Дидактические игры для дошкольников 4-6 лет на тему: Фрукты, овощи, ягоды
Дидактические игры для дошкольников на тему: «Фрукты, овощи, ягоды»
Автор: Книс Анна Николаевна, старший воспитатель. Место работы: МБДОУ «Детский сад №3 «Улыбка», г. Калач — на – Дону. Описание работы: Предлагаю вашему вниманию дидактические игры для дошкольников на тему: «Фрукты, овощи, ягоды». Данный материал поможет воспитателям, детям и их родителям закрепить знания детей о фруктах, овощах и ягодах в игровой форме.Дидактическая игра «Пятый лишний» Цель: Развитие умений классифицировать предметы по существенным признакам, закрепление слов-обобщений. Дидактический материал: Карточки с изображением пяти предметов, четыре из них относятся к одной тематической группе, а пятая к какой-нибудь другой группе. Ход игры: Детям дается задание: «Рассмотрите картинки, назовите, что на них изображено и определите, какой предмет лишний. Оставшиеся, предметы назовите одним словом». Каждый участник исключает лишний предмет по очереди. Если он ошибается или не выполняет задание, его вариант предлагают выполнить следующему игроку. За каждое правильно выполненное задание дают фишку. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек. Карточки для игры: 1. Клубника, малина, киви, ежевика, смородина. Лишний киви потому, что это фрукт, а остальные – ягоды.
2. Томат, баклажан, перец, картофель, банан. Лишний банан потому, что это фрукт, а остальные – овощи.
3. Крыжовник, персик, клюква, смородина, черника. Лишний персик потому, что это фрукт, а остальные – ягоды.
4. Киви, яблоко, груша, персик, томат. Лишний томат потому, что это овощ, а остальные – фрукты.
5. Апельсины, яблоки, редис, лимон, банан. Лишний редис потому, что это овощ, а остальные – фрукты.
6. Груша, редис, чеснок, огурец, капуста. Лишняя груша потому, что это фрукт, а остальные – овощи.
Дидактическая игра «Магазин «Фрукты, овощи, ягоды» Цель: Развитие умений детей точно описывать внешний вид (цвет, форму), вкус, место произрастания фруктов, овощей и ягод. Дидактический материал: Муляжи фруктов, овощей и ягод. Ход игры: Дети выбирают продавца. Покупатель подходит к столу, на котором разложены муляжи. Не называя, он описывает фрукт, овощ или ягоду, которую хочет купить. Например: «Я хочу купить ягоды. Они растут в лесу на маленьких кустиках. Ягоды небольшие, темно-синего цвета, круглые, как горошинки, немного приплюснуты сверху, сочные и сладкие. Из этих ягод готовят варенье и компот» (черника). Ребенок должен так описать, выбранный предмет, чтобы продавец понял, что он хочет купить. Продавец продает фрукты, овощи и ягоды (отдает муляж) только тому, кто правильно выполнил задание. Дидактическая игра «Во саду ли, в огороде» Цель: Развитие умений детей точно определять место произрастания фруктов и овощей. Дидактический материал: Картинки фруктов и овощей, картинка с огородом и картинка с садом. Ход игры: Играют 2 ребёнка или 2 группы детей. Воспитатель даёт одному ребёнку (группе) картинку с изображением огорода, а другому ребёнку (группе) картинку с изображением сада. Перед детьми раскладываются картинки с изображением фруктов и овощей. Ребёнок (группа) у которого картинка с изображением огорода собирает овощи, а ребёнок (группе) у которого картинка с изображением сада собирает фрукты. В конце игры дети проверяют друг у друга правильность выполнения задания. Варианты заданий: — одна группа придумывает загадку об овощах или фруктах, а другая группа должна найти и показать отгадку на картинке; — рассказать, что можно приготовить из овощей (фруктов).
