Дифференциация букв «и» и «у».план-конспект занятия по логопедии (2 класс) на тему


Дифференциация звуков и букв У-Оплан-конспект по теме

Урок с использованием специализированных ЭОР, воспроизведение которых дидактически наиболее обосновано на интерактивной доске.

Драгунова Елена Ивановна

Муниципальное общеобразовательное учреждение – Информационно-технологический лицей №24 г. Нерюнгри (МОУ ИТЛ № 24г. Нерюнгри).

Предмет: подгрупповое логопедическое занятие, закрепление материала.

Тема: Дифференциация звуков и букв «О — У».

Продолжительность: 35 минут.

Класс: 2.

Технологии: компьютерная презентация Microsoft Office Power Point, интерактивная доска.

Задачи:

  • уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков О — У;
  • совершенствование звукобуквенного и слогового анализа и синтеза;
  • развитие зрительной памяти, зрительно-пространственной ориентировки;
  • обогащение словарного запаса.

Оснащение: интерактивная доска, компьютер, веер букв, слоговые карточки, цветные карандаши, ручки.

  1. Организационный момент. Логопед:

Ребята, я сейчас вам загадаю загадки, а вы попробуйте их отгадать. (При затруднении, на интерактивной доске слайд №1)

Эта буква как обруч, захочу – по дороге прокачу.

Эта буква похожа на рожки улитки. Кто догадался? (Это буквы О — У)

В чем сходство звуков У и О? (Звуки О и У- гласные. Звук О похож на обруч, рот открыт, губы округлые, подбородок опускается. Когда мы произносим звук У, губы вытянуты трубочкой, зубы не смыкаются, но подбородок не опускается.)

  1. Основная часть
  1. Выделение звуков О и У в словах. Логопед. (веер с буквами)

Я буду называть слова, а вы должны на слух определить какой звук есть в слове О или У и поднять соответствующую букву.

Осень, крот, прут, друг, лошадь, труба, трус, мост, утка, кусок.

  1. Работа со слогами (пространственная ориентировка).

Логопед. (На интерактивной доске представлены слоги с гласными О и У )

— Перед вами слоги (слайд №2 Прочитайте вторую строку снизу. Какой слог лишний в этой строке и почему? Прочитайте третий столбик справа. Какой слог лишний в этом столике и почему? и т.д.

бо – бу — бо ку – ко — ку мо – му – мо со – су – со

  1. Работа по карточкам «Допиши слово»

Логопед: перед вами каточки, на которых в два столбика написаны слоги. Вам необходимо придумать и записать слова, которые начинаются слогом из первого столбика (ручка, сумка, булка). Придумать слова, которые заканчиваются слогом из второго столбика (замок, сапог, листок).

руч мок

сум пог

бул ток

  1. Физкультминутка.

Потрудились – отдохнем, встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед. Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать. Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили, всем улыбки подарили.

  1. Работа с предложениями. Логопед: (слайд №3; №4; №5; №6; №7)

-Перед вами предложение (на интерактивной доске демонстрируется предложение) Прочтите его, пожалуйста (экран закрывается).Кто может повторить, какое предложение было написано на доске? Давайте его запишем.

Далее дети работают самостоятельно. На интерактивной доске поочередно демонстрируются предложения. После прочтения предложения, экран закрывается, дети записывают прочитанное по памяти в рабочие тетради выделяя гласные буквы О и У красным карандашом.

Вова ушиб ногу. Тоня носит воду. У Гоши новые галоши. Пастух пасет стадо коров. Коля водит в школу Лушу.

Проводится взаимопроверка работ.

f) Игра «Буквы потерялись»

— Перед вами картина, на которой потерялись буквы У и О. На интерактивной доске изображение картины. (слайд №8)

-Посмотрите внимательно, что изображено на картине?

У вас на столах лежат такие же картины, только маленькие. Вам необходимо найти потерявшиеся буквы и обвести их красным карандашом.

-Почему мы выделяем буквы У и О красным карандашом? (Потому, что они гласные)

3. Итог занятия. Логопед.

— О каких звуках и буквах мы говорили сегодня на занятии?

— Все задания вы смогли выполнить?

— Что не получилось и почему?

Д/з: разукрасить картинку, в которой нашли пропавшие буквы.

Занятие 6. Дифференциация букв и — у в словосочетаниях, предложениях и тексте.

Цели:закрепить у детей знания о буквах у -,и;

научить детей дифференцировать сходные по начертанию буквы ц —
у;
развивать у детей логическое
мышление, мелкуюмоторику, зрительное восприятие, зрительное внимание. Оборудование: предметные демонстрационные картинки на доске; карточка в виде телеграммы; кроссворд; карточки для индивидуальной работы.
Ход занятия

I. Орг. момент

1.Знакомство с героями занятия.

