План — конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [л]-[р]»


Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Формировать умение различать звуки Ль — Рь по акустическим признакам;
  • Формировать умение различать звуки Ль — Рь по артикуляционным признакам;
  • закрепить произношение звука Ль — Рь – в слогах, словах и словосочетаниях.
  • формирование навыка звукового анализа слова со звуком Ль, Рь

Коррекционно-развивающие:

  • развивать умение кодировать и декодировать информацию,
  • продолжить развивать зрительное и слуховое внимание и мышление,
  • совершенствовать фонематическое восприятие и навыки звукового анализа слов;
  • развивать речевую активность, координацию речи с движением, тонкую и мелкую моторику.
  • совершенствовать навыки словоизменения и словообразования.

Коррекционно-воспитательные:

  • продолжать формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, инициативности.
  • формировать умение бережного отношения к природе.

Планируемые результаты (целевые ориентиры): ребенок может использовать речь для выражения своих мыслей и построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах и делать анализ слова, на слух дифференцировать звуки, развита крупная и мелкая моторика, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, обладает развитым воображением.

Конспект коррекционного занятия в подготовительной группе. Дифференциация звуков [л]-[р]

План — конспект логопедического занятия на тему «Дифференциация звуков [л]-[р]»
конспект занятия по развитию речи в подготовительной группеЗадачи занятия: • уточнить артикуляцию звуков [л], [р]; • закреплять правильное произношение звуков [л], [р]; • учить различать эти звуки на слух; • развивать фонематический слух, речевое дыхание, мелкую моторику рук; • закреплять умения согласовывать существительные с числительными.
Ход занятия
Орг. момент — Посмотри внимательно на картинки. Сегодня я познакомлю вас с братом и сестрой – Ладой и Ромой. Эти дети очень любят играть, поэтому они приглашают нас к себе в гости поиграть. — Но перед тем как отправиться, я расскажу вам один секрет. У каждого из них есть любимый звук. А какой, вы сейчас догадаетесь сами. — Посмотрите на картинки и назовите, что здесь изображено. (Лапа, лодка, ландыш, луна, лыжи.) — Какой первый звук во всех названных словах? [л] — Правильно, а теперь, посмотрите: (Радуга, робот, рысь, рука, ракета) — Какой первый звук во всех этих словах? [р] Правильно! — Как вы думаете, кому из детей больше нравится звук [л]? (Ладе) Почему? — А кому нравится звук [р]? (Роме) Почему? — Эти дети приготовили нам много интересных заданий. — С какого звука начинается имя девочки? [л] — С какого звука начинается имя мальчика? [р] — Сегодня мы будем учиться различать эти два звука. Основной этап 1. Развитие длительного речевого выдоха. — Чтобы справиться со всеми заданиями, выполним дыхательную гимнастику. Игра «Прожорливые фрукты» и «Остуди чай». 2. Артикуляционная гимнастика (по картинкам). — А сейчас потренируем язычок и выполним гимнастику. (Выполняем по кубикам с картинками) 3. Уточнение артикуляционных укладов. — Покажем Ладе, как мы умеем «гудеть». Губы в положении улыбки, кончик языка упирается в верхние зубы или бугорки за верхними зубами. Зубы расположены близко друг к другу. Воздух проходит по бокам языка. — Теперь, «порычим» для Ромы. Кончик языка касается бугорков за верхними зубами. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Форма языка напоминает ложечку. Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка дрожит. — Посмотри на картинку. Веди пальцем по линии. Когда будешь подниматься вверх нужно издавать звук мотора самолета [р], а когда опускаться вниз – звук парохода [л]. Поставь пальчик на начало путешествия.


4. Упражнения образовательной кинезиологии. — Колечко — Кулак – ребро – ладонь — Ухо-нос 5. Работа на уровне слова. — А сейчас выполним следующее задание. Игра «Собери букву». — Назовите картинки, которые вы видите на этих буквах.


