Развитие речи в средней группе ДОУ
Развитие навыков общения и речи, которое включает в себя обогащение словарного запаса и выработку четкого произношения, считается одной из основных задач для дошкольников.
Обратите внимание! Для правильного речевого развития у детей в средней группе воспитатели проводят колоссальную работу. Она базируется на комплексе специальных упражнений и методических приемов, направленных на совершенствование речевых навыков и формирование высокой культуры и вежливости речи.
Для развития речи в средней группе ДОУ используются различные направления:
- углубляются знания и представления детей об окружающих предметах;
- дети знакомятся с деталями и названиями частей вещей;
- изучаются слова, обозначающие свойства предметов и явлений;
- пополняется словарный запас в сфере профессий;
- изучаются слова, обозначающие отношения между людьми;
- дети учатся выражать собственные мысли сложноподчиненными предложениями, которые грамматически правильно оформлены.
Для решения поставленных задач в средней группе воспитатель должен ответственно подходить к процессу и целенаправленно вести занятия.
Требования ФГОС по речевому развитию
Все образовательные учреждения, независимо от того государственные они или частные, должны ориентироваться на определенные программные требования, которые указаны в ФГОС.
Что касается речевого развития дошкольников, то требования следующие:
- постоянно должен обогащаться словарный запас;
- ребенок должен в соответствии с возрастом владеть речевыми навыками;
- должен расширяться звуковой и интонационный диапазон выразительности речи;
- развиваться умение воспринимать звуки на слух и при этом слышать, идентифицировать и при наличии ошибок, исправлять их;
- развиваться умение слушать и запоминать сюжетную линию;
- формироваться логически последовательная и осмысленная речь;
- навыки пересказа и обыгрывания диалогов;
- ребенок должен обучаться эмоциональной передаче смысла и чтению стихотворения наизусть с выразительностью;
- должна проводиться работа по расширению кругозора дошкольников о предметах, свойствах, явлениях и понятии системы координат;
- вводится в лексикон обобщающие понятия;
- проводиться обучение совершенствованию грамматического построения предложений.
Обратите внимание! Все обучающие занятия должны проводиться воспитателем так, чтобы они одновременно включали в себя решение поставленных задач и игровые моменты. Только в таком случае детей можно будет заинтересовать и добиться желаемых результатов.
Возрастные психологические особенности детей средней группы ДОУ
Средний дошкольный возраст в плане развития является продолжением раннего возраста. В этот период дети осваивают мир постоянных вещей, овладевают культурой речи, а также происходит формирование и становление психологического восприятия.
В среднем возрасте дети продолжают активно развивать речь, способность к замещению, мышление и воображение. С помощью речи воспитанники средней группы выражают свои эмоции и делятся впечатлениями.
Обратите внимание! Происходит стремительное развитие запоминания информации и удерживание ее в памяти, а также усиливается способность к концентрации внимания.
Как правило, в этом возрасте в детских садах воспитатели проводят специальные плановые занятия по развитию речи. Они предусмотрены специальными образовательными стандартами. Но, несмотря на это, педагогическая работа в данном направлении, не ограничивается определенными рамками. Самое главное, чтобы при подборе инструментов воспитатель должен учитывать все возрастные особенности своих воспитанников.
Методические средства
Перед педагогом в рамках требований речевого развития стоят серьезные задачи, которые вынуждают подходить к процессу вдумчиво, ответственно и в соответствии с определенными стандартами.
Основные педагогические приемы
Каждое занятие по развитию речи в средней группе должно быть основано на определенном педагогическом приеме. В настоящее время выделены три основные группы приемов развития речи в дошкольном учреждении. Это словесные приемы, наглядные и игровые.
Их суть заключается в следующем:
- Обучение рассказу по сюжетным картинкам.
- Ежедневное чтение художественной литературы, которая предусмотрена образовательной программой.
- Проведение работы с детьми в формате беседы.
- Применение игровых технологий.
- Систематическое и ненавязчивое повторение нового слова.
- Мотивирование на выполнение учебного плана.
Обратите внимание! Кроме выполнения перечисленных выше педагогических приемов, воспитатель обязательно должен организовывать для воспитанников физкультминутки. Они тоже являются частью учебного плана и помогают формировать у детей серьезное отношение к физической культуре.
