Автоматизация звука [С]. Часть 1. Звук [С] в начале слова и в прямых слогах


Словосочетания (63)

  • с другой стороны
  • с легкостью
  • с момента
  • с нуля
  • с одной стороны
  • с позиции
  • с помощью
  • с радостью
  • с самого начала
  • с тех пор
  • с течением времени
  • с точки зрения
  • с трудом
  • с уважением
  • с удовольствием
  • с учетом
  • с учетом того
  • с целью
  • сам по себе
  • само собой
  • самое главное
  • свежий ветер
  • свежий хлеб
  • свободное время
  • своего рода
  • связано с тем
  • сделать вывод
  • себе на уме
  • сегодняшний день
  • сексуально озабоченный
  • семи пядей во лбу
  • семь пятниц на неделе
  • сила воли
  • сила духа
  • сильный духом
  • сквозь призму
  • скорее всего
  • слава богу
  • сладких снов
  • следует отметить
  • следующим образом
  • словарный запас
  • сломя голову
  • смысл жизни
  • со временем
  • со стороны
  • сообщаем следующее
  • составная часть
  • состоит из
  • состояние здоровья
  • социальная сеть
  • спектр услуг
  • спокойной ночи
  • спустя рукава
  • сразу же
  • среди них
  • стало быть
  • старшее поколение
  • стоит отметить
  • стреляный воробей
  • стремление к лучшему
  • судя по всему
  • сфера деятельности

На этой странице вы можете найти самые популярные слова, начинающиеся на «с» (в начале слова — С). Список отсортирован по алфавиту. Вы можете добавить свои варианты в комментариях. Если нажать на слово, откроются его синонимы и значения.

Смотрите также: слова, содержащие С.

Открыть 2 страницу слов на с →

  • Поиск занял 0.008 сек. Вспомните, как часто вы ищете, чем заменить слово? Добавьте sinonim.org в закладки, чтобы быстро искать синонимы, антонимы, ассоциации и предложения (нажмите Ctrl+D).

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ЗВУКОМ.

Работа над новым звуком, который ребенок неправильно произносит, включает в себя ряд этапов: 1. Уточнение движений органов артикуляционного аппарата, нужных для произнесения данного звука, тренировка движений артикуляционного аппарата — артикуляционная гимнастика, 2. Появление звука — постановка звука, 3. Усвоение звука — закрепление правильного произношения звука в речи ребенка (изолированно, в слогах, в словах, во фразах и текстах – стихах, рассказах, играх, потешках). Я расскажу обо всех этих этапах подробнее.

ПЕРВЫЙ ЭТАП. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ (С, СЬ, З, ЗЬ, Ц)

Как правило, у ребенка, не говорящего звук с или неправильно его произносящего, нарушено и звукопроизношение других свистящих звуков (к свистящим звукам относятся звуки с, з, ц и мягкий вариант звуков – сь, зь). Одной из причин неправильного произношения звука является недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата. Поэтому для правильного произношения нужна особая «регулярная тренировка-зарядка» – артикуляционная гимнастика. В комплекс артикуляционной гимнастики объединяются упражнения, которые готовят строго определенные движения артикуляционного аппарата и положения языка, губ, нужные для данной группы звуков, вырабатывают правильную воздушную струю. Поэтому я очень не рекомендую мамам, папам, бабушкам, дедушкам придумывать свои комплексы артикуляционной гимнастики из разных книг и из Интернета. Ведь все комплексы артикуляционной гимнастики составлены отнюдь не случайным образом! Нельзя формировать одновременно противоположные друг другу движения, поэтому в комплексе артикуляционной гимнастики все упражнения дополняют друг друга и нацелены на одну цель – одну группу звуков! Артикуляционная гимнастика должна выполняться ежедневно без перерывов. Самое удобное время – перед завтраком утром. На проведение такой гимнастики требуется всего лишь 3-5 минут Вашего времени. Каждый раз артикуляционная гимнастика проводится в игровой форме – в форме сказки или рассказа, сопровождаемого упражнениями. Вот здесь Ваша фантазия приветствуется – Вы можете придумать любой сюжет, в который включите данные упражнения, и менять сюжет и героев в соответствии с интересами Вашего малыша!

