Пальчиковая гимнастика. «В ШКОЛУ» В школу осенью пойду. Там друзей себе найду, (Дети «шагают» пальчиками по столу.) Научусь писать

В младших классах особое внимание уделяют развитию у детей мелкой моторики, фантазии, мышления. Гимнастика для пальчиков в начальной школе помогает рукам стать послушными, что необходимо для выполнения точных движений в изобразительном искусстве, письме. Повторяя движения учительницы, ученики приводят в активность моторику, вырабатывают умение концентрироваться, управлять движениями. Перед тем как приступить к занятиям, которые родители легко могут провести даже дома с ребенком 7-8 лет, рекомендуется изучить все особенности и правила увлекательных уроков.

Пальчиковая гимнастика для начальных классов

Пальчиковые игры, которые так нравятся детям 7-8 лет – занятие, позволяющее значительно повысить навыки. Учеными было установлено, что движения рук напрямую связаны с корой головного мозга, что способствует развитию.

В начальной школе пальчиковые занятия – обязательное условие, которое позволяет детям отдохнуть от непривычной нагрузки, получить заряд энергии, расслабиться. Есть немало упражнений, которые дополняются веселыми стишками, даже песенками, имеющими определенное значение – способствуют развитию речи, чувства ритма, словарного запаса.

Несмотря на пользу упражнений для пальцев, злоупотреблять интересными играми также не стоит. Длительность одного занятия не должна превышать четверть часа, причем лучше начинать с непродолжительных уроков – всего по нескольку минут.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

«Пальчиковая гимнастика как средство развития речи для детей дошкольного возраста»

Болотова Наталья Викторовна Учитель-логопед высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №17» Сергиево-Посадского муниципального района Московская область, г. Сергиев Посад,

Аннотация

В данной статье рассмотрена актуальность и полезность пальчиковых игр как средства развития речи в ходе коррекционно-воспитательной работы в дошкольных учреждениях. Описана цель, задачи пальчиковой гимнастики, правила её проведения. Приведены примеры пальчиковых игр для занятий с детьми, «привязанных» к изучению лексических тем на 1-ый период обучения (сентябрь-ноябрь).

Тема «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи для детей дошкольного возраста»

Популярность пальчиковых игр заметна возросла. Подобные игры — не новомодное увлечение современных родителей. Они существовали у разных народов с давних времен. И немудрено, ведь пальчиковые игры замечательный способ развеселить ребенка, отвлечь его от чего — либо, найти контакт с любым малышом.

Развитие моторной стороны речи зависит не только от функциональных возможностей мимико-артикуляционных мышц, непосредственно участвующих в реализации речевых актов; становление речи ребёнка опосредованно связано также с состоянием его общей моторики, т.е. двигательной активности в целом.

Раньше считалось, что главное, от чего зависит развитие речи, — это степень речевого общения детей с окружающими взрослыми людьми. Однако, исследования ученых показали, что степень речевого общения с взрослыми не играет такой большой роли, как предполагалось. Они также изучили зависимость речевой способности ребенка и его двигательных функций. Изучая анатомические отношения тела ребенка, ученые, невропатологи и дефектологи пришли к заключению о том, что речевая способность ребенка зависит не только от тренировки артикулярного аппарата, но и от движений пальцев рук. Кисть руки можно отнести к речевому аппарату, а двигательную проекционную область кисти руки можно с

Для чего нужна

Основная цель пальчиковых упражнений – развитие мелкой моторики. При регулярных занятиях польза для детей несомненная, ведь одновременно улучшаются:

  • точность и ловкость;
  • фантазия, мышление;
  • память, речь;
  • концентрация внимания;
  • творческие способности.

Упражнения во 2 классе также позволяют ученикам отдохнуть от продолжительного рисования, письма. Простые движения рук снимают усталость мышечной ткани, предотвращают спазмы пальчиков, что нередко случается у детей, руки которых не привыкли к продолжительным нагрузкам.

Пальчиковая гимнастика на уроках физической культуры

Борисов Сергей Владимирович, учитель физической культуры МБОУ «Козьмогородская основная школа Мезенского района» Архангельской области с. Козьмогородское.