Логопед:

Сегодня к нам на занятие заглянули мошенники и жулики.
(Логопед выставляет картинки
с
изображением героев занятия Криса и Руди.)
Они замышляют ужасное злодейство. Давайте попытаемся разгадать их планы и помешать совершить злодейство.

Но прежде необходимо записать число и тему занятия.

Посмотрите на майки разбойников и угадайте тему занятия. (Буквы и-у.)

2.Припоминание обозначения букв на письме и звуков, которые они обозначают.

3.Сравнительная характеристика букв и — у.

II. Основная часть занятия

1. Дифференциация букв занятия на уровне слов.

Логопед:

Я случайно подслушала разговор бандитов и узнала, что они решили выкрасть маленького мальчика и попросить за него огромный выкуп. Злодеи приготовили список необходимого.

Послушайте, что решили взять с собой мошенники и определите, как они поделят вещи. Запишите слова в два столбика и укажите наличие букв занятия.

Слова на карточках:

корзина, сумка, кирпич, перчатки, маузер.

2.Работа с деформированным предложением.

Логопед:

Разбойники похитили мальчика Вилли. Но откуда им было знать, какой озорник, шалун и драчун этот мальчишка! Вскоре он их совсем замучил… Были у мошенников карточки с предложениями, которые они очень любили перечитывать много раз. Мальчик перепутал все слова в предложениях, теперь злодеи ничего не могут понять. Помогите горе-разбойникам — распутайте предложения.

В, плавает, реке, уточка.

Собака, луну, ночью, лает.

Клоун, цирке, малышей, взрослых, и, веселит, в.

3. Развитие логического мышления.

Логопед:

Мошенники уж и не рады своей добыче, просят старика забрать обратно своего озорника-сына. Но не тут-то было, старик почему-то не торопится с возвращением сыночка. Отгадайте кроссворд, и вы узнаете, какое условие поставил старик-отец похитителям.

Гора, из вершины которой извергаются огонь и пепел.

Небольшое животное коричневого цвета, живущее в воде и напоминающее крота.

Нитки сматывают в….

Раздувается позади головы кобры, когда она сердится.

Большая неядовитая змея, по-другому называющаяся удав.

Ответы:

вулкан, выхухоль, клубок, клобук, питон. Какое слово спряталось по вертикали?
(Выкуп.)
4. Индивидуальная работа по карточкам.

Логопед:

Прочитайте послание старика-отца мошенникам и попробуйте догадаться, о чём он писал?

Стар..к., опорой б..дь,

Малышей не дай в об..д…,

Уст..пай больном… п…ть

И скамейкнвал…д… .

5.Физминутка.

Логопед:

Проказник Вилли издевался над разбойниками как только мог: он бросался камнями, плевался, заставлял их чистить зубы и даже делать зарядку. Вот эту. Вот какая стрекоза -Очень круглые глаза. . Вертится как самолёт: Вправо, влево, вверх, вперёд.

6.Закрепление правил орфографии. Дифференциация букв и-у в тексте.

Логопед:

Однажды ночью, когда Вилли спал, разбойники решили бежать куда глаза глядят и никогда больше не возвращаться в этот город, чтобы не встречаться с проказником Вилли. Они дали клятву исправиться и никогда больше не заниматься разбоем. Потихоньку они написали записку отцу Вилли и на цыпочках подкрались к двери пещеры, в которой жили последнее время.

Запишите в тетрадь письмо грабителей и постарайтесь не перепутать буквы и — у,

тогда Вилли не заметит исчезновения злодеев и сможет вернуться утром к отцу.

Текст слухового диктанта:

«Уважаемый папа Вилли! Ваш сын ужасный забияка. Пожалуйста, возьмите его обратно. Мы извиняемся и просим у вас прощения. Мы заплатим выкуп. До свидания!

Похитители».

Слова для справок на доске:уважаемый

, забияка, пожалуйста, похитители.

III. Итог занятия

Логопед:

Назовите из текста слова с буквами занятия. В каких словах для обозначения букв вам понадобился овал красного цвета, где вы воспользовались красным кружком?

Дифференциация букв П и Т

Тема: «Дифференциация П и Т».

Цель: Научить дифференцировать буквы П и Т в слогах, словах и предложениях.

Задачи:

Образовательные:

  • развитие умения сравнивать буквы П и Т в слогах, словах и предложениях;
  • развитие словаря;

Коррекционные:

  • развитие зрительно-моторных координаций;
  • развитие фонематического восприятия;
  • развитие языкового, фонематического анализа и синтеза;
  • развитие фонематических дифференцировок;
  • развитие навыка письма и чтения;
  • развитие связной речи;
  • развитие ВПФ.
  • Воспитательные:
  • развитие самоконтроля, самостоятельно оценивать результат логопедической деятельности;
  • развитие интереса к занятию;
  • организация порядка на рабочем месте.

