Конспект урока на тему «Звуки [г], [г’] и буквы Г г, Гг»
Цель уроков:
знакомство с печатными и письменными, заглавными и строчными буквами; обозначение звуков [г’], [г] буквой Г; чтение и письмо слогов, слов, предложений с буквой Гг; развитие связной речи и чтение текста «У нас гости», воспитание внимательного и заботливого отношения к гостям.
Ход уроков
- Организационный момент.
Сегодня мы познакомимся с новыми буквами Гг, Гг.
Показ букв на наборном полотне.
- Повторение. Звуковой анализ слова.
- Работа по картинкам. В каких словах спрятались звуки [г], [г,]? Учитель показывает детям картинки, они называют слова с данными звуками. Выделяют звуки и определяют их место в слове: гусь
,
гитара книга
,
гамак. - Звуковой анализ слов, выделение звуков [г], [г’]: гуси
,
гири
Составление звуковой схемы слов. Где находятся звуки [г], [г’]? В начале слова. В каком слове согласный мягкий, а в каком — твердый? Учащимся предлагается назвать слова со звуками [г], [г’] и составит! с двумя словами их звуковые схемы. К какой группе звуков относятся звуки [г], [г’]? К согласным, твердым и мягким. Где может стоять это| звук в слове? В начале слова, в середине слова. - Упражнение в распознавании звуков [г], [г’] в словах: если
услышишь звук — хлопни в ладоши:
игрушка
,
катушка
,
грабли
,
гусеницугалка
,
грач.
- Введение новой буквы Гг.
- Рассматривание буквы в «Букваре»: Заглавная и строчная буквы печатная и письменная: чем похожи и в чем разница? Название буквы — гэ,
Рассмотреть сине-зеленую карточку с буквой г. Почему синяя и зеленая? (Обозначает твердость и мягкость звука.) Составить на
разрезной азбуки слоги с данной буквой и прочитать. Работа с лентой букв: вписывание буквы Г в ленту букв — согласные. Проверка знания других букв.
- На что похожа буква?
Перед нами буква Г
Стоит подобно кочерге.
(С. Маршак)
- Звуко-буквенный анализ слов: грибы
,
гора.
Звуковой анализ слов. Определение последовательности и количества звуков в слове, характеристика звуков. Построение звуко-буквенной схемы. Перевод звуковой схемы в звуко-буквенную: вместо цветных фишек вписать Буквы. Обратить внимание на безударный звук и букву О в слове
гора.
Чтение звуко-буквенных схем с ориентировкой на известные буквы. - Составление звуковой схемы для имени Груша (на доске): в зуковую схему вписывается заглавная буква Г. Повторяем, что все имена пишутся с большой буквы. Запись имен учащихся с буквой Г.
- Работа по запоминанию графического облика буквы: нахождение буквы в разрезной азбуке, складывание буквы из палочек (гибкой Проволочки).
- Чтение.
- Работа по «Букварю»: чтение слогов и слов с новой буквой. Прочитать слог — назвать слово с данным слогом: го (голубь), гу (гусеница) гру (груша), гном.
- Чтение слогов и слов в столбиках, см. «Букварь»
- Чтение предложений: У горы росли груши. Пришла Груша. Собрала груши.
- Игра «Соотнеси слово и рисунок». Свяжите слова с картинками: На доске размещены картинки и слова: гитара
,
гора
,
горн
,
гусли.
Задание: прочти слово — найди картинку. - Чтение в «Спутнике»: слоги, слова, предложения.
- Физкультминутка.
- Письмо. Работа в прописи.
- Сравнивание печатной и письменной букв Гг, Гг,
они выставляются на наборном полотне, сравниваются между собой: что общего, в чем отличие?
- Знакомство с письменными буквами: строчная г и прописная Г. Учитель дает образец написания буквы г и особенности ее соединения с другими буквами. Буква г прописывается ручкой в воздухе (все вместе). Безотрывное письмо строчной буквы г.
- Заглавная буква Г состоит из двух элементов: прямая палочка с закруглением влево и отдельный надстроечный элемент: сначала закругление, потом прямая линия. Соединение букв в слове груша.
Работа по переводу печатного текста в письменный в прописи. Предложение начинается с заглавной буквы. Второе слово начинаем писать с прописной буквы или с заглавной (имена детей). Слова пишутся отдельно. В конце предложения ставим точку: предложение закончилось.
- Развитие связной речи.
- Словесное рисование: — Сегодня мы готовим угощение для гостей. Что будем печь с буквой Г? Пироги. Что поставим на стол? Груши. Кого пригласим: Гришу, Галю, Галию. Расскажи, как нужно встретить гостей выразить им свою любовь и уважение.
- Работа по картинке «Букваря». Рассматривание картинки. Что изображено на картинке? Что делают бабушка и внучка? Кто пришел к ним в гости? Зачем они пришли? Как ты думаешь, бабушка угости! гусей пирогом?
Составление диалогов. Разыгрывание ситуации: «Вот так гости!»,
- Чтение текста «У нас гости». Дополнение содержания текста» развиваем речь и воображение. Чтение текста по вопросам: Что делает бабушка? Чего хотят гуси?
- Слушание или индивидуальное чтение текста «Как на горке, на горе», см. «Спутник букваря».
- Сочинение рассказа по картинке в «Букваре» «Мы ждем гостей» с использованием опорных слов: гости
,
гостить
,
пригласить
,
встретить
,
угостить
,
пироги.
- Игры, упражнения с буквой Г.
- «Найди затерявшуюся букву»:
Тает снег.
Течет ручей.
На ветвях полно врачей (грачей).
У вратаря большой улов:
Влетело в сетку пять волов (голов).
- Игра «Найди ответ с заданной буквой». Отвечай словами, в которых есть буква г. Где стоит машина? (В гараже) Где проживает приезжий? (В гостинице) Что за сочные плоды растут в саду? (Груши) Какие птицы прилетают весной первыми? (Грачи)
- Игра «Что везешь, автомашина? Все, что есть на букву Г».|Учащиеся придумывают слова с буквой г, которые привезет машина.
4. Игра «Слог». Составить слоги с буквой г, составить и прочесть слово
- Самостоятельная работа. Прочти слова с буквой г (см. «Спутник букваря»),
- Подведение итогов урока: 1)
различаем печатные и письменные, строчные и заглавные буквы Гг; 2) пишем буквы (строчную и заглавную) Гг, слоги, слова с буквой; 3) составляем звуко-буквенную схему с буквой г; 4) читаем слоги, слова с буквой
г
, предложения, Текст; 5) составляем рассказ по картинке «Букваря» «Как мы принимали гостей».