Практический материал по автоматизации звуков [т]-[д]


Артикуляционная гимнастика

1. Нижняя челюсть. Открываем рот довольно широко и начинаем жевательные движения. Упражнение повторять в течение 15 секунд.

2. Губы и щёки.

  • губы сомкнуть, набрать в рот воздух. Начинать как бы полоскание рта, как будто чистим зубы;
  • изобразить фырканье лошади;
  • надувание губ (верхнюю, нижнюю).

3. Язык.

  • упражнение «Грибок»: широкая улыбка, рот открыт. Язык в плоском состоянии присасывается к нёбу за верхними резцами. Держать в этом положении 10-15 секунд;
  • упражнение «Лошадка». Цоканье языком по нёбу, как будто издаём стук лошадиных копыт по каменной дорожке;
  • упражнение «Качели». Рот открыт (широко), зубы обнажены. По очереди язык заходит то за нижние, то за верхние зубы. Повторять 5-6 раз.

4. Мягкое нёбо. Воспроизведение гласных звуков на выбор взрослого.

Диагностика произношения Д

Из-за несформированности в детском возрасте артикуляционного аппарата звук Д может путаться с другими звуками: , или даже .

Встречаются следующие дефекты при произношении Д:

  1. Оглушение: Д — Т. Причиной оглушения является то, что артикуляция при Д схожа со звуком Т, а в результате недостаточной сформированности фонематического восприятия или дефектного развития речевого аппарата в целом звук заменяется на глухой парный Т. Дефект устраняется с помощью фонемы Б. В этом случае необходимо начинать постановку звука от слова БА. Произносим БА-БА, быстро, не делая пауз. Поднимаем язычок вверх, он продолжает работать БА-ДА, БА-ДА. Теперь Д становится более звонким, и в конце получаем ДА-ДА-ДА.
  2. Открытая гнусавость Д-Н. Нёбная занавеска слегка опущена, кончик языка пассивен, нет толчкообразных воздушных потоков изо рта, только сплошная струя воздуха из носовой полости. Необходимо устранить передачу воздушной струи через нос, а направить воздух через рот. Струя воздуха должна идти взрывно, толчками.
  3. Щёлкающее Д. Отрабатывать теми же способами, что и при 1 и 2 дефекте, добиваясь движения воздушной струи толчками, через ротовую полость.

Чтобы выявить недостатки звукопроизношения Д, следует провести небольшое диагностическое тестирование.

  1. Проговаривая предложения, где Д встречается довольно часто, попросить ребёнка повторить то, что он услышал. Можно взять такую фразу: Даша Дане дала дудку.
  2. Показать ребёнку несколько картинок, где изображены предметы или живые объекты, названия которых начинаются на Д или Дь. Затем ребёнок произносит, что изображено на иллюстрациях. Можно взять картинки с нарисованными: дети, дом, дятел, доска и т.п.
  3. На столе разложены картинки. Взрослый просит найти, показать и назвать любую из них. Все рисунки изображают предметы с названием на Д-Дь.

История буквы Д

Церковно-славянское название этой букве «добро».

Внешность буквы Д заимствована из греческой буквы под названием «дельта», которая выглядит треугольником. Только вот ножки у печатного греческого варианта отсутствуют.

А вот на письме лапки прорисовываются.

Некоторые задаются вопросом, почему у печатной буквы Д две лапки, а на письме прописывают лишь один хвостик вниз.

Произошло это где-то в 14-17 веках. Тогда в русском языке началось формирование скорописи. И буквы алфавита начали терять некоторые свои изящные элементы.

Так произошло и со строчной Д. Она слегка округлилась, завитушки у неё поотваливались, а вместо этого снизу вырос хвостик-петелька.

Интересно, что в рукописях того времени, когда формирование письменной буквы Д ещё только совершенствовалось, наблюдалось сразу два хвостика: сверху и снизу. Но вырисовывать такое чудо-юдо было не в правилах скорописи, поэтому верхний хвостик решили отсечь раз и навсегда.

