Конспект занятия — Дифференциация гласных букв первого и второго ряда


Дифференциация гласных первого и второго ряда

Конспект занятия

Тема. Дифференциация гласных первого и второго ряда. Цель. Учить детей различать гласные ы

— и устно и на пись­ме.

Оборудование. Текст стихотворения С. Погореловско-го «Ох и неполадки в Мишкиной тетрадке», таблица с гласны­ми первого и второго ряда.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед предлагает учащимся вспомнить и назвать гласные первого и второго ряда.

II. Повторение ранее пройденного материала.

Логопед предлагает учащимся вспомнить, как образовыва­ются гласные второго рода. Вывешивает таблицу с гласными первого и второго ряда.

а0Уэы
яёюеи

Предлагает сравнить пары гласных: а


я, о

ё, у

ю, э

е, ы — и.
Выявляется сходство этих пар по артикуляции и раз­личие по написанию.

«Эти гласные называются парными. Чтобы не путать их при письме, будем учиться их различать», — говорит логопед.

III. Работа со стихотворением.

Логопед читает стихотворение.

— Что глядишь, корова, Строго и сурово?

— Мишка-лодырь через «а» Написал корова, Напишите вы

Мишку через «ы», Проучите Мишку — Превратите в мышку. Кошка мышку хвать! Будет лодырь знать.

Логопед предлагает детям сравнить слова Мишка

и
мышка
по смыслу и написанию. Пишет на доске эти слова. Спрашива­ет, какими буквами отличается написание этих слов.

IV. Дифференциация ы

— ив слогах.

1. Прослушайте слоги. Скажите, какой гласный вы слышите.

а) Пы, ты, мы, сы, ры, ды, бы, кы;

б) пи, ти, ми, си.ри, ди, би, ки.

«Как произносятся согласные, которые вы слышали снача­ла и потом? (Твердо, мягко.)

Какой звук здесь обозначает мягкость согласных?» — спра­шивает логопед.

2. Повторите слоги за логопедом.

Пы


пи

пи, ти

ты

ти, сы

сы

еи,ри

ры

ры» дыди

ды.
3. Запишите слоги в две строчки: сы — в первую, си — во вторую.

Мы, си, сы, ми,ры,ри, ти, ты, кы, ки, ли, пи, пы, лы.

. Задание 4. Закончите слова, вставив слоги, данные в скоб­ках.

Гри…(о’ы), ли…(лы), ле…(тш), бо…(бы),

ру…(/ш), ры…(бы), ла…(гаы), но…(гы),
кни…(ги), со…(вы), ке…(ды), бе…(ги),
ке-
д…(ры),
ко…(ты),
ка…(ти).
V. Итог занятия.

Логопед задает вопрос: «Какие звуки и буквы мы учились сегодня различать? »

Тренировочные упражнения

Задание 1. Вставьте пропущенную букву ы или и. Запишите слова. Прочитайте их.

Р…с, м…с, м…р, с.р, к…т, р…сь, б…т, м…ло, л…па, Л…да, к…но, Р…та, с.ро, с.ла, м…л…, в..»л…, в…л…, л…с…, р…л…, п…л…, п…л… .

Задание 2. Закончите слова, дописав букву ы или и.

Ног…, стол…, книг…, мак…, сыр…, лом…, шар…, сак…, бус…, кур…, сол…, сор… .

Задание 3. Измените слова по образцу. Назовите в получившихся сло­вах последний слог, затем последнюю букву.

Образец: сад


сады, ды, ы.
Коза — …, сова — …, муха — …, игра — …, оса — …, ро­за — …, лимон — …, сапог — …, собака — …, стакан — …, куст — …, рысь — …, корабль — …, стол — …, куча — … .

Задание 4. Спишите слова, деля их на слоги. Подчеркните слоги с ы, и

разными карандашами.

Горы, мухи, кино, рыба, вари, сори, комары, фонари, суха­ри, рыбаки, рынки, киты, рыбки, рыбешки.

