Дидактические игры на развитие слоговой структуры слов

Михеева Мила

Дидактические игры на развитие слоговой структуры слов

Дидактические игры на развитие слоговой структуры слов.

Чтобы ребёнку было легче усвоить структуру слова, воспитателю нужно подключать как можно больше двигательной активности, так как с движением у ребёнка будет лучше закрепляться речевой материал. Слова различной слоговой конструкции можно отхлопать, отстучать, отпрыгать, отшагать и так далее.

На подготовительном этапе проводятся упражнения сначала на невербальном уровне, а затем на вербальном.

Упражнение «Повтори так же»

Цель: учить воспроизводить заданный ритм.

Материалы: мяч, барабан, бубен, металлофон, палочки.

Ход упражнения: Логопед задаёт ритм с одним из предметов, ребёнок должен повторить так же.

Упражнение «Сосчитай правильно»

Цель: учить считать звуки.

Материал: детские музыкальные и шумовые инструменты, карточки с цифрами, кубик с точками.

Игра «Имя сказочного персонажа»

Цель: совершенствование навыка слогового анализа и синтеза.

Задачи: развивать фонематический слух; упражнять учащихся в умении делить слова на слоги.

Оборудование: карточки с набором слов.

Вариант 2

Инструкция: выпиши из каждого слова ударный слог — и узнаешь имя сказочного персонажа.

  1. Молоко, лошадь, клубок. (Колобок.)
  2. Золото, галушки, шкафчик. (Золушка.)
  3. Маска, утро, глина. (Маугли.)
  4. Мальчик, телевизор, стена. (Мальвина.)

Игра «Прочитай слово по номеру слога в названии картинки»

Цель: совершенствование навыка слогового анализа и синтеза.

Задачи: развивать фонематический слух; упражнять в умении выделять определенный слог; формировать навык написания словарных слов.

Оборудование: карточки с картинками.

Инструкция:

  1. назови, что нарисовано;
  2. определи в каждом слове количество слогов;
  3. найди в каждом слове указанный слог, запиши его в тетрадь;
  4. прочитай получившееся слово;
  5. подчеркни в этом слове «сомнительное место» (орфограмму).

Упражнение «Повтори так же»

Цель: учить воспроизводить заданный ритм. Материалы: мяч, барабан, бубен, металлофон, палочки. Ход упражнения: Логопед задаёт ритм с одним из предметов, ребёнок должен повторить так же.

Упражнение «Сосчитай правильно»

Цель: учить считать звуки. Материал: детские музыкальные и шумовые инструменты, карточки с цифрами, кубик с точками. Ход упражнения: Вариант 1. Ребёнок хлопает в ладоши (стучит в бубен и др.) столько раз, сколько точек выпало на кубике. Вариант 2. Логопед воспроизводит звуки, ребёнок считает их и поднимает карточку с соответствующей цифрой.

Упражнение «Выбери схему»

Цель: учить соотносить ритмический рисунок с его схемой на карточке. Материал: карточки со схемами ритмических рисунков. Ход упражнения: Вариант 1. Логопед задаёт ритмический рисунок, ребёнок выбирает соответствующую схему на карточке. Вариант 2. Ребёнок воспроизводит ритмический рисунок по заданной схеме.

Упражнения на уровне звуков:

  1. «Произнеси звук А столько раз, сколько точек на кубике. Произнеси звук О столько раз, сколько раз я хлопну в ладоши.»
  2. «Узнай, какой звук (серию звуков) я произнесла». Узнавание по беззвучной артикуляции, произнесение с голосом.
  3. Определение ударного гласного в ударной позиции (в серии звуков).

Упражнения на уровне слогов:

– Произносить цепочку слогов с одновременным нанизыванием колец на пирамидку (построением башенки из кубиков, перекладыванием камешков или бусинок) – «Пальчики здороваются» – произнесение цепочки слогов с прикосновением на каждый слог пальцев руки с большим пальцем. – Сосчитать количество слогов, произнесённых взрослым. – Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов. – Запоминание и повторение цепочки слогов разных типов.

Упражнения на уровне слова:

Игра с мячом

Цель: учить отхлопывать слоговой ритм слова. Материал: мяч. Ход игры: ребёнок отбивает мячом ритм заданного взрослым слова.

Игра «Телеграф»

Цель: развивать умение делить слова на слоги. Материал: палочки. Ход игры: ребёнок «передаёт» заданное слово, отстучав его ритмический рисунок.

Игра «Сосчитай, не ошибись»

Цель: учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие. Материал: пирамидка, кубики, камешки. Ход игры: ребёнок произносит заданные логопедом слова и выкладывает камешки (кольца пирамидки, кубики). Сравнить слова: где камешков больше, то и слово длиннее.

Игра с мячом «Передай дальше»

Цель: учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие. Материал: мяч. Ход игры: дети передают мяч друг другу и одновременно называют слог заданного слова.

Игра «Назови правильное слово»

Цель: учить различать правильно звучащие слова. Материал: картинки. Ход игры: логопед произносит слова неправильно, ребёнок называет слова правильно (если ребёнку трудно выполнить задание, то в помощь даются картинки).

