Автоматизация звук Р в текстах: автоматизация звука Р при помощи мнемодорожек

Автоматизация звука «Р» в текстах при помощи мнемодорожек проводится после того, как звук автоматизирован в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, скороговорках.

У нас Вы также сможете найти стихотворения для автоматизации звука «Р», игровое упражнение «Улитки», комплекс занятий (в комплексе 9 полноценных занятий с наглядным материалом).

Рассказывать тексты и заучивать стихотворения можно параллельно. Эти два вида занятий по автоматизации звука «Р» являются завершающими.

После них начинается дифференциация (различение) смешиваемых звуков. В данном случае это звуки «Р» — «Л». Они наиболее часто смешиваются и путаются малышами.

Игры и упражнения по дифференциации звуков вы найдете по выделенной ссылке.

Автоматизация звука Р в текстах при момощи мнемодорожек поможет:

  1. Научить ребенка произносить звук «Р» в связном тексте, а значит и в разговорной речи.
  2. Прием мнемотехники разовьет у малышей ассоциативное мышление, память, внимание. Им нужно будет каждое слово соотнести с картинкой и назвать ее.
  3. Ребенок при помощи моделей предлогов научится видеть и слышать это «маленькое» слово. Дети очень часто соединяют предлоги с существительными и считают их одним словом (н-р, сочетание слов НА столе, малыши воспринимают как одно слово НАСТОЛЕ ит.п.). Модели предлогов представлены ниже.
  4. Ребенок при помощи мнемодорожек научится правильно составлять предложения и рассказы. Этот навык пригодится и в будущем при обучении в школе, т.к. научит ребенка мыслить образно.

Модели предлогов:

Тексты изготовлены в двух вариантах на выбор:

  1. Первый вариант для удобства взрослых подписан. Текс идет сразу же под дорожкой картинок. Он предназначен для индивидуальной работы с нечитающими малышами.
  2. Второй вариант мнемодорожек текстов содержит только цепочки связных картинок. Картинки там более крупного размера. Подписанный текст во втором варианте отсутствует, чтобы не отвлекать читающих детей. Со вторым вариантом можно заниматься как индивидуально, так и подгруппой детей. Текст рассказа в этом случае необходимо распечатать отдельно или с обратной стороны.

Распечатайте представленные картинки на листах формата А4. Желательно заламинируйте, тогда они прослужат вам гораздо дольше и занимайтесь с удовольствием.

Или занимайтесь онлайн у нас на сайте.

Тексты для автоматизации звука Р:

На стройке

Фёдор встаёт с первыми петухами. Быстро одевается. Надо на стройку. В термосе есть чай. Но Фёдор утром его не пьёт. Достаёт кефир, сыплет сахар. Утром кефир освежает. Надевает куртку, выходит во двор. Садится на мотоцикл. Заводит мотор и едет на стройку. Трудовое утро начинается.

В огороде

У Ромы и Тамары огород. В огороде на грядках зреют красные помидоры, разноцветные перцы, хрустящие огурцы, цветет сахарный горох, растет кудрявая петрушка. Рома и Тамара рыхлят грядки, удобряют их. Хороший будет урожай!

В зоопарке

Вчера Рома и Рая были в зоопарке. Там они видели много разных животных и птиц. Роме особенно понравились тигры и пантеры, а Рае — пёстрые зебры и жирафы. Рома и Рая расспрашивали экскурсовода, где живут эти животные, и чем их кормят в зоопарке

Покормили птиц

Трещал сильный мороз. Вера и Ира вышли на улицу. Вера прикрепила к веткам березы кусочек сала. Вот ветка покачнулась. Это прилетели воробьи, синички, красногрудые снегири. Тут в сторону отлетел красный снегирь. Он ест только зернышки и семечки. Ира подбежала к дереву и разбросала горстку семян. Птицы были рады. Всю зиму дети кормили птиц!

Друг

У Егора есть друг. Его зовут Артём Дронов. Егор дружит с ним с первого класса. Вместе Егор и Артём делают уроки, играют в футбол и компьютерные игры.

Как-то раз Егор простудился. Врач прописал ему пить микстуру от кашля. Егор лежал дома в кровати, а Артём купил микстуру в аптеке. Всю неделю Артем навещал своего друга, рассказывал ему школьные новости.

Юра и Рая

У Юры ракета. У Раи ракетки. Утром Юра и Рая играют с ракетой. Ракетой правит Юра, а Рая руководит игрой. Потом они идут во двор и играют в бадминтон Раиными ракетками. Юра и Рая любят играть друг с другом.

