Амнестическая афазия – вижу и знаю предмет, но не могу его назвать!

Невролог

СЕМЕНОВА

Ольга Владимировна

Стаж 5 лет

врач-невролог, заведующий кабинетом диагностики и лечения когнитивных расстройств

Записаться на прием

Афазия – нарушение акта речи, связанное с дисфункцией соответствующего участка коры головного мозга. В отличие от дизартрии данная патология не связана с некачественным произношением слов и звуков. Она не позволяет пациенту полноценно формировать собственную речь и воспринимать обращенные к нему слова. Обычно афазия выступает неспецифическим признаком заболеваний головного мозга – от нарушения кровообращения до последствий травматического поражения клеток и т.д.

Что такое амнестическая афазия?

Афазия – неврологическое заболевание органической природы, которое формируется в результате гибели нейронов, находящихся в зоне коры больших полушарий, отвечающих за синтез и формирование речевой функции, а также восприятия речи и невербальных сигналов окружающих людей. Афазия всегда является патологией приобретённого характера, т.е. она наблюдается у людей с изначально нормально функционирующей речевой функцией, поэтому важно не спутать афазию с алалией, если заболевание наблюдается в детском возрасте.

К развитию патологии может привести широкий спектр причин, однако конечный патогенетический механизм у этого заболевания единый и заключается в обширной гибели нервной ткани, локализованной в специфических отвечающих за речь областях головного мозга.

Амнестико-семантическая афазия и другие виды

В Российской федерации применяется классификация советского врача невролога А.Р. Лурия. Он подразделил афазию на несколько видов, с целью более удобного диагностического исследования при данной патологии. Лурия выделил следующие виды афазии:

  • Эфферентная моторная. Она возникает в результате травматического повреждения и дисфункции речевого центра, находящегося в височных долях коры больших полушарий. У пострадавшего возникают трудности восприятия информации при чтении и во время письма: для эфферентной моторной афазии характерны, как орфографические, так и пунктуационные ошибки, также возникают проблемы при переходе от одного мыслительного процесса связанного с синтезом речи, к другому.
  • Афферентная моторная. В данном случае проблема связана с дисфункцией центральной и теменной отделов коры головного мозга. У пациента возникают сложности с произношением слов сходных по фонетическим и артикуляционным параметрам. Таким больным весьма тяжело подобрать необходимый звук, что искажает их разговорную речь.
  • Акустико-мнестическая. Встречается при дефекте нейронных аксональных и дендритных связей между слуховым анализатором и гиппокампальными структурами глубжележащих подкорковых отелов головного мозга. Такая афазия проявляется обеднением речи, пропуском частей речи и наличием парафразированных речевых ошибок.
  • Динамическая афазия. Причиной может стать дефект коры, который отвечает за двигательный центр речевой функции. У таких людей возникают проблемы с построением предложений, нарушается логика и последовательность сказанной фразы или предложения.
  • Сенсорная афазия – связана с расстройством фонэматического слуха, т.е. больной не воспринимает логически чужую речь. Сравнить данный вид афазии можно с восприятием иностранного языка, когда его не знаешь.
  • Семантическая афазия. Проявляется отсутствием осознания и анализа сложных грамматических конструкций в предложении, человек способен понимать только короткие фразы.
  • Амнестическая афазия. Характеризуется нарушением работы теменной и височной областей коры головного мозга. Форма заболевания, связанная с нарушением иннервации между видимым объектом и его речевой интерпретацией при воспроизведении данного объекта. В таких ситуациях пострадавший человек понимает, какой перед ним находится объект, может его описать, однако не может точно его назвать. Речь такого человека становится беглой, суетливой, пациент старается подбирать много слов, однако они неточны по значению и объективным характеристикам. Возникает ощущение, что человек забыл название предмета. Очень часто сочетается с другими формами, такими как: амнестико-семантическая афазия и сенсорно-амнестическая афазия.
  • Также выделяют подтип амнестической афазии: оптико-мнестическая афазия. Поражение височной области коры. Основная проблема заключается в неточности зрительных образов слов, больные пытаются описать функцию предмета, но не могут его назвать. Несмотря на хорошую ориентацию в пространстве и времени, у пациентов наблюдается выраженный дефект в изображении предметов – например они могут срисовать картинку, но не способны самостоятельно изобразить рисунок по памяти или следуя инструкции. Также у таких больных присутствуют нарушения в письменной речи: в тяжёлых случаях больные не видят текст с левой стороны.

