Тропы в литературе — основные виды, назначение и примеры использования

Говорящий и слушатель могут даже не подозревать о роли тропов в русском языке, но активно использовать художественные средства и воспринимать их двойственный смысл.

Необязательно быть литератором, чтобы понять посыл фразы «кот в мешке». Но на вопрос, что же это такое — «кот в мешке», — простой обыватель не всегда ответит.

Определение тропов

Тропы — это основная стилистическая фигура, призванная обогатить выразительность языка, воплотить игру с читателем через образное мышление, усиленную экспрессию и переносные значения.

К ним относят сравнения, преувеличения, эпитеты и другие менее известные обороты, такие как аллитерация. Выражается зачастую в форме прилагательного или причастия, отвечая на вопрос «какой?» Но также может выступать существительным: красавица-весна.

Повествование, украшенное различными приёмами, вызывает куда больший интерес, чем сухое перечисление фактов, действий, имён героев, скупые описания их нрава.

И даже в самых примитивных беседах волей-неволей можно обнаружить стремление людей приукрашивать и сравнивать.

Встречается такое повсеместно наряду с синтаксическими и лексическими средствами:

  • В любого рода текстах, будь то вольные рассказы, научная статья или стихотворения.
  • В живой человеческой речи (наиболее распространены фразеологизмы).
  • В народном творчестве. В основном оно построено на инверсии, гротеске, устойчивых словосочетаниях и колоссальном количестве эпитетов.

Художественных приёмов довольно много, порой их трудно отличить друг от друга даже опытным литературоведам. Но общие стилистические приёмы не так сложны.

Лексические средства выразительности

К лексическим относятся выразительные средства, базирующиеся на использовании изобразительных возможностей лексической единицы – слова. Синонимия, антонимия, экспрессия и другие стилистические средства, составляющие палитру русского языка, относятся к так называемым не специальным, то есть, помимо художественной, играют и чисто утилитарную роль в речи. Специальные, используемые исключительно в художественных целях, это тропы.

Тропы

Тропы основаны на переносном значении слов. Минимальное количество выделяемых разновидностей тропов – три: метафора, метонимия и синекдоха. Причём для литературоведов, считающих синекдоху частным случаем метонимии, перечень сжимается до двух позиций.

Список тропов, предлагаемый традиционным литературоведением, содержит приведённая ниже таблица с примерами.

ТерминЗначениеПримеры
МетафораПеренос наименования с одного объекта на другой по сходству.Оратор окинул слушателей пламенным взглядом.
МетонимияПеренос названия на основе смежности понятий.Аудитория встретила слова преподавателя гулом недовольства.
СинекдохаКоличественный перенос «часть – целое» и «один – много».Немец по природе своей педантичен и законопослушен. Я за той синей кофточкой занимала.
ЭпитетОбразное, художественное определение.Вошедший окинул собравшихся дерзким, пренебрежительным взглядом.
АллегорияИносказание, замена конкретным образом, символом отвлечённого понятия.Лиса в баснях – аллегорическое изображение хитрости, осёл – глупости, лев – царственности.
ГиперболаХудожественное преувеличение.Сына с места и танком не своротишь.
ГротескПреувеличение до фантастических пределов.Игорь на спор пешком до Луны дойдёт и назад вернётся.
ЛитотаПреуменьшение, приём, обратный гиперболе.Голосок тоньше комариного писка, а в певицы метит.
ОлицетворениеПридание неодушевлённым предметам свойств одушевлённых.Река неспешно пересекает равнину, неся на своём хребте рыбачьи лодки.
ИронияВыражение тонкой насмешки путём употребления понятий в обратном значении.Скажи что-нибудь ещё такое же умное.
ПерифразЗамена наименования описанием.Благодаря самоотверженности людей в белых халатах жизнь больного спасена.

Фигуры речи

Стилистические приёмы, основанные на слове, но не использующие его переносного значения, называются фигурами речи. К ним относятся.

Что такое парцелляция в русском языке

ТерминЗначениеПримеры
АнафораОдинаковое начало предложений или стихотворных строк.Интернет – зло. Интернет полностью выбивает человека из реальной жизни. Интернет подключать мы не будем.
АнтитезаПротивопоставление на уровне слов, предложений, отрывков текста.Чем чаще учитель срывался и повышал голос на детей, тем реже они реагировали на повышенный тон.
ГрадацияРасположение синонимических понятий в порядке усиления или ослабления значения.Пришла ночь, и на Анну навалилась тяжёлая, пудовая, неподъёмная тоска.
Лексический повторНамеренное употребление в тексте одного и того же слова несколько раз для усиления его смысла.Всюду сосны, сосны, и справа, и слева сосны, и впереди, и сзади, и, кажется нет дороги из этого бесконечного царства сосен.
ОксюморонСоединение в одно словосочетание несочетаемых понятий.Как пережить эту горькую сладость прощания?
СравнениеУточнение понятия путём сопоставления его с другими.Сияющий, как начищенный медный самовар, автор пьесы принимал поздравления актёров и зрителей с удачной премьерой.
ЭпифораФигура, противоположная анафоре: одинаковые слова не начинают, а завершают фразу или строку.Такое поведение говорит о невоспитанности. Самой обыкновенной невоспитанности. Бич нашего времени – невоспитанность.

