Вопросы и ответы
Каких размеров делать карточки в домашних условиях?
Лучше взять размер 4*4 или 5*5, не стоит вырезать картинки больших размеров.
С каких изображений стоит начать обучение?
Распечатывать лучше всего то, что ребенок любит, что для него значимо и интересно. Или начинайте с простых картинок – фруктов, игрушек.
Какую бумагу использовать при создании картинок?
Лучше брать плотнее и толще, чтобы малышу было легче держать. К тому же, обязательно следует ламинировать, чтобы картинки не портились долгое время.
Как часто нужно проводить занятия?
Один урок длится в течение получаса. Не существует четкого плана, сколько раз в неделю заниматься. Все зависит от индивидуальных особенностей ребенка, от его навыков обучаемости.
Что такое социальные истории для аутистов в картинках?
Это часть визуальной программы, которая способствует взаимодействию аутиста с окружающим миром и людьми.
Это короткие истории, показанные на картинках. Они описывают разные ситуации, реакции людей, желательные действия, которые должен совершить ребенок.
Пример социальной истории «подогреваю еду»:
Каких результатов можно достичь
Использование Пекс позволяет достичь следующих результатов:
- Эта программа поможет за короткое время быстро наработать умения коммуникации.
- Метод способствует развитию у малыша инициативности, ее выражения, спонтанного произношения слов и фраз.
- Общение и контакт с окружающими людьми станут более доступными. Впоследствии малышу можно помочь обобщить приобретенные вербальные средства коммуникации.
- Применение карточек Pecs не препятствует разговорной речи, а напротив – ускоряет ее появление и развитие. Это достигается за счет парирования словесного и визуального стимула в обменном процессе.
Значительных минусов не замечено, эффективность системы подтверждена Национальным центром профессионального развития.
Аутисты не ленятся говорить, они хотят общаться с родными, знакомыми, но не умеют этого делать. Поэтому альтернативная программа, помогающая развить речь, доступна для многих родителей и их детей.
Как сделать карточки PECS своими руками
Карточки PECS очень просто сделать своими руками. Лучше всего использовать фотографии, т.к. изображении более реалистичное и его лучше воспринять ребенку.
Также можно распечатать на цветном принтере картинки, найденные в интернете. Картинки легко сделать нужного размера сохраняя в предварительно созданной таблице в Microsoft Word.
После распечатки карточки лучше заламинировать или заклеить скотчем. На обратной стороне приклеить липучки на клейкой основе, которые продаются в магазине для шитья.
Статья в тему: Наборы игр для детей с аутизмом
Короткие игры для стимуляции речи ребенка
К сожалению, некоторые родители не придают значения развитию речи малыша, а позже — отставанию ребёнка в речевом развитии, стараются не обращать внимания, и надеются на то, что «все пройдет само». «Нормы» развития речи за последние несколько десятков лет значительно сдвинулись.
Речи ребенка нужно обязательно уделять внимание. Меньшее, что мы можем сделать — играть в несложные и быстрые игры с ребенком каждый день. Вот пример этих игр.
- Камешки. Ребёнок бросает мелкие камешки, крупные бусины в воду, произнося звук типа «буль-буль».
- Индейцы. Ребёнок громко и протяжно произносит звук а-а-а, хлопая ладошкой по губам.
- Шарик. Ребёнок подбрасывает воздушный шар со звуком «Ух».
- Ежик. В слепленного ёжика ребёнок втыкает спички — иголочки со словами «коль-коль-коль»
- Гвозди. Ребёнок «забивает гвозди», сильно ударяя молоточком по кнопкам и произнося звук «Бах».
- Живые звуки. «Хоккей! «- ребёнок машет «клюшкой» со звуком «хххх»; «паровоз» — резко разжимает кулаки со звуком «пппппп»; » крышка на чайнике» — стучит ладошкой по кулаку «бббб»; «дождик» — стучит пальцами по столу «к-к-к»; «часики» — палец качается в разные стороны: ть-ть-ть; «насос» — руки ставит в замок, наклоняется со звуком «сссссс- ссс».
Что такое PECS
Главной проблемой детей с особенными потребностями является то, что они не могу говорить и выразить свои потребности. Если родители еще как-то могут понять чего хочет их ребенок, то при общении с незнакомыми людьми у детей с расстройством аутистического спектра возникают трудности – зачастую их не понимают, вследствие чего ребенок начинает нервничать, психовать, проявлять агрессию и т.д. Возникает вопрос: как же общаться с невербальным ребенком?
Статья в тему: Основные правила для обучения аутичного ребенка
Таким детям нужны специальные дидактические материалы, без лишних деталей – карточки и визуальные расписания, при помощи которых ребенок сможет общаться с другими людьми.
PECS – система альтернативной коммуникации с помощью обмена карточек, которая изначально была создана для детей с РАС. Но как оказалось, эта система подходит абсолютно всем детям, у которых трудности с речью и общением.
Эти материалы помогут достичь успеха в развитии невербальных детей (аутизм, тугоухость, ЗПР, ДЦП и т.д.), а зачастую, становятся необходимым средством общения в их взрослой жизни.
Причины задержки психоречевого развития
На основании анализа анамнестических данных, заключений психоневролога и генетика, результатов диагностического обследования и представленной характеристики можно сделать выводы о некоторых причинах задержки психоречевого развития данного ребёнка:
а/ Ребёнок родился раньше срока, мозговые структуры, отвечающие за развитие речи и интеллекта в целом ещё не сформировались окончательно;
б/ Низкая масса тела говорит также и о недостаточной физической готовности плода к рождению:
— как общая, так и мелкая моторика нарушены: девочка астеничного телосложения с нарушением осанки (нерезко выраженная сутулость), основные движения недостаточно чёткие и координированные;
Лицо слегка асимметричное, маловыразительное, носогубные складки сглажены, мышцы слабые – недостаточное смыкание губ, саливация отсутствует.
Артикуляционная моторика нарушена, движения артикуляционного аппарата смазанные, нечёткие, отмечается незначительный тремор языка.
Мелкая моторика на низком уровне, движения неловкие, с трудом захватывает и удерживает предметы, особенно мелкие детали мозаики, конструктора; карандаш держит неправильно, захватывает его всей ладонью, не может раскрыть прищепку, застёгивать и расстёгивать одежду.
в/ Отмечается общая незрелость психики: нарушены процессы формирования восприятия, внимания, памяти, мышления.
Игра «Покажи да расскажи!»
Речевая игра для детей от 1,5 до 3 лет для развития словарного запаса и коммуникативной функции речи.
Посадите перед малышом несколько его любимых игрушек. Попросите показать, где сидит кукла Катя, где мишка Тимка, где лисенок Рыжик.
Возьмите в руки куклу и расскажите про нее: «Эта кукла Катя. У Кати красивое белое платье и розовые туфельки. Катя любит играть. У Кати есть много друзей!»
Дайте малышу мишку. Пусть он попробует рассказать про игрушку. Сначала это будет очень короткий рассказ. Помогайте малышу. Возможно, в дальнейшем, малыш будет придумывать истории или сказки, где главными героями будут его игрушки.
Первые слова, которые осваивает ребенок, используются им для сообщения родителям о своих нуждах, побуждения к каким-либо действиям, сопровождения действий. Повествовать, рассказывать, описывать что-либо еще предстоит научиться. В игре мы даем ребенку модель повествования, учим выстраивать сообщение, передавать информацию об окружающих предметах.