Использование средств кинезиологии в логопедии для устранения дислексии


Использование средств кинезиологии в логопедии для устранения дислексии

Чтение играет большую роль в процессе усвоения различных знаний. Ошибки, допущенные при чтении, считаются достаточно распространенными у детей младшего школьного возраста. Ученик, страдающий нарушениями чтения, не всегда правильно осознает прочитанные задания на уроках, что влечет за собой стойкую неуспеваемость в учебе.

Изучая исследования отечественных авторов, посвятивших свои работы вопросам изучения чтения у детей, следует выделить такие имена: М.Е. Хватцев, Р.Е. Левина, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева и др. Нарушения чтения оказывает отрицательное воздействие на все обучение в целом, на психическое и речевое развитие ребенка.

Своевременное выявление этих дефектов, четкое определение их патогенеза в каждом отдельном случае, отграничения дислексии от нарушений чтения другого характера, очень необходимо для подборки системы логопедической работы с детьми.

Традиционные, общепринятые педагогические методы коррекции не всегда являются эффективными.

При дизонтогенетическом (нарушенном) развитии ребенка необходимо устранить дефект при помощи нейропсихологических коррекционных мероприятий.

Одним из составляющих такой работы может являться кинезиологическая коррекция.

Кинезиология — это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения (Л.Ф.Васильева ).

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Кинезиологические упражнения в работе с детьми, имеющими нарушения речи

Автор:

Уханова Л.Н. МБДОУ «Детский сад № 3 компенсирующего вида» г.Сосногорска

Special exercises in working with children with speech disorders kinesiology, kinesiology exercise, kinesiology training, complex movements, speech development

Название «кинезиология» происходит от греческого слова «кинезис» (kinesis), что означает «движение» и «логос» (logos) — «наука» Кинезиология — наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.

Самый благоприятный период для интеллектуального, речевого развития — это возраст до 10 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована Кинезиологические упражнения — это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В.А. Сухомлинский Речевая деятельность развивается под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Работы ученых доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.

Основная цель кинезиологии:

Развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.

Задачами являются:

  • Развитие межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия, синхронизация работы полушарий
  • Развитие мелкой моторики
  • Развитие способностей
  • Развитие ВПФ
  • Развитие речевой активности
  • Предупреждение нарушений устной и письменной речи.

Польза кинезиологических упражнений: повышают стрессоустойчивость улучшают мыслительную деятельность, внимание и память синхронизируют работу полушарий формируют пространственные представления развивают речь, а также мелкую и крупную моторику снижают утомляемость повышают способность к произвольному контролю гармонизируют работу головного мозга облегчают процесс чтения и письма Кинезиологические упражнения дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решить проблему неуспешности.

Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определённые условия: занятия проводятся ежедневно, без пропусков занятия проводятся в доброжелательной обстановке от детей требуется точное выполнение движений и приёмов упражнения проводятся стоя или сидя за столом алгоритм проведения любого занятия должен включать набор упражнений, активизирующих работу разных полушарий и развивающих их взаимодействия Все упражнения нужно выполнять вместе с детьми, постепенно усложняя и увеличивая время и сложность. Продолжительность комплекса упражнений может составлять от 5-10 до 20-35 минут в день, в зависимости от возраста.

Упражнения проводятся по специально разработанному комплексу, в который включены:

  • Растяжки
  • Дыхательные упражнения
  • Глазодвигательные упражнения
  • Телесные упражнения
  • Упражнения для развития мелкой моторики
  • Упражнения на релаксацию
  • Массаж пальцев рук и ушных раковин

В работе учителя-логопеда особое значение уделяется работе с кистями рук, поскольку кинезиологическая тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовке кисти руки к письму и, что особенно важно с нейропсихологической точки зрения, является мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга

Кинезиологические упражнения

Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

Кулак—ребро—ладонь. Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. Количество повторений по 8—10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении помогайте себе командами ( «кулак—ребро—ладонь»), произнося их вслух или про себя.

Ухо—нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

Регулярное выполнение кинезиологических упражнений способствует активизации межполушарного взаимодействия, синхронизации работы полушарий. Оказывает положительное влияние на коррекцию обучения, развитие интеллекта, улучшает состояние физического здоровья и социальной адаптации детей, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, а главное способствует коррекции недостатков речевого развития дошкольников. Такой подход позволяет наполнить наше ежедневное общение с дошкольниками новыми играми, несущими в себе важнейшее коррекционно-развивающее значение.

Список литературы

  1. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. –М: ТЦ Сфера, 2001г.
  2. Любимова В. «Кинезиология или природная мудрость тела», «Невский проспект», Санкт – Петербург, 2005г.
  3. Деннисон П, Деннисон Г «Программа «Гимнастика ума». пер. С.М. Масгутовой, Москва, 1997г.
Следующая >

Как используется кинезиология в логопедии

Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики.

Возраст до 10 лет благоприятный период для интеллектуального развития, так как кора больших полушарий ещё до конца не сформирована. Р.Е. Левина в своих работах выделяет, что речевая активность формируется и функционирует в тесной связи со всей психикой ребенка, с различными ее процессами, которые протекают в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой сферах.

Раскрытие связей между речевыми нарушениями и другими сторонами психической деятельности помогает найти оптимальные пути воздействия на психические процессы, которые участвуют в образовании речевого нарушения. Многие психические процессы будут формироваться благодаря развитию пальчиковой моторики.

В исследовательских работах И.М. Сеченова, П.Н. Анохина, А.Р. Лурия, В.М. Бехтерева, А.Н. Леонтьева, было доказано влияние манипуляций рук, мелкой моторики на функции высшей нервной деятельности и развитие речи. Следовательно, направление развивающей работы должно быть от движения к мышлению, а не наоборот.

А.Л. Сиротюк указывает, что под влиянием кинезиологических упражнений (двигательные, дыхательные упражнения, растяжки, пальчиковая гимнастика и т.д.) в организме проходят положительные структурные изменения. При этом, изменения будут более значительными, если будут интенсивные нагрузки (но оптимальна для данных условий).

Успех в обучении детей зависит от своевременного развития межполушарного взаимодействия и подбора индивидуальных методик, которые учитывают индивидуальный профиль функциональной асимметрии полушарий.

Функциональная асимметрия полушарий — это свойство мозга, отражающее различие в распределении нервно-психических функций между его правым и левыми полушариями.

Психофизиологии выделяют 32 типа функциональной организации мозга. А.Р.Лурией было выделено три основных типа организации мозга:

  1. — левополушарный тип — определяет склонность к абстрагированию и обобщению, словесно-логический характер познавательных процессов. Левое полушарие отвечает за письмо, счёт, способность к анализу, абстрактное, концептуальное, двумерное мышление. Информация, которая поступает в левое полушарие, обрабатывается достаточно медленно.
  2. — правополушарный тип — определяет склонность к творчеству, конкретно-образный характер познавательных процессов. Правое полушарие мозга оперирует образами реальных предметов, отвечает за ориентацию в пространстве и легко воспринимает пространственные отношения.
  3. — равнополушарный тип — отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий предполагает их синхронную деятельность в выборе стратегий мышления. Кроме того, существует гипотеза эффективного взаимодействия правого и левого полушария как физиологической основы общей одарённости.

