Птицы: зимующие и перелетные, дикие и домашние
Можно поговорить с ребенком, что бывают птицы перелетные, которые осенью улетают в теплые края, а весной возвращаются к нам обратно. И зимующие, которые остаются с нами на зиму. Они бывают дикие и домашние. Часто городские дети не могут понять смысл слова “домашние”, они же не живут дома в прямом смысле слова. Или не могут отличить гуся от утки или утенка от цыпленка. Посмотрите, где живут птицы, какие у них домики, они могут быть разными.
Птички строят себе гнезда в разных местах, высоко на деревьях, в дуплах, на крутых берегах рек, под крышей дома. Можно сделать скворечник своими руками и в нем поселится веселая, чирикующая семейка. Домашние птицы живут в птичнике, они спят на насесте. Утки и гуси — водоплавающие, у них на лапках перепонки, чтоб удобно было грести. В воде их перья не намокают. Загадка про гуся: «В воде купался и сух остался». Покажите малышу, чем отличается курица от петуха, какое у него красочное оперенье.
Насекомые и мелкая живность
По мере того, как становится теплее, появляется больше насекомых и других мелких животных. Тоже очень благодатная тема для обогащения словаря и развития грамматического строя. Дети, если не боятся, очень любят собирать всякую мелкую живность: червяков, лягушек, кузнечиков, жуков, улиток. Делают для них домики, сажают в банки. Обратить внимание на способ передвижения — одни животные летают, другие ползают, третьи прыгают и скачут.
Бабочки летают НАД цветком и садятся НА них, а могут и на ладошку. Но лучше их не трогать, так как у них очень нежные крылышки. Пчелки летают и собирают мед, а также могут и ужалить. Кузнечики прыгают С травки на травку. А дождевые черви прячутся ПОД досками. Улитки могут ползать ПО стене и листикам. Божья коровка ползет по ладошке, доползает до самого высокого пальчика и улетает. Пока она движется, можно приговаривать: “Божья коровка, лети на небко, там твои детки кушают конфетки”.
После завершения дачного сезона возвращаемся домой и вспоминаем, как мы провели лето, что делали. А в это время за окном льется осенний дождик или метет зимняя метель. А мы смотрим фотографии, рисунки и поделки, едим соленья и варенья, пьем чай и строим планы на будущее лето. Для закрепления можно поиграть в магазин (продавать овощи-фрукты, инструменты), скотный двор и зоопарк, дом насекомых.
На этом заканчиваю писать статью, но будет еще продолжение про подвижные игры, походы в лес, о том, чем заняться в плохую погоду и на пляже у воды в хорошую. А также, как организовать День рожденья на даче. Следите за обновлениями, подписывайтесь на новости. Пишите в комментариях о своих впечатлениях об отдыхе на природе, даче и в саду-огороде. Делитесь с друзьями и родственниками в соцсетях.
Признаки весны
Первый большой выезд на природу обычно бывает на майские праздники. И здесь можно поговорить с ребенком о весне. Перечислить признаки этого времени года, которые отличают его от других и вместе с тем имеют общие признаки:
- прохладно, может выпасть снег как зимой, деревья стоят голые
- начинают распускаться листочки, цветы, зеленеть травка, прилетают и поют птички, летают насекомые как летом
Отсюда можно сделать вывод, что весна — это как бы переходный период между зимой и летом, межсезонье. Зима постоянно возвращается вновь и вновь, но все равно прошла ее пора. Это очень важно уточнить, потому что дети с нарушениями речи часто не могут ответить на вопрос: “Какое у нас сейчас время года?“ , часто путают весну то с зимой (еще снег лежит и холодно), то с летом (уже тепло и можно бегать без теплой одежды), а то и с осенью — по произношению (согласные СН) и по переменчивости погоды.
В этом как раз и состоит развитие мышления: сравнивать, находить общее и разное, учиться анализировать и делать выводы. Одновременно и учиться наблюдать, как постепенно зима переходит в весну, а весна в лето. На даче и на огороде это легче проследить, так как и времени свободного больше и все на виду, тут же и за солнцем наблюдаем, как оно поднимается все выше и выше, встает раньше, а заходит позже.
И земля уже не становится мерзлой по утрам, лужи не покрываются тонким ледком, а птицы прилетают из теплых стран. И можно сделать скворечник, посмотреть, как в нем поселятся обитатели. Или может ласточки совьют гнездо под крышей. Можно обратить внимание малыша, как птички летают, вьются вокруг своих домиков. Сравнить диких птиц с домашними, на которых можно посмотреть на пруду или у соседей, если дача в деревне. Или мимо соседней деревни проезжая.
