Групповое логопедическое занятие по лексической теме «Семья»


МАДОУ детский сад общеразвивающего вида №422 «Лорик» город Екатеринбург

Родителям рекомендуется:

  • Предложить ребенку назвать свою фамилию, имя и отчество. Назвать имена и отчества каждого члена семьи, свой домашний адрес;
  • Поговорить с детьми о строении человеческого тела, о правилах личной гигиены;
  • Учить названия пальцев на руке, учить различать правую и левую стороны.

По теме дети должны знать: название частей тема человека, название и количество пальцев на руке, правила личной гигиены, состав своей семьи, называть имена и отчества своих родителей, их профессии.

Поиграйте с детьми:

  1. Послушай инструкцию, выполни ее и расскажи, что ты делал:
  • Понюхай носом, постучи кулаком, подними плечи.
  • Подними руки, похлопай в ладоши, сядь на корточки.
  • Подмигни правым глазом, топни ногой, присядь и т.п.
  1. Учим пальчиковую гимнастику:

ЧЕЛОВЕЧЕК

  1. Отгадываем загадки:

Тебе дано, а люди им пользуются. (Имя)

Красные двери в пещере моей, Белые звери сидят у дверей. И мясо, и хлеб – всю добычу мою – Я с радостью белым зверям отдаю. (рот, зубы, губы)

Живёт мой братец за горой, Не может видеться со мной. (глаза, нос)

Не сеют, не сажают, А сами вырастают. (волосы)

Задания по развитию речи:

  1. Подобрать слова действия: головой мы что делаем? – думаем, киваем, поворачиваем и т.д.

Ушами – мы…, глазами – мы…, носом – мы…, ртом – мы…, ногами – мы…, руками – мы…

  1. «Один — много»: образование существительных множественного числа: лоб — лбы, рот —рты, локоть — локти

Изменить таким образом: нос, глаз, ухо, щека, бровь, бок, ноздря, палец.

  1. «Он и я». Преобразование формы глаголов 3 лица единственного числа в форму 1 лица:

он ест—я ем; он нюхает —я нюхаю, он рисует – ………………., он едет – …………… он пишет – ………………., он рисует – ………… он идёт – ………………….., он прыгает – ………..

  1. Назови все большое: нос – носище, рука – ручище, нога – …, глаз – …, губы – …, кулаки – …, локти – …, ногти – …
  1. Образование простых причастий и прилагательных «Назо­ви, какой?» Жить — живущий, расти — растущий, любить — любящий, уважать — уважающий, гладить — глаженый, стараться — старающийся, заботиться — заботящийся, отдыхать — отдыхающий.
  1. «Сложные слова»: у мамы светлые волосы, значит она – светловолосая. Составь сложные слова из словосочетаний: голубые глаза, серые глаза, карие глаза, темные волосы, рыжие волосы, светлая кожа, темная кожа.
  1. Реши логическую задачу: бабушка пришла с работы раньше, чем папа, а папа раньше, чем мама. Кто пришел с работы раньше всех, а кто позже всех?
  1. Объясни пословицы: Вся семья вместе, так и душа на месте. В дружной семье и в холод тепло. Придумайте ситуации, когда можно сказать эти пословицы.
  2. Составить рассказ о семье по плану:

Расскажи о себе и своей семье по плану

  1. Кто какой шарик держит?

Ход игры:

К детям «пришел расстроенный мишка»

. Он
«поссорился с мамой»
, потому что
«не хотел убирать на место свои игрушки»
. А теперь не знает, как помириться с мамой.

Воспитатель. Ребята, вы обижаетесь на родных, когда они вас ругают? Родных нужно любить и помогать им. Как вы помогаете дома своим родным? У меня есть бабушкина шкатулка, всю свою помощь вы сложите в нее, а саму шкатулку подарим мишке для того, чтобы он также учился помогать своей маме и не забывал об этом.

Дети по очереди рассказывают о том, как они помогают дома маме, папе, брату, сестренке, бабушке, дедушке, а свои рассказы кладут в сундук. Медвежонок «благодарит»

детей за
«волшебную шкатулку»
и возвращается в лес мириться с мамой и помогать ей.

«Ласковое слово»

Цель: Способствовать умению детей ласково, с любовью обращаться к своим родным; развивать связную речь, мышление; воспитывать любовь к своей семье.

Материал: мяч.

Ход игры:

В: Помочь маме — хорошо. Почему?

В: Ругаться с братом — плохо. Почему?

То есть вопросы задаются по принципу: «что-то хорошо — почему?», «что-то плохо — почему?»

