Конспект логопедического занятия по теме ««Дифференциация букв Ш – Щ».


Отрошко Г.В., учитель-логопед смешанного детского дома № 1, г. Ярославль

Смешение букв ш и щ в письменных работах детей и при чтении встречается очень часто. Во-первых, его можно отнести к группе фонематических, так как звуки [ш] и [щ] сходны по акустическим признакам, или артикуляторных – артикулемы этих звуков также сходны. Во-вторых, это смешение можно квалифицировать как оптическое, поскольку графемы ш и щ также сходны (как рукописные, так и печатные варианты). В-третьих, такое смешение может рассматриваться как кинетическое. У детей с задержкой психического развития отмечаются не только несформированность фонематического восприятия, но и дефицитарность зрительного гнозиса, тонких дифференцировок движений руки. Детей затрудняет правильное прочтение слогов ше, ши, шё, которые часто читаются как ще, щи, щё. Поэтому, работая над дифференциацией букв ш и щ, необходимо учесть все проблемы ребенка и подходить к данной проблеме комплексно. Комплексная работа по дифференциации смешения ш-щ позволяет получить устойчивые результаты, уменьшить количество ошибок, допускаемых детьми с задержкой психического развития на письме и при чтении. Используемые задания способствуют развитию фонематических процессов, зрительного гнозиса, моторных компонентов. Задания и упражнения Уточнение произношения звуков ш и щ Произношение уточняется сначала по отдельности, затем дифференцированно. Внимание детей обращается на акустические признаки звуков и артикуляционные уклады. Формирование представления о фонемах [ш] и [щ] Дети рассматривают картинки, называют, придумывают слова, предложения и истории из слов с каждым из этих звуков, работают на уровнях фразы и текста. Интересна для детей работа с контурными картинками. Полезны упражнения на раскрашивание, так как они помогают задействовать моторику руки (рис. 1, 2).

  • Назовите предметы, в названиях которых есть звук [ш].
  • Раскрасьте только предметы, в названиях которых есть звук [ш].
  • Назовите предметы, в названиях которых есть звук [щ].
  • Раскрастье только предметы, в названиях которых есть звук [щ].

Дифференцирование фонем [ш] и [щ] Дети на уровне изолированного произношения слогов, слов, фраз, текста учатся различать звуки на слух. Проводится работа с контурными картинками (рис. 3, 4).

  • Раскрасьте и назовите только картинки, в названиях которых есть звук [ш].
  • Соедините картинки с буквой ш (буква пишется вверху картинки).
  • Раскрасьте и назовите только картинки, в названиях которых есть звук [щ].
  • Соедините картинки с буквой ш и щ.
  • Вырежьте и наклейте картинки с буквами на два подноса (на две полки, в два круга и т.д.). Придумайте предложение, в котором были бы 2-3 названия предметов с картинки и т.п.

Рассматривание букв ш и щ Дети рассматривают буквы сначала по отдельности, затем дифференцированно. Уточняют поэлементное строение каждой буквы, их сходство и различие. Соотносят букву с образами, рас крашивают их двумя цветами (рис. 5). Также дети лепят буквы из пластилина, изготавливают из проволоки, соотносят печатную и письменную буквы, ищут букву на ощупь в «Чудесном мешочке», упражняются в поиске букв ш и щ на сюжетной картинке (рис. 6).

  • Найдите буквы и раскрасьте их соответствующими карандашами.

ифференцированный поиск букв ш и щ

  • Отметьте разными цветами буквы ш и щ, установите закономерности их расположения.

ш щ ш щ ш щ щ ш щ ш щ ш ш ш щ ш щ ш ш ш щ щ ш щ ш щ ш щ щ ш щ ш ш ш щ щ ш ш щ щ ш щ щ ш ш щ ш ш щ щ ш ш щ ш ш щ щ ш ш ш щ ш щ щ ш щ ш ш щ щ ш ш ш щ щ щ ш ш ш щ щ щ щ ш ш ш ш ш щ щ щ ш ш ш ш щ

  • Отметьте разными карандашами буквы ш, щ, ч, ц.

