Статья:
Тема: Звук С.
Цель: Автоматизация звука С в словах и предложениях.
Задачи: закреплять умение образовывать множественное число существительных, умение согласовывать числительные с существительными, умение согласовывать местоимения «мой», «моя» с существительными; закреплять умение составлять предложения по картинке.
Планируемые результаты занятия: правильное произношение звука С в словах и предложениях.
Оборудование: карточки артикуляционной гимнастики, игровой картинный материал, звуковые дорожки, зеркало.
Ход занятия.
1. Организационный момент. (2-3 минуты). Логопед: — Сегодня к нам на занятие пришли гости. Давай поздороваемся с ними. Здравствуйте, мы рады видеть Вас у нас в гостях! Логопед: — Послушай внимательно стихотворение, которое я прочитаю. Сыплет, сыплет снег с небес.
Спит под снегом зимний лес.
Сонный сад в снегу стоит,
Он под снегом тоже спит. Логопед: — Скажи, пожалуйста, какой звук я выделила голосом? (звук С). Верно. Сегодня мы будем упражняться в правильном произнесении звука С. 2. Основная часть. (15 минут). Анализ артикуляции. Логопед: — Давай вспомним, как мы произносим звук С. Что происходит с губами? Губы растянуты в улыбке? Зубы видно? Да. Рот немного открыт. А где расположен язык? Кончик языка упирается в нижние зубы. Посередине языка – желобок, по которому идет сильная холодная струя воздуха.
Артикуляционная гимнастика. Логопед: — А для начала подготовим наш язычок и выполним упражнения перед зеркалом. «Улыбка» — губы растягиваем в улыбке, рот закрыт, губы сомкнуты. «Трубочка» — вытягиваем сомкнутые губы вперед трубочкой. «Лопатка» — расслабленный язычок кладем на нижнюю губу. «Горка» — открываем рот, язычок упирается в нижние зубы, выгибаем язычок горкой. «Непослушный язычок» — кладем язычок на нижнюю губу и пошлепываем его губами, произнося при этом пя-пя-пя.
Автоматизация звука С изолированно и в слогах. Игра «Дружные звуки» Логопед: — перед тобой лежат дорожки, проведи по ним пальчиком произнося звук С. Логопед: — хлопни в ладоши когда услышишь звук С (СА-ШУ-НУ-СО-МО-КУ-СИ-ЛУ-ПА-СЫ-ФИ-СЭ).
Автоматизация звуках С в словах и словосочетаниях. Игра «Один-много». Логопед: — Посмотри, у меня на картинке изображена сумка (сова, сундук и т.д.), а у тебя? (сумки, совы, сундуки). Игра «Кого нет?» Логопед: — Я переворачиваю картинку, а ты скажи кого не стало. (собаки, совы, самолетов, сараев). Игра «Скажи, сколько?» Логопед: — Выбери карточку и скажи сколько предметов на ней изображено. Игра «Подели игрушки» Логопед: — Давай поможем Ане и Ване разделить свои игрушки и убрать их по полкам. Ане отдай игрушки, про которые можно сказать «моя», а Ване «мой» (моя кукла, моя лошадка, мой самолет, мой робот).
Физ. Минутка. Логопед: — Я предлагаю тебе немного размяться. Вышел зайчик на крылечко, (поочередно меняем положение пальцев «колечко») На крыльце нашел колечко, А колечко не простое, Блестит словно золотое. Автоматизация звука С в предложении. Логопед: — Посмотри на картинки и ответь на вопросы: — Где растут сливы? (сливы растут на дереве) — Где сидит малыш? (малыш сидит в коляске) — Где стоит коляска? (коляска стоит перед деревом) — Где сидит сова? (сова сидит в дупле) -Где летают снегири? (снегири летают над снеговиком) — Где стоит снеговик? (снеговик стоит перед сосной). Логопед: — Молодец. А сейчас давай вспомним с какими словами мы составляли предложения.
Итог (2-3 минуты).
— Наше занятие закончилось. Молодец, ты справилась со всеми заданиями.
Скажи, какой звук мы продолжали учится правильно произносить?
Автоматизация звука [С] в предложениях из 3 слов:
- В саду – осы.
- У сома – усы.
- Сын ест суп.
- Пастух пас стадо.
- Денис пьет кумыс.
- Сын моет посуду.
- Саня моет посуду.
- Соня ест кекс.
- Денис пьёт сок.
- Светит ясное солнце.
- Соня услышала стук.
- Самолёт летит высоко.
- Самосвал высыпал песок.
- Оса укусила Соню.
- Саня спустил колесо.
- Киска ест мясо.
Полезные советы:
- Автоматизация в предложениях разовьет ассоциативное мышление, так как ребенку нужно каждое слово соотнести с картинкой.
- Автоматизация звука «С» в предложениях наглядно покажет малышам значение предлогов и их обозначение схемами.
- Ребенок при помощи моделей предлогов научится видеть и слышать это «маленькое» слово. Дети очень часто соединяют предлоги с существительными и считают их одним словом (н-р, сочетание слов НА столе, малыши воспринимают как одно слово НАСТОЛЕ ит.п.). Модели предлогов представлены ниже.
- Ребенок при помощи мнемодорожек научится правильно составлять предложения и рассказы. Этот навык пригодится и в будущем при обучении в школе, т.к. научит ребенка мыслить образно.
Модели предлогов:
Автоматизация звука [С] в предложениях из 5 слов:
- В саду стоит высокая сосна.
- Под сосной стоит собака Сойка.
- У Сони – коса до пояса.
- Соня ставит сумку на скамейку.
- У Сани санки скользят сами.
- На сосновом суку сидят совы.
- Стас и Соня идут в сад.
- У высокой скалы – навесной мост.
- По мосту едет пустой автобус.
- Анфиса сама готовит вкусный суп.
Автоматизация звука [С] в предложениях из 4 слов:
- В саду много ос.
- Соня сама ест суп.
- Анфиса пьёт сливовый сок.
- На мосту стоит автобус.
- Пёс ест кусок мяса.
- Саня готовит суп киске.
- В саду посадили кусты.
- Скамейка стоит в саду.
- Соня сама сняла сапоги.
- Сова сидит на суку.
- Саня едет на самокате.
- У Сони красивая сумка.
Автоматизация звука [С] в словосочетаниях:
- Вкусный суп; усатый сом; высокая сосна; навесной мост; сосновый сук; сухая косынка; мамины бусы; мягкий воск; высокий утёс; сонная киска; медовые соты; ясный день; искусный фокусник; опасный выступ; сдобное тесто; сафьяновые сапоги; пустая миска; густой сок; тенистый сад; ананасовый сок; сатиновый поясок; пустой автобус; сытный студень; мясной соус; автобусная остановка; тонкое сукно; пустая комната; детская коляска.