Основой развития интеллекта является интегрированное межполушарное взаимодействие, которое служит для передачи информации из одного полушария в другое.

В последнее время возросло количество детей с различными дефектами в развитии, с трудностями в обучении и адаптации. Необходимо проведение комплексной психокоррекционной работы для устранения нарушений, которые у детей имеются, предупреждения развития патологических состояний, укрепления психического здоровья.

Одним из составляющих элементов такой работы является кинезиологическая коррекция. Использование данного метода в работе позволяет улучшить у ребёнка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.

Применение кинезиологических тренировок на логопедических занятиях помогает улучшить почерк, повысить работоспособность, активизировать интеллектуальные и познавательные процессы.

Для учащихся со специфическими ошибками чтения и письма характерна выраженная неравномерность развития отдельных сенсомоторных и интеллектуальных функций. Затруднения в обучении у таких детей возникают в связи с тем, что не созрели определенные функции, происходит дисгармония созревания головного мозга и нарушения межполушарного взаимодействия.

Следует выделить, что сложности в освоении чтения и письма у учащихся связаны с нарушением оптимального межполушарного взаимодействия. У первоклассников в начале учебного года отмечается функциональное преимущество правого полушария над левым. В конце первого года обучения основным полушарием становится левое. При данных условиях развития усвоение чтения и письма проходит без затруднений.

Дислексия и дисграфия возникают у детей тогда, когда они начинают обучение с левым доминирующим по уровню активности полушарием. Из-за этого резко замедляется темп чтения, но допускаются незначительные ошибки.

То же происходит с теми учащимися, у кого смены активности полушарий к концу года не произошло. В таком случае, ошибок при чтении встречается много, но темп чтения при этом относительно высокий.

В норме смена ведущего по активности полушария должна происходить с правого на левое в течение года.

Необходимость подобной реверсии межполушарного баланса связана с тем, что на начальном этапе освоения грамоты, графической символики функционально наибольшая нагрузка падает на системы мозга, ответственные за перцептивную обработку зрительно-пространственной информации (усвоение графем).

К завершению первого года обучения эти трудности становятся менее важны: на передний план по значимости выступают языковые операции, необходимые для кодирования словосочетаний и фраз. В этом случае необходима дифференциальная коррекция дислексии путём избирательного развития левого или правого полушария.

Кинезиологические тренировки развивают внимание и память, пространственные представления. Упражнения направлены на устранение патологических синкинезий, преодоление дезадаптации в процессе обучения, гармонизируют работу головного мозга.

Кинезиологические упражнения в работе логопедаметодическая разработка по логопедии

Кинезиологические упражнения в работе логопеда.

Подготовила Гогичаева А. Т. Учитель-логопед

Моздок 2018

Пояснительная записка

Развитие головного мозга ребенка начинается внутриутробно и активно продолжается после рождения. По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело). Мозолистое тело (межполушарные связи) находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной части и состоит из двухсот миллионов нервных волокон. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушарие начинают работать без связи. Нарушаются пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки. Ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух или глазами. Значительную часть коры больших полушарий мозга человека занимают клетки, связанные с деятельностью кисти рук, в особенности ее большого пальца, который, у человека противопоставлен всем остальным пальцам.

Трудности усвоения тех или иных школьных предметов являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации, Среди них на первом месте стоят нарушения чтения и письма. По данным социологов, несколько десятков процентов детей не могут овладеть школьными навыками по состоянию своего нервно-психического здоровья. При этом у 2-10% учеников массовой школы препятствием для обучения становится дислексия. Стойкие нарушения письменной речи могут возникать у детей с нормальным интеллектом, сохранной устной речью, полноценным зрением и слухом, у которых имеется несформированность некоторых частных психических процессов, которые могут почти ничем себя не проявлять в повседневной жизни, но создают серьезные препятствия при овладении письмом или чтением. Несчастье таких детей заключается в том, что как родители, так и многие учителя совершенно не осведомлены в этом круге проблем. Вот об этой категории расстройств поговорим подробнее.

Симптоматика и психологические механизмы нарушений письма и чтения.

Говоря о дислексии, мы подразумеваем состояния, основным проявлением которых является стойкая избирательная неспособность овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального и речевого развития, отсутствие нарушений слухового и зрительного анализаторов и оптимальные условия обучения. Осевым нарушением при этом является стойкая неспособность овладеть слогослиянием и автоматизированным чтением целыми словами, что нередко сопровождается недостаточным пониманием прочитанного. В основе расстройства лежат нарушения специфических церебральных процессов, в целом составляющих основной функциональный базис навыка чтения. Синдром дислексии включает, кроме вышеуказанного основного симптома, явления эмоционально-волевой незрелости, симптокомплекс сукцессивной недостаточности, церебрастенические нарушения, специфические нарушения внимания и памяти и др.

Дисграфией следует называть стойкую неспособность овладеть навыками письма по правилам графики (т.е. руководствуясь фонетическим принципом письма), несмотря на достаточный уровень интеллектуального и речевого развития и отсутствие грубых нарушений зрения и слуха.

Применительно к младшим школьникам вернее говорить не о стойкой неспособности, а трудностях овладения письменной речью.

Анализ литературы, посвященных этой тематике, позволяет установить ряд причин, возникающих одновременно или последовательно.

Расстройства чтения и письма имеют одинаковую этиологию и сходные механизмы.

В анамнезе детей с дислексией и дисграфией отмечается наличие ряда патологических факторов, воздействующих в пренатальный, натальный и постнатальный периоды. Определенное место в этиологии дислексии и дисграфии отводится наследственным факторам, которые создают неблагоприятный фон, предрасполагающий к возникновению нарушений чтения и письма.

В отечественной литературе распространена концепция Р.Е.Левиной, трактующей нарушения чтения и письма как проявление системного нарушения речи, как отражение недоразвития устной речи во всех ее звеньях

Нарушения чтения и письма могут быть обусловлены задержкой в формировании определенных функциональных систем, важных для освоения письменной речи, вследствие вредностей, действовавших в различные периоды развития ребенка.

Кроме того, дислексия и дисграфия возникают при органических речевых расстройствах. (А.Р.Лурия, С.М.Блинков, С.С.Ляпидевский, М.Е.Хватцев ). Некоторые исследователи отмечают наследственную предрасположенность к дислексии (Б.Хальгрен, М.Рудинеско и др.), когда передается качественная незрелость отдельных мозговых структур, участвующих в организации письменной речи. Еще И.Гиншельвуд (1917 г.) обратил внимание на наличие повторных случаев дислексии в одних и тех же семьях. Позднее, многие авторы подтвердили наличие, так называемой, «семейной» дислексии.