«Давай поменяемся»

Цель: Формировать представления о жизни семьи.

Игровое правило: Игра проводится подгруппой. Каждый ребенок загадывает свой объект и говорит, что он (она)

умеет делать. Затем идет обмен функциями между детьми, загадавшими объект.

Ход игры:

Правила: «Есть в доме любом семейный альбом.

Как в зеркале мы отражаемся в нём.

Пускай не всегда мы красивы —

Зато эти фото — правдивы.

Хранится альбом в нашем доме,

Семейные снимки хранятся в альбоме.

1 вариант: Детям предлагают картинки с изображением детей, взрослых, пожилых людей. Составь семью. Как можно назвать этих людей одним словом? Кто живет в этой семье?

2 вариант: Как вы думаете, в семье заботятся друг о друге? Необходимо подобрать кому принадлежат эти предметы и объяснить почему так решили.

«Наша дружная семья»

Цель: Называть членов семьи, понимать и использовать в активной речи обобщающие слово «семья»

.

Материал: красиво украшенная коробка; пальчиковый театр, вырезанный для показа пальчиковой инсценировки.

Ход игры:

Р1 — утро. Утром все просыпаются, умываются, собираются на работу, в школу, в детский сад.

Р2 — день. Днем взрослые работают, дети в школе учатся, а в детском саду дети гуляют, занимаются, играют и спят.

Р3 — вечер. Вечером вся семья собирается дома, ужинают, дети учат уроки, взрослые смотрят телевизор, а совсем маленькие дети играют.

Р4 — ночь. Ночью спят. Ночь нужна для того, чтобы люди-взрослые и дети могли отдохнуть и набраться сил для следующего дня.

В: А теперь представьте себе, что ночью вся семья просыпается и начинает собираться на работу и так далее.

«Семья»

Цель: Формирование у детей понятий о семье.

Ход игры:

Дети стоят в кругу и по очереди называют членов своей семьи.Например: «Я живу с мамой Наташей, папой Сашей, братом Владиком. У меня есть бабушка Лида, бабушка Вера, дедушка Гриша и дедушка Павел».

«Маленькие помощники»

Цель: Подводить детей к пониманию, что нужно помогать родным людям и дарить им свою любовь; учить детей рассказывать о своей помощи в своей семье; развивать связную речь, мышление.

Материал: ящик, мишка.

Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе на тему: «Семья»

Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей логопедической группе на тему: «Семья»

Подготовила: учитель-логопед 1-ой квалификационной категории Шагивалеева Люция Равилевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Красносельский детский сад «Тургай» комбинированного вида

Высокогорского муниципального района

Республики Татарстан»

Цель:

расширить знаний детей о семье, её составе, родственных взаимоотношениях.

Коррекционно-образовательные задачи:

обобщить и расширять, глагольный, предметный и качественный словарь детей по теме занятия;

закрепить грамматический строй речи (отработать навыки образования существительных с уменьшительно-ласкательными

учить образовывать сравнительную степень качественных прилагательных;

составлять разные типы предложений;

обучать составлению рассказа по мнемотаблице.

Коррекционно-развивающие задачи:

развить общие речевые навыки (произношение звуков, дикцию, интонационную выразительность);

совершенствовать речевое и слуховое внимание, мышление, память;

стимулировать познавательные процессы;

Коррекционно-воспитательные цели:

воспитывать в детях доброжелательность, любовь, заботу и привязанность ребенка к семье.

Оборудование:

картинки семьи, мяч, тряпичный чайник с чашкой, герои пальчикового театра «семья», пиктограммы, мнемотаблица “Семья”музыкальный центр.

Предварительная работа:

показ семейных фотоальбомов, рисование портретов папы, мамы, рисование картины «Моя семья», чтение художественной литературы: Л. Гераскина «Синий цветочек для мамы», Т. Бокова «Мама, папа, я», У. Раджаб «Мамочка», Е. Благина «Огонек», «Мамин день», «Посидим в тишине».

Ход занятия

Организационный момент

Дети заходят в группу под музыку «Пусть всегда будет солнце»

Логопед приветствует детей. Предлагает детям присесть на подушки.

Логопед предлагает детям выполнить артикуляционную гимнастику

«У бабушки с дедушкой»

Жили были бабушка с дедушкой.

Как-то в гости к ним приехали гости

Одни были толстыми (надуваем щёки),

другие худыми — лишь кожа да кости (втягиваем щёки).