Игры по речевому развитию
К пяти годам дети должны научиться правильно, произносить все звуки. Добиться цели можно благодаря ежедневной дыхательной гимнастике.
А сформировать грамматически правильную речь можно благодаря играм и упражнениям:
- «Больше-меньше».
- «Назови ласково».
- «Чья игрушка».
- «Продолжи предложение».
- «Какой».
Оборудование речевого уголка
Чтобы стимулировать самостоятельность и неформально игровое общение с детьми согласно требованиям ФГОС должна быть создана эстетически привлекательная, комфортная и специальная предметно-развивающая обстановка, в которой дети не будут бояться, а наоборот чувствовать себя легко и непринуждённо.
Важно! Речевой уголок лучше всего располагать удаленно от игровой зоны в хорошо освещенном месте. Он обязательно должен быть оборудован дидактическими и наглядными пособиями, а также необходимыми материалами, которые используются воспитателем во время занятий.
Таблица: заполнение речевого уголка по разделам
Раздел | Содержание |
Грамота | Схемы слов, предложений и соответствующие игры («Сложи слово», «Подбери слово»), ребусы и кроссворды. |
Связная речь | Сюжетные картинки, «Играем в профессии», «Угадай по описанию». |
Грамматика | Игры «Назови ласково», «Один-много». |
Лексика | Картинки, лото, пазлы. |
Звукопроизношение | Игровые упражнения, игры на автоматизацию звуков. |
Дыхание | Дудочки, пузырьки, шары для надувания. |
Мелкая моторика | Карандаши, пазлы, мозаика, волчки. |
Фонетический слух | Игры на дифференциацию звуков. |
Артикуляционная гимнастика | Картинки, комплексы упражнений, методическая литература. |
Высшие психические функции | Домино, разрезные картинки. |
Обратите внимание! Помимо всего прочего специалисты рекомендуют иметь в речевом уголке книгу Ушаковой «Развитие речи» В ней подробно рассмотрены все проблемы развития речи детей средней группы, подобраны методические рекомендации и составлены конспекты занятий.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Цель: развитие связной речи детей при условии решения проблемных ситуаций.
Задачи:
Образовательные:
- Совершенствовать выразительность речи с точки зрения интонации;
- Совершенствовать умение детей включать в речь обобщающие существительные;
- Совершенствовать речь в форме диалога;
- Расширять знания детей об окружающем мире;
- Формировать умение передавать образ животного через иллюстрацию с помощью выразительных средств;
- Совершенствовать умение выполнять игровые действия по правилам общего замысла игры;
Развивающие:
- Развивать умение применять словарный запас при самостоятельном рассказывании;
- Развивать умение правильного восприятия содержания произведения;
- Развивать коммуникативные навыки в общении со сверстником и взрослым;
- Развивать умение балансирования при ходьбе по уменьшенной площади;
- Развивать эстетическое восприятие, образное мышление, воображение, внимание, память;
- Развивать умение правильно держать кисть;
- Развивать умение решать проблемные ситуации на основе полученных знаний.
Воспитательные:
- Формировать эмоциональную отзывчивость;
- Воспитывать интерес к речевой деятельности;
- Воспитывать любознательность и чувство коллективизма;
- Воспитывать уважение и понимание к прослушиванию сверстников;
- Воспитывать доброжелательные отношения к сверстникам и взрослым.
Методы и приемы:
- беседа с детьми;
- самостоятельный массаж мячиками на расслабление мышц;
- рассматривание иллюстраций;
- словесные приёмы;
- прослушивание песен;
- самооценка каждого ребёнка о проделанной работе.
Материал:
- Мультимедийное оборудование с презентацией «Эмоции»;
- Иллюстрации русских народных сказок «Заюшкина избушка», «Теремок» с героями произведений;
- Следы;
- Белая ткань (снежное поле);
- Бумага формата А4 синего цвета с трафаретным изображением медвежонка Умки;
- Гуашь белая и черная;
- Палочки из поролона;
- Кисти;
- Салфетки, клеёнки, стаканчики-непроливайки;
- Аудио диск: «Где водятся Волшебники», «Колыбельная Медведицы»;
- Медальоны «Волшебники»;
- Мячики для массажа.