ц ч у ч н н п ч н л у ч ц ш ц и щ у п щ ш и у ч ц ш ц ч п ш у и ч ц л ч ш ч ц щ п у ч н ц ц ч у щ п ц у ч у ч ы у ш п ц ш щ ч ц ч ч ц ш п ц щ щ ш ц п и ш ш щ п щ ш ш н п щ ц щ ц ш щ ш ш ш щ н ц у ш ш щ ц ш г ш ш ш н п у ц ш п щ н щ ж н ш ш щ ш н п и щ ш щ ш ц ч щ ц л щ ш и ш л ц л щ и м ц л ч щ и ы м ц л ч п и ч ш м л щ п ц ш и ш ц ч и л л л к ч ц и п ц л м ш ц щ м и ц м щ л ч щ ш у и щ м л ц ц ч щ ч ц ч ц щ ц ц у у ч щ и ч ш ч ц у щ у ч п к м ш щ ч ц ц ц ч и г ц ш ч ш щ ц щ ш ч ц п ц и ч ш щ ч ч ц ч м ц п щ ш ч ш ц ч ц щ ц ч Дифференцированное написание букв ш и щ

  • Пропишите буквы друг другу на ладошках, на спинах, отгадайте, какая буква написана (техника дермалексии).
  • Пропишите ряды букв и найдите закономерности их расположения.
  • Продолжите строчки карандашами соответствующих цветов.

ш ш щ щ ш ш щ щ ш щ щ ш щ щ ш щ ш ш щ щ Чтение слогов с буквами ш, щ

  • Прочитайте слоги парами, строчками, столбиками.

ша-ща шо-що шу-щу аш-ащ ош-ощ уш-ущ ши-щи ше-ще шё-щё иш-ищ еш-ещ ёш-ёщ Чтение и письмо букв ш и щ в словах

  • Прочитайте слова парами, столбиками, столбиками попарно, строчками.
  • Найдите слова в рядах, выделяя буквы ш и щ разными карандашами.

щеткашовхорошопищалкащука тащитьпушистыйрощицавершинакамышимышка вещицатощийгущакрушиначерем шазащитащупальцамешочекпрошит кашащегол щегольброшкакартошказащитная всполошилисьнакрошилщитокхрящ

  • Напишите «буквенные диктанты», вписывая в схемы прочитанных слов буквы ш и щ, с обозначением их позиции по отношению к началу, середине, концу слова.
  • Запишите слова с ш и щ в два столбика.

..ука ..елчок кув..ин пры..ик бро..ка кро..ит ..орох ..епка ..епотка пи..ит ка..а пла.. горо..ина гру..у вра..ать ..ёлк за..итник вер..ина Преобразование слов, выбор части слова из двух предлагаемых

  • Добавьте к словам суффикс -ищ. Какие слова получатся?

шуба – … шляпа – … шалаш – … штора – … шайба – … карандаш – … швабра – … плащ – … клещ – …

  • В данных словах первую букву замените буквой ш или щ. Какие слова получатся?

тапка – … чашка – … тётка – … майка – … споры – … жаль – … фланг – … спала – … детина – … венок – … мишка – … виток – … мель – … тик – … река – … рука – …

  • Добавьте в слова слоги ше или ще. Напишите слова в два столбика.

Чудови.., луч.., учили.., полотни.., ти.., голоси.., кра.., вы.., сокрови.., хранили.. .

  • Добавьте в слова слоги шик или щик. Напишите слова в два столбика.

Танцов.., зимов.., каранда.., набор.., шала.., кладов…, чистиль.., за- крой.., часов.. . Работа с предложением

  • Составьте предложения. Запишите их.

ищет, вещи, сыщик, Тощий, наши, пропавшие. тщательно, Пищу, хорошо, и, пережевывать, надо. роще, в, Лучший, щавель, нашей. пищит, Крошечный, ящике, в, щенок, Шарик.

  • Впишите пропущенные слова и слоги ши или щи.

Мы ели … . Кислые … чудо как хоро.. ! В я..ке пи..т пу..стый щенок. У на..х за..тников крепкие ..ты и хоро..е мечи. абота с коротким текстом

  • Распутайте загадки букв ш и щ.

Все словечки поменялись, Буквы перепутались. Мы слова с тобой читали, Ш и щ распутали. Лес густой за речкой – … (чаша). Ваза есть в музее – … (чаща). Услыхали громко – … (шелк)! Это разорвался… (щелк). В речке плещется… (Шуренок). Шуру мать зовет… (щуренок). Я прощения… (прощу) И сама тебя… (прошу).

  • Впишите пропущенные слоги ши или щи.

Ти..на! Не Шур..те, мы..! Не пле.. те ле.. и ер..! Не тре..те в ти..не лесной ча.. стрекотуньи – сороки. Слы.. те, запели в ло..не около ро..цы малы.. – соловушки!

