ОНР в логопедии расшифровывается как общее недоразвитие речи. Вопросами классификации коммуникативных дефектов данной группы занимались Р. Е. Левина, Т. Б. Филичева, Л.Ф. Спирова. Исследования и анализ полученных результатов проводились в 50-60 годах XX века. Совместная работа профессиональных логопедов и педагогов позволила выявить 4 уровня ОНР: I, II, III представлены в трудах Р. Е Левиной, а IV описан в книге Т.Б Филичевой “Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста”.
Описание
ОНР IV уровня относится к легкому типу недоразвития речи у дошкольников. Дефект может остаться незамеченным, если к говору ребенка прислушивается не профессиональный логопед, педагог. Речь дошкольника понятна, но отличается сбивчивым темпом, несвязностью при составлении рассказов, смешением небольшого числа звуков, пропуском слогов в сложных словах. Но даже такие незначительные пробелы в артикуляционном, коммуникативном развитии могут стать причиной неуспеваемости в школе, трудностях в усвоении учебной программы.
Рекомендации
Опыт, накопленный логопедами, свидетельствует о том, что необходимо улучшать речевое развитие, для этого детям требуется мотивация. Несмотря на то что лексические и грамматические ошибки несущественны, впоследствии у ребенка наблюдаются сложности с процессом обучения. По сравнению со сверстниками он слабее запоминает новый материал, не усваивает грамматические правила. Чтобы избавиться от замкнутости и стеснительности, ребенка погружают в социальные ситуации с помощью игр. Их сложность увеличивают постепенно, индивидуально в отношении каждого пациента.
Причины
Тщательный анализ речевых навыков детей с ОНР 4 степени позволил Т. Б Филичевой говорить о возможных причинах коммуникативного недоразвития. Профессор логопедических наук считает, что замедленный темп формирования речи в большинстве случаев обусловлен следующими негативными факторами:
- родовая травма;
- длительные соматические заболевания в раннем детском возрасте (синдром госпитализма);
- неблагоприятная речевая среда;
- дефицит в общении;
- билингвизм;
- психологические травмы.
При этом у дошкольников с IV уровнем ОНР не наблюдаются нарушения в работе ЦНС, слуха, зрения. Так же обращает на себя внимание тот факт, что речевые дисфункции хорошо поддаются лечению и коррекции.
Причины ОНР IV уровня
Есть 2 группы факторов, которые могут привести 4-му уровню речевого развития — биологические и социальные.
Биологические включают органические причины. К ним относят особенности развития центральной нервной системы и органов речи. На овладение речевыми навыками влияет внутриутробное развитие плода. Вредные привычки беременной женщины, стрессы, фетоплацентарная недостаточность, токсикоз, внутриутробные инфекции, асфиксия и гипоксия плода, осложненные роды (тяжелые, стремительные, затяжные) — все это влияет на развитие младенца после рождения.
Огромное значение имеют и события первого года жизни грудничка: слабое здоровье, перенесенные нейроинфекции, поствакцинальные осложнения, черепно-мозговые травмы — вот основные причины общего недоразвития речи 4 уровня. В зоне риска младенцы, которые поздно начали гулить, лепетать, сказали первое слово или овладели фразовой речью — это указывает на возможную задержку речевого развития.
Социальные — это средовые факторы. Сюда входит речевое окружение малыша, отношение к нему, воспитание. Плохо, если родители не занимаются с чадом, не разговаривают с ним, не играют. Но не меньший вред приносят ему родственники, которые сюсюкают, используют уменьшительно-ласкательные или «детские» слова («биби», «кака», «красненький», «тарелочка»). Это все только затрудняет овладение родным языком. В зоне риска и дети-билингвы, в семьях которых говорят на двух языках или на «суржике».
Неблагоприятная обстановка в семье, эмоциональное напряжение или отверженность, дефицит общения и отсутствие контакта с родителями тоже могут стать причиной ОНР 4 ур.
