Автоматизация звука Рь
Упражнения для автоматизации звука Рь: изолировано, в слогах, словах и предложениях.
Автоматизация звука Рь, начинается с самых легких заданий для малыша.
Спой «песенку тигренка».
Произнеси звук Рь длительно на одном выдохе: рь-рь-рь…
Повтори прямые слоги со звуком Рь.
ри — ре — рё — рю — ря
Повтори обратные слоги со звуком Рь.
арь — орь — урь — ырь — ирь — ерь — ёрь — юрь — ярь
Повтори слоги, где звук Рь находится между гласными.
ари — аре — арё — арю — аря ори — оре — орё — орю — оря ури — уре — урё- урю — уря ири — ире — ирё — ирю — иря ыри — ыре — ырё — ырю — ыря
Повтори прямые слоги со стечением согласных.
три — тре — трё — трю — тря кри — кре — крё — крю — кря гри — гре — грё — грю — гря при — пре — прё — прю — пря бри — бре — брё — брю — бря дри — дре — дрё — дрю — дря
Повтори слова, где звук Рь находится в начале слова.
Ри: Рис, Рим, Рига, Римма; рисовать, ритм.
Ре: Река, репа, ремень, ребёнок, Регина, Ренат, ребята; редис, решетка, ребус, резать, редька, резина, резинка, ремонт, речь, резвый, репейник, редко, рейка.
Рю: рюшка, рюмка, рюкзак.
Ря: ряд, рябь, Ряба, рябина; рябчик, рябой.
Повтори слова, где звук Рь находится в середине слова.
Ри: парик, перина, Марина, Ирина, варить, мерить, верить, богатыри, токари, фонари, пахари, пекари, комарик, фонарик; мандарин, три, трибуна, грим, грива, гриб, гриф, прибой, привет, приёмник, бригада, брикет, бритва, брить, двери, буквари, старик, турист, курица, жарить, сухари, пескари, звери, снегири, пузыри, Борис, ирис, абрикос, прищепка, скрипка, Гриша, приз, приказ, каприз, пристань, принц.
Ре: дерево, берет, корень, табурет, орех, море, орехи, горетъ, берег; черепаха, варенье, деревня, третий, трепет, требовать, тревога, крем, креп, крепкий, креветка, кремень, гребенка, гренки, греметь, греть, предмет, бревно, дремать, древний, Андрей, огурец, перец, сирень, борец, треск, трезвон, треска, крепость, крестьянин, крестик, скрепка, гречка, брести, адрес, древесина, встреча, ястреб.
Рь: верьте, перья, серьги, зверьки.
Рё: хорёк; берёза, верёвка, вперёд, Серёжа, серёжки, черёмуха, матрёшка.
Рю: верю, парю, урюк, подарю, говорю, дарю; брюки, трюм, трюмо, крюк, брюква, крючок, жарю, спорю, бирюза, Андрюша.
Ря: наряд, нырять, буря, гиря, Варя, Боря, горят, моря, моряк, говорят, терять, варят, парят; отряд, тряпка, крякать, кряква, кряхтеть, грядка, прятки, пряник, прямо, прятать, упрямый, прясть, прядь, кудрявый, подряд, заря, горячий, зарядка, жарят, тряска, грязь, грязный, Брянск, зря.
Орь: Борька, горький, борьба, зорька.
Урь: хмурьте.
Повтори слова, где звук Рь находится в конце слова.
Арь: фонарь, токарь, пахарь, пекарь; сухарь, букварь, пескарь, январь, декабрь, янтарь.
Орь: хорь, Игорь; якорь.
Ырь: богатырь; пузырь, пустырь.
Ирь: снегирь, Сибирь, ширь.
Ерь: теперь; дверь,Тверь, зверь.
Ябрь-абрь: ноябрь, октябрь, декабрь; сентябрь.
Повтори словосочетания.
Прямой коридор, горькая редька, маринованные грибы, варёные креветки, редкий гребень, деревянная табуретка, крепкий орешек, кудрявая берёза, серебряная серёжка, варёный рис, рябая курица, старинная крепость.