Рекомендуем посмотреть:
Дидактические игры (словесные) для детей 5-6 лет Дидактическая игра для детей детей 5-6 лет Дидактическая игра по обучению грамоте старших дошкольников Дидактическая игра по обучению грамоте старших дошкольников
Похожие статьи:
Игры на развитие координации движений для детей 5-7 лет
Дидактические игры с природным материалом для детей старшей группы в детском саду
Развивающие игры для детей 5-6 лет в детском саду
Дидактические игры по ознакомлению с флорой и фауной для детей старшей – подготовительной группы
Дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе
Дидактические игры для детей 5-7 лет в детском саду по лексической теме: Овощи, фрукты
Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста по лексической теме «Овощи, фрукты».
Автор: Тушмакова Наталья Николаевна, д/с №203 «Алиса» АНО ДО «Планета детства «Лада» Описание: Данный материал могут использовать воспитатели старших и подготовительных групп для закрепления материала по теме «Овощи, фрукты». Работая в детском саду, приоритетным направлением которого является речевое развитие, в группе детей с ОНР, дидактические игры по лексическим темам изготавливаю сама, опираясь на собственный опыт и опыт моих коллег. Хочу представить вашему вниманию мои новинки, которые очень помогают мне при проведении НОД и совместной деятельности с детьми в свободное от занятий время.
Д/и «Собери урожай»
— Ребята, наступила осень, на даче созрели овощи и фрукты, настало время собрать урожай.
— Перед вами 3 корзинки: в первую корзинку мы соберем плоды, в названии которых 1 слог; во вторую — в названии которых 2 слога; в третью — 3 слога.
— Как можно проверить, сколько слогов в слове? (прохлопать слово; простучать карандашом по столу; поставить руку под подбородок — сколько раз подбородок коснется руки, столько и слогов).
— Ребята, в какой корзинке больше плодов? На сколько во второй корзине овощей и фруктов больше, чем в первой? И т.д.
Д/и «Подбери названия овощам»
Детям предлагается подобрать название овощам. Считалочкой выбирается ведущий, который вращает стрелку в центре круга и выбирает овощ.
Дети рассматривают прищепки с названиями овощей.
Читающие дети читают написанные названия, нечитающие — выделяют первый звук в слове и ищут прищепку с нужным звуком, который выделен красным цветом.
Д/и «Овощи и фрукты — полезные продукты»
Игра имеет 2 варианта.
В первом варианте
детям предлагается разделить урожай на овощи и фрукты.
Овощи кладем в корзину, фрукты складываем под деревом.
Во втором варианте
из овощей детям предлагается сделать салат, а из фруктов — сок.
Дети называют получившийся салат (салат из огурца — огуречный) и сок (сок из ананаса — ананасный).
Далее задание усложняется. Сок из яблока и груши — яблочно-грушевый, салат из капусты и моркови — капустно-морковный.
Игра «Придумай загадку»
Для закрепления отличительных признаков овощей и фруктов детям предлагается придумать загадки с помощью алгори class=»aligncenter» width=»629″ height=»472″[/img] Например: — Этот овощ растет на грядке, он треугольной формы, оранжевого цвета, сладкий на вкус, что это? (морковь). — Этот фрукт растет на дереве, он овальной формы, желтого цвета, очень кислый, что это? (лимон).
Уважаемые коллеги, спасибо за внимание! Надеюсь, этот материал поможет в работе начинающим педагогам.
Рекомендуем посмотреть:
Дидактические игры для детей 5-7 лет: Зимние виды спорта Развивающая игра для детей 4-7 лет: «Волшебный мешочек с карточками» Дидактическая игра на социально – коммуникативное развитие для детей старшей группы Игры на развитие речи в старшей группе детского сада
Похожие статьи:
Задания по теме «Лес» для детей 6-8 лет
Методика использования дидактических игр в детском сада в старшей – подготовительной группе
Веселые физкультминутки:
Уборка урожая.
Показать действия: несем лестницу, ставим лестницу, срываем груши, кладем в ящики, грузим в машину.
2. Как садовник яблоню выращивал.
Показать действия: садовник копает яму, сажает яблону, белит ствол яблони, поливает, удобряет, делает обрезку, собирает плоды.
3. Яблоко.