Задание 5. Запишите слова графически, напишите ы, и.

(Логопед называет слово, учащиеся изображают его графически, учи­тывая количество слогов, над соответствующим слогом пишут букву ы или и.)

Соки, мыло, гуси, сыро, соты, вилы, куски, кусты, марки, карты, козлы, сапоги, рыбаки, листики, вагоны, сухари, узо-ры, уроки, музыка, пузыри, моторы.

Задание 6. Составьте слова с буквами ы, и.

Сравните эти слова по смыслу и звучанию. Составьте устно предложение с каждым словом:
ы
ы ы.
ы. ы.
вилС пил в\. уть

вЧ
?ли п\ /лил
и и и и и

Задание 1.

Спишите слова, подчеркните ы, и разными карандаша­ми. Объясните, почему после букв ж, ш написали букву и (вспомните правило).

Мыши, камыши, шина, лыжи, ножи, жиры, машины, ту­шил, галоши, решил, ширина, выжили, рыжики, лопухи, пру­жины, тишина, вышина, выжигали, вышивали.

Задание 8. Прочитайте предложения. Выпишите слова с буквой ы в один столбик, си — в другой, с буквами ы. и и

— в третий.

У папы пила. Рита купила мыло. У Тани болят зубы. У Нины бусы. Из трубы идет дым. В саду растут сливы. В лесу сыро. У машины новые шины. У Миши ландыши.

Мила и мыло.

Не любила Мила мыла. Но не ныла Мила.

Мама Милу с мылом мыла. Мила — молодчина.

Задание 9. Словарные диктанты.

Дым, мил, мыло, рыба, коровы, сами, уроки, быль, было, пила, грибы, волки, лисы, кусты, зайцы, медведи, ковры, кра­бы, пруды, этажи, малыши, мыши, жили-были, уши, рыжики, комары, тишина, пружина, лужи, крыши, стрижи, виражи.

Объяснить слово:виражи.

Задание 10. Проверочные диктанты.

Мила и Нина мыли Симу. Миша и Витя — малыши. Нина умыла Мишу. Мила вымыла Витю. Зимой рыбы ушли на дно реки. Дети искали желуди. Куры рыли грядки. Ночью выли волки.

Зима.

Наступила зима. Дуют ветры. Кругом сугробы. Тихо в лесу. Птицы улетели. Звери ушли в норы.

Дети рады зиме. Они встали на лыжи. Взяли санки и ката­ются с горы. Заливают катки.

Дифференциация а—я Тренировочные упражнения

Задание 1. Прослушайте слоги. Скажите, какой гласный вы слышите.

Ма, на, са, ка, ла, па, ра, та, фа, ва Мя, ня, ся, кя, ля, пя, ря, тя, фя, вя

Как звучат согласные в слогах первой строчки и второй. Какой гласный обозначает мягкость согласных?

Задание 2. Произнесите слоги парами. Выделите гласные в слогах. Образец: ма


мя, а, я.
ма —мя татя ла
ля вавя дадя
па
пя сася раря какя ба :бя.
Задание 3. Прослушайте, запомните и повторите ряды слогов.

та


тя

та ма

мя

ма бя

ба

бя
тя


та

тя мя

ма

мя ба

бя

ба
ря—ра—ря—ра ра~ря—ра—ря

Задание 4. Запишите слоги в две строчки: в первую с буквой а,

во вторую с буквой я.

Ла, ля, ся, тя, са, па, пя, ря, ла, ра, ба, бя, вя, да, ва, дя.

Задание 5. Закончите слово, добавив букву а

или
я.
Запишите эти слова.

Мо…, Зо…, Мил…, Миш…, зме…, рыб…, мор…, земл…, трав…, стран…, сем,.., семен…, осок…, вым…, гор… .

Задание 6. Закончите слово, добавив слог с буквой а или я. Запишите эти слова.

