Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи по теме «Осень»
• совершенствование умений и навыков восприятия на слух
Развивающие
:
• развивать внимание, память.
• продолжать работу над интонационной выразительностью речи.
• улучшать общую моторику и координацию движений
Речевые:
• отвечать на поставленные вопросы полными ответами, поощрять за составление сложных предложений
• активизировать словарь
Воспитательные:
• воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы
• воспитывать чувство любви к родной природе
Интеграция
образовательных областей:
«Познание»
,
«Чтение художественной литературы»
,
«Социализация»
,
«Физическая культура»
,
«Здоровье»
,
«Коммуникация»
,
«Художественное творчество»
.
Методы и способы:
беседа, ответы на вопросы, просмотр слайдов, самостоятельная работа.
Предварительная работа с детьми:
• Беседы об осени;
• Чтение художественных произведений: «Лес осенью» А. Твардовский, стихи об осени А. С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина, Ф.И. Тютчева, М.А. Волошина, Н.А. Некрасова
• Разучивание стихов об осени;
• Пение песен об осени и слушание музыки;
• Рассматривание репродукций картин И. Левитана «Золотая осень», И Остроухова «Золотая осень» и др., книжных иллюстрация и фотографий с изображением осенней природы;
• Рисование на занятиях по ИЗО деятельности;
• Наблюдение за природой на прогулках.
Материал:
Демонстрационный: Мультимедийная установка с презентацией
«Осень»
. Мяч. Ватман для рисование дерево, ноутбук.
Раздаточный материал
: Краски, салфетки, листья, кисточки.
Форма проведения: традиционная
Направление:
речевое развитие.
Конспект НОД разработан с учётом индивидуальных особенностей воспитанников подготовительной группы. Длительность НОД составила 30 минут. Соблюдались требования и нормы СанПин.
Все запланированные задачи были выполнены. Дети были активны, заинтересованы. Преобладающая форма общения – диалог. Обратная связь прослеживалась через реакцию и ответы детей.
Структура и содержание непосредственно образовательной деятельности соответствует требованиям программы.
Непосредственно образовательная деятельность носит развивающий характер, для этого были использованы: стихи о осени; ИКТ. Включались упражнения на развитие внимания (признаки осени), памяти, воображения (путешествие в осенний лес). Использовались приемы, направленные на создание положительной мотивации (загадки, картинки, игровые упражнения), создавались условия для достижения результата. Использовалась словесная система поощрения, педагогом.
Каждый ребенок был активно включен в деятельность на протяжении всей непосредственно образовательной деятельности. Активизация проходила в виде игры — путешествия в осенний лес, «перенос» детей в воображаемую ситуацию.
Конспект открытого занятия ФГОС для подготовительной группы на тему: Осень
Конспект открытого занятия ФГОС «По следам осени»
Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают и как они опадают. Учить устанавливать причинно-следственные связи. Задачи: • Развивать умение детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения, внимание, связную речь (словарь: черешок, кромка, хлорофилл) • Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения, устанавливать причинно-следственные связи) • Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения. • Исследовать природное явление листопад, строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях. • В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы. • Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом. Приёмы: решение проблемной ситуации, пояснения, действия моторного характера Используемые формы организации познавательной деятельности детей: групповая, подгрупповая и индивидуальная Оборудование и материал: Колокольчик, гелевый шарик, тайное письмо, сундук, карта маршрута, мнемотаблица-загадка,кленовые листья с приметами и пословицами, лупы, микроскоп, две коробки( с сухими и свежими листьями), кусочки белой ткани, сложенные пополам, деревянные кубики, листья настоящие крупные и мелкие, разной формы, коробки, молоко,пищевой краситель,жидкое мыло, волшебный мешочек, кисточки, гуашь,фрукты и овощи из папье маше. Предварительная работа: • На прогулке наблюдать за тем, как опадают листья с деревьев. • Сбор листьев разной формы и окраски. • Беседы об осени; • Чтение художественных произведений: «Листопадничек» И.Соколов-Микитов, «Лес осенью» А. Твардовский, стихи об осени А. С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина; • Разучивание стихов и поговорок об осени; • Пение песен об осени и слушание музыки; • Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы; • Рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных деревьев; • Работа с пластилином и нанесение на основу (пластилинография); • Наблюдение за деревьями на прогулке; • Поделки из природного материала; Ожидаемый результат: Дети с интересом участвуют в проведении исследований, наблюдают, делают выводы. Умеют рассуждать, доказывать, выстраивать предложение, устанавливая причинно-следственные связи. Активно и доброжелательно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками в решении