— Лада и Рома очень любят играть вместе. Сегодня они опять перепутали все свои вещи. Помогите ребятам разделить их. Вещи Лады начинаются со звука [л], а вещи Ромы со звука [р]. Разложите их в кармашки для Лады и для Ромы.


— Какие вещи возьмет себе Лада? (лось, лошадь, лук, лодка, лопата). — Какие вещи возьмет себе Рома? (рога, ручка, рыба, ракета, рак). 6. Игра «Волшебная поляна» — А сейчас немного отдохнём и поиграем в игру. Чтобы слово вам узнать Цветочки нужно собирать. Цветок срывается Слог на нём читается Цветы по цвету собирайте И словечки составляйте. Дети собирают цветы одинакового цвета. На каждом цветке записаны слоги, соединяя их, зачитывают слова. 7. Работа на уровне словосочетания. Игра «Посчитай» У наших героев очень много игрушек и они любят делиться ими со своими друзьями. Давай посчитаем сколько игрушек у Лады и Ромы. Чтобы тебе было легче считать, указывай пальчиком на цифры. (одна лодка, две лодки, …,пять лодок)


8. Игра «Волшебная лупа». — Вы любите фокусы? Сейчас я вам покажу один фокус. Смотрите внимательно. — Какого цвета все картинки? (белого) А если посмотреть через волшебную лупу? (розовые и зелёные) — Назовите все картинки через лупу. Например, зелёный барабан, зелёные шары, розовая лента, розовая лавочка. 9. Работа на уровне предложения. — Посмотри, какие картинки нарисовали Лада и Рома. Попробуй придумать к ним интересные предложения. Например: корова-молоко. Корова дает молоко. (Рыбка плавает в пруду. На ромашке сидит пчела. Самовар поставили на стол)


10. Игра «Снежки». Предупреждение дисграфии. — Вы любите зимой играть в снежки? — А вот и у нас снежные комочки появились. — Возьмите каждый по комочку и разворачивайте (смятый листок бумаги с недописанными буквами). Что там? Правильно буквы, только они не закончены. Возьмите ручки и допишите один элемент так, чтобы получилась буква.


Молодцы! Вы хорошо справились с таким сложным заданием. Итог занятия — С какими звуками мы сегодня играли? [л] и [р] — Вспомним по 2 слова, в которых есть звук [л] и звук [р]. — Вы подружились с этими звуками и за это получаете медали. Молодцы!

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Занятие по развитию речи в подготовительной группе Конспект занятия по развитию речи в подготовительном классе коррекционной школы VIII вида Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим в подготовительной группе на тему «Кто

Похожие статьи:

Конспект занятия «Берегите природу» в подготовительной группе

Конспект индивидуально – подгруппового логопедического занятия

Вид занятия: открытие нового знания. Группа детей по структуре речевого нарушения: ОНР – 3р.ур.Возраст детей: 6-7 лет – подготовительная группа Тема: Звуки Ль — РьПриоритетная образовательная область: Речевое развитие Интеграция образовательных областей:

  • Социально-коммуникативное развитие
  • Познавательное развитие
  • Физическое развитие
  • Художественно-эстетическое развитие

Цель: Дифференциация звуков Ль — Рь в слогах, словах и словосочетаниях.

Конспект занятия Дифференциация звуков Л – Р

Подгрупповое занятие с детьми подготовительной логопедической группы

Вид занятия: «Формирование правильного звукопроизношения и подготовка к

Тема занятия: «Дифференциация звуков «Л» – «Р»

Участники занятия: Дети с заключением на вводе в логопедическую группу

«Общее недоразвитие речи (3 уровень речевого развития)»,

дизартрический компонент. У одного ребёнка – интеллект

субнорма. Окончание двухлетнего коррекционного периода.

Цели занятия:

Совершенствовать слухо – произносительную дифференциацию звуков «Л»-«Р».

Совершенствовать навыки аналитико – синтетической деятельности.

Совершенствовать навык произнесения слов сложной звуко-слоговой структуры (изолированно и в контексте предложения).

Совершенствовать навык образования относительных прилагательных.

