Статья:
При нарушениях речи, связанных с расстройством слухоречевой памяти, врачи выставляют диагноз «Акустико-мнестическая афазия». Патология характеризуется затруднением повторения комбинаций слов, а также сложностями подбора конкретных слов. Для постановки диагноза используют логопедическое обследование, магнитно-резонансную томографию и другие методы лабораторной и инструментальной диагностики. Коррекция акустико-мнестической афазии требует комплексного подхода — устранения непосредственной причины, занятий с логопедом и использования лекарственных средств.
Общая информация
Афазии — наиболее распространенные осложнения инсультов и других поражений головного мозга. По статистике Всемирной организации здравоохранения 30% людей с речевыми расстройствами находятся в трудоспособном возрасте. При этом 80% из них получают инвалидность из-за нарушений речи.
Акустико-мнестический тип патологии выделил А. Лурия. Он отмечал, что больные сохраняют способность повторять отдельные слова и понимать их, однако, во время письма под диктовку или при общении с длинными предложениями, пациенты начинают ошибаться.
Заболевание сопровождается нарушением слухоречевой памяти и снижением объема акустического восприятия. Пациенты с подобными нарушениями сохраняют критику к своему состоянию и жалуются на то, что во время разговора плохо понимают услышанное, а сами испытывают трудности с подбором слов.
Виды
В зависимости от того, какая мозговая зона поражается, выделяют следующие формы афазии:
- Моторная афазия – связана с поражением зоны Брока (нижние отделы премоторной области левого полушария). Нарушается произношение слов при том, что сохраняется способность к воспроизведению звуков и пониманию речи;
- Сенсорная афазия – страдает центр Вернике, который располагается в височной доле. При этом больной теряет способность понимать речь, сохраняя разговорную функцию;
- Семантическая афазия – характеризуется нарушением работы теменно-височно-затылочной области. Утрачивается способность воспринимать сложные словосочетания, связанные между собой предлогами или союзами;
- Амнестическая афазия – возникает из-за поражения теменно-височной зоны. Больной понимает речь, но не может вспомнить название некоторых предметов;
- Тотальная афазия – полная утрата способности понимать и воспроизводить речь.
Причины развития
Неврологи хорошо знают, что лежит в основе акустико-мнестической афазии. Патология характеризуется возникновением очага поражения в области средне-задних отделов передней височной извилины в коре больших полушарий. Повреждение локализуется в доминирующем полушарии — у правшей в левом, а у левшей в правом. Поражение имеет органический характер:
- При росте внутримозговых доброкачественных и злокачественных опухолей, а также метастатических очагов, нервная ткань сдавливается или напрямую разрушается новообразованием.
- Ишемический инсульт приводит к гибели участка коры больших полушарий в результате резкого снижения притока крови. Геморрагический инсульт сопровождается развитием кровоизлияния, которое приводит к сдавлению нервной ткани.
- Возникновение черепно-мозговых травм сопровождается ушибом или размозжением ткани головного мозга, а также формированием гематом. Это может стать причиной повреждения или гибели нервных клеток, расположенных в передней височной извилине.
- Дегенеративные заболевания, имеющие тенденцию к постоянному прогрессированию (болезнь Пика, Альцгеймера и др.) приводят к местной гибели нейронов, приводя к нарушению многих когнитивных функций, в том числе речи.
- Нейроинфекции, в первую очередь энцефалит, приводит к формированию воспалительного очага в коре головного мозга. Нейроны в области воспаления повреждаются и погибают.
Основным механизмом акустико-мнестической афазии является повреждение указанного участка височной извилины. Данный нервный центр ответственен за подбор слов во время разговора. Клинически это приводит к нарушению слухоречевой памяти — ее объем снижается и человек начинает забывать слова. Помимо речи, страдает счет, чтение и письмо. Если повреждение обширное, то могут страдать задние части височных извилин. В результате нарушается работа оптико-гностических структур. Больные не могут сопоставить зрительный образ предмета и его словесное обозначение. Речь при этом теряет осмысленность.
Клинические проявления
Отличительной чертой акустико-мнестической афазии является неспособность человека повторить ряд услышанных слов, при сохранении возможности отдельно произнести их. Ограничение в слухоречевой памяти приводит к тому, что, услышав цепочку из слов, больной способен произнести только отдельные слова, чаще всего, последние. Повторное прослушивание словесной цепочки не приводит к улучшению запоминания. Это приводит к невозможности одновременного общения с несколькими людьми, а также нарушает восприятие сложных предложений, состоящих из большого числа слов. Если пациенту с афазией прочесть инструкцию, он сможет выполнить ее последовательность, но не сможет повторить услышанное.
