Эти непослушные свистящие…
Как я уже писала в предыдущей статье о звукопроизношении, прежде чем приступать к играм на автоматизацию, нужно заняться постановкой звука. Пока малыш не научится изолированно, то есть – отдельно произносить С, З, Ц, дальнейшая работа не имеет смысла. Важно убедиться, что артикуляционный аппарат дошкольника «работает» в процессе проговаривания свистящих правильно.
Есть несколько способов ставить произношение: подражание (взрослый показывает малышу отчетливо все нюансы артикуляции и следит за тем, чтобы ребенок правильно повторил), артикуляционные упражнения, механическая постановка (логопед буквально пальцами или шпателем формирует правильное положения языка ребенка для произношения определенных звуков).
Начинать работы над свистящими и [Ц] нужно со звука [С], затем [З], поскольку по положению органов артикуляции он сходен с [С]. Потом черед [Ц], который по способу произношения близок к двум свистящим «собратьям». В детском саду постановкой звукопроизношения занимается логопед, но родители могут помочь ему, тренируя артикуляционный аппарат малыша с помощью специальной гимнастики (упражнения «Горка», «Футбол», «Улыбка-трубка» и т.п.).
После правильной постановки и твердого изолированного произношения свистящих звуков можно приступать к их автоматизации в слогах, словах, фразах. Игра нужна ребенку, чтобы легче, быстрее, с интересом усвоить что-то новое. Сами по себе логопедические занятия нельзя назвать увлекательными, это упорный труд, но обязательно нужно построить процесс так, чтобы не вызвать у ребенка протест против однообразных повторений.
Освоим звуки, играючи!
Чтобы развить фонематический слух дошкольника, научить звуковому анализу и, конечно, автоматизировать, а также дифференцировать звуки, логопеды советуют и сами используют дидактические игры. Я подобрала забавы, подходящие для детей 5-6 лет, так как в этом возрасте ведется особенно упорная работа над правильным звукопроизношением и избавлением от дефектов дикции.
Атрибуты обычно самые простые в таких играх, наиболее распространенные – в картинках:
- «Угости Зою сладостями» – нужна иллюстрация с изображением девочки (да кого угодно: мальчика, котика, рыбки), из картона вырезаем заготовки в виде конфет. На одну сторону «конфеты» наклеиваем изображение предмета, название которого начинается на тот звук, который необходимо автоматизировать, например [С]. Предыстория: Зоя очень любит сладости. Давай ее угостим!
Ребенок должен выбрать те «конфеты», на которых изображен предмет на букву С. Произнес правильно слово, можно угостить Зою, нет – конфетку забирает взрослый.
- «Ежику снится сон» – рисунок со спящим ежиком, а то, что ему снится, изображено на облачках, вырезанных из картона. Взрослый ставит задачу: ежик спит и ему снятся предметы, все на букву [З]. Найди его сны!
- «У Карлсона День рождения» – иллюстрация с Карлсоном, заготовки в виде упакованных подарков, на обратной стороне подарка – изображение предметов. Нужно выбрать в подарок те, названия которых начинаются на свистящий звук. В принципе, предыстория, картинки могут быть о чем угодно. Но важно, чтобы во время занятия присутствовал игровой, сюрпризный, наглядный моменты.
- «Звуки в домиках» – модульная игра, основа которой – вырезанные или нарисованные домики. К домику добавляется звуковая схема, где обозначено положение слога с изучаемым звуком в слове. Еще нужны картинки с предметами, названия которых соответствуют звуковым схемам и такие, которые не соответствуют. Понятно, что задача – «поселить» в домик нужные картинки.
Как дифференцировать трудные звуки?
Игры на различение звуков сводятся к тому, чтобы дошкольник понял разницу в произношении сходных звуков и научился не путать их. Этот этап работы проводится после того, как ребенок автоматизировал звуки, например, свистящие и шипящие. А затем мы их сопоставим, поскольку чаще всего дети путают С-Ш, Ц-Ч и т.д.
Самое простое, что можно предложить ребенку: поупражняться на внимание. Читаем стишок:
Песня суслика – свистит,
У змеи она шипит.
Ты послушай и узнай,
Эти песни отгадай.
Теперь картинки отдельно суслика изображающие, отдельно – змею. Показываем по очереди то суслика, то змею. Ребенок должен на суслике длинно произносить звук [С], а на змее – [Ш]. По такому же принципу дифференцируем другие сходные звуки. Хорошо помогают понять различия звуков стихи-путаницы:
Кошка ловит мышку на виду у детворы,
Мама моет миШку, крыСу красят маляры,
Пожарный носит каШку, Саша ела каСку,
Конфету дали МаСке.
Думаю, пока достаточно на эту тему. Если появятся вопросы – буду рада помочь разобраться. А сейчас традиционная просьба: делитесь материалом в соцсетях, а также подписывайтесь на новости.
С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!