Можно предположить, что обнаруженные трудности динамической и кинетической организации движений являются одной из причин, затрудняющих усвоение графо-моторных навыков в начальной школе.

Таким образом, нарушения чтения и письма имеют место при значительном своеобразии как в речевом развитии детей, так и в формировании ряда функций неречевого характера (процесса латерализации, пространственных и временных ориентировок, двигательных функций руки). Названные функции либо задержаны в своем развитии, либо имеют искаженное развитие.

При поступлении в школу ребенок должен не только обладать определенным уровнем развития познавательных процессов, но и иметь соответствующее возрасту моторное развитие. Главной причиной затруднений в учебной работе является парциальное отставание познавательных и моторных функций. У детей 7-8 лет неполностью складывается необходимый для учебной деятельности тип совместной работы обоих полушарий головного мозга. (Б.Г.Ананьев)

Кинезиология- наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.

Истоки кинезиологии как науки следует искать почти во всех известных философских системах древности и прогрессивных течениях современности. Так, древнекитайская философская система Конфуция (около 2700 года до н.э.) демонстрировала роль определенных движений для укрепления здоровья и развития ума. Сходные элементы содержала древнеиндийская йога, основной целью которой было обретение высших психофизических способностей. Искуснейший врач Греции Гиппократ, родившийся в 460 году н.э., также пользовался кинезиотерапией. Основателем научной кинезиологии в Древней Греции считался Асклепиад, живший более 2000 лет назад. Секрет красоты и молодости Клеопатры заключался в том, что она на протяжении всей жизни использовала кинезиологические упражнения, за счет которых поддерживала свой мозг в активном состоянии. Известно, что старение организма начинается со старения мозга. Поддерживая мозг в состоянии молодости, мы не позволяем стариться всему телу.

Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики. Кинезиология рассматривает мозг человека как компьютер, в котором уже заложена информация обо всех функциональных связях в организме. Мозг накапливает информацию и способен решить любую задачу, связанную с регуляцией функций организма. В прогрессивных школах всего мира в школьных расписаниях есть ежедневный урок — кинезиология.

Самый благоприятный период для интеллектуального развития- это возраст до 10 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. При интеллектуальном развитии возможно применение кинезиологических упражнений. Успешность обучения детей зависит от своевременного развития межполушарного взаимодействия и подбора индивидуальных методик, учитывающих индивидуальный профиль функциональной ассиметрии полушарий.

Особое значение имеют упражнения, в которых используются одновременные разнотипные движения рук. В отличие от симметричных и содружественных движений, регуляция которых в основном происходит на уровне спинного мозга, разнотипные движения требуют более высокого уровня регуляции. Осуществление и автоматизация движений такого типа требует создания принципиально новых нейросенсорных сетей. Расширяются резервные возможности функционирования головного мозга ребенка.

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Основным требованием к квалификационному использованию специальных кинезиологических комплексов является точное выполнение движений и приемов. Кинезиологические занятия дают как немедленный, так и кумулятивный (накапливающийся) эффект для повышения умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов.

Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков АПН (М.М.Кольцова, Е.И.Исенина, Л.В.Антакова-Фомина ) была подтверждена связь речевой и пальцевой моторики. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.

В литературе последних лет описаны приемы работы по развитию мелкой моторики у детей с задержкой речевого развития (Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева), с моторной алалией (Н.И.Кузьмина, В.И.Рождественская), с дизартрией (Л.В.Лопатина, Н.В.Серебрякова), с заиканием (Л.И.Белякова, Н.А.Рычкова). Все авторы подтверждают тот факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и ,особенно, для развития речи.

М.М.Кольцова пришла к заключению, что «морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук». Она особо подчеркивает, что «влияние проприоцептивной импульсации с мышц руки так значительно только в детском возрасте, пока идет формирование речевой моторной области». Большое значение необходимо придавать этому факту в работе с детьми и в случаях своевременного речевого развития, а также в случаях, когда речевое развитие нарушено.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются, по мнению М.М.Кольцовой, и «мощным средством повышения работоспособности головного мозга». Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев.

Результаты исследования Л.В.Антаковой-Фоминой показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук, но с уровнем развития общей моторики совпадает не всегда. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.

В настоящее время растет число детей с минимальными мозговыми дисфункциями, которые проявляются нарушениями речи, мышления, изменениями качества психики. Определенную роль в их возникновении играют нарушения функциональной асимметрии коры больших полушарий головного мозга и межполушарного взаимодействия.

Вклад социальных средовых факторов в формирование дислексии и дисграфии велик. К их числу относятся: объем и уровень требований, возраст начала обучения грамоте, методы и темпы обучения. У подавляющего большинства детей дислексию и дисграфию можно было бы предотвратить, выбрав оптимальный для них метод (аналитико-синтетический или зрительный ) темп обучения. Несовпадение индивидуального когнитивного стиля ребенка, функциональной асимметрии полушарий и предлагаемого метода усвоения навыка является малоизученным звеном в формировании дислексии и дисграфии.

Кинезиологические упражнения улучшают внимание и память, формируют пространственные представления. Занятия направлены на преодоление патологических синкинезий, устраняют дезадаптацию в процессе обучения, гармонизируют работу головного мозга. Все упражнения нужно выполнять вместе с детьми, постепенно усложняя и увеличивая время и сложность.

В качестве базовых принципов в кинезиологии используются следующие этические принципы:

  1. Ненасилие.
  2. Достижение компромиссов.
  3. Добровольное согласие
  4. Оказание помощи.
  5. Доброжелательность.
  6. Право выбора.
  7. Проверка на безопасность.

Кинезиологическая гимнастика включает в себя:

1. Дыхательные упражнения улучшают ритмирование организма, развивают самоконтроль и произвольность. Единственным ритмом, которым произвольно может управлять человек, является ритм дыхания и движения. Нейропсихологическая коррекция строится на автоматизации и ритмировании организма ребенка через базовые многоуровневые приемы. Нарушение ритма организма (электрическая активность мозга, дыхание, сердцебиение, перистальтика кишечника, пульсация сосудов и т. д.) непременно приводят к нарушению психического развития ребенка. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением. Особенно эффективны дыхательные упражнения для коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

Отработку дыхательных упражнений лучше всего начинать со стадии выдоха, после чего, выждав естественную в цикле дыхания паузу и дождавшись момента, когда появится желание вдохнуть, сделать глубокий вдох ртом или носом так, чтобы было приятное, легкое, без напряжения ощущение вдоха. Нужно внимательно следить за тем, чтобы двигалась диафрагма, и оставались спокойными плечи, хотя при глубоком вдохе обязательно будет двигаться верхняя часть грудной клетки. На этапе освоения глубокого дыхания ребенку также предлагается положить руку на область движения диафрагмы, чувствуя, как на вдохе рука поднимается вверх, а на выдохе — опускается вниз.