Овощи и фрукты
А также он может принять посильное участие в дачных трудах в зависимости от возраста и склонностей: поливать, полоть, пересаживать, окучивать. И вот здесь наступает пора излюбленной дидактической темы: овощи — фрукты. На логопедических занятиях, а также на развитии речи в детском саду дети учатся отличать овощи от фруктов. Одни растут на грядке в огороде, другие на деревьях в саду. Из одних готовят борщи салат, из других сок и варенье. Эта лексическая тема помогает отработать огромное количество грамматических категорий.
- признаки предмета: цвет, размер, вкус, форма, запах, тактильные ощущения (огурец овальный, зеленый, пупырчатый, твердый, а помидор круглый, красный, гладкий и мягкий)
- предлоги: на (деревьях, грядках, кустах), в (земле, огороде, саду), около, между, рядом
- уменьшительно-ласкательные формы (огурчик, репка, лучок, морковка) и множественное число в именительном и родительном падеже (огурец — огурцы — много огурцов)
- слова — действия в разных формах: копают — копает — копать, копал — выкопал — будет копать
Инструменты
Также интересно будет ребенку узнать об инструментах. Рассказать, что бывают инструменты рабочие (пила, молоток, топор) и садовые (лопата, грабли), для чего они используются, что ими делают. Если делать скворечник (скамейку, калитку), то нужно отпилить доски и вбить гвозди. Лопатой копаем грядки, граблями разравниваем, убираем мусор с участка. Можно купить детям детские инструменты, чтоб они могли ими по мере своих сил что-то сделать, принять участие в общем деле.
Поливать из леечки, собирать мусор, забивать гвозди в доску рядом с папой. Будет уместно поговорить о соблюдении техники безопасности. И пусть малыш потом расскажет вам, что нужно делать, чтоб не ударить молотком по пальцу и как правильно поставить грабли, чтоб они никого не ударили черенком. Почему нельзя ходить по вскопанным грядкам, и как правильно держать лейку, чтоб вода не пролилась напрасно.
Животные дикие и домашние, а также их детеныши
Предоставляется отличная возможность посмотреть на животных близко, чуть ли не потрогать их. В это время хорошо узнать названия детенышей животных. Дети часто называют поросенка свинкой, а жеребенка лошадкой. И особенно тем, у кого есть проблемы с речью, трудно запомнить, кто у кого мама, папа, сын. Есть возможность на наглядном примере отработать лексический материал, например: “кот — кошка — котенок — котята” или “бык — корова — теленок — телята”.
Научиться употреблять правильно: “один поросенок — два поросенка — пять поросят”. А также ягненок — у овцы, а папа у него — баран. Цыпленок у курицы, а папа — петух. Хорошо бы всю эту домашнюю живность сфотографировать, а потом, разглядывая фотографии вспоминать. Искать их на картинках, раскрасках, подбирая правильные цвета (цыпленок желтый, а гусь белый). Одновременно происходит закрепление словаря, развитие грамматического строя, сенсорики и мелкой моторики.
Развитие лексико-грамматического строя
Затронем несколько лексических тем, которые можно отработать в данной ситуации:
- признаки весны
- инструменты: садовые, рабочие
- птицы перелетные, зимующие и домашние
- растения
- овощи — фрукты
- животные дикие и домашние
- насекомые и др мелкие животные
Происходит активизация словаря, перевод из пассивного в активный.
Заодно необходимо отработать правильное использование в построении предложений и фраз:
- падежные окончания существительных
- согласование с прилагательными в роде, числе и падеже
- признаки предмета
- действия предмета
- положение предметов в пространстве относительно друг друга (слева, выше, далеко)
И умение строить диалог, вести беседу:
- вспомнить о том, что произошло
- рассказать, что делаешь сейчас
- поведать, что собираешься сделать в будущем
правильно аргументируя и обосновывая свои действия.
Растения
Кроме животных обращаем внимание на растения. Во-первых, на их размер, деревья большие и высокие, кустарники (кусты) пониже, а трава и цветы совсем низенькие и тоненькие. Но в то же время у них есть и общие признаки: листья, стебли, корни и цветы. Можно сравнить деревья лиственные и хвойные (вечнозеленые) — “Зимой и летом одним цветом. Что это?”. “Весной зеленеет, а осенью желтеет?”, вспоминаем загадки про деревья, растения
Затем можно перейти к сравнению культурных и дикорастущих (диких и домашних) растений. Здесь вспоминаем цветы садовые (тюльпаны, нарциссы) и полевые (ромашки, лютики), сравниваем деревья, что растут в лесу и в саду (фруктовые). Обратить внимание, что яблоня может быть дикой, дичок и что плоды у нее мелкие и кислые. Дикие растения растут сами по себе, а за культурными надо ухаживать. И здесь ребенку можно не только рассказать, но и показать, что нужно делать в саду и в огороде.