом этапе нецелесообразно. Слоги подбирают максимально простые – КА-ША, ВО-ДА.
Для учеников начальных классов
В школе, детей также учат буквам, но количество часов ограничено и этого ребенку может быть недостаточно. Изначально, детям демонстрируют простые слоговые таблицы. С целью закрепления навыка, сразу предлагаются задачи, например, на каждый слог нужно придумать слово.
Школьников учат использовать буквы, как в начале слов, так и в окончании.
Слоговая таблица для учеников начальной школы
Слоговая таблица для учеников начальной школы
Слоговая таблица для учеников начальной школы
Слоговая таблица для учеников начальной школы
Слоговая таблица для учеников начальной школы
Затем, переходят к изучению закрытых слогов, для этого так же существуют специализированные таблицы. Затруднения вызывают сочетания букв с мягким и твердым знаком. Еще сложнее освоить переходы от коротких слогов к длинным, поэтому рекомендуют применять методику Жуковой и Зайцева.
Книги
В процессе домашнего обучения родителям потребуется методическая поддержка. Для этого можно использовать следующие пособия:
- О. Узорова “Быстрое обучение чтению”.
- Н. С. Жукова “Букварь”.
- И. Бродский “Рабочая азбука”.
- Г. Р. Лазгдынь “Логопедическая азбука”.
- Кожевникова А. Ю. “Лепеталки”.
- Пособия для учителя из комплекта к кубикам Зайцева, карточкам Домана.
С какого возраста можно использовать
Педагоги рекомендуют начинать заниматься чтением не ранее 5 лет.
Эффективность изучения во многом зависит от развития ребенка, на момент обучения он должен обладать такими навыками:
- выговаривать все буквы;
- уметь пересказать краткий рассказ;
Прежде чем начинать обучение, следует определить готовность ребенка к чтению и вообще к школе
- иметь развитую слуховую память, в соответствии с возрастом, к примеру, в 4 года ребенок должен запоминать 4 слова, в 5 лет – 5 слов;
- ребенок запоминает несложные четверостишия.
В целом, все индивидуально, таблицы относят к инструментам зрительного восприятия. Такой материал не всегда используют в школах, поэтому методику лучше применять в дошкольном возрасте, чтобы не возникало путаницы.
Учим читать: готов ли ребенок обучаться чтению?
По мнению психологов, лучший возраст для обучения чтению – от 4,5 до 6 лет. На практике научиться читать ребенок стремится в возрасте 5 лет. Стоит помнить, что каждый ребенок индивидуален в своем развитии, и если вы не укладываетесь в общепринятые сроки, это говорит только о том, что процесс обучения следует немного отложить.
Существует целый ряд факторов, говорящих о том, готов ли ребенок в данный момент осваивать процесс чтения. Вот самые важные из них:
- Нет проблем с произношением – у ребенка соблюден правильный темп и ритм речи, поставлены все звуки;
- Нет проблем со слухом – ребенок не переспрашивает по многу раз, не коверкает простые в произношении слова;
- Достаточное владение речью – богатый словарный запас, умение строить фразы и понятно для окружающих выражать свои мысли;
- Развитый фонематический слух – ребенок может свободно различать звуки речи, воспроизводить услышанные звуки, называть первый/последний звук в слове;
- Свободная ориентация в пространстве – ребенок четко знает понятия право/лево и верх/низ.
Внимательно наблюдая за ребенком, вы заметите момент, когда ему станет интересно складывать буквы в слова. Знакомые символы на вывесках магазинов чадо будет показывать маме и папе, а однажды попытается прочесть целиком. Разумеется, в свои первые попытки кроха наверняка прочтет слово неправильно, но это не страшно – это говорит о том, что его мозг созрел для усвоения нового навыка.