По книге Е. Н. Спивак (Автоматизация звука Рь)
Автоматизация звука Р в словосочетаниях (в обратных слогах):
Новый забор. Поёт хор. У Раи загар. Родной двор. Сильный боксёр. Ядовитый мухомор. Дать отпор. Пойду на базар. | Вкусный зефир. Российский сыр. Пить кефир. Купить самовар. Сказка «Мойдодыр». Пятый номер. Вышивать узор. Подмету двор. |
Автоматизация звука Р в словосочетаниях ( с двумя звуками Р в словах):
Ровные бруски. У Ромы бронхит. Бравый офицер. Бронзовая награда. Проводить брата. Брызгать в пруду. | Бросать пробку. Прыгать с горы. Упругая пружина. Простой карандаш. Мы видели зебру и кобру. Проходить по проходу. |
Звук Р в словосочетаниях ( в обратных слогах в середине слов):
Старая горка. Северный город. Озорной воробей. Короткий ворс. Яркая картина. Чёрный картон. | Морской ветер. Красивые марки. Царский герб. Маркая куртка. Собирать картофель. Морковный сок. |
Статья:
Тема: «В гости к звукам (р) , (рь) ».
Цель: дифференцировать и автоматизировать звуки (р) , (рь) в словах , предложениях.
Задачи:
- коррекционно — образовательная : формировать фонематическое восприятие, анализ и синтез, закреплять умение строить звуковые схемы ; закреплять умение определять место звуков (р), (рь) в слове, дифференцировать звуки (р) — (л),(рь) — (ль) .
- коррекционно — развивающая: развивать внимание, память, мышление, фонематические процессы, речевое дыхание;
- коррекционно -воспитательная: воспитывать умение работать в коллективе.
Оборудование: мяч, «Поезд» из конструктора ; картинки с изображением предметов на звуки (р), (рь); конверт с письмом от тётушки Зимы; звуковые домики, фишки: зелёного, красного, синего цвета, треугольники (колокольчики) .
Ход Н.О.Д
I.Организационный момент.
« Упражнение : «Назови назови ласково».
(Ребёнок исправляя слово четко произносит звуки (р), (рь) ).
Цель: автоматизировать звуки (р), (рь) в словах.
— Мяч лови, слово правильно, ласково назови . Вставь звуки (р) или (рь) в слова.
Лыбак, лыба, ластение, лепка, ледиска, лубин, колаблик, лабота, лечка, калета и т.д
II. Основная часть.
1.Упражнение на дыхание«Заведи мотор ».
Цель: развивать речевое дыхание, силу голоса.
— Моторчик будем заводить у машины. Носом вдохни рычать начни. Сильный мотор (рррррррррррррр);
носом вдохни, слабый мотор (рь рь рь рь).
- Дидактическое упражнение « Услышь звуки (р) и (рь)».
Цель: формировать фонематический слух, развивать слуховое внимание.
(Услышав в слове звуки (р), (рь) дети хлопают в ладоши, пятная звук).
— Если слышишь звуки (р), (рь) — пятнай.
«Рыба в озере жила,Рыба червячка нашла.Рыба радостной была,Рыба сытая плыла».
- Дидактическая игра»Подари подарки для лошадки и коровки Рогатки».
Цель: формировать умение дифференцировать звуки (р)-(л).
Перед детьми игрушки — лошадка и коровка Рогатка.
— Будем с гостями играть, подарки им отправлять. Кто зимующую птицу называет, тот подарок получает.
(дети за правильный ответ получают картинку в названии которой есть звук (р) или (л) ).
— По очереди, что изображено скажи и гостям её дари.
На картинках изображены ( лопата, роза, ракета, руль, лавка, лапа, рама, рулет, лак, ласточка и т.д).
— Лопату, кому даришь? (лошадке). Почему? (в слове «лошадка» есть звук (л) и в слове «лопата» тоже есть звук (л) ) и т.д
4. Дидактическая игра «Звуковые домики».
Цель: формировать звуковой анализ и синтез.
