Должностная инструкция учителя логопеда в ДОУ
1. Общие положения
1.1. Данная должностная инструкция учителя-логопеда ДОУ разработана в соответствии с Профстандартом «01.001 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального, основного и среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утвержденного приказом Минтруда и Соцзащиты РФ № 544н от 18 октября 2013 г.; с учетом проекта Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-дефектолог (учитель-логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог, тифлопедагог)», подготовленного Минтрудом России 15 сентября 2021 г.; с учетом ФГОС дошкольного образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. №1155; Федерального Закона №273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»; Трудовым кодексом Российской Федерации и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.
1.2. На должность учителя-логопеда назначается лицо, имеющее высшее образование с уровнем специалитет или магистратура в области дефектологии или высшее образование с уровнем специалитет или магистратура и профессиональной переподготовкой в области логопедии без предъявления требований к стажу работы.
1.3. Особыми условиями допуска к работе являются:
- прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров, а также внеочередных медицинских осмотров в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- наличие личной медицинской книжки с результатами медицинских обследований и лабораторных исследований, сведениями о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации с допуском к работе;
- отсутствие ограничений на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, установленных статьей 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации.
1.4. Учитель-логопед относится к категории специалистов, назначается и освобождается от должности заведующим ДОУ в порядке, предусмотренном законодательством РФ.
1.5. Учитель-логопед непосредственно подчиняется заведующему дошкольным образовательным учреждением.
1.6. Учитель-логопед ДОУ должен знать:
- законодательство о правах ребенка, о правах инвалидов;
- законы и иные нормативно правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;
- Федеральные государственные образовательные стандарты;
- требования к адаптированным основным общеобразовательным программам, адаптированным образовательным программам;
- требования к безопасности образовательной среды для воспитанников с нарушениями речи;
- теории, закономерности, принципы построения и функционирования систем образования лиц с нарушениями речи, современные тенденции развития образования лиц с нарушениями речи, оказания им логопедической помощи;
- основы поликультурного образования, методы и технологии поликультурного обучения, особенности региональных, этнокультурных, языковых условий реализации адаптированных основных общеобразовательных программ;
- клинико-психолого-педагогические особенности разных категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- структуру речевых нарушений, в том числе специфику нарушений речи у разных категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- закономерности и этапы речевого развития, языковые нормы, варианты их нарушения;
- содержание и технологии проведения логопедических занятий;
- современные педагогические технологии реализации деятельностного, компетентностного, индивидуально-дифференцированного подходов с учетом возрастных и индивидуальных особенностей лиц с нарушениями речи;
- психолого-педагогические технологии консультирования родителей (законных представителей), членов семей по вопросам семейного воспитания, выбора образовательного маршрута и его изменения на разных этапах образования, социальной адаптации, реабилитации, профориентации, проведения коррекционно-развивающей работы в условиях семьи;
- направления и способы взаимодействия учителя-логопеда, педагогических работников и специалистов, участвующих в процессе обучения, воспитания, коррекции нарушений развития, социальной адаптации, реабилитации лиц с нарушениями речи;
- пути достижения и способы оценки результатов освоения образовательных программ и (или) программ логопедической помощи лицами с нарушениями речи;
- требования к оснащению и оборудованию учебных и логопедических кабинетов современными образовательными средствами, техническими средствами, дидактическими средствами, средствами логопедической помощи;
- нормы современного русского литературного языка;
- особенности семейного воспитания лиц с нарушениями речи;
- гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (далее – гигиенические нормативы);
- санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (далее – санитарные правила);
- нормы охраны труда, правила пожарной безопасности и требования антитеррористической защищенности.