В ряд фигур речи включают основанные не только на лексических единицах, но и на синтаксических, использующие не значение слова, а структуру предложения.

Термин и значениеПримеры
Инверсия, или нарушение прямого порядка слов: помещение подлежащего после сказуемого, определения после определяемого слова и пр.Задул, завыл ветер северный.
Риторические вопросы, восклицания и обращения, по форме направленные к читателю или собеседнику, но не требующие ответа.До каких пор ещё вы собираетесь испытывать терпение руководства?
Синтаксический параллелизм, представляющий собой предложения сходного построения.Прямо пойдёшь – на пустырь попадёшь. Направо пойдёшь – на бульвар забредёшь. Налево пойдёшь – в люк упадёшь.
Умолчание – внезапно оборванное высказывание, предоставляющее читателю или собеседнику самостоятельно додумывать несказанное.Увидишь Марию – скажи ей… А впрочем, ладно, забудь.
Эллипсис. Добавляет высказыванию динамичности за счёт выпуска отдельных слов, легко восстанавливаемых по контексту.Внучка – за бабку, бабка – за дедку, дедка – за репку…

Изобразительные возможности лексики

Для достижения выразительности текста используются слова, относящиеся к различным лексическим группам.

ТерминЗначениеПримеры
СинонимыСлова со значениями или совпадающими, или имеющими оттеночные отличия.родник, ключ, источник
Контекстные синонимыСлова, получающие сходный смысл в рамках контекста, в котором использованы.В рассказе В. Бианки про медведя, дёргавшего щепку, торчащую из пня, и прислушивающегося к издаваемому вибрирующей щепкой звуку, наименование музыкант выступает в качестве контекстного синонима к слову медведь, поскольку именно зверь занимался «музыкальными упражнениями».
АнтонимыИмеющие противоположное значение, также имеют контекстную разновидность.горячий – холодный, лето – зима
ОмонимыПолностью совпадающие по написанию и произношению, но обладающие не связанными между собой значениямирозетка электрическая и розетка – блюдечко для варенья
ОмографыИмеют совпадение только в письменном варианте, а в произношении различны.а́тлас – атла́с
ПаронимыОднокоренные слова, имеющие разное значение, но выглядящие и звучащие сходноадресат – адресант

Метафора — что это такое, примеры, виды

Также в изобразительные возможности лексики входят:

  • Слова, используемые представителями социальных, профессиональных и др. групп: профессионализмы, термины, жаргонизмы, диалектизмы.
  • Книжная лексика, имеющая торжественный характер, и грубоватая просторечная.
  • Устаревшие слова и неологизмы.
  • Заимствованные слова.
  • Фразеологизмы.

Экспрессивно-эмоциональная лексика

Употребление экспрессивно-эмоциональной лексики воздействует на слушателя или читателя, вызывая необходимые автору эмоции: сопереживание, отторжение, осуждение, восторг и др. Речевой этикет не одобряет экспрессивные выражения в избыточном количестве, но в качестве речевой характеристики литературного героя или способа воздействия на читателя они оправдывают себя. К экспрессивно-эмоциональной лексике относятся:

  • Разговорная лексика, имеющая по сравнению с нейтральной сниженную стилистическую и повышенную эмоциональную окраску (нервотрёпка, пискля).
  • Слова повышенной эмоциональной окрашенности с положительным или отрицательным оттенком (восхитительный, мерзкий).
  • Слова, имеющие в составе суффиксы со значением эмоциональной оценки (муравьишка, девчуля, человечище).

Основные виды

СРАВНЕНИЕФраза, где сравниваются (сопоставляются) несколько предметов, ситуаций, существ и так далее. Обязательным элементом являются сравнительные слова: «как», «будто», «словно», «точно» (в значении «словно»). «Весь как смятая постель»; «Плачет, как ребёнок».
ЭПИТЕТКрасочное оценочное определение с дополнительной характеристикой. «Бездонное небо»; «Жадное пламя».
ГИПЕРБОЛАУмышленное преувеличение в описании явлений. «На волнах отразилась тысяча солнц»; «Море задач».
ЛИТОТАОбратный эффект гиперболы: умышленное преуменьшение. «Мальчик с пальчик»; «Я песчинка в этом мире».
МЕТАФОРАПеренос характеристик одного предмета на другой по их схожести. Это скрытое сравнение, в котором не используются слова «как», «будто» и так далее. «Медведем шагает»; «Шатёр леса».
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕНамеренное перенесение свойств живого на неживое. «Часы бьют»; «Дождь идёт».
ИРОНИЯИносказание с лёгкой насмешкой с целью создать и передать сатирический образ. «Откуда, умная, бредёшь ты, голова? — лисица вопросила у осла».
ИНВЕРСИЯНарушение стандартной упорядоченности слов, усиливающее экспрессию речевого оборота. Наиболее характерно для фольклора. «Редеют звёзды на рассвете, и розовеет цветом он».
ГРОТЕСКИзображение предмета в комическом свете с помощью контрастов и преувеличений. Наиболее часто используется в фольклоре и при создании персонажей. Пример: Кощей Бессмертный.
ОКСЮМОРОНРазновидность антитезы (контраст). Парадоксальное словосочетание с противоречивым смыслом. «Живой труп»; «Пожар льда».