(Перед детьми домики с окошками и фишки трёх цветов: зелёного, красного. синего, рядом колокольчики «треугольники». Дети должны поселить в окошко нужную фишку, определив звук по цвету фишки. «Колокольчик», обозначение звонкости звука).
— Слушай звук внимательно и подбери в домик нужную фишку.
р.о.з.а р.е.к.а
- Физминутка.
«Руки вверх ты поднимай И над головой качай. Руки в стороны разведи И как птица помаши. Наклонись вперёд, назад И похлопай ты вот так. А теперь, улыбнись И на место ты садись».
- Дидактическая игра « Звуковой поезд».
Цель: формировать фонематическое восприятие ,умения определять место звуков (р), (рь) в слове.
(Дети берут картинку и чётко называют, что изображено на картинке, определяют место звуков (р), (рь) в слове и отправляют в нужный вагон).
Картинки: рыба, корабль, река, карета, пар, якорь, роза и т.д
— Что изображено на картинке? (рыба).
— Где находится звук (р)? ( звук (р) находится в начале слова, отправляю в первый вагон) и т.д
- Дидактическая игра « Пушка».
Цель: автоматизировать звуки (р), (рь) в словах.
-Будем с вами мы стрелять. Пальцы правой руки в кулачок зажми и считать начни. Кто правильно говорит и считает, тот пальчик загибает, выстрелил из пушки (по очереди).
Например: один радостный рыбак, два радостных рыбака, три радостных рыбака, четыре радостных рыбака, пять радостных рыбаков и т.д
( розовая роза, праздничный торт, красивая река, капризная Рита, яркий рисунок, дорогой браслет, старинное кресло, продуктовый рынок и т.д).
- Дидактическая игра « Исправь предложение».
(Дети исправляют слова в предложении).
Цель: формировать фонематическое восприятие. Дифференцировать звуки (р)-(л), (рь)-(ль) и автоматизировать звуки(р), (рь) в предложении.
— Дети, тетушка Зима прислала письмо. Нужно исправить слова в предложениях , чтобы стало всё понятно. Готовы помочь?
— Влач лаботает, помогая борьным рюдям. Колыто быро борьшим дря полосёнка. Лозу посадири лядом под лябиной. Лыбак ровил лыбу и поймар.
Колона у кололя быра зоротой. Ластения хотери пить.Лома съер много толта. Волота быри заклыты. Волона ретара, ретара и устара. Палаход гломко гудер. В самовале голячий кипяток. Колова Лоза дала много морока. И т.д.
- Дидактическая игра «Один -много».
Цель: автоматизировать звуки(р), (рь) в словах, формировать грамматическую сторону речи.
— Мяч лови, много говори.
— Одна роза — много роз, одна речка — много речек. Один пароход — много пароходов, одна репка — много репок, одна радость — много радости, один рулет — много рулетов, одна карета — много карет, один врач — много врачей и т.д.
III. Итог Н.О.Д
— Вам понравилось играть? Кто на звук (р) слово назовёт, тот строится идёт, кто на звук (рь) слово назовёт, тот строится идёт.
Звук Р в словосочетаниях ( в стечении согласных):
Красный сарафан. Крытый рынок. Чёрная краска. Открытая форточка. Красивый кролик. | Старая фотография. Крутой поворот. Красная строка. Крупный крыжовник. Покрасить крышу. | Укротитель тигров. Красивое покрытие. Выкрашенное крыльцо. Закрыть кран. Закрутить крышку. |
Громкий рупор. Грамотный инструктор. Просторная квартира. Играет оркестр. Яркая раскраска. Крупный супермаркет. Городской транспорт. Огромный размер. Красный раствор. | Бутерброд с красной икрой. Широкий кругозор. Ровный пробор. Красивая ярмарка. Фарфоровая посуда. Вечерняя программа. Испорченная пароварка. Трудная скороговорка. Короткий разговор |
Автоматизация звука Р в словосочетаниях при помощи мнемотехники станет веселым занятием взрослого с малышом. Скачивайте наглядный материал или занимайтесь онлайн у нас на сайте по 15-20 минут каждый день. И вскоре вы услышите как ваш малыш весело, задорно, а главное правильно разговаривает.