Дидактический материал «Логопедические игры и лабиринты для автоматизации звуков»


Автоматизация звука [Р] в словах со стечением согласных

Игра «Назови предмет» Стечение согласных -ТР-

Раскрути колесо. Что выпало? Не забывай правильно произносить звук [Р].

Игра «Анаграмма» Стечение согласных -ДР-

Составь из букв слово. Прочитай, что получилось. Не забывай правильно произносить звук [Р].

Игра «Викторина» Стечение согласных -ДР-

Отгадай по фрагментам что это? Прочитай, все варианты. Выбери правильный. Не забывай правильно произносить звук [Р].

Игра «Сколько слогов» Стечение согласных -ДР-

Что изображено на картинке? Сколько в этом слове слогов. Выбери правильный. Не забывай правильно произносить звук [Р].

Игра «Найди слово»

Среди разбросанных букв в квадрате найди слова. Они могу быть по горизонтали и вертикали. Удерживая левую кнопку мыши, проводи по слову. Следи за произношением звука [Р].

Автоматизация звука [Р] в словах. Место звука [Р] в начале, середине и конце слова

Игра «Найди-ка»

Найди картинки, в названии которых есть звук [Р]. Назови их. Подпиши эти картинки, для этого нажимай на булавочки.

Игра «Найди-ка и определи-ка»

Назови игрушки, в названии которых есть звук [Р]. Определи место звука в слове (в начале, середине, конце). Для этого нажимай на булавочки и выбирай подходящую схему.

Игра «Помоги роботу Вини»

Собери вместе с роботом Вини все слова со звуком [Р]. Управляй роботом стрелками — это движение вперёд, назад, для прыжков — пробел.

Планета Вини

Игра «Четвертый лишний»

Назови предметы, чётко проговаривая звук [Р]. Найди лишнюю картинку. Подсказка: лишняя картинка без звука [Р].

Четвёртый лишний

Игра «Найди картинку»

Игра «Самолёт»

Управляя самолётом возьми картини, в названии которых есть звук [Р]. Называй то, что ты берёшь.

Статья:

Дошкольный возраст – период активного развития познавательной деятельности. В это время происходит становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие произвольности восприятия, внимания, памяти, воображения.
Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной взрослым, а на более поздних этапах – и самостоятельной. Развивающие игры технологии, разработанной В. Воскобовичем, важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны. Они включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, помогает детям в непринуждённой обстановке проявлять речевую активность, контролирует правильность выполнения действий. Принципы, заложенные в основу этих игр — интерес — познание — творчество — становятся максимально действенными. Учитывая особенности высшей психической деятельности рассматриваемой категории детей, всё вышеперечисленное приобретает наибольшую значимость. Многофункциональность, многообразие и возрастная адекватность развивающих игр В. Воскобовича позволяет использовать их для решения указанной проблемы – коррекции и формирования речевых и интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста с ТНР (ОНР).

Игровая технология Вячеслава Вадимовича Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» соответствует требованиям ФГОС. Она раскрывает каждую из пяти представленных областей развития ребёнка. Задачи, поставленные ФГОС по каждой области развития, и задачи, решаемые игровой технологией В. Воскобовича, во многом совпадают.

Применение игровой технологии В. Воскобовича может быть адаптировано с учётом особенностей психического и речевого развития детей с ОНР.

Вячеслав Вадимович Воскобович – изобретатель, который придумал более 50 пособий для развития умственных и творческих способностей ребенка. Во время перестройки разыскивая по магазинам какие-нибудь развивающие игрушки для своих двух детей и не найдя ничего подходящего, он решил сам придумать и смастерить игру. Бил и колотил все вручную. Копировать чужое не стал, и потому его новые игры вызвали такой интерес. Первые разработки Воскобовича носили конструктивный характер – это был поиск какой — то изюминки. Понимая, что задания и упражнения не так интересны детям как игра, подошел к делу творчески и соединил свои идеи с игровыми моментами.