Мечта таракана

У Ромы в кармане дырка. Рома набивает карман едой. Таракан ходит за Ромой и подбирает сухари, баранки, фрукты и крошки от торта. Сегодня таракан позовёт в гости своих друзей, и будет у них пир горой. Дырка в кармане неряхи — мечта каждого таракана

Про букву Р

Автор: Лада Кутузова https://www.proza.ru/2011/03/17/1054

Однажды в стране Букволандия произошло невероятное событие. Буква «Р» потеряла свою твердость! Она даже стала немного подволакивать ногу. Все буквы сразу разнервничались и расстроились, они решили, что к букве «Р» пришла старость.

— Надо купить ей палочку, — взволнованно предложила буква «П».

— Тогда это будет уже не буква «Р», — не согласилась с ней буква «Т», — а буква «Я», только отзеркаленная.

— Какой ужас! – разохалась буква «О». – Бедная буква «Р», она скоро не сможет ни стоять, ни ходить. Начнет ползать как червячок.

Буквы начали быстро говорить, перебивая друг друга. Слышались лишь отдельные фразы.

— Надо скипидаром ногу смазывать.

— А я говорю, что в этом деле лучшее – настойка из мухоморов.

— По пять капель в день!

— И теплым шарфом обмотать…

Неожиданно наступила тишина. На поляне, где собрались буковки, появилась фея. Она была одета в строгий деловой костюм, в одной руке держала папку для бумаг, а в другой – носовой платок. Фея громко заплакала:

— Ах, это всё новый ученик! Он не хочет выговаривать буквы. Я прошу его сказать «рак», а он говорит – «лак». Совсем меня не слушается.

Фея снова расплакалась. Буква «А» подбежала к ней, выхватила платок и начала вытирать ей слезы.

— Надо же что-то делать! – возмутилась буква «У». — А то он так всех нас перекалечит.

Дело в том, что фея работала логопедом в обычной школе. Звали ее Анна Ивановна. Она учила ребят правильно называть буквы. Но в этот раз ей попался школьник, который категорически не хотел учиться.

— Друзья, а, давайте, мы позовем его в гости в нашу страну. Пусть он поглядит, как хорошо у нас, как красиво мы звучим, когда нас правильно называют, — предложила буква «Ю».

Фея вытерла слезы, открыла папку для бумаг и громко, по слогам прочла:

— Вызывается ученик Иванов Федор. Дело о намеренной порче буквы «Р».

На поляне поднялся сильный ветер, небо потемнело. Потом в самом его центре образовалась дыра, из которой вывалился мальчик. На вид ему было семь лет. Федя, так звали школьника, весь был немного взлохмаченный и помятый. Похоже, что бегал по двору, в догонялки с ребятами играл. Мальчик совершенно не испугался, что попал в незнакомое место. Он высокомерно посмотрел на буквы, на логопеда и хмыкнул:

— Что это за театр? Представление мне устраиваете?

Вот такой совершенно невоспитанный и невежливый мальчишка.

Буква «Ь» решила поговорить с ним по-хорошему, ведь рядом с ней все буквы становились мягкими и добрыми:

— Феденька, можно тебя попросить? Ты не смог бы правильно называть букву «Р»? А то ей трудно ходить. Она так скоро в червячка превратится.

— Ха-ха-ха, так ей и надо! – крикнул несносный ребенок. – Я еще специально всех вас неправильно звать буду. Скоро вы все ползать начнете.

Интересно, ну чем ему не угодили буковки? Да и сама страна Букволандия была удивительная. На ветках деревьев вместе листочков распускались буквы «О», из снежных тучек на землю падали буквы «Х» и «Ж», а вместо мостов над речками раскинулись буквы «П» и «Ш», только перевернутая. Но нет, Федор Иванов оказался равнодушен к чудесам. Тогда Анна Ивановна выпрямилась во весь свой рост и строго произнесла:

— Ты будешь наказан! С сегодняшнего дня ты сможешь есть только еду, в которой есть буква «Р». Но для этого тебе придется правильно назвать ее.

Фея захлопнула свою папку, и мальчик исчез.

Он снова очутился в своем дворе, где играл с мальчишками в футбол. Играть почему-то не хотелось. Федя поднялся к себе домой.

«Чтобы такое перекусить?» — мальчик залез в холодильник.

В холодильнике было много чего вкусного, Федина мама любила готовить. Но вот беда, сколько мальчик не пытался, но и сыр, и колбаса ускользали из его рук.

«Ах, вот вы как! — разозлился Федя. – Тогда я ничего есть не стану».

Он посмотрел мультфильмы, поиграл в приставку, но кушать хотелось все больше.

«Ладно, — подумал Федька и громко произнес, — рыба».