  • Впишите пропущенные буквы ш и щ. Выучите, напишите по памяти.

Мы..онок Пу..ок Ста..ил поро..ок, Зубную ..етку, П..ена ..епотку, ..ей пло..ку, Ча..ку горо..ку, Из ..етки ..етинку, С пла..а пылинку. Та..ит в ..елку не спе..а С ми..ки плю..евого ..арф, Та..ит перы..ко ..егла, Та..ит ..епку из угла. Всё накрыл засох..ей коркой — Обеспеченная норка!

Постановка звуков «Ш» и «Щ»

Произношение звуков «Ш» и «Щ» кажется трудной задачей для многих иностранцев, изучающих русский язык. Однако, эта задача вполне посильная. Тренируйтесь перед зеркалом. Внимательно следите за расположением языка и губ. Постепенно звуки станут получаться все более чистым. Звук «Ш»

Отодвиньте язык назад и напрягите корень языка, кончик языка поднимите к альвеолам, вытяните губы. Звук должен напоминать шипение. Как сбегает молоко на плите или шипит змея. Если звук больше похож на свист или не выходит вовсе, сделайте следующее. Вытяните губы, сдвиньте кончик языка к верхним зубам и произнесите звук «С». Тяните звук. Продолжая тянуть звук, медленно сместите кончик языка к альвеолам, пока не получится звук «Ш». Как только вы «поймаете» искомый звук, вы сможете воспроизвести его без труда.

Не бойтесь экспериментировать. Прижимайте кончик языка сильнее к альвеолам (вы почувствуете, как звук «спотыкается» и перестает звучать), ослабляйте нажим, и в итоге вы инстинктивно найдете нужное положение артикуляционного аппарата, чтобы извлекать звук «Ш».

Ничто так хорошо не помогает в постановке звуков, как фонетическая зарядка.Даже если вы не знаете значения некоторых слов, но умеете читать, полезным будет регулярное повторение любых слов со слогами ША, ШО-ШЁ (читается как ШО), ШУ, ШИ, ШЕ.

Шапка, шахматы, шахтёр, шашка, шахта, шайба, шарф.
Шоколад, шок, шёпот, шёлк.Шуба, шутник, шутка, шум.Шерсть, шесть, шелестит.Широко, шина, шип, шиповник.
Звук «Щ»

Постановка звука «Щ» обычно занимает больше времени, чем постановка звука «Ш». К тому же, иногда иностранцу сложно уловить на слух разницу между «Ш» и «Щ».

Итак, снова начнем с наблюдения за своей артикуляцией. Губы растяните в улыбке (так будет проще), кончик языка подвиньте ближе к верхним зубам, а сам язык напрягите, чтобы он естественным образом приподнялся к небу. Попробуйте произнести звук «Щ». Помните, что он более долгий, чем звук «Ш». «Щ» – мягкий звук. Держите губы растянутыми.

Если у вас получается звук, больше похожий на «Ф», это значит, вы уперлись кончиком языка в верхние зубы. Опустите кончик языка, спрячьте его за верхними зубами. Сильнее напрягите язык. Добейтесь, чтобы звук рождался там, где язык стремится прикоснуться к небу.

Если звук выходит похожим на свист или дыхание, сильнее вытяните губы в улыбке. Напрягайте язык. Должно быть ощущение, что он стремится «прилипнуть» к небу, но вы не позволяете ему это сделать.

Если выходит звук, похожий на «Х», вы слишком низко опустили язык и чрезмерно напрягли его. Расслабьте его, поднимая выше к небу. Если выходит звук «Ш», сместите язык вперед, ближе к верхним зубам.

Как только вы найдете нужное звучание, дальше дело за практикой.

Щётка, щепка, щетина, щи, ищи, полощи, свищи, щавель.