«Сказочные лабиринты игры» — это форма взаимодействия взрослого и детей через реализацию определенного сюжета (игра плюс сказка). При этом образовательные задачи включены в содержание игры. В сюжеты методических сказок органично вплетается система заданий, упражнений, вопросов. Ребёнок слушает сказку и по ходу сюжета выполняет задания.

Постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали» от простого к сложному). В результате такого подхода развивается речь и неречевые психические процессы: внимание, память, воображение, мышление, мелкая моторика. Такой подход позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности, в любой игре добиваться того или иного «предметного» результата.

Принцип сензитивности. Авторы технологии «Сказочные лабиринты игры» не являются сторонниками раннего форсированного развития детей. Весь материал является сензитивным, то есть наиболее благоприятным для восприятия детей дошкольного возраста, с учетом их психологических особенностей.

Формирование раннего творческого развития дошкольников. Игра создает условия для проявления творчества, стимулирует развитие творческих способностей ребенка. Педагог, используя естественную потребность ребёнка в игре, постепенно вовлекает его в более сложные формы игровой активности.

Все вышеперечисленные принципы гармонично сочетаются с принципами обучения и воспитания детей с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР).

1992 г. — первые игры В. В. Воскобовича: «Геоконт» «Игровой квадрат»

«Складушки» «Цветовые часы», «Прозрачный квадрат» «Прозрачная цифра» «Домино» «Планета умножения» «Чудо — головоломки» «Математические корзинки» Появились и первые методические сказки г. – более 50 наименований игр Игры В. В. Воскобовича

Актуальность Китайская мудрость гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму»

ЦЕЛЬ: коррекция нарушений речи и развитие сопутствующих неречевых процессов посредством игры, в непринуждённой игровой обстановке.ЗАДАЧИ: 1. Развивать психические процессы внимания, памяти, словесно- логического и творческого мышления, воображения. 2. Развивать навыки познавательной активности. 3. Актуализировать, обогащать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки. 4. Прививать интерес к играм со звуком и словом. 5. Формировать положительный эмоциональный настрой на восприятие обучающего материала. 6. Развивать тонкую моторику руки. 7. Воспитывать навыки элементарного самоконтроля и саморегуляции, согласовывать свои действия с правилами игры, с действиями сверстников и педагога. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ТЕХНОЛОГИИ

В основе его методики лежит игра. Игра возбуждает интерес ребенка; Игра всегда познавательна; Игра не имеет жестких правил и условий; Принцип методики В. В. Воскобовича: интерес – познание – творчество.

«Фиолетовый лес» «Сказочные лабиринты игры» Фиолетовый Лес – это своего рода виртуальный, несуществующий мир. Фиолетовый Лес – это сенсомоторная зона, в которой ребенок активно действует с развивающими играми в горизонтальной плоскости или прикрепляет к вертикальной стене, реализуя свои творческие замыслы. Работу по технологии «Сказочные лабиринты игры» можно начинать с любого возраста дошкольного детства. Для реализации принципа постепенного усложнения детям сначала необходимо освоить материал, предназначенный для младшего возраста.

ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ РЕЧЬ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА

Развивающие игры В. В. Воскобовича позволяют: Осуществлять дифференцированный подход. Позволяет разнообразить способы подачи игрового материала. Дети меньше утомляются, дольше сохраняют работоспособность

Игры В. В. Воскобовичакоррекционно-логопедической работе) развивается моторика кисти и пальчиков, сенсорные способности (освоение цвета, формы, величины, мыслительные процессы (конструирование по словесной модели, построение симметричных и несимметричных фигур, творчество

«Шнур – ЗАТЕЙНИК» Ориентировка в пространстве Совершенствование интеллекта Подготовка к обучению чтению Математическое развитие

Тактильный и оптический анализ букв Коррекционная практика Подготовка к обучению грамоте Совершенствование интеллекта Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук «Конструктор БУКВ»

«Шнур – ГРАМОТЕЙ» Знакомство с буквами и их запоминание Чтение придуманных и написанных взрослыми слов Самостоятельное написание слов Развитие мелкой моторики Снеговик Яблонька Ромашка Парусник