Только вышло у него «лыба».

«Морковь!», — а получилось «молковь».

Пришлось мальчику открыть тетрадку с логопедическими упражнениями и серьезно заняться домашними уроками.

«Р-р-р», — рычал Федя, и с каждым разом рычание выходило все лучше.

«Р-р-р-р, морковь, сыр, ром-баба, рыба. Ура, у меня получилось!» — и мальчик понесся к холодильнику, чтобы наесться до отвала.

На следующий день Федор извинился перед Анной Ивановной и буквами. Они, конечно, его простили и не сердились – ведь Федька оказался неплохим мальчиком, просто упрямым. Он подружился с буквами и научился их красиво произносить. А когда вырос, стал писать удивительные истории, и буквы служили ему верой и правдой.

сказка на звук Рпрезентация к занятию по логопедии (старшая группа) по теме

Пояснительная записка.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Владимира «Детский сад № 126 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей ».

Автор сказки Литова Ирина Дмитриевна.

Должность: учитель-логопед.

Сказка для развития артикуляционной моторики

Данная сказка предназначена для детей от трех лет и до семилетнего возраста.

Сказка помогает в период работы над сонорными звуками р и рь.

Цель — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Задачи:

  1. Научить детей правильно выполнять артикуляционные упражнения, контролировать свои действия.
  2. Развивать коммуникативные навыки в системе общения «Ребенок – взрослый»
  3. Формировать умение готовить сообщение в форме познавательного рассказа с опорой на модель. Развивать познавательные способности и творческое мышление детей логопедической группы
  4. Воспитывать умение слушать и выполнять инструкцию в системе общения «Ребенок-взрослый»

Жил-был наш веселый язычок (улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до 5. в этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы). Его домик – это наш рот (открыть рот как можно шире и удерживать его в таком положении на счет до 5, потом закрыть рот). Домик закрыт на две дверки. Первая – это губки (вытянуть сомкнутые губы вперед и удерживать их в таком положении на счет до 5), а вторая – зубки (широко улыбнуться, показать сомкнутые зубы, в правильном прикусе, удерживать на счет до 5).

Наш язычок очень трудолюбивый, затеял он в домике ремонт. Решил потолок покрасить и маляра пригласил (улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить небо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться), и стены тоже подновил (широко открыть рот, губы округлить, водить кончиком языка по внутренней стороне щеки вверх и вниз). Теперь краской в домике пахнет.

Выглянул наш язычок на улицу (рот открыть, острый напряженный язычок вытянуть вперед как можно дальше), посмотрел направо-налево, направо-налево (рот открыть, улыбнуться на счет 1-2 высунутым острым языком касаться правого или левого уголка рта), понравилась погода язычку, решил он на свою лошадку сесть и поехать погулять, сел на лошадку и поскакал (улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, язык должен быть широким. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной).

Ой! Останавливай скорее лошадку (набрав в легкие воздух, с силой выдувать его, заставляя вибрировать губы: прррррр)! Чуть было грибок не раздавили, посмотри какой красивый (улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к небу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то можно пощелкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощелкивании улавливается нужное движение языка). Надо его собрать, давай корзинку возьмем и гриб в нее положим (улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до 5. нижняя губа должна обтягивать нижние зубы). Но язычок только за одним грибом нагнулся, а там, за ним еще один (то же), и еще (то же)! Все грибы язычок собрал и дальше поскакал (улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, язык должен быть широким. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной).

Останови лошадку (набрав в легкие воздух, с силой выдувать его, заставляя вибрировать губы: прррррр). Увидел наш язычок друга своего – дятла, он на дереве сидит и по дереву стучит (улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук д-д-д. язык упирается в верхние зубы про произнесении этого звука, рот не должен закрываться), поздоровался с нами дятел на своем языке (то же), а язычок тоже знает птичий язык и тоже поприветствовал дятла на его языке (то же). Поздоровались они, и язычок дальше поскакал (улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, язык должен быть широким. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной).

Ой! Останавливай скорее лошадку (набрав в легкие воздух, с силой выдувать его, заставляя вибрировать губы: прррррр)! Чуть было комара не сбили! Комарик с нами поздоровался на своем языке (улыбнуться, открыть рот. Поднять язык за верхние зубы, длительно произносить звук з (если ребенок умеет правильно его произносить), и язычок тоже с комариком поздоровался на его языке (то же) и дальше поскакал (улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, язык должен быть широким. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной).