Причины

Амнестическая афазия как правило наблюдается при повреждении белого вещества в области стыка теменной, затылочной и височной частей левого или правого полушария головного мозга. Важно отметить, что заболевание проявляется не на стороне поражения, а на противоположной. У левшей повреждается правое полушарие, а у правшей левое. Основными этиологическими причинами являются следующие факторы:

  • Травматическое повреждение вышеописанных участков головного мозга. Чаще всего это происходит при дорожно-транспортных происшествиях и при тупых ударах тяжёлым предметом в зону височной области головы. При этом может сформироваться разрыв аксональных связей белого вещества головного мозга травматического характера.
  • Хирургические вмешательства на структурах головного мозга. Нельзя исключить повреждение соседних структур мозга, так как анатомически все зоны и области головного мозга тесно связаны.
  • Инфекционно-воспалительные заболевания, такие как: менингит, энцефалит и абсцесс головного мозга. Инфекционные заболевания могут быть вирусной или бактериальной этиологии и часто приводят к генерализованному поражению головного мозга.
  • Новообразования доброкачественного или злокачественного характера.
  • Острые и хронические нарушения мозгового кровообращения, вызывающие инсульт, тромбоз церебральных сосудов или дисциркуляторную энцефалопатию.
  • Острая интоксикация организма, в особенности нейротоксическими ядами, либо в результате передозировки некоторых лекарственных препаратов.
  • Отдельно выделяют поражения нервной ткани при острой почечной или печёночной недостаточности. При такой форме продукты метаболизма и распада своевременно не удаляются из организма и приводят сначала к дисфункциональным нарушениям, а затем и к органическому поражению ткани головного мозга.
  • Психические заболевания.
  • Болезнь Альцгеймера и болезнь Пика. При болезни Альцгеймера чаще характерно сочетание сенсорной афазии с амнестической афазией, а при болезни Пика чаще наблюдается сочетание с моторной афазией.

Можно выделить несколько групп риска возникновения амнестической афазии:

  1. Генетическая предрасположенность. Если в семье есть родственники с подобными заболеваниями, то наследственный анамнез является отягощённым и значительно повышает риск возникновения афазии при описанных выше причинах.
  2. Пожилой и старческий возраст. Общие экстрагенитальные заболевания: ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь, эпилептические припадки или кластерная головная боль.

Как предупредить развитие заболевания

Профилактика амнестической афазии основывается на превентивных мерах, обуславливающих поражение структур ЦНС. К ней относятся следующие врачебные рекомендации:

  • избегать ситуаций, способных привести к черепно-мозговым травмам (при занятиях травмоопасными видами спорта использовать шлем и другую защитную амуницию);
  • при наличии заболевания сердечно-сосудистой системы и других внутренних органов, соблюдать назначения врача и не заниматься самолечением;
  • после нейрохирургических операций полностью проходить реабилитационные мероприятия, направленные на восстановление когнитивных навыков;
  • регулярно заниматься спортом, включающим в себя аэробные нагрузки и силовые тренировки;
  • исключить вредные привычки — употребление спиртных напитков и курение;
  • нормализовать рацион питания, исключив из него все жирные, соленые, копченые продукты, и увеличив долю нежирных сортов мяса (курятина, крольчатина), рыбы, фруктов, овощей и ягод;
  • в пожилом возрасте продолжать читать книги, учить стихи, заниматься рукоделием и другими хобби (подобные занятия предупреждают развитие болезни Альцгеймера и болезни Пика).