Ва-…,0-…,Ма-…,Ка-…,Я-…,ня-…,ба-…,ра-…,бас-…,мо…, стра-…, соба-…, бесе-…, собо-…,, бе-…, семе-…, лебе-….

Задание 7. Сравните слова мал, мял

по смыслу, по звучанию первого согласного, по написанию гласной буквы.

Задание 8. Спишите слова, вставляя пропущенную букву а или я.

Б...к, р…д, м…к, вр…ч, с.дь, м…ч, в…з, м…ч, в…з, т…з, м…со, к…ша, д…дя, гр…ды, р…ды, гр…чи, шл…па, в…ли, вр…ги.

Задание 9. Запишите слова графически, надпишите гласные а, я

над соответствующим слогом.

О б р а з е ц: а) ___ а ,

б)___
яа
а) Рыба, пояс, ряды, прятки, пряжа, прялка, грязь, пояс;

б) утята, завяли, вагоны, спелая, грязная, баяны, синяя, вся­кая >:’.->.

Задание 10. Спишите слова, деля их на слоги, подчеркните буквы а, я

карандашами разного цвета.

доска, марка, змея, пояс, армия, братья, клякса, аист, алая, вялая, старая, земная.

Задание 11. Сравните пары слов по смыслу, по звучанию первого со­гласного и написанию гласного. Придумайте устно предложение с каж­дым словом.

Мал — мял, рад — ряд, завал — завял, сад — сядь.

Задание 12. Прочитайте предложения. Выпишите слова с буквой а

в один столбик, с буквой
я
— в другой столбик, с буквами
а,я
— в третий.

Наша Мая мала. Наташа сама рыла ямку. Маша взяла мяч. Боря искал ягоды. Люба мяла глину. Алла, сядь и сама читай книгу. Алла мала, да умна.

Задание 13. Спишите предложения, вставьте пропущенную букву а

ИЛИЯ.

У В…ли з…в…ли ром…шки. Ир…, Ан… и В…л… игр…ли в пр…тки. Ир… водил…, а В…л… и Ан… были р…дом. Н…д… и Д…Ш… ед…т л…пшу. Кол… р…д, он поп…л в первый р…д.

Задание 14. Словарный диктант.

Сам, сядь, рад, ряды, вал, вялый, врач, время, мясо, мята, маяк, змея, яркая, мясная, рыбная, вареная, вымя, семя, кали­на, малина.

Задание 16. Проверочные диктанты.

У утки утята. У кошки котята. У лисы лисята. У медведя медвежата. У коровы телята. У лося лосята.

Рая и Мая едят малину. В саду вишня и яблоня. Мята — по­лезная трава. Нет дождя. Трава завяла. На полу валялась старая тряпка.

Дифференциация о—ё Тренировочные упражнения

Задание 1. Прочитайте слова нос, нёс.

Сравните эти слова по смыслу, звучанию и написанию. Подумайте, какими буквами различаются эти сло­ва.

Задание 2. Прослушайте пары слогов. Скажите, как звучат согласные в каждой паре, какая буква обозначает мягкость согласного.

мо


мё со

сё ро

рё во

её бо

бё
по


пё то

те ло

лё но

не фо

фё
Задание 3. Произнесите слоги парами.

ом
ём от

ёт то

те кокё воеё
ос
ёс орёр сё

со рёро олёл.
Задание 4. Запомните и повторите ряды слогов.

мо — мё — мо мо — мё — мо — мё

то — те —то то — те —то —те

мё — мо — мё мё — мо —* мё — мо

те —то —те те —то —те — то.

Задание 5. Запишите слоги в две строчки: с буквой о

в одну строчку, с буквой
ё
— в другую.

от, ёт, ом, ём, сё, со, по, пё, ор, ёр, ло, лё.

Задание в. Запишите слова графически, надпишите буквы о, ё.

Над соответствующими слогами.

Образец: __о_ ё

Костёр, ёрш, козёл, сёла, соль, осёл, сом, весёлый, сёмга.