игровых, познавательных, творческих задач. Воспитатель — (воспитатель стоит у окна) и звенит колокольчиком: — Мой звоночек звенит, заливается И ребята вокруг собираются Собрались все дети вкруг Ты мой друг и друг друг Вместе за руки возьмемся И друг другу улыбнёмся (закройте глазки 1,2,3 – волшебство скорей приди!!!) (влетает шарик, ни нитке письмо, написанной лимонным соком) Воспитатель – ловит шарик, удивляется. Ух ты, что это? -Дети предлагают варианты действия. (Давайте посмотрим) -Воспитатель-это какой-то чистый лист. Я ничего не вижу. — ну и что это может быть? (Ответ детей,а может это не просто чистый лист, а тайное письмо?) Воспитатель –А разве бывают такие письма? Ответ детей –Да, такие письма могут быть написаны секретными чернилами ( лимоном или крахмалом) Воспитатель- А как же узнать что в нем написано? Ответ детей- развести йод в воде и слегка смочить при помощи кисточки письмо. Воспитатель — есть у нас такая водичка. Ответ детей- Давайте проверим? (ребенок смачивает письмо йодовой водичкой). Появляется надпись (СУНДУК) Воспитатель — Посмотрите проявляется что-то. Удивляется, что это? Ответ детей- (дети читают) Воспитатель — оказывается ребята это письмо с секретом. Вы поняли, что надо найти? Воспитатель — (Создание проблемной ситуации.) Дети находят сундук, открывают и достают карту, но не знают от кого эта карта. ( на дне сундука находят мнемотаблицу, которая подскажет от кого карт) (Отгадывание загадки по мнемотаблице). Воспитатель Знаю, знаю наперед Вы, смекалистый народ. Отгадайте-ка, ребятки Интересную загадку. Воспитатель –(читает письмо от осени) Дорогие ребята! Одни говорят, что осень заканчивается, другие говорят, что зима уже наступила. Я не знаю, что делать. Как мне украсить свое платье? Посоветуйте, пожалуйста. Я не могу понять, кончается осень или нет? Только прошу вас, представьте убедительные доказательства, а в этом поможет карта. Воспитатель: Этот вопрос очень даже интересный. Что вы решили ребята? Ответ детей- (пойдем искать доказательства) Остановка №1 (на карте изображен желтый лист, дети находят, берут по листочку. ) Задание: назвать приметы осени, которые определяют время года. -день короче, а ночь длиннее; -На деревьях и кустах желтеют листья, они опадают, начинается листопад. -небо серое, хмурое; -часто идут дожди; -перелетные птицы улетают на юг; -дикие звери делают запасы на зиму, утепляют свои шубки, и некоторые ложатся в спячку; — люди надевают демисезонную одежду; -собирают урожай овощей, фруктов и зерна; — осенние месяца называются сентябрь, октябрь, ноябрь: 1.Сентябрь – рябинник. Как вы думаете, почему его называли рябинником? (потому что в это время появляется рябина). 2.Октябрь – листопадник (потому что опадают листья). 3.Ноябрь – зимник (становится холодно, как зимой). Воспитатель: Вы смотрите по телевизору прогноз погоды, диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Осадки? Что это такое? (дождь, снег, туман). Воспитатель: Дети, а как можно узнать какая будет погода? (посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру). Остановка №2 (на карте изображен красный лист, дети находят, берут по листочку. ) Дети называют приметы осени, которые определяют погоду: -Облака редкие — будет ясно и холодно. -Много рябины к дождливой осени и холодной зиме. -Высоко птицы перелетные летят осенью, так снегу много будет, а низко — так малы снега будут. -Листья у березы начинают желтеть с верхушки — ждите ранней, а если снизу поздней зимы. -Теплая осень — к долгой зиме. -У зайцев шерсть побелела — зима близко. -Если орехов много, а грибов нет — зима будет снежная, суровая. — Большие муравьиные кучи — к мягкой зиме. -В осеннее ненастье семь погод на дворе. -Белки делают большой запас орехов — жди холодной зимы. Воспитатель: Дети, вы замечательно назвали много интересных примет, позволяющих предсказать погоду. Остановка №3 (на карте изображен оранжевый лист, дети находят, берут по листочку. ) Дети называют поговорки осени: -Красна весна цветами, а осень пирогами. -Весна красна цветами, а осень снопами. -Осень — время собирать урожай. -Красна ягодка, да на вкус горька. -Сентябрь пахнет яблоком, октябрь — капустой. -Осенью и воробей богат. -Красна весна цветами, а осень пирогами. — Ноябре зима с осенью борется. -Осенью ложка воды ведро грязи. Воспитатель: — А вы молодцы ребята много знаете примет осени. Массаж спины «Дождик» Дождик бегает по крыше – бом, бом, бом! (похлопывают ладонями) По веселой звонкой крыше – бом, бом, бом! (постукивают пальчиками) Дома, дома посидите – бом, бом, бом! (поколачивают кулачками) Никуда не выходите, – бом, бом, бом! (растирают ребрами ладоней) Почитайте, поиграйте – бом, бом, бом! (растирают плечи) А уйду, тогда гуляйте – бом..бом..бом.. (поглаживают ладонями) ( поворачиваются на 180* и повторяют массаж) — После дождика, смотри, в лесу выросли грибы. Воспитатель: — Проходила я мимо нашего участка, там так красиво, деревья в разных красках — Не вы их раскрашивали? -А вы задумывались, почему эта красота не сохраняется? Почему листья желтеют и опадают? И как они опадают? Ответ детей: Листья плохо переносят холод и ветер, поэтому и опадают. Остановка №4 (на карте гриб, дети находят, берут и решают что бы они хотели выяснить Исследование №1( нарисована лупа и лист), Исследование№2 (? Зеленый лист), Исследование №3.