ОНР 4 уровня: причины, симптомы, характеристика, коррекционная работа

ОНР в логопедии расшифровывается как общее недоразвитие речи. Вопросами классификации коммуникативных дефектов данной группы занимались Р. Е. Левина, Т. Б. Филичева, Л.Ф. Спирова. Исследования и анализ полученных результатов проводились в 50-60 годах XX века. Совместная работа профессиональных логопедов и педагогов позволила выявить 4 уровня ОНР: I, II, III представлены в трудах Р. Е Левиной, а IV описан в книге Т.Б Филичевой “Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста”.

Описание

ОНР IV уровня относится к легкому типу недоразвития речи у дошкольников. Дефект может остаться незамеченным, если к говору ребенка прислушивается не профессиональный логопед, педагог. Речь дошкольника понятна, но отличается сбивчивым темпом, несвязностью при составлении рассказов, смешением небольшого числа звуков, пропуском слогов в сложных словах. Но даже такие незначительные пробелы в артикуляционном, коммуникативном развитии могут стать причиной неуспеваемости в школе, трудностях в усвоении учебной программы.

Рекомендации

Опыт, накопленный логопедами, свидетельствует о том, что необходимо улучшать речевое развитие, для этого детям требуется мотивация. Несмотря на то что лексические и грамматические ошибки несущественны, впоследствии у ребенка наблюдаются сложности с процессом обучения. По сравнению со сверстниками он слабее запоминает новый материал, не усваивает грамматические правила. Чтобы избавиться от замкнутости и стеснительности, ребенка погружают в социальные ситуации с помощью игр. Их сложность увеличивают постепенно, индивидуально в отношении каждого пациента.

Причины

Тщательный анализ речевых навыков детей с ОНР 4 степени позволил Т. Б Филичевой говорить о возможных причинах коммуникативного недоразвития. Профессор логопедических наук считает, что замедленный темп формирования речи в большинстве случаев обусловлен следующими негативными факторами:

  • родовая травма;
  • длительные соматические заболевания в раннем детском возрасте (синдром госпитализма);
  • неблагоприятная речевая среда;
  • дефицит в общении;
  • билингвизм;
  • психологические травмы.

При этом у дошкольников с IV уровнем ОНР не наблюдаются нарушения в работе ЦНС, слуха, зрения. Так же обращает на себя внимание тот факт, что речевые дисфункции хорошо поддаются лечению и коррекции.

Причины ОНР IV уровня

Есть 2 группы факторов, которые могут привести 4-му уровню речевого развития — биологические и социальные.

Биологические включают органические причины. К ним относят особенности развития центральной нервной системы и органов речи. На овладение речевыми навыками влияет внутриутробное развитие плода. Вредные привычки беременной женщины, стрессы, фетоплацентарная недостаточность, токсикоз, внутриутробные инфекции, асфиксия и гипоксия плода, осложненные роды (тяжелые, стремительные, затяжные) — все это влияет на развитие младенца после рождения.

Огромное значение имеют и события первого года жизни грудничка: слабое здоровье, перенесенные нейроинфекции, поствакцинальные осложнения, черепно-мозговые травмы — вот основные причины общего недоразвития речи 4 уровня. В зоне риска младенцы, которые поздно начали гулить, лепетать, сказали первое слово или овладели фразовой речью — это указывает на возможную задержку речевого развития.

Социальные — это средовые факторы. Сюда входит речевое окружение малыша, отношение к нему, воспитание. Плохо, если родители не занимаются с чадом, не разговаривают с ним, не играют. Но не меньший вред приносят ему родственники, которые сюсюкают, используют уменьшительно-ласкательные или «детские» слова («биби», «кака», «красненький», «тарелочка»). Это все только затрудняет овладение родным языком. В зоне риска и дети-билингвы, в семьях которых говорят на двух языках или на «суржике».

Неблагоприятная обстановка в семье, эмоциональное напряжение или отверженность, дефицит общения и отсутствие контакта с родителями тоже могут стать причиной ОНР 4 ур.

Симптомы

Все уровни общего недоразвития речи по Левиной, Филичевой характеризуются индивидуальными и общими симптомами. У детей с IV степенью недоразвития речи наблюдаются следующие признаки дефекта артикуляции:

  1. Недостаток дифференциации звуков [р]-[рь], [л]-[ль], [щ]-[ч], [ть]-[ц], [с]-[сь];
  2. Элизии — сокращение количества звуков в словах (велопед – велосипед, корабик- кораблик), реже пропуск целых слогов;
  3. Парафразия — нарушение темпа речи. Дети пропускают слова в предложениях, говорят быстро, невнятно. Большой текст из 10 предложений сокращают при пересказе до 2-4;
  4. Персеверация — повторение одного слога в слове несколько раз (библиотека библилиотека);
  5. Смешение родовых и видовых понятий (вместо названий отдельных птиц используется общее слово “птичка”);
  6. Смешение признаков. Старый = взрослый, длинный = большой;
  7. Сложности при словообразовании. В основном это употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов в существительных и прилагательных (изюмка-изюминка, пальтовка-пальтишко, волкин-волчий);
  8. Незначительная ограниченность словарного запаса. Дети стараются пользоваться знакомыми единицами речи, чтобы не допускать лексические и грамматические ошибки;
  9. Затруднения в понимании абстрактных понятий, слов с переносным значением, смысловой нагрузки пословиц;
  10. Нарушения могут носить непостоянный характер. Если детям предлагают выбрать из двух вариантов только правильный, обычно задача выполняется верно;
  11. Пропуски или замена союзов в предложениях (я побежал, куда сидел щенок – где сидел щенок; мне сказали, я не трогал горячий чайник – чтобы я не трогал горячий чайник);
  12. Инверсии;
  13. При составлении рассказа используют малоинформативные, простые предложения;
  14. При описании картинки дошкольники испытывают трудности с выделением главного и второстепенного, логически “застревают” на незначимых для повествования деталях, неоднократно повторяют один-два эпизода;
  15. В связной речи и при выполнении заданий логопеда детям сложно подбирать неоднокоренные синонимы. Дошкольники предпочитают пользоваться приставкой не- (большой – небольшой, красивый-некрасивый).

ОНР 4 уровня считается незначительным типом расстройства речи по сравнению с другими заболеваниями. Пробелы в развитии выражены неярко, устраняются за короткий период времени. Но если ребенок не получает помощь логопеда-дефектолога нарушение речи скажется на его интеллектуальном росте, успеваемости в школе.

ОНР 4 уровня: характеристика нарушения

Изначально было принято разделение ОНР на 3 группы — от 1-ой до 3-ей. Однако в 2001 году профессор, логопед-дефектолог Филичева Т.Б. включила в классификацию еще одну степень ОНР — четвертую.

В целом ребенок четвертого уровня ОНР типа говорит правильно, но все же некоторые ошибки и сложности встречаются. Вот его признаки:

  1. Дети говорят недостаточно четко и выразительно, «хромает» артикуляция;
  2. Трудности вызывает разделение шипящих, вибрантов, то есть дрожащих согласных, и аффрикат («ч» = «ть» + «щ», «ц» = «т» + «с»);
  3. Могут заменять или переставлять местами звуки, пропускать слоги. Например, вместо слова «молоток» сказать «моток». Но в большей мере это касается слов со сложной слоговой структурой и звуковой наполненностью;
  4. Недостаточно понимают значения слов, которые обозначают признаки предметов. Например, могут сказать «мальчик длинный» вместо «мальчик высокий»;
  5. Неправильно составляют новые слова с помощью суффиксов. Например, вместо «платьице» скажут «платенько»;
  6. Ошибаются при согласовании существительных с прилагательными (например, «пишу красным ручком»), неправильно применяют существительные во множественном числе родительного или именительного падежей (например, «в зоопарке видел много птицев и зверев»);
  7. Не понимают значения слов, которые не используются в повседневной жизни;
  8. Неправильно трактуют пословицы, подбирают антонимы и синонимы;
  9. При пересказе или составлении рассказа детки путают последовательность событий, не могут выделить в сюжете главную и второстепенные линии, повторяют одно и то же.

Перечисленные ошибки встречаются не всегда. Отклонения настолько малозаметны, что выявить их можно только целенаправленно при обследовании у логопеда-дефектолога. Но сделать это нужно обязательно, чтобы в дальнейшем у первоклассника не возникло трудностей с обучением.

Характеристика детей с ОНР 4 типа

У деток хороший словарный запас, хотя преимущественно он состоит из слов общего употребления. Поэтому значение редких слов им, как правило, неизвестно.

У них связная речь, хоть и несколько смазанная и нечеткая. Они развернуто отвечают на вопросы, выражают свои мысли. Но речь своеобразная. Если попросить малыша пересказать рассказ, он будет акцентировать внимание на неважных деталях и упускать важные; а при повествовании на свободную тему будет выбирать простые слова и несложные предложения.

Имеется критичность к речи, то есть ребенок может понять, что допустил ошибку. Если предложить ему 2 варианта, он выберет верный.

У деток с ОНР 4 типа хорошо поставлены звуки, они правильно выговаривают их. Но им не хватает четкости, поэтому необходимо поработать над артикуляцией.

Малыши пропускают или заменяют союзы. Например, могут сказать: «Папа сказал я шел домой» (пропущен союз «чтобы»), «Я побежала, куда сидела кошка» («куда» вместо «где»).

В предложениях встречается инверсия. Например, дошкольник с ОНР 4 ур скажет: «Увидели долго искали которого котенка» вместо «Увидели котенка, которого долго искали».

Еще у деток с ОНР 4 уровня характеристика такая: им пока тяжело планировать свое повествование.

4-й уровень речевого развития как самостоятельный диагноз ставят редко. Как правило, на него выходят дети после коррекционной работы у логопеда-дефектолога, которым ранее диагностировали 3 степень ОНР. Главная характеристика детей с ОНР 4 уровня — практически полное соответствие возрастной норме по речевому развитию и готовность к школе. Еще немного коррекционной работы — и детки полностью преодолеют все барьеры и без труда начнут учиться писать и читать.