СОВЕТЫ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ — ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ И ВЫПОЛНЯТЬ:

• За один раз выполняется обычно 2-3 упражнения. Каждое упражнение выполняется многократно. • Если Вы добавляете в комплекс новое упражнение, то оно только одно, а все другие упражнения должны быть к этому времени уже знакомы ребенку. • Если ребенку трудно даются старые знакомые ему упражнения, то новое упражнение не вводится, а закрепляются старые. Но закрепление идет в новой для ребенка форме – в новом сюжете, с новыми героями. • Артикуляционную гимнастику надо делать сидя перед зеркалом – Вы сидите рядом с ребенком лицом к зеркалу и показываете все движения, ребенку хорошо видно Ваше лицо. • Обязательно нужно следить за симметрией лица при выполнении движений гимнастики (движения ребенка должны быть симметричны левой и правой половине лица). Это хорошо видно ребенку в зеркало, и он может отследить, правильно ли он выполняет движение. • Нужно следить во время артикуляционной гимнастики за точностью, плавностью движений, давать ребенку четкие критерии правильности и неправильности выполнения упражнения, исправлять его ошибки, следить за отсутствием лишних побочных движений, за хорошим темпом гимнастики и умением переходить от одного движения к другому. Если же просто формально проводить упражнения, то их проведение бесполезно или малополезно! Ведь артикуляционная гимнастика не зря так называется. Это действительно «гимнастика», в которой важна правильность движений, а не просто игра с язычком! По аналогии: если Вы будете просто лениво крутить руками, то это не будет физкультура или фитнес и не будет иметь хорошего результата для Вашего здоровья! Так же и в артикуляционной гимнастике. Для результата важно качество движений, а не любое движение само по себе. • Упражнения артикуляционной гимнастики, если их выполнять правильно и точно, не легки для большинства детей. Поэтому ни в коем случае не ругайте ребенка, не горюйте, что у него не получается с первого раза. Всему нужно учиться! И есть один жизненный закон — всё то, что развивают, развивается! Поэтому всё у Вас еще впереди! Похвалите малыша за то, что у него уже получается – уже можешь делать язык широким, твой язычок уже стал быстро двигаться и т.д.

Подготовительный комплекс артикуляционной гимнастики включает упражнения, нужные для произношения любых звуков. Именно с такого подготовительного комплекса лучше всего начать заниматься в детском саду или дома артикуляционной гимнастикой. Базовый вариант такого комплекса, который можно начать делать дома: • Улыбка и удержание губ в улыбке. При этом передние зубы обнажены и хорошо видны. • Трубочка. Вытягивание губ вперед трубочкой. При этом движении двигаются только губы! • Колечко. Губы в форме колечка. • Чередование: улыбка – колечко – трубочка. • Спокойное открывание и закрывание рта, губы в улыбке. Не должно быть других лишних движений! • Язык широкий. • Язык узкий. • Чередование: язык широкий – язык узкий. • Подъем языка за верхние зубы. • Чередование движений языка вверх – вниз. •Чередование движений языка при опущенном вниз кончике языка: отодвинуть язык вглубь рта – приблизить к зубам.

Если ребенку легко даются эти движения, то можно сразу же переходить к комплексу для свистящих звуков. Если же есть затруднения, то нужно тренировать базовые движения из подготовительного комплекса. Если ребенок не может сделать упражнение с чередованием «улыбка – колечко – трубочка», то очень советую проконсультироваться с логопедом.

КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ С. З, Ц (РАЗРАБОТАН ФОМИЧЕВОЙ М. В.).

Полезные советы:

  • В каждом упражнении я даю описание движений и типичных ошибок (см. «На что надо обратить внимание»). После описания Вы найдете видео всех упражнений.
  • Сначала выполните все эти упражнения сами перед зеркалом, обращая внимание на все нюансы, освойте их, а потом уже разучите их с детьми.
  • Никогда не ругайте ребенка за ошибку, просто покажите еще раз сами правильный вариант выполнения упражнения, акцентировав внимание на нужном нюансе, опишите ребенку словами, как надо выполнять движений, за чем следить. Дети совершенно спокойно относятся к «ошибкам веселого язычка» и с удовольствием «учат» его делать движения правильно.

УПРАЖНЕНИЕ 1. ЗАГНАТЬ МЯЧ В ВОРОТА.

Наша задача: в этом упражнении ребенок будет учиться направлять длинную направленную струю воздуха. Выполнение упражнения: Положите на стол два кубика – это ворота. И рядом с воротами на стол перед ребенком положите ватный шарик. Ребенок вытягивает вперед губы трубочкой, дует на шарик и пытается загнать его в ворота из кубиков. На что надо обратить внимание: • Щеки не надувать! Малыш может придержать их руками, чтобы проконтролировать себя. • Струя воздуха должна быть длительной и без перерывов – один длинный выдох.