При выявлении любых признаков амнестической афазии у себя или близкого родственника, следует сразу же обратиться за медицинской помощью. Лечением патологии занимается врач-невролог или психиатр. При отсутствии данных специалистов, необходимо посетить терапевта, который проведет первичную диагностику и направит больного на дальнейшую консультацию в профильные лечебные учреждения.

Прогноз зависит от степени повреждения нервной ткани и времени начала лечения и реабилитации. При небольшой зоне поражения и раннем начале терапии, у больного постепенно восстанавливается нормальная речь и другие когнитивные навыки. Если лечение начато поздно, то его эффективность ограничена. Возможны остаточные речевые дефекты различной выраженности. Важное значение в устранении афазии играет поддержка близких людей, непосредственно участвующих в реабилитации больного.

Симптоматика и проявления

Амнестическая афазия характеризуется мягким течением болезни и смазанным проявлением клиники заболевания. Среди самых частых проявлений можно выделить следующие симптомы:

  • Медленная речь пострадавшего, с выраженными интервалами между предложениями, либо наоборот речь пострадавшего становится беглой, нелогичной, превращающейся в «кашу»;
  • Многократный повтор одних и тех же слов или словосочетаний;
  • Наличие парафраз – описательная характеристика смысловой нагрузки слова. Речь становится описательного характера;
  • Больной пропускает слова, чаще всего существительные;
  • Также больной не может вспомнить название предмета или объекта, о котором идёт речь, однако знает функцию и внешний его вид.

Несмотря на это у пациента не страдают навыки чтения и письма. Его речь построена правильно, как грамматически, так и логически. У пациента не возникает трудности с акустическим произношением слов, а также артикуляцией. Речь больного становится экспрессивной и изобилует большим количеством глаголов.

Важно отметить, что больной легко вспоминает название предмета при подсказках или в контексте, например, если назвать первый слог нужного слова, то больной без труда вспомнит его окончание.

Диагностика

Амнестическая афазия заболевание, лежащее на стыке двух направлений: неврологии и психологии. Так как для афазии характерны разнообразные нарушения когнитивной функции головного мозга, то такие нарушения не могут не сопровождаться и психическими дефектами. Для выявления амнестической афазии используют методы нейропсихологической диагностики. Для верификации заболевания и уточнения степени нарушения функциональной активности речевого аппарата больного человека, прибегают к применению специальных проб. Обычно такие пробы используют разнообразные предметы с различной степенью сложности произнесения их названия. Также существуют пробы описательного характера, когда пациенту говорят о характеристиках предмета и смотрят сможет ли больной ответить с подсказками. Ряд проб определяют связь речевых и зрительных проявлений, например, больному последовательно показывают несколько предметов относящихся к одной категории, если больной не отвечает, то значит у него есть нарушение связи между речевой функцией и зрительными образами, что можно интерпретировать в пользу сенсорно-амнестической афазии.

Помимо специальных неврологических и психологических проб, каждому пациенту в обязательном порядке проводятся лабораторные и инструментальные методы исследования. В зависимости от причины, вызвавшей афазию диагностические методы будут более или менее информативными.

В клиническом Институте Мозга функционирует высокотехнологическое диагностическое отделение, в котором можно провести такие исследования, как:

  • Томографические исследования: компьютерная и магниторезонансная томография с контрастированием и без;
  • Рентгенологическое исследование черепа и головного мозга для выявления дефектов;
  • Ультразвуковая сонография и доплеровское картирование сосудов шеи;
  • Комплексная лабораторная диагностика.

Помимо высококлассной аппаратуры не менее важным диагностическим значением обладает и специалист. В диагностическом отделении работают высококлассные специалисты, сертифицированные в смежных областях медицины, что повышает эффективность диагностического поиска и последующего лечения каждого отдельно взятого пациента.