Одно из самых выразительных средств общения — руки человека. Они характери-зуют личность человека, по ним можно определить и профессию человека. Если у человека хорошо развита пластика рук, то руки подвижные, эластичные, гибкие. Для развития пластики рук есть специальные упражнения. Такие упражнения полезны детям любого возраста, начиная с дошкольного. Их можно включать в игры, в комплексы утренней гигиенической гимнастики, физкультминутки, уроки физической культуры и в другие мероприятия, входящие в режим школьного дня. Для формирования личности ребёнка важны упражнения на развитие силы, быстроты, ловкости рук. Дети с плохой координацией движения рук хуже рисуют, испытывают трудности на уроках физической культуры и уроках технологии. У них недостаточно развита общая координация движений. Поэтому очень важно начать развивать силу, быстроту и ловкость у детей своевременно. В пальчиковой гимнастике существуют и упражнения на расслабление мышц. Чтобы научиться расслаблять мышцы, необходимо овладеть специальными навыками . Начинать нужно с простых и лёгких упражнений.

Упражнения пальчиковой гимнастики учат ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять. Это очень и очень важное умение! От этого умения во многом зависят его школьные успехи. А ещё упражнения делают речь ребёнка более четкой, ритмичной, яркой. Кроме этого, он сможет усилить контроль за своими движениями. В пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи. Вот вам и отличное веселое упражнение для развития памяти ребёнка!

С помощью пальчиковых игр будет происходить развитие фантазии и воображения. После всех этих упражнений кисти и пальцы рук станут сильными, подвижными, гибкими. А это поможет в дальнейшем в освоении навыка письма!

А сколько и как часто нужно заниматься пальчиковой гимнастикой? Любые упражнения эффективны, только если делать их регулярно. Вот и пальчиковые игры (упражнения) принесут эффект при регулярных занятиях ,например, на уроках физкультуры во время разминки. Младшим школьникам такие упражнения очень нравятся!

Упражнения на развитие пластики движений

  1. Волна. И.п. — руки полусогнуты вперёд, ладони вниз. Выполнить волнообразные движения ладонями, затем руками в целом. Последовательно сгибать и разгибать руки во всех суставах.
  2. Медуза. И.п. – руки полусогнуты, ладони вниз, пальцы врозь. Имитация пальцами движений щупальцев медузы.
  3. Веер. И.п. – руки согнуты вперёд в стороны, ладони вперёд, пальцы максимально разведены. Сначала большой палец прижать к ладони, а затем последовательно прижимать остальные. После этого пальцы разгибать в обратном порядке.
  4. Дирижирование – кистью поочередно правой и левой руки. Затем движения выполнять обеими руками.
  5. Красим. Имитация покраски кистью предметов. Ладонь выполняет расслабленные движения сверху вниз, сверху вниз, слева направо и справа налево.
  6. Бросить снежок. Имитация игры в снежки. Имитация лепки снежка и бросок снежка в цель.
  7. Когти. И.п. –руки согнуты в локтях, кисти перед грудью, ладони направлены вниз, пальцы широко разведены и вытянуты до предела. Медленно сгибать пальцы, сжимая их в кулак, а затем медленно выпрямлять до и.п. Сгибать пальцы нужно так, как будто это когти хищной птицы.

Упражнения на развитие силы.

  1. Напряженные разгибания пальцев и сжимание кисти в кулак.
  2. И.п. – кисти в кулак. Напряжённые их разгибания с разведением пальцев врозь
  3. Сжимание пальцами кистевого динамометра, резинового кольца, каучукового мяча.
  4. И.п. – руки перед грудью, ладони соединены вместе. Поднимание, опускание , вращение напряжённых кистей с остановками и без остановок в промежуточных положениях.
  5. Поднимание, опускание, вращение кистей , сжатых в кулаки.
  6. И.п. – руки перед грудью, пальцы сцеплены в замок. Растягивание рук в стороны: 2 – 3 сек. — растягивание, затем 2- 3 сек. отдых.
  7. В упоре стоя (лежа) согнувшись подниматься на пальцы рук и опускаться на всю ладонь.