Ход ОД:
Приветствие «Круг радости»
Воспитатель: Давайте встанем в круг и скажем:
Здравствуй, солнце золотое! (Руки вверх)
Здравствуй, небо голубое! (Руки в стороны)
Здравствуйте, мои друзья! (Все берутся за руки)
Всех вас рада видеть я! (Раскачивают руки)
Молодцы! Ребята, вы любите чудеса? Хотите стать волшебниками? А какими именно?
Воспитанники: Добрыми.
Воспитатель: Закроем глаза. Волшебство начинается!
«Крибли – крабли – крабли – вилс,
В волшебника превратись!»
Дети надевают медальоны «Волшебники».
Воспитатель: Мои добрые волшебники, теперь мы совершим много добрых чудес! Вы готовы?
Воспитанники: Да.
Воспитатель: Тогда в путь! Садимся на ковёр и смотрим на экран. Мне кажется, здесь побывала Фея зла. Нам срочно что-то делать, всё вернуть на свои места! А для этого нужно понять, почему это случилось. Давайте приступим к работе!
Игра «От этапа к этапу»
Воспитатель обращает внимание на 1 слайд «Плачущая девочка».
Воспитатель: Кто изображён на картинке? Что мы можем сказать о девочке, какая она?
Воспитанники: Грустная, в обиде.
Воспитатель: Что её так расстроило? Подумайте. Если мы ответим, то расколдуем девочку!
Воспитанники: поссорилась с подружками, её обидел мальчик-задира, у неё забрали игрушку.
Воспитатель: Верно. Вам удалось расколдовать картинку! Какая девочка стала?
Воспитанники: Весёлая, улыбчивая, радостная.
Воспитатель: Точно! Давайте посмотрим на другую картинку.
Воспитатель обращает внимание детей на 2 слайд «Плачущий клоун».
Воспитатель: Кого вы видите на этой картинке? Как вы думаете, что с ним случилось?
Воспитанники: Дети не пришли на представление, кто-то обидел, наступил на ботинок.
Воспитатель: Ловко вы справились и картинки расколдовали! Тогда двигаемся дальше, у нас ещё много дел!
Дети подходят к столу и рассматривают картинки с персонажами сказок.
Воспитатель: Волшебники, а вот и новое задание! Видимо, и здесь побывала злая Фея! Поглядите, все герои в сказках перепутаны! Надо поколдовать и в сказках порядок навести, чтобы дети могли слушать сказки такими, какими их придумал народ!
Дети раскладывают сказочных героев по сказкам «Теремок», «Заюшкина избушка».
Воспитатель: А теперь вспомним, как зовут героев сказки «Теремок»? Какой у неё был конец? Какой поступок совершил медведь и почему? Назовите героев сказки «Заюшкина избушка». Кто помог Зайчику вернуть его дом? Как лиса всех прогоняла? Как вы считаете, хорошо поступила Лиса или нет, почему? Какую песенку пел Петушок?
Воспитатель: Молодцы, волшебники! Вы справились и с этим заданием! Пора и дальше идти и добро творить!
Физкуль
Воспитатель: Посмотрите, перед нами снежная поляна! Снега много, он глубокий! Как же нам через неё пройти?
Воспитанники: Перепрыгнуть, обойти, на санях проехать.
Воспитатель: А вот здесь лежат следы. Они помогут нам? Мы протопчем волшебными следами тропинку и преодолеем снежную поляну! Только брать их может тот, кто обычные слова превратит в ласковые!
Воспитатель предлагает речевую игру «Скажи ласково»:
- Тарелка — …;
- Кастрюля — …;
- Чашка — …;
- Ложка — …;
- Вилка — …
Воспитатель: Волшебники — вы молодцы. Вы все слова в «ласковые» превратили. А кто мне скажет, как эти предметы превратить в одно слово?
Воспитанники: Посуда.
Воспитатель: У каждого волшебника есть сейчас следок. Так сделайте тропинку и осторожно пройдите друг за другом. А чтобы равновесие удержать, руки в стороне надо держать!
Дети выкладывают на ткани тропинку из следов, проходят по ней.