Продолжать учить составлять распространённые предложения по опорным картинкам.

Продолжать учить узнавать и дифференцировать зрительный образ букв.

Развивать психические процессы.

Ход занятия:

– Ребята, любите ли вы мультфильмы про смешариков?

– А помните ли вы как их зовут?

Сегодня к нам на занятие пришли не только гости – взрослые люди, но и ваши любимые герои. Кто они?

– Назовите, пожалуйста, первый звук в имени этого смешарика («Л» – Лосяш).

– Назовите, пожалуйста, второй звук в имени этого смешарика («Р» – Крош).

Сегодня мы будем продолжать тренировать правильное произношение этих звуков.

У каждого звука есть буква.

Найдите мне, пожалуйста, букву звука «Л», букву звука «Р».

Отдадим эти буквы Лосяшу и Крошу.

Скажите, пожалуйста, звук и буква это одно и то же или они чем-то отличаются друг от друга?

Дети вспоминают правило: «Буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и произносим».

Произнесите, пожалуйста, звук «Л». Какой он? (согласный, твёрдый, звонкий). Когда мы его произносим, что происходит у нас во рту? (губы немного улыбаются, рот приоткрыт, узкий кончик языка поднимается за верхние передние зубы).

Произнесите, пожалуйста, звук «Р». Какой он? (согласный, твёрдый, звонкий). Когда мы его произносим, что происходит у нас во рту? (губы улыбаются, рот приоткрыт, широкий кончик языка поднимается за верхние передние зубы и дрожит, потому что мы сильно дуем на него).

– Ребята, Лосяш и Крош пришли к нам не просто в гости. Они приготовили для вас очень интересные задания.

Первое задание: Рассмотрите картинки, назовите их и определите, какой звук («Л» или»Р») есть в названиях этих картинок (РАК, РЫБАК. РУКАВ, КОМАР, ПОВАР, КОЗЁЛ, ЛОБ, ФАКЕЛ, ЛУК, БЕРЛОГА, ЖУРНАЛ).

Давайте теперь составим из этих картинок волшебную цепочку. Картинки – берлога и журнал убираются, а из остальных дети по очереди выкладывают цепочку, в которой каждое следующее слово начинается на последний звук предыдущего слова. Дети комментируют свои действия: «В слове «РАК» последний звук «К», значит, следующая картинка будет «КОМАР».

Волшебная цепочка: РАК – КОМАР – РЫБАК – КОЗЁЛ – ЛОБ(П) – ПОВАР –

РУКАВ(Ф) – ФАКЕЛ – ЛУК.

А теперь, я хочу попросить наших уважаемых гостей выбрать из этой цепочки четыре любых слова, а вы составите звуковые схемы этих слов.

– Предложите, пожалуйста, слово для Леры, (для Гриши, для Толика, для Никиты).

Двое детей выкладывают схемы над картинками, двое под картинками, определяют количество слогов.

Второе задание «Измени слово»:

– Я говорю начало слова, а вы подумайте каким звуком «Р» или «Л» это слово должно закончиться (топоР, стоЛ, укоЛ, забоР)

– Я говорю конец слова, а вы подумайте, какой звук «Л» или «Р» должен быть первым (Рысь, Лужи, Работа, Лапа)

– Замените в слове звук «Л» на звук «Р». Какое слово получится? (БАЛ – БАР, ЖАЛ – ЖАР, ИГЛА – ИГРА, ПОРКА – ПОЛКА)

Третье задание «Что у кого?»:

У Лосяша и Кар-карыча есть друзья – мальчик и девочка. Чтобы узнать их имена нужно определить первые звуки слов, которые я произнесу и составить из них имя (Роза, Ослик, Машина, Апельсин – РОМА; Медведь, Индюк, Лук, Ананас – МИЛА).

У детей по две пары картинок. Задание: Рома любит предметы со звуком «Л», а Мила любит предметы со звуком «Р». Дети прикрепляют картинки и комментируют свои действия: «Около Милы рак, а около Ромы лак». (лак – рак, пилот – пирог, ложки – рожки, лавка – рамка, флаг – фрак, козёл – ковёр, плошка – крошка, колобок – коробок).