Дедушка с бабушкой им улыбнулись (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),

Поцеловать они к ним потянулись(губы тянутся вперёд).

Утро настало — в улыбочку губы (снова широкая улыбка).

Зубки почистили (широкий язык за верхними зубами

)

вправо и влево, внутри и снаружи (соответствующие движения широким языком).

Рот прополощем и губы сожмём (поочерёдное надувание щёк — губы не пропускают воздух),

Как самоваром пыхтеть мы начнём (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).

Наглядно-информационный материал по лексической теме «Семья»

Логопедический уголок играет важную роль в работе с семьей. Наглядно-информационный материал по лексической теме «Семья» может быть использован при оформления уголка логопеда в средней группе. Данный материал включает игры на развитие мелкой моторики, игры на формирование лексико-грамматических категорий, советы и рекомендации родителям по проведению бесед с ребенком по изучаемой теме.


Наглядно-информационный материал по лексической теме Семья

Проверьте, знает ли Ваш ребёнок:

  • Что такое семья (родственники, родные люди)?
  • Состав своей семьи?
  • Названия ближайших родственников (сестра, брат, дядя, бабушка и т.д.)?
  • Имя и отчество мамы и папы, их профессии?
  • Кто он для бабушки с дедушкой (внук, внучка), для родителей (сын, дочка), для брата и сестры?

Выполняйте вместе с ребёнком упражнение для пальцев «Семья»:

Этот пальчик — дедушка, (загибаем пальцы по одному, начиная с большого на одной руке) Этот пальчик — бабушка, Этот пальчик — папа, Этот пальчик — мама, Это пальчик — я, Вместе — дружная семья. (сцепляем и сжимаем пальцы рук) Эти пальцы — дедушки, (загибаем пальцы на обеих руках) Эти пальцы — бабушки… Эти пальчики — девочки и мальчики.

Вместе с Вами учим детей.

Объясните ребёнку, что такое семья (родные люди). Назовите всех членов своей семьи (мама, папа, сын, дочка), рассмотрите фотографии ближайших родственников (дедушка, бабушка, тётя, дядя).

Называем членов семьи ласково.

Объясните малышу, что его можно назвать просто по имени (например, Маша), а можно назвать ласково (Машенька). И всех членов семьи тоже можно назвать ласково: мама – мамочка, мамуля, бабушка – бабуля, бабулечка.

Придумайте как можно больше ласковых слов.

Называем членов семьи в единственном и множественном числе.

1. Игра «Один-несколько»

Инструкция: у тебя есть бабушка, а у ребят есть… кто? (бабушки) У тебя есть сестра, а у других ребят есть… (сестры)

2. Игра «Один-много»

Инструкция: одна дочка, а много… кого? (дочек)

Используем в речи прилагательные.

Предложите малыш придумать о каждом члене своей семьи по два-три красивых слова:

  • Мама (какая?) – хорошая, добрая, красивая.
  • Папа (какой?) – высокий, сильный и т.д.

Используем в речи глаголы.

Предложите ребенку ответить, что делает мама/папа/сестра/бабушка и т.д.

  • Мама (что делает?) – заботится, любит, обнимает, готовит
  • Папа (что делает?) – чинит, играет, работает, помогает и т.д.

Подберите картинки лото или найдите картину с изображением семьи. Пусть малыш отвечает, глядя на картинки – это поможет ему быстрее найти правильный ответ и усвоить полученные знания по лексической теме «Семья».

Жураковская Янина Викторовна, учитель-логопед высшей категории, ГБОУ детский сад № 864, г.Москва

  1. Логопедическая зарядка по теме «Моя семья»
  2. Информационный блок для родителей по лексической теме «Дикие животные»
  3. Наглядный материал по лексической теме «Зимующие птицы»
  4. Дидактический материал по теме «Наш дом, наш город, наша страна»
  5. Информация для родителей подготовительной группы по лексической теме «Поздняя осень, Дикие животные готовятся к зиме»

(2 понравилось, средний балл: 3,50 из 5)

Loading …

Ход игры:

1 вариант: Детям предлагают картинки с изображением детей, взрослых, пожилых людей. Составь семью. Как можно назвать этих людей одним словом? Кто живет в этой семье?

2 вариант: Как вы думаете, в семье заботятся друг о друге? Необходимо подобрать кому принадлежат эти предметы и объяснить почему так решили.

«Лото»

Цель: Продолжать знакомить детей с домашними обязанностями, помочь детям ощутить себя частью семьи, закрепить названия ближайших родственников.

Материал: игровое поле, картинки с предметами.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]