Симптомы
Все уровни общего недоразвития речи по Левиной, Филичевой характеризуются индивидуальными и общими симптомами. У детей с IV степенью недоразвития речи наблюдаются следующие признаки дефекта артикуляции:
- Недостаток дифференциации звуков [р]-[рь], [л]-[ль], [щ]-[ч], [ть]-[ц], [с]-[сь];
- Элизии — сокращение количества звуков в словах (велопед – велосипед, корабик- кораблик), реже пропуск целых слогов;
- Парафразия — нарушение темпа речи. Дети пропускают слова в предложениях, говорят быстро, невнятно. Большой текст из 10 предложений сокращают при пересказе до 2-4;
- Персеверация — повторение одного слога в слове несколько раз (библиотека библилиотека);
- Смешение родовых и видовых понятий (вместо названий отдельных птиц используется общее слово “птичка”);
- Смешение признаков. Старый = взрослый, длинный = большой;
- Сложности при словообразовании. В основном это употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов в существительных и прилагательных (изюмка-изюминка, пальтовка-пальтишко, волкин-волчий);
- Незначительная ограниченность словарного запаса. Дети стараются пользоваться знакомыми единицами речи, чтобы не допускать лексические и грамматические ошибки;
- Затруднения в понимании абстрактных понятий, слов с переносным значением, смысловой нагрузки пословиц;
- Нарушения могут носить непостоянный характер. Если детям предлагают выбрать из двух вариантов только правильный, обычно задача выполняется верно;
- Пропуски или замена союзов в предложениях (я побежал, куда сидел щенок – где сидел щенок; мне сказали, я не трогал горячий чайник – чтобы я не трогал горячий чайник);
- Инверсии;
- При составлении рассказа используют малоинформативные, простые предложения;
- При описании картинки дошкольники испытывают трудности с выделением главного и второстепенного, логически “застревают” на незначимых для повествования деталях, неоднократно повторяют один-два эпизода;
- В связной речи и при выполнении заданий логопеда детям сложно подбирать неоднокоренные синонимы. Дошкольники предпочитают пользоваться приставкой не- (большой – небольшой, красивый-некрасивый).
ОНР 4 уровня считается незначительным типом расстройства речи по сравнению с другими заболеваниями. Пробелы в развитии выражены неярко, устраняются за короткий период времени. Но если ребенок не получает помощь логопеда-дефектолога нарушение речи скажется на его интеллектуальном росте, успеваемости в школе.
ОНР 4 уровня: характеристика нарушения
Изначально было принято разделение ОНР на 3 группы — от 1-ой до 3-ей. Однако в 2001 году профессор, логопед-дефектолог Филичева Т.Б. включила в классификацию еще одну степень ОНР — четвертую.
В целом ребенок четвертого уровня ОНР типа говорит правильно, но все же некоторые ошибки и сложности встречаются. Вот его признаки:
- Дети говорят недостаточно четко и выразительно, «хромает» артикуляция;
- Трудности вызывает разделение шипящих, вибрантов, то есть дрожащих согласных, и аффрикат («ч» = «ть» + «щ», «ц» = «т» + «с»);
- Могут заменять или переставлять местами звуки, пропускать слоги. Например, вместо слова «молоток» сказать «моток». Но в большей мере это касается слов со сложной слоговой структурой и звуковой наполненностью;
- Недостаточно понимают значения слов, которые обозначают признаки предметов. Например, могут сказать «мальчик длинный» вместо «мальчик высокий»;
- Неправильно составляют новые слова с помощью суффиксов. Например, вместо «платьице» скажут «платенько»;
- Ошибаются при согласовании существительных с прилагательными (например, «пишу красным ручком»), неправильно применяют существительные во множественном числе родительного или именительного падежей (например, «в зоопарке видел много птицев и зверев»);
- Не понимают значения слов, которые не используются в повседневной жизни;
- Неправильно трактуют пословицы, подбирают антонимы и синонимы;
- При пересказе или составлении рассказа детки путают последовательность событий, не могут выделить в сюжете главную и второстепенные линии, повторяют одно и то же.
Перечисленные ошибки встречаются не всегда. Отклонения настолько малозаметны, что выявить их можно только целенаправленно при обследовании у логопеда-дефектолога. Но сделать это нужно обязательно, чтобы в дальнейшем у первоклассника не возникло трудностей с обучением.
Характеристика детей с ОНР 4 типа
У деток хороший словарный запас, хотя преимущественно он состоит из слов общего употребления. Поэтому значение редких слов им, как правило, неизвестно.
У них связная речь, хоть и несколько смазанная и нечеткая. Они развернуто отвечают на вопросы, выражают свои мысли. Но речь своеобразная. Если попросить малыша пересказать рассказ, он будет акцентировать внимание на неважных деталях и упускать важные; а при повествовании на свободную тему будет выбирать простые слова и несложные предложения.
Имеется критичность к речи, то есть ребенок может понять, что допустил ошибку. Если предложить ему 2 варианта, он выберет верный.
У деток с ОНР 4 типа хорошо поставлены звуки, они правильно выговаривают их. Но им не хватает четкости, поэтому необходимо поработать над артикуляцией.
Малыши пропускают или заменяют союзы. Например, могут сказать: «Папа сказал я шел домой» (пропущен союз «чтобы»), «Я побежала, куда сидела кошка» («куда» вместо «где»).
В предложениях встречается инверсия. Например, дошкольник с ОНР 4 ур скажет: «Увидели долго искали которого котенка» вместо «Увидели котенка, которого долго искали».
Еще у деток с ОНР 4 уровня характеристика такая: им пока тяжело планировать свое повествование.
4-й уровень речевого развития как самостоятельный диагноз ставят редко. Как правило, на него выходят дети после коррекционной работы у логопеда-дефектолога, которым ранее диагностировали 3 степень ОНР. Главная характеристика детей с ОНР 4 уровня — практически полное соответствие возрастной норме по речевому развитию и готовность к школе. Еще немного коррекционной работы — и детки полностью преодолеют все барьеры и без труда начнут учиться писать и читать.