( большой и маленький листик), Исследование №4(две коробки ) Воспитатель: Что нужно сделать чтобы ответить на вопрос? Ответы детей нужно провести опыты и эксперименты в лаборатории) Воспитатель-А как вы ребята думаете, зачем дереву нужны листья? Дети: Листья не только украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит. Проблемный вопрос: Воспитатель- А вам интересно узнать, как устроен лист? (Интересно) А для того, чтобы получше рассмотреть чем надо пользоваться? Ответы детей: воспользуемся увеличительным прибором — лупой и микроскопом.(Лупа, микроскоп, зелёные листья) Исследование №1 строения листа с помощью лупы Рассмотрим сначала черешок — это часть, которая соединяет лист с веткой. Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой. Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа. Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка. Какой можно сделать вывод: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки через которые листочки питаются влагой Проблемный вопрос: «Почему осенью листья изменяют окраску и опадают?» Воспитатель: А почему же листья желтеют осенью? Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество. Исследование №2 «Почему лист зеленый?» Дети предлагают- Давайте сначала выясним, почему листья зелёные? Воспитатель: Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта? (Дети: На ткани появились зеленые пятна). — Это зеленое вещество из листочка называется- хлорофилл , оно и окрашивает его в зеленый цвет. (Для этого опыта лучше брать сочные листья комнатных растений). Вывод детей: Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет становится желтым или … -какого цвета бывают листья у деревьев осенью? (Дети: Оранжевые, красные, коричневые,). Исследование №3. Возьмите лупу и рассмотрите основание черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке. Осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появляется пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Подует лёгкий ветерок – и листья опадают. Вывод детей: Осенью листья легко опадают потому, что у основания черешка появляется пробковый слой, который отделяет черешок от ветки. Эксперимент «Как листья опадают» На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться. Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев. Воспитатель- Пока лист летел , что вы заметили? Ответ детей (быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился) Какие выводы можно сделать из этого эксперимента? Вывод детей: Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся). Исследование №4 Что же случается с опавшими листьями ? Ответ детей: Они высыхают. А вы сумели бы на слух определить шелест сухих и только что опавших листьев?(да) Дети берут коробочки и определяют на слух в какой сухие , а в какой незасохшие листья. Вывод детей: Сухие листья шуршат сильнее. Остановка №5 (волшебный мешочек) Воспитатель: По дороге золоченой Осень в гости к нам идет. Для мальчишек и девчонок Щедрый дар она несет Что за дар? (урожай) Дети находят мешочек с папьемаше. Дети садятся на коврики. — Тише, тише, тишина. Сказка в гости к нам пришла. Вы, ребята, не шумите, Сказку нам, вы, не спугните! Жила – была волшебница, и звали ее Осень. Была она могущественной и капризной. Часто меняла свое настроение. В волшебном мешочке (педагог показывает сумочку украшенную желтыми листочками) хранила она свое главное волшебную кисточку воспитатель извлекает из сумочки большую, мягкую кисточку, обвитую золотой ленточкой ). Именно волшебная кисточка помогала ей творить множество чудес. Как красиво Осень раскрашивает дары, но забыла у нас свои кисточки и дары остались не разукрашенными. Воспитатель — Что делать незнаю? Вам хочется стать волшебниками? Для этого нам понадобятся кисточки из волшебного мешочка, белая жидкость и капельки осени. Где бы нам это найти? Дети находят столик где стоит молоко в блюдцах, пищевой краситель, жидкое мыло. Дети капают пипеткой в молоко каплю красного красителя и желтого. опускаюткисточку в жидкое мыло и наблюдают как краски начинают двигаться сами и перемешиваться. Дети предлагают раскрасить самостоятельно. ( дети раскрашивают папьемаше для осени) Воспитатель: Вы ребята молодцы, столько много у Вас знаний об осени. Вы собрали много примет осени , что же нам с ними делать? Ответ детей: Подарить их осени. Дети прикрепляют листья с приметами на платье осени.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект ООД для детей старшей группы Конспект занятия по изучению грамоты в подготовительной группе Конспект по ФЭМП в подготовительной группе. Числа от 1-8. Решение простейших задач План — конспект НОД в подготовительной к школе группе
Похожие статьи:
Конспект НОД в подготовительной группе на тему: Профессии
Конспект занятия в подготовительной группе. Моя семья
Конспект занятия в подготовительной группе. Первобытные люди
Конспект занятия в подготовительной группе. Толерантность
Конспект занятия для детского сада на тему «Права человека». Подготовительная группа