Дыхание (различные его этапы) можно сочетать с разнообразными вариантами упражнений глаз и языка. Эффективным приемом является подключение к дыхательным упражнениям визуальной и сенсорной системы («надувание» цветных шаров в животе, «вдыхание» солнечного света и золотистой энергии и т. д.).

2. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие.Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. Известно, что разнонаправленные движения глаз активизируют процесс обучения. Дело в том, что многие черепные нервы, идущие от продолговатого мозга, включая тройничные, лицевой, отводящие, глазодвигательный и блоковый, соединяются с глазом. Они активизируют движение глазного яблока во всех направлениях, сокращают или расслабляют мышцы зрачка, чтобы регулировать колебания сетчатки, и изменяют форму хрусталика для того, чтобы видеть вблизи и вдали. В трехмерной среде глаза находятся в постоянном движении, собирают сенсорную информацию и строят сложные схемы образов, необходимые для обучения. Мозг объединяет их с другой сенсорной информацией для построения визуальной системы восприятия. Трехмерное визуальное восприятие является необходимым условием успешного обучения. К сожалению, в учебной деятельности чаще всего используется двумерное пространство (книга, таблица, тетрадь, компьютер и т. д.), что существенно снижает качество обучения.

3. Коррекционные движения тела и пальцев обеспечивают развитие межполушарного взаимодействия, снятие синкинезий и мышечных зажимов. Кроме того, развитие «чувствования» своего тела способствует обогащению и дифференциации сенсорной информации от самого тела (дополнительная афферентация тела). Известно, что центром тонкой моторной координации является лобная доля мозга, отвечающая также за внутреннюю речь и самоконтроль. В результате дети лучше чувствуют и осознают свое тело, свои чувства и переживания, могут более адекватно их выразить.

4.Коррекционная работа должна включать в себя различные виды массажей (дополнительная афферентация тела). Особенно эффективным является массаж пальцев рук и ушных раковин. Специалисты насчитывают 148 точек, расположенных на ухе, которые соответствуют различным частям тела. Точки на верхушке уха соответствуют ногам, а на мочке – голове

Развивающая кинезиологическая программа для детей младшего школьного возраста с ОВЗ.

Цели:

  • развитие мелкой и крупной моторики;
  • координацию движений;
  • синхронизацию работы полушарий головного мозга;
  • развитие памяти, внимания, речи.

Продолжительность занятий – 10-15 мин.

Периодичность – ежедневно.

Время занятий – утро, день.

Отработка каждого комплекса — 4 недели.

Комплекс№1

  1. Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
  2. Кулак-ребро-ладонь. Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течении 8-10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях педагог предлагает ребенку помогать себе командами( «кулак-ребро-ладонь»), произносимыми вслух или про себя.
  3. Лезгинка. Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Добивайтесь высокой скорости смены положений.
  4. Зеркальное рисование. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого задания почувствуйте, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
  5. Ухо-нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
  6. Змейка. Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкенизий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

Комплекс№2

  1. Массаж ушных раковин. Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце
  2. упражнения разотрите уши руками.
  3. Перекрестные движения. Выполняйте перекрестные координированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, в сторону, назад). Затем сделайте то же левой рукой и правой ногой.
  4. Качание головой. Дышите глубоко. Расправьте плечи, закройте глаза, опустите голову вперед и медленно раскачивайте головой из стороны в сторону.
  5. Горизонтальная восьмерка. Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру 8 три раза сначала одной рукой, затем другой рукой, потом обеими руками вместе.
  6. Симметричные рисунки. Нарисуйте в воздухе обеими руками одновременно зеркальносимметричные рисунки (можно прописывать таблицу умножения, слова и т.д.).
  7. Медвежьи покачивания. Качайтесь из стороны в сторону, подражая медведю. Затем подключите руки. Придумайте сюжет.
  8. Поза скручивания. Сядьте на стул боком. Ноги вместе, бедро прижмите к спинке. Правой рукой держитесь за правую сторону спинки, левой – за левую. Медленно на выдохе поворачивайте верхнюю часть туловища так, чтобы грудь оказалась против спинки стула. Оставайтесь в этом положении 5-10 сек. Выполните то же самое в другую сторону.
  9. Дыхательная гимнастика. Выполните ритмичное дыхание: вдох в два раза короче выдоха.

Комплеккс№3

  1. Постучите по столу расслабленной кистью правой, а затем левой руки.
  2. правую руку на ребро, согните пальцы в кулак, выпрямите, положите руку на ладонь. Сделайте то же левой рукой.
  3. Звонок. Опираясь на стол ладонями, полусогните руки в локтях. Встряхивайте по очереди кистями.
  4. Домик. Соедините концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажмите на пальцы левой, затем наоборот. Отработайте эти движения для каждой пары пальцев отдельно.
  5. Постучите каждым пальцем правой руки по столу под счет «один, один-два, один-два-три и т.д.».
  6. Зафиксируйте предплечье правой руки на столе. Указательным и средним пальцами возьмите карандаш со стола, поднимите и опустите его. Сделайте то же левой рукой.
  7. Раскатывайте на доске небольшой комочек пластилина, по очереди пальцами правой руки, затем левой.
  8. Вращайте карандаш сначала между пальцами правой руки, затем левой (между большим и указательным; безымянным и мизинцем; затем в обратную сторону).
  9. Зафиксируйте предплечье на столе. Берите пальцами правой руки спички из коробочки на столе и складывайте рядом, не сдвигая руку с места. Затем уложите их обратно в коробку. Сделайте то же левой рукой.

Комплекс№4

  1. Сядьте на пол «по-турецки», положите руки на диафрагму. Поднимая руки вверх, сделайте вдох, опуская руки,- выдох.
  2. Снеговик. Стоя. Представьте, что вы только что слепленный снеговик. Тело должно быть напряжено как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце и снеговик начал таять. Сначала «тает» и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т.д. В конце упражнения упадите на пол и лежите, как лужица воды.
  3. Сидя, согните руки в локтях, сжимайте и разжимайте кисти рук, постепенно убыстряя темп. Выполняйте до максимальной усталости кистей. Затем расслабьте руки и встряхните.
  4. Свободные движения глаз из стороны в сторону, вращения.
  5. Рожицы. Выполняйте различные мимические движения: надувайте щеки, выдвигайте язык, вытягивайте губы трубочкой, широко откройте рот.
  6. Поглаживание лица: приложите ладони ко лбу, на выдохе проведите ими с легким нажимом вниз до подбородка. На вдохе проведите руками со лба через темя на затылок, с затылка на шею.
  7. Вытяните руки перед собой, сгибайте кисти вверх и вниз. Затем вращайте обеими кистями по и против часовой стрелки (сначала однонаправлено, затем разнонаправлено), сводите и разводите пальцы обеих рук. Попробуйте одновременно с движениями рук широко открывать и закрывать рот.
  8. Сделайте медленные наклоны головы к плечам и «кивающие» движения вперед-назад. Затем сделайте круговые движения головой в одну сторону, затем в другую.
  9. Сделайте круговые движения плечами вперед-назад и пожимания ими.
  10. Возьмите в руки мяч или игрушку. По команде ведущего поднимите его вверх, вправо, влево, вниз.