LiveInternetLiveInternet

Отрошко Г.В., учитель-логопед смешанного детского дома № 1, г. Ярославль

Смешение букв ш и щ в письменных работах детей и при чтении встречается очень часто. Во-первых, его можно отнести к группе фонематических, так как звуки [ш] и [щ] сходны по акустическим признакам, или артикуляторных – артикулемы этих звуков также сходны. Во-вторых, это смешение можно квалифицировать как оптическое, поскольку графемы ш и щ также сходны (как рукописные, так и печатные варианты). В-третьих, такое смешение может рассматриваться как кинетическое. У детей с задержкой психического развития отмечаются не только несформированность фонематического восприятия, но и дефицитарность зрительного гнозиса, тонких дифференцировок движений руки. Детей затрудняет правильное прочтение слогов ше, ши, шё, которые часто читаются как ще, щи, щё. Поэтому, работая над дифференциацией букв ш и щ, необходимо учесть все проблемы ребенка и подходить к данной проблеме комплексно. Комплексная работа по дифференциации смешения ш-щ позволяет получить устойчивые результаты, уменьшить количество ошибок, допускаемых детьми с задержкой психического развития на письме и при чтении. Используемые задания способствуют развитию фонематических процессов, зрительного гнозиса, моторных компонентов. Задания и упражнения Уточнение произношения звуков ш и щ Произношение уточняется сначала по отдельности, затем дифференцированно. Внимание детей обращается на акустические признаки звуков и артикуляционные уклады. Формирование представления о фонемах [ш] и [щ] Дети рассматривают картинки, называют, придумывают слова, предложения и истории из слов с каждым из этих звуков, работают на уровнях фразы и текста. Интересна для детей работа с контурными картинками. Полезны упражнения на раскрашивание, так как они помогают задействовать моторику руки (рис. 1, 2).

  • Назовите предметы, в названиях которых есть звук [ш].
  • Раскрасьте только предметы, в названиях которых есть звук [ш].
  • Назовите предметы, в названиях которых есть звук [щ].
  • Раскрастье только предметы, в названиях которых есть звук [щ].

Дифференцирование фонем [ш] и [щ] Дети на уровне изолированного произношения слогов, слов, фраз, текста учатся различать звуки на слух. Проводится работа с контурными картинками (рис. 3, 4).

  • Раскрасьте и назовите только картинки, в названиях которых есть звук [ш].
  • Соедините картинки с буквой ш (буква пишется вверху картинки).
  • Раскрасьте и назовите только картинки, в названиях которых есть звук [щ].
  • Соедините картинки с буквой ш и щ.
  • Вырежьте и наклейте картинки с буквами на два подноса (на две полки, в два круга и т.д.). Придумайте предложение, в котором были бы 2-3 названия предметов с картинки и т.п.

Рассматривание букв ш и щ Дети рассматривают буквы сначала по отдельности, затем дифференцированно. Уточняют поэлементное строение каждой буквы, их сходство и различие. Соотносят букву с образами, рас крашивают их двумя цветами (рис. 5). Также дети лепят буквы из пластилина, изготавливают из проволоки, соотносят печатную и письменную буквы, ищут букву на ощупь в «Чудесном мешочке», упражняются в поиске букв ш и щ на сюжетной картинке (рис. 6).

  • Найдите буквы и раскрасьте их соответствующими карандашами.

ифференцированный поиск букв ш и щ

  • Отметьте разными цветами буквы ш и щ, установите закономерности их расположения.

ш щ ш щ ш щ щ ш щ ш щ ш ш ш щ ш щ ш ш ш щ щ ш щ ш щ ш щ щ ш щ ш ш ш щ щ ш ш щ щ ш щ щ ш ш щ ш ш щ щ ш ш щ ш ш щ щ ш ш ш щ ш щ щ ш щ ш ш щ щ ш ш ш щ щ щ ш ш ш щ щ щ щ ш ш ш ш ш щ щ щ ш ш ш ш щ

  • Отметьте разными карандашами буквы ш, щ, ч, ц.

ц ч у ч н н п ч н л у ч ц ш ц и щ у п щ ш и у ч ц ш ц ч п ш у и ч ц л ч ш ч ц щ п у ч н ц ц ч у щ п ц у ч у ч ы у ш п ц ш щ ч ц ч ч ц ш п ц щ щ ш ц п и ш ш щ п щ ш ш н п щ ц щ ц ш щ ш ш ш щ н ц у ш ш щ ц ш г ш ш ш н п у ц ш п щ н щ ж н ш ш щ ш н п и щ ш щ ш ц ч щ ц л щ ш и ш л ц л щ и м ц л ч щ и ы м ц л ч п и ч ш м л щ п ц ш и ш ц ч и л л л к ч ц и п ц л м ш ц щ м и ц м щ л ч щ ш у и щ м л ц ц ч щ ч ц ч ц щ ц ц у у ч щ и ч ш ч ц у щ у ч п к м ш щ ч ц ц ц ч и г ц ш ч ш щ ц щ ш ч ц п ц и ч ш щ ч ч ц ч м ц п щ ш ч ш ц ч ц щ ц ч Дифференцированное написание букв ш и щ

  • Пропишите буквы друг другу на ладошках, на спинах, отгадайте, какая буква написана (техника дермалексии).
  • Пропишите ряды букв и найдите закономерности их расположения.
  • Продолжите строчки карандашами соответствующих цветов.