Всё это способы игры с сознанием, воплощение образов, которыми человек привык воспринимать окружение, создание особой атмосферы. Образами называют обобщённое искажение действительности, пропущенное через авторский внутренний мир.

Олицетворение

Этот вид довольно легко заметить в речи. Оно основывается на уподоблении не одухотворенного предмета живому существу. Иными словами, качества человека переносятся на неодушевленные предметы, что помогает создать яркий образ. Этот вид тропа также достаточно часто встречается в художественных произведениях.

Примеры олицетворения:

  • Утешится безмолвная печаль… (А. С. Пушкин). Очевидно, что печаль не может утешиться, ведь это признак живого существа, который присвоен этому термину.
  • И звезда с звездою говорит (М. Ю. Лермонтов). Звезда – неодушевленный предмет, следовательно, и говорить она не может.

Поэтические стилистические фигуры

Список не заканчивается только на десяти примерах.

Все они могут использоваться в стихах с тем же успехом, что и в прозе, но некоторые обороты подходят именно для поэтики.

Кроме основных видов художественных средств в литературе, бывают стихотворные тропы и фигуры речи.

Таблица с примерами:

АЛЛИТЕРАЦИЯПовтор одинаковых согласных с целью придать стиху особую интонацию. «Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. Близко буря. В берег бьется чуждый чарам черный челн…» (Бальмонт).
АССОНАНСПовтор одинаковых гласных в строфе или строке. «О несметно прекрасное солнце… Столь же несметно прекрасен закат!»
АНАФОРАПовтор начального слова, одной строки или фразы. «Ты и убогая, ты и обильная, ты и забитая, ты и всесильная, Матушка-Русь!» (Некрасов).
ПАРАЛЛЕЛИЗМОдинаковое или похожее расположение словоформ с целью создать единый поэтический образ. «Вы, адмирал, покинете море. Вы, адмирал, погибнете с горя».
РИФМАРифма тоже считается полноценным тропом, хотя и знакома даже детям. Созвучие последнего ударного слога в строке и называется рифмой. Она бывает перекрёстной, как в примере (чередуются первая и третья строки, вторая и четвёртая), или параллельная (первая рифмуется со второй, третья с четвёртой). «Солнце катится в закат, скоро новое родится, волны блики отразят, мир лучами озарится».

Роль изобразительно-выразительных средств в литературе и не только

Как много инструментов для того, чтобы создать образ, донести мельчайшие оттенки настроения, передать атмосферу, вызвать эмоции, отразить всю палитру красок жизни и надолго остаться в памяти!

Великий и могучий русский язык по праву считается таковым именно из-за того, что дает возможность выражать свои чувства, делать общение живым, душевным.

Средства художественной изобразительности используются не только в литературе. Они украшают и нашу разговорную, повседневную речь.

Мы, не задумываясь, употребляем образно-выразительные слова: “васильковые глаза”, “слепой дождь”, “золотые руки”, “блестящий ум”, “душа поет”, “голова гудит”, “напугал до смерти”, “сто лет тебя знаю”, “кот наплакал”, “погода шепчет” и прекрасно понимаем, о чем идет речь.

Применение фразеологизмов

Отдельного внимания стоят фразеологизмы — меткие устойчивые выражения, характерные для одного определённого языка.

В нашем случае — русского. Наравне с другими языковыми единицами они составляют важную лексическую часть в предложениях, самостоятельны и имеют свои непрямые значения.

Состоят они из двух и более слов, которые образуют единообразную смысловую конструкцию.

Уместность зависит от контекста или жизненной ситуации. Почти на любое событие, поведение или характер найдётся выразительный комментарий.

Например:

  • Играть в жмурки — что-то утаивать, обманывать.
  • Сложа руки — ничего не делая.
  • Кот наплакал — очень мало.
  • На козе не подъедешь — о неприступном, не знающем веселья человеке.

Бывает трудно понять суть завуалированного словосочетания, к тому же стойких конструкций исторически сложилось так много, что все их запомнить невозможно.

Фразеологизмам посвящены целые тома словарей с толкованием и примерами употребления. Это не только отражение богатой культуры народа, но и кладезь исследований для лингвистов и просто заинтересованных людей.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]