Комплекс№5

  1. Задержка дыхания. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание так долго, насколько это возможно. Можно ввести элемент соревнования в группе.
  2. Дерево. Сидя на корточках. Спрячьте голову в колени, колени обхватите руками. Это семечка, которая постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимайтесь на ноги, затем распрямляйте туловище, вытягивайте руки вверх. Напрягите тело и вытяните его вверх. Подул ветер: раскачивайте тело, имитируя дерево.
  3. Внутри – снаружи. Лежа на спине. Закройте глаза, прислушивайтесь к звукам вокруг себя (шум транспорта за окном, дыхание других и т.д.). Перенесите внимание на свое тело и прислушивайтесь к нему (собственное дыхание, биение сердца, ощущение позы тела и т.д. ). Переключите внимание на внешние шумы и внутренние ощущения несколько раз.
  4. Следите глазами по контуру воображаемой фигуры (круг, треугольник, квадрат) или цифры.
  5. Делайте движения челюстью в разных направлениях.
  6. Самомассаж ушных раковин: зажмите мочку уха большим и указательным пальцами, разминайте раковину снизу вверх и обратно. Потяните ушные раковины вниз, в стороны и вверх.
  7. Попробуйте перекатывать орехи или шарики сначала в каждой ладони, а затем между пальцами.
  8. Упражнения в парах: встаньте напротив друг друга, коснитесь ладонями ладоней партнера. Совершайте движения аналогичные велосипеду.
  9. Стоя на четвереньках, имитируйте подтягивание кошки: на вдохе прогибайте спину, поднимая голову вверх; на выдохе выгибайте спину, опуская голову.
  10. Прыгайте по команде ведущего вперед, назад, вправо, влево определенное количество раз.

Комплекс№6

  1. Стоя, опустите руки, сделайте быстрый вдох, подтягивая руки к подмышкам, ладонями вверх. Затем, медленно выдыхая, опустите руки вдоль тела ладонями вниз.
  2. Полет. Стоя. Сделайте несколько сильных взмахов руками, разводя их в стороны. Закройте глаза, представьте себе, что вы летите, размахивая крыльями.
  3. Бегая по комнате, размахивайте руками и громко кричите. По команде остановитесь и расслабьтесь. Можно выполнять сидя или лежа на полу, размахивая руками и ногами.
  4. Лежа на спине. На расстоянии вытянутой руки перед глазами хаотично двигайте какой-нибудь яркий предмет. Следите за предметом глазами, не двигая головой.
  5. Отработайте такие движения языка, как щелканье, цоканье, посвистывание. Затем выполните последовательность: два щелканья, два цоканья, два посвистывания и т.д.
  6. Правой рукой массируйте левую руку от локтя до запястья и обратно. Затем от плеча до локтя и обратно. То же самое движение проделайте с другой рукой.
  7. Прижмите ладонь к поверхности стола. Сначала по порядку, а затем хаотично поднимайте пальцы по одному и называйте их.
  8. Встаньте на четвереньки и ползите, не задевая расставленные предметы на полу. Руки ставьте крест-накрест. С движениями рук совмещайте движения языка: сначала язык двигается за рукой, затем в противоположную сторону.
  9. Сидя на полу, вытяните ноги перед собой. Совершайте движения пальцами обеих ног, медленно сгибая и выпрямляя их сначала вместе, затем поочередно. Добавьте синхронные движения кистями рук.
  10. Клад. В комнате прячется игрушка или конфета. Найдите ее, ориентируясь на команды ведущего, например: «Сделай два шага вперед, один направо и вперед».

Комплекс№7

  1. Дышите только через одну ноздрю (сначала левую, затем правую).
  2. Яйцо. Сядьте на пол, подтяните колени к животу, обхватите их руками, голову спрячьте в колени. Раскачивайтесь из стороны в сторону, стараясь расслабиться.
  3. Лодочка. Лягте на спину, вытяните руки. По команде одновременно поднимите прямые ноги, руки и голову. Держите позу максимально долго. Затем выполните это упражнение, лежа на животе.
  4. Совместные движения глаз и языка. Выдвинутым изо рта языком и глазами делайте совместные движения из стороны в сторону, вращая их по кругу, по траектории лежащей восьмерки. Сначала отрабатываются однонаправленные движения, затем – разнонаправленные.
  5. Гимнастика для языка. Движения в разные стороны, выгибания языка, сжимание и разжимания языка, свертывание в трубочку.
  6. Хлопните несколько раз в ладони, чтобы пальцы обеих рук соприкасались. Затем выполните хлопки кулаками, ориентированными тыльной поверхностью сначала вверх, а потом вниз.
  7. Закройте глаза. Попробуйте опознать небольшой предмет, который дадут вам в руку (ключ, пуговица, скрепка и т.д.). Другой рукой нарисуйте его на бумаге (промашите его в воздухе).
  8. Лежа на полу, коснитесь локтем (кистью руки) колена, слегка приподнимая плечи и сгибая ногу. Выполняйте сначала односторонние, затем перекрестные движения.
  9. Лежа на спине, поднимите вместе ноги и пишите ими в воздухе узоры, цифры, буквы.
  10. Упражнения в парах: встаньте лицом друг к другу. Один из партнеров выполняет движения руками или ногами, другой должен их зеркально отобразить.

Необходимым условием любого коррекционного процесса является система наказаний и поощрений, которая разрабатывается всей группой в начале занятий. Наказанием может служить выбывание из игры на «скамью запасных», лишение роли лидера и т. д. В качестве поощрений могут служить различные призы, выбор любимой музыки для сопровождения занятий, ведущая роль в игре и т. д. При коррекционной работе также необходимо учитывать, что дети с ОВЗ не могут длительное время подчиняться групповым правилам, быстро утомляются, не умеют выслушивать и выполнять инструкции. Рекомендуется начинать работу с ними с индивидуальных занятий, поэтапно включая их в групповую деятельность. Кроме того, для каждого ребенка необходимы индивидуальная стратегия и тактика взаимодействия.

Список литературы:

  1. Деннисон П.И., Деннисон Г.И. Образовательная кинестетика для детей: Базовое пособие по Образовательной Кинесиологии для родителей и педагогов, воспитывающих детей разного возраста: Пер. с англ. М.: Восхождение, 1998.
  2. Сазонов В.Ф., Кириллова Л.П., Мосунов О.П. Кинезиологическая гимнастика против стрессов: Учебно-методическое пособие / РГПУ. – Рязань, 2000.
  3. Сазонов В.Ф. Кинезиология, снимающая стресс. (Введение в психо-ориентированную кинезиологию). Рязанский государственный университет,2010.
  4. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2001.
  5. Вайтсайд Д., Стокс Г. Единый мозг. Коррекция дислексических нарушений способности к обучению и интеграция головного мозга. М.: Диалог–МГУ, 1996.
  6. https://iemcko.narod.ru/2513.html
  7. https://kineziolog.bodhy.ru

Кинезиологические упражнения на логопедических занятиях

Из большого количества разнообразия упражнений на логопедических занятиях целесообразно включать следующие, предусмотренные для различных этапов урока.