Прискакали мы к гаражу. Останавливай лошадку (набрав в легкие воздух, с силой выдувать его, заставляя вибрировать губы: прррррр). А в гараже грузовичок наш стоит, поедем на нем домой? Тогда надо лошадку в кузов завести, не оставлять же ее. Заводи лошадку (поцокать язычком, но медленно). Завели лошадку. Теперь и корзину с грибочками надо погрузить. Бери нашу корзиночку (улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до 5. Нижняя губа должна обтягивать нижние зубы). Проверим все ли грибочки на месте (3 раза подряд выполнить упражнение: Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к небу). И гостей к себе позовем.

Стал язычок комарика звать (улыбнуться, открыть рот. Поднять язык за верхние зубы, длительно произносить звук з). Отозвался комарик и в машину залетел (то же). И дятла язычок тоже решил позвать (улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук д-д-д. язык упирается в верхние зубы про произнесении этого звука, рот не должен закрываться), а дятел язычку ответил, да к машине прилетел (то же).

Все в сборе! Теперь заведем мотор, и домой поедем (во время длительного произнесения звука д-д-д или з-з-з быстрыми движениями плоской ручкой чайной ложки, деревянным шпателем, соской или просто чистым прямым указательным пальцем самого ребенка производить частые колебательные движения из стороны в сторону).

Про букву Р

Буква Р была в Алфавите самой радостной буквой! Ещё бы, с буквы Р начинается «радость» и все радостные слова! Поэтому буква Р всегда ходила и напевала песенку:

– Ра-ра-ра! Ра-ра-ра!

Рада я уже с утра!

Ещё буква Р помогала мальчикам и девочкам научиться её правильно выговаривать. Это очень сложно. Не всем удаётся. Некоторые так всю жизнь и выговаривают букву Р неправильно. А есть даже целая страна, Франция, где все букву Р говорят совсем по-другому. По-французски, а не по-русски. Поэтому важно научиться ребяткам выговаривать букву Р.

Ещё с этой буквы начинается слово «Родина» и слово «Россия», и «русский язык»! Вот какая важная буква Р.

Но, хоть она и была важной, а совсем и не важничала, а была простой и доброй.

Однажды пошла буква Р погулять и дошла до речки. Речка была такая чистая, красивая, и там плавали рыбки. Буква Р стала купаться, нырять и играть вместе с рыбками.

Так они долго радостно играли, веселились, а потом буква Р выплыла на берег и стала переодеваться. И вдруг она почувствовала, что кто-то шевелится у неё в купальнике.

– Ой! Кто же это может быть? – воскликнула буква Р и достала… Кого вы думали? Золотую рыбку!

Она была такая красивая, ярко-оранжевая, как солнышко, и говорила человеческим голосом.

– Ах, рыбка, плыви скорее к себе в речку, тебе же нельзя находиться без воды! – и буква Р быстро выпустила рыбку в речку.

А рыбка ей и говорит:

– Спасибо тебе, буква Р! За то, что ты такая добрая и радостная, я исполню одно твоё желание, самое сильное! Говори!

Задумалась буква Р. Какое же самое сильное желание у неё было? Думала она, думала, а потом и говорит:

– Я хочу, чтобы все ребятки, все девочки и мальчики, все мамы и папы, все большие и маленькие, взрослые и дети, все-все люди на планете Земля никогда больше не печалились, а радовались, как я!

Задумалась тут Золотая рыбка.

– Ух ты, очень большое у тебя желание, с целую планету! Но я всё же попробую его исполнить. Только исполняться оно будет постепенно. Сначала все, кто прочитает эту сказку, перестанут плакать и начнут всему радоваться. Потом те, кто с ними рядом живёт. А потом и все остальные. Радость, она ведь быстро расходится! Если одному будет радостно и весело, то и всем тоже!

Сказала так рыбка и уплыла.

А буква Р радостная и счастливая побежала к себе домой, отдыхать.

Она легла спать, и ей приснился интересный сон. Как будто она на большой ракете полетела в Космос, и прилетела на планету Радости, где все только радуются и даже не знают, что такое горе и печаль. Все такие счастливые и довольные. Как будто погостила там наша буква Р немного и собралась обратно. Села в ракету и полетела снова на Землю, домой. И сказала жителям той планеты:

– Полечу я на Землю, помогу людям, научу их радоваться жизни! Радоваться солнышку, что восходит каждый день, радоваться голубому прекрасному небу! И белым облакам!

И синим морям! И зелёным равнинам и полям! И прекрасным цветам! И щебетанью птиц! И дождику! И ветру! И всему живому!

Просто радоваться!

Давайте поможем букве Р и будем радоваться этой прекрасной жизни на нашей замечательной планете Земля!

Автор — Дарья Луч

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]