Упражнения на развитие гибкости

  1. Пружинящие отведения ладони правой руки левой рукой.
  2. Пружинящие отведения соединённых вместе ладоней, пальцы врозь. Сначала надавливать правой ладонью на левую, а затем наоборот.
  3. Повороты кистей внутрь и наружу.
  4. И.п.- руки перед грудью, ладони обращены к груди, пальцы сцеплены. Пружинящими движениями разгибать руки вперёд, ладони направить вперед.
  5. В упоре стоя на коленях пружинящие покачивания вперёд, ладони от пола не отрывать.
  6. То же, что и предыдущее упражнение, но в упоре лёжа сзади.
  7. И.п — руки вперёд. Поднимание ладоней вверх и опускание их вниз; отведение ладоней в стороны; круги кистями; круги каждым пальцем по большей амплитуде; круги пальцами вперёд, разгибая и сгибая их.
  8. И.п. – удерживать горизонтально палочку между мизинцем и указательным пальцами: 1 – сгибая безымянный и средний, переместить пальцы под палочкой вперёд; 2 – выполнить то же в обратном направлении. После того как упражнение будет разучено, можно приступить к выполнению других его вариантов.
  9. И.п. – стойка ноги врозь, руки перед грудью, пальцы сцеплены. Выполнять движения кистями, изображая восьмерку.
  10. И.п. – руки перед грудью, прижать ладони друг к другу пальцами вверх. Пытаться поднять локти вверх повыше, не отрывая ладони друг от друга.

Литература:

  • Журнал «Физкультура в школе», №5,№6, 2011 г., «Упражнения для пальчиковой гимнастики» (В.Р.Бейлин, А.А.Бейлина).

Интернет-ресурсы:

  • https://www.ot1do3.ru/
  • https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/logopediya/2012/04/02/palchikovaya-gimnastika-dlya-mladshikh-shkolnikov

Упражнения

Учителя должны помнить – начинать лучше с одного-двух упражнений, позволяя ребенку усвоить особенности каждого движения. Рекомендуется проводить занятия до урока и после.

«Колечко»

Движения пальчиками позволяют расслабиться уставшим мышцам, отдохнуть, способствуют улучшению моторики.

Пошаговое проведение упражнения:

  1. Соединять вместе большой пальчик с другими.
  2. Обязательно проследить, чтобы образовывались ровные «колечки».
  3. Провести упражнение поочередно на одной и другой руке.
  4. Одновременно соединять пальцы на двух руках.

Во время занятия можно произносить любую считалочку – это способствует развитию ритма у ребенка.

«Кулачок, ладошка, ребро»

Еще один комплекс гимнастических движений, способствующий развитию ученика младшего класса.

Проведение:

  1. Сжать кулачки, легонько постучать по поверхности парты.
  2. Разжать кулаки, постучать по парте ребром ладошки.
  3. Сменить положение руки, осуществить постукивание по поверхности ладонями.

Не рекомендуется делать резкие рывки – пользу принесут расслабляющие плавные движения рук.

https://youtu.be/1b3ItMqYDGE

«Нолики и крестики»

Можно превратить простое занятие в увлекательную игру для детей. Главное – усвоить, что нолик – это скрещенные пальчики (средний с указательным пальцем). Нолик – соединенные подушечки больших и безымянных пальцев.

Теперь детям остается следить за командами учителя и воспроизводить нужные фигуры. Можно даже устроить соревнования – кто первым отреагирует и изобразит крестик или нолик. Со временем усложнить упражнение – чередовать безымянный и средний пальчики, начинать с движений левой или правой руки, заканчивать – одновременно двумя.

«Рыбки»

Сложить вместе ладошки – это юркая «рыбка», которая двигается по команде учителя. Кистями рук делать движения вверх-вниз, вперед и возвращаться в исходное положение. Можно одновременно делать наклоны, повороты в разные стороны, ведь рыбки не двигаются в одном направлении.

Легкая разминка

Завершить комплекс упражнений рекомендуется легкой разминкой. Дети могут поиграть в «ладушки», поочередно сжимать и разжимать пальчики, держа руки на весу, просто потрясти кистями, изображая веер.