ЧИТАЙ-КА на шариках Формирование интереса к чтению Различение звонких и глухих согласных Звуковой анализ слов Деление слов на слоги, слоговое чтение Конструирование и чтение слов Расширение словарного запаса, освоение содержания слов, словотворчество Развитие операций логического и творческого мышления Игры: «Что общего?» «Замени звук» «Подбери пару» «Аукцион слов» «Придумай слово»(Слайд 14)

Этапы обучения чтению : 1 — буквенный 2 — песенный 3 — c логовой 4 — словесный «Складушки» (Слайд 15)

«Лабиринты букв» «Лабиринты цифр» «Лабиринты с предметами» «ИГРОВИЗОР»Виды заданий : — выделение — соединение — обводка по контуру — штриховка — дорисовка, рисование (Слайд 16)

«Коврограф ЛАРЧИК» Развитие сенсорных способностей Развитие математических представлений Составление алгоритмов Развитие психических процессов Использование на всех занятиях Использование в коррекционных целях (Слайд 17)

Формирование лексико- грамматических категорий языка : «C сколько?» «Прятки» «Наоборот» «Мой любимый сок» «Чей? Чья? Чьё ?» «Кто в домике живет?» «Хвосты» «Коврограф ЛАРЧИК» «Какой? Какая? Какое?» (Слайд 18)

Автоматизация звуков дифференциация звуков Кто в домике живет? Формирование правильного звукопроизношения (Слайд 19)

«Волшебные дорожки» Обучение грамоте развитие фонематического слуха развитие навыков звуко — буквенного анализа и синтеза, первоначальных навыков чтения «Cоставь схему»(Слайд 20)

Кораблик «ПЛЮХ — ПЛЮХ» Формирование слоговой структуры слова Формирование фонематического восприятия (Слайд 21)

Паровоз, вагончики Перевертыши Заменялки Переставлялки Загадалки Дерево Цепочки Теремки ВОСКОБОВИЧА (Слайд 22)

Используемая литература:

Бондаренко Т. М. Развивающие игры в ДОУ (Конспекты занятий по развивающим играм Воскобовича).- Воронеж, Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада. –Воронеж, Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада. — Воронеж, Воскобович В. В. Сказочные лабиринты игры. — СПб., Воскобович В. В. «Сказочные лабиринты игры». Технология интенсивного развития интеллектуальных способностей у детей. – СПб.: Питер, Литература

В процессе использования элементов технологии Воскобовича В. В.

«Сказочные лабиринты игры» в работе логопеда, воспитанники овладевают

1.Сформированными сенсорными способностями: обогащается их сенсорный опыт, совершенствуется аналитическое восприятие, развивается умение выделять свойства предметов с помощью разных органов чувств. Дети овладевают разными способами обследования и устанавливают связи между ними и познаваемыми свойствами предмета.

Как результат, дети с ОНР овладевают соответствующим словарём (упругий, шероховатый, треугольный, цветной и т. д., сначала в импрессивной, затем – в экспрессивной речи.

2. Развитым зрительно-пространственным гнозисом и праксисом. Как результат, актуализация в словаре детей наречий типа слева, справа, а также предлогов пространственного значения.

3. Сформированными компонентами устной речи (лексико-грамматическими категориями, правильным звукопроизношением, диалогической и монологической формами связной речи) в соответствии с возрастом и с учётом тяжести речевого нарушения.

4. Интонационной выразительностью речи. Эмоционально реагируют, сопереживают персонажам сказок и игровых ситуаций.

5. Базовыми знаниями, умениями и навыками, предотвращающими и/или снижающими риск возникновения в дальнейшем нарушений чтения и письма.

6. Мотивацией активного включения в коллективные познавательные игры, общения со сверстниками в поиске рациональных способов решения игровых проблемных ситуаций, взаимопомощи.

7. Развитием умения свободно, в спонтанной речи, общаться со взрослыми, обращаться к ним с вопросами, предложениями в процессе игровых действий.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]