1.7. Учитель-логопед ДОУ должен уметь:
- планировать содержание и осуществлять непрерывный образовательный процесс в соответствии с общеобразовательными программами и (или) программами логопедической помощи;
- определять формы, методы, приемы и средства организации деятельности лиц с нарушениями речи по освоению ими программ образования и (или) программ логопедической помощи;
- определять объем, содержание, целевую направленность и условия реализации образовательной программы и (или) программы логопедической помощи с учетом особых образовательных и социально-коммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей лиц с нарушениями речи;
- организовывать деятельность лиц с нарушениями речи по реализации образовательных программ и (или) программ логопедической помощи (в индивидуальной или групповой форме) в соответствии с их возрастом, особыми образовательными потребностями и индивидуальными особенностями;
- разрабатывать и реализовывать совместно с родителями (законными представителями) индивидуальный образовательный маршрут лица с нарушениями речи с учетом его возраста, индивидуальных возможностей;
- использовать ИКТ-компетенции, необходимые для планирования, реализации и оценки образовательной и логопедической работы с лицами с нарушениями речи с учетом их возраста, особых образовательных и социально-коммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей;
- использовать логопедические технологии реализации коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей различных категорий детей с нарушениями речи;
- применять логопедические технологии сопровождения лиц с нарушениями речи в системе комплексной реабилитации;
- планировать и организовать различные виды самостоятельной деятельности лиц с нарушениями речи;
- использовать технологии формирования у лиц с нарушениями речи мотивации к качественному образованию, личностному развитию, овладению компетенцией, необходимой для жизни человека в обществе, социальной адаптации с учетом их особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей;
- использовать содержание, формы, методы и средства текущего контроля и мониторинга, позволяющие оценить освоение лицами с нарушениями речи образовательных программ и (или) программ логопедической помощи, определять дальнейшие траектории образования с учетом особых образовательных и социально-коммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей лиц с нарушениями речи;
- применять технологии воспитательной работы с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей обучающихся с нарушениями речи;
- использовать технологии инклюзивного образования;
- взаимодействовать со специалистами, осуществляющими комплексное сопровождение лиц с нарушениями речи в организациях здравоохранения, социальной защиты, культуры, спорта, правоохранительных органов;
- взаимодействовать со средствами массовой информации, общественными организациями для пропаганды толерантного отношения к лицам с нарушениями речи, их семьям;
- использовать грамотную, четкую, выразительную, орфоэпически правильную речь;
- осуществлять ведение нормативной документации, включая электронный документооборот;
- соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, требования профессиональной этики.
1.8. Учитель-логопед должен пройти обучение и иметь навыки оказания первой помощи пострадавшим, знать требования антитеррористической защищенности, пути эвакуации, при угрозе совершения или совершении террористического акта, иной кризисной ситуации выполнять нормы антикризисного плана действий в чрезвычайной ситуации, распоряжения заведующего и ответственных за пожарную безопасность, антитеррористическую защищенность.
2. Должностные обязанности
Учитель-логопед ДОУ выполняет следующие обязанности:
2.1. В рамках своей обобщенной трудовой функции обучения, воспитания, коррекции нарушений развития и социальной адаптации обучающихся с тяжелыми нарушениями речи:
2.1.1. Осуществляет деятельность, которая направлена на максимальную коррекцию недостатков в развитии у воспитанников детского сада с нарушениями речи.
2.1.2. Способствует формированию общей культуры личности, социализации воспитанников ДОУ.
2.1.3. Анализирует документы лиц с нарушениями речи, оформленные организациями здравоохранения, социальной защиты, образования, культуры, спорта, правоохранительными органами.
2.1.4. Проводит диагностику нарушения речи, логопедическое обследование с учетом возраста, индивидуальных особенностей воспитанников с нарушениями речи.
2.1.5. Определяет тип образовательной программы и (или) варианта оказания логопедической помощи с учетом особых образовательных и социально-коммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей лиц с нарушениями речи.
2.1.6. Обеспечивает специальную образовательную среду для реализации особых образовательных потребностей воспитанников с нарушениями речи и развития компетенции, необходимой для жизни человека в обществе.
2.1.7. Проводит комплектование групп для занятий с учетом психофизического состояния воспитанников дошкольного образовательного учреждения.
2.1.8. Планирует и проводит уроки, логопедические групповые (подгрупповые) и индивидуальные занятия с учетом особых образовательных и социально-коммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей воспитанников с нарушениями речи.
2.1.9. Осуществляет систематический контроль и оценку достижений воспитанниками с нарушениями речи планируемых результатов обучения и воспитания.
2.1.10. Консультирует родителей (законных представителей) и членов семей воспитанников с нарушениями речи по вопросам семейного воспитания, выбора образовательного маршрута и его изменения на разных этапах образования, социальной адаптации, проведения коррекционно-развивающей работы в условиях семьи.
2.1.11. Консультирует воспитателей и педагогических работников, участвующих в реализации процессов образования, социальной адаптации, реабилитации воспитанников с нарушениями речи.
2.1.12. Реализует меры по профилактике нарушений речи, а также заболеваний, трудностей в развитии и социальной адаптации воспитанников с нарушениями речи
2.1.13. Направляет при необходимости воспитанников детского сада на консультацию в психологические, медицинские и медико-педагогические центры.
2.1.14. Оформляет программно-методическую документацию, определяемую в соответствии с федеральными, региональными и локальными нормативными актами и отражающую реализацию образовательных программ обучения, воспитания, коррекции нарушений развития, социальной адаптации и (или) программ логопедической помощи с учетом особых образовательных потребностей лиц с нарушениями речи.
2.1.15. Составляет заключение по результатам логопедического обследования воспитанников ДОУ и доводит до сведения педагогов и родителей (законных представителей).
2.2. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической деятельности, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой.
2.3. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию и педагогический уровень на курсах, семинарах.
2.4. Уважительно и заботливо относится к каждому ребенку ДОУ, проявляет выдержку и педагогический такт в общении с детьми и их родителями.
