Дидактические игры для детского сада «Эмоции ребенка»
Дидактические игры «Эмоции ребенка»
(Пиктограммы)
Данный материал предназначен для воспитателей дошкольного образования, педагогов-психологов, учителей начальных классов. Карточки-пиктограммы знакомят детей с эмоциями человека, учат его осознавать свою эмоцию и замечать эмоции других людей.
Я предлагаю вам, дорогие коллеги, изготовить несколько наборов карточек для дидактической игры «Эмоции ребенка». Они могут быть использованы для различных занятий, самостоятельных упражнений детей, совместных игр, а также индивидуальной работы с ребенком на развитие эмоциональной сферы. Я думаю, очень важно знакомить детей со своим эмоциональным состоянием и эмоциями других людей.
Подготовительная работа: изготовление дидактических игр «Эмоции ребенка».
Цель:
Познакомить детей с различными проявлениями эмоций людей.
Автор: Татьяна Шапиро Нескучное стихотворение про скуку! Скука в дом вошла без стука. Поселилась в доме скука. Через час она сбежала. Ей, ребята, скучно стало!Набор карточек № 1 включает в себя 9 проверочных карточек с пиктограммами эмоций (и их названиями). Набор карточек рекомендован для работы с детьми от четырех лет, разрезные карточки-картинки с изображением эмоций и стихами.
Набор карточек № 2 включает в себя 9 карточек с пиктограммами эмоций, разрезанными на половинки. А также проверочную карту с маленькими пиктограммами. Дополнительно я предлагаю изготовить карточки контуров пиктограмм для самостоятельной зарисовки эмоций. Это карточки с пустыми кружками, в каждом из которых можно нарисовать свое лицо с разными эмоциями. Например, в одном кружке – радостное лицо, в другом – грустное лицо. Набор карточек № 3 включает в себя 9 проверочных карточек с пиктограммами эмоций (и их названиями), и 9 разрезанных карточек. Набор карточек рекомендован для работы с детьми шести лет, разрезные карточки-картинки с изображением эмоций. Они похожи на пазлы. Каждое «лицо» состоит из двух частей, отличающихся друг от друга. Задача ребенка заключается в том, чтобы соединить их правильно между собой и получить определенное выражение лица, ведь это не так просто! Для каждого лица свойственны определенные изгибы бровей, губ, форма носа. После того, как ребенок успешно справиться с поставленной перед ним задачей, можно обсудить ту или иную эмоцию (в процессе изготовления). Набор карточек № 4 — это 18 карточек с фотографиями детей (фото или картинки можно взять из интернета, как это сделала я), изображающих конкретную эмоцию (необходимо: по две фото или картинки на каждую эмоцию). На обратной стороне фотографии приклеить маленькую пиктограмму-эмоцию для самоконтроля. В набор входят маленькие карточки с пиктограммами эмоций. Рекомендовано для детей пяти – шести лет, с этого возраста можно применять карточки со схематическим изображением эмоций, в которых ребенок подбирает пиктограммы к каждой эмоции, изображенных на данных картинках (в процессе изготовления). Существует много интересных игр, в которых можно использовать карточки «Эмоции ребенка». Например: игра «Угадай, какое у меня настроение?», которая заключается в том, что ребенок выбирает карточку и изображает эмоцию пиктограммы, которая изображена на картинке, а другие игроки должны отгадать эмоцию и назвать ее. Вариативность зависит от знаний и фантазии педагога!
Материалы, предназначенные для изготовления карточек:
1. Схемы-эмоций:
2. Схемы-изображения эмоций:
3. Картинки-эмоции:
Автор: Павел Куншин
Ах, мне бы в детство на день вернуться и в беззаботность вновь окунуться; Под голос мамы: в воде не балуй – к реке с друзьями на зорьке алой! Полдня рыбачить, полдня купаться; В веселых играх весь день смеяться, Чтоб мир казался всегда счастливым И папа с мамой вновь живы были… Быть может, все же не стар стремиться, Коль жизнь тревожит и детство снится…
Желаю всем творческих успехов!!!
Рекомендуем посмотреть:
Игры с прищепками. Дидактическое пособие «Кто что ест» Развивающие игрушки своими руками «Шарики – смешарики» Сказка для детей дошкольного возраста. Домовята Конспект занятия психолога с детьми 5-7 лет
Похожие статьи:
Воспитание чувств ребенка. Развитие эмоциональной сферы у детей
Язык жестов
Дидактические игры для дошкольников своими руками по теме «Органы чувств»
Дидактическая игра для дошкольников своими руками. Мир флоры и фауны
Дидактическая игра для детского сада своими руками по теме «Транспорт»
Подготовка к тесту “ПИКТОГРАММЫ”
Использовать значки для обозначения различных предметов и “упаковывать” большое в маленькое мы учились с вами в Пиктограммы (ч.1). Здесь рассмотрим особенности методики тестирования образной памяти и подготовки к ней.