Четвёртое задание «Скажи, какой?»:

(образование относительных прилагательных)

Снасть для рыболова – рыболовная снасть Матрац из поролона – поролоновый матрац Курорт для горнолыжников – горнолыжный курорт Каша из перловки – перловая каша Пломбир из шоколада – шоколадный пломбир Скорлупа от яйца – яичная скорлупа Браслет из кораллов – коралловый браслет Лак из перламутра – перламутровый лак Лайнер для пассажиров – пассажирский лайнер

Пятое задание «Составь предложение»:

Дети получают опорные картинки: РЫБОЛОВ – ВЕДРО, КРОКОДИЛ – ЗЕБРА, СОРОКА – КРЫЛЬЯ, ДЕВОЧКА – ЗЕРКАЛО. Задание: составить предложение, в котором были бы слова со звуками «Л», «Р». Например: РЫБОЛОВ ПОЙМАЛ ЦЕЛОЕ ВЕДРО РЫБЫ. ГОЛОДНЫЙ КРОКОДИЛ ПОЙМАЛ И СЪЕЛ ЗЕБРУ. У БЕЛОБОКОЙ СОРОКИ ДВА ЧЁРНЫХ КРЫЛА. ДЕВОЧКА УРОНИЛА И РАЗБИЛА ЗЕРКАЛО.

Шестое задание «Сказочное»:

Лосяш и Крош очень любят сказки. Но когда они были маленькие и не умели правильно произносить звуки «Л» и «Р» никто не понимал какую сказку они хотят послушать. А вы догадаетесь?

«КЛАСНАЯ ШАПОЧКА», «СИВКА – БУЛКА», «КОРОБОК», «ЖАЛ – ПТИЦА»

Седьмое задание «Узнай, напиши, прочитай»:

– Угадай, какие буквы спрятались

– Расставь буквы по росту и прочти слово

Занятие подошло к концу. Смешарикам очень понравилось, как вы занимались. Теперь вы можете с ними поиграть.

Конспект занятия «Дифференциация звуков Р-Л, Путешествие в сказку – Золушка»

Конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная логопедическая группа)

Тема: « Дифференциация звуков Р-Л. Путешествие в сказку – Золушка».

Цели:

1. Учить дифференцировать звуки «Р-Л»

2. Упражнять в образовании сложных (двукоренных) слов.

3. Упражнять в составлении предложений – деформированная фраза.

4. Развитие связной речи.

5. Развитие фонематического слуха, звукового анализа и синтеза.

Игровой материал:

картина «Золушка», карточки со слогами, словами, предложениями; фишки; разрезная азбука; предметные картинки, схемы предложений; модуль «пословица».

Ход занятия:1 Организационный момент. Игра «Вежливость и грубость».

Жили – были девочки. Одна была вежливая и ласковая, две другие – грубые. Логопед схематично рисует три лица: улыбающееся и два – недовольных. Сейчас вы по очереди будете называть свои имена, и мы узнаем, как их произносили вежливая и грубые девочки.

Оля – Оленька – Олька, Галя – Галечка – Галька, Валя – Валечка – Валька, Толя – Толечка – Толька, Коля – Коленька – Колька, Уля – Улечка – Улька, Юля – Юленька – Юлька, Эля – Элечка – Элька, Поля – Полечка – Полька.

Сегодня на занятии мы отправимся в путешествие. Куда мы отправимся – вы попробуете отгадать сами. Педагог показывает детям карточку с буквами: К З И А С К. Под буквами написаны цифры: 2, 4, 6, 3, 1, 5.Дети отгадывают слово : сказка. В этом путешествии нам встретятся вежливые и грубые герои. Отгадайте, какая сказка нас ждёт: Так быстро от принца девица бежала,

Что туфельку даже она потеряла. (Золушка).