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением.

Конспект занятия по программе: Развитие психомоторных и сенсорных процессов.

Тема: Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением.

Цели урока:

  • Развивать координацию движений руки и глаза
  • Развивать тактильные ощущения.
  • Развивать мелкую моторику рук
  • Развивать цветовое восприятие
  • Развитие речи обучающихся

Образовательные:

  • Разучивание нового упражнения пальчиковой гимнастики.

Воспитательные:

  • Воспитывать способность подчинять свои действия инструкции.
  • Воспитывать коллективизм, уважение друг к другу.
  • Воспитывать взаимопонимание, дружелюбие

Ход урока:

  1. Организационный момент начала занятия

Приветствие

«Наши умные головки»

Наши умные головки Будут думать много, ловко. Ушки будут слушать, Ротик четко говорить. Ручки будут хлопать, Ножки будут топать. Спинки выпрямляются, Друг другу улыбаемся.

— Ребята, сегодня на занятии мы с вами продолжим играть с пальчиками, разучим новое упражнение и раскрасим интересные картинки

2.Упражнения на развитие мелкой моторики рук

Дом

Я хочу построить дом, (Руки сложить домиком, и поднять над головой)

Чтоб окошко было в нём, (Пальчики обеих рук соединить в кружочек) Чтоб у дома дверь была, (Ладошки рук соединяем вместе вертикально) Рядом чтоб сосна росла. (Одну руку поднимаем вверх и «растопыриваем» пальчики) Чтоб вокруг забор стоял, Пёс ворота охранял, (Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой) Солнце было, дождик шёл, (Сначала поднимаем руки вверх, пальцы «растопырены». Затем пальцы опускаем вниз, делаем «стряхивающие» движения) И тюльпан в саду расцвёл! (Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики — «бутончик тюльпана»)

Лодочка

Две ладошки прижму, И по морю поплыву. (Прижать друг к другу обе ладошки, при этом не соединяя большие пальцы) Две ладошки, друзья, — Это лодочка моя. (Делать волнообразные движения руками — «лодочка плывёт») Паруса подниму, (У соединенных вместе рук в форме «лодочки» поднять вверх большие пальцы) Синим морем поплыву. (Продолжить волнообразные движения руками — «лодочкой») А по бурным волнам Плывут рыбки тут и там. (Полностью соединить друг с другом две ладошки для имитации рыбок и снова волнообразные движения — «рыбки плывут»)

Апельсин

(Рука сжата в кулачок) Мы делили апельсин. (Крутим кулачком вправо-влево) Много нас, а он один! (Другой рукой разгибаем пальчики, сложенные в кулачок, начиная с большого) Эта долька для ежа, (Разгибаем указательный пальчик) Эта долька для чижа, (Разгибаем средний пальчик) Эта долька для утят, (Разгибаем безымянный пальчик) Эта долька для котят, (Разгибаем мизинчик) Эта долька для бобра, (Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево) Ну, а волку — кожура. (Двумя руками показываем волчью пасть) Он сердит на нас — беда! (Складываем руки домиком) В домик прячемся — сюда!

Шарик

(Сначала пальцы сложены в замочек. Начинаем их медленно разводить) Надуваем быстро шарик. (Кончики пальцев обеих рук соприкасаются друг с другом — шарик надут) Он становится большой. (Соприкасаем ладошки друг с другом полностью) Вдруг шар лопнул, воздух вышел — (Смыкаем вместе пальчики) Стал он тонкий и худой!

Медузы

(Дети соединяют ладони, раздвигают пальцы.) Две огромные медузы Прилепились пузом к пузу. (После чего отрывают ладони друг от друга, выгибая пальцы, при этом пальцы левой руки прижаты к пальцам правой.) Выгнем щупальца сильнее- Вот как гнуться мы умеем!