Вот так яблоко! Оно соку сладкого полно! ( встать, руки в стороны, потянуться) Руки протяните, яблоко сорвите! (руки вверх, потянуться вверх) Стал ветер веточку качать, трудно яблоко сорвать! ( руки вверх, наклоны в стороны) Подпрыгну, руку протяну и быстро яблоко сорву! (прыжки вверх, хлопок над головой)
Дидактические игры «Овощи» для детей старшего дошкольного возраста
Елена Чувилина
Дидактические игры «Овощи» для детей старшего дошкольного возраста
Дидактические игры на тему «Овощи» для детей 5-7 лет.
1. Дидактическая игра «Чья тень?»
Цель:
формировать умение находить силуэты овощей; учить правильно называть овощи ; учить различать понятия «овощи».
Оборудование: карточки с изображением овощей и их силуэтов.
Вариант 1. Воспитатель раздает детям цветные изображения овощей. Предлагаем детям рассмотреть их и правильно назвать. Далее воспитатель показывает карточки с тенью какого-либо овоща. Дети должны найти нужный овощ из имеющихся.
Вариант 2. На одной стороне магнитной доски раскладываем силуэты овощей, на другой – картинки самих овощей. Воспитатель предлагает закрепить рядом картинки овоща и их тени.
2. Дидактическая игра «Что сажают в огороде»
Цель:
учить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по способу их применения, развивать быстроту мышления, слуховое внимание, речевые навыки.
Игровое правило. Отвечать на вопросы водящего нужно только словами «да» или «нет».
Игровое действие. Кто ошибся, тот отдает фант, который потом отыгрывает.
Ход игры. Воспитатель спрашивает: «Дети, вы знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем в такую игру: я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте.
Если я назову то, что сажают в огороде, вы отвечаете «да», если же то, что в огороде не растет, вы скажете «нет». Кто ошибется, тот проигрывает» Воспитатель. Морковь. Дети. Да!
Воспитатель. Огурцы. Дети. Да!
Воспитатель. Свекла. Дети. Да!
Воспитатель. Сливы. Дети. Нет!
Если кто-то поспешит и ответит неправильно, воспитатель может сказать:
«Поспешишь – людей насмешишь. Будь внимателен.
3. Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Цель:
совершенствовать умение на ощупь определять овощ по его форме, правильно называть его цвет, развивать внимание, память, устную речь
Атрибуты: мешочек, муляжи овощей.
Ход игры: воспитатель показывает мешочек и говорит:
Я- чудесный мешочек,
Всем ребятам я — дружочек.
Очень хочется мне знать,
Как вы любите играть.
Дети складывают в мешочек муляжи овощей. Далее по очереди берут из мешочка предмет, на ощупь определяют, что это, называют его, а потом достают.
4. Дидактическая игра «Вершки и корешки»
Цель:
Формировать умение самостоятельно узнавать овощи, правильно называть их и собирать целое из частей.
Оборудование: Карточки с изображением овощей разрезанные на части.
Вариант игры: Воспитатель предлагает детям собрать картинки овощей из двух частей «вершков и корешков». Предварительно нужно ознакомить детей с собранными картинками, чтобы дети имели представления, как выглядят овоща под землей и на поверхности земли.
5. Дидактическая игра «Назови как можно больше признаков»
(согласование существительных с прилагательными).
Морковь (какая) — оранжевая, длинная, сладкая, полезная, твердая
помидор (какой) — красный, сочный, аппетитный, круглый
Огурец (какой) — овальный, хрустящий, зеленый, длинный, ароматный
6. Дидактическая игра «Картошечка»
Цель:
учить составлять предложения с определенным глаголом. Закреплять знания детей о труде взрослых в огородах, на полях.
Детям предлагается вспомнить о труде овощеводов. Затем придумать предложение с заданным словом – действием.
Копать Весной копают землю для посадки картофеля.
Ухаживать Чтобы вырос хороший урожай, за посадками надо ухаживать.
Поливать Летом солнце очень жаркое, поэтому нужно поливать растения.
Выдергивать Сорняки надо выдергивать, чтобы они не мешали расти картофелю.
Рыхлить
Выкапывать
Готовить
7. Дидактическая игра «Большой — маленький»
Словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов:
огурец — огурчик, помидор — помидорчик и т. д.
Логические цепочки.