Задание 7. Сравните пары слов по смыслу и написанию. Устно приду­майте предложение с каждым словом.

Воз — вёз, нос — нёс, вол’— вёл.

Задание 8. Вставьте пропущенные буквы о, ё

в словах.

Тел…н…к, козл…н…к, ут…н…к, лис…и…к, ягн…н…к,

щен…к, жереб…н…к.

Задание 9. Спишите предложения. Подчеркните буквы о, ё

разными карандашами. Выделенные слова разбейте на слоги.

В поле растет береза. У нее белый ствол и зеленые листики. Весной у березы сережки. На березе грачи свили гнезда.

Ежик.

Алеша был в лесу. Он нес грибы. На тропинке он увидел ежика. Ежик бежал к елке. Алеша не тронул ежика.

Загадка.

Кто рано встает, Голосисто поет, Нам спать не дает?

Задание 10. Спишите предложения, вставляя пропущенную букву о

или
ё.
Л…няприв…зв…зсена. Мы услыхали р…в бык…в. Ут…ти П…ли есть т…лка Т…мка. Пч…лка делает м…д. У Л…ши н…вые тап…чки.

Задание 11. Словарный диктант.

Тёмный, топать, штопать, мел, подмел, тёлка, толкать, вёд­ра, торт, торопливо, метлы, стёкла, стол, слёзы, клоун, клёны, ветлы, вода, ствол, мёрзнуть, солить.

Задание 12. Предупредительные диктанты.

Спасибо, мороз, что снегу нанес. Лева вел вола. Мы идем в дом. В лодке новые весла. Начался большой клев рыбы. У школы клен. Вова мел пол.

Клен.

Рос клен. Клен высок. У клена красивый лист. Сема и Боря сели у клена.

Ежик.

Ежик живет у Левы. У ежика иголки. Лева кормит ежика молоком. У Лени тоже есть ежик.

Ерш и лещ.

Дядя Леня — рыбак. Он поймал много рыбы. Вот лещ. Вот ерш. Ерш и лещ — вкусная рыба.

I. Организационный момент.

Логопед предлагает учащимся вспомнить и назвать гласные первого и второго ряда.

II. Повторение ранее пройденного материала.
Логопед предлагает учащимся вспомнить, как образовыва­ются гласные второго рода. Вывешивает таблицу с гласными первого и второго ряда.

а о у э ы
я ё ю е и

Предлагает сравнить пары гласных:
ая, о — ё,у — ю,з — е,ыи.Выявляется сходство этих пар по артикуляции и раз­личие по написанию.
«Эти гласные называются парными. Чтобы не путать их при письме, будем учиться их различать», — говорит логопед.

IV. Дифференциация ы — и в слогах.

1. Прослушайте слоги. Скажите, какой гласный вы слышите.

а

) Пы. ты, мы, сы, ры, ды, бы, кы;

б) пи, ти, ми, си. ри.ди. би, ки

«Как произносятся согласные, которые вы слышали снача­ла и потом? (Твердо, мягко)

Какой звук здесь обозначает мягкость согласных?» — спра­шивает логопед.

2. Повторите слоги за логопедом.

Пы — пи — пи, ти — ты — ти сы — сы — си ри —ры —ры ды — ди — ды.

3. Запишите слоги в две строчки: с ы — в первую, с и — во вторую.

Мы, си, сы, ми, ры, ри, ти, ты, кы, ки, ли, пи, пы, лы.

Задание 4. Закончите слова, вставив слоги, данные в скоб­ках.

Гри…(бы), ли…(пы), ле…(пи), бо…(бы), ру…(ки),

ры…(бы), ла…(пы), но…(ги), кни…(ги), со…(вы),
ке…(ды), бе…(ги), ке
д…(ры),
ко…(ты), ка…(ти).
V. Итог занятия.