Белка

(В самом начале кулачек сжат) Сидит белка на тележке, Продаёт она орешки: (Поочерёдно разгибать все пальчики, начиная с большого) Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому…

Наша семья

(По очереди разгибайте пальчики, начиная с большого) Этот пальчик большой — Это папа дорогой. Рядом с папой — наша мама. Рядом с мамой — брат старшой. Вслед за ним сестренка — Милая девчонка. И самый маленький крепыш — Это славный наш малыш.

Заключительная часть:

Рисование своей ладошки. Мини выставка работ.

Советы

Есть несколько полезных советов, которые позволят извлечь из занятий максимальную пользу и избежать нежелательных ошибок. Обязательно в каждом уроке учитывать такие требования и рекомендации:

  • перед уроком убедиться в том, что руки ребенка теплые, при необходимости провести разминку – тереть ладошки, разгибать или сгибать пальчики;
  • если упражнения сочетаются со стихотворным текстом, торопиться с чтением не стоит – слова произносить в медленном темпе;
  • после усвоения темпа начать постепенное ускорение;
  • с обновлением репертуара лучше не спешить – достаточно и 3-5 разных игр;
  • если ребенок устал, сразу прекратить урок.

Еще одно важное правило – выбирать игры, в которых требуется участие мизинцев, обычно уступающих по подвижности другим пальчикам.

Пальчиковая разминка – полезные и увлекательные занятия для детей, которые позволяют добиться положительных результатов в развитии многих навыков. Главное – не заставлять ребенка – если по какой-либо причине он отказывается повторять упражнение, лучше на некоторое время отказаться от уроков. В противном случае желание продолжать у школьника быстро исчезнет, и полезные занятия станут для него неприятной обузой и лишней тратой времени.

Пальчиковая гимнастика — эффективный метод профилактики речевых нарушений у дошкольников

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА


ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ПРОФИЛАКТИКИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ.
Взаимосвязь руки и головного мозга человека была отмечена ещё до нашей эры. В восточной медицине отмечается, что игры с участием пальцев рук гармонизируют тело и разум, поддерживают мозговую деятельность, стимулируют её.

В головном мозге речевая область располагается в непосредственной близости с двигательной областью. М. М. Кольцова, известный исследователь в области детской речи, пишет: «Движение пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связаны с речевой функцией. Развитие речи и руки у людей шло параллельно, то есть одновременно. Примерно таков ход развития речи ребёнка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи».[1]

В настоящее время всё чаще встречаются дети с речевыми нарушениями, и у большинства из них можно наблюдать несформированность мелкой моторики пальцев рук. В век глобальной компьютеризации, когда малыши уже с одного года с легкостью пользуются планшетами и сенсорными телефонами, к 5-6 годам они не умеют застёгивать сандалии, пуговицы на рубашках, завязывать шнурки, их речь чаще всего соответствует более младшему возрасту. С этого и начинаются проблемы в обучении.

Сегодня в работе учителя-логопеда используется пальчиковая гимнастика, как эффективный способ развития мелкой моторики рук, соответственно и метод профилактики речевых нарушений. Пальчиковая гимнастика усиливает взаимодействие речевых зон, способствует развитию памяти, внимания. Практика показывает, что в процессе выполнения пальчиковых игр у детей активизируется моторика пальцев рук, вырабатывается ловкость, концентрируется внимание. Пальчиковая гимнастика, сопровождаемая стихотворениями, помогает развивать и память, дети лучше запоминают стихи, т.к. помимо речи, активизируется моторика рук, зрительная память. Выполнение движений пальчиками приводит к возбуждению речевых центров коры больших полушарий головного мозга и усилению согласованной деятельности речевых зон, что стимулирует речевое развитие.

В настоящее время, работая в детском саду, учитель-логопед с воспитателями группы активно используют пальчиковые игры на подгрупповых и индивидуальных занятиях, которые создают благоприятный эмоциональный фон, учат слушать взрослого, понимать смысл сказанного, повышают речевую активность детей. Дети учатся концентрировать своё внимание и распределять его. Выполняя упражнения, сопровождаемые короткими стихотворениями, дошкольники начинают говорить более чётко, ритмично. Пальчиковая гимнастика способствует развитию силы, подвижности, гибкости пальцев рук, что облегчает овладение навыками письма.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]