Оборудование: карточки с буквами, карточки с заданиями на звуки П и Т, тетради, ручки и карандаши, мяч, цифровая линейка, слоговые таблицы.

Ход занятия:

1. Орг. момент.

Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам на занятие пришёл необычный гость. Его имя зашифровано на доске. Чтобы его узнать, нам надо познакомиться с темой нашего занятия и тогда мы быстро вставим недостающие буквы в его имя. Активно поднимаем ручки и отвечаем, за правильные ответы каждый будет получать звёздочку. В конце занятия посчитаем у кого сколько звёздочек.

— Задания на пространственную ориентацию:

возьмите правой рукой за левое ухо;

левой рукой за правый локоть;

правой рукой закрыть правый глаз;

левой рукой дотронуться до правой коленки;

2. Введение в тему.

А сейчас, каждый прочитает то, что записано на его карточке.

Ребята, скажите, какие первые буквы стоят с названиях этих слов? (П и Т).

Характеристика звуков П и Т. (согл., глух., тв./мягк.).

Давайте вставим в имя нашего гостя нужные буквы и узнаем как его зовут. (Топтыжка).

Сегодня он будет смотреть кто из вас был самым активным, не выкрикивал и поднимал руку.

3. Основная часть.

Определение их сходства и различия букв по написанию.

— Посмотрите и скажите: сколько «ног» у буквы Т

? у буквы
П
?

— Чем похожи эти буквы? (Одинаковые элементы)

— Чем различаются? (Написанием одного элемента – 1 палочки)

4. Вычленение букв п и т. У каждого из вас на столах есть карточка с буквой. Я буду называть слова, а вы будете поднимать карточку, в зависимости от того, какой звук вы услышали в слове: П или Т. Слова: туман, пила, парус, тарелка, торт, пирог, танк.

5. Дифференциация букв П – Т в слогах. Чтение слоговой таблицы.

6. Игра «Волшебный ластик».

Однажды в гости к буквам пришел волшебный ластик и стёр в буквах П

и
Т
перекладины. Посмотрите, что получилось. Прочитайте слоги, опираясь на количество ножек букв.

А сейчас открываем тетради, записываем сегодняшнее число (15 декабря) и тему урока (Пп-Тт).

Восстановите перекладины в слогах и запишите все слоги.

В тетради у детей: пу, та, пат, пу, ты, пя, пот, та, тет, пё

— Какое слово спряталось в слогах? (пот.)

7. Дифференциация букв П — Т в словах. Сравнение слов по написанию.

В начале урока вы читали слова на карточке (тачка, пачка, точка, почка, пушка). Давайте посмотрим, как может измениться смысл слова, если не дописать одну палочку у буквы “Т”.

На доске карточка “тачка”. Убираем одну палочку у буквы Т. Какое слово получилось? (“Пачка”).

Точно также сравниваются слова “точка”, “почка”.

Вывод: Вот видите, ребята, как важно не допускать ошибки при написании буквы П и Т.

8. На столах у вас есть карточки. Давайте прочитаем задание: вставить в слово недостающий слог ПА или ТА.

….вел

….нец

….лец

ПА ТА ….рус

….релка

….буретка

8. Игра «Шпионы». Прочитайте слова, используя ключ шифра.

Запишите слова в тетрадь. В тетради у детей: Желток, павлин, творог, крупа, сироп, закат, сапог, станок, платок, толпа, пират, потолок, торт, аптека, портфель.

9. Физ. Минутка.

Нужно словить мячик правой рукой, если услышите звук [П] в словах, если услышите звук [Т] – словить левой. (Слова: пушка, танец, тир, павлин, крупа, танк).

10. Классификация слов по наличию букв П – Т. Запишите слова в два столбика:

11. Назови картинки, соедини их с буквой. Определение места букв П – Т в слове.

Определите место букв П и Т в словах с помощью цифровой линейки.

Назовите слова, в которых буква “П” и “Т” есть одновременно. (Это портфель и лопата).

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
п т портфель
п т лопата

12. Дифференциация букв П – Т в предложениях. Формирование навыка понимания прочитанного.

Прочитайте предложения, выбрав из скобок подходящие по смыслу слова:

Над столом висит (толка, полка).

Гадкий Утёнок (спал, стал) лебедем.

Теплоход приходит в (торт, порт).

Мише подарили (порт, торт).

От лентяев мало (полка, толка).

13. Работа с деформированными предложениями. Составь из слов предложения. Запиши предложения, вставляя буквы П или Т.

Наташи, у, #ё#лые, #а#ки.

#одме#ае#, Таня, #ол. ка#ок, иду#, на, де#и.

ку#ил, па#а, #ор#.

14. Итог занятия.

Вспомните слова, которые вы слышали на уроке. Назовите слова, в которых есть одновременно звук [П] и [Т]. Чему учились сегодня на занятии? Как различать при написании буквы П и Т?

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]