ш ш щ щ ш ш щ щ ш щ щ ш щ щ ш щ ш ш щ щ Чтение слогов с буквами ш, щ

  • Прочитайте слоги парами, строчками, столбиками.

ша-ща шо-що шу-щу аш-ащ ош-ощ уш-ущ ши-щи ше-ще шё-щё иш-ищ еш-ещ ёш-ёщ Чтение и письмо букв ш и щ в словах

  • Прочитайте слова парами, столбиками, столбиками попарно, строчками.
  • Найдите слова в рядах, выделяя буквы ш и щ разными карандашами.

щеткашовхорошопищалкащука тащитьпушистыйрощицавершинакамышимышка вещицатощийгущакрушиначерем шазащитащупальцамешочекпрошит кашащегол щегольброшкакартошказащитная всполошилисьнакрошилщитокхрящ

  • Напишите «буквенные диктанты», вписывая в схемы прочитанных слов буквы ш и щ, с обозначением их позиции по отношению к началу, середине, концу слова.
  • Запишите слова с ш и щ в два столбика.

..ука ..елчок кув..ин пры..ик бро..ка кро..ит ..орох ..епка ..епотка пи..ит ка..а пла.. горо..ина гру..у вра..ать ..ёлк за..итник вер..ина Преобразование слов, выбор части слова из двух предлагаемых

  • Добавьте к словам суффикс -ищ. Какие слова получатся?

шуба – … шляпа – … шалаш – … штора – … шайба – … карандаш – … швабра – … плащ – … клещ – …

  • В данных словах первую букву замените буквой ш или щ. Какие слова получатся?

тапка – … чашка – … тётка – … майка – … споры – … жаль – … фланг – … спала – … детина – … венок – … мишка – … виток – … мель – … тик – … река – … рука – …

  • Добавьте в слова слоги ше или ще. Напишите слова в два столбика.

Чудови.., луч.., учили.., полотни.., ти.., голоси.., кра.., вы.., сокрови.., хранили.. .

  • Добавьте в слова слоги шик или щик. Напишите слова в два столбика.

Танцов.., зимов.., каранда.., набор.., шала.., кладов…, чистиль.., за- крой.., часов.. . Работа с предложением

  • Составьте предложения. Запишите их.

ищет, вещи, сыщик, Тощий, наши, пропавшие. тщательно, Пищу, хорошо, и, пережевывать, надо. роще, в, Лучший, щавель, нашей. пищит, Крошечный, ящике, в, щенок, Шарик.

  • Впишите пропущенные слова и слоги ши или щи.

Мы ели … . Кислые … чудо как хоро.. ! В я..ке пи..т пу..стый щенок. У на..х за..тников крепкие ..ты и хоро..е мечи. абота с коротким текстом

  • Распутайте загадки букв ш и щ.

Все словечки поменялись, Буквы перепутались. Мы слова с тобой читали, Ш и щ распутали. Лес густой за речкой – … (чаша). Ваза есть в музее – … (чаща). Услыхали громко – … (шелк)! Это разорвался… (щелк). В речке плещется… (Шуренок). Шуру мать зовет… (щуренок). Я прощения… (прощу) И сама тебя… (прошу).

  • Впишите пропущенные слоги ши или щи.

Ти..на! Не Шур..те, мы..! Не пле.. те ле.. и ер..! Не тре..те в ти..не лесной ча.. стрекотуньи – сороки. Слы.. те, запели в ло..не около ро..цы малы.. – соловушки!

  • Впишите пропущенные буквы ш и щ. Выучите, напишите по памяти.

Мы..онок Пу..ок Ста..ил поро..ок, Зубную ..етку, П..ена ..епотку, ..ей пло..ку, Ча..ку горо..ку, Из ..етки ..етинку, С пла..а пылинку. Та..ит в ..елку не спе..а С ми..ки плю..евого ..арф, Та..ит перы..ко ..егла, Та..ит ..епку из угла. Всё накрыл засох..ей коркой — Обеспеченная норка!

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]