Так буква приобрела тот вид, к которому мы привыкли сейчас.

И в 18 веке Петром Первым буква Д с одним хвостиком внизу была официально утверждена. Основанием к такому решению стало то, что две нижние лапки у буквы Д как бы остались, просто соединились в петлю.

Вариант с верхним хвостиком тоже оставался в ходу. Стали выбирать: либо нижний хвостик, либо верхний.

Именно написание буквы Д с верхним хвостиком-петлёй был популярен среди высокообразованных людей. Лев Толстой писал букву Д с верхней петлёй.

Простые же люди быстро перестроились на Д с нижней петелькой.

Буква Б занимает в русском алфавите второе почётное место. В глаголице она соответствует числовому значению 2.

В церковно- и старославянском алфавите ее называют «букы» или «буки», что в переводе означает «буква».

Буква Д — пятая с начала, двадцать девятая с конца алфавита относится к парным звонким согласным. Её пара звук [Т] — глухой согласный.

В начале слова и середине буква Д звучит звонко, а в конце слова оглушается, так что уже слышен её парный звук Т.

Пример: дерево — ведро — огород. В последнем слове мы слышим Т вместо Д.

В церковно- и старославянской азбуке называется «Добро».

Пришла в кириллицу из Византии, где её подруга «дельта» писалась «лапками вниз», как и современная буква Д.

Звук Д

Буква Д передаётся звуками [д] и [д`]. Если буква находится в конце слова или после неё идёт глухой согласный, то Д оглушается. В этом случае мы слышим [т] и [т`]: «род», «гладь».

Звук Д является согласным, смычным. Это язычно-зубной звук, взрывной мгновенный, звонкий ротовой.

Когда звук произносится изолированно, губы находятся в разомкнутом положении.

Резцы немного раздвинуты, язык напряжён.

Сначала образуется небольшая смычка между кончиком языка с верхними резцами, при этом боковые стороны языка соприкасаются с верхними коренными зубами.

Далее смычка как бы взрывается, и воздушная струя выходит наружу.

Мягкое нёбо в приподнятом положении. Связки сомкнуты, в момент смычки они слегка вибрируют.

Положение губ, работа языка и края резцов видимы.

Струя воздуха осязается в виде толчкообразного движения, гортань вибрирует.

Дыхательная гимнастика

Чаще всего рекомендуется использовать гимнастику по Стрельниковой. Но она допустима для занятий с детьми от 7 лет. И выполнять её следует под контролем взрослых, лучше специалиста.

1. Упражнение «Ладошки». Стоя прямо, согнуть руки в локтях, показывая ладошки взрослому. Руки сжимаются на вдохе в кулак, на выдохе разжимаются. Дыхание производится через нос. Задание выполняют 5 раз.

2. Упражнение «Погончики». Стоя прямо, руки сжать в кулак и прижать к поясу. Вдох — кулачки в пол, постепенно разжимая. Выдох — исходная позиция. Выполнение 5 раз.

3. Упражнение «Насос». Из положения «стоя» наклон вперёд, руки свисают. Как бы накачиваем шину. При вдохе наклон вперёд. При выдохе — исходное положение.

Для малышей подходят дыхательное упражнение «Трубочка». Вытягиваем губки вперёд. Вдох — через нос, выдох — через трубочку. Выполнять 5 раз.

Любое дыхательное упражнение необходимо выполнять под контролем специалиста и только после консультации с врачом.

Причины нарушения произношения Д-Дь

Самыми распространёнными причинами того, что у ребёнка не получается проговаривать Д-Дь, являются:

  • не поставленная артикуляция речевых органов;
  • не развит фонематический слух (малыш даже не различает звуки);
  • плохой пример звукопроизношения (если рядом кто-то неправильно произносит звуки, сюсюкает «по-детски»);
  • плохая двигательная активность челюсти, проблемы с развитием речевого аппарата (например, при дизартрии).

В любом случае необходимо пройти логопедическое обследование у специалиста, если заметны любые нарушения со звуком Д.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]