Во время собственной речи больной не может быстро подбирать слова. Возникают парафазии — использование словесных замен не равнозначных по смыслу. При логопедическом обследовании определяют аграмматизмы, связанные с несогласованностью отдельных слов друг с другом. Если попросить пациента описать мысли или изображения, то рассказ получается отрывистым и труден для него.
Дисграфия имеет ряд особенностей, и проявляется при письме под диктовку. Количество аграмматизмов увеличивается. Во время письма, больной постоянно пытается повторить услышанные фрагменты, чтобы облегчить их написание. Однако, память ограничена 2-3 словами. Дислексия встречается реже. Ее можно выявить только при чтении длинных предложений со сложной синтаксической структурой. Нарушения фиксации прочитанной информации обуславливает непонимание ее смысла и невозможность пересказать текст. Нарушения счета выявляется в небольшом проценте случаев.
Возникают и эмоционально-волевые расстройства: отмечается лабильность настроения, постоянная тревожность и “суетливость”. При обширном очаге поражения, клинические проявления могут затрагивать и другие сферы личности пациента.
Моторная афазия
- К моторной группе относят разные формы афазий, которых объединяет основная характеристика этого вида нарушений — отсутствие активной устной речи.
- Эфферентная — нарушение артикуляции, при котором человек не может свободно перейти от одного звука к другому. Для этого вида патологии характерна неконтролируемая речь, которая может состоять исключительно из случайного набора звуков и слов. Речь становится скудной, пациенты могут не употреблять предлоги, использовать всегда один и тот же падеж. В тяжелых случаях теряется способность читать вслух.
- Афферентная — нарушение артикуляции, при котором человек не может определить, что необходимо делать, чтобы произнести тот или иной звук. Пациенты путают близкие по произношению звуки («з» и «с», «б» и «п» и др.), во время речи могут переставлять местами или пропускать буквы, слоги или слова.
- Динамическая — к симптомам относят «телеграфный» стиль речи, длинные паузы между словами, отсутствие предлогов, нарушение привычного ритма, смазанная артикуляция, непроизвольный переход на шепот. Обычно у больных снижена речевая активность, словно они не хотят вести диалог.
Разные виды афазий редко встречаются отдельно друг от друга, обычно болезнь имеет смешанную форму. Одной из ее разновидностей является тотальная, характеризуется полной потерей возможности говорить и понимать речь.
Диагностические мероприятия
Диагностика акустико-мнестической афазии требует комплексного обследования с консультациями невролога, психиатра, логопеда и других специалистов. Важно понимать, что данные нарушения принято относить к понятию “синдром”, так как в основе его развития могут лежать различные причины. Для их выявления используют следующие подходы:
- Обследование у невролога позволяет выявить сопутствующую неврологическую симптоматику: парезы и параличи, нарушения чувствительности и др. Отдельно оценивается когнитивная сфера человека — память, способность к концентрации внимания и др. При нарушениях в психическом состоянии, необходима консультация у врача-психиатра.
- Логопедическое обследование проводится логопедом или афазиологом. Диагностические признаки акустико-мнестической афазии — парафазия, частые аграмматизмы, снижение объема слухоречевой памяти, отсутствие нарушений артикуляционного аппарата и фонетики.
- Магнитно-резонансная томография (МРТ) головного мозга необходима для выявления первичной причины патологии. МРТ позволяет выявить очаги опухолевого роста, воспалительной реакции, дегенеративные изменения, зоны с ишемией или кровоизлияниями.
- Люмбальную пункцию проводят при подозрениях на нейроинфекцию. Полученную спинномозговую жидкость используют для выявления конкретного типа возбудителя с помощью ПЦР или ИФА-диагностики.
- УЗИ с допплерографией и МР-ангиографию применяют для выявления цереброваскулярных нарушений. Указанные методы необходимы для определения скорости кровотока в сосудах, выявления тромбов, стенозов артерий и других нарушений.
Проводится дифференциальная диагностика с другими патологиями, которые характеризуются нарушениями речи. Акустико-мнестическая афазия возникает при поражении височной коры, в результате этого, артикуляция и фонетика у больного не страдает. Характеристика мнестической формы патологии связана с отсутствием парафазий и законченностью высказываний.