Диагностика

Для постановки диагноза педагогам, логопедам требуются: характеристика дошкольника от воспитателя ДОУ и практическое взаимодействие с ребенком. На заседаниях ПМПК используется определенный набор упражнений и заданий, который помогает выявить ОНР быстро:

  1. Беседа с дошкольником. Ребенок отвечает на вопросы о месте жительства, говорит, как его зовут, сколько ему лет, с кем он пришел и так далее.
  2. Составление рассказа по картинкам.
  3. Выполнение простых заданий для выявления уровня сформированности мышления, логики, интеллекта: убери лишнее и объясни свой выбор, посчитай, что на картинке нарисовано неправильно, скажи ласкового, подбери синоним-антоним и т.д.
  4. Обследование моторики. Ребенок обводит картинку по пунктирам, рисует прямые, изогнутые линии.
  5. В момент беседы с дошкольником оценивается слоговая структура речи, уровень освоения грамоты.

Кроме непосредственного обследования дошкольника для диагностики ОНР 4 уровня потребуются заключения терапевта об общем соматическом здоровье малыша, сбор сведений о беременности и родах матери, заключения детского психолога и невролога.

Коррекционная программа при ОНР IV уровня

Оптимальный возраст для начала коррекции речи у деток с ОНР 4 ур — 6 лет. К моменту поступления в школу логопед успеет откорректировать речевые навыки и подготовит будущего школьника к обучению письму и чтению в первом классе. Именно такие цели и преследует коррекционная работа.

Занятия составляются таким образом, чтобы развивать все языковые звенья.

Во-первых, вывести на новый уровень фонематические процессы и звукопроизношение. Сначала логопед работает над артикуляцией, потом учит различать звуки на слух, произносить их с опорой на акустику и артикуляцию. Особое внимание уделяется во время занятий словам со сложной слоговой структурой и стечением согласных, а также звуко-буквенному анализу. Это пригодится впоследствии при обучении чтению. Занятия включают логопедический массаж и артикуляционную гимнастику.

Во-вторых, расширить словарный запас. Важно наполнить словарь и новыми общеупотребительными словами и теми, которые используются реже. Логопед учит подбирать омонимы, синонимы, антонимы, составлять новые слова с помощью приставок и суффиксов. Объясняет ученикам смысл поговорок и пословиц, переносный смысл слов.

В-третьих, сформировать грамматический строй языка. Уделяется вниманием родам, числам, падежам. Деток учат понимать интонацию и определять по ней вопросительные и повествовательные предложения. Они учатся правильно задавать вопросы и развернуто отвечать на них, изучают предлоги.

В-четвертых, совершенствовать связную устную речь. Детки учатся строить и использовать сложные предложения в повседневном общении. На уроках они пересказывают или составляют рассказы по картинкам – учатся полностью раскрывать тему, вычленять главное и второстепенное, использовать прямую речь, говорить выразительно и четко.

В-пятых, подготовить дошкольников к обучению письму и чтению. Это необходимо для закрепления навыков устной речи. Главная цель — подготовить руку к письму, познакомить с буквами, научить складывать из них слова. На уроках детки работают с разрезной азбукой.

Характеристика ребенка

При ОНР 4 уровня характеристика на ребенка составляется логопедом или воспитателем детского сада. Документ необходим родителям для прохождения ПМПК перед поступлением в 1 класс спецшколы или логопедическую группу ДОУ.

Для составления характеристики на ребенка можно пользоваться таким планом:

  1. ФИО воспитанника ДОУ, год рождения, паспортные данные родителей.
  2. Уровень физического развития (группа здоровья, уровень развития моторики, ведущая рука).
  3. Психологическая характеристика дошкольника (поведение в ДОУ, на занятиях, особенности взаимодействия с детьми, педагогами).
  4. Объем словаря.
  5. Сформированность слоговой структуры речи.
  6. Уровень слуховой дифференциации.
  7. Громкость голоса.
  8. Особенности связной речи.
  9. Положительные стороны личности ребенка.

Кроме перечисленных пунктов, педагог может кратко добавлять те моменты, которые считает важными для составления объективной картины о состоянии здоровья дошкольника.

Логопед Ольга Бажина, эксперт нашего сайта, подготовила психолого-педагогическую характеристику детей с общим недоразвитием речи:

Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР

Отграничение от сходных состояний

С расстройствами речи соседствуют нарушения неречевых психических функций и моторики (общей, ручной, артикуляционной). Таким детям трудно сконцентрироваться на учебном и дидактическом материале. Наблюдаются также поведенческие отклонения, гиперактивные проявления, нарушения деятельности вегетативной нервной системы.

Речь у детей с ОНР на первый взгляд похожа на речь при других логопедических расстройствах. При обследовании важно правильно диагностировать схожие состояния. Отличительная симптоматика ФФНР и ОНР представлена в таблице.

Результаты диагностики заносятся в речевую карту. Там же отмечается и динамика коррекционной работы.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]