Упражнение «Что изменилось?»

Цель: учить различать разную слоговую структуру слова. Материал: картинки. Ход упражнения: ребёнок объясняет различие между словами. Слова: кот, кошка, котёнок, дом, домик, домище.

Упражнение «Найди самое длинное слово»

Цель: закреплять умение делить слова на слоги. Материал: картинки. Ход упражнения: ребёнок выбирает из предложенных картинок ту, на которой изображено самое длинное слово.

Упражнение «Сосчитай, не ошибись»

Цель: закреплять умение детей делить слова на слоги. Материал: картинки, карточки с цифрами. Ход упражнения: Логопед показывает картинки, дети показывают цифру, соответствующую количеству слогов в слове (вариант усложнения – цифру ударного слога).

Упражнение «Какое слово отличается»

Цель: учить различать слова с разной ритмической структурой. Материал: картинки. Ход упражнения: логопед называет серию слов, дети определяют лишнее слово (использовать картинки, если дети затрудняются). Слова: бак, рак, мак, ветка. Вагон, бутон, батон, самолёт.

Упражнение «Назови одинаковый слог»

Цель: закреплять умение сравнивать слоговую структуру слов. Материал: картинки. Ход упражнения: ребёнок должен найти одинаковый слог в предложенных словах (самолёт, молоко, прямо, мороженое).

Игра «Конец слова за тобой»

Цель: учить синтезировать слова из слогов. Материал: мяч. Ход игры: логопед начинает слово и бросает мяч ребёнку, он добавляет одинаковый слог ША: ка…, ва…, Да…, Ма…, Ми…

Материал подготовила учитель-логопед Жайворонок О. Б.

Дидактические игры для развития звуко-слогового анализа слов

8.«Сколько звуков услышал?»

Воспитатель выразительно проговаривает вперемешку отдельные зву­ки и слоги (м, ра, у, ус, мы, к…). На 1 звук дети хлопают 1 раз, на слог -2 раза.

9.«Перекличка»

Воспитатель называет вперемешку разные звуки — гласные и соглас­ные. Дети, имена которых начинаются с названного звука, встают.

10.«Построим дом»

Воспитатель говорит, что он собирается нарисовать дом, и изобража­ет на доске только одну стену. Дети должны назвать части дома, кото­рые нужно дорисовать. Называть можно только те слова, в которых есть звук «р». Дети называют: «Крыша, чердак, рама, крыльцо, труба. Все называемые предметы воспитатель схематически рисует на доске.

11.«Поищи слово»

Воспитатель говорит, что в русском языке есть слова, которые любят играть в прятки. Это короткие слова, они прячутся в более длинных словах. Для того, чтобы найти короткое слово, нужно длинное разде­лить на слоги. Например, надо найти слово, которое спряталось в сло­ве «песок». (Дети делят слова на слоги — пе-сок). Какое же слово спря­талось? (Сок).

Воспитатель называет другие слова, в которых второй слог представ­ляет собой самостоятельное слово: рыбак, Борис, пирог, кулак, фа­соль, король. Дети отыскивают «спрятавшиеся» в них слова.

12.«Диета Карлсона»

Цель: научить находить слова на заданную букву и читать их (если трудно — с помощью воспитателя).

Пособия: 1) игрушка — Карлсон;

2) карточки со словами:

М — молоко, масло, мясо, мороженное, морс, мармелад, макароны;

К — конфета, клубника, кофе, котлета, кекс, картофель, компот.

Ход: Воспитатель: «Карлсон открыл мне сегодня маленький свой секрет. Оказывается, чтобы себя хорошо чувствовать и не очень толстеть, Карлсон будет сидеть на диете — один день он будет, есть продукты, ко­торые начинаются на букву «М», а на следующий день — на букву «К». Так ему посоветовал доктор и также написал продукты, которые ему надо кушать. Но Карлсон ведь не умеет читать. Вот он и прилетел к нам за помощью. Давайте ему поможем найти продукты на букву «М». Кто нашел, тот читает (если трудно, то воспитатель помогает). Диета Карлсона может быть на любую букву.

13.«Цепочка слов»

. Цель: развивать внимание, учить находить слово на заданную букву.

Пособия: 1) карточки со словами: нос, слон, носорог, гуси, индюк, корова, апельсин, нора, арбуз, зуб, барсук, крот, трон;

2) игрушка «Петрушка».

Организация: на столе разложены карточки вперемешку. Дети стоят вокруг стола.

Ход: игра проводится в двух вариантах:

1.Воспитатель: «Сегодня с вами поиграет Петрушка. Он еще не умеет читать слова, но знает отдельные буквы. Сейчас Петрушка подниметкарточку со словом, а вы должны найти слово, начинающееся с последней буквы. Кто первый найдет — получит карточку. Посмотрим, кто у нас самый внимательный и сообразительный. Например, Петрушка поднимает слово «барсук», оно кончается на букву «К». Вы должны найти слово, начинающееся с этой буквы (крот).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]