Для начала занятия:

Глазодвигательные упражнения

Расширяют поле зрения, улучшают восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарные взаимодействия и повышают энергетизацию организма, включают структуры мозга, которые контролируют мышление, речь и поведение, активизируют процесс коррекции.

1. Движения по четырём направлениям и диагоналям. Упражнение совершается в медленном темпе (от 3 до 7с) с фиксацией в крайних положениях.

2. Движения по четырём направлениям и диагоналям с дыханием. На фазе глубокого вдоха сделать движение глазами, затем, удерживая в крайнем положении на фазе задержки дыхания, возврат в исходное положение с пассивным выдохом.

3. Движения глазами по четырём направлениям с привлечением движения языка (глаза и язык вправо—вдох, пауза, в исходное положение—выдох и т.д.).

Двигательные упражнения

Позволяют развивать мелкую моторику.

Чем больше в занятиях задействуют мелкие мышцы тела, тем лучше включаются в работу нервные пути между лобными отделами мозга и другими отделами, развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные движения (синкенезии).

1. Составление «колечек»

2. Соединение «колечек»;

3. Поочередное соприкосновение кончиков пальцев двух ладоней;

4. При прижатии ладоней друг к другу, поочередное разведение и соединения пар пальцев;

5. Упражнение «Рамка» (Большой палец левой руки соединяется с указательным правой, большой палец правой руки соединяется с указательной левой. Затем ладонь вращаются в противоположную сторону и большой палец левой руки соединяется со средним пальцем правой. Поочередно переставляю пальцы, мы «двигаемся» к мизинцу);

6. Упражнение «Кулак-ребро-ладонь»;

7. Передача мяча из одной ладони в другую (предплечье одной руки стоит на месте, а другая рука тянется к ней).

8. Лезгинка. Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развёрнут пальцами к себе так, что большой палец указывает налево. Правая рука вытянутыми пальцами прикасается к мизинцу левой руки, ладонь смотрит вниз. После этого одновременно меняется положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций, темп с каждым разом возрастает.

Упражнения на дыхание

Позволяют развивать ритмику организма, самоконтроль и произвольность.

1. Ныряльщик. Встать, сделать глубокий вдох, задержать дыхание и закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Счет идет до пяти и встать—открыть нос и сделать выдох.

2. Кулачки. Сжать пальцы в кулак, загнув внутрь большие пальцы. На выдохе – сжать кулак с усилием. Затем, ослабить усилие, сделать вдох. Повторить несколько раз с закрытыми глазами.

3. Свеча. Выполняется сидя на стуле. Необходимо представить, что стоит большая свеча. Нужно сделать глубокий вдох и одним выдохом задуть свечу. Затем представить 5 маленьких свечек. Сделать глубокий вдох и задуть эти свечки маленькими порциями воздуха.

Для середины урока

Перекрёстные движения

Способствуют активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.

1. Ухо—нос. Левой рукой взяться за кончик носа, а правой—за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо, нос и хлопнуть в ладоши. Поменять положение рук.

2. Мельница. Рука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначала вперёд, затем назад, одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Время выполнения одна-две минуты.

3. Перекрёстное марширование. Медленно шагать попеременно касаясь то правой, то левой рукой до противоположного колена.

Для конца урока

Релаксация телесная

Способствует снижению тонуса скелетной мускулатуры.

1. Огонь и лёд. Команда «огонь» производятся интенсивные движения телом, команда «лёд» — замереть, сильно напрягая мышцы. Повторить несколько раз.

2. Сорви яблоко. Выполняется стоя. Представить, что растет яблоня. Над головой висит большое спелое яблоко, его необходимо достать. Встать на носочки, сделать резкий вдох и потянуться правой рукой. Сорвав яблочко, с выдохом кладем его в корзинку, которая стоит на земле, наклоняемся. То же самое проводим для левой руки.

3. Тряпичная кукла и солдат. Встать как солдат, напрячь мышцы, застыть в позе и не двигаться. Затем сделать наклон вперед и расставить руки, чтобы они болтались как тряпки. Нужно стать мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Теперь снова встать как солдат и напрячь мышцы. Повторить несколько раз чередуя солдата и тряпичную куклу.

Наиболее эффективной является эмоционально приятная деятельность ребенка, поэтому кинезиологические упражнения необходимо проводить в доброжелательной обстановке.

Если логопедическая работа будет систематичной и кропотливой, то результат занятий будет продуктивнее.

В занятия включаются игры и упражнения как индивидуальные, так и групповые. С каждым разом упражнения усложняются, объём заданий возрастает, темп выполнения заданий увеличивается. Расширение зоны ближайшего развития влечет за собой переход в зону актуального развития.

Необходимо учитывать следующее: выполнение стандартных учебных действий может прерываться кинезиологическими упражнениями, тогда как творческую деятельность прерывать нецелесообразно.

Кинезиологические упражнения рекомендуется применять перед началом работы тогда, когда ученикам предстоит умственная нагрузка, которая требует раскрытия интеллектуального потенциала и элементов творчества. Это можно объяснить тем, что творческая деятельность, связанная с работой правого полушария и целостного восприятия, должна выполняться при полном погружении в проблему.

Деятельность, связанная с логикой, знаками, то есть с работой левого полушария, может прерываться выполнением специальных тренировок.

Статья:

Ни для никого не секрет, что в последнее время ухудшается психофизическое здоровье воспитанников: увеличивается количество детей с различными нарушениями в развитии, с затруднениями в обучении, трудностями в адаптации, памяти, внимания и мышления. Для них характерно нарушение общей и мелкой моторики, слабая нервно-мышечная регуляция процессов дыхания, голосоведения, артикуляции, нестабильность нервной системы (эмоциональная возбудимость, чрезмерная расторможенность либо заторможенность, неустойчивость и повышенная истощаемость нервных процессов, дефицит внимания, низкая работоспособность) на фоне остаточных проявлений органического поражения центральной нервной системы.
Современные дошкольники испытывают значительные умственные перегрузки. Дети испытывают вредное воздействие гиподинамии. По данным органов образования и здравоохранения России состояние психического и физического здоровья детей уже на стадии дошкольного возраста ухудшается по сравнению с предыдущими поколениями сверстников, поэтому проблема сохранения и укрепления здоровья детей приобретает глобальный характер.

Школа предъявляет требования к произвольности детского внимания в плане умения действовать без отвлечений, следовать инструкциям и контролировать получаемый результат. Последнее время учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьёзные трудности в овладении навыком письма: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв. Ребёнок не укладывается в общий темп работы. Кроме того, увеличивается количество детей дошкольного и младшего школьного возраста с ЗПР и с синдромом дефицита внимания, сочетающимся, как правило, с гиперактивностью. В связи с этим в последние годы в логопедии широко применяется здоровьесберегающая практика.