Реабилитация
Только ежедневные занятия с логопедом и другими специалистами будут способствовать активному реабилитационно-восстановительному процессу. Очень важно правильно выстроить реабилитационный план от простого к сложному. Для начала пострадавший обязательно должен быть садаптирован к новым условиям. Только после курса психотерапии можно приступать к восстановительным мероприятиям, так как у больного должна быть создана мотивация, направленная на выздоровление.
Пациент также может в домашних условиях выполнять следующие упражнения:
- Простые вопросы: пациенту сначала задают вопросы с односложными ответами да или нет, в дальнейшем переходят на открытые вопросы.
- Практикуются тематические диалоги с постепенным развитием диалога по конкретным темам;
- Письмо и чтение. Начинается корректировка написания и произношения букв. Затем слогов, которые затем пациент складывает в слова. В дальнейшем при успешном прогрессе переходят на написание диктантов и чтение небольших текстов. Пациенту предлагается пересказать своими словами прочитанный рассказ и ответить на вопросы по его содержанию;
- Задание, направленное на соотнесение картинки и текста. Пациенту предлагается выстроить рассказ, при этом последовательно разложив картинки;
- Структурирование картинок по общим свойствам и признакам. Пациенту дают задание расположить картинки соответственно категориям и выделением общих характеристик, например, отделить одних животных от других.
Подходы к лечению
Эффективная терапия основывается на устранении непосредственной причины развития речевого расстройства. При выявлении опухолевого поражения или внутричерепной гематомы, лечение проводится нейрохирургическим путем, лучевой или химиотерапией. Нейроинфекции устраняют с помощью противогрибкового, антибактериального или противовирусного воздействия лекарственными средствами. Инсульты подлежат тромболитической или гемостатическому лечению.
Коррекция речевых расстройств основывается на:
- Регулярные логопедические занятия
Проводятся для увеличения объема слухоречевой памяти. Начинать их необходимо сразу же после возникновения болезни, не откладывая посещение логопеда на период реабилитации. Первоначально используются упражнения со зрительным восприятием объекта, что облегчает их запоминание. Далее специалист усложняет занятия — пациент пишет простые диктанты на слух, учит фрагменты предложений, словесные цепочки, песни и стихи. Для улучшения экспрессивной речи проводится активная работа по уточнению смысла слов и их систематизация в отдельные группы.
Параллельно с лечением основной патологии, с больным начинают реабилитационные мероприятия. Важная часть терапии — общение с медицинским персоналом, логопедом и близкими людьми. В результате постоянного вербального контакта и логопедических упражнений происходит восстановление слухоречевой памяти. Помимо этого, пациентам показаны занятия лечебной физкультурой, массаж и посещение психотерапевта.
Возможные осложнения
Акустико-мнестическая афазия приводит к нарушению слухоречевой памяти. Речевой дефект сопровождается ухудшением социализации человека — он испытывает затруднения в общении с окружающими людьми, не может читать, писать или считать. Это постепенно снижает уровень качества жизни, приводя к формированию стойкой депрессии.
Патология часто сопровождается неврологическим дефицитом, что усиливает собственные переживания пациента о своей неполноценности. Многим больным выставляют инвалидность. Важно отметить, что акустико-мнестическая афазия не является когнитивным расстройствам. Мышление и другие функции головного мозга полностью сохранены. В отсутствии лечения, речевая дисфункция приобретает стойкий характер и плохо поддается коррекции в дальнейшем.
Профилактика нарушений
Профилактические мероприятия направлены на первичное предотвращение заболеваний, способных привести к речевым расстройствам. Неврологи выделяют ряд общих рекомендаций:
- использовать защитные каски во время профессиональной деятельности и некоторых видов спорта;
- при наличии заболеваний внутренних органов, например, сахарного диабета или атеросклероза, своевременно обращаться за медицинской помощью и соблюдать назначения лечащего врача;
- соблюдать принципы здорового питания: отказаться от фастфуда, жареной или копченой пищи, добавить в рацион фрукты, овощи, нежирное мясо и другие полезные продукты;
- регулярно заниматься спортом — кардиотренировками и упражнениями в тренажерном зале;
- исключить употребление спиртных напитков и курение.
При появлении трудностей с подбором слов и других симптомов, следует сразу же обратиться за медицинской помощью.