Презентация по теме «Дифференциация гласных 1 и 2 ряда»

  • 25 апреля 2011

Конкурс «Мастер презентаций»
Тема «Гласные 1 и 2 ряда. Дифференциация твердых и мягких согласных при чтении» является одной из важных, потому что у детей с общим недоразвитием 3 уровня: 1) понижена способность анализировать явления языка; 2) недостаточная сформированность слухоречевой памяти, внимания, навыков самоконтроля.

Вследствие этого основным направлением работы с детьми ОНР 3 уровня на I этапе является развитие фонематического восприятия (дифференциации фонем) с опорой на речеслуховой, речедвигательный, зрительный анализаторы.

Основная цель: различение заменяемых звуков. Каждый из звуков соотносится с определенной буквой. Это занятие также является мостиком к следующей теме. Понимание и осмысление дифференциации твердости-мягкости согласных облегчит понимание использования буквы Ь на письме и устной речи на уроках русского языка.

Цель презентации: актуализировать знания о гласных, развивать фонематическое восприятие, прививать любовь к русскому языку.

Материал презентации представлен от простого к сложному (звук-буква, слог, слово, предложение).

Каждый слайд решает определенную задачу.

С 1 по 3 слады – организационный этап, который решает задачу включения в деловой ритм, используется для этого прием- сказочные персонажи и путешествие сними.

4 слайд – применение бланковых методик, задача-классификация предметов, позиционный анализ букв в слове. Наиболее полезна работа на бланках для учащихся с нарушениями зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук, проблемами латерализации, т.к. письменная нагрузка дозирована и ориентирована в пространстве. Аккуратность вписывания символов упорядочивает ориентировочную деятельность и самоконтроль учащихся. При планомерной работе с помощью заданий на бланках ускоряется формирование понятий, прочнее становится связь между мышлением и речью. В дальнейшем умение и привычка работать с бланками позволяет лучше ориентироваться в тестовых заданиях, успешнее справляться с интеллектуальными заданиями на конкурсах, марафонах, экзаменах в форме ЕГЭ. Бланковые методики использую и для диагностики и для занятий как эффективный способ коррекции нарушений письменной.

5 и 6 слайды решают задачу правильной проверки пройденного материала, оптимального сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для правильности выполнения задания и коррекции пробелов.

7 слайд – физминутка. На физминутки использую видеозаписи, которые детям интересны , повторяются и впоследствии проговаривают обучающиеся вместе с действующим персонажем.

Задача разминки развитие мелкой моторики перед письменной работой.

8 слайд – задача: закрепление полученных знаний в изменённой ситуации.

9 и 10 слайды – творческая работа по группам. Задача: анализ новых слов, проверка осуществляется на слайде.

Самостоятельная работа по логопедической программе «Дэльфа-142». Каждый выполняет задание индивидуально, тут же результат обучающемуся выдает компьютер.

Используется для формирования навыка звукового анализа при дифференциации согласных звуков по твердости- мягкости.

В основу использования информационных технологий в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я Гальпериным, А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия, Д.Б. Элькониным и другими.

Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, применяемых все чаще в специальной педагогике.

Каждая новая задача развивающего обучения трансформируется в проблемы метода, разработки обходных путей обучения, которых позволяли бы достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с особыми познавательными потребностями.

Анализ литературы показывает, что компьютерные средства представляют для специалиста не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка.

Приложение 1. Презентация.

Приложение 2. Разработка урока по теме «Гласные 1 и 2 ряда. Дифференциация твердых и мягких согласных при чтении».

Автор: Тимирова Марьям Айтмухаметовна, учитель русского языка и литературы, учитель-логопед 1 квалификационной категории МОУ СОШ № 14, г. Нефтеюганск ХМАО Тюменской области.

Буквы и звуки

Всего букв в русском языке 33, из них и состоит алфавит. Из них 21 буква согласная, 10 — гласные, а две буквы не произносятся вообще. Звуков насчитывается 42, их изучением, то есть изучением звучания устной речи занимается фонетика.