За неделю к тестированию ПИКТОГРАММЫ не подготовишься. Тут нужна кропотливая работа и терпение Мамы.
В ходе подготовки к тесту:
- произойдет колоссальное развитие образного мышления. Особенно, если Вы не будете ребенку давать готовые образы, а будете рассуждать вместе: Как это можно нарисовать?
- ребенок научится выделять характерные признаки объектов, предметов, явлений.
- научится рисовать множество картинок и в целом произойдет скачок в развитии зрительно-моторной координации (ЗМК).
Поэтому пройтись хотя бы 1 раз по всем этим словам я советую родителям всем дошкольников, даже если Вы не готовитесь к тестированиям.
Замечания по тесту:
- Порядок на листочке имеет значение. Хорошо, если ребенок располагает рисунки последовательно, оставляя между ними расстояние. Для организации своей работы ребенок может использовать цифры для нумерации рисунков.
- Не допускается использование букв и цифр
Как же рисовать эти “странные” слова:
- Для обозначения людей разных полов мы использовали обозначения треугольник вверх и вниз, с кругом вместо головы.
- Часто встречаются такие словосочетания типа “Теплый дождь” или “холодный ветер”. Мы с детьми договорились использовать значок “Солнышко” и “снежинка” для обозначения температуры.
- Отдельная проблема это передача эмоций: печаль-грусть, счастье-радость-веселье. Если использовать смайлики с улыбкой вверх и вниз, то потом ребенок начинает путать счастье это или радость. Поэтому, наверное, лучше разработать свою систему смайликов или других значков для всех эмоций, и просто выучить ее. При тестировании синонимы не засчитываются. Так если вместо РАЗЛУКА, ребенок говорит РАССТАВАНИЕ, то он теряет балл.
- Для обозначения звука мы использовали значок звуковых волн (значок wi-fi)
- Для обозначения изменения состояния “было”- ”стало” и обозначение перемещения можно использовать стрелочки
За в время подготовки Вы, возможно как и я, обнаружите много интересного:
- Ребенок начинает прорисовывать детали, и не может остановиться. В этом случае очень мягко надо его останавливать и переключать на следующее слово. Это проблема инертности и слабой переключаемости внимания. Можно попробовать потренировать. Есть специальные тренажеры.
- Ребенок не умеет рисовать. Не может сходу нарисовать собаку или стол.
- Ребенок слабо представляет себе, что такое порядок на листочке. Это косвенно может указывать на неумение пока организовать пространство вокруг себя b неготовность к школе в целом, т.к. порядок в тетради — это основа учебы в школе.
Инструкция для взрослого:
- Приведенные выше слова и словосочетания медленно читают вслух, а дети рисуют, что им придёт в голову.
- На каждый рисунок отводится 0,5- 1-2 минуты.
- При этом взрослый внимательно следит за тем, чтобы ребёнок не писал буквы, а рисовал.
- Если рисунок получается слишком крупным, можно напомнить, что листочек один, а на нём надо уместить все рисунки. Это напоминание делают один раз, примерно после второго – третьего слова.
- Если дети начинают увлекаться, вырисовывать детали и добавлять что-то к первоначальному рисунку, то нужно напомнить, что важно не качество картинки, а её связь со словом.
- Если ребёнок продолжает рисовать, ему читают следующее слово.
- После окончания работы взрослый должен пронумеровать рисунки, чтобы было видно, какой рисунок к какому слову относится.
- Если ребёнок умеет считать, можно попросить, чтобы он сделал это сам.
- Через час после проведения теста детям предъявляют их листочки бумаги с рисунками и просят, чтобы они, глядя на свои рисунки, вспомнили те слова, которые им диктовал взрослый.
- Количество правильно воспроизведенных слов, а также количество ошибок подсчитывают и записывают в журнал.
- Если вместо слова «расставание» ребёнок говорит «разлука» это считается ошибкой.
Инструкция для ребенка:
- Я сейчас прочитаю слова, которые тебе надо хорошо запомнить.
- Слов много, а чтобы тебе было легче их запомнить, ты можешь на этом листочке нарисовать что-нибудь, что тебе напомнит каждое из них.
- Нарисовать можно, только картинки, а не буквы.
- Так как слов довольно много, а листочек только один, постарайся расположить рисунки так, чтобы все они на нём уместились.
- Старайся не вырисовывать картинки. Качество рисунка не важно, важно только, чтобы они правильно передавали смысл слова, чтобы ты потом их мог вспомнить.
Схема тренировок:
- В 1-ый раз рисуем 10 слов без ограничения времени. В первое время возможно Вам придется долго рассуждать и на отдельном листочке показывать ребенку как это нарисовать.
- Постепенно исходя из готовности ребенка начинаем ограничивать время до 1 минуты
- Через час и через день рисунки предъявляются ребенку и предлагается назвать слова. Результаты заносятся в журнал.
- На следующий день в начале занятия можно посмотреть листочки с рисунками за предыдущие дни.