Конспект логопедического занятия «Слова-действия. Дифференциация слов-предметов и слов-действий»»
Шлыгина Елена Юрьевна
МБОУ «Школа №11» г. Саров Нижегородской области.
Учитель-логопед.
Конспект логопедического занятия в 1 классе.
Тема: «Слова – действия. Дифференциация слов-предметов и слов-действий».
Возраст учащихся: 1 класс, учащиеся с ОНР 3-4 уровня.
Цель: Учить различать слова, обозначающие действие предмета.
Задачи:
Развивать зрительное и слуховое внимание и память;
Закреплять понятия о словах, обозначающих предметы;
Учить детей графически изображать слова, обозначающие действие предмета;
Развивать навыки чтения;
Оборудование: Предметные картинки, обозначающие живые и неживые предметы; презентация к уроку, индивидуальные карточки со словами.
Орг. Момент.
Приветствие. Установка на занятие.
— Чтобы разговаривать – надо выговаривать,
— Все правильно и внятно, чтоб было всем понятно.
II. Повторение.
Логопед предлагает ученикам придумать и назвать слово, обозначающее живой и неживой предмет, и к каждому слову поставить вопрос. Пример: стол – белка (Что? Кто?). Объяснить, почему поставили этот вопрос. Затем учитель предлагает рассмотреть картинки и отобрать те, которые обозначают 1) живые предметы 2) неживые предметы. Поставить вопрос, изобразить слова графически (одной чертой).
III.Работа по теме урока.
— Ребята, я предлагаю Вам подумать и сказать, что делают ученики на уроке? Прошу вас отвечать одним словом.
Ответы детей: читают, пишут, рисуют, вырезают, лепят и др.
— Слова, которые Вы называли, обозначают действия. Мы будем называть их слова-действия. Посмотрите на доску. Просмотр слайда.
— Скажите, что делает девочка? Что делает мальчик?
Ответы детей: спит, ест, читает, пишет и др.
— Ребята, какой вопрос я сейчас задавала вам много раз? (что делает?) Слова-действия отвечают на вопрос что делает? Обозначать слова-действия на схеме мы будем двумя горизонтальными чертами.
VI. Работа в тетради. Я буду называть слова-действия, а вы графически изображайте их в тетради. Как будем их изображать? (две черты). Слова: прыгать, бегать, танцевать и др.
— Какие слова я сейчас вам называла? Дети вспоминают, считаем, кто больше назовет. Как мы назовем эти слова одним словом? (действия).
— Логопед предлагает детям игру «Нарисуй или изобрази». Ребята, если вы услышите слово-предмет, нарисуйте схематичную картинку в тетради, а если услышите слово-действие, то изобрази это слово движением.
Слова: яблоко, дерево, вязать, робот, спать, плавать, забор, солнышко, прыгать, туча, звезда, читать, улыбаться.
— Молодцы! Отлично справились! Скажите, какие слова мы различали в этой игре? Как они называются? (предметы и действия).
Логопедическое занятие на тему: «Слова, обозначающие предметы».
Занятие № 46
Тема: «Слова, обозначающие предметы».
Цель:
Закрепить и повторить представления о словах, обозначающих предметы.
Задачи:
Образовательные:
— закрепить усвоение лексического значения слова;
— способствовать практическому усвоению слов, обозначающих живые и неживые предметы;
— учить задавать вопросы к словам-предметам;
— учить соотносить слова-предметы с их графическим обозначением.
Коррекционно-развивающие:
— корригировать логическое мышление на основе сравнения живых и неживых предметов; слуховое внимание на основе различения вопросов;
— развивать навыки звукового и буквенного анализа и синтеза на основе преобразования слов;
— развивать умение подбирать слова к обобщающим понятиям;
— развивать мелкую моторику;
— формировать коммуникативную сторону речи учащихся.
Воспитательные:
— воспитывать наблюдательность к языковым явлениям, речевую активность;
— воспитывать усидчивость.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
— Сядет тот, кто угадает слово по его лексическому значению.
Место, где растёт очень много деревьев и можно собирать грибы и ягоды. (Лес)
Пора года, когда цветут яблони. (Весна)
Длительный перерыв в учёбе для отдыха. (Каникулы)
Здание, где дети учатся читать и писать. (Школа)
День, с которого начинается рабочая неделя. (Понедельник)
2. Сообщение темы занятия.
— Сегодня мы отправляемся в космическое путешествие. Мы полетим на далекую планету, где будем изучать особенности местных жителей.