2.5. Обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников детского сада во время образовательного процесса.
2.6. Обеспечивает благоприятный эмоционально-психологический климат в детском и взрослом коллективе.
2.7. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в детском саду.
2.8. Своевременно информирует руководителя логопедической службы и заведующего ДОУ о возникших трудностях в работе с родителями и различными службами.
2.9. Своевременно доносит информацию до заведующего ДОУ, дежурного администратора обо всех чрезвычайных происшествиях в детском саду, которые связаны с жизнью и здоровьем детей.
2.10. Проходит предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры, профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию (при приеме на работу и далее с периодичностью не реже 1 раза в 2 года), вакцинацию в соответствии с национальным календарем профилактических прививок и национальным календарем прививок по эпидемиологическим показаниям.
2.11. Неукоснительно выполняет требования должностной инструкции учителя-логопеда в ДОУ, нормативно-правовых документов, которые регламентируют трудовую деятельность в ДОУ.
2.12. Соблюдает правила и нормы охраны труда, технику безопасности, противопожарной и антитеррористической защиты, а также санитарные правила и гигиенические нормативы, при этом несет персональную и уголовную ответственность за жизнь и здоровье каждого воспитанника ДОУ.
3. Права
Учитель — логопед в пределах своей компетенции имеет право:
3.1. Принимать непосредственное участие в:
- разработке образовательной политики и стратегии дошкольного образовательного учреждения, в создании соответствующих документов;
- подготовке и деятельности совета педагогов, методических объединений;
- всех смотрах-конкурсах детского сада, района, города;
- инновационной и экспериментальной деятельности ДОУ;
- семинарах, тренингах, организуемых на базе дошкольного учреждения и информационно-методического центра.
3.2. Определять направление педагогической деятельности с учетом индивидуальных особенностей воспитанников детского сада, а также их творческих способностей.
3.3. Использовать педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов обучения, исходя из психофизической целесообразности в рамках федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
3.4. Вносить грамотные предложения по совершенствованию воспитательно-образовательной работы ДОУ.
3.5. Повышать свою квалификацию, постоянно заниматься самообразованием.
3.6. Получать консультативную помощь от заместителя заведующего по ВиМР и других узких специалистов детского сада.
3.7. По согласованию с непосредственным руководителем привлекать к решению поставленных перед ним задач других работников дошкольного образовательного учреждения.
3.8. Другие права, которые предусмотрены Трудовым кодексом Российской Федерации, Законом РФ «Об образовании», региональными законами, а также Уставом учреждения и Правилами внутреннего трудового распорядка.
4. Ответственность
4.1. Учитель-логопед детского сада несет персональную ответственность за сохранность жизни и здоровья каждого ребенка в процессе образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения.
4.2. Учитель-логопед в ДОУ несет ответственность за сохранность хозяйственного инвентаря, игрового оборудования и имущества дошкольного учреждения, находящегося на рабочем месте.
4.3. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка ДОУ, законных распоряжений заведующего и иных утвержденных локальных нормативных актов, настоящей должностной инструкцией учителя-логопеда детского сада, в том числе за не использование предоставленных прав, учитель — логопед несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством России. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.
4.4. За использование, в том числе однократное, методов воспитания, которые связаны с физическим или психическим насилием над личностью ребенка, учитель — логопед может быть освобожден от занимаемой им должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации «Об образовании». Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.
4.5. За нарушение правил пожарной безопасности, санитарно-гигиенических правил организации воспитательно-образовательного процесса учитель-логопед будет привлечен к административной ответственности в порядке и в случае, которые предусмотрены административным законодательством РФ.
4.6. За виновное причинение дошкольному образовательному учреждению или участникам воспитательно-образовательного процесса ущерба в связи с исполнением или не исполнением своих должностных обязанностей учитель-логопед ДОУ несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым или гражданским законодательством.
5. Взаимоотношения. Связи по должности
Учитель-логопед ДОУ:
5.1. Работает в режиме нормированного рабочего дня по утвержденному графику, составленному исходя из 20-часовой рабочей недели, самопланирования и отчетности деятельности, участия в обязательных плановых мероприятиях ДОУ на которые не установлены нормы выработки.
5.2. Самостоятельно составляет план работы на каждый год, полугодие и ежемесячно. Планы согласовываются с руководителем психолого-педагогической службы, заместителем заведующего по воспитательно-образовательной работе и утверждаются заведующим ДОУ.
5.3. Предоставляет руководителю службы, заместителю заведующего по воспитательно-образовательной работе отчет в письменном виде о проделанной работе за каждое полугодие и в конце года.
5.4. Получает от заведующего дошкольным образовательным учреждением, заместителя руководителя и заведующего ППС информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под роспись с необходимой документацией.