Буквы в русском языке

Буквы — то, что пишут и читают, это видимая часть языка. Буквы Б (бомба), В (вор), Г (гавань), Д (давеча), Ж (жало), З (заварка), Й (йодный), К (клей), Л (лопнуть), М (молот), Н (нытик), П (пшено), Р (рубка), С (снизу), Т (точка), Ф (фабрика), Х (хворост), Ц (цапля), Ч (чепчик), Ш (шпала), Щ (щебет) — это согласные, которые делятся на звонкие и глухие. А (аукать), Е (единство), Ё (ёжиться), И (исстари), О (огненный), У (улица), Ы (не встречается в начале слова), Э (эврика), Ю (юнкер), яЯ (язва) — гласные буквы. Интересные роли в языке играют непроизносимые буквы Ь (мягкий знак) и Ъ (твёрдый знак). Мягкий знак выполняет следующие функции:

  • разделительную (бурьян);
  • обозначающую мягкость предшествующей ему согласной (верность);
  • в именительном и винительном падежах, если существительные женского рода заканчиваются на шипящие (ложь, вошь);
  • в иностранных словах перед буквой О (лосьон);
  • на конце глаголов с шипящими (делаешь, режь).

Роль твёрдого знака не так широка. Он выступает только как разделитель между согласными и смягчающими гласными Е, Ё, Я, Ю (объект, подъём, подъюбник, двухъярусный).

Буква с интересной историей Ё употребляется обычно в специальных текстах: школьных учебниках, орфоэпических текстах, словарях. Также Ё ставят в малоупотребляемых и неизвестных большому кругу читателей текста словах, названиях и именах (филёр) и для выделения правильного прочтения слова (вЁдра вместо ведрА). Появилась буква в языке в конце XVIII века.

Таков порядок использования букв при написании слов. Характеристика букв должна дать общее представление о звуках, с ними соотносящихся.

Отличие согласных и гласных звуков

Звуки — то, что невидимо, но произносимо и слышимо. Так как звуков больше, чем самих букв, количество букв и звуков в слове часто не совпадает, например, если записать транскрипцию слова «ест»: [й’эст] — 3 буквы, 4 звука. Звуки делятся на согласные и гласные. При их произношении воздух натыкается на препятствие. Согласных звуков всего тридцать шесть, они делятся на глухие и звонкие, твёрдые и мягкие. Глухие представляют собой создаваемый движением воздуха шум, звонкие включают ещё и голос. Среди них можно выделить списком пары:

  • П—Б (почка—бочка);
  • Ф—В (фон—вон);
  • К—Г (код—год);
  • Т—Д (том—дом);
  • Ш—Ж (шар—жар);
  • С—З (сам—зам).

Кроме них, есть звуки и без пар. Это постоянно глухие Х, Ц, Ч, Щ и постоянно звонкие й, л, м, н, р. Звуки Ц, Ж, Ш всегда твёрдые, а Ч, Щ, Й — всегда мягкие. Звуки Ж, Ш, Ч и Щ относятся к шипящим.

Гласных звуков насчитывается 6. Главный признак гласных звуков: при артикуляции, то есть их произнесении, голос не встречает затруднений на пути. Эти звуки произносят без смыкания губ и зубов, в отличие от согласных, их можно протянуть. Для удобства изучения существуют таблицы гласных букв и звуков. В них показано, чем отличаются гласные первого и второго ряда: Е, Ё, И, Ю, Я всегда смягчают предыдущую согласную в слове.

Примеры смягчения: гЕрой, лЁжа, изменИть, клЮч, октЯбрь. Гласные А, О, У, Ы, Э не смягчают согласные. Примеры: стрАнА, кОлОс, стУл, пЫль, мЭр. Я, Ю, Ы не пишут после Ш, Щ, Ч, Ж (шик, щука, часто, жираф). Это правило необходимо запомнить.

Артикуляция согласных и гласных сильно различается, поэтому спутать эти звуки сложно. Практика мягкого беззвучного выталкивания воздуха во время произнесения гласных помогает улучшить дикцию.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]