— У меня есть билет с названием этой планеты. Но в космосе встречаются пираты, и название планеты зашифровано, чтобы пираты не догадались. Однако умные ребята всегда смогут его расшифровать.
Звуковой анализ и синтез:
— Назовите 1-й звук каждой картинки, произнесите эти звуки вместе и вы получите название планеты. На «билете» ряд картинок: сыр, лук, ослик, варежки, арбуз.
— Что получилось? («Слова» — набирается буквами разрезной азбуки.) «Билет» выставляется в верхний ряд наборного полотна.
— Теперь мы знаем название планеты и можем отправляться в путь. — Откройте тетради. Это наши бортовые журналы. Отступите 2-е строчки вниз. Запишите сегодняшнее число.
— Мы прилетели на планету Слова. Посмотрите сколько местных жителей и туристов встречают нас. Давайте определим, кто же из них жители планеты
Карб Чтение.
Ждло Стол.
Телва Арбуз.
Выбму Улица.
— Прочитайте только 1-й столбик. Понятно ли вам, что здесь записано?
— Что же это? (Набор букв
.)
— Прочитайте только 2-й столбик. Понятно ли вам, что здесь записано? (Слова
.)
— Почему слова вам понятны, а набор букв – нет? (В каждом слове есть смысл, слова что-либо обозначают.
)
3. Слова, обозначающие предметы.
— Планета Слов поделена на несколько частей. В какой из них мы сейчас находимся, я не знаю. Но Слова оставили нам подсказку. Посмотрите, в конверте лежат буквы. Я их выставлю во второй ряд наборного полотна. Буквенный анализ и синтез.
— Прочитайте. Вам понятен смысл? Что это? (Набор букв
.)
— Можно ли из этих букв составить слово?
— Какое слово получилось? («предметы
»)
— Как же называются жители этой части планеты? («слова-предметы
»)
На столе у логопеда лежат ручка, зеркало, тетрадь, учебник.
— Ребята, дайте мне предмет. Можно ли выполнить мою просьбу? Почему? (Не назвали предмет
.) Девочка, подойди ко мне. Можно ли выполнить мою просьбу? (
Нет, потому что имя девочки не названо
.)
Вывод: Каждый предмет имеет своё название, также как каждый человек имя.
Затем логопед называет какой-либо предмет и просит ученика дать его.
— Слова-предметы мы будем обозначать одной полосой.
4. Физкультминутка.
— Перед тем, как отправиться дальше, я предлагаю вам немного отдохнуть.
— Дополните каждую фразу, быстро подбирая нужное слово. Считайте количество слов, загибая пальцы на руке.
- Я знаю 5 молочных продуктов…
- Я знаю 5 названий птиц…
- Я знаю 5 лиственных деревьев…
- Я знаю 5 умывальных принадлежностей…
- Я знаю 5 головных уборов…
- Я знаю 5 диких животных…
- Я знаю 5 музыкальных инструментов…
- Я знаю 5 видов спорта…
- Я знаю 5 названий насекомых…
5. Слова, обозначающие живые и неживые предметы.
— Итак, мы выяснили, что на планете слов живут слова-предметы. Но все они очень разные. И задавать вопросы этим словам нужно по-разному. Увидев один предмет, мы спросим про него «Кто это?», встретившись с другим, зададим вопрос «Что это?»
— Всё потому, что слова-предметы могут быть живые и неживые.
— Слова, обозначающие живые предметы, отвечают на вопрос …«Кто?»
— Слова, обозначающие неживые предметы, отвечают на вопрос …«Что?»
— Всё, что движется само, ест, растёт — живое. Неживые предметы всего этого делать не умеют.
— Давайте познакомимся с ними поближе.
Работа по карточкам.
— Проведите линию от вопросов к предметам.
6. Закрепление знаний по теме.
1. — Слова — предметы приглашают вас поиграть с мячом.
1-ая часть игры: перебрасывая мяч, логопед называет слово — предмет – ребенок ставит вопрос и определяет «живой» или «неживой» предмет.
2-ая часть игры: перебрасывая мяч, логопед задаёт вопрос «кто?» или «что?», а ребёнок должен подобрать соответствующее слово.
Дом — …? Кто? — … Ложка — …? Что? — … Комар — …? Что? — … Улитка — …? Кто? — … Стул — …? Что? — … Тигр — …? Кто? — … .
2. Игровое упражнение «Прогулка по лесу».
— На планете Слова лес очень похож на обычный земной лес. Гуляя по лесу, мы будем пробираться к нашему кораблю. На пути мы встретим различные предметы и будем задавать к ним вопросы «Кто?» или «Что?»