УПРАЖНЕНИЕ 2. НАКАЖИ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК.

Наша задача: научить ребенка удерживать язык широким и расслабленным. И продолжать вырабатывать направленную воздушную струю. Выполнение упражнения: Ребенок, приоткрывая рот, кладет язык на нижнюю губу и, пошлепывая губами, произносит пя-пя-пя. Затем он открывает рот и держит язык расслабленным, широким и лежащим на нижней губе. Я не люблю «наказывать» с детьми язычок, который и так старается изо всех сил заниматься, поэтому делаю это упражнение с малышами в другом сюжете – язычок отдыхает и поет песенку пя-пя-пя. Или предлагаю ребенку сделать массаж язычку: пя-пя-пя. Вы можете придумать и свой сюжет. На что надо обратить внимание: • Нижняя губа не должна подворачиваться. • Края языка касаются уголков рта – язык действительно очень широкий. • Похлопываем язычок губами несколько раз на одном выдохе, при этом струя воздуха идет плавно, не прерываясь, без задержки дыхания. • Ребенок может проверить правильность выполнения упражнения так — поднесите к его рту ватку, и она будет отклоняться. Детям такая самопроверка всегда очень нравится.

УПРАЖНЕНИЕ 3. ШИРОКИЙ ЯЗЫЧОК – БЛИНЧИК.

Наша задача: мы будем учить ребенка удерживать язык в спокойном расслабленном состоянии. Выполнение упражнения: Нужно улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в этом состоянии под счет от одного до пяти – десяти. Попробуйте сначала сами! На что надо обратить внимание, следя за выполнением упражнения в зеркале: • Губы не должны быть в напряженной улыбке – гримасе, они должны быть расслаблены в улыбке. • Нижняя губа не должна подворачиваться. • Язык не должен «убегать» далеко – он просто прикрывает нижнюю губу. • Боковые края языка касаются уголков рта – он расслаблен. • Если упражнение не получится, то надо продолжать делать предыдущее – «накажи язычок». А к этому упражнению вернуться позже.

УПРАЖНЕНИЕ 5. КТО ДАЛЬШЕ ЗАГОНИТ МЯЧ?

Наша задача – мы будем отрабатывать правильную воздушную струю – воздух идет посередине языка, струя воздуха плавная, длительная, непрерывная. Выполнение упражнения: Вам понадобится ватка, которую мы будем пытаться загнать подальше. Ватка – это наш «мяч». Нужно улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Далее произносить долго звук ф. И сдуть ватку на противоположный край стола. На что надо обратить внимание: • Нижняя губа не должна натягиваться на нижные зубы. • Щеки не надувать! • Произносить надо звук ф, а не х – именно при звуке ф струя воздуха узкая, как нам и требуется.

УПРАЖНЕНИЕ 6. ПОЧИСТИМ ЗУБЫ.

Наша задача: мы будем учить ребенка удерживать кончик языка за нижними зубами – это требуется для произношения свистящих звуков. Выполнение упражнения: Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка почистить нижние зубы. Делать сначала движения языком из стороны в стороны, а затем снизу вверх. На что надо обратить внимание: • Губы в улыбке и неподвижны в течение всего упражнения. • При движении из стороны в стороны язык находится у десен, а не у верхнего края зубов. • При движении снизу вверх, кончик языка должны быть широким и двигаться от корня зубов вверх.

Иногда взрослым артикуляционная гимнастика кажется занудной и неинтересной. Но не для детей! Знаю по собственному опыту, что детям очень нравится смотреть на себя в зеркало, «учить непослушный язычок» и совершенствовать технику выполнения упражнения. Причем всем детям! А если сюжет упражнений менять тогда интерес к ним остается всегда очень большим, и есть своеобразная интрига – что новое будет в этот раз? Ведь сам малыш видит наглядно свои результаты, видит, что у него с каждым разом движение получается всё лучше и лучше, всё точнее и точнее. А еще таким образом малыш исследует самого себя, строение своего тела, что тоже очень увлекает дошкольников.

Сколько времени потребуется на подготовительную работу, сказать заочно просто невозможно. Для одного ребенка достаточно трех раз, для другого – неделю, для третьего – месяц. Но чем лучше развиты органы артикуляционного аппарата, тем быстрее малыш научится произносить правильно все звуки. Поэтому «жалеть» на это времени и спешить не стоит!

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]