Логические цепочки — игра для деток постарше. Но и с ребенком от 2 до 3 лет можно попробовать разложить последовательные картинки вместе и побеседовать на тему «что после чего». На тему фрукты у меня нашлись вот такие логические цепочки:
Скачать их можно, нажав на картинку.
Апельсин.
Загибаем пальчики поочередно.
Мы делили апельсин. Много нас, а он один! Эта долька – для ежат, Эта долька – для ужат, Эта долька — для утят, Эта долька — для котят. Эта долька – для бобра, А для волка – кожура!
Компот.
Изображаем действия в соответствии с текстом:
Будем мы варить компот, Фруктов нужно много вот: Будем яблоки крошить, Грушу будем мы рубить. Отожмем лимонный сок, Слив, положим и песок. Варим, варим мы компот. Угостим честной народ.
Фрукты.
Разгибаем пальчики поочередно.
Этот пальчик – апельсин, Он, конечно, не один. Этот пальчик – слива, Вкусная, красивая. Этот пальчик – абрикос, Высоко на ветке рос. Этот пальчик – груша, Просит: «Ну-ка, скушай!» Этот пальчик – ананас, Фрукт для вас и для нас.
Подборка дидактических игр по лксической теме «Фрукты», старшая группа
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ «ФРУКТЫ»
(старшая группа)
Учитель – логопед Пилипенко И.С
Игра «Что добавилось?»
Цель: развивать зрительную память и внимание, активизировать словарь существительных по теме.
Картинки рассматривай и их запоминай,Я новые добавлю, а ты их называй.
(Предметные картинки с изображением фруктов.)
Игра «Красный, желтый, зеленый»
Цель: уточнить представление детей об основных цветах, учить образовывать прилагательные, обозначающие признак предмета по цвету.
На картинки посмотри,Какой по цвету фрукт, ты скажи.
(Предметные картинки с изображением фруктов.) Красное яблоко, зеленая груша и т.д.
Игра «Круглый, овальный»
Цель: уточнить представление детей об основных геометрических фигурах, активизировать словарь существительных.
На картинки посмотри,Какой по форме фрукт, ты скажи.
(Круглое яблоко, овальный банан и т.д.)
Игра «Четвертый лишний»
Цель: учить детей выделять в предметах их существенные признаки и делать на этой основе необходимые обобщения, активизировать предметный словарь.
На картинку посмотри,Предмет лишний назовиИ свой выбор объясни.
Яблоко, груша, помидор, банан.
Яблоко, апельсин, персик, банан.
Игра «Скажи ласково»
Цель: учить детей образовывать существительные при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов.
Ты дружочек не зевай,Да словечко приласкай. (Яблоко – яблочко; лимон – лимончик и т.д.)
Игра «Один – много»
Цель: учить детей образовывать существительные множественного числа именительного и родительного падежей. Мы волшебники немного,Был один, а станет много. (Яблоко – яблоки – много яблок; груша – груши – много груш и т.д.)
Игра «Веселый счет»
Цель: учить детей согласовывать существительные с числительными «один», «два», «пять». Сколько их – всегда мы знаем,Хорошо мы все считаем. (Одно яблоко – два яблока – пять яблок и т.д.)
Игра «Из чего – какой?»
Цель: закрепить в речи детей употребление относительных прилагательных и способов их образования. Вот предмет, а из чего,Люди сделали его. (Сок из яблок – яблочный сок и т.д.) Варенье из яблок – яблочное варенье и т.д.)
Игра «Подбери слово»
Цель: учить подбирать прилагательные к существительным. Дети все на свете знают,Что каким у нас бывает. Яблоко какое? – красное, круглое, большое, сочное, сладкое. И т.д.
Игра «Рассказ о фрукте»
Цель: учить детей составлять описательный рассказ по опорной схеме. На фрукт посмотри,По схеме расскажи.По порядку говори,Ничего не пропусти.
Игра «В борщ или в компот»
Цель: учить классифицировать овощи и фрукты, знакомить со спецификой приготовления борща и компота. Развивать речь и память.
Игра на внимание.