5.5. Постоянно обменивается информацией по вопросам, непосредственно имеющим отношение к его деятельности, с работниками службы и педагогическим коллективом.
5.6. Ставит в известность заведующего ДОУ о возникновении трудностей в работе.
5.7. Предоставляет заместителю заведующего по воспитательно-образовательной работе информацию, полученную непосредственно на выездных совещаниях и семинарах.
6. Порядок утверждения и изменения должностной инструкции
6.1. Внесение изменений и дополнений в действующую должностную инструкцию производится в том же порядке, в котором принимается должностная инструкция.
6.2. Должностная инструкция вступает в силу с момента ее утверждения и действует до замены ее новой должностной инструкцией.
6.3. Факт ознакомления сотрудника с настоящей должностной инструкцией подтверждается подписью в экземпляре должностной инструкции, хранящемся у работодателя, а также в журнале ознакомления с должностными инструкциями.
Логомаг
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ» Методист ОУМЦ СВАО Заведующая ГОУ д/с №____ __________________ _________________________ «___»_______200 г. «___»________200 г
Должностная инструкция учителя-логопеда
ГОУ № _______
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. Учитель-логопед дошкольного образовательного учреждения назначается на должность и увольняется заведующим ГОУ детского сада. Учитель-логопед непосредственно подчиняется заведующему ГОУ детского сада. В своей деятельности учитель-логопед опирается на следующие документы: — законодательные акты и ТК РФ; — Устав и Правила внутреннего трудового распорядка ГОУ; — Конвенцию о правах ребенка; — базисную программу развития ребенка-дошкольника «Истоки»; коррекционные программы и технологии; — Договор с родителями; — приказы заведующего и вышестоящих органов образования, нормативно-методические документы Правительства РФ и Департамента образования г. Москвы; — трудовой договор и настоящую должностную инструкцию, а также другие нормативные документы. продолжительность рабочего времени учителя-логопеда консультативного пункта — 20 часов в неделю (одна ставка). График работы учителя-логопеда утверждается заведующей ГОУ.
2. ФУНКЦИИ. Проведение углубленного логопедического обследования детей в возрасте от 4 до 7 лет по запросу родителей, для определения уровня речевого развития, выявления специфических речевых нарушений различного генеза и структуры дефекта. Практическое использование в работе с детьми апробированных коррекционных методик по исправлению отклонений в развитии и восстановлению нарушенных функций. Оказание консультативной и методической помощи педагогам и родителям (лицам, их заменяющим), с целью профилактики речевых нарушений у детей дошкольного возраста, по вопросам дифференцированной диагностики речевых нарушений у детей и применению специальных методик и приемов оказания помощи детям, имеющим отклонения в развитии.
3. ОБЯЗАННОСТИ. Учитель-логопед дошкольного образовательного учреждения: Обеспечивает выполнение «Инструкции по охране жизни и здоровья детей в ГОУ детском саду» и соблюдает правила и нормы охраны труда и противопожарной защиты, а также санитарно-гигиенические требования. Проводит обследование детей с целью определения особенностей речевой функции у ребенка, структуры и степени имеющихся отклонений и дефектов развития. Консультирует педагогов и родителей обследованного ребенка о путях и формах преодоления речевого несовершенства; обучает родителей основным приемам по исправлению нарушений звукопроизношения, по формированию фонематического слуха. Направляет детей на консультацию в психологические, медицинские и медико-педагогические центры. Составляет заключения по результатам логопедического обследования и доводит до сведения педагогов и родителей. Разрабатывает и использует: — коррекционные программы, циклы занятий, направленные на устранение у дошкольников речевых расстройств, нарушений произносительной стороны речи, дефектов фонематических процессов и лексико-грамматических расстройств; — рекомендации для родителей (лиц, их заменяющих) по общему развитию речи; — рекомендации по развитию речи в рамках психологической готовности детей к школьному обучению; Участвует: — в заседаниях специалистов (совещаниях, консилиумах и др.); — в лектории и практикуме для родителей. Использует соответствующие наглядные пособия и стимульные материалы для обследования речевого развития детей и проведения коррекционно-развивающей работы с ними. Ведет документацию по установленной форме и использует ее по назначению.
4. ПРАВА, Учитель-логопед имеет право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 календарных дней (одна ставка), а также пользуется правами, предусмотренными ТК РФ и другими законодательными актами, Уставом и Правилами внутреннего трудового распорядка, Договором с родителями, Положением о дошкольном учреждении.
5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Учитель-логопед несет персональную ответственность за сохранность жизни и здоровья детей на занятиях. Несет ответственность за сохранность имущества, находящегося в логопедическом кабинете. За неисполнение всех обязанностей учитель-логопед несет дисциплинарную, материальную и уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством.
С должностной инструкцией ознакомлен ______________________________________________