Скажите, кто такая Золушка? Почему её так называли?

2. Игра « Расскажем, какая была Золушка? (образование сложных слов).

У Золушки были голубые глаза – она голубоглазая; светлые волосы – она светловолосая; Чёрные брови – она чернобровая; у неё белое лицо – она белолицая; добрая душа – она добродушная; доброе сердце – она добросердечная. Она всегда любила мир, никогда не ссорилась – она миролюбивая; всегда трудилась – она трудолюбивая.

Какую работу выполняла Золушка? Подскажите нужные слова. Золушка полы (Мыла, подметала, протирала, скоблила), печь (топила), обед (варила, готовила), бельё (стирала, полоскала, гладила), грядки (полола), посуду (мыла, чистила). Чем похожи эти слова? (они оканчиваются на слог – ла).

С кем жила Золушка? ( с мачехой и двумя сёстрами). Чем занимались сёстры Золушки?

3. Речедвигательный тренинг.

В зеркало глядятся (Дети делают большой воображаемый овал руками)

Золушкины сестрицы. (Небольшой поворот головы влево-вправо)

Они надели утром (круговые движения руками вокруг шеи до середины груди)

Бусы с перламутром. (Поглаживающие движения обеими руками на уровне «бус»)

Давайте ещё раз произнесём слово: перламутр. На какой звук оканчивается это слово? (Р). Какой звук находится в середине слова? (Л).

Сегодня на занятии мы будем различать звуки «Р-Л». Произношение и характеристика звуков.

4. Речевая разминка.

Ри-ли-ри – загорелись фонари.

Ло-ро-ло – в тёмной комнате светло.

Лы-ры-лы – моет Золушка полы.

5 . Физминутка.

До вечерней поры (поднять руки, медленно опустить вниз)

Мыла Золушка полы. (Наклониться вперёд, раскачивающиеся движения обеими руками вперёд- назад)

А когда убралась (вытереть пот со лба).

Села, чаю напилась. (Присесть на корточки и имитировать чаепитие).

6. Дидактическая игра «Что около?»

На столах у детей разложены предметные картинки: ложка – вилка – тарелка – бокал – салатница. Дети говорят: «Около ложки-вилка, около вилки-ложка и тарелка, около тарелки – вилка и бокал, около бокала – тарелка и салатница, около салатницы – бокал.

7. Дидактическая игра «Замени звук «Р» в слове на звук «Л».

Выкладывание слова из букв разрезной азбуки. Звукобуквенный анализ слов.

Педагог даёт детям карточки со словами на звук «Р». Дети заменяют звук «Р» на звук «Л». Затем выкладывают слово и определяют звуки с помощью фишек.

Слова: мир – мил, дар – дал, игра – игла, стар – стал, жарко – жалко, рак – лак, рад – лад, рожки – ложки, пир – пил, рожь – ложь.

8. Составление слов из перепутанных слогов. Чтение слов.

На карточках написаны волшебные слова. Отгадайте слова, поменяв местами слоги. ЦА-ВОЛ-НИ-ШЕБ – волшебница, КА – ПА – ЛОЧ – палочка, РЕ – Та – Ка – карета, КЕЙ – ЛА – лакей, ВА – РО – ЛЕ – КО – королева.

9 .Составление предложений – деформированная фраза

. На карточках написаны слова, из слов дети составляют предложения: Волшебница послала Золушку в огород. Золушка сорвала большую тыкву. Волшебница превратила тыкву в карету. Мышей волшебница превратила в лошадей. Ящериц волшебница превратила в слуг. Платье Золушки волшебница превратила в белоснежный наряд. Золушка в карете уехала на бал. Золушка на балу танцевала с принцем.

10 Отгадывание пословицы по первым звукам: «Терпение и труд всё перетрут.»(Модуль с предметными картинками).

11.Итог занятия:

Откуда берётся добро и зло? Из человеческого сердца. Что сильнее: добро или зло? Добро всегда сильнее.

Запомните волшебные слова: Доброта и красота – твоя лучшая черта.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]