Диагностические мероприятия

Вопросами диагностики и лечением занимаются два специалиста — врач-психиатр и невролог. Ни в коем случае не следует самостоятельно выставлять диагноз и подбирать терапию. Это может стать причиной быстрого прогрессирования основного заболевания и развития его осложнений. В лечебных учреждениях обследование больного проводится по следующему алгоритму:

  1. Собираются жалобы больного, а также анамнез жизни и заболевания. Специалист выявляет факторы и возможные причины повреждения головного мозга. В большинстве случаев, необходимо дополнительно побеседовать с близкими людьми.
  2. Общеклинические исследования: общий и биохимический анализ крови, общий анализ мочи, электрокардиограмма и др.
  3. В связи с наличием когнитивных нарушений, всем пациентам показана нейропсихологическая диагностика, основанная на изучении памяти, внимания, способности к восприятию информации и пр. Подобные методы позволяют уточнить характер нарушения речи, а также предположить локализацию очага поражения в головном мозге.
  4. Проведение компьютерной или магнитно-резонансной томографии используется для исследования структур ЦНС. Врач получает возможность оценить их целостность и выявить участки повреждения нервной ткани.
  5. При подозрениях на черепно-мозговую травму, проводят рентген-диагностику черепа. Метод позволяет выявить повреждения костных структур, свидетельствующие о ЧМТ.
  6. В случае нейроинфекций для выявления патогенного микроорганизма проводят иммуноферментный анализ (ИФА) или полимеразную цепную реакцию (ПЦР) крови и ликвора пациента.
  7. УЗИ и доплеровское картирование шейных и мозговых сосудов используется при подозрениях на ишемический характер возникновения симптомов. В процессе исследования, врач может установить сужения артерий, формирование в них аневризм, мальформаций и пр.

Комплексный подход к диагностике позволяет определить точную локализацию повреждения головного мозга и выставить точный диагноз.

Лечение

Лечение амнестико-семантической афазии обязательно должно быть комплексным. В данном случае нельзя медлить, так как чем быстрее будут начаты корректирующие мероприятия, тем больше будет шансов у пациента на восстановление утраченных когнитивных функций.

После диагностического обследования и уточнения степени тяжести повреждений речевых центров головного мозга, специалисты формируют индивидуальный лечебный план. В составлении лечебного плана помимо функциональных и органических нарушений важную роль играет возраст пациента и его психическое состояние. С каждым пациентом обязательно работают как невролог, так и психотерапевт для достижения максимальной эффективности от терапии. При выявлении серьёзной органической патологии, требующей безотлагательного хирургического лечения, например, при травмах головного мозга или опухолевых поражениях, выполняется экстренное или плановое оперативное вмешательство для устранения жизнеугрожающего состояния и минимизации когнитивных нарушений в последующем.

Реабилитационные мероприятия

Наибольшее значение в коррекции амнестической афазии имеет правильная и комплексная реабилитация. Обучение, направленное на восстановление речи и других навыков, проходит в несколько этапов:

  1. Сначала пациента учат работать с предметами через их зрительный образ. Для этого используют карточки с изображением и его названием. Это позволяет связать определенный зрительный образ предмета и функции с его наименованием.
  2. На втором этапе акцент в реабилитации сделан на восстановлении ситуативно-обусловленной речи. С больным проводят комплекс занятий, включающих в себя ориентировку на месте с речевыми указаниями специалиста, обсуждение различных бытовых тем. Для закрепления полученных результатов проводится самотестирование, анкетирование и занятия с реабилитологами.
  3. Последний этап направлен на улучшение зрительной и слухоречевой памяти. Пациенту предлагают разгадывать кроссворды и загадки, пересказывать отрывки из книг или проведенной беседы и сочинять истории. Проводят занятия на улучшение фактической памяти с помощью запоминания важных дат, адресов и другой информации. Важное значение имеет общение с близкими людьми, так как активная речь и ее восприятие помогают больному восстановить функции различных отделов головного мозга.

Помимо указанных занятий, все больные нуждаются в постоянной трудовой деятельности, чтении книг и посещении занятий лечебной физкультурой. Процесс реабилитации продолжается от нескольких месяцев до нескольких лет, в зависимости от тяжести повреждения головного мозга.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]