Прогноз
Исход заболевания определяется своевременностью его выявления, тяжестью первичного поражения головного мозга и адекватностью проводимой терапии. При развитии акустико-мнестической афазии на фоне ишемического инсульта, черепно-мозговой травмы или энцефалита и раннем начале лечения речевую функцию удается полностью восстановить. При хроническом повреждении головного мозга на фоне транзиторной ишемии или нейродегенеративных заболеваний, афазия развивается медленно, часто незаметно для человека, приводя к развитию стойкого дефекта.
Наихудший прогноз имеет опухолевое поражение структур ЦНС. Сложные нейрохирургические вмешательства с химиотерапией и лучевым воздействием редко носят органосохраняющий характер. Речевой дефект у таких больных сохраняется надолго.
Симптомы
Клинические проявления сенсорной афазии имеют ряд специфических признаков, которые помогают провести быструю и эффективную дифференциальную диагностику. К таким признакам относятся:
- Беглая речь или логорея, изобилующая большим количеством иносказательных выражений и парафраз. Больной пропускает существительные, компенсирую такие дефекты речи большим объёмом глаголов, предлогов и союзов. Речь становится многословной, но малоинформативная.
- «Жаргнонная афазия» — сплошной поток неологизмов, пословиц, поговорок и парафраз.
- Сильное возбуждение вплоть до развития параноидального состояния.
- Нарушение понимания и восприятия речи. Пациент со сложностью или вовсе не воспринимает простых вопросов, например, просьбу представиться или сказать кто он, однако способен выполнять простые команды, например, повернуть голову или представиться. Важно отметить также, что пациент не понимает собственной проблемы и сильно раздражается, когда собеседник плохо воспринимает его речь.
- Правосторонняя гемианопсия или верхнеквадрантная гемианопсия. Выпадение полей зрения – при прочтении книг пострадавший полностью не заметит левую страницу при прочтении текста.
- Сглаживание носогубной складки – лицо становится похожим на маску.
- Нарушение письменной речи.
Выделяют также чистую сенсорную афазию (субкортикальная), когда нарушается только понимание устной речи, однако понимание письменной информации, а значит прочитанного сохраняется. Также выделяют ещё одну форму – транскортикальная сенсорная афазия, которая характеризуется сохранением способности повторять устную речь, несмотря на отсутствие её восприятия и понимания. Основная проблема – то, что больной слышит обращение к своей персоне, однако не может интерпретировать смысловую нагрузку сказанного собеседником. Родной язык воспринимается как будто бы иностранным.
Сенсорная афазия в редких случаях протекает в роли самостоятельного поражения слуховых зон, находящихся в головном мозгу, так как практически в 85% случаев повреждении задействовано несколько участков головного мозга, отвечающих за самые разнообразные функции организма пострадавшего. Например, при инсульте сенсорная афазия часто сочетается с парезом или параличом скелетной мускулатуры на противоположной поражению стороне. В случае инфекционно-воспалительного процесса: абсцесс, менингит, энцефалит, будут присутствовать признаки общей интоксикации организма и лихорадочный синдром, а также общемозговая симптоматика. В случае энцефалита будут добавляться специфические изменения в ликворе – спинномозговой жидкости.
Специфические признаки сенсорной афазии у детей
Сенсорную афазию в детском возрасте можно спутать с алалией – первичным отсутствием речи, однако существует разница: если при алалии речь не сдвигается с исходного уровня развития, т.е. не прогрессирует и не подвергается регрессу, то при афазии заметна резкая деградация развития речевой функции, которая уже сформировалась у человека. Так как в детском возрасте речевая функция ещё не окончательно сформирована, то для афазии имеются специфические признаки:
- Как правило, наблюдается быстрое развитие заболевания и быстрое восстановление речевой функции. Отсутствие прогресса восстановления на протяжении нескольких недель является плохим прогностическим признаком для дальнейшего выздоровления и говорит о более серьёзных повреждения головного мозга.
- Восстановление функции речи осуществляется за счёт повышения активности соседних участков коры, которые в некоторой степени способны компенсировать неврологический дефицит. У взрослых восстановление речевой функции осуществляется за счёт формирования новых логических связей и развитому понятийному аппарату.
- Скудная симптоматика. Очень часто у детей сложно определить конкретный тип афазии, так как речевая функция у них является недостаточно развитой. Вследствие этого не формируются условия для раскрытия полноценной клинической картины сенсорной афазии.