У детей, имеющих нарушения речи, как правило, наблюдаются и другие нарушения – в области психических функций, эмоционально-волевой сферы, двигательной и других сферах, что свидетельствует о той или иной степени нарушений со стороны центральной нервной системы в целом. Во многих случаях выявляется незрелость определенных функций головного мозга, дисгармония его созревания, нарушение межполушарного взаимодействия. Единство работы мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон. Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта.

Для преодоления имеющихся у них нарушений, предупреждения развития патологических состояний, укрепления психического здоровья необходимо проведение комплексной психокоррекционной работы. Одним из составляющих элементов такой работы является кинезиологическая коррекция.

Кинезиология—наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения. Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики. Кинезиология рассматривает мозг человека как компьютер, в котором уже заложена информация обо всех функциональных связях в организме. Применение данного метода позволяет улучшить у ребёнка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Использование кинезиологических упражнений на логопедических занятиях способствует повышению работоспособности, активизации интеллектуальных и познавательных процессов.

Кинезиологические упражнения синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. В результате повышается уровень эмоционального благополучия, улучшается зрительно-моторная координация, формируется пространственная ориентировка.

Имеющийся опыт нашего образовательного учреждения свидетельствует, что комплексная, содержательная коррекционно-оздоровительная работа с применением здоровьесберегающих технологий эффективна и способствует:

— совершенствованию коммуникативных умений и навыков;

— повышению речевой активности;

-развитию мелодико-интонационной и просодической стороны речи;

-развитию психических процессов;

-повышению работоспособности и выносливости;

— совершенствованию общей и мелкой моторики, двигательных умений и навыков;

-активизации познавательных процессов.

Кинезиологические приёмы, которые мы использовали в логопедической практике:

• артикуляционные упражнения;

• дыхательные упражнения;

• сопряженная гимнастика (одновременная работа мелкой моторики пальцев рук и артикуляционных органов);

• упражнения, направленные на развитие общей и мелкой моторики.

Использование кинезиолгических упражнений в деятельности учителя- логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми. На фоне комплексной коррекционной помощи кинезиологические упражнения, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи и интеллектуальной деятельности и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовывать занятия интереснее и разнообразнее.

Упражнения используемые в работе

«Ухо — нос»

левой рукой возьмемся за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

«Кулак – ребро – ладонь»

Показать три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола. Сначала павой рукой, потом – левой, затем двумя.

«Велосипед»

Упражнение выполняется в парах. Исходное положение: встать напротив друг друга, коснутся ладонями ладоней партнера. Совершать движения аналогичные тем, которые выполняют ноги при езде на велосипеде, с напряжением. 8 движений + пауза. Выполняется 3 раза.

«Колечко»

Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. пробы выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе. За этапом произносительных умений следует этап автоматизации, превращения умений в прочные навыки, что достигается в результате кинезиологических упражнений и речевой практики. Выполняя движения кинезиологических упражнений, дети произносят поставленный звук изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, стихах и потешках.

Упражнение «Колечко» можно выполнять, произнося отработанный звук (слог, слово). Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец, одновременно проговаривая звук «Ш». На этапе автоматизации звука «Ш» в слогах произносим слог «ша» («шо», «шу»,, далее слова, словосочетания, стихи и потешки.

«Лягушка»

Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на столе ладонью вниз. По очереди менять положение рук. Совмещать с движением языка влево, вправо. 8-10 повторений.

«Лезгинка»

Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развёрнут пальцами к себе так, что большой палец указывает налево. Правая рука вытянутыми пальцами прикасается к мизинцу левой руки, ладонь смотрит вниз. После этого одновременно меняется положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций с ускоряющимся темпом.

Использованные источники:

1. Аршавский В. В. Межполушарная асимметрия в системе поисковой активности. —Владивосток, 1988.

2. Брагина Н. Н., Доброхотова Т. А. Функциональные асимметрии человека. —М., 1981.

3. Гилевич И. М., Забара Е. А., Ипполитова М. В. и др. Дети с отклонениями в развитии. —М., 1997.

4. Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М: ТЦ Сфера, 2001.

5. Шанина Г. Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие. —М., 1999.

Научная статья на тему «КИНЕЗИТЕРАПИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ»

КИНЕЗИТЕРАПИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ

А.В. Вендина

Научный руководитель: О.М.Фалетрова

Кандидат педагогических наук, доцент

Ярославский педагогический университет им. К.Д. Ушинского

г. Ярославль

На современном этапе развития общества исследования показывают, что наиболее частыми проявлениями нарушениями развития в младшем школьном возрасте являются речевые нарушения. Психолого-педагогическая характеристика детей с недостатками речи подробно представлена в трудах Р. Е. Левиной, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, О. Е. Грибовой. Исследования этих ученых показали, что дети с нарушениями речи — это особая категория детей с проблемами в развитии, у которых сохранен слух и интеллект, но есть значительные нарушения речи, влияющие на формирование некоторых сторон психики. Такая категория детей имеет следующие особенности: невротическая симптоматика, поведенческие проблемы, речевой негативизм, нарушение способности к приёму и переработке информации. Все эти особенности, характеризующие нарушения развития детей данной группы, требуют целенаправленной коррекционной работы. Поэтому поиски новых эффективных способов, приемов и методов коррекции речевых нарушений не утратили своей актуальности.

В настоящее время в специальной педагогике все чаще применяются инновационные технологии. Многие современные исследователи, в том числе Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская, обращаются карттерапии,

«представляющей собой совокупность психокоррекционных методик, принадлежавших как к определенному виду искусства, так и являющихся технологией профилактического, лечебного и коррекционного применения».

Все методики арттерапии неразрывно связаны с музыкой, потому что именно музыка является мощнейшим средством коррекции речи. Музыка и речь – наиболее важные формы человеческого общения. По своему жизненному значению человеческая речь многофункциональна. Она является в первую очередь средством общения, средством мышления, носителем памяти, информации. Качество речи и голосовые характеристики, дают нам представление о личности говорящего. Характеризуя речь, используются понятия те же, что и в музыке – гармония, благозвучие, используются те же характеристики акустических средств выразительности – темп, тембр, интонация, тембр и другие.

Музыкальная интонация (средневековое латинское intonatio, от intono – произношу нараспев, пою первые слова) – это многозначное понятие, выражающее звуковое воплощение музыкальной мысли, которая трактуется как проявление человеческого сознания. Речевая интонация – сложное суперсегментное явление фонетики, способное объединять и разъединять сегменты (речевые единицы) по смыслу, передавая эмоционально – выразительный компонент. И музыкальная интонация и речевая сходны в главном – в передаче эмоционального компонента мысли, а значит, они способны дополнять друг друга и обогащать человеческое общение. Следовательно, в формировании интонационных компонентов логично применять музыкальное наследие, использовать музыку и её выразительные средства – высотную, ладовую, ритмическую организацию, как музыкальную стимуляцию (определенное событие, которое, воздействуя на сенсорный рецептор или рецепторную клетку, вызывает их активность) в воздействии на человеческий организм.