Покажите ребенку картинку (при клике на картинку она появится в большем разрешении. Если решите распечатать картинку — смело сохраняйте ее и отправляйте на печать — она рассчитана на формат А4):
Попросите найти все одинаковые яблоки.
Если Вам повезло и у вас дома найдется несколько сортов разных яблок — то в такую игру можно сыграть и с настоящими яблоками.
Раскраска трафаретов.
Можно заняться раскрашиванием яблок. А чтобы в конце работы получился настоящий шедевр с аккуратными ровными краями — нам поможет трафарет:
Поскольку раскрашивать яблочко будут малыши — трафарет нужно будет крепко прикрепить к листу бумаги степлером или скотчем.
Перед тем, как начать раскрашивание, можно положить перед малышом настоящее яблоко и учиться раскрашивать «с натуры». (Но не все дети до 3 и даже до 4 лет способны уловить смысл раскрашивания «с натуры» — для этого нужно «созреть»).
Беседа о фруктах Л.К. Шлегер. 1913 год.
Подготовка к беседе.
Перед детьми разные фрукты. Они называют их, определяют форму, цвета. Определяют на ощупь и вкус с закрытыми глазами.
Под руками должны быть каталоги плодов; рисунки в красках (то есть цветные картинки); искусственные фрукты
Беседа.
На чем растут фрукты? Как называется дерево, на котором растут яблоки? Могут ли на яблоне расти сливы? Какой вид у спелого яблока? Какого вкуса оно? (Сладкое, сочное). Кто так нарумянил яблоко? Что защищает мякоть яблока? (Кожица). А когда поспевает яблоко? Красота яблони, увешанной румяными яблоками. Видал ли кто яблоню с яблоками? На чем сидят яблоки?
Кто может рассказать, как растет яблоко? Всегда ли оно такое большое и румяное? Какого цвета незрелое яблоко? А какое оно на вкус? Прежде чем появиться яблоку, яблоня цветет. Когда она цветет? Весной. Видал ли кто яблоню в цвету? Весной мы посмотрим ее, а пока посмотрим картинку.
Посмотрим, что внутри яблока, разрежем – одно вдоль, другое поперек. В чем сидят семечки и сколько их? А зачем семена нужны яблоне? А зачем нужна мякоть? Она охраняет семена. Какого цвета семена спелые? А неспелые?
Какие семена у вишни? У сливы?
Кто ест спелые плоды? Одни ли люди едят и любят их? Едят ли люди семена? Они выплевывают их. А птицы что едят? Семена попадают на землю, и что их них вырастает?
Что попадается иногда в яблоках, в грушах, в сливах? Червячок. Как попал червячок в яблоню? Остается ли червячок в яблоке? Он прогрызает его и выходит (найти яблоко с ходом червяка). Из червяка делается куколка, а из куколки бабочка.
Что мы делаем из фруктов? Из чего варим варенье? Видал ли кто сушеные фрукты? Показать и попробовать. Что еще делают из фруктов? Квас, наливку.
Растет ли у нас виноград? Что из него делают? Какие фрукты вы еще знаете, которые растут в теплых странах? Апельсины, мандарины, лимоны. Такая ли тонкая кожица у апельсина и лимона, как у яблока?
Какие плоды у дуба, у елки? Кто их собирает и ест? Это фрукты?
Детские работы по теме «Фрукты».
- Лепка плодов, рисование их.
- Вырезание и наклеивание (аппликация).
- Вырезание картинок с фруктами из каталогов, журналов.
- Иллюстрация «Сбор яблок».
- Фруктовая лавка (изготовление вместе с детьми макета для детских игр)
Вопрос для педагогов для размышления:
Со времени издания этой беседы для маленьких детей талантливого педагога Луизы Карловны Шлегер прошло ровно 100 лет! Изменились ли мы и наши дети? Чем отличается беседа о фруктах Л.К. Шлегер от современных бесед о фруктах в детском саду? Какие требования к беседе с детьми учтены при составлении данной беседы? Что бы Вы изменили в ней?
Еще о беседах с детьми и о нашей истории методики развития речи детей Вы узнаете из статьи «Беседа в детском саду» по материалам книги Е.А. Флериной «Живое слово в дошкольном учреждении».