Воспитатель: А я как же? Мне ведь тоже слово нужно в «ласковое» превратить! Помогите мне, назовите посуду!
Воспитанники: Тарелка, кастрюля, чашка, ложка, вилка.
Воспитатель переходит с одного конца в другой.
Воспитатель: Мы с вами оказались в стране Художников! И здесь без злой Феи не обошлось! Волшебники, поможем художникам завершить рисунки? Возьмите, пожалуйста, «магические мячики». Нужно напитать волшебной силой наши пальчики!
Воспитатель демонстрирует массаж кистей рук.
Воспитатель: «Крибли – крабли – крибли – вилс! Сила в пальцах появись!». Посмотрите внимательно на рисунок. Как вы думаете, кого художники рисовали?
Воспитанники: медвежонка Умку.
Воспитатель: А какого цвета у Умки шерсть? Какая она?
Воспитанники: Пушистая, мягкая!
Воспитатель: Правильно. Посмотрите внимательно! Сейчас я превращу гладкую шубку в пушистую и тёплую!
Воспитатель: Готовы повторить? Тогда начинаем!
Воспитатель предлагает рисование нетрадиционным способом — точечное нанесение шерсти медвежонку.
Воспитатель: Вот это волшебники! Здорово! Но нам пора возвращаться обратно! «Крибли – крабли – крабли – блимс, ты в ребёнка превратись!».
Дети снимают медальоны.
Воспитатель: Понравилось вам, ребята быть волшебниками? Кому-то было трудно? Какие чудеса понравилось творить больше всего?
Воспитанники: Идти по следам. Делать массаж. Помогать художникам.
Воспитатель: Мне тоже было интересно побыть волшебником вместе с вами! Вы большие молодцы! Я предлагаю вам подарить родителям рисунки с Умкой в память о вашем волшебстве!
Следующая > |
Занятие развитие речи в средней группе
Планирование занятий должно выполняться согласно методическим рекомендациям.
Структура занятия
Каждое занятие должно проводиться по определенной схеме:
- Организационная вводная часть — характеризуется мотивирующим и стимулирующим характером. Основной задачей воспитателя на данном этапе является настрой детей на работу и пробуждение в них интереса в теме.
- Практическая часть — воспитатель устанавливает задачи, объясняет суть задания.
- Активная работа — происходит выполнение детьми задания в совокупности со словесной оценкой деятельности воспитанников.
- Подведение итогов — целью педагога является обращение внимания детей на результат.
Требования ФГОС по речевому развитию
В 2013 году в нашей стране был принят ФГОС – специальный образовательный стандарт, на основе которого педагоги детских садов разрабатывают образовательные программы, по которым занимаются дошкольники. ФГОС состоит из требований по результатам освоения образовательных программ. Согласно им, развитие речи в средней группе детского сада включает следующие компоненты:
- Ее формирование на том уровне, который необходим для установления контактов со взрослыми и детьми разных возрастов.
- Расширение словарного запаса.
- Развитие способности строить диалоги, а также вести монолог.
- Развитие речевого творчества, т. е. умение составить рассказ или придумать стишок.
- Чтение книг, улучшение навыка понимать прочитанное.
- Умение разделять слова на отдельные звуки, а звуки соединять в слова.
- Усваивание принципа произношения и постановки ударения в словах, способности к выразительной речи.
Возрастные психологические особенности детей средней группы
Дети 4-5 лет более подвижные, их эмоционально окрашенная деятельность становится способом психологической разрядки, но, самое главное, они начинают испытывать острую потребность в общении со сверстниками. Если раньше ребенок мог спокойно находиться в обществе игрушек, книг или мультфильмов, то теперь он хочет говорить, делать это много и долго. Именно поэтому в средней группе детского сада должна быть сформирована развивающая речевая среда, проводиться занятия, которые будут стимулировать речь. Тем не менее, по большей части речь детей развивается за счет их общения друг с другом. Также новые черты появляются и во взаимодействии дошкольников с воспитателями, они начинают стремиться к познавательной, интеллектуальной коммуникации. Именно в этот момент актуально начинать развитие культуры речевого общения, подавать речевой пример детям. В этот период нельзя отмахиваться от вопросов ребенка, отвечать с раздражением, неохотой.