Выставляется панно с изображением леса и его обитателей.
7. Работа по преобразованию слов.
— Нам пора лететь домой. Но чтобы попасть на космический корабль, необходимо выполнить задание: изменить первые звуки в словах так, чтобы они отвечали на вопрос «Кто?».
— Запишите пары слов в ваших «бортовых журналах». (Работа у доски и в тетрадях
).
Слова: капля — цапля, дверь — зверь, мак — рак, дом — сом, пышка — мышка.
Устно составить словосочетания. Записать два из них. Подчеркнуть слова-предметы одной полосой.
8. Итог занятия.
— Вот мы и дома, на Земле. Как много вокруг нас слов.
— С какими словами вы сегодня познакомились? (Со словами-предметами
.)
— Что узнали о словах-предметах? (Что они бывают живые и неживые
.)
— На какие вопросы отвечают живые и неживые слова-предметы? (кто?, что?
)
Конспект коррекционного логопедического занятия на тему: «Слова, обозначающие признак предмета»
Автор-составитель:ЛогопедАшмарина Ирина Николаевна
Цель: сформировать понятие о словах, обозначающих признак предмета.
Задачи:
Образовательные:
-формировать у детей умение согласовывать прилагательное с существительным;
-обогащать словарный запас.
Развивающие:
— развивать связную речь;
-развивать зрительно-пространственную координацию.
Воспитательные:
— воспитывать усидчивость и внимание.
Материально-техническое оснащение: картинки по теме, тетради, ручки, карандаши, карточки с заданием.
Ход занятия:
Эмоционально-установочный момент (эмоциональное включение)
Логопед выясняет у учащихся, какое сегодня число, день недели, месяц.
Коррекционный этап
Артикуляционная гимнастика (зависит какой звук или букву проходим на занятии) «Улыбка», «Вкусное варенье», «Лопатка», «Лошадка».
Деятельностный этап.
Логопед задает вопросы ученикам:
— Какая сегодня погода? (Морозная)
— Почему морозная? (видим лёгкие узоры на окнах)
— Какой бывает день, когда светит солнце? (Солнечный.)
— А когда нет ветра? (Безветренный.)
Логопед: Уточним, какой сегодня день. (День морозный, солнечный, безветренный.)
Как мы скажем про погоду, у неё те же признаки? (Погода морозная, солнечная, безветренная.)
Развитие зрительно-пространственной координации.
Логопед: Ребята, нарисуйте, пожалуйста, ёлочку в правом нижнем углу листа.
Давайте подберём к ней слова-признаки. Какая ёлочка? (зелёная, пушистая, маленькая).
Логопед: Нарисуйте, пожалуйста, облако в верхнем левом углу.
Подберите слова-признаки к облаку. Какое оно? (белое, мягкое, лёгкое).
Логопед: В центре листа нарисуйте солнце. Какое солнце? (жёлтое, тёплое, яркое, красивое).
Физминутка:
Все движения разминки повторяем без запинки! Эй! Попрыгали на месте. Эх! Руками машем вместе. Эхе — хе! Прогнули спинки, Посмотрели на ботинки. Эге – ге! Нагнулись ниже Наклонились к полу ближе. Повертись на месте ловко. В этом нам нужна сноровка. Что, понравилось, дружок? Завтра будет вновь урок!
Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия
Логопед: Послушайте ряд слов и назовите из этого ряда слова, обозначающие признак предмета: солнце, земля, тёплое, ель, зелёная, жёлтое, мягкая, небо, высокое, снег, пушистый.
Обогащение грамматического строя речи.
Прочитайте слова. Соедините линиями противоположные по значению слова.
Работа по карточкам.
Трудолюбивый | добрый |
злой | молчаливый |
болтливый | ленивый |
мягкий | смелый |
трусливый | жёсткий |
Эмоционально-рефлексивный этап (оценочный).
— Сегодня мы с вами познакомились со словами, которые обозначают? – Что показалось самым трудным на уроке? — Оцените себя и настроение (смайлики)
Поделиться в соц. сетях
В Мой Мир
0
Tweet
Нравится
Советую прочитать дополнительно по этой теме
- Лексико-грамматические упражнения и речевые игры по теме «Одежда»
- Нормы развития речи ребенка в 3 года
- Игры на развитие памяти и речи дошкольников. Часть 1. Игра «Запомни картинки»
- Конспект логопедического занятия для детей с ОНР на тему «Транспорт»
- Использование небылиц как средство развития связной речи у детей старшего возраста