Музыкальная стимуляция – совокупность двигательных и вокальных упражнений, направленная на гармоничное развитие речи, при помощи расслабления тела и выработки правильных фонационных стереотипов. Общие для музыки и речи звуковые компонент это знаковость, ритмичность, интонационная основа, а также акустические параметры: высота звука, сила, тембр, длительность, динамика. Музыка, как и речь, несут основную нагрузку – информацию. Музыка возвышается над понятийным языком, потому что она является лишь отражением представлений о предметах и явлениях окружающей действительности. Целиком и полностью музыка состоит из ритмов. Ритм – это форма и способ существования мира в целом, вся жизнь это цепь ритмичных последовательностей. Ритм также является универсальным свойством, организующим и дисциплинирующим началом любой языковой системы. Речь, как и музыка, построена на ритмическом фундаменте, поэтому для коррекции речевых нарушений у детей мы используем возможности кинезитерапии.

Кинезитерапия –терапия движением, усиливающая общую реактивность организма, повышающая его устойчивость. Цель кинезитерапии – это коррекция речевых нарушений с помощью использования различных видов музыкально-двигательной деятельности. Кинезитерапия включает в себя четыре основных раздела: пальчиковая гимнастика, коррекционная (логопедическая) ритмика, танец, психогимнатика. Наибольший эффект кинезитерапии применительно к детям с нарушениями речи проявляется, если она осуществляется в сочетании с музыкой. Коррекционная основа этих видов музыкально-двигательной терапии строится на единстве музыки и движений, на активной целенаправленной двигательной деятельности ребенка под музыку. (Медведева Е.А.)

Рассмотрим каждый из этих разделов. Первый раздел — пальчиковая гимнастика. Ее цель – развитие мелкой моторики рук у школьников с нарушениями речи. По данным Кольцовой М.М. речевые области мозга формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и, вследствие этого – развитие моторной функции речи.

Пальчиковая гимнастика включает в себя различные виды упражнений на развитие ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук. Пальчиковая гимнастика помогает детям отдохнуть, расслабиться, укрепляет мышцы пальцев и ладоней, что в свою очередь помогает в рисовании, а в дальнейшем – в письме, активно развивает память и речь. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. На таких занятиях рекомендуется сочетать специальные стихи вместе с музыкой. Существует сборник музыкальных упражнений пальчиковой гимнастики для детей младшего школьного возраста, разработанный Яртовой Л.А., включающий такие упражнения как «Прятки», «Дождик», «Играем на рояле», «Хлопки в ладоши».

Следующим разделом кинезитерапии является логопедическая ритмика. Понимание логоритмики основано на использовании связи слова, музыки и движения. Логоритмика – это система движений в сочетании с музыкой и словом. Занятия логопедической ритмикой укрепляют у детей с речевыми нарушениями костно-мышечный аппарат, развивают дыхание, воспитывают правильную осанку. Корректируют нарушения посредством ритма. Материал логоритмики составляют: малые фольклорные формы, пляски, игры – сценки, музыкально-речевые игры со специальными логопедическими упражнениями. С их помощью у ребенка успешно развиваются речевая и коммуникативная функции речи, обогащается словарный запас.

Третий раздел кинезитерапии называется психогимнастика. Цель психогимнастики – обучить детей элементам техники выражения эмоций посредством мимики, жестов, движений. Психогимнастика включает в себя комплекс упражнений, игр, этюдов, с помощью которых осуществляется коррекция психоэмоциональных и моторных нарушений у детей. Психогимнастические упражнения предлагаются для выполнения детьми в конце занятия по кинезитерапии. Выбор упражнения и соответствующей ему музыки по темпу и характеру на таких занятия подбирается в соответствии с эмоциональным состоянием детей: после подвижных упражнений используются этюды, направленные на релаксацию, и наоборот, умеренный темп предыдущих заданий требует яркого окончания.

Последним разделом кинезитерапии представлена фонетическая ритмика. Фонетическая ритмика — это система речедвигательных упражнений, направленных на формирование у детей с нарушением слуха естественной речи с выраженной интонацией и ритмической основой. В процессе вокально-речевой работы на музыкальных занятиях эффективно использования распевок, пение вокализов, несложных мелодий с каким либо гласным звуком, пропевание слогов «ми – мэ – ма – мо – му» на одном звуке, пропевание нисходящих мажорных трезвучий на гласных «и – а – у, е – о – а». Их несложная мелодика позволяет обращать внимание не только на интонационную точность исполнения, но и на правильное и выразительное произношение звуков. К средствам фонетической ритмики относятся специальные позы, движения, упражнения на развитие общей и мелкой моторики, артикуляционные движения, дыхательные упражнения, подчиненные темпам и ритмам. Средства фонетической ритмики используются в работе с детьми, имеющими нарушения речи с сохранным слухом. Выстроив тело обучаемого ребенка определенным образом, звук формируется правильно, резонирует и приобретает полетность. Фонетическая ритмика включает в себя движения детей, которые сопровождаются произнесением звуков и слогов. Работа ведется над тремя основными элементами звукопроизношения: напряженностью, интенсивностью, временем. От качества участия мускулатуры в движении зависит и характеристика звука. Интенсивность определяет динамику речи – те усилия в артикуляционном аппарате, которые возникают при произнесении того или другого звука. Время определяет скорость движения или проговаривания. С самого начала занятий фонетической ритмикой следует обучать детей сознательному регулированию движений при выполнении упражнений, которые сопровождают произнесение звуков и слогов с этими звуками. Все движения, на ранних этапах обучения, и повторы выполняются учениками синхронно с учителем-логопедом. Освоив основы метода, практикуется отраженное воспроизведение звука ребенком в заданном темпе, после этого постепенно убираются движения и оставляется только звук. Использование фонетической ритмики (сочетание системы двигательных упражнений с произнесением или пропеванием речевого материала) в логопедической практике играет существенную роль в формировании произношения и автоматизации звуков речи, устраняет дефекты произношения, корректирует ритмико-интонационную сторону речи, развивает естественность движений.

Таким образом, можно сделать вывод, что на психофизиологическом уровне существует явная взаимозависимость развития речи, музыки и движений. Музыкальные движения являются средством коррекции речевых нарушений.

1. Жиганова, К.С. Фалетрова, О.М. Музыкотерапия в образовании [Текст]: метод. рек. / О.М. Фалетрова. – Ярославль: ЯГПУ, 2011. – 35с.

2. Киселева, М.В. Арт-терапия в работе с детьми [Текст]: учеб.пособие. – СПб., 2006. 3. Фалетрова, О.М. Музыка как средство психолого-педагогической коррекции [Текст]: учеб.-метод. пособие. – Ярославль: ЯГПУ, 2008. – 147с.

4. Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: учеб. для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений. — М. : Academia, 2001.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]