Диагностика
Для постановки диагноза педагогам, логопедам требуются: характеристика дошкольника от воспитателя ДОУ и практическое взаимодействие с ребенком. На заседаниях ПМПК используется определенный набор упражнений и заданий, который помогает выявить ОНР быстро:
- Беседа с дошкольником. Ребенок отвечает на вопросы о месте жительства, говорит, как его зовут, сколько ему лет, с кем он пришел и так далее.
- Составление рассказа по картинкам.
- Выполнение простых заданий для выявления уровня сформированности мышления, логики, интеллекта: убери лишнее и объясни свой выбор, посчитай, что на картинке нарисовано неправильно, скажи ласкового, подбери синоним-антоним и т.д.
- Обследование моторики. Ребенок обводит картинку по пунктирам, рисует прямые, изогнутые линии.
- В момент беседы с дошкольником оценивается слоговая структура речи, уровень освоения грамоты.
Кроме непосредственного обследования дошкольника для диагностики ОНР 4 уровня потребуются заключения терапевта об общем соматическом здоровье малыша, сбор сведений о беременности и родах матери, заключения детского психолога и невролога.
Коррекционная программа при ОНР IV уровня
Оптимальный возраст для начала коррекции речи у деток с ОНР 4 ур — 6 лет. К моменту поступления в школу логопед успеет откорректировать речевые навыки и подготовит будущего школьника к обучению письму и чтению в первом классе. Именно такие цели и преследует коррекционная работа.
Занятия составляются таким образом, чтобы развивать все языковые звенья.
Во-первых, вывести на новый уровень фонематические процессы и звукопроизношение. Сначала логопед работает над артикуляцией, потом учит различать звуки на слух, произносить их с опорой на акустику и артикуляцию. Особое внимание уделяется во время занятий словам со сложной слоговой структурой и стечением согласных, а также звуко-буквенному анализу. Это пригодится впоследствии при обучении чтению. Занятия включают логопедический массаж и артикуляционную гимнастику.
Во-вторых, расширить словарный запас. Важно наполнить словарь и новыми общеупотребительными словами и теми, которые используются реже. Логопед учит подбирать омонимы, синонимы, антонимы, составлять новые слова с помощью приставок и суффиксов. Объясняет ученикам смысл поговорок и пословиц, переносный смысл слов.
В-третьих, сформировать грамматический строй языка. Уделяется вниманием родам, числам, падежам. Деток учат понимать интонацию и определять по ней вопросительные и повествовательные предложения. Они учатся правильно задавать вопросы и развернуто отвечать на них, изучают предлоги.
В-четвертых, совершенствовать связную устную речь. Детки учатся строить и использовать сложные предложения в повседневном общении. На уроках они пересказывают или составляют рассказы по картинкам – учатся полностью раскрывать тему, вычленять главное и второстепенное, использовать прямую речь, говорить выразительно и четко.
В-пятых, подготовить дошкольников к обучению письму и чтению. Это необходимо для закрепления навыков устной речи. Главная цель — подготовить руку к письму, познакомить с буквами, научить складывать из них слова. На уроках детки работают с разрезной азбукой.
Характеристика ребенка
При ОНР 4 уровня характеристика на ребенка составляется логопедом или воспитателем детского сада. Документ необходим родителям для прохождения ПМПК перед поступлением в 1 класс спецшколы или логопедическую группу ДОУ.
Для составления характеристики на ребенка можно пользоваться таким планом:
- ФИО воспитанника ДОУ, год рождения, паспортные данные родителей.
- Уровень физического развития (группа здоровья, уровень развития моторики, ведущая рука).
- Психологическая характеристика дошкольника (поведение в ДОУ, на занятиях, особенности взаимодействия с детьми, педагогами).
- Объем словаря.
- Сформированность слоговой структуры речи.
- Уровень слуховой дифференциации.
- Громкость голоса.
- Особенности связной речи.
- Положительные стороны личности ребенка.
Кроме перечисленных пунктов, педагог может кратко добавлять те моменты, которые считает важными для составления объективной картины о состоянии здоровья дошкольника.
Логопед Ольга Бажина, эксперт нашего сайта, подготовила психолого-педагогическую характеристику детей с общим недоразвитием речи:
Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР
Отграничение от сходных состояний
С расстройствами речи соседствуют нарушения неречевых психических функций и моторики (общей, ручной, артикуляционной). Таким детям трудно сконцентрироваться на учебном и дидактическом материале. Наблюдаются также поведенческие отклонения, гиперактивные проявления, нарушения деятельности вегетативной нервной системы.
Речь у детей с ОНР на первый взгляд похожа на речь при других логопедических расстройствах. При обследовании важно правильно диагностировать схожие состояния. Отличительная симптоматика ФФНР и ОНР представлена в таблице.
Результаты диагностики заносятся в речевую карту. Там же отмечается и динамика коррекционной работы.